БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
методическая разработка на тему
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buh.uchet_.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Г.В. ПЛЕХАНОВА
Воронежский филиал
Отделение среднего профессионального образования
С.С. Саламова
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Воронеж 2014
Рецензент:
к.э.н, доцент кафедры «Бухгалтерского учета, анализа и аудита»
ФГБОУ ВПО ВФ «РЭУ им. Г.В. Плеханова» А.В. Ендовицкая
Рекомендовано к изданию Советом отделения СПО Воронежского филиала ФГБОУ ВПО ВФ «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
С.С. Саламова. Бухгалтерский учет: методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы для студентов СПО специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» / Сост. Саламова С.С. – Воронеж: Воронежский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. – 26 с.
Методические указания содержат общие указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических работ, решение задач. Для самостоятельной работы студентов – вопросы для самопроверки, список рекомендуемой литературы
Для студентов СПО специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Методические указания издаются в авторской редакции.
Сведения об авторах:
Саламова Светлана Сергеевна – преподаватель первой квалификационной категории отделения среднего профессионального образования Воронежского филиала ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
СОДЕРЖАНИЕ
2. Пояснения по использованию методических указаний по практической и самостоятельной работе студента 4
3.Порядок выполнения практических работ и самостоятельной работы студентом 7
4.Список рекомендуемой литературы 6
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Учебная дисциплина ОП.07. «Бухгалтерский учет» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин, и преподается студентам специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)» на первом курсе обучения в первом семестре.
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по дисциплине «Бухгалтерский учет» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.07. «Бухгалтерский учет»
Содержание методических указаний по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям Государственного стандарта среднего профессионального образования.
Целью методических указаний является обеспечение эффективности практической и самостоятельной работы студентов с литературой на основе организации её изучения.
Задачами методических указаний являются:
- активизация самостоятельной работы студентов;
- содействие развития творческого отношения к данной дисциплине;
- выработка умений и навыков рациональной работы с литературой;
- управление познавательной деятельностью студентов.
Функциями методических указаний являются:
- определение содержания работы студентов по овладению программным материалом;
- установление требований к результатам изучения дисциплины.
Дисциплина ОП.07. «Бухгалтерский учет» базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении следующих дисциплин: «Экономика», «Основы права», «Экономика организации (предприятия)» и др.
Научно – обоснованная система организации бухгалтерского учета содействует эффективному использованию ресурсов, улучшению отражения и анализа финансово – имущественного положения организаций. Переход Российских хозяйствующих субъектов на новые экономические отношения привел к существенным изменениям в области методологии и организации бухгалтерского учета.
Цель преподавания дисциплины ОП.07. «Бухгалтерский учет» - дать студентам теоретические и практические знания по бухгалтерскому учету.
В соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.07. «Бухгалтерский учет» в результате изучения данной дисциплины студент:
должен понимать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учёта и отчетности;
- методологические основы бухгалтерского учёта, его счета и двойную запись;
- план счетов, объекты бухгалтерского учёта;
- бухгалтерскую отчётность.
должен уметь:
- использовать данные бухгалтерского учёта для планирования и контроля результатов коммерческой деятельности;
- участвовать в инвентаризации имущества и обязательств организации.
2. ПОЯСНЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
Методические указания по выполнению практических работ и организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Бухгалтерский учет» разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.07. «Бухгалтерский учет» состоят из заданий для практической и самостоятельной работы студента и порядка ее выполнения, списка рекомендуемой литературы. Они разработаны таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно выполнять предложенные задания, а преподаватель будет только проверять выполненные задания.
Тенденция современного образования – самостоятельное приобретение знаний под руководством преподавателя.
Самостоятельность – это свобода, независимость, своеобразие, что обозначает не только самостоятельное добывание знаний, но и самостоятельное принятие решений, а, значит, умение брать на себя ответственность.
Самостоятельность – это то качество, которое наряду с активностью, компетентностью, профессиональной мобильностью необходимо современному специалисту.
К каждой теме предложена цель, вопросы самопроверки, которые помогут студентам сориентироваться в изучаемой теме, правильно расставить акценты.
Практическая работа рассчитана на разные уровни мыслительной деятельности. Выполненная работа, позволит приобрести не только знания, но и умения, навыки, а также выработать свою методику подготовки, что очень важно в дальнейшем процессе обучения.
В практических работах студенту предложены названия тем, вопросы для самопроверки и проверки преподавателем, а также основная литература, необходимая для выполнения предложенных заданий. Для выполнения практической работы студентам разрешается пользоваться учебной литературой, которая предложена в списке рекомендуемой литературы или другими источниками по усмотрению студентов.
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ
По каждому вопросу, выносимому на практическую и самостоятельную работу студентам, приведены методические указания.
