участие в работе МО и ПЦК
статья
Доклады методических объединений и цикловой комиссии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ptsk_tipy_sovremennyh_urokov.docx | 25.54 КБ |
doklad_sovet_premireniya.docx | 30.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на ПЦК УГС 13.00.00 «Теплоэлектроэнергетика»
Тема: Типы уроков в зависимости от формы их проведения
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.п.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок-сюрприз и т.п.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.п.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.
Уроки основных типов в рамках традиционного обучения
- Урок ознакомления с новым материалом
- Урок закрепления изученного
- Урок применения знаний и умений
- Урок обобщения и систематизации знаний
- Урок проверки и коррекции знаний и умений
- Комбинированный урок
Уроки основных типов по форме организации взаимодействия
- Урок-лекция
- Урок-семинар
- Урок-зачет
- Урок-практикум
- Урок-экскурсия
- Урок-дискуссия
- Урок-консультация
- Урок-театрализация
- Урок-соревнование
- Урок с дидактической игрой
- Урок – деловая игра
- Урок – ролевая игра
- Интегрированный урок
При выборе типа урока преподаватель ориентируется на его строение
Строение уроков основных типов
Урок ознакомления с новым материалом
Основные этапы:
сообщение темы, цели задач урока и мотивация учебной деятельности; |
|
подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; |
|
ознакомление с новым материалом; |
|
первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения; |
|
постановка задания на дом; |
|
подведение итогов урока. |
Урок закрепления изученного
Основные этапы:
проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала; |
|
сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения; |
|
воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях; |
|
перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений; |
|
постановка задания на дом; |
|
подведение итогов урока. |
Урок применения знаний и умений
Основные этапы:
проверка домашнего задания; |
|
мотивация учебной деятельности через осознание обучающимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; |
|
осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; |
|
самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем преподаваелятеля; |
|
обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; |
|
подведение итогов урока и постановка домашнего задания. |
Урок обобщения и систематизации знаний
Основные этапы:
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности обучающихся; |
|
воспроизведение и коррекция опорных знании; |
|
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; |
|
обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий; |
|
усвоение ведущих идеи и основных теории на основе широкой систематизации знаний; |
|
подведение итогов урока. |
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Основные этапы:
ознакомление с целью и задачами урока, инструктаж обучающихся по организации работы на уроке; |
|
проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях; |
|
проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры; |
|
проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; |
|
проверка умений учащихся применять знания в измененных, нестандартных условиях; |
|
подведение итогов. |
Комбинированный урок
Основные этапы:
ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач; |
|
проверка домашнего задания; |
|
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу; |
|
изложение нового материала; |
|
первичное закрепление изученного; |
|
подведение итогов урока и постановка домашнего задания |
или
проверка выполнения домашнего задания; |
|
проверка ранее усвоенных знаний; |
|
сообщение темы, цели и задач урока; |
|
изложение нового материала; |
|
восприятие и осознание учащимися нового материала; |
|
осмысление, обобщение и систематизация знаний; |
|
постановка домашнего задания. |
Урок-лекция
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении; выполнении определенного вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т.д.; применении изученного материала при решении практических задач.
Основные этапы:
создание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач лекции; |
|
ее разрешение при реализации намеченного плана лекции; |
|
выделение опорных знаний и умений и их оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»; |
|
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам, блок-конспектам, опорным конспектам и т.д.; |
|
применение полученных знании; |
|
обобщение и систематизация изученного; |
|
формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника. |
Урок-семинар
Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров: при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки обучающимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций; при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме; при проведении уроков, посвященных различным методам решения задач, выполнения заданий и упражнений и т.д.
