Применение игровых технологий в обучении кассиров
проект на тему

Костина Елена Валентиновна

        В данной методической разработке рассматривается целостность игровой технологии, в основе которой заложена активизация и интенсификация деятельности обучающихся среднего профессионального образования.

           Методическая разработка содержит конкретные педагогические приемы, методы и задания, а также алгоритм подготовки урока деловой игры и ряд практических рекомендаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                          «ЛУКОЯНОВСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Применение игровой технологии в обучение  кассиров

                                                                             Автор: преподаватель спецдисциплин  

                                                                Костина Елена Валентиновна

                                                                   

с. Гагино, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                               стр.

Введение………………………………………………………………………......3

Глава  1. Игровые технологии…………………………………………..……..5

Глава 2. Обоснование используемых в процессе обучения         образовательных технологий, методов, форм организации   деятельности обучающихся………………………………………………………………….…9

Глава 3. Анализ полученных результатов……………………………………...15

Заключение ……………………………………………………………………..17

Библиографический список…………………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ

      Современный этап развития нашей страны происходит в условиях сложного сплетения социальных, научно- технических и экономических процессов, что существенно повышает потребность общества в социально- активной личности, действующей в новых условиях, с высоким уровнем компетентности и ответственности.

      Объем знаний, необходимых для деятельности человека в современных условиях постоянно возрастает и особенно важным становится умение обучающегося самостоятельно ориентироваться в потоке информации, способности мыслить диалектически, рассматривая явления и процессы в их взаимосвязи, движении, изменении и развитии.

        В данной методической разработке рассматривается целостность игровой технологии, в основе которой заложена активизация и интенсификация деятельности обучающихся среднего профессионального образования.

           Методическая разработка содержит конкретные педагогические приемы, методы и задания, а также алгоритм подготовки урока деловой игры и ряд практических рекомендаций.

           Эта методическая разработка — для каждого преподавателя, независимо от того, какую дисциплину и на каком курсе он преподает. Игровая технология универсальна: открывать и применять знания можно на любой дисциплине и на всех курсах профессиональной подготовки.

               Наиболее точно и широко игровой метод обучения описал А.А. Вербицкий, он наиболее точно определил принципы деловой игры, он совершенно прав, говоря, что позволяет студентам приобретать опыт познавательной и профессиональной деятельности, составил структуру или игровую модель, выявил особенность деловой игры. Большой вклад в развитие деловых игр внес Ю.Н. Кулюткин, описавший основные этапы проведения игры.

                Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное  на саморазвитие и самореализацию личности обучающихся. Четыре основания образования: учиться знать, учиться делать, учиться жить, учиться быть.

        В работе будут рассмотрены игровые технологии в обучении.

ГЛАВА 1. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

             Игровые технологии направлены на получение обучающимися новых знаний посредством решения теоретических и практических заданий, задач в создающихся для этого игровых ситуациях.

       Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.  По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

      В человеческой практике игровая деятельность выполняет функции:

- развлекательную;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

      Большинству игр присущи четыре главные черты :

-свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

-творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности, Р.Г. Хазанкина, К.В. Маховой и другие.

-эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;

-наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

      В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

      В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

      Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

      Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.   В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

      Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

      Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

-дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-учебный материал используется в качестве ее средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

      Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр .

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.

 По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

      Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем дисциплинам.

      И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

      Классификационные параметры игровых технологий.

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: психогенные.

По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.

По характеру содержания: все виды + проникающие.

По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.

По организационным формам: все формы.

По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие.

По направлению модернизации: активизация.

По категории обучаемых: массовая, все категории.

       Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений, навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

       Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

     Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

        Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

ГЛАВА  2 ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ, ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

            Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

         В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

      Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры.

      Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

        Место и роль игровой технологии в учебном процесс, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания преподавателем функций и классификации педагогических игр.

