Лекция 2 Технология составления бухгалтерской отчетности
план-конспект занятия по теме
Курс лекций по междисциплинарному курсу Технология составления бухгалтерской отчетности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_2_tehnologiya_sostaleniya_buhgalterskoy_otchetnosti_.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 2. Основные принципы формирования бухгалтерской отчетности предприятия
- Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
- Общие требования к составлению отчетности
- Основные правила составления бухгалтерской отчетности.
- Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период
- Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период
- Сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности. Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости
- Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно – сальдовой ведомости в формы бухгалтерской отчетности
- Промежуточная бухгалтерская отчётность.
- Годовая бухгалтерская отчетность.
- Уточнение оценки активов и пассивов, отраженных в бухгалтерском учете.
- Отражение финансового результата деятельности организации.
- Основополагающие допущения при составлении отчетности
- Исправление ошибок при составлении бухгалтерской отчетности.
Состав годовой бухгалтерской отчетности организаций регламентируется Законом "О бухгалтерском учете и отчетности". Бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об изменении собственного капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- примечаний к отчетности.
Перечень и содержание форм годовой отчетности могут законодательно уточняться и изменяться. Отчетным годом организации является период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций отчетным годом является период с момента их государственной регистрации по 31 декабря текущего года. Ликвидируемые или реорганизованные организации должны представлять отчетность за период с начала года до момента ликвидации или реорганизации.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации или лицами, на которых возложена ответственность за состояние учета и отчетности организации. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена без подчисток и помарок.
Организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом.
Месячная и квартальная отчетность являются промежуточными и содержат значительно меньший объем информации.
Квартальная отчетность состоит из:
- баланса предприятия;
- отчета о прибылях и убытках.
Месячная отчетность состоит только из баланса предприятия .
Организации представляют квартальную отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года (до 1 апреля следующего года за отчетным).
Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим требованиям: достоверность и полнота, нейтральность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления.
Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Требование нейтральности означает, что при формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.
Требование целостности означает необходимость включения в бухгалтерскую отчетность данных обо всех хозяйственных операциях, осуществленных как
организацией в целом, так и ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, в том числе выделенными на отдельные балансы.
Требование последовательности означает необходимость соблюдения постоянства в содержании и формах бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного года к другому.
В соответствии с требованием сопоставимости в бухгалтерской отчетности должны содержаться данные, позволяющие осуществить их сравнение с аналогичными данными за годы, предшествовавшие отчетному. Если они не сопоставимы по ряду причин, то данные предшествующих периодов подлежат корректировке по установленным правилам.
Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде.
В формах представляемой бухгалтерской отчетности обязательно наличие следующих данных:
- наименование формы бухгалтерской отчетности;
- указание отчетной даты, по состоянию на которую составлена бухгалтерская отчетность, или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность.
- полное наименование юридического лица (в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- вид деятельности (указывается вид деятельности, который признается основным);
- организационно-правовая форма/форма собственности;
- единица измерения;
- местонахождение (адрес) (указывается в форме Бухгалтерского баланса);
- дата подписания.
Основные правила составления бухгалтерской отчетности:
1. Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке в соответствующей валюте.
2. В бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.
3. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
4. По каждому числовому показателю, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.
5. Данные бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организация, имеющая существенные обороты продаж,
обязательств и т.п., может приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков.
6. Статьи отчетности, по которым отсутствуют числовые значения показателей, прочеркиваются
(в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке).
7. Вычитаемый показатель или показатель, имеющий отрицательное значение, указывается в круглых скобках.
8. Статьи бухгалтерской отчетности оцениваются по правилам, установленным положениями по бухгалтерскому учету.
Отчетной датой для составления отчетности считается последний календарный день отчетного периода. Отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период
Схему ведения бухгалтерского учета в любой организации можно представить следующим образом
Отражение на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период производится в регистрах синтетического учета (журналах-ордерах и ведомостях к ним) ежемесячно.
Данные из этих регистров затем переносятся в Главную книгу по каждому счету или субсчету за каждый месяц. По каждому счету или субсчету ежемесячно в Главной книге выводится сальдо на конец месяца.
Главная книга ведется ежегодно, и сведения по каждому счету или субсчету в ней накапливаются нарастающим итогом в течение отчетного периода – календарного года.
На основании данных, отраженных в Главной книге, составляется бухгалтерский баланс организации на отчетную дату.