Практическая работа №1
Методологические основы бухгалтерского учёта
Цель: формирование умений расчёта сальдо конечного по синтетическим счетам, формирование умений определения корреспондирующих счетов, работа с нормативными документами.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1. На счёте 10 «Материалы» сальдо начальное составляет 189000 руб. На основании данных рассчитать сальдо конечное по счёту 10 «Материалы», если за месяц произошли хозяйственные операции:
- поступили материалы от поставщиков на сумму – 34000 руб.;
- приобретены материалы подотчётным лицом на сумму – 12000 руб.;
- израсходованы материалы:
- на производство продукции на сумму – 46000 руб.;
- на обслуживание производственного процесса на сумму – 9000 руб.;
- на административные расходы – 7000 руб.;
- возвращены из основного производства неиспользованные материалы на сумму – 15000 руб.
Задание 2. На основании хозяйственных операций в таблице 1 определить корреспондирующие счета.
Таблица 1
Хозяйственные операции за сентябрь 20__г.
Содержание хозяйственных операций | Сумма, руб. |
1 | 2 |
Поступили денежные средства в кассу с расчётного счёта | 123 000 |
На расчётный счёт поступил краткосрочный кредит банка | 87 000 |
Начислена заработная плата рабочим основного производства | 129 000 |
Поступили материалы от поставщиков | 34 000 |
Израсходованы материалы на общехозяйственные цели | 12 000 |
Выданы денежные средства подотчетному лицу | 16 000 |
Выдана заработная плата работникам предприятия | 97 000 |
Из основного производства сдана на склад готовая продукция | 64 000 |
Задание 3. На основании журнала регистрации хозяйственных операций необходимо определить корреспондирующие счета и полученные результаты внести в таблицу 2.
Таблица 2
Журнал регистрации хозяйственных операций за сентябрь 20__г.
Содержание хозяйственных операций | Сумма, руб. | Корреспондирующие счета | |
дебет | кредит | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Поступили денежные средства в кассу с расчётного счёта | 123 000 | ||
На расчётный счёт поступил краткосрочный кредит банка | 87 000 | ||
Начислена заработная плата рабочим основного производства | 129 000 | ||
Поступили материалы от поставщиков | 34 000 | ||
Израсходованы материалы на общехозяйственные цели | 12 000 | ||
Выданы денежные средства подотчетному лицу | 16 000 | ||
Выдана заработная плата работникам предприятия | 97 000 | ||
Из основного производства сдана на склад готовая продукция | 64 000 |
Задание 3. Проанализировать систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Изучить Федеральный закон «о бухгалтерском учете».
Задание 4. На основе исходных данных:
- открыть синтетические счета бухгалтерского учета; 2) составить журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 200_ года; 3) отразить на синтетических счетах бухгалтерского учета хозяйственные операции способом двойной записи; 4) подсчитать обороты и остатки по счетам на конец апреля; 5) составить баланс на 01.05.__ по конечным остаткам.
Исходные данные:
- Бухгалтерский баланс организации на 1 апреля 200 _ г.
Актив | Сумма, тыс. руб. |
Основные средства В том числе: здания, машины, оборудование | 7500 7500 |
Запасы В том числе сырье и материалы незавершенное производство готовая продукция Денежные средства В том числе касса расчетный счет Дебиторская задолженность В том числе покупатели прочие дебиторы | 9300 5400 2700 1200 8445 25 8420 3025 2275 750 |
Баланс | 28270 |
Пассив | Сумма, тыс. руб. |
Уставный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Резервный капитал Краткосрочные кредиты банка Кредиторская задолженность: В том числе перед бюджетом по страхованию по оплате труда перед поставщиками | 9200 2500 7200 3300 700 5370 1320 800 3070 180 |
Баланс | 28270 |
На 01.04.20__ г. первоначальная стоимость основных средств 9000 тыс. руб., амортизация - 1500 тыс. руб.