              Игра несёт на себе функции:

-психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;

-психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;

-технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность

        Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры,
учебный материал используется в качестве средства игры,
в учебную деятельность включается элемент соревнования,
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

        Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а)обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б)познавательные, воспитательные, развивающие;

в)репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)коммуникативные, диагностические, профориентационные,

психотехнические.

Игровые технологии в среднем   и старшем

возрасте.

Этап подготовки-
1. Разработка игры: разработка сценария, план деловой игры, общее описание игры, содержание инструктажа, подготовка материального обеспечения.

Ввод  в  игру:

*постановка проблем, целей,

*регламент, правила,

*распределение ролей,

*формирование групп,

* консультации.

Этап проведения:

1.Групповая работа над заданием-работа с источниками, тренинг, мозговой штурм.

2. Межгрупповая дискуссия-выступления групп, защита результатов, работа экспертов.

Этап анализа и обобщения: вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы,  выводы и обобщения, рекомендации.

      В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.

      В первую очередь следует разделить игры по игровым субъектам на индивидуальные и коллективные (внутригрупповые и межгрупповые).

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1.обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3.репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические и др.

      По методике игры, используемые мною в учебном процессе, можно разделить на игры- соревнования,  ролевые , деловые.

      Игры- -соревнования, на мой взгляд являются наиболее захватывающими.              В соревнованиях принимают участие  2 или 3 команды т е. вся группа обучающихся.

Например: Кто быстрее и правильно произведет подсчет  денег  и оформит покупюрную ведомость

      Ролевые игры, выполняют и воображают в ситуациях те или иные функции взрослого человека и сопоставляя их особенности с собственным реальным опытом, обучающиеся начинают различать внешнюю и внутреннюю стороны жизни взрослых и своей собственной жизни. На основе игровой деятельности у обучающихся формируется ряд психологических новообразований, например, решение ситуационных задач: покупатель-продавец (отрабатываем моменты сдачи покупателю); бухгалтер –кассир (проверяем оформление документов, заполнение реквизитов).

      Деловые игры. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепление ранее изученного материала, развития творческих способностей.

      Результатами применения в учебно-познавательном процессе современных образовательных технологий становятся всестороннее развитие обучающихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.

      Подготовка высококвалифицированных работников, владеющих профессиональным мастерством, глубокими прочными знаниями  в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих «Кассир».

МДК 05.01 «Основы работы по операциям кассы и расчетным счетам»

      Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Ведение кассовых операций на предприятиях различных отраслей и соответствующих  общих и  профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.

ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, Оформлять денежные документы.

ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

      С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающейся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

осуществление работы с кассовым аппаратом, ПК

уметь:

работать с наличными средствами;

составлять и обрабатывать первичные документы по приему и выдаче наличных и денежных средств

знать:

законодательные и нормативные акты;

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок проведения ревизии кассы;

правила роботы с применением ККМ;

правила общения с клиентами

Организация учебного процесса

Типы уроков:

  1. урок изучения нового материала
  2. урок совершенствования знаний
  3. урок обобщения и систематизации.
  4. урок комбинированный
  5. урок контроля.

Виды уроков:

  1. урок- практикум, интегрированный урок
  2. урок- лингвистического исследование
  3. урок- семинар
  4. урок- зачет.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

1. фронтальная

2. индивидуальная

3. парная

4. групповая.

           Подход к преподаванию.

1. профессиональная направленность (в соответствии с разработанной моделью выпускника; связь со спецдисциплинами  и производственным обучением).

2. применение групповых форм работы.

3.дифференцированный подход к изучению отдельных тем.

4.рейтинговый контроль знаний обучающихся при изучении наиболее объемных тем (например, «Заполнение и оформление первичных документов»,Определение лимита кассы», «Определение платежеспособности денежных банкнот»

5. практическая направленность.

6. использование нетрадиционных форм работы и уроков (диспуты, конференции, комбинированные уроки: лабораторно-практическая работа + семинар и др.)