Семинар проводится со всем составом учащихся. Преподаватель заблаговременно определяет тему, цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между обучающимися с учетом их индивидуальных возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации, проверяет конспекты. К семинару обучающиеся оформляют результаты своей самостоятельной работы. Семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя, в котором он напоминает задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить особое внимание, что следует записать в рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений, чтения первоисточников с соответствующими комментариями, докладов, рефератов и т.п. Затем преподаватель дополняет сообщения обучающихся, отвечает на их вопросы и дает оценку их выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений обучащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Урок-зачет
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если обучающийся справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изучаемому предмету. Практикуются различные виды зачетов: текущий и тематический, зачет-практикум, дифференцированный зачет, зачет-экстерн и т.д.
Урок-практикум
Уроки-практикумы, помимо решения своей специальной задачи – усиления практической направленности обучения, должны быть тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствовать прочному, неформальному его усвоению. Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Различают установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие и обобщающие уроки-практикумы. Основным способом организации деятельности обучающихся на практикумах является групповая форма работы.
Основные этапы:
сообщение темы, цели и задач практикума; |
|
актуализация опорных знании и умении обучающихся; |
|
мотивация учебной деятельности обучающихся; |
|
Ознакомление обучающихся с инструкцией; |
|
подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования; |
|
выполнение работы обучающимися под руководством преподавателя; |
|
составление отчета; |
|
обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы. |
Предварительный просмотр:
Доклад Репиной Татьяны Николаевны – преподавателя
Круглый стол: «Совета премирения»
Тема: Внеклассные мероприятия в работе техникума
Добрый день! Поговорим сегодня о роли внеклассных занятий.
Внеклассные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для студентов (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Внеклассные занятия углубляют и расширяют знания студентов, полученные на уроке, повышают их интерес к предмету. Если студенты не вовлечены в активную познавательную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету. Ознакомившись на занятии кружка, конференции или вечере с тем или иным понятием или явлением, студент постарается глубже понять его суть, захочет получить дополнительную информацию.
Внеклассные занятия не связаны обязательной программой, их организуют и проводят с учетом запросов студентов. При организации внеклассных занятий необходимо рационально использовать время преподавателя и студента, поэтому очень важно до начала учебного года спланировать всю внеклассную работу. Такой план следует составлять в соответствии с желаниями и наклонностями студентов и с учетом годового плана техникума.
Внеклассная работа ориентирует педагогов и студентов на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон.
Между классной и внеклассной работой есть как сходства, так и различия. Сходство заключается в том, что и та и другая работа решает примерно одинаковый круг общеобразовательных, воспитательных и развивающих проблем.
Но есть и ряд различий: тематика внеклассных занятий не предписана, ее выбирает педагог сам либо совместно со студентами, сообразуясь со склонностями и желаниями последних и, конечно, возможностями техникума. Занятия не скованы жестким регламентом образовательной программы и лимитом учебного времени. Они почти полностью построены на инициативе студентов, а формы их проведения очень разнообразны, изменчивы и могут быть совсем необычны.
Чаще всего приоритетными для подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие студентам осознать самих себя.
Примером форм внеклассной работы являются:
- Проведение экскурсий
Важнейшей задачей техникума является воспитание подлинно творческих людей. Для студентов это означает осмысление ими жизненной необходимости знаний, личное знакомство с современными научными достижениями.
Этого, отчасти, можно достичь на уроках с помощью демонстрационного эксперимента, использования кинофильмов, плакатов, моделей, таблиц. Однако как бы хорошо ни были использованы все виды наглядности, студенты не получают полного представления о реальных объектах и явлениях без непосредственного знакомства с ними в натуре – на экскурсиях.
Своевременно проведенные экскурсии повышают интерес студентов к изучаемому материалу по предметам.
Примером такой экскурсии является посещение измерительных лабораторий метрологии и стандартизации ГРЭСа.
Экскурсии приучают студентов наблюдать явления, процессы, происходящие в природе, на производстве и их взаимосвязь, глубже понимать значение науки, техники в развитии экономики.
