ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО И ВОЛОНТЁРСТВО В КГСТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
статья по теме
Участие молодых людей в волонтёрском движении способно помочь решить важную задачу повышения ее конкурентоспособности и профессиональной компетентности за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности; увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных, общих и профессиональных компетенций, необходимых для их дальнейшего трудоустройства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гневашева Т.В.,
преподаватель ПЦК
социально-экономических дисциплин
ГБПОУ «Коркинский горно-строительный
техникум", г.Коркино, РФ
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО И ВОЛОНТЁРСТВО В КГСТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Каждому человеку даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Петра 4, 10). Социальное служение – это служение любви и милосердия к ближнему. Оно является формой благотворительной помощи и представляет собой вклад в развитие общественного блага. Социальное служение является феноменом развития гражданского общества, что способствует отведению огромной роли бескорыстному и добровольному выполнению социальных услуг. Главные черты социального служения: бескорыстие; добровольность; социальная значимость деятельности.
Социальное служение можно рассматривать как образовательный (в единстве обучения, воспитания, развития) процесс, направленный на приобретение жизненных умений, инициирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников. Оно имеет четыре основные направления: добровольчество; благотворительность; правозащитная деятельность; миротворчество. Более значимыми в социальном служении являются добровольчество и благотворительность.
Добровольчество как социальное явление существовало практически на протяжении всего исторического развития человечества. Термин «добровольчество» стал использоваться с середины 80-х гг. 20 в. Исследователь Л.Е. Сикорская определяет добровольчество как форму социального служения, осуществляемого по свободному волеизъявлению граждан, направленного на бескорыстное оказание социальных услуг людям, их поддержку, защиту, личностное развитие [2]. Современный этап развития гражданского общества характеризуется развитием и институализацией добровольческой деятельности в волонтёрское движение. Волонтёрство всегда приравнивали к добровольной деятельности, так как понятия имеют одинаковый смысл. В основе любого волонтерского движения лежит принцип: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому». Существует множество понятий волонтёрства. В словарях волонтёрство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Правовая основа развития волонтёрства в России была заложена рядом законодательных актов: Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ; Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ; Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р. Основы государственной политики в отношении волонтёрства сформулированы в «Концепции развития благотворительной деятельности и добровольчества» от 30.07.2009 №1054-р.
В 2015 году государственная политика по развитию добровольчества приобрела системный характер. Важным событием стало признание добровольчества в качестве одной из форм патриотического воспитания граждан. Как следствие, в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, был включен раздел «Развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи». Функции координатора Программы возложены на Росмолодежь.
В ноябре 2017 года Президент России Владимир Путин подписал указ о Дне добровольца (волонтера), который будет ежегодно отмечаться 5 декабря в соответствии с Указом Президента РФ от 27.11.2017 № 572 "О Дне добровольца (волонтера)"). 2018 год в Российской Федерации Указом Президента России В.В. Путина от 06.12.2017 № 583 объявлен Годом добровольца (волонтёра).
Выступая 21 февраля 2018 года в Общественной палате РФ на первом заседании организационного комитета по проведению в России Года добровольца (волонтёра), Министр образования и науки РФ, заместитель председателя оргкомитета по проведению в РФ Года добровольца О.Ю. Васильева отметила, что волонтёрство является мощным ресурсом вовлечения молодёжи в социальную деятельность.
Студенческая молодежь как социальная группа является разновидностью группы «молодежь». Студенческое волонтёрство как социальный феномен приобретает сегодня всё большее звучание в общественной жизни страны. Волонтёрская деятельность (добровольчество) способствует раскрытию у студенчества личностного потенциала и может выступать базой социального ориентирования и социализации в русле служения обществу. Волонтёрское движение в студенческой среде имеет огромное нравственно-воспитательное значение. Прежде всего, это гарантия того, что выпускники учебного заведения смогут стать честными и открытыми в любое время готовыми на бескорыстную помощь каждому нуждающемуся.
Участие молодых людей в волонтёрском движении способно помочь решить важную задачу повышения ее конкурентоспособности и профессиональной компетентности за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности; увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных, общих и профессиональных компетенций, необходимых для их дальнейшего трудоустройства.
