Конспект лекции по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" Урок № 10
план-конспект урока

Ануфриенко Светлана Валентиновна

Конспект лекции по уроку №10, для группы ТЗ-21

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект лекции57.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 10. Теория поведения потребителя. Поведение производителя.

Издержки производства.

        1. Теория поведения потребителя

        Теория потребительского поведения объясняет, как покупатели тратят свой доход с целью максимизации своих потребностей. Она показывает, каким образом на выбор влияют цены товаров, доход, предпочтения и как покупатели максимизируют свои «чистые» выигрыши от приобретения товаров и услуг. Эта теория имеет широкую сферу применения не только при осуществлении выбора в рыночной деятельности. Она может объяснить, например, как экономические соображения влияют на решения вступить в брак, иметь детей и распределять время между трудом и отдыхом. Поведение потребителя на рынке довольно сложно понять и объяснить. Масса причин влияет на вкусы и предпочтения человека при покупке им товара или услуги. Существуют методы, позволяющие предугадать возможное поведение потребителя. От выбора, который сделают люди, после того как они соотнесут свои желания с доступными возможностями покупок тех или иных товаров, зависит то, на какое количество благ будет предъявлен спрос. Зависимость спроса от потребительского выбора очевидна. Спрос - понятие, которое связывает покупаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих благ. То есть с точки зрения поведения покупателей спрос - желание и способность людей покупать товары или определенное соотношение количеств товара, которое покупается, и затрат покупателей - носителей спроса на приобретение этого количества товара.

        Суть правила максимизации (потребительского равновесия) полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний рубль, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг. На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:

        MU продуктаА/Цена продукта А = MU продуктаВ/Цена продуктаВ,

где MU предельная полезность.

Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован.

        Зная о правиле максимизации полезности, легко объяснить нисходящий  характер кривой спроса. Основными факторами, определяющими кривую спроса на определенный продукт, являются: 1) денежный доход; 2) цены на товары и услуги, а также 3) предпочтения и вкусы. Правило максимизации полезности и кривая спроса логически согласуются друг с другом. Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны.. Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная). Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. Равновесие потребителя - состояние, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель создает оптимальную комбинацию из двух товаров. Любое изменение будет означать потерю полезности.

        2. Поведение производителя.

        В любой экономической системе не только функционирует огромное количество фирм, по и существуют разнообразные их типы. Это связано прежде всего с разнообразием способов экономии (минимизации) издержек. Фирма как производственная единица и инструмент предпринимательской деятельности всегда имеет ту или иную организационно-правовую форму. С правовой точки зрения под фирмой (предприятием) подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства — капитал, землю и труд — с целью производства товаров и услуг. Правовая форма — это комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром. В мировой практике используются различные организационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальным законодательством отдельных стран. Остановимся на характеристике основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, наиболее распространенных в современном мировом хозяйстве. К ним относятся:

- единоличная (частнопредпринимательская) фирма;

- партнерство (товарищество);

- корпорация (акционерное общество).

         Правило наименьших издержек - это условие, согласно которому издержки минимизируются в том случае, когда последний рубль, затраченный на каждый ресурс, дает одинаковую отдачу (одинаковый предельный продукт):

        MRP1/P1 =         MRP2/P2 = MRP3/P3

где MRPi- предельный продукт i-того фактора в денежном выражении;

Pi- цена i-того фактора. Это правило обеспечивает равновесие положения производителя. Когда отдача всех факторов одинакова, задача их перераспределения отпадает, т.к. уже нет ресурсов, которые приносят больший доход по сравнению с другими. Предельная производительность ресурса является мерой его вклада в производство благ. Этот вклад зависит не только от его свойств, но и от тех пропорций, которые существуют между ним и другими ресурсами. В какой степени нужен тот или иной ресурс в производстве? Чем определяется степень его использования? Прежде всего, разницей между доходом, который он приносит, и издержками, связанными с его использованием. Рациональный производитель стремится максимизировать эту разность.

        3. Доход фирмы.

        Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Доход фирмы состоит из двух частей:

  • из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и неосновной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком;
  • из внереализационных доходов, являющихся побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Принято выделять общий, средний и предельный доходы. Общий (совокупный) доход (TR) - это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц:                                TR= Р х Q,

где TR- общий доход; Р - цена единицы товара; Q- количество проданных единиц товара.

        Средний доход (AR) - эго выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает как цена за единицу продукции для покупателя и как доход от единицы продукции для продавца.

        Предельный (дополнительный) доход (MR) - это добавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи одной дополнительный единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу. Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительный единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы. Предельный доход определяется как разность общего дохода от продажи n+ 1 единиц товара и общего дохода от продажи  n товаров:

        MR= TR(n+1) - TRn, или рассчитывается как MR= ∆TR/∆Q, где ∆TR- приращение общего дохода; ∆Q- приращение выпуска продукции на одну единицу.

        Валовой доход отражает результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями. Он представляет собой выручку от реализации продукции за вычетом материальных затрат (затраты на материалы, сырье) и амортизацию. Чистый доход - это разница между суммой выручки от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого дохода является прибыль. В отечественной практике прибыль рассматривается как форма чистого дохода предприятия и отражает результаты хозяйствования, т.е. продуктивность (эффективность) затрат живого и овеществленного труда. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и полными издержками на ее производство, выступая в форме балансовой, расчетной и чистой прибыли.

        4. Издержки производства.

        Актуальные экономические издержки, в свою очередь, состоят из явных и вмененных. Явные издержки обязательно находят выражение в расчётах с контрагентами и отражение в бухгалтерских регистрах. Поэтому их ещё называют бухгалтерскими. Вменённые издержки объединяют затраты фирмы, не обязательно выражающиеся в расчётах с контрагентами. Это — издержки упущенных возможностей иначе применить факторы, вводимые в процесс трансформации экономических ресурсов в экономические блага. Экономические издержки принято делить на совокупные, средние, предельные издержки или замыкающие, а также на постоянные и переменные. Совокупные издержки включают в себя все издержки выпуска данного объёма экономических благ. Средние издержки — это совокупные издержки, приходящиеся на единицу объёма выпуска. Предельные издержки — это издержки, которые приходятся на единицу изменения объёма выпуска. Постоянные издержки возникают, когда объём применения одного (или обоих) факторов, вводимых в процесс трансформации, не может изменяться. Таким образом переменные издержки возникают, когда фирма имеет дело с факторами, вводимыми в процесс трансформации, объём применения которых ничем не ограничен. Поскольку величина постоянных издержек обязательно перестаёт зависеть от объёмов выпуска, часто определение искажают, говоря о постоянных издержках как о независящих от объёма выпуска, а то и просто указывая некий перечень статей калькуляции себестоимости, который якобы при любых обстоятельствах описывает постоянные издержки. Например, жалование конторских работников, амортизация, реклама и т. п. Соответственно переменными начинают считать издержки, величина которых непосредственно зависит от изменения объема выпуска (сырьё, материалы, заработная плата непосредственно производственных рабочих и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий конспект лекций по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочного отделения

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 1.    Создание и юридическое оформление предприятия Предприятие представляет собой обособленный технико-экономический и социальный ко...

Конспект лекций по предмету "Экономика транспорта и управление производством"

Конспект лекций по предмету «Экономика транспорта и управление производством», разработана преподавателем  Актюбинского колледжа железнодорожного транспорта  Бондаренко Н.Ю.Составлен в соотв...

Комплект лекций Основы экономики, менеджмента, маркетинга

Комплект лекций Основы экономики, менеджмента, маркетинга для ОУ СПО...

Конспект лекций по дисциплине Основы экономики

Конспект лекции по дисциплине " Основы экономики" предназначен для студентов технических специальностей дневного и заочного отделения....

Лекции по разделу "Основы менеджмента" по ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования

Лекции по разделу "Менеджмент" предназначены для изучения дисциплины  ОП.14 "Основы экономики, менеджмента и маркетинга специальности 15.02.3 Техническое обслуживание и ремонт сист...

Конспект лекций по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

Конспект лекций   по дисциплине«Основы экономики, менеджмента и маркетинга»...

Конспект лекций Менеджмент

Конспект лекций Менеджмент...