Способы и средства оценки результатов преподавания

  1. Зачет по каждой изученной теме.
  2. Тестовые проверочные работы.
  3. Диктанты (на знание терминов и определений).
  4. Проверочные самостоятельные работы
  5. Составление и заполнение таблиц, схем.
  6. Карточки –задание.
  7. Выполнение творческих работ (составление кроссвордов.)
  8. Итоговые контрольные работы (зачет)

Программно- методическое обеспечение

  1. Тематическое планирование уроков.
  2. Разработки контрольных, самостоятельных и практических работ.
  3. плакаты и стенды по отдельным темам.
  4. Рабочие тетради.
  5. Тестовые задания
  6. Справочный материал
  7. Бланки документов
  8. Рекламные материалы

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Достигнутые образовательные результаты путем игровых технологий позволят удовлетворить работодателей квалификацией выпускников и обучающихся организацией и качеством обучения; обеспечить востребованность выпускников на рынке труда как специалистов, имеющих достаточную квалификацию.

     Анализируя результаты  было отмечено, что в результате игровых технологий подхода с моделированием ситуации увеличился показатель качества обучения (см.табл.3.1).

Таблица 3.1- Показатель качества обучения

№ п/п

Группа кассиров

Исследуемая группа

Качество обучения

Контрольный срез

Качество обучения

Контрольный срез

1

72 %

70 %

78 %

76 %

      Оценка образовательных результатов проводится по следующим критериям, включающим комплекс упражнений:

Работнику предприятия на покупку световых лампочек 22 марта выдана по РКО №33 под отчет сумма 500 рублей. 25 марта сотрудником представлен авансовый отчет о приобретении лампочек на сумму 400 рублей. Сумма неиспользованная в количестве 100 рублей возвращена в кассу предприятия по ПКО №67.

Вопросы:

-как в бухгалтерском учете будет отражена данная операция?

-что предусматривает порядок ведения кассовых операций?

Таблица 3.2.- Показатели штрафных баллов

Вопрос

Варианты ответов

1.Каковы основные обязанности кассира торгового зала

А. выполнение контрольно-расчетных операций

Б. консультации покупателей.

В. Оформление наприлавочных и внутримагазинных витрин.

Г. Инкассация торговой выручки и сдача ее в банк.

2 Что является вспомогательной работой кассира торгового зала?

А. получение и подготовка к продаже товара.

Б. выкладка товара в торговом зале.

В. Оформление наприлавочных и внутримагазинных витрин.

Г. Изучение спроса покупателей.

Таблица 3.3.- Показатели штрафных баллов

№ п/п

Показатель

Штрафные баллы

1.

Не правильно оформляет денежные и кассовые  документы

5 баллов

2.

Не правильно составляет покупюрную опись

5 баллов

3.

Допускает ошибки при оформление денежных документов

3 баллов

4.

Затрудняется в заполнение кассовых документов, путает реквизиты

3 балла

5.

Допускает исправления в кассовых документах

3 балла

6.

Медленно заправляет чековую ленту в ККМ

1 балл

7.

Не соблюдает правила Т.Б. при работе на ККМ

1 балл

8.

Медленно ведет расчет с покупателями

1 балл

9.

Забывает говорить покупателю вежливые слова (спасибо за покупку, приходите к нам еще)

1 балл

Осуществите расчет с покупателям с использованием ККМ «Меркурий-115Ф» при покупке им следующих товаров: колбасы «Молочной»- 220 г по цене 85р-за 1кг. Сосисок «Дачных»-  480г   по цене 47р – за 1кг. Сыра «Голландского»--310г  по цене 105р  - за 1кг. Покупатель подал кассиру банкноту достоинством 500 руб. Ответьте на вопросы теста.

Вопрос

Варианты ответов

1.На сколько классов по области применения подразделяются ЭККМ?

1. 2.

2. 4.

3. шестнадцать.    

2.Выберите ответы , соответствующие следующим описаниям:

1 предназначены для приема, переработки, хранения и выдачи оперативной информации.

2 предназначены для записи, переработки, хранения и выдачи введенной информации.