2. Журнал регистрации хозяйственных операций за апрель 20__ года
№ п/п | Наименование документа и содержание хозяйственных операций | Корреспонденция сетов | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | частная | общая | ||
1. | Расчетно-платежная ведомость Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции | - | 3113000 | ||
2. | Расчетно-платежная ведомость и справка бухгалтерии Удержаны налоги на доходы работников | - | 380590 | ||
3. | Справка бухгалтерии Начислен единый социальный налог | ? | ? | ||
4. | Выписка из расчетного счета и приходный кассовый ордер Поступили деньги с расчетного счета в кассу для выдачи заработной платы работникам организации | - | 3070000 | ||
5. | Расходный кассовый ордер Выдана из кассы заработная плата работникам организации | - | 3045000 | ||
6. | Расходный кассовый ордер Выдано из кассы под отчет на хозяйственные расходы | - | 6000 | ||
7. | Справка бухгалтерии Депонирована не востребованная в срок заработная плата | - | ? | ||
8. | Выписка из расчетного счета и расходный кассовый ордер Внесена не полученная в срок заработная плата на расчетный счет банка срок | - | ? | ||
9. | Счет поставщика, платежное требование Акцептован счет поставщика за поступившие материалы: - стоимость материалов - НДС (18 %) | 750000 135000 | 885000 | ||
10. | Выписка из расчетного счета Перечислена с расчетного счета банку сумма кредита, ранее полученного для покупки материалов | - | 700000 | ||
11. | Требование Отпущены со склада в производство материалы для изготовления продукции | - | 960000 | ||
12. | Приходный ордер Возвращены из цехов основного производства не использованные материалы | - | 120000 | ||
13. | Выписка из расчетного счета Погашена задолженность: бюджету органам социального страхования поставщикам | 1200000 750000 500000 | 3650000 | ||
14. | Справка бухгалтерии Начислена амортизация основных средств | - | 130000 | ||
15. | Накладная Выпущена из производства готовая продукция | - | 3300000 | ||
16. | Выписка из расчетного счета Поступило от покупателей в погашение задолженности за отгруженную продукцию | - | 1500000 |
Вопросы для самопроверки:
- В чём заключается сущность хозяйственного учёта, как функции управления?
- В чём заключается сущность бухгалтерского учёта?
- Какие существуют пользователи бухгалтерской информацией?
- Что представляет собой хозяйственный учёт?
- На каких принципах действует бухгалтерский учёт?
- Какие измерители применяются в учете?
- Какие задачи выполняет бухгалтерский учёт?
- В чём заключается сущность счетов бухгалтерского учёта?
- В чём заключается сущность двойной записи на счетах?
- Что представляет собой бухгалтерская проводка?
- Какие этапы необходимо выполнить для определения корреспонденции счетов?
- Что представляет собой корреспонденция счетов?
Практическая работа №2
Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности
Цель: формирование умений работы с нормативными документами, методические указания, инструкции, рекомендации и другие аналогичные документы, рабочие документы организаций.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1. Изучить ФЗ «о бухгалтерском учете», план счетов бухгалтерского учета – составить презентацию по основным нормативным документам используемых в бухгалтерском учете.
Задание 2. ООО «Эмоция» приобрело 10 комплектов спецодежды для своих сотрудников по цене 1180 руб. за комплект, в том числе НДС – 180 руб., 5 комплектов было выдано работникам основного производства. Отразите в бухгалтерском учете ООО «Эмоция» указанные операции.
Журнал регистрации хозяйственных операций (фрагмент):
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Поступившая от поставщика спецодежда оприходована на склад | 10000 | ||
2 | Выделен НДС | 1800 | ||
3 | Выданы 5 комплектов спецодежды в эксплуатацию | 5000 | ||
4 | Включены в себестоимость продукции расходы на спецодежду | 5000 |
Задание 3. На основании хозяйственных операций определить корреспондирующие счета, рассчитать сальдо конечное по каждому аналитическому счёту, если известно, что сальдо начальное составляет по счетам: мука - 1200 руб., топливо – 3600 руб., сахар – 2300 руб., дрожжи – 1900 руб., упаковка – 1300 руб. и синтетическому счёту 10 «Материалы».
Журнал регистрации хозяйственных операций за октябрь 20__г.
Содержание хозяйственных операций | Сумма, руб | Корреспондирующие счета | |
дебет | кредит | ||
2 | 3 | 4 | 5 |
Поступили на склад от поставщиков материалы:
| 46 800 | ||
| 18 700 | ||
| 32 900 | ||
| 12 500 | ||
| 8 600 | ||
Израсходованы материалы:
| 18 100 | ||
| 19 200 | ||
| 15 400 | ||
| 3 900 | ||
| 8 700 |
Вопросы для самопроверки:
- Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета?
- Содержание ФЗ «О бухгалтерском учете».
- Аспекты учетной политики предприятия.
- Сущность ФЗ «о бухгалтерском учете».
- Основные главы ФЗ «о бухгалтерском учете».
- Права и обязанности бухгалтера.
Практическая работа №3
План счетов бухгалтерского учёта
Цель: закрепление знаний о разделах плана счетов бухгалтерского учёта, классификации счетов бухгалтерского учёта по структуре и назначению.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1. На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы необходимо законспектировать заданный материал. Необходимо раскрыть сущность плана счетов бухгалтерского учёта, охарактеризовать разделы плана счетов, классификацию счетов бухгалтерского учёта по структуре и назначению.
Задание 2. Определите содержание хозяйственных операций и произведите списание счета 25 «Общепроизводственные расходы».
Журнал регистрации хозяйственных операций (фрагмент):
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Дебет | Кредит | |||
1 | 8000 | 25 | 10 | |
2 | 15000 | 25 | 70 | |
3 | 25 | 69 | ||
4 | 200 | 25 | 02 | |
5 | 20 | 25 |
Задание 3. Открыть «Расчетный счет», записав сальдо на начало месяца; открыть операции за месяц, подсчитать обороты; определить сальдо на конец месяца.
