Разработка урока Резание металла слесарной ножовкой
учебно-методическое пособие на тему

Для спецдисциплин и для общеобразовательных дисциплин "Учебный матeриал в раздел "Основная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_rezanie_metalla_slesarnoy_nozhovkoy.docx334.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области

 «Подмосковный колледж «Энергия»

Разработка урока производственной практики  

по теме

« Резание металла слесарной ножовкой »

Составил:  Мастер производственного обучения

                                                        ГБОУ СПО МО ПК «Энергия»

                                                    Костенко А.И.

2014

 

Тема урока  

«Резание металла слесарной ножовкой»

Цели:

1. Познакомить учащихся с процессом резания металла слесарной ножовкой;

2. Сформировать умение разрезания заготовки из сортового проката слесарной ножовкой;

3. Воспитывать у учащихся аккуратность и точность в работе;

4. Способствовать развитию грубой моторики.

          Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

           Методы обучения: устный опрос, показ учителем приемов резания, рассказ, демонстрация наглядных пособий, презентация, практическая работа.

           Наглядные пособия: ножовки, таблицы, заготовки, проектор.

Ход урока

I    Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II Теоретическая часть.

  1. Повторение пройденного материала.

Вопросы:

1) Назовите инструменты, применяемые для разметки заготовок из сортового проката.

2) В какой последовательности размечают заготовку для резания слесарной ножовкой?

3) Предложите способы, облегчающие процесс разметки заготовок  из сортового проката?

4) Из каких основных частей состоит штангенциркуль?

5) Какие измерения можно выполнять штангенциркулем?

6) Перечислите правила обращения со штангенциркулем.

7) Что такое нониус?

    2. Изложение нового материала.

1. Слесарная ножовка.

Для разрезания заготовок из сортового проката используют ручную слесарную ножовку (таб.1), которая состоит из двух основных частей: ножовочного станка (рамки) и ножовочного полотна.

Ножовочное полотно представляет собой тонкую и узкую стальную пластину с зубьями на одном из ребер. На концах ножовочного полотна имеются отверстия для закрепления его в ножовочном станке. Длина наиболее распространенных ножовочных полотен составляет 250 – 300 мм. Каждый зуб имеет форму клина и при резании работает как резец.

2. Подготовка ножовки к резанию.

        Подготовка ножовки к работе заключается в установке ножовочного полотна в станок и его натяжке. Сначала раздвигают передний и задний угольники станка на длину ножовочного полотна и в этом положении закрепляют станок с помощью обоймы. Затем вставляют концы ножовочного полотна в прорези натяжного винта и хвостовика и совмещают отверстия с отверстиями в ножовочном полотне. При этом следят за тем, чтобы зубья полотна были направлены в сторону, противоположную рукоятке. После этого вставляют в отверстия штифты и вращением гайки-барашка натягивают полотно. Натяжение должно быть не очень сильным и  не очень слабым, а достаточным для того, чтобы оно не изгибалось при работе. Сильное или слабое натяжение полотна может привести его к поломке при малейшем перекосе во время работы.

3.Приемы резания.

(Рассказ сопровождается показом приемов резания и слайдами)

        Для разрезания заготовки ее надежно закрепляют в тисках так, чтобы место разреза находилось недалеко от губок тисков. На месте разреза делают небольшой пропил трехгранным напильником, что обеспечит точное направление полотна.

        Во время работы необходимо принять правильную рабочую позу (таб.2): встать вполоборота к тискам, рукоятку ножовки обхватить пальцами правой руки, конец рукоятки при этом должен упираться в середину ладони, а большой палец –лежать на рукоятке сверху, вдоль нее. Левой рукой взять рамку ножовки так, чтобы большой палец находился внутри рамки, а остальные обхватывали гайку - барашек и натяжной винт.