Существуют следующие методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период:
1 Сверка итогов аналитического и синтетического учета. Свидетельством правильности ведения бухгалтерского учета являются:
· равенство суммы остатков аналитических счетов, открытых в развитие определенного синтетического счета, и остатков данного синтетического счета;
· равенство суммы оборотов по дебету или кредиту этих же аналитических счетов и оборотов по дебету или кредиту синтетического счета.
2 Инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации. Инвентаризация - это установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т.п. путем пересчета остатков в натуре или путем проверки учетных записей. Создаются комиссии для проведения инвентаризации и ревизии, которые утверждаются руководителем организации, создаются приказы о назначении комиссий. Данная информация отражается в учетной политике предприятия.
3 Расчет и наличие налогов.
4 Закрытие счетов по учету прибыли. Согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета в течение отчетного года все организации формируют финансовый результат своей деятельности на счете 99 «Прибыли и убытки». Хозяйственные операции отражают на счете 99 по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Конечный финансовый результат за отчетный период определяют сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, учет балансовой прибыли в течение года организация осуществляет на следующем счете: 99 «Прибыли и убытки».
5 Обеспечение сопоставимости отчетных данных с показателями за соответствующий период предыдущего года.
Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами.
Каждая корректировка отражается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием ее причин (переоценка основных средств, изменение рыночной стоимости акции и др.).
При ознакомлении с ходом проведения предварительных работ перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, подтверждается правильность и порядок проведения данных мероприятий.
До начала составления баланса необходимо определить уровень существенности показателей бухгалтерского баланса. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения, принимаемые на основе отчетной информации.
Предприятия обязаны формировать бухгалтерскую отчетность на основе согласованных между собой данных синтетического и аналитического учета. Если данные синтетического учета расходятся с данными аналитического учета, то бухгалтерская отчетность не может быть признана достоверной.
Для проверки полноты и правильности записей по счетам бухгалтерского учета используются различные приемы, которые в значительной мере зависят от применяемой в организации формы бухгалтерского учета.
Обычно проверку записей на счетах бухгалтерского учета проводят по следующим направлениям:
- сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основаниям для записей;
- сравнивают между собой обороты и остатки по всем синтетическим счетам (суммарно);
- сверяют обороты и остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.
Для сличения оборотов и остатков по всем синтетическим счетам могут использоваться оборотные ведомости, которые бывают двух видов:
- оборотно-сальдовая ведомость, где отражаются сальдо начальное, сальдо конечное и суммы оборотов по Дебету и Кредиту по всем счетам Главной книги.
- шахматная оборотная ведомость, где отражаются сальдо начальное, сальдо конечное, суммы оборотов по Дебету и Кредиту, а также корреспонденция счетов.
Шахматная ведомость применяется при ручном методе бухучета на предприятии. В ней отражаются обороты имущества в определенный период, чаще всего это месяц. Частенько приходится слышать, что это устаревший метод. Однако же это не так. Умение составлять шахматную ведомость вручную или с использованием Exell может освободить от зависимости от дорогостоящей программы 1С. Внешне она похожа на таблицу шахматного турнира, поэтому и получила такое название.
Шахматная ведомость привлекательна своей наглядностью. В ней видны как обороты, так и результаты и сальдо в компактном виде. При использовании Exell можно увидеть подробно, из чего сформировалась сумма в каждой ячейке.
Итак, шахматная ведомость - это таблица, в которой по строкам разнесены дебеты счетов, а по столбцам – кредиты счетов. Последняя строка - это сумма всех дебетовых оборотов. Последний столбец - это сумма всех кредитовых оборотов. Они должны быть равны.
Количество строк и столбцов в шахматной ведомости определяется количеством используемых в рабочем плане счетов и ограничено только количеством существующих счетов в типовом плане счетов.
В ячейках на пересечении соответствующей строки и столбца записывается сумма проводки.
Если в ведомость были правильно разнесены корректные проводки, в правом нижнем углу получается одна и та же сумма как по столбцам, так и по строкам.
И это говорит о том, что баланс "пошел". Ну а если не "пошел", в шахматке очень удобно искать ошибку.
В оборотной ведомости записываются все Сальдо и обороты по каждому счету, по которому производится расчеты.
Оборотная ведомость имеет два назначения.
Во-первых, ее применяют для контроля. Если все расчеты на счетах выполнены правильно, то в оборотной ведомости должно быть три пары равенств: сальдо начальное по дебету равно сальдо начальному по кредиту, обороты по дебету равны оборотам по кредиту, сальдо конечное по дебету равно сальдо конечному по кредиту.
