Урок - беседа на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»
план-конспект урока
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со словом «экономист»? Банковский служащий, министр финансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разные люди могут найти занятия по душе. Экономическая наука - тесное переплетение методов точных наук и гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точные науки, вам стоит подумать об экономике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-беседа об экономике | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - беседа на тему «Школьный предмет – основа моей будущей профессии»
Программа по экономике ставит следующие цели:
- формирование основ экономического мышления и привитие навыков в принятии самостоятельных решений в жизненных различных ситуациях;
- социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
- воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников;
- профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;
- развитие предпринимательской инициативы молодежи и ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическим дисциплинами.
Вступление.
Люди живут в мире, который им приходится все время поддерживать в определенном порядке. Этот порядок позволяет людям справляться с неудобствами природной среды и обеспечивать себе возможность удовлетворять постоянно возникающие потребности. Название этого порядка - цивилизация. В состав цивилизации входит многое, но мы поведем разговор только об одном из блоков цивилизации - экономике, или, как ее иначе называют, хозяйственной жизни.
Для получения необходимых людям благ - продовольствия, одежды и обуви, жилья и многого-многого другого - нужно каким-то образом собрать и использовать самые разные производственные ресурсы и оборудование. И если человек не придумает, как ему связать все производственные ресурсы в единый узелок, то он так никогда и не сможет взять в руки корзину с продуктами, потому что она просто не будет изготовлена.
Скажем, для того, чтобы утром, перед уходом в школу, вы могли открыть коробочку йогурта, необходимо участие нескольких десятков хозяйственных организаций - фирм. Одни из этих организаций производят все компоненты для создания упаковки для йогурта, другие производят оборудование для изготовления самого продукта, третьи организуют молочные фермы и доставляют молоко на фирму, производящую йогурт, и т. д. и т. п.
Экономика - постоянная деятельность людей с целью обеспечения себя жизненными благами; наука, которая изучает закономерности такой деятельности.
Благодаря экономике люди земли могут согласовывать свои интересы и деятельность ради создания все большего объема жизненных благ. Именно экономика позволяет «связать в узелок» деятельность огромной массы фирм и работающих в них ради создания тех жизненных благ, которые люди хотят получить в свое пользование. И чем лучше люди понимают правила разумной организации экономической деятельности, тем быстрее растет объем благ, которые они могут потребить, тем меньше людей умирает из-за недоедания или нехватки лекарств.
Жизненные блага - это все, что люди потре6ляют ради обеспечения своей жизни и получения удовольствий.
Экономика - очень широкое понятие, и чтобы нам было легче о ней говорить, стоит выделить ее важнейшие составные части. Это торговля, производство, услуги всех видов и денежная система.
Во всем мире в самых крупных фирмах, банках, страховых компаниях, в правительственных органах и в любом университете или школе бизнеса вы найдете людей, на визитной карточке которых будет написано «экономист». Что же это за профессия и чем занимаются люди с такой квалификацией?
Экономика - наука, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки пришло из Древней Греции и было создано путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что слово «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных наук, так же как история или философия.
Но в отличие от истории или философии экономика - наука очень конкретная, построенная на анализе цифр и использовании различного рода методов расчетов, иногда достаточно простых: четыре действия арифметики плюс степени, а иногда достаточно сложных. Соответственно, человеку, который не любит работать с цифрами и которого любые расчеты приводят в уныние, лучше к этой профессии не стремиться.
Быть или не быть экономистом.
Подумайте, какие ассоциации возникают у вас со словом «экономист»? Банковский служащий, министр финансов, коммерсант, бухгалтер, брокер, маркетолог...? Спектр экономических специальностей действительно так широк, что в экономике самые разные люди могут найти занятия по душе. За экономическими специальностями —6удущее, поэтому все больше вузов готовят специалистов по экономике разного профиля.
Экономические специальности имеют общие черты и различия. По преимуществу, эти характеристики касаются требований к школьной подготовке и особенностям мышления. Так, на все факультеты, подготавливающие экономистов, обязательно сдают математику и иностранный язык.
Владение математическими знаниями обеспечивает умение выстраивать модели экономических процессов и осуществлять сложные математические расчеты. Иностранный язык для экономиста (а лучше не один) — это пропуск в самые современные направления прикладной экономики. Многие специалисты говорят о том, что, не зная английского языка, невозможно быть экономистом, так как большинство понятий и концепций экономики сложились в англоязычных странах. Второй иностранный язык (немецкий или французский) открывает начинающему экономисту дверь в престижные вузы, которые сотрудничают с европейскими учебными заведениями и предлагают своим студентам стажировку за рубежом. Лю6ой специалист в области экономики должен обладать хорошо развитым умением анализировать, находить разные пути решения одной и той же задачи, не чураться программирования и электронного обеспечения труда.
Условно все экономические специальности с точки зрения психологического портрета специалиста можно разделить на несколько групп. Каждая из групп предъявляет особые требования к природе человека (темпам работоспособности и переключения внимания) и его интересам.
