ЛЕКЦИЯ №1 «СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО ВИДЫ»
план-конспект урока на тему
Учебные вопросы
Введение в лекцию
1. Предпринимательство в современной экономике
1.1 Сущность предпринимательства
1.2 Функции предпринимателя
1.3 Предпринимательство — социальная группа
1.4 Предприниматель — рыночный субъект
2. Формы предпринимательства
2.1 Фирма и предприятие
2.2 Организационно-правовые формы предприятий в России
2.3 Индивидуальное предпринимательство
3. Возникновение и развитие современных форм собственности и
предпринимательства
Заключение
Введение в лекцию
Предпринимательство существует везде, где люди по собственной воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают услуги. Но людям свойственно ошибаться. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправимы. По этой причине знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе.
Становление рыночной экономики в России ведет к увеличению числа граждан, занимающихся предпринимательством. К предпринимательской деятельности готовят в университетах, академиях, институтах, колледжах.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: "Экономика свободного предпринимательства". Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской, как и любой другой экономики, к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономики вообще, и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
К сожалению, в России ситуация все еще остается иной. Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому... Удивительное дело — разрешение получено, а "предпринимательского бума" не наблюдается! Почему? Разве страна бедна ресурсами? Или кризис перепроизводства? Что, у нас нет людей, способных осуществлять значительные предпринимательские проекты?
Всеобщее неприятие предпринимательства постепенно переходит в
осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством в России будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому на данном этапе чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы в последствии не допускать ошибок, сделанных ранее. Далее я попытаюсь изложить материал о предпринимательстве, о его сущности, видах, субъектах, развитии, государственной поддержке.
1. Предпринимательство в современной экономике
Исследование обособления предпринимательской деятельности более сложно, чем обособление научной сферы. При моделировании рыночной экономики, особенно при использовании производственной функции в американской литературе, обычно указывается на два основных производственных фактора: К и L, где К— это капитал: оборудование, здания, сооружения, транспортные средства, дороги и т.п.; L — трудовой фактор, обычно измеряемый отработанным временем или количеством работников. Причем под трудовым фактором подразумеваются все возможные виды, способы трудовой деятельности, как исполнительской, так и управляющей'.
Мы не рассматриваем исполнительскую деятельность. Нашим предметом является другая составляющая трудового фактора (L).
Предпринимательскую деятельность нельзя отождествлять с традиционным трудом по управлению. Управление и, следовательно, труд по управлению есть в любой сфере национального хозяйства. Он может быть трудом по управлению производственными комплексами, либо трудом по управлению людьми, трудовыми коллективами. Условно эту управленческую деятельность можно назвать управленческой деятельностью первого порядка.
Но рыночная система с ее жесточайшей конкуренцией, необходимостью постоянного принятия нестандартных, неожиданных для конкурента и эффективных для себя решений требует умения не только идти на риск, но и рассчитывать его, сводить до минимума подчас совершенно нестандартными мерами — это непреложная сторона сущности предпринимательства, чего нет в обычной, традиционной, стандартной деятельности по управлению людьми и производством. Но всем этим должны в полной мере обладать предприниматели, что позволяет утверждать: предпринимательство — относительно самостоятельная, высшая ступень управленческой деятельности. Предприниматели составляют особую социальную группу в современном обществе. Таким образом, мы имеем дело с новым этапом в общественном разделении труда.
1.1 Сущность предпринимательства
Предпринимательство — интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым. Но это недовольство конструктивное, обусловливающее активную деятельность. Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М.Фелью, автор книги «Предпринимательство — это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу создавать и расторгать сообщества по своему собственному выбору. Свободное общество признает эти права не только потому, что опыт показывает, что при их посредстве могут быть достигнуты высокие уровни производительности. Оно признает их по двум другим, не менее важным причинам.
Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. Отрицать экономическую свободу — значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой.