Первая пара равенств вытекает из баланса на начало месяца, так как данные первого и второго столбца — это данные актива и пассива баланса на начало месяца.
Вторая пара равенств вытекает из правила двойной записи, так как одна и та же сумма проходит и по дебету, и по кредиту счетов. Поэтому итоговая сумма оборотов в оборотной ведомости должна быть равна сумме всех операций в журнале хозяйственных операций.
Третья пара равенств имеет контрольное значение и показывает, что расчеты на счетах выполнены правильно.
Во-вторых, на основании оборотной ведомости составляют баланс на конец отчетного периода, в нашем примере на конец месяца. Сальдо конечное по дебету счетов в оборотной ведомости — это данные для актива баланса, а сальдо конечное по кредиту счетов записывают в пассив баланса.
На основании этих ведомостей составляется годовой баланс
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», предприятия должны составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством. Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством или учредителями (участниками организации).
Организация должна сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, если иное не предусмотрено законодательством. Отчетной датой для промежуточной отчетности являются последние дни месяцев.
Оценки при составлении промежуточной отчетности должны производиться накопительно с начала года до даты, на которую составляется такая отчетность. При этом отражение данных бухгалтерского учета нарастающим итогом с начала года означает, что составляемая в течение одного отчетного года месячная (квартальная) отчетность не ограничивается показателями за каждый период в отдельности, а включает данные с начала отчетного года по последнее его число.
В состав промежуточной бухгалтерской отчетности (за I квартал, I-е полугодие, 9 месяцев) в обязательном порядке включаются только бухгалтерский баланс (форма №1) и Отчет о финансовых результатах (форма №2). При этом организация имеет право расширить этот список и по собственной инициативе представить в составе очередного (квартального, полугодового, 9-месячного) отчета помимо названных обязательных любые другие формы по общему правилу включаемые в состав годовой отчетности.
Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Он предоставляет данные о наличии у организации активов (имущества) и их источников на начало и конец отчетного периода. Баланс отражает информацию о системе финансовых и расчетных взаимоотношений организации, по данным которой можно судить о возможности погашения обязательств или грядущих финансовых затруднениях.
На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.
Отчет о финансовых результатах- наиболее значимая форма о финансовых результатах. Современный отчет предоставляет информацию о формировании финансовых результатах по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, данная форма является связующим звеном между прошлым и настоящим отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного года по сравнению с прошлым годом.
Отчет о финансовых результатах показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.
Формирование показателей отчета о финансовых результатах осуще-ствляется на основе данных синтетического и аналитического учета, пред-ставленных в различных регистрах. Такие регистры должны быть построены организациями для создания информационных массивов в разрезе счетов синтетического учета, аналитические данные которых находят отражение в отчете о прибылях и убытках.
Бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговый орган вместе с сопроводительным письмом. Промежуточная бухгалтерская отчетность составляется поэтапно.
Процессы составления промежуточного и годового бухгалтерского отчета существенно различаются. Если промежуточный бухгалтерский отчет, как правило, составляется по данным Главной книги (например, сальдо счетов этой книги января будет начальным сальдо это книги февраля и так до ноября включительно), то Главная книга декабря в результате различных процедур подвергается существенной корректировкам. Однако корректировки Главной книги могут вноситься и в промежуточную отчетность, например, если согласно учетной политике инвентаризацию хозяйственный субъект проводит часто.
Этапы составления промежуточной отчетности включают в себя:
1.Уточнение распределения доходов и расходов между смежными отчетными периодами (месяц, квартал и так далее).
2. Проверка записей на счетах бухгалтерского учета и их соответствие Главной книге.
3. Исправление выявленных ошибок.
4. Закрытие счетов учета затрат, формирование себестоимости готовой продукции и реализованной продукции (работ, услуг) нарастающим итогом с начала года.
5. Выявление промежуточного финансового результата от продажи продукции (работ, услуг)
6. Выявление промежуточного финансового результата от прочих операций, не относящихся к обычным видам деятельности
7. Выявление промежуточной (с начала года) чистой прибыли (непокрытого убытка)
8. Составление Главной книги на конец промежуточного отчетного периода.
Цикл учетной работы за любой очередной месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:
1) составление бухгалтерских записей (проводок) на основании надлежаще оформленных первичных документов (накопительных, группировочных ведомостей;
2) перенос всех фактов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета;
3) формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.