Экскурсии как метод обучения имеют большое педагогическое значение. Они обеспечивают живое и конкретное восприятие предметов и явлений окружающего мира, конкретных производственных процессов, приборов и машин. Ни один самый талантливый рассказ учителя о производстве не может заменить по силе и яркости впечатлений экскурсии на это производство. Преподаватели после экскурсии на производство отмечают, что многие трудные темы и разделы учебной программы усваиваются гораздо легче, когда студенты наблюдают изучаемые явления не только в кабинете и лаборатории, но и на производстве, в реальной жизненной обстановке.
Также можно посещать экскурсии музеев, которыми богата Бурятия и Селенгинский район.
Музей, используя в качестве главного педагогического средства свои экспонаты, способен развивать творческие способности, межличностную коммуникацию. Он дает высокую степень свободы в выборе ответа на философские вопросы человеческого бытия и смыслов существования, что способствует более глубокому пониманию цивилизации.
Музейное пространство – это развивающая среда, дающая возможность самостоятельной жизни подростку. Это очень важно для воспитания самоопределяющейся личности.
- Проведение выставок
Организация выставок в техникуме относится к наиболее редко применяемым формам внеклассной работы. Вместе с тем в их подготовке всегда принимает активное участие большое количество студентов.
Экспозиции оформляются в актовом зале, в музее или большом кабинете на отдельных столах, расставленных вдоль стен.
В зависимости от темы выставки ее экспонатами могут быть игрушки, экспонаты и устройства, творческие работы.
- Кружки
Одним из эффективных средств внеклассной работы студентов является кружок. Кружок – это основная форма организации творчества студентов во внеурочное время. Это добровольное объединение студентов, проявляющих особый интерес к той или иной конкретной области предметов и стремящихся заниматься практической деятельностью в этой области.
При большом разнообразии форм работ деятельность студентов чаще всего строится либо на теоретической основе (предметный кружок) – подготовка и обсуждение докладов, составление рефератов, решение задач, защита малых проектов и т.д., либо практической – изготовление наглядных пособий, презентаций, проведение лабораторных занятий (исследований), встречи с интересными людьми, проектная или моделирующая деятельность, организация экскурсий и др.
Занятие в кружке способствует расширению кругозора, повышению интереса к предметам, широкому развитию творческих возможностей, самостоятельности и самоуправления студентов.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определенной области науки, искусства, спорте.
Отчет работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
- Классный час
Классный час по-прежнему остается основной формой воспитательной работы в техникуме. Он входит в расписание уроков, что дает возможность классному руководителю еженедельно в течение часа общаться с подростками, решать организационные и воспитательные задачи.
Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т. п.
Тематика классных часов может быть разнообразна.
Классные часы могут посвящаться:
- морально-этическим проблемам;
- проблемам науки и познания;
- эстетическим проблемам;
- вопросам государства и права;
- вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;
- психологическим проблемам;
- проблемам экологии и т.д.
При составлении плана классных часов на учебный год, необходимо учитывать ряд нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон РФ «Об образовании».
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
К другим формам внеклассной работы можно отнести:
- Соревновательные формы: конкурсы, игры, олимпиады, викторины, которые организуются после изучения определенных тем по предметам. Их объединяет в один вид то, что во время проведения каждого из этих мероприятий студентам присущи творческий накал, дух соревнования, любознательность, стремление узнать больше. Все это способствует лучшему запоминанию и практическому применению того материала, который используется в данном мероприятии.
- К публицистическим формам работы, которые могут быть использованы в техникуме, относятся стенгазеты, плакаты, рекламные проспекты, буклеты и электронные газеты. Наряду с выполнением этих наглядных материалов развивается у студентов мышление, самостоятельность, организованность и аккуратность в выполнении порученного дела, расширяется общий кругозор, вырабатывается творческое отношение к делу, развивается умение работать в команде.
- Культурно-просветительные формы внеклассной работы предусматривают проведение вечеров, устных журналов, праздников, фестивалей, поэтических гостиных.