Исходные данные:
Сальдо на начало месяца 350000 руб.
Операции за месяц:
- Поступило денежных средств от покупателя 160000 руб.
- Перечислена задолженность поставщику 77000 руб.
- Выдано в кассу на заработную плату персоналу 30000 руб.
Вопросы для самопроверки:
- На какие счета подразделяются счета бухгалтерского учёта по структуре и назначению
- Какие счета относятся к основным счетам?
- Какие счета относятся к регулирующим счетам?
- Какие счета относятся к распределительным счетам?
- Какие счета относятся к калькуляционным счетам?
- Какие счета относятся к сопоставляющим счетам?
Практическая работа №4
Инвентаризация имущества и обязательств организации
Цель: оформление результатов инвентаризации, составление основных документов при оформлении инвентаризации.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1. По результатам инвентаризации в ООО «Сириус» выявлены недостача 200 кг муки высшего сорта по цене 20 руб. за килограмм и излишек 200 кг муки первого сорта по цене 15 руб. за килограмм. Виновником пересортицы является кладовщик. Предположим, что нормы естественной убыли по муке не применяются (не установлены), поэтому недостачи полностью относятся на виновных лиц. По решению руководителя ООО «Сириус» провело зачет недостачи муки высшего сорта излишками муки первого сорта. Составьте необходимые корреспонденции счетов.
Задание 2. Проведите инвентаризацию наличных денежных средств в кассе организации. По данным бухгалтерского учета в кассе на 13 января 20_ года находятся денежные средства в сумме 65420 рублей. Фактически к пересчету подготовлены:
- денежные купюры достоинством 50 рублей – 10 штук;
- денежные купюры достоинством 100 рублей – 12 штук;
- денежные купюры достоинством 500 рублей – 6 штук;
- денежные купюры достоинством 1000 рублей – 20 штук;
- денежные купюры достоинством 5000 рублей – 4 штуки;
- монеты достоинством 1 руб. – 87 штук;
- монеты достоинством 2 руб. – 63 штук;
- монеты достоинством 5 руб. – 785 штук;
- монеты достоинством 10 руб. – 230 штук;
Результаты инвентаризации отразите документально и на счетах бухгалтерского учета.
Задание 3. Составьте структурно – логическую схему последовательности процедуры:
- Взвешивания товаров в ходе инвентаризации.
- Перемеривания ткани в ходе инвентаризации.
Задание 4. Опишите ход инвентаризации арендованных основных средств.
Задание 5. Проведите инвентаризацию денежных средств в кассе, если по данным отчета кассира на момент проверки остаток денежных средств в кассе составляет 32540 рублей. Сальдо начальное по счету 50 «Касса» на 1 число месяца составляло 28600 рублей. В течение месяца имели место следующие поступления наличных денежных средств в кассу организации:
- с расчетного счета в банке – 276000 руб.;
- от покупателей за проданную продукцию – 118000 руб.;
- от подотчетных лиц неизрасходованные суммы авансов, ранее выданных на командировочные расходы и на хозяйственные нужды, – 22000 руб.;
- от материально ответственных лиц в возмещение ущерба в связи с недостачей материалов – 14600 руб.
В течение месяца из кассы организации были произведены следующие выдачи наличных денежных средств:
- заработная плата работникам организации – 207100 руб.;
- подотчетным лицам на командировочные расходы и хозяйственные нужды – 53800 руб.;
- передано в банк для зачисления на расчетный счет – 165700 руб.
Оформите необходимые документы, составьте бухгалтерские записи.
Задание 6. В связи с направлением работника организации в загранкомандировку с валютного счета в кассу организации получено 340 долларов США. Курс ЦБ РФ на дату получения валюты – 29 руб. 50 коп. за 1 доллар США. Полученная сумма иностранной валюты полностью выдана подотчетному лицу на командировочные расходы. Курс ЦБ РФ на дату выдачи валюты – 29 руб. 45 коп. за 1 доллар США. По возвращении из загранкомандировки подотчетным лицом в кассу внесена неизрасходованная иностранная валюта в сумме 28 долларов США. Курс ЦБ РФ на дату внесения валюты в кассу организации – 29 руб. 55 коп. за 1 доллар США. В тот же день полученная от подотчетного лица неизрасходованная валюта передана в банк и зачислена на текущий валютный счет. Проведите инвентаризацию расчетов, составьте необходимые записи на счетах бухгалтерского учета.
Задание 7. Проведите инвентаризацию денежных средств на расчетном счете, если по данным бухгалтерского учета на момент проверки остаток денежных средств на расчетном счете составляет 223200 рублей. Сальдо начальное по счету 51 «Расчетные счета» на 1 число месяца составляло 128600 рублей. В течение месяца имели место следующие поступления денежных средств на расчетный счет организации:
- от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации – 200000 руб.;
- от покупателей в погашение задолженности за проданную продукцию – 755200 руб.;
- из кассы организации – 44000 руб.
