МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Экономика отрасли специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
методическая разработка
Практическое занятие проводится в учебных кабинетах. Продолжительность занятия не менее двух академических часов.
Целью практических занятий является приобретение начальных практических навыков при которых студент:
- получает способность владеть терминологией дисциплины, что приобретается при попытках выполнить практическое задание и при обсуждении с преподавателем отчёта о выполнении практического задания;
- учится использовать базовые положения при решении профессиональных задач, что приобретается при поиске и привлечении необходимого теоретического материала при решении поставленных в практическом задании задач;
- получает способность использовать профессионально-ориентированную риторику, что приобретается при формировании в письменной форме всех высказываний, необходимых для пояснения своих действий;
- учится владеть навыками самостоятельной работы, что приобретается непосредственно в процессе подбора на основе анализа поставленной в практической работе задачи необходимого теоретического материала для решения этой задачи;
- учится владеть основными методами, средствами и способами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, что приобретается при выполнении отчёта о решении поставленной задачи.
Практические работы выполняются студентами по выданному преподавателем заданию. Результатом выполнения задания является отчёт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mu_pr_ekonomika_otrasli_opu.docx | 175.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Экономика отрасли
специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практическое занятие проводится в учебных кабинетах. Продолжительность занятия не менее двух академических часов.
Целью практических занятий является приобретение начальных практических навыков при которых студент:
- получает способность владеть терминологией дисциплины, что приобретается при попытках выполнить практическое задание и при обсуждении с преподавателем отчёта о выполнении практического задания;
- учится использовать базовые положения при решении профессиональных задач, что приобретается при поиске и привлечении необходимого теоретического материала при решении поставленных в практическом задании задач;
- получает способность использовать профессионально-ориентированную риторику, что приобретается при формировании в письменной форме всех высказываний, необходимых для пояснения своих действий;
- учится владеть навыками самостоятельной работы, что приобретается непосредственно в процессе подбора на основе анализа поставленной в практической работе задачи необходимого теоретического материала для решения этой задачи;
- учится владеть основными методами, средствами и способами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером, что приобретается при выполнении отчёта о решении поставленной задачи.
Практические работы выполняются студентами по выданному преподавателем заданию. Результатом выполнения задания является отчёт.
Практическая работа № 1
Определение показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов, включая отраслевые показатели использования подвижного состава.
Цель работы: Научиться рассчитывать показатели использования основных фондов организации.
Обеспечение:
- рабочая тетрадь по дисциплине;
-конспект лекций;
-калькулятор.
Отчет по практической работе должен содержать:
- номер, тему практической работы;
-краткое описание каждого задания;
- выполненное задание;
- ответы на контрольные вопросы.
Выполнение работы:
1.Последовательно выполните предложенные задания;
2.В случае затруднений обращайтесь к преподавателю.
Для определения экономической эффективности использования основных фондов рассчитаем следующие показатели:
1) фондоотдачу (ФО), определяется отношением выпуска продукции в стоимостном выражении к среднегодовой стоимости основных фондов):
ФО = ВПс / ОПФсг, (1)
2) фондоемкость (ФЕ) - показатель обратный фондоотдаче:
ФЕ = ОПФсг / ВПс, (2)
3) фондовооруженность труда (Фв) характеризует величину основных фондов (ОПФсг) на одного работника предприятия (Чср), она рассчитывается следующим образом:
Фв = ОПФсг / Чср. (3)
Задание 1. Рассчитать показатели эффективности использования основных фондов по следующим данным:
Показатели | Единица измерения | Обозначение | 1 год | 2 год | 3 год |
Объем выпущенной продукции в стоимостном выражении | млн. руб. | ВПс | 2437 | 2451 | 2465 |
Численность работников | чел. | ЧРср | 1830 | 1880 | 1900 |
Среднегодовая стоимость ОПФ | млн. руб. | ОПФсг | 177 | 186 | 180 |
Контрольные вопросы:
1.Что такое основные производственные фонды?
2. Состав основных производственных фондов.
3. Что относится к активной и пассивной части фондов?
4. Как повысить эффективность использования основных производственных фондов?
Практическая работа № 2
Расчет суммы амортизационных отчислений по подвижному составу автотранспорта.
Цель работы: Научиться определять стоимость и структуру основных фондов, а также рассчитать амортизационные отчисления.
Обеспечение:
- рабочая тетрадь по дисциплине;
-конспект лекций;
-калькулятор.
Отчет по практической работе должен содержать:
- номер, тему практической работы;
-краткое описание каждого задания;
- выполненное задание;
- ответы на контрольные вопросы.
Выполнение работы:
Последовательно выполните предложенные задания;
В случае затруднений обращайтесь к преподавателю.
Основные фонды занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия, от их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния и конкурентоспособность продукции.
Основные производственные фонды - это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства (рабочие машины и оборудование, силовые машины и другие орудия труда, с помощью которых осуществляется производство продукции), а также объекты, создающие условия для использования орудий труда в процессе производства (здания, сооружения и др.).
В зависимости от функционального назначения основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.
Основные производственные фонды - это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства (рабочие машины и оборудование, силовые машины и другие орудия труда, с помощью которых осуществляется производство продукции), а также объекты, создающие условия для использования орудий труда в процессе производства (здания, сооружения и др.). К непроизводственным относятся основные фонды жилищного хозяйства, здания и сооружения подсобного сельского хозяйства, торгово-снабженческих организаций, культуры, науки и просвещения, принадлежащие предприятию.
По вещественно-натуральному составу производственные основные фонды делятся на следующие группы: здания; сооружения; передаточные устройства; силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; транспортные средства; инструменты; производственный и хозяйственный инвентарь; прочие фонды.
С целью упрощения учета производственных основных фондов мелкие предметы в их состав не включают. Это инструменты, инвентарь и принадлежности, малоценные предметы, срок службы которых составляет менее одного года. Аналогичные объекты со сроком их службы более одного года относятся к производственным основным фондам.
Оценка основных фондов может осуществляться по следующим видам стоимости: первоначальной, остаточной, восстановительной.
Первоначальная стоимость представляет собой сумму денежных затрат на создание основных фондов в момент ввода их в эксплуатацию. Это затраты на строительство зданий, разработку проектно-сметной документации, покупку оборудования. Остаточная стоимость - это первоначальная стоимость за вычетом начисленного износа, предназначенного на полное восстановление. Восстановительная стоимость - это денежные затраты, необходимые для приобретения или строительства объекта при действующих в современных условиях ценах.
Оценка по полной первоначальной стоимости характеризует фактические затраты на создание или приобретение основных фондов в ценах соответствующего года. Она определяется по формуле:
, где
- расходы на постройку и покупку ОФ (руб.);
- расходы на перевозку ОФ на предприятии (руб.);
- расходы на установку и монтаж ОС (руб.).
Оценка полной восстановительной стоимости характеризует стоимость воспроизводства основных фондов по ценам года оценки. Она определяется по той же формуле.
Остаточная (первоначальная или восстановительная) стоимость определяется вычитанием стоимости износа из полной первоначальной или полной восстановительной стоимости.