Во-первых, самое традиционное понимание профессии «экономист» - это давно сложившиеся специальности, например бухгалтер, специалист по аудиту. Нередко к этой группе относят специалистов по страхованию и налогообложению. Основным в их деятельности становятся проверка (контроль), анализ данных, четкое следование инструкциям, разработка правил и форм деятельности специалистов. Наибольшего успеха в таких специальностях достигают терпеливые и пунктуальные люди, умеющие не снижать качества труда при монотонной работе. Эти специальности по содержанию труда очень близки профессии юриста, а профессиональная подготовка всегда включает ряд дисциплин, связанных с законодательством. Все больше вузов готовят 6укгалтеров и аудиторов по профилю той или иной отрасли хозяйства.
Во-вторых, традиционно экономика была сферой научных исследований. Такие специальности, как «мировая экономика», «математические методы в экономике», «экономическая социология», «экономическая психология» - весьма перспективные направления для тех, кто интересуется фундаментальной наукой и хотел бы попробовать себя в объяснении различных экономических явлений. Стоит напомнить, что одна из Нобелевских премий 2004 года была присуждена специалисту, занимающемуся исследованиями в области экономической психологии.
Стремление открыть новое, сочетание творческого мышления и склонности к анализу - весьма желательные качества для будущего ученого-экономиста. Экономическая наука - тесное переплетение методов точных наук и гуманитарных задач. Поэтому, если вы одинаково успешно и с интересом осваиваете и гуманитарные и точные науки, вам стоит подумать об экономике. Существует и такой прикладной аспект экономической науки, как маркетинг, отражающий тесное переплетение в экономике - математики и гуманитарных предметов (психологии, политологии, культурологии).
В-третьих, существует целая группа экономических специальностей, тесно связанных с управлением: «экономика и управление на предприятии», «государственные и муниципальные финансы», «банковский менеджмент», «управление финансовыми рисками», «финансы и кредит». Как известно, деньги - это существенный компонент власти, поэтому почти все управленческие специальности тесно связаны с областью экономики. Тот, кто намечает себе сферу финансового менеджмента, должен уметь принимать и оперативные и стратегические решения, быть лидером, сочетать стремление к риску и осторожность. Честолюбие и устойчивость к стрессам - важные характеристики для эффективного менеджера.
В-четвертых, экономическая деятельность связана с коммерцией. Умение продавать предполагает не только коммуникативные навыки, но и наличие хороших экономических знаний. Торговля - основа микроэкономики. Коммерческая «жилка» проявляется в том, что человек находит неожиданные пути заработка, стремится сделать свое дело. Многие современные коммерсанты имеют экономическое образование или стараются его получить. Коммерсант является понемногу и финансовым менеджером, и маркетологом, и бухгалтером.
Наконец, все большую популярность получают специальности, связанные с финансовыми «играми»: брокер, дилер. Они основаны на постоянном риске специалиста, который, с одной стороны, обладает информацией, с другой - не боится действовать в ситуации неопределенности. Специалист этого профиля должен отличаться быстротой реакции, сочетанием интуиции и острого аналитического ума. Необходимо знать и о том, что нельзя всю профессиональную жизнь заниматься данной деятельностью, поэтому «игроки» рано или поздно уходят в другие экономические специальности.
ТЕСТИРОВАНИЕ
Если хотите «попробовать» себя в экономической деятельности, обратитесь к тесту, помещенному в табл. 4. В первом столбце перечислены различные экономические специальности. Каждый последующий столбец включает характеристику специальности. «Хочешь ли ты » — наиболее распространенное объяснение того, почему человек хочет стать бухгалтером, банкиром и т.д.; «Сможешь ли ты» — описывает одно из главных требований к специалисту; «Знаешь ли ты, что» — отражает одну из «теневых» сторон профессии, о которой необходимо знать и быть к ней готовым; «Готов ли ты» — указывает на то, что уже сейчас вы можете делать для овладения избранной специальностью. Прочтите все высказывания, поставьте «+», если согласны «-» — если нет.
Посчитайте плюсы по каждой строке таблицы: 4-5 плюсов означают, что данная специальность вам интересна; 2-3 — свидетельствуют о неустойчивости вашего интереса; 1 —или их отсутствие говорит о том, что эта специальность вам не очень интересна.
Сначала обратите внимание на количество плюсов в первой строке — это показатель вашей расположенности к экономическим профессиям вообще. Оптимальным вариантом, характеризующим интерес к экономическим профессиям, являются 4-5 плюсов по первой строке таблицы и столько же плюсов по одной или двум специальностям. Если по первой строке у вас плюсов больше; то экономические специальности вам интересны, но вы пока не выбрали свой путь. Если по одной или нескольким специальностям плюсов больше, чем по самой первой строке, то стоит уточнить основные требования к экономическим специальностям. Может случиться и так, что вы выберете сразу несколько экономических специальностей, т.е. на 4-5 плюсов будет больше чем по двум строкам. Тогда вернитесь к описанию каждой группы специальностей в тексте — она имеет свой перечень требований к психологическим особенностям человека. Постарайтесь разобраться в себе — какой вы по характеру и темпераменту и какие специальности вам по душе.