В течение месяца с расчетного счета организации были произведены следующие перечисления денежных средств:
- банку в погашение задолженности по краткосрочному кредиту – 100000 руб.;
- поставщикам в погашение задолженности за полученные материальные ценности – 590000 руб.;
- бюджету в погашение задолженности по налогам – 63100 руб.;
- фонду социального страхования в погашение задолженности по обязательным страховым платежам – 4600 руб.;
- Пенсионному фонду в погашение задолженности по страховым платежам – 13200 руб.;
- в кассу организации для выплаты заработной платы – 133700 руб.
Оформите необходимые документы, составьте бухгалтерские записи.
Задание 8. Оформить Приказ № 05 от «21» июня 20...г. «О проведении инвентаризации денежных средств» в ООО «Лучик», произвести снятие фактических остатков денежных средств по состоянию на 22 июня 20_ года, по результатам инвентаризации составить инвентаризационную опись денежных средств. Утвердить состав инвентаризационной комиссии:
- Суриковой Э.Ж. - зам. главного бухгалтера организации;
- Мининой П.Д. - бухгалтера организации;
3. Петровой Г.Г. - главного технолога организации.
По данным бухгалтерского учета в кассе организации на дату инвентаризации в кассе находится 32560 рублей. В результате пересчета фактического наличия денег в кассе, остатки денежных средств по купюрам и монетам в ООО «Лучик» составили:
- 1000 руб. х 9 шт.
- 500 руб. х 7 шт.
- 100 руб. х 20 шт.
- 50 руб. х 30 шт.
- 10 руб.х 10 шт.
- 5 руб. х 6 шт.
Отразите на счетах бухгалтерского учета полученные результаты.
Задание 9. Выписать распоряжение № 22 от 5.10.20_ г. на проведение плановой инвентаризации продуктов в кладовой. Срок инвентаризации 2 дня. Начало инвентаризации 6.10. 20_ г. Оформить инвентаризационную опись № 22 от 6.10.20_ г. и сличительную ведомость, если остаток продуктов в кладовой по результатам инвентаризации составил:
Наименование продуктов | Ед.измерен. | Количество | Цена, руб. за ед. |
Мясо говядина | Кг | 20 | 98 |
Мясо свинина | Кг | 130 | 100 |
Мясо куриное | Кг | 40 | 70 |
Сок натуральный | Кг | 160 | 58 |
Масло сливочное | Кг | 290 | 80 |
Масло растительное | Кг | 150 | 39 |
Шоколад «Шок» 50 гр. | Шт | 3100 | 4 |
Шоколад «Дав», 100 гр. | Шт | 4800 | 19 |
Конфеты шоколадные | Кг | 38 | 200 |
Мука | Кг | 650 | 8 |
Макаронные изделия | Кг | 470 | 11 |
По данным учета остаток товаров составил:
Наименование продуктов | Ед.измерен. | Количество | Цена, руб. за ед. |
Мясо говядина | Кг | 22 | 98 |
Мясо свинина | Кг | 134 | 100 |
Мясо куриное | Кг | 41 | 70 |
Сок натуральный | Кг | 160 | 58 |
Масло сливочное | Кг | 286 | 80 |
Масло растительное | Кг | 150 | 39 |
Шоколад «Шок» 50 гр. | Шт | 3100 | 4 |
Шоколад «Дав», 100 гр. | Шт | 4800 | 19 |
Конфеты шоколадные | Кг | 38 | 200 |
Мука | Кг | 700 | 8 |
Макаронные изделия | Кг | 480 | 11 |
Результаты инвентаризации оформите в учете.
Задание 10. Инвентаризационной комиссией установлено наличие на складе цемента марки М-500 - 29 мешков, марки М-400 - 28 мешков, марки М-300 - 44 мешка, сухой смеси - 23 мешка. По данным бухгалтерского учета цемента марки М-500 числится 38 мешков, марки 400 – 24 мешка, марки М-300 – 36 мешков, сухой смеси – 27 мешков. Учет материалов ведется по покупным ценам. Стоимость одного мешка цемента марки М-500 – 61 руб/меш., марки М-400 – 58 руб/меш., марки М-300 – 55 руб/меш., сухой смеси – 54 руб/меш. Материально ответственное лицо представило объяснения причин случившегося и подтвердило готовность возместить убытки. Какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете организации.