;
, где
- полная восстановительная стоимость (руб.):
- норма амортизации %;
Т- число лет службы основных фондов с момента приобретения.
Ежегодную сумму амортизационных отчислений рассчитывают следующим образом:
,
где А - ежегодная сумма амортизационных отчислений;
ОПФп - первоначальная стоимость объекта;
На - норма амортизационных отчислений.
Воспользовавшись формулами рассчитаем ежегодную сумму амортизационных отчислений
Задание 1. Организация приобрела оборудование в 2005 г. Определить его первоначальную и остаточную стоимость на 1.01.2012 г.
Исходные данные:
Оптовая цена парогенератора в 2005 г. 25 тыс.руб.
Транспортные расходы по доставке составляют 7%, расходы по установке и монтажу 3% от оптовой цены. Норма амортизации составляет 3,5%
Задание 2. Определить полную первоначальную восстановительную и остаточную стоимость основных фондов, исходя из следующих данных:
| Количество | Цена приобретения | Цена на 01.01.2015 | Износ |
COMPRESSOR DAIKIN model JT1G-VDKYR | 3 | 38 тыс. руб. | 39 тыс. руб. | 20% |
Канальный вентилятор VR70-40/35.4D | 2 | 10 тыс. руб. | 12 тыс. руб. | 50% |
Задание 3. Оборудование в 2008 г. Стоило 75 тыс. руб., расходы по транспортировке составляли 20% от стоимости. В 2015 г. Оборудование стало стоить на 30% дороже, а транспортные расходы увеличились на 5%. Определить первоначальную и восстановительную стоимость оборудования.
Задание 4
Рассчитать ежегодную сумму амортизационных отчислений по следующим данным:
Показатели | Единица измерения | Обозначение | 1 год | 2 год | 3 год |
Первоначальная стоимость промышленных основных производственных фондов | млн. руб. | ОПФп | 177 | 186 | 180 |
Годовая норма амортизации | % | На | 11 | 11 | 11 |
Практическая работа № 3
Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.
Цель работы: Научиться определять потребность предприятия в оборотных средствах
Обеспечение:
- рабочая тетрадь по дисциплине;
-конспект лекций;
-калькулятор.
Отчет по практической работе должен содержать:
- номер, тему практической работы;
-краткое описание каждого задания;
- выполненное задание;
- ответы на контрольные вопросы.
Выполнение работы:
1.Последовательно выполните предложенные задания;
2.В случае затруднений обращайтесь к преподавателю.
Каждая организация должна рассчитывать минимально необходимый размер оборотных средств (материалов).
Избыток оборотных средств является причиной образования неоправданных запасов материалов. При недостатке организация не может своевременно рассчитываться с поставщиками, рабочими, бюджетом, не может обеспечить непрерывность производственного процесса.
Каждая организация сама определяет размер оборотных средств на создание производственных запасов.
Для этого организация рассчитывает норматив по каждому наименованию оборотных фондов (основных материалов) определяется по формуле
Н=Р*Д,
Где Р- однодневный расход основных материалов по смете затрат на производство работ (тыс.руб)
Д- норма запаса (дни) оборотных средств
Однодневный расход определяется путем деления суммы годового расхода на 360 дней (по смете затрат на производство).
При расчете нормы оборотных средств учитываются следующие нормообразующие факторы:
- транспортный запас учитывает период времени от даты оплаты платежного требования до даты поступления груза на склад;
-подготовительный запас включает время, необходимое для приемки, разгрузки, сортировки, складирования поступивших материалов и определяется по установленным нормам;
-текущий запас предназначен для обеспечения непрерывности производственного процесса в период между двумя поставками;
-размер текущего запаса зависит от среднедневного расхода и частоты поставок;
-страховой запас необходим для предотвращения последствий возможных перебоев в снабжении.
В организации устанавливаются максимальная и минимальная норма запаса. Максимальная норма производственного запаса в днях определяется
Д(мах) =П(ср)+ З(с)
Где П(ср)- плановая величина средней частоты поставок, дни П(ср)=З(т)*2
З(с)- страховой запас, дни.
Минимальная норма
Д(мих) =1+ З(с)
Кроме того, рассчитывают показатель текущей обеспеченности организации материалами по формуле
О=О(факт)/Р(дн)
Где О(факт)- величина фактического запаса на конкретную дату (фактические остатки)
Р(дн)- однодневный расход данного материала.
При сравнении показателя текущей обеспеченности с максимальной нормой запаса выявляются величина сверхнормативного запаса или недостатка того или иного материала.
Коэффициент интенсивного использования оборудования, Ки, определяется отношением фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности, т. е. технической норме производительности:
, (1)
где Вф - фактическая выработка продукции в единицу времени;
Вт - техническая норма производительности оборудования в единицу
времени.
Коэффициент экстенсивного использования оборудования, Кэкст, определяется отношением фактического количества часов работы по плану или к календарному фонду времени
, (2)
где Тф - фактическое время работы оборудования, часы;
Тп - время работы оборудования по плану или норме, часы.
Коэффициент интегрального использования оборудования, Кинт, определяется как произведение коэффициентов и экстенсивного использования оборудования:
(3)
Задание 1. Рассчитать норматив основных материалов в натуральном и денежном измерении.
Таблица 1
Показатели | Количество | |
Красный | Силикат | |
Годовой расход, тыс. шт. | 800 | 1500 |
Цена 1 тыс.шт., руб. | 3000 | 4700 |
Транспортный запас, дни | 2 | 2 |
Время загрузки, дни | 0,5 | 1 |
Текущий запас, дни | 5 | 8 |
Норма страхового запаса, % от нормы тукущего запаса | 30 | 30 |
7.Сумма годового расхода, тыс.руб. |
|
|
8.Однодневный расход, руб.штук |
|
|
9.Норма запаса, дни |
|
|
10.Норматив оборотных средств, руб. |
|
|
11.Фактические остатки на 1.01. тыс.руб. |
|
|
Задание 2. За 120 дней на заводе должны переработать 450 тыс. тонн продукта. Фактически переработано 400 тыс. тонн. Определить коэффициент интенсивной загрузки оборудования.
Задание 3. Среднемесячный остаток оборотных средств предприятия составлял (в тыс. руб.) в январе 600, в феврале 580, в марте 572. Определить среднеквартальный остаток оборотных средств.
Контрольные вопросы:
Что понимается под оборотными средствами и каков их состав?
Что включает в себя норма запаса оборотных средств в днях?
Как определяется норматив оборотных средств?
Понятие и состав оборотных средств.
Что такое оборачиваемость оборотных средств и ее показатели?
Практическая работа № 4
«Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава»
Учебная цель: обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную перевозку грузов (ПК 3.2).
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности организации.
знать:
- организацию производственного и технологических процессов.
Обеспеченность занятия
- Учебно-методическая литература:
- Экономика автомобильного транспорта. Под редакцией Г.А. Кононовой. М.: Академия, 2005 г.
Справочная литература:
- Библиотека автомобилиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.viamobile.ru/index.php , свободный. – Загл. с экрана
- Рабочая тетрадь обычная, в клетку.
- Ручка.
- Карандаш простой.
- Чертежные принадлежности.