В конце отчетного периода по всем счета Главной книги подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, по большинству выводится конечное сальдо. Показатели Главной книги - обороты по дебету и кредиту счетов, а также сальдо по счетам используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в правильности отчетности и полноте показателей, периодически проверяют записи
на счетах, используя различные приемы. Эти приемы в значительной мере зависят от применяемой формы бухгалтерского учета.
Уточнение оценки отраженных в бухгалтерском учете активов и пассивов включает следующие процедуры:
1. Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности и отражение ее результатов в бухгалтерском учете.
Проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательно, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (в данном случае речь идет о таких видах оборотных активов, как материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары и т.п.). По некоторым видам имущества разрешено проводить инвентаризацию реже: по основным средствам — один раз в три года, по библиотечным фондам — один раз в пять лет. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, доходов
и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов производится перед составлением годовой отчетности по состоянию на 31 декабря.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
- излишки имущества приходуются по рыночным ценам на дату проведения инвентаризации как прочие доходы;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на счета учета затрат;
- недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относится на виновное лицо. При этом виновник должен возместить недостающие ценности по рыночной стоимости, но не ниже их балансовой стоимости .
- если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то потери от недостачи и порчи списываются на прочие расходы;
2. Переоценка активов и обязательств и создание оценочных резервов на дату составления отчетности.
При составлении отчетности производится уточнение оценки некоторых объектов имущества, если стоимость этого имущества, отраженная в бухгалтерском учете, не соответствует их реальной стоимости по результатам инвентаризации.
Организация может принять решение ежегодно переоценивать объекты с пересчетом их стоимости и амортизации. До-оценка увеличивает добавочный капитал, но если ранее объект уценивался за счет прочих расходов, то дооценка относится на прочие доходы. Уценка учитывается как прочий расход, но если ранее объект дооценивался за счет добавочного капитала, то уценка относится на уменьшение добавочного капитала.
Также уточнение оценки производится путем создания оценочных резервов:
-резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
-резерва под обесценение финансовых вложений;
- резерва по сомнительным долгам.
При наличии резервов ценности и обязательства в бухгалтерском балансе показываются в оценке-нетто, т.е. за вычетом соответствующего резерва.
3. Отражение на счетах учета имущества ценностей, находящихся в пути.
Следует учесть ценности, еще не поступившие в организацию, если на эти ценности в соответствии с условиями договоров перешли права владения, пользования и распоряжения. Такие ценности могут находиться в пути, т.е. они переданы по условиям договора перевозчику, или на складе поставщика на ответственном хранении.
4. Уточнение оценки имущества (работ, услуг), полученных (выполненных, оказанных) по неотфактурованным поставкам, расчетные документы по которым получены до даты представления отчетности.
Неотфактурованные поставки - материальные запасы, поступившие в организацию, на ко-торые отсутствуют расчетные документы (счет, платежное требование или другие документы, принятые для расчетов с поставщиком).
Неотфактурованные поставки приходуются по счетам учета материальных запасов по при-нятым в организации учетным ценам. В случаях, если организация использует в качестве учетных цен фактическую себестоимость материалов, то указанные материальные запасы приходуются по рыночным ценам. После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам их учетная цена корректируется с учетом поступивших расчетных документов.
Отражение финансового результата деятельности организации перед составлением ее бухгалтерской отчетности также предполагает выполнение определенной последовательности шагов:
Шаг 1. Закрытие субсчетов к счету 70.
Шаг 2. Закрытие субсчетов 9 класса
Шаг 3. Определение конечного финансового результата и начисление налога на прибыль,
Принципы составления отчетности представляют собой концептуальные основы формирования ее показателей. Учетной системе каждой страны свойствен собственный набор принципов составления отчетности.
Принципы составления финансовой отчетности подразделяются на две группы:
1. основополагающие допущения, на которых базируется финансовая отчетность;
2. качественные характеристики информации финансовой отчетности.
Основополагающие допущения состоят из двух базовых принципов учета:
1. учета по методу начисления. Результаты хозяйственных операций и прочих событий признаются в бухгалтерском учете по мере их совершения (а не тогда, когда получены или выплачены денежные средства или их экви-валенты) и включаются в финансовую отчетность тех периодов, к которым относятся. Применение принципа начисления означает, что на каждую ототчетную дату производится начисление соответствующих доходов и расходов компании;
2. непрерывности деятельности компании. Предполагается, что компания имеет намерение работать в обозримом будущем и не будет необходимости ее ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности. Если же такое намерение отсутствует или необходимость ликвидации существует, то финансовая отчетность должна составляться по другим правилам, подлежащим раскрытию. При
ожидании прекращения деятельности компании, в случае ее банкротства отчетность должна быть составлена исходя из предположения, что все активы будут проданы по ликвидационной стоимости.