Специальность | Хочешь ли ты | Сможешь ли ты | Знаешь ли ты, что | Готов ли ты | Веришь ли ты, что |
Общие черты | Понимать происходящее через призму экономических процессов, жить в «мире» денег | Постоянно следить за изменениями экономических законов и использовать их в своей работе | У экономистов часто возникают соблазны использовать служебное положение в личных целях | Заниматься математикой, профилирующими предметами для поступления на экономический факультет | Экономика – та сфера, которая управляет миром |
Бухгалтер | Выступать в роли контролера, быть беспристрастным судьей, вычленять общее, подмечать мелочи | Изучать и оценивать однотипные документы на экране и в печатном варианте | Профессиональная болезнь специалистов; снижение остроты зрения | Заниматься финансовыми отчетами, готовить проекты, запоминать тематику и содержание многих документов | Экономист - бухгалтер это второй человек в фирме и на предприятии после руководителя |
Ученый | Изучать экономическое развитие, искать причины изменений в экономике разных стран | Вести исследования, много читать и письменно обобщать результаты своих исследований | Найти высокооплачиваемую работу очень тяжело – можно оказаться в ситуации быть специалистом, квалифицированным сверх меры | Учить иностранные языки, практиковаться в научных исследованиях | Изыскания в экономике определяют политический и социальный «дизайн» мира |
Управленец-экономист | Управлять финансовыми организациями, принимать решения относительно экономического развития различных структур | Находить разные варианты решения экономических проблем, уметь настаивать на своем и аргументировать свою правоту | Управленец постоянно думает о работе, имеет ненормированный рабочий день | Осваивать лидерские качества, изучать финансовый менеджмент | Экономическая подготовка управленца – залог его профессионального успеха |
Коммерсант | Находить наилучшие пути получения прибыли для организации и заниматься продажами | Уметь извлекать пользу из любого опыта, даже отрицательного, учится в процессе работы | Малое предпринимательство не всегда предсказуемый процесс, необходимо постоянно быть готовым к неожиданностям | Участвовать в молодежных коммерческих проектах, осваивать самые разнообразные навыки, не бояться брать на себя не всегда престижную работу | Малый бизнес – основа среднего класса, а экономическая компетентность коммерсанта обеспечивает его процветание |
«Игрок» | Зарабатывать деньги, используя собственную интуицию, испытывать удачу | Быть в постоянном нервно - психическом напряжении, быстро реагировать на изменения в среде | Работа сопряжена с риском проиграть и необходимостью вкладывать собственные средства в развитие дела | Интересоваться ценными бумагами, сложными схемами получения прибыли | Лучше заработать один раз и много, чем помалу в течение всей жизни |
Я – экономист?
Требования, предъявляемые к экономисту:
-усидчивость
-аккуратность
-внимательность
-ответственность
-хорошая память
-нервно-психическая устойчивость
-высокая работоспособность
Медицинские противопоказания:
-нервно-психические заболевания
-сердечно-сосудистые
-хронические инфекционные
Человек не может обойтись без экономических знаний и умений. Экономическое образование всегда и везде нужно любому, так как оно «обустраивает» жизнь любого человека, а отсутствие такого образования делает человека не защищенным, лишенным значительной части адаптивного потенциала. Изучаемый в школе предмет «экономика» может служить основой будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Химия в моей будущей профессии"
В данной методической разработке представлен сценарий мероприятия "Химия в моей будущей професии". Мероприятие проводится с целью активизации интереса студентов к химии посредством раскрытия ее роли в...
«Значение английского язык в будущих профессиях моих одногруппников»
Когда Юлий Цезарь около двух тысяч лет назад высадился в Британии, английского языка еще не было. Сегодня на нем говорят, по крайней мере, 750 млн. человек, и почти для половины из них английский явля...
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия» Тема: "Моя будущая профессия - юрист"
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия»Тема: "Моя будущая профессия - юрист"Автор: Догузова Лана, студентка гр.21 Ю, специальность 40.02.01 Право и организация социаль...
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия», Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…
Всероссийский конкурс с международным участием «Моя будущая профессия»Тема:Моя будущая профессия – юрист. Мое представление о ней…Автор: Гагиева Фатима, студентка гр.21 Ю, специальность 40...
Актуальность моей будущей профессии
Методическая разработка классного часа...
Обобщающий урок КВН по теме «Экономика», предмет обществознание, 11класс
Данный урок проводится в рамках предмета"Обществознание".Целью урока является развить интерес к экономическим знаниям в нестандартной ситуации, активизировать мыслительную ...
Внеаудиторное мероприятие на тему: Важные предметы в профессии моей
Разработка внеаудиторного мероприятия способствует раскрытию познавательного интереса к дисциплинам математике, информатике, инженерной графике, активизирует обучающихся на более углубленное их изучен...