Инструкционно-технологические карты
учебно-методический материал

Петрова Татьяна Викторовна

Инструкционно-технологические карты по дисциплине: " Оперативная деятельность в логистике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itk_operativnaya_deyatelnost_v_logistike.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ

И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

КОМПЛЕКТ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ

по выполнению практических работ

по дисциплине «Оперативная деятельность в логистике»

по специальности  

08.02.01  «Строительство  и  эксплуатация  зданий и сооружений»

(Углубленной подготовки)

Саратов, 2018

Комплект инструкционно - технологических карт составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 08.02.01  «Строительство  и  эксплуатация  зданий и сооружений» и рабочей программой учебной дисциплины «Оперативная деятельность в логистике».

Составитель: Петрова Т. В.  Преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «Саратовский колледж строительства мостов и гидротехнических сооружений»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  1. ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

5

  1. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

12

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплект инструкционно-технологических карт предназначен для выполнения практических  работ по дисциплине «Оперативная деятельность в логистике» и нацелен на оказание практической и методической помощи обучающимся в выполнении практических работ, в организации самоконтроля, формировании навыков анализа своей деятельности на уроке, повышения профессиональной компетентности.

Курс дисциплины «Оперативная деятельность в логистике» рассчитан на 42 аудиторных часа, из которых 16 часов - практические занятия.

Практические занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий и положений, помогают тренировать память и логику, учат самостоятельности.  Практические занятия проводятся при фронтальной организации работы, которая имеет ряд преимуществ:

  • работы проводятся после изучения соответствующей темы программы, переходя последовательно от простых заданий к более сложным;
  • значительно облегчается руководство деятельности обучающихся и наблюдение за ходом выполнения ими практических работ;
  • возможно проведение группового инструктажа по выполнению практических работ;
  • экономит учебное время;
  • позволяет вовлечь всех обучающихся в работу;
  • дает простор творческому мышлению;
  • позволяет понять, насколько глубоко обучающиеся усвоили материал.

После выполнения практической работы подводятся итоги. Обучающиеся сдают выполненные работы.

В ходе практической работы проводятся индивидуальные беседы.  Критериями оценки является правильное решение задач, а также правильные ответы на контрольные вопросы.

В состав комплекта вошли инструкционно – технологические карты по практическим работам:

  • Эффективность использования принципов логистики
  • Логистический анализ работы организации

                В результате выполнения совокупности практических работ по дисциплине « Оперативная деятельность в логистике» у обучающегося должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ПК 3.2

Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач.

2 ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Практическая работа № 1

Тема: Теоретические и методологические основы логистики

Наименование работы: Эффективность использования принципов логистики

Цель занятия: оценивать эффективность использования принципов логистики

Формируемые компетенции: ОК1-9, ПК 3.2

 Студент должен:

знать:

  •  теоретические и методологические основы логистики 

уметь:

-           оценивать эффективность использования принципов логистики

Норма времени: 4 часа.

Оснащение рабочего места: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: учебно-методический комплекс.

Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Задание 1. Тест. Выберите правильный вариант ответа: 

1. Что такое логистика:

а) наука, изучающая вопросы оптимизации материальных потоков;

б) искусство перевозки грузов;

в) предпринимательская деятельность;

г) наука о планировании, контроле и управлении потоками;

д) все ответы верны

2. Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является:

а) информационный и финансовый потоки;

б) финансовый поток;

в) материальный поток;

г) материальный и все сопутствующие потоки;

д) информационный поток;

е) нет правильного ответа.

3.В чем заключается цель логистического подхода:

а) управление материальными и финансовыми потоками;

б) управление складскими операциями;

в) сквозное управление материальными потоками;

г) все ответы верны

4.Какова главная задача логистики:

а) оптимизация производственных запасов;

б) сокращение времени хранения и транспортировки грузов;

в) создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков;

г) создание информационной системы контроля запасов.

5. Принципиальная новизна логистического подхода ведения хозяйственной деятельности в современных условиях заключается:

а) в интеграции всех областей хозяйственной деятельности в единую ресурсопроводящую систему;

б) в новых способах выбора поставщиков сырья и материалов;

в) в интеграции промышленного и финансового капиталов в единую форму ведения хозяйственной деятельности;

г) в новизне организационных форм и видов ведения бизнеса;

д) в комплексном использовании современных компьютерных технологий в управлении информационными потоками;

е) нет правильного ответа.

6.  Из ниже перечисленных элементов не входит в состав элементов, определяющих «семь правил логистики»:

а) конкретный потребитель;

б) необходимое количество;

в) необходимый товар;

г) необходимое качество;

д) точное место назначения;

е) нет правильного ответа.

 7 .Что представляет собой концепция логистики:

а) эффективное управление хозяйственной деятельностью предприятия;

б) рационализация хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов;

в) оптимизацию движения материальных потоков;

г) систему взглядов по управлению функциональными областями логистики.

8.Что представляет собой логистическая функция:

а) группу задач логистики;

б) комплекс взаимосвязанных целей по оптимизации материальных потоков;

в) укрупненную группу логистических операций;

г) способ достижения целей управления материальными потоками.