3 денежный счетчик, накапливающий данные о выручки ККМ от смены к смене.

1. автономная ККМ.

2. блок автоматической памяти.

3. оперативное запоминающие устройство.

4. непрограммируемое запоминающие устройство.

5. блок фискальной памяти.

Результативность

1.качество успеваемости выше,

2. на уроках- играх посещаемость практически 100%,

3. обучающиеся грамотно стали использовать профессиональную лексику, проявляют устойчивый интерес к своей профессии,

4. обучающиеся больше используют справочную и специальную литературу,

5. активно пользуются конспектами,

6.при подготовке к урокам- играм происходит обновление и накопление дидактического материала (в помощь преподавателю)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Значение игры состоит в ее процессе, благоприятном и эмоциональном для человека, развлекательно-рекреационных возможностях, в обучающих возможностях, в развитии творческих и организаторских способностей, в передаче опыта.

      Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступаю как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

       Анализ наблюдений за игровой деятельностью и её результатов позволил мне выявить, что использование игровых форм в обучения   является эффективным методом для укрепления или расширения знаний.

       Достоинства применения игровой технологии обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, игровые технологии обеспечивают прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

        Игровое обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным, так как: 1) учит мыслить логично, научно, диалектически, творчески; 2) делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; 3) как правило, более эмоционально вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах, поэтому увлекает обучающихся, формирует серьезный интерес студентов к научному знанию.

          К недостаткам игрового обучения можно отнести то, что разработка технологии игрового обучения требует от преподавателя большого педагогического мастерства и много времени. 

         В целом игра должна сформировать у ее участников определенную совокупность знаний. В сознании игроков должны остаться общие принципы правильного диагностирования ситуаций, в которых имеет место противостояние группы и личности с одной стороны и интересов с другой.

         Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для обучающихся, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие – М.: Просвещение, 2015г.
  2. Кулюткин Ю.Н. «Мотивация познавательной деятельности». М.: Просвещение 2014г.

Приложение 1.

РАЗРАБОТКА   ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ  

С ПРИМЕНЕНИЕМ  ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

по МДК.05.01 Организация деятельности кассира

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

НА ТЕМУ: «Оформление  документов для передачи денежных средств инкассаторам»

 ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

  1. ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

      Группу необходимо заранее оповестить о проведении и дате открытого урока согласно календарно-тематическому плану. Обучающимся необходимо напомнить, что они должны иметь опрятный внешний вид, вести себя спокойно, прибыть на занятия подготовленными, иметь конспекты с записью изученного ранее теоретического материала. Предупредить обучающихся о том, что на уроке будут присутствовать гости.

       Старосте напомнить, чтобы был назначен дежурный, проветрена аудитория, столы расставлены для работы в группах. Мотивировать студентов на то, чтобы на уроке проявляли активность, в аудитории должен быть положительный микроклимат.

      Интерактивная доска и ноутбук должны быть включены заранее. На экране авторская презентация преподавателя, первый слайд которой демонстрирует тему, цель урока, приобретаемые умения и навыки Дальнейшая демонстрация слайдов презентации соответствует этапам поурочного плана.

      Во время организационного момента, после взаимного приветствия, проведения проверки посещаемости, сообщения темы занятия, постановки целей и задач и мотивации на лучшее усвоение обучающихся следует познакомить с критериями оценивания их работы на занятии.

      При актуализации опорных знаний предлагается использовать фронтальный опрос. Этот метод позволяет преподавателю одновременно с повторением материала вовлечь студентов в дальнейшую командную работу, настроить их на необходимый темп работы в группах, сформировать соревновательный микроклимат в аудитории. Ну а студенты, в свою очередь, могут заработать дополнительные баллы, повысить среднюю оценку.

      Для этапа самостоятельной работы обучающиеся делятся на группы: три предприятия  по 4-5 человек  (представители банка) 3 человека, по одному человеку для выезда на каждое предприятие. Далее преподаватель знакомит их с ходом выполнения работы на основании инструкционно-технологической карты (Приложение 2) и проводит индивидуальное консультирование во время выполнения каждого этапа практического задания.