Под допущениями в учете понимаются условия деятельности организации, которые должны соблюдаться в течение всего периода действия учетной политики.
К ним относятся:
а) обязательность имущественной обособленности предприятия. В бухгалтерском учете и отчетности должны отражаться имущество и обяза-тельства, принадлежащие организации, ведущей бухгалтерский учет. Имущество и долговые обязательства собственников (учредителей предприятия и других организаций) учитываются обособленно;
б) допущение непрерывности деятельности организации. У партне-ров предприятия и его персонала должна быть уверенность, что организация будет продолжать свою деятельность, в обозримом будущем у нее нет наме-рений и необходимости в ликвидации или существенном сокращении этой деятельности и, следовательно, все обязательства будут погашаться в уста-новленном порядке;
в) необходимость временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Хозяйственные операции и факты должны отражаться в бух-галтерском учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, неза-висимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами и операциями;
г) допущение последовательности способов ведения бухгалтерского учета и применения учетной политики. Методы группировки и оценки фак-тов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организация документооборота, рабочий план счетов бухгалтерского учета должны быть относительно постоянными, при их изменении необходимо обеспечить пре-емственность соответствующих данных учета и отчетности, их сопостави-мость.
Качественные характеристики
Качественные характеристики являются атрибутами, делающими представляемую в финансовой отчетности информацию полезной для поль-зователей. МСФО выделяют четыре основные качественные характеристики информации: понятность, сопоставимость, уместность и надежность. Две первые характеристики касаются представления информации, две последующие - ее содержания.
Понятность означает доступность информации для пользователя, имеющего достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельно-сти, бухгалтерского учета и желание изучить информацию с должным стара-нием. (В российских законодательных документах данное требование не сформулировано.) Информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других компаний. Это позволяет проследить тенденции в финансовом положении компании и результатах ее деятельности.
Уместной считается информация, влияющая на экономические ре-шения пользователей, помогающая им оценивать прошлые, настоящие и бу-дущие события, подтверждающая или исправляющая прошлые оценки. На уместность информации
значительное влияние оказывает ее существенность. Информация является существенной, если ее пропуск или искажение могут повлиять на экономическое решение пользователя. Информация считается надежной в случае, если в ней нет существенных ошибок. Залогом надежно-сти информации является соблюдение следующих условий при ее раскрытии: правдивое представление, преобладание экономической сущности над юри-дической формой, нейтральность, осмотрительность, полнота, существен-ность. Информация представлена правдиво, если достигнуто соответствие между фактом хозяйственной деятельности или событием, с одной стороны, и его квалификацией и оценкой в бухгалтерской отчетности, с другой.
Условие преобладания экономической сущности над юридической формой означает, что хозяйственные операции компании должны отражаться в учете и представляться в финансовой отчетности в соответствии с их сущ-ностью и экономической реальностью, а не согласно их юридической форме. Нейтральность информации означает ее непредвзятость. Финансовая отчет-ность не будет нейтральной, если самим подбором или представлением ин-формации она оказывает влияние на принятие решения или формирование суждения с целью достижения запланированного результата.
При составлении отчетности необходимо учитывать неопределен-ность будущих событий, например вероятность возникновения и погашения обязательств, продолжительность полезного использования активов, их обес-ценение. Осмотрительность - это введение определенной степени осторожно-сти в процесс формирования суждений, которые необходимы в производстве расчетов, требуемых в условиях неопределенности, так, чтобы активы или доходы не были завышены, а обязательства или расходы - занижены. Полно-та информации необходима для обеспечения ее надежности. Пропуск ин-формации может привести к недостоверности данных финансовой отчетно-сти.