Краткий теоретический материал
Автомобилей–дни в хозяйстве:
АДх = Ас ·Дк ,
где Ас – списочное количество автомобилей, ед.,
Дк = 365 дн. - число календарных дней в году, дн.
Автомобиле–дни в работе:
АДр = АДх ·αв,
где αв – коэффициент выпуска автомобилей.
Среднесписочное количество автотонн:
АТ = Ас·g,
где g – грузоподъемность автомобиля, т.
Число ездок с грузом за день:
,
где Тн – время в наряде, ч;
υт – средняя техническая скорость, км/ч;
β – коэффициент использования пробега;
- средняя длина ездки с грузом, км;
Tпр – время простоя под погрузкой–разгрузкой на одну ездку, ч.
Среднесуточный пробег:
, км.
Выработка на одну среднесписочную автотонну за год:
а) в тоннах, т
,
где Q – объем перевозок грузов, т;
γ – коэффициент использования грузоподъемности;
Др – дни работы в году, Др =305 дн.;
б) в тонно-километрах, ткм
,
где Р – грузооборот, ткм.
Автомобиле-часы в наряде:
АЧн = АДр ·Тн .
Количество ездок с грузом, ед.:
Σnег = nег·Др .
Общий пробег, км:
.
Пробег с грузом, км:
Lгр = Lобщ·β.
Объем перевозок, т:
Q = nег·g·Др·γ.
Грузооборот, ткм:
Р = Q·lег.
Вопросы для закрепления теоретического материала
- Какие показатели характеризуют производственную базу автотранспортного предприятия?
- Какие показатели характеризуют производительность автомобиля?
- Какие показатели характеризуют производственную программу автотранспортного предприятия?
- Назовите единицы измерения выработки на грузовых автомобильных перевозках.
- Какие показатели позволяют оценить использования автомобилей и прицепов и результаты их работ?
- Какими эксплуатационными показателями оценивается использование подвижного состава автомобильного транспорта?
- Какие показатели определяют эффективность использования пробега подвижного состава?
Задание для практического занятия
Рассчитать производственную программу по эксплуатации подвижного состава по данным, указанным в таблице.
Таблица 1 - Исходные данные
Наименование показателей | № варианта | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Марка подвижного состава | ЗИЛ-431510 | ПАЗ-3201 | ЗИЛ-431810 | МАЗ-5549 | МАЗ-5335 | ЗИЛ-431610 |
Списочное количество автомобилей, ед. | 100 | 55 | 90 | 100 | 120 | 150 |
Среднесуточный пробег, км | 150 | 250 | 220 | 190 | 200 | 170 |
Категория условий эксплуатации | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Дни работы в году, дн. | 253 | 365 | 253 | 253 | 253 | 253 |
Количество смен работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Инструкция по выполнению практической работы
- Повторить теоретический материал по разделу «Планирование хозяйственной деятельности предприятия».
- Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
- Выполнить задание. Результаты представить в форме таблицы.
Таблица 2 – Результаты расчётов
Наименование показателей | Величина показателей |
Исходные данные | |
| |
Производственная база | |
| |
Производительность автомобиля | |
А) в тоннах Б) в тонно-километрах | |
Производственная программа | |
|
Порядок выполнения отчета
- Наименование раздела.
- Название практической работы.
- Учебная цель.
- Задание для практического занятия.
- Выполнение задания.
- Таблица.
Практическая работа № 5
Расчет производственной программы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.
Методические указания:
Расчет количества воздействий
1) Количество технических обслуживаний № 2 определяется по формуле:
где: - нормативная периодичность ТО-2, км. (стр. 14 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (стр. 26 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий климатический район и условия эксплуатации (стр. 27 ПОЛОЖЕНИЯ)
2) Количество технических обслуживаний № 1 определяется по формуле:
где: - нормативная периодичность ТО-1, км. (стр. 14 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (стр. 26 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий климатический район и условия эксплуатации (стр. 27 ПОЛОЖЕНИЯ)
3) Количество сезонных обслуживаний определяется по формуле:
4) Количество ежедневных обслуживаний определяется по формуле:
Расчет трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава
1) Трудоемкость ТО-2
- скорректированная трудоемкость одного обслуживания определяется по формуле:
где: - нормативная трудоемкость ТО-2 (стр. 15 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы (стр. 27 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых в АТП, и количество технологически совместимых групп подвижного состава (стр. 29 ПОЛОЖЕНИЯ)
- годовая трудоемкость технического обслуживания №2 определяется по формуле:
2) Трудоемкость ТО-1
- скорректированная трудоемкость одного обслуживания определяется по формуле:
где: - нормативная трудоемкость ТО-1 (стр. 15 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы (стр. 27 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых в АТП, и количество технологически совместимых групп подвижного состава (стр. 29 ПОЛОЖЕНИЯ)
- годовая трудоемкость технического обслуживания № 1 определяется по формуле:
3) Трудоемкость ежедневного обслуживания
- скорректированная трудоемкость одного обслуживания определяется по формуле:
где: - нормативная трудоемкость ЕО (стр. 15 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы (стр. 27 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых в АТП, и количество технологически совместимых групп подвижного состава (стр. 29 ПОЛОЖЕНИЯ)
- годовая трудоемкость ежедневного обслуживания определяется по формуле:
4) Трудоемкость сезонного обслуживания
- скорректированная трудоемкость одного обслуживания определяется по формуле:
где: - норматив трудоемкости сезонного обслуживания (стр. 14 ПОЛОЖЕНИЯ)
- годовая трудоемкость сезонного обслуживания определяется по формуле:
5) Трудоемкость текущего ремонта
- скорректированная трудоемкость текущего ремонта на 1000 км пробега определяется по формуле:
где:
где: - нормативная трудоемкость текущего ремонта (стр. 15 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (стр. 26 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы (стр. 27 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий климатический район и условия эксплуатации (стр. 27 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий пробег с начала эксплуатации (стр. 28 ПОЛОЖЕНИЯ)
- коэффициент, учитывающий количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых в АТП, и количество технологически совместимых групп подвижного состава (стр. 29 ПОЛОЖЕНИЯ)
- годовая трудоемкость текущего ремонта определяется по формуле:
6) Суммарная трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава определяется по формуле:
Вариант задания:
Определить:
- количество технологических воздействий (ТО-1, ТО-2, СО, ЕО);
- общую трудоемкость работ по ТО и ТР;
- численность ремонтных рабочих.
Исходные данные:
- автомобиль МАЗ – 5335;
- общий пробег за год – 2920000 км;
- среднесписочное количество – 35 единиц;
- среднесуточный пробег – 200 км;
- категория условий эксплуатации – 3;
- климатический район – умеренно-холодный;
- количество автомобилей, обслуживаемых на АТП – 110;
- количество технологически совместимых групп ПС – 2;
- пробег от нормативного – 0,7;
- годовой фонд рабочего времени одного ремонтного рабочего- 1640 час.;
- коэффициент, учитывающий рост производительности труда – 1,05 .