9. Какие основные методы используются при решении задач в области логистики:

а) методы исследования операций;

б) методы моделирования;  

в) методы прогнозирования;

г) все ответы верны.

10.  Для службы логистики критерием выбора варианта организации товародвижения является:

а) оптимальный уровень обслуживания потребителей;

б) минимум издержек на закупки; в) минимум издержек на содержание запасов;

г) минимум издержек на транспортирование;

д) минимум общих издержек на товародвижение.

11. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в:

а) точной экономической оценке решений в области транспортировки грузов;

б) выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;

в) рационализации технологических решений в области складирования;

г) повышении обоснованности коммерческих решений в области снабжения;

д) повышении обоснованности коммерческих решений в области сбыта.

12. Наиболее существенной предпосылкой применения логистики в хозяйственной практике является:

а) усиление конкуренции на товарном рынке;

б) совершенствование производства отдельных видов товаров;

в) совершенствование налоговой системы;

г) рост численности населения.

13. Что представляет собой логистическая система:

а) совокупность связанных между собой подразделений предприятия;

б) совокупность потоковых процессов;  

в) комплекс взаимосвязанных логистических функций;

г) адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические функции.

14. В качестве основы для анализа логистической системы используется показатель:

а) переменных издержек;

б) общих издержек;

в) предельных издержек;

г) постоянных издержек.

15.  Что представляет собой материальный поток:

а) движение грузов в логистической системе;

б) движение грузов вне логистической системы;

в) движение запасов на складе предприятия;

г) материальные ценности в процессе приложения к ним логистических операций.

16. Материальные потоки могут быть:

а) прямые и косвенные;

б) случайные и предсказуемые;

в) внутренние и внешние, исходящие и входящие;

г) любые из перечисленных.

17. Логистическая операция:

а) преобразует материальный поток;

б) интегрирует материальные потоки;

в) ускоряет движение материальных потоков;

г) способствует сокращению времени движения материальных потоков внутри предприятия.

18. Что представляет собой материалопроводящая цепь:

а) движение грузового автомобиля от поставщика до предприятия;

б) движение готовой продукции до потребителя;

в) движение конвейерной линии;

г) путь, который проходит материальный поток при его движении от поставщика сырья.

Задание 2. Для оптимизации затрат на хранение товарных запасов руководству фирмы необходимо обосновать и принять решение об организации собственного склада или использовании склада общего пользования. Для этого необходимо определить грузооборот безразличия (Гбр) – грузооборот, при котором предприятие одинаково устраивает, иметь ли собственный склад или пользоваться услугами наемного склада. Известно, что удельная стоимость грузопереработки на собственном складе (S гп) равняется 6 у.д.е./т, суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада (α) составляет 0,4 у.д.е./м2 , условно-постоянные издержки собственного склада (F2) – 20000 у.д.е./год, нагрузка на 1 м2 площади при хранении на наемном складе (q) – 3 т/м2 . При расчетах принять: число рабочих дней в году (Д) – 250 дней, размер запаса в днях оборота (З) -50 дней

Практическая работа № 2

Тема: Функциональные области логистики

Наименование работы: Логистический анализ работы организации

Цель занятия: проводить логистический анализ работы организации

Формируемые компетенции: ОК1-9, ПК 3.2

Студент должен:

знать:

  •  функциональные области логистики

уметь:

-            проводить логистический анализ работы организации

Норма времени: 12 часов.

Оснащение рабочего места: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Средства обучения: учебно-методический комплекс.

Техника безопасности: С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Задание 1. Определите необходимую емкость склада.

Компания “Энергия” принимает решение о приобретении склада для расширения рынка сбыта. Руководство компании предполагает, что годовой грузооборот склада должен составить 25 тыс. тонн при среднем сроке хранения запасов 30 дней.

Задание 2. Определите влияние нового склада на изменение границ рынка.

Фирма-производитель А, выпускающая цемент, расположена на расстоянии 200 км от фирмы В, реализующей такую же продукцию аналогичного качества. Обе фирмы определяют свои производственные затраты на уровне 5 долл. на товарную единицу, а расходы на транспортировку груза 0,2 долл./км. Чтобы расширить границы рынка, руководство фирмы А приняло решение о необходимости организации склада, находящегося на расстоянии 80 км от основного предприятия и на расстоянии 120 км от фирмы В. Доставка на склад осуществляется крупными партиями и оттуда распределяется между потребителями.

Затраты, связанные с функционированием склада составляют 0,4 долл. на товарную единицу.

Задание 3 . Используя данные о работе склада готовой продукции, необходимо:

– найти в стоимостном и процентном выражении запас финансовой прочности;

– рассчитать силу операционного рычага;

– определить, на сколько процентов вырастет прибыль предприятия от оказания транспортных услуг, если транспортный тариф на перевозку грузов увеличится на 9,1%.

Данные о работе склада готовой продукции

Месяц

Величина материального потока, тыс. т

Расход на электроэнергию тыс. руб.