МСФО определяют ограничения в применении принципов уместно-сти и надежности при подготовке финансовой отчетности:
- баланс между своевременностью и надежностью. В случае неоп-равданной задержки в представлении информации она может потерять свою уместность. Однако надежность требует времени для выяснения всех хозяй-ственных фактов. Таким образом, нужно определить оптимальное соотноше-ние между своевременностью и надежностью информации;
- баланс между выгодами и затратами. Представление полнойинфор-мации требует затрат на составление отчетности. Вместе с тем полнота дает выгоды пользователям отчетности. Выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение;
- баланс между качественными характеристиками. В общем цель со-стоит в том, чтобы достичь необходимого соотношения между характеристи-ками для выполнения основного предназначения финансовой отчетности. Относительная важность характеристик в различных случаях - это дело про-фессионального суждения.
Виды ошибок, допускаемых при составлении отчетности
Именно несоблюдение отдельных положений законодательно-нормативных документов о предоставлении бухгалтерской отчетности и приводит к ошибкам при составлении бухгалтерской отчетности. Часто встречающиеся ошибки можно условно разделить на три группы:
- организационные - ошибки, связанные с неправильным определением состава бухгалтерской отчетности, периодичности ее составления;
- технические - неправильное заполнение отдельных реквизитов и арифметические ошибки, возникающие при заполнении форм отчетности;
- методологические - возникают в связи с неправильным ведением бухгалтерского учета и, как следствие, ошибками при перенесении данных учета в отчетность.
1 Организационные ошибки. Каждая организация обязана составлять бухгалтерскую отчетность по результатам отчетного периода (промежуточная) и отчетного года (годовая). В полном объеме составляется только годовая бухгалтерская отчетность. Квартальную и месячную бухгалтерскую отчетность допускается составлять лишь в объеме первых двух форм: бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
К одной из основных организационных ошибок формирования бухгалтерской отчетности, без сомнения, можно отнести несоставление промежуточной отчетности за месяц. Аналогичную ошибку зачастую допускают организации, представляющие отчетность в налоговые органы в электронном виде.
При составлении первой бухгалтерской отчетности, вновь созданным организациям, необходимо учитывать положения что для организаций, созданных после 1 октября, первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года.
Распространенной организационной ошибкой является также неправильное определение состава бухгалтерской отчетности организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства.
Зачастую приходится сталкиваться со случаями полного несоставления бухгалтерской отчетности организациями малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.
В ряде статей данных Законов прямо указывается на обязанность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности ООО и АО. Необходимо еще помнить, что практически все уставы организаций содержат положения о ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. Минфин в ряде писем также указывал на недопустимость отсутствия ведения бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской отчетности в ООО и АО. Более того, отсутствие бухгалтерской отчетности в данных организациях приводит к невозможности распределять полученную прибыль собственниками, увеличивать или уменьшать уставный капитал, проводить годовые собрания собственников и т.п.
Достаточно распространенной ошибкой является непроведение организациями обязательной аудиторской проверки годовой отчетности. При этом отчетность оказывается неполной, что приводит к получению требований от внешних пользователей (в частности, налоговых органов) о предоставлении аудиторского
заключения. В противном случае на организацию и ее должностных лиц может быть наложен штраф.
Перед составлением годовой отчетности все организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств. Ее отсутствие в установленные сроки не позволяет считать составленную бухгалтерскую отчетность достоверной и зачастую является причиной отказа в выдаче безусловно положительного аудиторского заключения.
2 Технические ошибки.
Одна из наиболее распространенных технических ошибок - в порядке подписания форм отчетности. В основном это касается организаций, в которых бухгалтерский учет ведет не главный бухгалтер, а специализированная организация или бухгалтер-специалист по договору подряда. В этом случае подписывать отчетность за главного бухгалтера должен руководитель специализированной организации или бухгалтер-специалист. На практике же зачастую подпись за главного бухгалтера ошибочно ставит руководитель организации, в которой ведется бухгалтерский учет.
Показатели бухгалтерской отчетности должны указываться в тысячах или миллионах рублей без десятичных знаков. Однако некоторые бухгалтерские работники по-прежнему пытаются указывать данные бухгалтерской отчетности в рублях по аналогии с данными налоговой отчетности. Этой ошибке способствует наличие такой возможности в ряде распространенных бухгалтерских компьютерных программ.
При проверках отчетности приходится сталкиваться с отсутствием в ней реквизита «Дата подписания отчетности». Необходимо отметить, что в типовых бланках бухгалтерской отчетности предусмотрено четыре разные даты.
1. Отчетная дата бухгалтерской отчетности - для годовой отчетности это 31 декабря отчетного года, а для промежуточной - последняя дата отчетного периода.