      На рабочих столах приготовлены:

•        Для предприятий: инструкционно-технологические карты, бланки документов (расходный кассовый ордер, препроводительная ведомость к сумке инкассаторов, кассовая книга), игровой материал в виде денежных купюр, счетная техника, пломбы для инкассаторской сумки, пломбиры, шпагат.

•        Для инкассаторов: инструкционно-технологические карты ,  бланки документов (явочные карточки), инкассаторские сумки.

2. ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

      При проведении открытого практического занятия была поставлена цель: на практике закрепить знания обучающихся по оформлению документов для передачи денежных средств инкассаторам, а также научиться выполнять действия кассира при закрытии кассы по окончании рабочего дня.

      При этом предполагалось приобрести следующие профессиональные компетенции согласно требованиям ФГОС:

ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

      Очень важно обратить внимание студентов на наличие межпредметных связей, а также на единство методов ведения бухгалтерского учета и организации работы кассовой службы.

Незадолго до открытого урока обучающимся было настоятельно рекомендовано, кроме повторения пройденного теоретического материала по теме при изучении МДК 05.01

      Организация деятельности кассира, освежить знания по бухгалтерскому учету касательно темы открытого занятия. При этом преподаватель осознанно не акцентировал внимание на конкретных вопросах темы.

Индивидуально студентке было предложено подготовить несколько несложных физических упражнений для проведения минуты релаксации.

ЭТАП 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

       Преподаватель за 10-15 минут до начала занятия проверяет работу ноутбука, проектора, экрана, подготавливает календарно-тематический план, план часового занятия, проверяет наличие на столах инструкционно-технологических карт, бланков документов, инкассаторских сумок, пломбиров, игрового материала в виде денежных купюр, счетной техники, пишет на доске тему и дату.

По звонку на урок преподаватель входит в аудиторию, пропустив пришедших на открытый урок гостей, дав им возможность разместиться.

        Этап 1 – Организационный момент.

      На  доске написана дата и тема занятия. Посмотрев на группу и убедившись, что все студенты встали и сосредоточены, здоровается с ними и разрешает сесть. Делает перекличку и отмечает отсутствующих.

       Преподаватель напоминает студентам о присутствии на уроке гостей и мотивирует ребят для продуктивной работы на уроке, к выполнению поставленных целей и задач.

       Выводит на экран первый слайд презентации, сообщает тему занятия, цель, приобретаемые умения и навыки.

Сообщает обучающимся систему оценки знаний.

Этап 2 – Вводный инструктаж.

      Следующий этап занятия преподаватель начинает с проведения инструктажа по технике безопасности, напоминает ребятам особенности правил поведения, которые нужно соблюдать при работе в аудиториях с наличием электронной техники:

•        не допускается работать в верхней одежде и грязной обуви,

•        сумки и одежда не должны лежать на столе,

•        во время работы недопустимо принимать пищу и пить воду,

•        нельзя трогать розетки, разъемы и другие электрические устройства,

•        нельзя ходить по аудитории без разрешения преподавателя, громко разговаривать.

      Далее переходит к проведению актуализации опорных знаний при допуске к работе, который проводится в форме фронтального опроса по теме «Правила передачи денежных средств инкассаторам». Обучающимся предлагается ответить на 10 вопросов, указанных в инструкционно-технологической карте в качестве контрольных вопросов при допуске к работе.

      Далее преподаватель обращает внимание студентов на взаимосвязь дисциплин, указывает на межпредметные связи, акцентирует внимание студентов на том, что успешное освоение МДК 05.01 невозможно без овладения крепкими знаниями по бухгалтерскому учету.

      После актуализации опорных знаний преподаватель предлагает студентам предположить, что они являются сотрудниками бухгалтерии какого-либо предприятия (необходимо  выбрать организационно-правовую форму предприятия и придумать название), а также сотрудниками отдела инкассации крупного банка.