        Во время работы ножовку нужно держать ровно, чтобы не получилось косого разреза. Двигают ножовкой плавно, без рывков. Нажимают только при движении вперед. Во время обратного хода, который называют холостым, ножовку слегка приподнимают, чтобы не тупились зубья. Нормальная скорость рабочих движений  30-60 двойных ходов в минуту (рабочий и холостой).

        Для правильного выполнения необходимо следовать следующим правилам.

        

1

При работе нужно использовать всю длину полотна, что обеспечивает равномерный износ зубьев и более длительную службу полотна.

2

Необходимо при работе смазывать полотно машинным маслом, чтобы он не нагревалось.

3

Полотно поворачивают на 900 , если разрез достаточно большой и при обычной установке при резании мешает станок.

4

Полосовой металл легче разрезать по узкой стороне: однако толщина полосы должна быть не меньше расстояния между тремя зубьями полотна, иначе  зубья поломаются. Если толщин заготовки меньше этого расстояния, то ее закрепляют в тисках между двумя деревянными брусками и затем разрезают.

5

В начале резания полосового и квадратного проката ножовку наклоняют слегка вперед, постепенно наклон уменьшают и после того, как пропил дойдет до ближайшего ребра, возвращают в горизонтальное положение.

6

При резании заготовок, имеющих ребра или острые кромки, резание должно идти от плоскости к ребру, чтобы не сломать зубья полотна.

        На предприятиях сортовой прокат режут с помощью механических, дисковых или ленточных пил  (таб.)

III  Практическая часть.

  1. Организация рабочего места.

Каждый учащийся выполняет задание  на своем рабочем месте. Для выполнения понадобятся тиски, трехгранный напильник,  слесарная ножовка, чертилка, разметочный циркуль, кернер, разметочный молоток, штангенциркули, заготовки.

  1. Вводный инструктаж.

Задание:

  • Разметьте заготовки;
  • Разрежьте заготовки;
  • Проверьте размеры заготовок по чертежу.

Правила техники безопасности

1

Работать только исправной ножовкой с прочно закрепленным и правильно натянутым полотном.

2

Ручка заготовки должна быть крепко насажена и не иметь трещин.

3

Нельзя вместо штифтов закреплять ножовочное полотно гвоздями или шурупами.

4

Нельзя работать ножовкой, в полотне которой есть сломанные зубья.

5

Опилки с верстака сметать щеткой, не сдувать и не удалять голыми руками.

6

Поддерживать удаляемую часть заготовки, чтобы она не упала и не повредила ногу.

7

Оберегать руки от ранения зубьями и острыми краями заготовок. Класть ножовку на верстак полотном от себя.

  1. Текущий инструктаж

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителем, контроль за соблюдением техники безопасности, ответы на возникающие вопросы, проверка правильности выполнения задания.

Возможные ошибки. 1) косой разрез, образующийся при уводе ножовочного полотна в  

                                        сторону (причины: неправильное закрепление или натяжение

                                        полотна, неправильный развод или неравномерный износ зубьев);

                                    2) несоблюдение заданных размеров, полученных после разрезания

                                        частей заготовки (причины: невнимательность во время работы,

                                        неправильная предварительная разметка);

                                     3)повреждение поверхности детали (причина: неправильный зажим

                                         Заготовки в тисках, без применения предохранительных губок).

Во время работы делается небольшой перерыв для проведения  физкультурной разминки.

  1. Заключительный инструктаж.

        Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно-полезном труде.

IV Итоговая часть и рефлексия

  1. Установка на следующий урок

На следующем уроке продолжим знакомство с технологией обработки металлов и сплавов. Получите новые знания и приобретёте умения рубки металлов.

  1. Домашнее задание.

Повторить изученный материал по резанию металла слесарной ножовкой, прочитать § 21 (с. 102-105)

  1. Сдача дежурными выполненной работы и рефлексия.