- К исследовательским формам внеклассной работы относятся участие в конференциях, работа над проектами. В проектно-исследовательской деятельности формируются коммуникативные способности, толерантность, самостоятельность, ответственность, критическое мышление, навыки оценочной деятельности. Развиваются умения принимать решения, сотрудничать, работать в команде, вести дискуссию, получать и обрабатывать информацию. Кроме того, защищая проекты, студенты приобретают важный навык публичного выступления.
5. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: - трудовые десанты и субботники, Дни здоровья. Задачами которых являются: содействие активному отдыху, укреплению здоровья и физическому развитию подростков; повышение интереса к занятиям физической культурой и ее внедрение в повседневную жизнь студентов, преподавателей и родителей.
Все формы массовой внеклассной работы применяются при проведении предметной недели. Участие в мероприятиях предметной недели позволяет студентам систематизировать полученные знания, активизировать их в речи, способствует повышению уровня практических навыков. Эта форма работы дает возможность на практике осуществить личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию студентов, когда учитываются потребности, учебные возможности и склонности их, решается задача раскрытия творческих способностей с разным уровнем подготовки.
Умело организованная в учебном заведении внеклассная работа формирует и развивает личность подростка, повышает мотивацию обучения тому или иному учебному предмету, развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности.
Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенные в человеке умственные и физические способности, корректировать нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и формировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физического, умственного и духовного потенциала.
Для выявления круга интересов обучающихся можно использовать анкету на тему о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются подростки, имел общественную или социально значимую направленность. При таких условиях у молодого человека возникают мотивация деятельности, осознание именно его роли в данном ее виде, причастность к общему делу техникума. Очень важна при этом и опора на инициативу и самодеятельность обучающихся. Нельзя недооценивать степень самостоятельности, инициативности, новизны и неординарности мышления ребят в организации форм внеклассных занятий или акций. Педагог при этом может выступать только в роли старшего наставника или профконсультанта.
Успеху внеурочной воспитательной работы содействует четкая организация как всей системы внеклассной работы в учебном заведении, так и работы конкретных кружков, спортивных секций или клубов по интересам.
Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации студентов. Так, например, конкурс, олимпиада, соревнование, выставка, игра требуют непосредственной активности каждого участника данного вида деятельности. А вот при проведении бесед, вечеров, утренников, лишь часть студентов выступают в качестве организаторов и исполнителей.
Хотелось бы привлечь вас ребят, также членов студсовета техникума к решению проблем по проведению внеклассных мероприятий техникума, активизировать студенческую жизнь нашего образовательного учреждения.
Спасибо за внимание!
.
Подготовка воспитательного мероприятия
- Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива группы направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности студента и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов.
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у студентов различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия со студентами, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение конкретных задач. кола со
Список использованных источников
- Водзинский Д.И. Внеклассная воспитательная работа. – М., 1961. – 235с.
- Златопольский Д.М. Внеклассная работа //Информатика: Приложение к «Первому сентября» – 2001. - №44.
- Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации
- Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993
- Кузнецова Н.П. , Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. – Волгоград: Учитель, 2008
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М., 1986
Интернет-ресурсы:
http://efschool.ru/pedagogam/vjspit/94-pekomendazii.html
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00063710_0.html
http://po4emu4ki.ucoz.ru/publ/6-1-0-42
http://bestreferat.ru/referat-136146.html
- Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/534738/, http://festival.1september.ru/articles/553862/
- Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/io/19/kostromina, http://www.openclass.ru/node/128612
- Всероссийский интернет-педсовет http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3438/Itemid,118/
- Центр современных методик преподавания
- Электронная газета «Интерактивное образование»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ 04.) «Участие в работах по эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов»
Рабочая программа профессионального модуля является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 270831 «Строительство и эксплуатация авто...
4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди
Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...
5. Участие в работе РУМО, ПЦК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Методическая работа.Участие в профессиональных конкурсах.Результаты участия в профессиональных конкурсах....
5. Участие в работе МО педагогических работников
Методическая работа...
4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед
Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...
Программа для организации работы с педагогами по мотивации участия в работе службы медиации, повышению навыков бесконфликтного общения и управлению конфликтами
Цель программы: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в о...