Практическая работа № 6
Расчет потребности в топливе, смазочных материалах, автошинах. Расчет потребности в запасных частях и материалах для технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Цель работы
- закрепить теоретические знания о технико-экономических показателях автотранспортного предприятия;
- освоить методику расчета технико-экономических норм расхода автомобильного топлива и смазочных материалов;
- развивать умение применять теоретические знания при решении задач;
- воспитывать внимательность и аккуратность.
Общие сведения
Норма расхода топлива (или смазочного материала), применительно к автомобильному транспорту, подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Под нормой расхода понимают предельно допустимую величину расхода ресурсов на производство единицы продукции.
Нормы должны быть прогрессивными, т. е. их нужно устанавливать на основе передового опыта и достижений науки и техники.
Нормы расхода топлива (смазочных материалов) на автомобильном транспорте предназначены для:
- расчетов нормируемого значения расхода топлива;
- для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ;
- планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами;
- проведения расчетов по налогообложению предприятий;
- осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов;
- проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т. д.
При нормировании расхода топлива различают базовое значение расхода топлива, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы (по действующей методике определения базовых норм данного показателя), и расчетное нормативное значение расхода топлива, которое учитывает выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Нормы расхода топлива, приведенные в Руководящем документе, утвержденном Минтрансом, имеют статус постоянных норм. Вновь разрабатываемые и устанавливаемые для автомобилей нормы действуют как временные до их введения в качестве постоянных или при переутверждении, или при дополнении Руководящего документа с учетом развития структуры автопарка страны. Так, например, согласно Информационному сообщению Минтранса РФ от 25 июля 2003 г., вступил в силу Руководящий документ, срок действия которого установлен до 1 января 2008 г.
Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и со-ответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и определяется отдельно.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
- Базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега авто-транспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии.
- Транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:
- автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;
- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала.
3. Транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т-км) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей), соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями.
Нормы расхода запасных частей и материалов для технического обслуживания и ремонта подвижного состава рассчитываются в зависимости от потребности в запасных частях для ТО и ТР, возникающей в процессе эксплуатации, и определяются:
- надежностью изделия;
- уровнем технической эксплуатации; 3) условиями эксплуатации.
Потребность в запасных частях:
- диктует спрос на них;
- определяет размер запасов на предприятиях, объем и периодичность заказов; 3) обуславливает финансовые затраты на приобретение и содержание запасных частей, которые, например, при ТР достигают 40%.
Потребность в запасных частях оформляется в виде норм расхода.
Виды норм:
- финансовые — средние удельные затраты на запасные части, расходуемые на эксплуатацию, в том числе по видам ТО и ремонта (ТО-1, ТО-2, ТР), руб./ЮОО км; применяются для парка автомобилей при планировании расходов; определяются посредством обобщения опыта, с помощью данных по фактическим расходам, аналитическими расчетами;
- номенклатурные (Н) — устанавливают средний расход кон-кретной детали в штуках на N автомобилей в год (в России N = 100), содержатся в каталогах заводов-производителей, номенклатурных тетрадях, у дистрибьюторов; включают от 400 до 800 наименований деталей;
- индивидуальные — разрабатываются для конкретного АТП, фирмы, маршрута; учитывают специфику эксплуатации.
Потребное количество шин для АТП в год можно рассчитать по следующей зависимости:
λг х n
Nш = ________
λн,
где
Nш - годовая потребность в шинах для АТП (шт.); λг - годовой пробег автомобилей общий по парку (км.); n - число шин на одном автомобиле (без запасного колеса), (шт.); λн - нормативный пробег шин (км.).
Заводы – изготовители гарантируют следующие пробеги шин:
- для легковых автомобилей диагональные шины – 33 тыс. км.;
радиальные с металлокордовым брекером – 46 тыс. км.;
- для шин грузовых автомобилей постоянного давления, автобусов и автоприцепов:
диагональные шины – 53…65 тыс. км.;
радиальные шины с металлокордовым брекером – 70 тыс. км.;
- для шин грузовых автомобилей с регулируемым давление воздуха – 30…35 тыс. км.
Эти нормативы должны уточняться для каждого конкретного типа и модели современной автомобильной шины. В целом для радиальных шин гарантийный пробег может быть выше на 20…30% по сравнению с диагональными.
Для предупреждения преждевременного старения резины все новые, восстановленные, пригодные к эксплуатации и ремонту шины, камеры и ободные ленты хранятся в сухом помещении, защищенном от солнечных лучей. При наличии в складском помещении окон их стекла окрашиваются красной или оранжевой краской. При хранении шин допускается колебание температуры воздуха от -30 до +35°С и относительной влажности от 50 до 80%. Температура и относительная влажность на складах регулируются проветриванием помещений.
Шины хранятся в вертикальном положении на стеллажах либо на полу или подставках методом вертикального складирования (одна на другую плашмя) в числом рядов не более 6…7 для легковых автомобилей и 4…5 для грузовых автомобилей.
Стеллажи с шинами и вешалки с камерами должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов. Нельзя хранить шины совместно с топливо-смазочными материалами, а также кислотами и щелочами.
При расчете потребности предприятия в шинах необходимо исходить из предусмотренной в расчетах плана общей величины пробега и установленных норм эксплуатационного пробега шин.
Нормы эксплуатационного пробега шин до списания корректируются с учетом условий эксплуатации. Нормы снижаются при следующих условиях:
- постоянная работа на разработках угля и руды при добыче открытым способом и в каменных карьерах – до 15%;
- для автобусов отечественных марок при междугородних и международных перевозках – до 15%;
- постоянная работа автомобилей с прицепами и полуприцепами – до 10%;
- для автомобилей-самосвалов – до 10%;
- для бортовых автомобилей, занятых на лесоразработках, стройках, строительстве и ремонте дорог, вывозе нефтепродуктов и химикатов – до 10%.
Суммарное снижение нормы эксплутационного пробега шин, включающее все перечисленные факторы, не должно превышать 30%.
Потребное количество шин рассчитывается отдельно по каждой марке шин. При использовании автопоезда предполагается использование одинаковых видов шин на автомобиле и прицепе (полуприцепе).
Потребное количество автомобильных шин определяется по следующей формуле:
где nшi – число шин i-й марки на одном автомобиле (автопоезде) без запасной;
Lн – скорректированная норма пробега шин для i-й марки шин, км.
Затраты на шины, руб., определяются путем умножения потребного количества на цену автомобильной шины i-й марки:
Затраты на восстановление износа и ремонт шин определяются исходя из норм, установленных в процентах к стоимости одной шины на 1000 км пробега либо принимаются в размере 90% от затрат на приобретение новых шин.
1. Расчет норм расхода автомобильного топлива
Задача 1.1
Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль такси Renault Logan 1.4, работавший в горной местности на высоте 300-800 м, совершил пробег 244 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива для легкового автомобиля Renault Logan 1.4составляет Hs = ___ л/100 км;
- надбавка за работу в горной местности на высоте над уровнем моря от 300 до 800 м составляет D = __ Нормативный расход топлива составляет:
Задача 1.2
Из путевого листа установлено, что городской автобус Ikarus-280.33 работал в городе 100-250тыс. чел. в зимнее время с использованием штатных отопителей салона Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 (отопитель прицепа), совершил пробег 164 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
- транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса Ikarus280.33 составляет Hs = л/100 км;
- надбавка за работу в зимнее время составляет D =
- надбавка за работу в городских условиях D =
- норма расхода топлива на работу отопителя Sirokko-268 совместно с Sirokko-262 составляет Нот =
Нормативный расход топлива составляет:
Задача 1.3
Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ-431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т-км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ-431410 составляет Hs = л/100 км;
- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = ____л/100 т-км.