Учитель: «Ребята оцените сегодняшний урок».  (Учащиеся при выходе ставят магнитные фишки на смайлики)

Приложение к уроку:

  1. Таблицы и презентация.

st_11_4  kozm_sles_67

cd_sam_297

kozm_sles_67_1

Самоанализ урока по технологии

«Резание металла слесарной ножовкой»

        Урок проводился в специализированной слесарной мастерской по обработке металла.  

Четко поставлены цели уроков: познакомить учащихся с процессом резания металла слесарной ножовкой; сформировать умение разрезания заготовки из сортового проката слесарной ножовкой; воспитывать у учащихся аккуратность и точность в работе; способствовать развитию грубой моторики.

 Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, первичное  их, применение их на практике, закрепление обобщение и систематизация изученного, инструктаж по домашнему заданию).

 Методы обучения: устный опрос, показ учителем приемов резания, рассказ, демонстрация наглядных пособий, презентация, практическая работа.

 Применялись наглядные пособия: ножовки, таблицы, заготовки, проектор.

         

Урок четко связан с предыдущими занятиями – разметка металла.

Считаю, что поставленные цели были достигнуты. В соответствии с требованиями 30% времени отведено на теорию, а 70% - на практические занятия.

        К проведению занятий все подготовлено: инструменты, таблицы, раздаточный материал, учебники, плакаты (проектор). Организационная часть проведена четко, переход к следующему этапу проведен плавно, ученики настроены на усвоение новых знаний, создан благоприятный психологический климат.

Актуализация имеющихся знаний направлена на повторение необходимого материала, проведен фронтальный опрос, который дал возможность оценить степень готовности учащихся.

При объяснении нового материала проведен оптимальный отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Формирование новых знаний проводилось методом рассказа, беседы, использовались элементы исследовательской работы и создание проблемных ситуаций. Грамотно проведен отбор дидактических материалов, наглядных пособий, применение компьютерных технологий. На уроке применялись таблицы, подготовлена презентация по теме, а также показаны конкретные действия по работе со слесарной ножовкой, удачно сочетались содержание и методы обучения. Технологии сотрудничества способствовали доброжелательный тон, внимание, а иногда и юмор. Темп работы нормальный. Материал подобран эффективно с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Вводный инструктаж проведен в доступной для учащихся форме, на научной основе, использовалась наглядность, демонстрация операций и приемов работы.

Во время текущего инструктажа все учащиеся вовлечены в работу, рабочее место каждого хорошо организовано. В доброжелательном тоне указываются на недостатки и ошибки.

Практическая работа выполнялась под наблюдением мастера. При нарушении правил техники безопасности замечания делались своевременно, указывались на возможные травматические ситуации. Особое внимание уделялось на правила работы с режущим инструментом, на возможные ошибки, чреватые травматизмом.

Проверка практической работы показала на хорошее усвоение учащимися знаний теории и практики. Все получили прокомментированные объективные оценки.  Грамотно проведен заключительный инструктаж.  Учащиеся умело применили знание теории на практике. Рефлексия показала, что все довольны занятиям.

Перед уроком помещение мастерской проветрено. Во время проведения практических занятий проводилась физкультминутка, тренинг для глаз. В конце урока уборка помещения проведена всеми учащимися с соблюдением техники безопасности, дежурные проветрили помещение.

Воспитательному влиянию урока способствовали доброжелательная требовательность, мотивация на достижение цели, на сохранение интереса к профессии  слесаря, направленность на профессиональную ориентацию в будущем. Вовремя применялись народные пословицы: «Труд человека красит, а лень портит», «Умелые руки не знают скуки», которые прославляли физический труд человека.

На уроке рационально использовано время, отведенное на все этапы обучения. Логичен переход от одного этапа к другому. Применялись коллективные формы работы, технология сотрудничества, здоровьесберегающие и здоровьеформирующие  технологии,  элементы информационных  технологий.

Цели достигнуты, время распределено рационально, занятие проведено по плану.