      Рабочий день подошел к концу и сотрудникам бухгалтерии предстоит «закрыть кассу»: подсчитать фактическое наличие денежных средств в кассе, сравнить его с лимитом остатка денежных средств, продумать и обосновать плановый остаток денег на следующий рабочий день, а оставшиеся деньги сдать в банк на расчетный счет. После этого подготовить купюры для передачи инкассаторам, заполнить препроводительную ведомость, сформировать инкассаторскую сумку, оформить операцию по передаче денежных средств инкассаторам в расходном кассовом ордере и кассовой книге. В случае обнаружения признаков ветхости купюр необходимо составить опись и передать их в банк с целью замены на новые.

      По мере готовности передать сумку инкассатору кассир поднимает руку, после чего в организацию «выезжает инкассаторская машина».

      В это время сотрудники отдела инкассации заполняю формуляр явочной карточки, готовят сменную сумку для обмена в организации, продумывают действия инкассаторов при передаче денег.

      Студентам предлагается ознакомиться с ходом выполнения работы, описанным в инструкционно-технологической карте (Приложение 2).

      Для успешного выполнения задания можно распределить роли: выбрать главного бухгалтера предприятия, который будет контролировать процесс; кассира, который будет вести непосредственный подсчет денежных средств; бухгалтера, который будет заполнять кассовую книгу и расходный кассовый ордер и специалиста, который будет представлять результаты работы каждого предприятия и т.п.

      Методы групповой работы основываются на активности каждого участника образовательного процесса, возможности самостоятельно принимать решения, осуществлять выбор, а также на рассмотрении различных точек зрения и свободном их обсуждении. При групповой работе реализуются основные принципы коллективного обучения:

1)индивидуальная ответственность;

2) позитивная взаимозависимость;

3)стимулирование успеха друг друга.

      Групповой метод позволяет учащимся быть субъектами учебно-воспитательного процесса: ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать и оценивать товарищей и себя; обеспечивает высокое качество знаний по предмету, многократное повторение изучаемого материала, обучение друг друга. Основное преимущество группового метода в том, что студент учится высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление. Групповое обсуждение и дискуссия оживляют поисковую активность студентов.

      Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения обучающихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

 Этап 3 – Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж

      Этот этап представлен самостоятельной работой обучающихся, а также ведения преподавателем индивидуального консультирования и контроля за ходом работы.

      Выбор данной технологии на этапе самостоятельной работы обусловлен главной целью урока - обучение и воспитание через игру: развить деятельность в ситуациях, направленных на усвоение определенных знаний и определенного опыта, формирующих навыки и соответствующее поведение. Применение игровой технологии позволяет расширить предметный кругозор, развить умение применять знания в практической деятельности, развить сотрудничество, общительность, умение сопоставлять, находить оптимальные решения.

      Завершается этот этап практического занятия проведением физической минутки. Звучит  приятная музыка и обучающиеся под руководством своей коллеги выполняют несложные упражнения для глаз и тела.

Этап 4 – Заключительный инструктаж.

      На этом этапе представителям от  каждого предприятия  предлагается по очереди выступить с защитой работ своих групп, обосновать выбранные  варианты завершения рабочего дня кассира, сформулировать выводы о состоянии учета кассовых операций на предприятии  и высказать предложения по улучшению ситуации. В свою очередь, сотрудникам других предприятий рекомендуется участвовать в обсуждении, назвать недочеты своих коллег, предложить свои варианты.

      Преподаватель подводит итоги урока,   акцентирует внимание на недочетах и преимуществах каждой группы. Сообщает о достижении цели урока, о приобретенных умениях и навыках, объявляет оценки и переносит их в журнал.

      После подведения итогов урока и выставления оценок преподаватель сообщает, на каких страницах учебника освещается изучаемый материал. Обращает внимание на особенности изложения материала. Проводит выдачу домашнего задания.

      Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи преподавателя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы.                    

      Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях студент может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный.

      В заключение преподаватель интересуется мнением студентов о проведенном занятии, достигнуты ли цели урока по их мнению. Студентам предлагается ответить на поставленный вопрос путем нанесения смайлика на отрывной лист: улыбающийся смайлик будет свидетельствовать о том, что цель занятия достигнута и обучающийся сможет проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы  в условиях практической деятельности. Огорченный смайлик будет сигнализировать о недоработках преподавателя и студента, о пробелах в знаниях и сомнении студента в своих силах. Смайлики предлагается оставить в коробках на своих столах. Далее преподаватель объявляет об окончании урока, прощается со студентами, напомнив дежурным об их обязанностях.

Приложение 2

Из предложенных форм урока наибольшее число учащихся отдают предпочтение урокам в форме игры.

Мотивация выбора обучающимися игровой формы урока

Мотивы выбора

7-1

7-2

7-3

Всего

Интересно

12

18

18

48

Получение новых знаний

16

9

6

31

Легче усваивается и запоминается материал

2

8

6

16

Хорошая возможность для повторения

10

5

-

15

Удовольствие, отдых, развлечение, азарт

4

3

5

12

Общение, совместная работа, возможность совещаться

2

1

3

6

Меньше нагрузка

-

-

-

-

Хорошие оценки

-

-

3

3

Достоинства и недостатки игровых форм обучения с точки зрения учителей

Достоинства

Недостатки

Этапы обучения, на которых используются игры

1. Повышение интереса

1. Сложность в организации и проблемы с дисциплиной

1. Обобщение-повторение

2. Активизация учащихся

2. Занимают много времени

2. Закрепление

3. Лучшее усвоение

3. Не для любого материала

3. На любом этапе

4. Объединение коллектива

4. Требуют много подготовки

4. Контроль знаний

5. Развитие мышления

5. Сложности в оценке учащихся

5. Изучение нового материала

6. Разрядка напряжения, смена деятельности

6. Не позволяет формировать систему знаний

6. Постановка цели, проблемы

7. Соревновательность, доступность

7. Работа одних и тех же учащихся

8. Развитие творческих способностей

9. Формирование ответственности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение игровой технологии в обучении кассиров Преподаватель специальных дисциплин Гагинского филиала ГБПОУ ЛГК Костина Елена Валентиновна

Слайд 2

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности обучающихся.

Слайд 3

Игровые технологии 1. Позволяют организовать самостоятельную деятельность обучающихся

Слайд 4

2. Включают обучающихся в различные виды деятельности

Слайд 5

3.Это технология организации группового взаимодействия, поскольку отношения партнерства и сотрудничества пронизывают современный образовательный процесс, направленный на развитие толерантности и корпоративности

Слайд 6

Игровые технологии Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игра несёт на себе функции: психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке; психотерапевтические, помогая ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие; технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

Слайд 7

Целеполагание Планирование Реализация цели Анализ результатов Структура игры

Слайд 8

РАЗНОВИДНОСТИ УЧЕБНЫХ ИГР Игра -соревнование Деловая игра Игра -упражнение

Слайд 9

Результативность Качество успеваемости выше На игровых уроках посещаемость практически 100% Обучающиеся грамотно стали использовать профессиональную лексику, проявляют устойчивый интерес к своей профессии При подготовки к урокам играм происходит обновление и накопление дидактического материала

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровой технологии на уроках товароведения продовольственных товаров

ИГРА – прекрасное средство развития, она не только даёт дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения кажд...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Урок с применением игровых технологий по дисциплине «История» «Великая война и Великая победа » посвящённый 70-летию Победы в ВОВ 1941-1945г.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Брюховецкий аграрный колледж»         Урок с применением...

Конспект по применению игровых технологий на занятиях тхэквондо

Конспект показывает применяемые игровые технологии на занятиях тхэквондо....

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...