Нормативный расход топлива составляет:
Задача 1.4
Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 475 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-5320 составляет Hs =
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw = - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, составляет Hm =
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = ___, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D =
- масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 m = 3,5 т;
Нормативный расход топлива:
Задача 1.5
Из путевого листа установлено, что автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т-км транспортной работы при пробеге 595 км.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs =
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw =
- норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа (полуприцепа) Нm =
- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А m = 5,7 т;
- надбавка за работу в зимнее время D =
-снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D =
Нормативный расход топлива:
Задача 1.6
Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом Z = 10 поездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.
Исходные данные:
- транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs =
- норма расхода топлива для самосвалов на каждую поездку с грузом составляет Hz
=
- надбавки за работу в зимнее время D =____, на работу в карьере D =
Нормативный расход топлива:
2. Расчет потребности в смазочных материалах и автомобильных шинах
Задача 2.1
Согласно представленному водителем путевому листу пробег автомобиля Kia Sportage 2.0 за 31 марта 2015 г. в условиях города с населением от 100 до 250 тыс. человек составил 120 км. Базовая норма расхода бензина для данного легкового автомобиля равна 12,9 л/100 км. Приказом директора фирмы утверждены следующие надбавки:
- при работе в городских условиях - 10%; - в зимнее время года - 10%. Среднестатистический пробег шины данной марки 45 тыс. км.
Определить нормативный расход топлива за день, норму эксплуатационного пробега шин и потребность в смазочных материалах
Задача 1.
На участке по ремонту двигателей осуществляется ТР ЛАЗ -695 М, годовой пробег парка составил 618500 км. Определить сумму затрат на материалы и запасные части. Норма затрат на материалы и запасные части приведены в приложение 1, а удельный вес затрат на материалы и запасные части, приходящихся на участок приведены в приложение 2. Данные расчетов занести в таблицу:
№ | Наименование показателей | Единицы | Показатель |
п/п | измерения | ||
1. | Общий пробег парка | км |
|
2. | Норма затрат на материалы на 1000 км пробега | руб. |
|
3. | Норма затрат на запасные части на 1000 км пробега | руб. |
|
4. | Сумма затрат на материалы | руб. |
|
5. | Сумма затрат на запасные части | руб. |
|
Задача 2.
На СТОА общего назначения осуществляется обслуживание ГАЗ-24 «Волга», годовой пробег парка составил 218700 км. Определить сумму затрат на материалы и запасные части. Норма затрат на материалы и запасные части приведены в приложение 1, а удельный вес затрат на материалы и запасные части, приходящихся на участок приведены в приложение 2. Данные расчетов занести в таблицу:
№ п/п | Наименование показателей | Единицы измерения | Показатель |
6. | Общий пробег парка | км |
|
7. | Норма затрат на материалы на 1000 км пробега | руб. |
|
8. | Норма затрат на запасные части на 1000 км пробега | руб. |
|
9. | Сумма затрат на материалы | руб. |
|
10. | Сумма затрат на запасные части | руб. |
|
Задания для практического занятия
Задача 1.
Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-5320 с прицепом ГКБ-8350 выполнил 6413 т-км транспортной работы в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 475 км. Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ5320 составляет Hs =
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw =
- норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, составляет Hm =
- надбавка за работу в зимнее время составляет D = ___, за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D = - масса снаряженного прицепа ГКБ-8350 m = 3,5 т; Нормативный расход топлива:
Задача 2.
Из путевого листа установлено, что автомобиль-тягач МАЗ-5429 с полуприцепом МАЗ-5205А выполнил 9520 т-км транспортной работы при пробеге 595 км. Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для тягача МАЗ-5429 составляет Hs =
- норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет Hw =
- норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа (полуприцепа) Нm =
- масса снаряженного полуприцепа МАЗ-5205А m = 5,7 т;
- надбавка за работу в зимнее время D =
-снижение в связи с передвижением автопоезда по загородной дороге с усовершенствованным покрытием D = Нормативный расход топлива:
Задача 3.
Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал МАЗ-5551 совершил пробег 165 км, выполнив при этом Z = 10 поездок с грузом. Работа осуществлялась в зимнее время в карьере.
Исходные данные:
- транспортная (с коэффициентом загрузки 0,5) норма расхода топлива для автомобиля-самосвала МАЗ-5551 составляет Hs =
- норма расхода топлива для самосвалов на каждую поездку с грузом составляет
Hz =
- надбавки за работу в зимнее время D =____, на работу в карьере D = Нормативный расход топлива:
Задача 4.
Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль ЗИЛ431410 при пробеге 217 км выполнил транспортную работу в объеме 820 т-км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
- базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля ЗИЛ431410 составляет Hs = л/100 км;
- норма расхода бензина на перевозку полезного груза составляет Hw = ____л/100 т-км.
Нормативный расход топлива составляет:
Вариант 1
- Рассчитайте расход топлива на эксплуатацию грузового автомобиля ГАЗ-53, совершившего зимой в карьере пробег 90км и выполнившего при этом транспортную работу 185 ткм.
- Автомобиль марки ИЖ-2715 в зимнее время в городе с населением 600 тыс. жителей работал в почтовом ведомстве, выгружая из почтовых ящиков корреспонденцию, и совершил пробег 150км. Рассчитайте нормируемый расход топлива.
- Сколько топлива должен затратить автомобиль ГАЗ-53А, совершивший по загородной дороге с усовершенствованным покрытием пробег 48км и выполнивший транспортную работу 75 ткм?
- Сколько топлива затратил автобетоносмеситель на базе автомобиля КамАЗ5511, совершивший летом за 48 часов работы пробег 2000км, 40 ездок с грузом. Следует учесть, что половину этого времени работало спецоборудование, расход топлива на 1 час работы которого составляет 7л.
- Бортовой грузовой автомобиль ГАЗ-66 совершил зимой в районе с умеренным климатом пробег 300км и выполнил транспортную работу 480 т км. Рассчитайте нормативный расход топлива.
Вариант 2
- Автомобиль ГАЗ-53А с прицепом при общем пробеге 320км совершил транспортную работу 1820 ткм зимой в районе Крайнего Севера. Масса прицепа 1,9т. Рассчитайте нормированный расход топлива.
- Легковой автомобиль ВАЗ-2109 летом совершил пробег 40км по городу с населением 4 млн человек, а затем по загородной дороге с усовершенствованным покрытием еще 70км. Рассчитайте, каким должен быть расход топлива.
- Автобус ЛАЗ-699 в зимнее время работал в качестве пассажирского автобуса в районе Крайнего Севера, в городе с населением 600 тыс. человек. За 6 часов работы он совершил пробег 150 км. Все это время в салоне работал отопитель ОВ-95, расход топлива на 1 час работы которого составляет 1,4л.