Экономическая свобода делает возможной организацию производства и распределение богатства без необходимости произвольного вмешательства властей, диктата более сильного или фаворитизма режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатство производится и распределяется в условиях экономической демократии, которое осуществляет все общество посредством рынка.
Как известно, для производства необходимы три фактора: труд, средства труда (капитал) и предметы труда (земля). Однако взятые сами по себе личные и вещественные ресурсы не могут ничего создать.
Нужен еще четвертый фактор — предприниматель. Предприниматель — это человек (или группа людей), который берет на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.
Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: по его масштабам и характеру деятельности.
1. По масштабам инициативная деятельность организаторов производства
подразделяется на следующие виды:
Индивидуальное предпринимательство — любая созидательная деятельность одного человека и его семьи (создаются торговые лавки, небольшие аптеки, химчистки, кинотеатры и т.п.). В этом случае очень легко определить того, кто берет на себя всю ответственность и сам принимает все важные решения.
В соответствии с Гражданским кодексом нашей страны гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (осуществляющего деятельность без образования юридического лица) признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (ГК РФ, пункт 1, 2 статьи 23).
Коллективное предпринимательство — инициативным делом занят какой-то коллектив. В фирмах, основанных на общей долевой собственности, ответственные решения, связанные с риском, принимают много людей (члены товарищества, акционеры). Различные задачи предпринимателя выполняют разные группы людей. В частности, управленческие решения принимают директора, менеджеры.
2. По своему характеру предпринимательская деятельность включает несколько форм. Некоммерческое предпринимательство — не связанное с продажей продукции ради обогащения. Такая филантропическая деятельность ведется разными благотворительными и культурно-просветительными организациями. Например, в США 3/4 семей делают взносы на подобные цели (в 80-е годы они составляли в среднем 790 долл. в год на семью). На их долю приходится 90% всех средств благотворительных фондов, а 5% поступает от корпораций. Коммерческая деятельность, или бизнес,
— дело, приносящее доход. В нее входят:
— непроизводственный бизнес — профессиональный спорт, концертная
деятельность и т.п.;
— торговый бизнес — на предприятиях торговли;
— бизнес в' сфере услуг, например туристический сервис, юридическая
контора;
— производственный бизнес — доходная деятельность на предприятиях в
промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и т.д.
Предпринимательство может проявляться в любой хозяйственной системе. Оно может быть и на государственном предприятии. Однако здесь инициатива руководителя хозяйства подавлена рамками жестких приказов и инструкций вышестоящих органов. В условиях рынка успех приносит совершенно иной тип предпринимательства. Как для жизни каждого человека нужен кислород, так для предпринимателя-бизнесмена важна свобода его хозяйственной деятельности. Это свобода использовать принадлежащее ему, арендуемое или переданное в пользование имущество. Это свобода определять, что и как производить, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, и решать иные производственные вопросы.
Согласно Закону РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (принят 25 декабря 1990 г.), в пашей стране предпринимательская деятельность (предпринимательство) рассматривается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. Такая деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия (статья 1). Предпринимательство, осуществляемое без привлечения наемного труда, регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие .(пункт 3 статьи 2).
Бытует мнение, что самым свободным является мелкий предприниматель, не зависящий ни от кого. Однако в условиях современной экономики, где ведущие позиции принадлежат крупным предприятиям, это, скорее всего, широко распространенная иллюзия. Вот что пишет об этом известный американский экономист профессор Дж. Гэлбрейт: «...мелкий предприниматель прославляется как человек строгой независимости. То, что эта независимость часто ограничена как в принципе, так и на практике упорной борьбой за выживание, остается незамеченным... Часто его свобода — это свобода человека, которого до смерти заклевали утки».