Задание 11. По результатам проведения годовой инвентаризации установлена недостача материалов на сумму 8795 руб., товаров – на 4570 руб., готовой продукции – на 3560 руб. Из-за нарушений технологии работ пришел в негодность объект основных средств, первоначальная стоимость которого составила 17 350 руб., сумма начисленной амортизации 12 756 руб. Причиной недостачи товаров и выбытия из строя объекта явилась халатность работников при исполнении должностных обязанностей. Они признали свою вину и согласились возместить убытки. По недостаче готовой продукции и материалов виновные не установлены. Их стоимость списана на финансовые результаты. Какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете организации.
Задание 12. Организация провела в ноябре инвентаризацию и выявила недостачу 3,96 галлона бензина. Всего на нефтебазе хранится 25 тонн бензина, его себестоимость - 8 руб/л, а плотность - 0,76 кг/л. Норма естественной убыли составляет 0,36 кг на тонну топлива. Какие записи необходимо сделать в бухгалтерском учете организации.
Задание 13. Проведите инвентаризацию финансовых результатов, используя исходные данные.
Исходные данные: Результаты деятельности организации в отчетном месяце характеризуются следующими показателями: получена выручка от продажи продукции в сумме 180 тыс. руб., в том числе НДС 18%; расходы, отнесенные на себестоимость проданной продукции, составили 110 тыс. руб., из них затраты основного производства – 100 тыс. руб.; управленческие расходы – 10 тыс. руб.
Получены прочие доходы:
- по договору простого товарищества – 15 тыс. руб.;
- штрафы за нарушение хозяйственных договоров –5 тыс. руб.
Произведены прочие расходы:
- по оплате процентов за кредит – 2500 руб.;
- услуг банка – 1 000 руб.;
- налогов, уплачиваемых за счет финансовых результатов – 1 500 руб.;
- получены убытки за счет списания уничтоженных пожаром материальных ценностей – 5 тыс. руб.;
- начислен налог на прибыль в сумме 15 тыс. руб.
Формирование финансовых результатов за отчетный месяц отражено в учете следующими записями:
Д-т сч. 62 – К-т сч. 90-1 – 180000 руб. – отражение выручки от продажи продукции;
Д-т сч. 90-3 – К-т сч. 68 – 30000 руб. – отражение НДС с выручки;
Д-т сч. 90-2 – К-т сч. 20 – 100000 руб. – отражение в себестоимости проданной продукции затрат основного производства;
Д-т сч. 90-2 – К-т сч. 26 – 10000 руб. – отражение в себестоимости проданной продукции управленческих расходов;
Д-т сч. 90-9 – К-т сч. 99 – 40000 руб. – отнесение суммы прибыли от продажи продукции на счет прибылей и убытков;
Д-т сч. 76-3 – К-т сч. 91-1 – 15000 руб. — отражение доходов по договору простого товарищества;
Д-т сч. 76-2 – К-т сч. 91-1 – 5000 руб. — отражение признанных штрафов за нарушение хозяйственных договоров;
Д-т сч. 91-2 – К-т сч. 66 – 2500 руб. – отражение начисленных процентов за кредит;
Д-т сч. 91-2 – К-т сч. 76-5 – 1000 руб. – отражение расходов по оплате банковских услуг;
Д-т сч. 91-2 – К-т сч. 68 – 1500 руб. – отражение начисленных сумм налогов, уплачиваемых за счет финансовых результатов;
Д-т сч. 91-9 – К-т сч. 99 – 15000 руб. – отнесение суммы прибыли от прочих доходов и расходов на счет прибылей и убытков;
Д-т сч. 99 – К-т сч. 10 – 5000 руб. – отражение суммы убытка от списания материалов, уничтоженных пожаром;
Д-т сч. 99 – К-т сч. 68 – 15000 руб. – начисление налога на прибыль.
За отчетный месяц прибыль до налогообложения составила 50 тыс. руб. (40000+15000-5000), налог на прибыль – 15 тыс.руб., финансовый результат деятельности организации – 35 тыс. руб. (40000+15000-5000-15000).
На синтетическом счете 90 «Продажи» за отчетный месяц образуется нулевое сальдо, в то время как на субсчетах отражены соответствующие обороты за отчетный месяц: по кредиту счета 90-1 и дебету счетов 90-2, 90-3, 90-9, 91-2, 91-9.
Задание 14. Проведите инвентаризацию финансовых результатов, используя исходные данные.
Исходные данные: За отчетный год деятельность организации характеризуется следующими показателями: выручка от продажи продукции – 720 тыс. руб., в том числе НДС 18%, себестоимость продажи – 400 тыс. руб., прочие доходы – 180 тыс. руб., прочие расходы – 75 тыс. руб., налог на прибыль – 90 тыс. руб.
На счете 99 «Прибыли и убытки» отражены следующие результаты операций за отчетный год:
по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» – прибыль от продаж – 200 000 руб. (с дебета счета 90-9);
прибыль от прочих доходов и расходов – 105 000 руб. (с дебета счета 91-9);
по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» – убытки от чрезвычайных ситуаций – 5 000 руб. (с кредита счета 10);
налог на прибыль – 90 000 руб. (с кредита счета 68).