- Определить расход топлива грузового автомобиля КамАЗ-5320, совершивший зимой в южном районе пробег 500км и выполнивший транспортную работу 1500 ткм.
- Автомобиль ЗИЛ-4331 с прицепом массой 1,5т зимой по горным дорогам на высоте около 1700м над уровнем моря совершил пробег 150км и совершил при этом транспортную работу 500 ткм. Определить норму расхода топлива.
Практическая работа № 7
Расчет заработной платы при разных системах оплаты труда.
Учебная цель: обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную переработку грузов (ПК 3.2).
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности организации.
знать:
- механизмы ценообразования па продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.
Обеспеченность занятия
1. Учебно-методическая литература:
- Экономика автомобильного транспорта. Под редакцией Г.А. Кононовой. М.: Академия, 2005 г.
- Рабочая тетрадь в клетку.
- Раздаточные материалы: инструкционные карты.
- Калькулятор.
- Ручка.
- Карандаш простой.
- Чертежные принадлежности.
Краткий теоретический материал
Формы заработной платы |
Сдельная ЗПсд = nед*Ред |
Повременная ЗПпов = tед*Сед |
Сдельно-премиальная ЗПсд + премия |
Прямая сдельная ЗПсд |
Простая повременная ЗПпов |
Повременно-премиальная ЗПпов + премия |
Системы заработной платы |
Рис.1 - Формы и основные системы заработной платы:
ЗПсд, ЗПпов – соответственно сдельная и повременная заработная плата; nед – количество единиц продукции (это может быть количество выполненных водителем ездок или количество отремонтированных ремонтным рабочим узлов автомобиля и т.п.); Ред – расценка, определяющая величину выплаты за выполнение работником единицы продукции, руб; tед – количество единиц времени (часов, дней и др.), затраченных работником на выполнение производственного задания; Сед – тарифная ставка, определяющая величину выплаты за каждую единицу рабочего времени, затраченного работником, руб.
Рис.2 - Оплата труда работников автотранспортного предприятия
Вопросы для закрепления теоретического материала
- Напишите формулу, по которой, зная норму времени и тарифную ставку, можно определить величину сдельной расценки за производство единицы продукции.
- Подробно объясните, почему на АТП должна преимущественно использоваться повременная заработная плата.
- В чем основные преимущества и недостатки сдельной формы оплаты труда с учетом специфики трудовой деятельности работников АТП?
- Чем отличаются надбавки, включенные в фонд заработной платы, от премиальных выплат?
Задания для практического занятия
Решить задачи.
Задача 1. Прямая сдельная оплата труда. Работнику-сдельщику установлена часовая тарифная ставка 20 руб. Норма времени на изготовление единицы продукции – 1 час. Расценка за единицу продукции – 20 руб. Работник в соответствии с документом о выработке изготовил за месяц 150 изделий. Определить заработную плату.
Задача 2. Сдельно - премиальная оплата труда. Рабочий-сдельщик выполнил норму выработки на 110 %. Заработная плата по сдельным расценкам составила 4000 руб. В соответствии с положением о премировании за перевыполнение нормы выработки работнику выплачивается премия в размере 10 % от суммы заработка. Определить заработную плату.
Задача 3. Сдельно - прогрессивная система оплаты труда. В соответствии с нарядом рабочему необходимо изготовить 50 изделий. Установлены следующие расценки: производство в пределах задания – 100 руб. (за изделие), сверх задания – 110 руб. (за изделие). Рабочим изготовлено 60 изделий. Определить заработную плату.
Задача 4. Косвенно-сдельная оплата труда. Оплата труда по тарифной ставке рабочего-наладчика, обслуживающего бригаду 1-го участка цеха, составляет 3000 руб. План (норма) выработки участка составляет 500 изделий. В отчётном месяце на участке, который обслуживает рабочий-наладчик, было изготовлено 550 изделий. Определить заработную плату.
Задача 5. В соответствии с коллективным договором предприятия работа в ночное время оплачивается в размере 30 % тарифной ставки рабочего-повременщика. Работник, которому установлен месячный оклад в размере 4000 руб., отработал в мае месяце в ночное время 7 часов, при норме рабочего времени 160 часов. Определить заработную плату.
Задача 6. Повремённая форма оплаты труда. Тарифная ставка водителя предприятия составляет 2000 руб. в месяц. За отчётный месяц работником отработано 184 часа (норма рабочего времени). При этом за месяц на основании путевых листов работник осуществлял перевозки по г. Москве на протяжении 120 часов. За работу на территории г. Москвы на предприятии установлено повышение тарифной ставки в размере 10 %. Работник имеет квалификацию 2-го класса, и ему установлена надбавка за классность в размере 10 %. Определить заработок работника за месяц.
Инструкция по выполнению практической работы
- Повторить теоретический материал по разделу «Планирование хозяйственной деятельности предприятия».
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Решить задачи.
Порядок выполнения отчета
1. Наименование темы.
- Название практической работы.
- Учебная цель.
- Задание для практического занятия.
- Дано, решение, ответ.
Практическая работа №8
Расчет калькуляции себестоимости перевозок.
Цель работы: Научиться рассчитывать себестоимость.
Обеспечение:
- рабочая тетрадь по дисциплине;
-конспект лекций;
-калькулятор.
Отчет по практической работе должен содержать:
- номер, тему практической работы;
-краткое описание каждого задания;
- выполненное задание;
- ответы на контрольные вопросы.
Выполнение работы:
1.Последовательно выполните предложенные задания;
2.В случае затруднений обращайтесь к преподавателю.
Себестоимость денежное выражение издержек предприятия, его текущие расходы на производство и реализацию продукции.