В современных условиях на Западе заметно увеличивается предпринимательская деятельность всех видов, произошел предпринимательский бум. Этому в значительной степени способствовала приватизация государственных предприятий. За последние 20 лет общее число предпринимателей в Японии увеличилось почти в 2 раза, в США — более чем в 2,5 раза. В связи с этим расширилась сеть организаций, которые формируют современных бизнесменов (разного рода центры и школы подготовки предпринимателей, инновационные парки, где предметно обучают новейшим достижениям техники, технологии и организации производства). Аналогичные процессы проходят в нашей стране. Расширение и совершенствование предпринимательской деятельности прямо связано с возрастанием значения функций, выполняемых организаторами бизнеса.
1.2 Функции предпринимателя
В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя.
Первая функция — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями).
Вторая функция — организаторская. Ее существо — обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели.
Третья функция предпринимателей — творческая, связанная с организационно-хозяйственным новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок, или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства — расширяется доступ к полезной Информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковых информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин, и т.д.
Уже сейчас в западных странах определены перспективные направления предпринимательства на XXI столетие. Так, в Японии делается ставка на информационный бизнес. Используя мировой информационный рынок, японские предприниматели быстрее и лучше других внедряют все технологические новинки. В Германии, Великобритании и Франции упор делается на промышленные технологии (считается, тот, кто силен в промышленном производстве, будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания — повышение интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, ибо от этого зависит технологический потенциал бизнеса.
1.3 Предпринимательство — социальная группа.
Что представляет собой эта относительно новая социальная группа предпринимателей? В первом приближении страну предпринимателей можно представить состоящей из двух основных подгрупп. Первая — это предприниматели, являющиеся собственниками управляемых ими производственных структур. Вторая — это предприниматели-собственники. По числу предпринимателей первые существенно преобладают, они представляют собой так называемый малый и частично средний бизнес. Так, в США, по приблизительным данным, насчитывается около 20 млн. фирм, из которых преобладающая часть (по численности) принадлежит отдельным физическим и юридическим лицам. Состав этой группы непрерывно изменяется за счет разорения одних предпринимателей и возникновения новых фирм. Их предпринимательский доход весьма невелик и нередко вполне сопоставим с заработной платой квалифицированных наемных работников. Но по своему социальному положению, по уровню жизни, по менталитету и, наконец, по выполняемым функциям они существенно ближе к предпринимателю, чем к наемным работникам.
Объекты их собственности — относительно небольшой капитал, дом, земельный участок, высококачественные предметы длительного пользования. Они мобильны как с точки зрения изменения профиля собственного предприятия, так и способности к быстрой перемене местожительства. Для них малое предпринимательство — альтернатива наемного труда, это образ жизни.
Особое место среди владельцев мелких и средних фирм в развитых странах занимают владельцы венчурных, рисковых фирм, получивших значительное развитие за последние 20—25 лет и играющих немалую роль в реализации достижений технологического прогресса, особенно в США. Рисковые малые фирмы получили значительное развитие. В силу особых обстоятельств подобное предпринимательство пока еще не получило сколько-нибудь значительного распространения в России.
Основная по значимости подгруппа предпринимателей в полном смысле этого слова — это предприниматели, которые являются собственниками лишь определенного пакета акций. Их функции — полное управление всеми направлениями развития фирмы при личной материальной ответственности за дела фирмы. Личная ответственность означает, что в случае неудачи фирмы предприниматель превращается из богатого человека в бедняка, И наоборот, успех фирмы — это и его обогащение, рост его престижа, новые возможности деятельности.
1.4 Предприниматель — рыночный субъект.
Слова «предприниматель» и «предпринимательство» являются производными от слова «предпринять», т.е. сделать что-либо — создать,организовать, наладить, заключить сделку, вступить в соглашение и т.п. В широком значении предпринимателем в обыденной жизни, как отмечалось, часто называется человек, который что-либо предпринимает (создает, организует и т.п.), т.е. действует в соответствии с намеченной целью в интересах достижения главной цели — максимизации прибыли.