Налогооблагаемая прибыль за отчетный год составила 300 тыс. руб. (200 000 + + 105 000-5 000), налог на прибыль – 90 тыс. руб., конечный финансовый результат деятельности организации (чистая прибыль) – 210 тыс. руб.
Закрытие счета 99 «Прибыли и убытки» заключительной проводкой в конце отчетного года:
Д-т сч. 99 – К-т сч. 84 – 210 000 руб. – отнесение суммы чистой прибыли на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
Закрытие субсчетов по учету продаж и прочих доходов и расходов заключительными проводками в конце отчетного года:
Д-т сч. 90-1 – К-т сч. 90-9 – 720 000 руб. – списание оборотов по счету учета выручки от продаж;
Д-т сч. 90-9 – К-т сч. 90-3 – 120 000 руб. – списание оборотов по учету НДС;
Д-т сч. 90-9 – К-т сч. 90-2 – 400 000 руб. – списание оборотов по учету себестоимости;
Д-т сч. 91-1 – К-т сч. 91-9 – 180 000 руб. – списание оборотов по учету прочих доходов;
Д-т сч. 91-9 – К-т сч. 91-2 – 75 000 руб. – списание оборотов по учету прочих расходов.
На конец отчетного года по всем субсчетам счетов 90 «Продажи» и
91 «Прочие доходы и расходы» образуется нулевое сальдо.
Вопросы для самопроверки:
- Цель и задачи проведения инвентаризации имущества и обязательств организации?
- В каких случаях, установленных Законом Российской Федерации организации обязаны проводить инвентаризацию?
- В каком документе закрепляется порядок и сроки проведения инвентаризаций в отчетном периоде?
- Каким нормативным актом регламентирован порядок проведения и оформления результатов инвентаризации? Перечислите его основные аспекты.
- Как называется документ, который дают материально ответственные лица, в котором указывают, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход?
Практическая работа №5
Бухгалтерская отчетность
Цель: усвоение порядка отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций по формированию финансовых результатов и использованию прибыли.
Оснащение: данные методические указания, рекомендуемая литература.
Задание 1. Основной деятельностью организации является производство и реализация готовой продукции. В отчетном периоде было продано продукции на сумму 645 000 руб. (в том числе НДС). Себестоимость проданной готовой продукции составила 546 000 руб. В этом же месяце организация получила доход от сдачи имущества в аренду в сумме 10 000 руб. (в том числе НДС). Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, составили 2 300 руб. Определить финансовый результат от деятельности организации. Составить корреспонденции счетов по данным хозяйственным операциям.
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб | Дебет | Кредит |
1 | Отражена выручка от продажи готовой продукции | |||
2 | Начислен НДС с выручки от продажи (сумму определить) | |||
3 | Списана себестоимость проданной готовой продукции | |||
4 | Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателей | |||
5 | Отражен доход от сдачи имущества в аренду | |||
6 | Начислен НДС с арендной платы (сумму определить) | |||
7 | Поступили на расчетный счет денежные средства от арендаторов | |||
8 | Отражены расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду | |||
9 | Отражен финансовый результат от продажи готовой продукции (сумму определить) | |||
10 | Отражен финансовый результат от сдачи имущества в аренду (сумму определить) |
Задание 2. Основной деятельностью организации является перепродажа товаров. В отчетном периоде были проданы товары на сумму 565 000 руб. (в том числе НДС). Покупная стоимость товаров составляла 362 000 руб. Расходы, связанные с продажей, составили 12 000 руб. В этом же месяце организация получила доход от сдачи имущества в аренду в сумме 20 000 руб. (в том числе НДС). Расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду, составили 5 400 руб. Определить финансовый результат от деятельности организации. Составить корреспонденции счетов по данным хозяйственным операциям.
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб | Дебет | Кредит |
1 | Отражена выручка от продажи товаров | |||
2 | Начислен НДС с выручки (сумму определить) | |||
3 | Списана покупная стоимость товаров | |||
4 | Отражены расходы, связанные с продажей товаров | |||
5 | Поступили на расчетный счет денежные средства от покупателей | |||
6 | Отражен доход от сдачи имущества в аренду | |||
7 | Начислен НДС с арендной платы (сумму определить) | |||
8 | Поступили на расчетный счет денежные средства от арендаторов | |||
9 | Отражены расходы, связанные с предоставлением имущества в аренду | |||
10 | Отражен финансовый результат от продажи товаров (сумму определить) | |||
11 | Отражен финансовый результат от сдачи имущества в аренду (сумму определить) |
Задание 3. ООО «Луч» продало покупателю партию товара, цена товара согласно договору 118000 рублей (в т.ч НДС 18000рублей). Себестоимость товара 60000рублей, ООО «Луч» определяет выручку для целей налогооблажения по отгрузке в срок установленный договором, покупатель товар не оплатил. ООО «Луч» приняло решение продать задолженность другой организации. Задолженность была продана за 90000 рублей. Определите финансовый результат от указанных операций и отразите их в учете ООО «Луч».