Себестоимость продукции является одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Различают следующие виды себестоимости:
Цеховая себестоимость – денежные затраты на производство продукции в пределах данного цеха. Цеховая себестоимость включает в себя основные затраты и общепроизводственные накладные расходы
Производственная себестоимость включает в себя затраты на производство продукции в масштабах всего предприятия, т.е. Цеховая себестоимость и общехозяйственные накладные расходы
Полная себестоимость включает в себя затраты не только на производство, но и на реализацию продукции, т.е. производственная себестоимость и коммерческие расходы
Среднеотраслевая себестоимость характеризует средние затраты на выпуск однородной продукции в пределах отрасли и является основой для определения оптовой цены продукции (изделия)
Задание 1. Рассчитать структуру себестоимости и сделать вывод
Статьи затрат | Стоимость затрат, тыс.руб. | Структура, % |
1. Основное сырье | 123456,12 |
|
2. Дополнительное сырье | 32164,32 |
|
3. Накладные расходы | 22516,34 |
|
4. Топливо | 227,98 |
|
5. Электроэнергия | 243,51 |
|
6. Заработная плата | 1234,62 |
|
7. Отчисления от заработной платы | 412,65 |
|
8. Амортизационные отчисления | 6421,7 |
|
Итого |
|
|
Задание 2. Рассчитать структуру себестоимости, если накладные расходы составляют 15% от стоимости основного и дополнительного сырья, отчисления от заработной платы 35,6%
Статьи затрат | Стоимость затрат, тыс.руб. | Структура, % |
1. Основное сырье | 123456,12 |
|
2. Дополнительное сырье | 32164,32 |
|
3. Накладные расходы |
|
|
4. Топливо | 227,98 |
|
5. Электроэнергия | 243,51 |
|
6. Заработная плата | 1234,62 |
|
7. Отчисления от заработной платы |
|
|
8. Амортизационные отчисления | 6421,7 |
|
Итого |
|
|
Задание 3. Рассчитать структуру себестоимости и сделать вывод
Статьи затрат | Стоимость затрат, тыс.руб. | Структура, % |
1. Основное сырье | 823456,54 |
|
2. Дополнительное сырье | 52164,98 |
|
3. Накладные расходы | 122516,37 |
|
4. Топливо | 827,91 |
|
5. Электроэнергия | 643,21 |
|
6. Заработная плата | 2134,43 |
|
7. Отчисления от заработной платы | 712,63 |
|
8. Амортизационные отчисления | 5421,79 |
|
Итого |
|
|
Задание 4. Рассчитать структуру себестоимости и сделать вывод
Статьи затрат | Стоимость затрат, тыс.руб. | Структура, % |
1. Основное сырье | 323456,12 |
|
2. Дополнительное сырье | 92164,32 |
|
3. Накладные расходы | 32516,34 |
|
4. Топливо на технологические цели | 127,98 |
|
5. Электроэнергия на технологические цели | 243,51 |
|
6. Заработная плата | 2234,62 |
|
7. Отчисления от заработной платы | 212,65 |
|
8. Амортизационные отчисления | 2421,75 |
|
9. Производственная себестоимость |
|
|
10. Общехозяйственные расходы (1,5% от производственной себестоимости) |
|
|
11. Производственная себестоимость |
|
|
12. Коммерческие расходы (0,5% от производственной себестоимости) |
|
|
13. Полная себестоимость |
|
|
Контрольные вопросы:
1. Что такое себестоимость продукции и какова ее структура?
2. Назовите виды себестоимости и ее отраслевые особенности.
3. Валовой доход: понятие, сущность, источники образования и показатели его измерения.
Практическая работа 9
Расчет тарифов за перевозки
Цель работы
- закрепить теоретические знания о тарифах за оказанные услуг на автомобильном транспорте;
- освоить методику расчета тарифов на автомобильном транспорте; - развивать умение применять теоретические знания при решении задач;
- воспитывать внимательность и аккуратность.
Общие сведения
Тарифами называются цены на продукцию транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои тарифы. Тарифы на транспортную продукцию строятся на тех же принципах, что и цены других отраслей.
Цена – денежное выражение стоимости товара. С учетом рыночных факторов цену можно определить как денежную сумму, за которую покупатель готов купить конкретный товар, а производитель – продать.
Для предприятия, фирмы важно не только произвести, но и сбыть товар – продукцию, работы, услуги с выгодой для себя, возместить все расходы и получить прибыль.
При разработке договорных тарифов выдерживаются принципы обеспечения возмещения расходов АТП на осуществление перевозок и достаточного уровня рентабельности. Снижению договорных тарифов способствует фактор конкуренции. Договорной тариф как элемент рынка определяет равновесие между спросом и предложением.
В обобщенном виде тариф, руб./ед., определяется по формуле
, Т = (С + R) / Q
где С– себестоимость перевозок (работ, услуг), руб.; R – норма прибыли или рентабельность в денежном выражении, руб.; Q– объем реализованной продукции (т, ткм, а-ч, км, услуги), единиц.
Таким образом, тарифные ставки могут устанавливаться на тонну перевезенного груза, тонно-километр, километр пробега, час работы автомобиля или комбинацию этих показателей.
Выбор вида тарифа определяется условиями перевозок грузов и объемом перевозок.
Задача 1.
Автомобиль Камаз-5511 передан ОАО «Белстрой» для перевозки строительного мусора. Автомобиль выполнил транспортную работу в объеме 10,5 т-км и находился у клиента 12 часов. На АТП действуют следующие тарифные ставки:
ставка за заказ 5350 руб., ставка за 1 час пребывания автомобиля у клиента-350 руб., ставка за 1 т-км 5руб. Определить сумму тарифа.
Задача 2.
Автомобиль Renault Logan передан предприятию «Альянс» для перевозки пассажиров, норма пробега установлена 200 км за смену, тарифная ставка за заказ 1200 руб., ставка за 1 км сверхнормативного пробега 20 руб., ставка за 1 ав.-час 50 руб.. Определить сумму тарифа, если автомобиль Renault Logan за смену проехал 235 км и отработал 12 авт.-часов.
Задача 3.
Автомобиль МАЗ-500 был передан ООО «Стройотделка» которое является постоянным клиентом АТП, для перевозки 7 т цемента. Тарифная ставка для перевозки 1 т данного вида груза составляет 1020 руб. Определить сумму тарифа, уплаченного ООО «Стройотделка».
Практическая работа 10
Расчет прибыли и рентабельности по отдельным видам услуг в автотранспортном предприятии
Цель работы
- Закрепить и конкретизировать теоретические знания по теме: «Прибыль и рентабельность».
- Научиться определять важнейшие экономические показатели деятельности предприятия – прибыль и рентабельность.
- Получить навыки по оценке эффективности деятельности предприятия и выпускаемой продукции, научиться рассчитывать прибыль и рентабельность по отдельным видам услуг на автотранспортном предприятии.
Общие сведения
Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства и выполняет ряд функций:
- характеризует экономический эффект – означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с деятельностью фирмы;
- обладает стимулирующей функцией – является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
- является одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней.
Доходы предприятия состоят из выручки от реализации продукции (работ и услуг) и внереализационных доходов.
Выручка от реализации продукции – это сумма денежных средств, поступившая на предприятие за проданную продукцию и иные материальные ценности.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия.
2 Порядок выполнения работы
Прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию продукции: ПР = Д – Зпр. – НДС,
где ПР – прибыль от реализации продукции, руб.;
Д – доход от реализации продукции, руб.;
Зпр. – затраты на производство и реализацию продукции, руб.; НДС – налог на добавленную стоимость.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей: ЧП = ПВ – Н – Оп,
где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;
ПР – балансовая прибыль, руб.;
Н – налоги, руб.;
Оп – обязательные платежи, руб.
Чистая прибыль распределяется на предприятии на страховой запас, или резервный фонд, формируемый на случай непредусмотренных сбоев в производственном процессе, фонд развития производства, фонд материального поощрения, фонд социального развития и др.
Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Для определения отношения прибыли к единовременным и текущим затратам используется показатель рентабельности.
Различают общую и расчѐтную рентабельность основной деятельности предприятия, которая рассчитывается как отношение балансовой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и оборотных средств:
,
где ПР – балансовая прибыль от реализации продукции, руб.;
ЧП – чистая прибыль, руб.;
Сопф. – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; Со.с. – среднегодовая стоимость оборотных средств, руб.
Рентабельность продукции можно рассчитывать как по всей продукции, так и по еѐ отдельным видам, рассчитывается как отношение прибыли от реализации изделия к его себестоимости:
,
где Пред. – прибыль на единицу, руб.;
Сед. – себестоимость единицы продукции, руб.