В таком понимании предпринимательство начало зарождаться еще в средних веках. Первоначально предпринимателями назывались лица, которые проявляли предприимчивость в создании предприятий (кустарных производств, мануфактур и др-)- История зарождения, становления и развития современного предпринимательства тесно связана с более ранними формами купеческого и банковского капитала. В период промышленного переворота конца XVIII — начала XIX в. предпринимателями назывались преимущественно фабриканты.
Предпринимателем первоначально называли лицо (реже группу лиц), вкладывавшее свои средства в создание какого-либо предприятия, преимущественно промышленного. На первых порах предприниматель выступал, как правило, как собственник капитала. Риск первых предпринимателей был ограничен суммой средств, вкладываемых в организацию фирмы. В те времена наибольшую трудность представляло накопление достаточных средств. В этих условиях первоначальный капитал по своему происхождению с достаточным основанием нередко связывался с разбоем и ограблением.
Предпринимателями нередко становились выдающиеся изобретатели-самоучки, например, Генри Форд. Однако новаторство и в современных условиях не является основным признаком предпринимательства. Первоначально новую комбинацию «факторов производства» постоянно создают, как это подтверждается повседневными фактами, различные организаторы производства, инженеры, руководители, управляющие и др. Выдающийся экономист Шумпетер считал, что это профессия управляющих, т.е. их постоянное занятие.
Предприниматель — это не только профессия, но и определенное специфическое состояние человека с определенными наклонностями, порождаемое комбинацией социальных сил и социальных обстоятельств, но отнюдь не только специальным профессиональным обучением. Чтобы стать предпринимателем, учатся в специальных высококлассных высших учебных заведениях, ибо в современных условиях предприниматель должен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и практики, должен быть интеллектуалом. Но всего этого все-таки недостаточно. Предпринимателями, конечно, становятся. Вместе с тем в известном смысле предпринимателями рождаются. Точно также, как знание грамматики и синтаксиса не делает студента педагогического вуза поэтом или прозаиком, знания экономической науки совершенно недостаточно, чтобы стать предпринимателем. Им еще надо родиться, но стать им можно лишь при определенных условиях.
В «Теории экономического развития» австрийский экономист-теоретик Шумпетер обращает внимание на то, что предприниматель — это тот бизнесмен, который делает не то, что делают остальные, и не так, как делают остальные. Это положение имеет принципиальное значение. Дело в том, что в полной мере неопределенность и соответственно риск имеют место не тогда, когда бизнесмен действует по установившимся и апробированным правилам и нормам, в полном соответствии с буквой закона и учебника, а когда он поступает вопреки традициям, вопреки усвоенным в университете нормам и правилам, когда бизнесмен решает избрать новое поле деятельности или новое, неизведанное другими направление, как, например, в свое время поступил Б.Гейтс, занявшись разработкой и выпуском программного обеспечения для персональных компьютеров и ставший одним из богатейших людей США.
Первую, низшую ступеньку в иерархии предпринимателей занимают те бизнесмены, которые во многих случаях свою деятельность строят на базе тривиальных решений и тривиальных способах их реализации. И лишь в «поворотных» - моментах своей деятельности принимают кардинально нетривиальные решения и реализуют их не так, как остальные бизнесмены. Мотивацией их деятельности однозначно является максимизация прибыли. Получение прибыли для них выступает как средство улучшения условий жизни, прежде всего условий материальных.
На следующей ступеньке находятся люди весьма инициативные, но в рамках традиционного мышления, не способные в полной мере критически осмысливать опыт предшествующих поколений. Они проявляют инициативу, но больше следуют известному медицинскому правилу: не навреди! Это правило верно в медицине, когда на карту ставится жизнь человека, и риск ограничен, но приносит вред в предпринимательстве. У этой группы бизнесменов мотивация несколько иная сравнительно с предыдущими, но все-таки и у них уже есть пусть небольшой, но элемент иной мотивации — обеспечение самовыражения, внутреннее удовлетворение своей деятельностью.