2. Дата утверждения бухгалтерской отчетности - это дата проведения общего годового собрания собственников организации, на котором рассмотрены итоги ее деятельности за отчетный год. Обычно это дата протокола общего собрания или решения собственника об утверждении финансовых итогов деятельности организации. В соответствии с законодательством для АО дата утверждения годовой бухгалтерской отчетности должна быть в пределах с 1 февраля до 30 июня года, следующего за отчетным, а для ООО - с 1 февраля до 30 апреля года, следующего за отчетным. Если отчетность предоставляется внешним пользователям до проведения общего собрания собственников, реквизит «Дата утверждения» не заполняется. Не заполняется он и в промежуточной отчетности.
3. Дата отправки (принятия) бухгалтерской отчетности - это дата отправки отчетности внешним пользователям (по почте, электронным каналам связи и т.п.). Она может быть различной в зависимости от того, когда направлена отчетность тем или иным пользователям. При фактической передаче отчетности внешним пользователям указывается дата ее принятия последними.
4. Дата подписания бухгалтерской отчетности - важнейший реквизит, поскольку от его наличия зависит признание отчетности достоверной. До даты подписания в отчетности должны быть учтены все изменения, которые могли произойти с организацией после отчетной даты. Кроме того, организация не сможет получить аудиторское заключение,
если ее бухгалтерская отчетность не содержит дату подписания. Ведь в соответствии с нормативными документами по аудиторской деятельности запрещено выдавать заключение о достоверности отчетности раньше даты ее подписания.
3 Методологические ошибки. Достаточно часто при составлении бухгалтерского баланса бухгалтеры нарушают правило, согласно которому не допускается зачет между статьями активов и пассивов. На практике же бухгалтерии ошибочно производят зачет между различными статьями дебиторской и кредиторской задолженности. В результате имущественное положение организации, отраженное в отчетности, оказывается недостоверным.
Аналогичной является ошибка, связанная с искусственным раздуванием валюты баланса за счет неправильного закрытия задолженности по контрагентам.
Подобная ошибка возникает и когда организация ведет аналитический учет по контрагентам в разрезе каждого первичного документа. В этом случае, если организация своевременно не производит закрытие выставленных документов оплатой, также может возникать «раздувание» валюты баланса за счет того, что по одной и той же организации на одном и том же аналитическом счете числится как кредиторская, так и дебиторская задолженность.
Сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности организации, оказываются неполными, если при составлении отчетности не указывается имущество, числящееся на забалансовых счетах. Так, типичной ошибкой является отсутствие в бухгалтерском балансе сведений об арендованных организацией основных средствах или нематериальных активах, находящихся в пользовании.
При проверках ООО приходится сталкиваться с ошибкой, связанной с неотражением в Отчете об изменениях капитала размера чистых активов.
Значительное число организаций при составлении отчета о движении денежных средств ошибочно отражают все денежные потоки организации по текущей деятельности. Этому способствует и настройка большинства бухгалтерских программ, которые по умолчанию предлагают именно такое заполнение данной формы.
Еще одной методологической ошибкойявляется формальное отношение большинства главных бухгалтеров к составлению Пояснения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. А между тем данный элемент отчетности - один из наиболее важных и существенных. Формальное его составление, неотражение в Пояснении обязательной информации могут повлечь за собой признание бухгалтерской отчетности в целом недостоверной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект заданий для контрольной работы ПМ 04 МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Комплект заданий для контрольной работыПМ 04 МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности...
Вопросы к зачету ПМ 04 МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Вопросы к зачету ПМ 04 МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности...
Лекция 1 Технология составления бухгалтерской отчетности
Курс лекций по междисциплинарному курсу Технология составления бухгалтерской отчетности, разработан с целью организации самостоятельной работы обучающихся...
Лекция 3 Технология составления бухгалтерской отчетности
Курс лекций по междисциплинарному курсу Технология составления бухгалтерской отчетности...
Лекция 4 Технология составления бухгалтерской отчетности
Курс лекций по междисциплинарному курсу Технология составления бухгалтерской отчетности, разработан с целью организации самостоятельной работы обучающихся...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.04 МДК.04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» для специальности 380201 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» СПО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПМ.04 МДК.04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» для специальности 380201 «Экономика и ...
Методические указания по выполнению курсовой работы студентами специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности
Целью курсовой работы является углубленное изучение на основе анализа действующего законодательства по бухгалтерскому и налоговому учету и научно-методической литературы материала изучаемых проф...