Месяц

Величина материального потока, тыс. т

Расход на электроэнергию тыс. руб.

Январь

16,5

5002,2

Июль

14,9

4945,0

Февраль

13,2

4867,8

Август

11,6

4790,5

Март

16,5

5022,2

Сентябрь

12,4

4829,2

Апрель

21,5

5253,9

Октябрь

13,2

4867,8

Май

18,2

5099,4

Ноябрь

16,5

5022,2

Июнь

19,8

5176,6

Декабрь

19,8

5176,6

Задание 4. В течение первых двух кварталов после открытия, предприятие получало товары А и В от двух поставщиков – №1 и 2. На основании данных о работе с поставщиками необходимо принять решение о продлении договорных отношений с одним из них.

Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик

Объем поставки

Цена за шт, руб.

1 квартал

2 квартал

1 квартал

2 квартал

Товар А

Товар В

Товар А

Товар В

Товар А

Товар В

Товар А

Товар В

№1

2200

1100

1320

1320

11

6

12

7

№2

9900

6600

7700

1100

10

4

11

7

Динамика поставки товаров ненадлежащего качества

Квартал

Количество товара ненадлежащего качества

Поставщик 1

Поставщик 2

1

83

330

2

132

468

Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик 1

Поставщик 2

Квартал

Количество поставок

Всего опозданий, дн.

Квартал

Количество поставок

Всего опозданий, дн.

1

12

31

1

12

48

2

11

39

2

15

38

Задание 5. Перечислите возможные действия логистического менеджера 

Имеется груз их двух коробок, каждая размером 1м × 1м × 1м, который предполагается транспортировать автомобильным транспортом. Маркировка на упаковке указывает, что груз может транспортироваться только при укладке в 1 ряд. Это влечет за собой увеличение стоимости транспортировки вдвое.

Задание 6. Необходимо определить затраты на один поддон и один ящик при транспортировке продукции, на основе расчетов выбрать наиболее рациональный вид тары. Продукция транспортируется в стандартных контейнерах в ящиках или на поддонах.

Если используются поддоны, то в контейнер вмещается 300 шт. (25 поддонов в одном контейнере, 12 шт. на одном поддоне). Если штабелируются ящики, то в контейнер вмещается 480 шт. (40 ящиков в одном контейнере, 12 шт. в одном ящике).

Транспортные расходы в расчете на один контейнер: 3000 руб.

Почасовая ставка погрузочно-разгрузочных работ (ПРР):

– вручную – 36 руб.,

– вилочным погрузчиком – 54 руб.

Затраты рабочего времени на погрузку:

– одного поддона: вручную – 4,8 мин, вилочным погрузчиком – 2,4 мин;

– одного ящика: вручную – 1,8 мин, вилочным погрузчиком – 0,9 мин.

Задание 7 . Рассчитать параметры системы управления с фиксированным размером заказа, если известно, что годовая потребность в заказываемом продукте составляет 200 000 кг, а оптимальный размер заказа – 40 000 кг. Время поставки, указанное в договоре поставки, составляет 15 дней, возможная задержка поставки – 3 дня, число рабочих дней в году – 250 дней.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

   Основные источники:

1. Левкин Г. Г. Логистика : учебное пособие для СПО / Г. Г. Левкин, Е. А. Панова. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 184 c. — ISBN 978-5-4488-0196-9, 978-5-4486-0362-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76994.html

2. Яшин А. А. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем : учебное пособие для СПО / А. а. Яшин, М. Л. Ряшко. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2019. — 51 c. — ISBN 978-5-4488-0521-9, 978-5-7996-2867-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76994.html

Дополнительные источники:

3. Аникина Б. А Логистика: учебное пособие / Б. А. Аникин – М.: ТК Велби, Изд-во Проспеккт, 2008. -408 с.

Интернет-ресурсы:

1. Электронно-библиотечная система IPR BOOKS [Электонный ресурс]. - Режим доступа: www.iprbookshop.ru

2.  Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.consultant.ru

3. «ЛОГИНФО» - журнал о логистике в  бизнесе [Электонный ресурс]. - Режим доступа: http://www.loginfo.ru/

4. Logistic.ru — информационный портал о логистике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logistic.ru/

5. Журнал «ЛОГИСТИКА» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.logistpro.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Пособие учебное "Сборник инструкционно-технологических карт"

В пособии приведены инструкционно-технологические карты для обучения студентов процессам и операциям штукатурных, малярных и обойных работ. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих ме...

Сборник ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ по дисциплине ИНФОРМАТИКА И ИКТ для студентов специальности «Механизация сельского хозяйства»

Сборник Инструкционно-технологических карт для выполнения практических занятий по дисциплине Информатика и ИКТ...

инструкционно-технологическая карта к уроку учебной практики по теме "Обработка низа рукава"

инструкционно-технологическая карта для изучения темы "Обработка низа рукава в женской легкой одежде"...

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 1-3

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 1-3...

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 4-5

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 4-5...

Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы № 1 "Геодезические планы, карты, чертежи"

Практические  (лабораторные) занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий...