Взаимодействие экологии и экономики
методическая разработка
Конфликт между человеком определил характер экономико-экологической проблемы: экономический прогресс за счет экологического регресса.
Экономика всегда была направлена на удовлетворение материальных потребностей общества. В процессе эволюции общественные потребности увеличивались, делая необходимым дальнейшее развитие технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika_2.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На протяжении всего своего существования человек все время стремился создавать, не имея полной картины мира и, решая лишь задачи по мере их поступления, будь то добыча пропитания или строительство атомной электростанции. И всякий раз вектор работы и развития был направлен в сторону окружающей среды, которую человек эксплуатировал в соответствии со своими потребностями.
Актуальность: в настоящее время проблемы человечества обостряются тем, что все большую часть ресурсов приходится тратить не на развитие производства, а на спасение окружающей среды. В результате человечество оказалось перед необходимостью ускорения экономического роста при снижении продолжительности и качества их жизни из-за загрязнения окружающей среды
Противоречие экономического и экологического развития Конфликт между человеком определил характер экономико-экологической проблемы: экономический прогресс за счет экологического регресса. Экономика всегда была направлена на удовлетворение материальных потребностей общества. В процессе эволюции общественные потребности увеличивались, делая необходимым дальнейшее развитие технологии . Человек стремится потреблять, а не сохранять
Современные масштабы экологической катастрофы К чему же привели бурное развитие экономики и человеческая деятельность ? Загрязнение всего земного пространства, океана, воздуха и воды, возникновение «парникового эффекта», вырубка лесов, опустынивание, исчезновение многих видов растений и животных - вот лишь некоторые основные формы антропогенного воздействия на окружающую среду .
По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, в настоящее время ежегодно превращается в пустыню 6 млн. гектаров обрабатываемых земель, 20 млрд. теряет свою продуктивность.
Рациональное использование природных ресурсов В настоящее время, очевидно, что неограниченных ресурсов нет. Встает проблема согласования потребностей человека в природных ресурсах с требованиями рационального их использования.
Вот какие возможности реально предлагает экономика. Использование вторичного сырья, регенерация - переработка отходов производства и мусора. П ереработка макулатуры позволяет сократить производство новой бумаги почти вдвое , органическая масса из отходов используется для получения удобрений; металлолом направляется на переплавку .
2) Рекультивация промышленных территорий – восстановление пространств с нарушенной средой в целях повторного использования.
4) Использование новых источников энергии: ветровой солнечной энергии приливов и отливов
Вместе с тем, это создает ряд экономических проблем микро- и макро- уровня. Уровень ущерба. Необходимо правильно определить расходы на охрану окружающей среды. 2 ) Кто должен возмещать ущерб: производитель или потребитель? Расходы обычно несет загрязнитель – производитель, которым является предприятие. Однако, будучи не заинтерисованным в их увеличении, оно переносит издержки производства на общество, повышая цену на экологическую продукцию . 3) Необходимость контроля над ущербом. Государство должно проводить политику контроля над загрязнением окружающей среды с помощью введения правовых санкций, норм выброса с одной стороны и системы стимулов и поощрений для производителей с другой .
Специалисты выделяют следующие возможности реализации экологической экономики: - разработка безотходных технологий, эффективных систем очистки, а также контрольно-измерительной аппаратуры, позволяющей наладить переработку продукции из побочных компонентов и отходов отраслей; - установление взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства; - на предприятии целесообразно разграничивать затраты на оборудование, связанные с производством продукции и доведением ее до определенного уровня экологического качества, с заменой его другим, более экологичным; - при размещении предприятий необходимо учитывать различия между регионами по остроте экологической ситуации и, следовательно, применять неодинаковые требования к специализации производства.
Основными целями должны стать:
Основные принципы концепции устойчивого развития Устойчивое развитие – социо-экономическая модель, направленная на сохранение мира на всей планете, разумное удовлетворение потребностей людей при одновременном улучшении качества жизни поколений, бережном использовании ресурсов планеты и сохранении природных богатств.