Задача 1.
Показатели | Прошлый год | Отчетный год |
Продажная цена, руб. Полная себестоимость, руб. Прибыль, руб. Рентабельность, % | 25000 22780
| 26000 22820
|
Определить прибыль и рентабельность.
Задача 2.
Определить чистую прибыль АТП, если известно, что фактическая прибыль АТП составила 69 тыс. руб., балансовая прибыль составила 97 тыс. руб., налог на прибыль в размере 20%.
Задача 3.
На АТП доходы от перевозок составили 1020 тыс. руб., доходы от транспортноэкспедиционных операций 520 тыс. руб., доходы от погрузочно-разгрузочных работ 125 тыс. руб., доходы от других видов деятельности 50 тыс. руб. Затраты на перевозку составили 560 тыс. руб., затраты на транспортно-экспедиционные операции 253 тыс. руб., затраты на погрузочно-разгрузочные работы 71 тыс. руб., затраты на другие виды работ 30 тыс. руб., Стоимость основных фондов АТП 1565 тыс. руб., стоимость оборотных средств 650 тыс. руб. Определить балансовую прибыль и общую рентабельность.
Задача 4.
Общая сумма доходов АТП составила 1820 тыс. руб., из них доходы от перевозок 1020 тыс. руб., расходы на перевозку 850 тыс. руб., отчисления от доходов на перевозку 2%, стоимость основных фондов 920 тыс. руб., стоимость оборотных средств 50 тыс. руб., ежемесячный платеж по кредиту 42 тыс.руб., норматив платы за основные фонды и оборотные средства 6%. Определить балансовую прибыль, общую и расчетную рентабельность.
Практическая работа № 11
Расчет окупаемости и эффективности инвестиций.
Учебная цель: обеспечивать осуществление процесса управления перевозками на основе логистической компетенции и организовывать рациональную переработку грузов (ПК 3.2).
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели хозяйственной деятельности организации.
знать:
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия);
- механизмы ценообразования па продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях.
Обеспеченность занятия
1. Учебно-методическая литература:
- Экономика автомобильного транспорта. Под редакцией Г.А. Кононовой. М.: Академия, 2005 г.
2. Рабочая тетрадь в клетку.
3. Раздаточные материалы: инструкционные карты.
4. Калькулятор.
5. Ручка.
6. Карандаш простой.
7. Чертежные принадлежности.
Краткий теоретический материал
Экономический эффект представляет собой разницу между результатами экономической деятельности и затратами, произведёнными для их получения.
Экономическая эффективность – это способность системы в процессе функционирования производить экономический эффект и действительное создание такого эффекта или способность системы производить при её изменении больший экономический эффект, чем в других условиях; реализация этой способности.
Производственная эффективность – это степень минимизации затрат при трансформации ресурсов на входе в готовую продукцию на выходе производственной системы.
Эффективность производства – это реализация программы производства при минимальных производственных затратах и запланированном уровне качества.
Условно-годовая экономия:
, руб.,
где n – количество месяцев с момента внедрения мероприятия;
Qмес – среднемесячный объем перевозок, т;
, - соответственно себестоимость 10 ткм до и после внедрения мероприятия, руб.;
lгр – среднее расстояние перевозки грузов, км.
Срок окупаемости капитальных вложений от внедрения мероприятия:
,
где Е – эффективность капитальных вложений.
,
где С1, С2 – затраты до и после внедрения мероприятия, руб.
Эффективность от внедрения новых мероприятий:
, руб.
Приведенные затраты:
3пр.год = Ссод + к*Ен, руб.,
где Ен – нормативный коэффициент эффективности,
к – капитальные вложения, руб.
Вопросы для закрепления теоретического материала
- Какие критерии экономической эффективности деятельности предприятия вам известны?
2. Что называют показателями повышения экономической эффективности?
3. Что такое общая и сравнительная экономическая эффективность?
4. Каким образом производится расчёт экономической эффективности капитальных вложений в реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий?
Задания для практического занятия
Решить задачи.
Задача 1. Определить условно-годовую экономию, срок окупаемости капвложений от внедрения в АТП новых методов организации производства по следующим данным: себестоимость 10 т-км до внедрения 6,13 руб., себестоимость 10 т-км после внедрения 5,98 руб., среднемесячный объём перевозок после внедрения 70 тыс. т, среднее расстояние перевозки грузов 21,3 км, сумма капиталовложений в мероприятие 35900 руб. Мероприятие внедряется с 1 мая.
Задача 2. Составить план перевозок грузов.
Таблица 8 - Исходные данные
Вид груза | Грузоотправитель | Грузополучатель | Объём перевозок, т | Расстояние перевозки, км |
Баллоны со сжатым газом Баллоны со сжатым газом Аккумуляторы | Железнодорожная станция Железнодорожная станция Аккумуляторный завод | Склад Специализированный магазин Авторемонтный завод | 30,6 20,4 2,0 | 3 10 8 |
Задача 3. Определить целесообразность перевода ТО-1 автомобилей на поток с конвейером для перемещения автомобиля толканием по следующим данным: среднесписочное количество автомобилей 280 ед., расходы на содержание поточной линии 500 руб., средний годовой пробег одного автомобиля 48 тыс. км, затраты на ТО-1 на 1000 км пробега до внедрения 1,55 руб., после внедрения 1,31 руб., капитальные вложения на сооружение поточной линии 10500 руб.
Задача 4. Определить наиболее экономически эффективный вариант применения нового оборудования по следующим данным
Таблица 9 – Исходные данные
Показатели | Величина показателя по вариантам | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Кап. вложения, руб. Годовые эксплуатацион- ные затраты, руб. | 1500 1500 | 2000 1400 | 1800 1400 | 1700 1450 |
Инструкция по выполнению практической работы
- Повторить теоретический материал по разделу «Экономическая эффективность деятельности автотранспортного предприятия».
2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Решить задачи.
Порядок выполнения отчета
1. Наименование темы.
- Название практической работы.
- Учебная цель.
- Задание для практического занятия.
- Дано, решение, ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения (по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Перечень вопросов к экзамену 4 семестр по МДК.02.01 Организация движения ( по видам транспорта) для специальности 23.02.01 - Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)...
МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) Программа и методические указания для студентов заочного отделения специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Междисциплинарный курс МДК 01.03 Автоматизированные системы управления на транспорте (по видам транспорта) входит в состав профессионального модуля ПМ.01 Организация перевозочного процесса (по видам т...
Методическое пособие для выполнения курсового проекта по МДК 02.02: «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров». Специальность: 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)»
Данное методическое пособие предназначено для выполнения обучающимися СПО по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) курсового проекта по МДК 02.02 Организац...
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) на тему: Повышение эффективности пассажирских перевозок на пригородных и городских маршрутах
Методическое пособие предназначено для выполнения выпускной квалификационной работы для обучающихся по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) на тему: "...
Отчет преподавателей по мероприятию неделя специальности «НЕДЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ» для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам транспорта)
Отчет преподавателей по мероприятию неделя специальности «НЕДЕЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК И УПРАВЛЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ» для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозо...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ Дипломного проекта для студентов специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02. Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам транспорта) Специальность 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (с...