Волонтёрство в образовательных организациях среднего профессионального образования – это добровольческая деятельность, осуществляемая обучающимися и персоналом техникума. Добровольческая деятельность и благотворительность (социальное служение) в Коркинском горно-строительном техникуме (КГСТ) стало развиваться в рамках работы «ЭКО-клуба», цикл «Молодежь, религия и бизнес», руководителем которого является автор этих строк на протяжении более 15 лет. За эти годы были неоднократно проведены открытые внеклассные мероприятия по темам «Социальная работа с молодежью. Роль социального служения в решении проблем молодежи», «Социальное служение и молодежь», «Христианские добродетели и их роль в социализации современной молодежи», «Духовное богатство человека» и др. В этих мероприятиях принимают участие представители Церкви, ученики воскресной школы, социальные работники, представители предпринимателей, молодежных организаций.
На таких мероприятиях рассматриваются вопросы о социальной работе с молодежью и роли социального служения в решении проблем молодежи; участие студентов КГСТ в деле социального служения обществу. В процесс социального служения (добровольческую деятельность и благотворительность) за эти годы вовлекались студенты разных курсов и не только экономических, но и технических специальностей. Стимулировалась и поддерживалась активность молодежи, студентов техникума, направленная на действенное участие в разрешении проблем сограждан; развивались различные формы социального служения и реальной социальной помощи, которые могут осуществить молодые люди, студенты, по отношению к людям, переживающим трудности: инвалидам, одиноким старикам, детям, оставшимся без родительской поддержки, Церкви и др. Вовлечение студентов техникума в социальное волонтёрство происходило для того, чтобы они получили положительный опыт участия в решении проблем, имеющих общественное значение. В 2014 году, по желанию студентов, в техникуме было организованно волонтёрское движение, в состав которого вошли 19 человек, большую часть из которых представляли студентки, имеющие опыт социального служения через работу «ЭКО-клуба». С этого времени в техникуме стали развиваться 2 направления волонтёрства (добровольчества). Первым направлением волонтёрства (добровольчества) считается «ЭКО-клуб», цикл «Молодежь, религия и бизнес». Вторым направлением стала деятельность волонтёрского отряда «Чип и Дейл», в состав которого в настоящее время входят более 30 человека, в том числе имеющих опыт социального служения через работу «ЭКО-клуба».
На первоначальном этапе волонтёрство в техникуме носило не системный характер, подобно кружкам по интересам и не имело структуры, от которой зависело его дальнейшее развитие; наблюдалось отсутствие единого организованного волонтёрского движения; не существовало достаточного методического обеспечения организации волонтёрской деятельности. В то же время вся воспитательная работа в техникуме и такая общественная организация техникума как Парламент строли свою деятельность, используя методы и подходы волонтёрской деятельности, то есть потенциал для развития волонтёрского движения в КГСТ реально существовал. Тем более, проведенные социологические исследования среди студентов показали необходимость активного развития его в техникуме.
Для того чтобы перевести волонтёрство в действующую рабочую силу, техникуму, по результатам социологических исследований, было предложено разработать Программу «Повышение вовлеченности студентов в волонтёрское движение техникума»; хорошо проработать все этапы организации волонтёрской деятельности на должном уровне в своем образовательном пространстве. Было предложено ввести поощрительные мероприятия (например, «Лучший волонтёр года», празднование Дня волонтёров); формы отчета для волонтёра, предоставление рекомендаций или специальных сертификатов, письма благодарности, "Личная книжка волонтёра" и другое.
В последующие годы техникумом были учтены большинство пожеланий и рекомендаций для развития волонтёрского движения, его популяризации среди студентов техникума. В настоящее время анализ волонтёрства (добровольчества) в техникуме в целом свидетельствует о эффективном развитии волонтёрского движения в нём. Об этом говорит, прежде всего, образование полноценного волонтёрского отряда под названием «Чип и Дейл», который имеет свой девиз «Чип и Дейл спешат на помощь». Волонтёры участвуют во многих мероприятиях и социальных программах не только техникума, но и города. В ходе своей работы волонтёрский отряд «Чип и Дейл» формирует отчеты о проделанной работе; ведется активная разработка программы для волонтёров, а так же инструкций и положений. Волонтёры отряда оказывают помощь и поддержку пожилым людям, ветеранам Великой отечественной войны, сиротам в детских домах; помогают в проведении спортивных соревнований; оказывают помощь в организации культурно-развлекательных и гражданско-правовых мероприятий.