Журнал регистрации хозяйственных операций
№ | Содержание хозяйственной операции | Дебет | Кредит | Сумма |
1 | Продано покупателю партия товара | |||
2 | Начислен НДС к уплате в бюджет | |||
3 | Списана себестоимость продукции | |||
4 | Списана проданная задолженность | |||
5 | Поступили деньги в оплату задолженности | |||
6 | Отражен финансовый результат |
Задание 4. ООО «Лига» организовано в октябре 20___ г., оборотов по счетам не имело. В ноябре ООО «Лига» реализовало на 1300000 руб. товаров себестоимостью 700 000 руб.; в декабре было реализовано товаров на 900 000 руб. себестоимостью 300 000 руб. Расходы на продажи ежемесячно составляли по 30 000 руб. Определите финансовый результат и завершающими оборотами по окончании 20__ г. произведите закрытие субсчетов счета 90 «Продажи».
Журнал регистрации хозяйственных операций (фрагмент):
Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | ||
Дебет | Кредит | |||
Ноябрь 20__ г. | ||||
Отражена выручка за проданные товары | ||||
Списана себестоимость проданных товаров | ||||
Списаны расходы на продажи за ноябрь | ||||
Выделен НДС с реализованных за ноябрь товаров | ||||
Выявлен финансовый результат за ноябрь 20__г. | ||||
Декабрь 20__ г. | ||||
Отражена выручка за проданные товары | ||||
Списана себестоимость проданных товаров | ||||
Списаны расходы на продажи за декабрь | ||||
Выделен НДС с реализованных за декабрь товаров | ||||
Выявлен финансовый результат за декабрь 20__г. |
Вопросы для самопроверки:
- Назовите виды отчетности.
- Какие формы отчетности включает годовая отчетность?
- Каков порядок составления бухгалтерских отчетов?
- Каков порядок представления бухгалтерских отчетов?
- Кем подписывается бухгалтерская отчетность?
- Каков порядок публикации бухгалтерской отчетности?
- Назовите сроки представления бухгалтерской отчетности?
- Раскрытие информации о рисках хозяйственной деятельности организации в бухгалтерской отчетности.
- Составление промежуточной бухгалтерской отчетности.
- Содержание Отчета о финансовых результатах (квалификация отдельных видов доходов и расходов, зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков).
4.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники:
- Лытнева Н.А. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс]: учебник / Н.А. Лытнева, Л.И. Малявкина, Т.В. ФедороваТ.В. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с. ISBN 978-5-8199-0544-9 «ЗНАНИУМ»
Дополнительные источники:
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (в ред. от 25 октября 2010 г. № 132н)
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 8 ноября 2010г.№142н)
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. № 106н, в ред. от 8 ноября 2010г. №144н)
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008 (Приказ Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н, в ред. от 8 ноября 2010г. №144н).
- Ерофеева В.А. Бухгалтерский учет: конспект лекций. – 3-е изд., перераб и доп. – М.Издательство Юрайт; Высшее образование, 2010. -138с.
- Поленова, С. Н. Теория бухгалтерского учета [Электронный ресурс] : Учебник / С. Н. Поленова. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 464 с. - ISBN 978-5-394-02172-5 «ЗНАНИНУМ»
Электронные ресурсы:
- www.consultant.ru – официальный сайт СПС «Консультант-плюс»
- www.garant.ru – официальный сайт СПС «Гарант»
- www.glavbukh.ru
- www.provodka.ru
- www.klerk.ru – сайт практической помощи бухгалтеру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сквозная задача по бухгалтерскому учету. Пособие для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет...
Учебно-методический комплекс по дисциплине профессионального цикла "Основы бухгалтерского учета" специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" (далее УМКД) предназначен для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерск...
Сборник методических указаний по выполнению практических работ по учебной дисциплине "Основы бухгалтерского учета" для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания разработаны в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Они содержат учебные цели и задачи, перечень образовательных результ...
Календарно-тематический план по ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл
Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ 01«Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специ- ...
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
КИМ включают контрольные материалы для итоговой аттестации в форме устного экзамена по дисциплине Основы бухгалтерского учета для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет....
Методическое пособие для проведения Интеллектуальной игры "Знаю ли я бухгалтерский учет?" среди студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Интеллектуальная деловая игра "Знаю ли я бухгалтерский учет?" проводится среди студентов, обучающихся по специальности 080114 "Экономика и бухгал...
Методическая разработка Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
Основными целями и задачами Олимпиады I (отборочного) тура по экономике и бухгалтерскому учету «Выпускник - бухгалтер 2015» (далее Олимпиада)являются:- ...