Эта концепция подразумевает следующие принципы экологического развития:
К экономическим аспектам устойчивого развития относятся: - переход к экотехнологиям и экотехнике ; замена системы «затраты-выгоды », принципом «затраты – эффективность» - наблюдение за состоянием природных ресурсов и предсказание возможного поведения природных систем, определяемого естественными процессами и воздействием на них человека .
Глобальное экологическое будущее зависит от того, насколько все принимаемые меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в отдельной стране. Примером может служить Китай, который, будучи не самой развитой страной, достиг положительных результатов в экологическом развитии за относительно короткий срок.
Решение некоторых экологических проблем (на примере Китая) В предыдущих разделах были приведены масштабы современной экологической ситуации. Рассмотрим решение экологических проблем на примере Китая. Лишь в 80-х годах политика была пересмотрена и направлена в сторону экологии. Вот что удалось достичь Китаю за последние годы.
Программа сочетания сельскохозяйственного производства с улучшением среды обитания: - создание «зеленых оазисов» - восстановление естественной флоры распаханных территорий; - применение системы дождевого питания для орошения полей; - сочетание методов дренажа и орошения: заливка, а затем осушение земель; - отказ от традиционных методов орошения (под напором воды) и введение влагосберегающих методов полива: капельное орошение, разбрызгивание. Результат - сокращение расходов воды на единицу площади примерно в 2 раза.
Программа охраны лесных угодий: компенсация уничтожения природных угодий искусственными насаждениями (создан целый «зеленый пояс» на севере страны, высажено более 1.5 млрд. деревьев)
Охрана водных ресурсов: в конце 80-х гг. была произведена массовая очистка озер, рек во всей стране - контроль (система выдачи разрешений) за выбросами и стоками . В начале 90-х гг. Всемирный Банк выделил Китаю кредит в размере $125 млн. Почти вся сумма была направлена на сокращение загрязнения вод, строительство новых канализационных систем, предотвращение загрязнения среды промышленными объектами, поддержание санитарного состояния городов.
В последнее время Китай развивает сотрудничество в области экологической политики. В 1993г. он присоединился к пятидесяти международным конвенциям и соглашениям по защите окружающей среды. Конечно , это не означает, что все экологические проблемы в Китае решены. Наравне с преимуществами существуют и недостатки. В наши задачи не входит их анализ, отметим только, что опыт Китая заслуживает внимания и может быть использован при решении аналогичных проблем в других странах.
Одна из основных задач современного мышления – переход от лозунга «Взять от природы все» к лозунгу «Природа – наш дом». Глобальной экологической политики пока не существует, но изменение ориентации мировой экономики следует осуществлять уже сегодня. Заключение Одна из основных задач современного мышления – переход от лозунга «Взять от природы все» к лозунгу «Природа – наш дом». Глобальной экологической политики пока не существует, но изменение ориентации мировой экономики следует осуществлять уже сегодня.
Список использованной литературы :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические пособия: Гигиена и экология человека, Экономика и управление здравоохранением и Основы профилактики, Справочник фельдшера ФАП
Материалы пособий, содержащих конкретные данные в области гигиены, экономики здравоохранения и профилатики заболеваний, которые могут использовать студенты в практической деятельности, а т...
План - конспект нетрадиционного урока по Экономике на тему: "Взаимодействие спроса и предложения".
спрос и предложение,равновесная цена,условие равновесия,дефицит и избыток товара,неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.Анализ графиковЗадача-образецРешение задачВыводы...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.17 Экология для специальностей: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) 38.02.04 Коммерция (по отраслям) 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров .
Рабочая программа разработана на основе примерной программы, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования с ...
«Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия»
Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия...
Экономика и экология
Иследовательская работа 5 лет оформлены результаты видеофильмом и цифровым материалом...
Экология. Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических занятий, для самостоятельной работы студентов ...
Рабочая программа по дисциплине «Экология» для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» разработанную преподавателем ГАПОУ КК «Новороссийский колледж строительства и экономики»
Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по сп...