Волонтёрский отряд техникума ведет активное сотрудничество с Центром волонтерских объединений (ЦВО) Общественной молодежной палаты при Собрании депутатов Коркинского муниципального района (КМР). Это сотрудничество способствует развитию потенциала волонтёрского движения в техникуме; продвижению и популяризации волонтёрских ценностей в КМР; подготовке волонтёров для участия в социально значимых проектах различных уровней; накоплению и распространению опыта работы по волонтёрским направлениям; обеспечению взаимодействия с волонтёрскими объединениями других городов, районов, округов Челябинской области с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы. Благодаря своей активной работе с сентября 2016 года, волонтёрский отряд «Чип и Дейл», занял достойное место среди других волонтёрских отрядов КМР.
31 января 2018 года Советом Федерации одобрен Федеральный закон № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)», который вступает в силу с 1 мая 2018 года. Этим законом устанавливаются правовые основы регулирования отношений в сфере добровольческой (волонтёрской) деятельности. Согласно данному закону уточнено понятие и цели добровольческой (волонтерской) деятельности.
"Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях указанных в пункте 1 статьи 2 Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» [1].
Поправки уравнивают понятия «волонтёрство» и «добровольчество». Законом определен статус добровольцев (волонёров), их права и обязанности; предусмотрены требования, которым они должны соответствовать. Законом закрепляются отдельные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в указанной сфере, а также устанавливаются особенности привлечения добровольцев (волонтёров) для осуществления деятельности религиозных организаций. Кроме этого Федеральным законом в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтёрства) предусматривается формирование и ведение единой информационной системы, содержащей сведения об участниках добровольческой (волонтёрской) деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ключевым субъектом институционального регулирования волонтёрства является государство, а объектом выступает общность волонтёров. Для динамичного развития волонтёрства в Российской Федерации требуется активное участие институтов гражданского общества и бизнеса, в том числе учебные заведения.
КГСТ, как и каждое учебное заведение, постоянно ищет свой неповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решению важнейшей педагогической задачи – формированию целостной, гармонично-развитой и социально-зрелой личности. Этому способствует вся образовательная среда техникума (в том числе и воспитательная система), которая направлена на формирование личности студента, способного усвоить социальный опыт и ценностно-нравственные ориентации; на усвоение студентами норм поведения, развитие самоконтроля и выдержки, выработке активной жизненной позиции, на совершенствование субъективно-духовного мира.
Постоянный поиск новых идей, новых направлений воспитательной работы, которые бы способствовали долговременным, положительным результатам в учебно-воспитательной деятельности, привел к развитию такого направления в воспитательной работе техникума как волонтёрская деятельность. Техникум необходимо в своей образовательной среде продолжать активно развивать волонтёрство, так как оно не только позволяет раскрыть лучшие человеческие и гражданские качества у студенческой молодёжи, демонстрирует зрелость, но и приносит реальную пользу обществу, налаживает социальное партнерство.
____________
1. Федеральный закон № 15-ФЗ от 5 февраля 2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтёрства)».
2. Сикорская Л. Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы // Социол. исследования. -2007.–No9. –С. 11-14.
3. Социальная работа с молодежью: Уч. пособие/ Под ред. д. п. н., проф. Н.Ф. Басова - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко" 2009. - С. 216
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная образовательная среда колледжа/ Проблемы и перспективы развития
Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и в с...
Проблемы и перспективы развития банковского надзора в сфере операций по банковским вкладам
Введение Работа по улучшению практики контрольных функций надзора требует изменения подходов в первую очередь к имеющимся проблемам...
презентация на тему: Банковские карты в системе расчетов: состояние, проблемы, перспективы развития на примере АО «Россельхозбанк»
Презентационный материал содержит данные исследовательской работы по специальности "Банковское Дело" по МДК "Организация ведения безналичных расчётов"...
«Современные проблемы и перспективы развития личного страхования в России»
Презентация для конкурса "Творчество молодых"...
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"
2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...
"Актуальные проблемы и перспективы развития музеев различных профилей в образовательных учреждениях"
статья в "Вестник образования. Народная методичка"...
СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» 20-23 АПРЕЛЯ 2023 ГОДА
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТВ СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ V ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ«ФИЗИЧЕСКАЯ...