На следующей ступеньке иерархии находятся предприниматели, для которых органической потребностью является разработка совершенно нетрадиционных решений и реализация их нетрадиционными способами и средствами. Мотивация их деятельности не сводится к обеспечению максимизации прибыли. Не менее важным для них становится получение удовлетворения от своей деятельности, жажда борьбы, победы над конкурентами, стремление к обладанию властью, зачастую и благотворительность.
И наконец, четвертая, высшая группа предпринимателей, которая является суперэлитной. Обеспечение максимизации прибыли для них совсем не главное, но вместе с тем это для них пройденный этап. Они как деловые люди способны, талантливы, настолько утвердились в своем положении, что для них не представляет особого труда решить задачу максимизации прибыли. Для них главное иное, что, на наш взгляд, можно выразить двумя основными положениями. Сама предпринимательская деятельность есть выражение их сущности, их нормальное состояние. Они не могут иначе. Их предпринимательская деятельность — это постоянное самовыражение. Это и познание нового, познание неизведанного, постоянные открытия.
Вместе с тем — это удовлетворение жажды борьбы с конкурентами за новые идеи, за их реализацию, за общественное признание. Кроме того, — это ненасытная борьба за власть, которая, как известно, способна опьянить сильные личности. Одно сознание того, что власть у тебя в руках, для суперэлитных предпринимателей выступает вполне приемлемой платой за ежедневный изматывающий труд, за отказ от общепринятых обыденных удовольствий, за отказ от улучшения условий жизни. Более того, как заметил Шумпетер, власть для суперэлиты — это средство, основа для формирования пусть относительно небольшой, но собственной частной империи. Это лучшее подтверждение обладания властью.
Из сказанного следует, что и мотивация деятельности у них совершенно иная. Внешне она противоречит закону Госсена, но по существу здесь нет ничего противоречащего этому закону. На определенном этапе максимизации прибыли для определенного типа бизнесменов меняется объект потребностей. Таким образом, предпринимательство для всех его групп скорее не профессия, а естественное для них социологическое и психологическое состояние.
Биссектриса ОА отражает прямую пропорциональность между численностью групп предпринимателей и предпринимательскими качествами социальных групп по мере приближения к качествам четвертой, высшей группы. Линия ОА совершенно
нереальна, так как у самой большой по численности группы самые низкие предпринимательские качества, о которых шла речь выше. Из графика следует, что первая группа предпринимателей (О В) обладает наибольшей численностью, что в полной мере соответствует реальности развитых стран. Наименьшей численностью обладают третья и четвертая группы. Конечно, в каждой стране своя специфика кривой, на что, в первую очередь, влияет степень развития в данной стране рыночной системы.
2. Формы предпринимательства
2.1 Фирма и предприятие
«Фирма» и «предприятие» кардинально различные категории экономической науки, хотя в литературе (зарубежной и отечественной) они отождествляются. Под предприятием следует понимать определенный производственно-технический комплекс, используемый для производства товаров или (и) услуг в любой отрасли национальной экономики. Предприятиями являются металлургический завод и парикмахерская, аэропорт и автобусный парк, угольная шахта и магазин и т.д. Фирма — это организационно - экономическая, общественная, предпринимательская форма производства. В составе фирмы может быть одно или несколько предприятий. Так, в состав ЗИЛа входит значительное число заводов, но фирма одна — ЗИЛ. Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. Как за рубежом, так и в России имеет место значительное многообразие типов фирм.
Фирма — это имущественный комплекс, используемый собственниками этого имущества для осуществления предпринимательской деятельности. В состав фирмы входят все виды имущества, предназначенные для ее деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, нереализованную продукцию, права требований, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие ее деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.
При установлении размеров фирмы, масштабов ее деятельности учитывают, по крайней мере, следующее. С увеличением размеров фирмы, расширением поля деятельности значительно возрастает сложность ее деятельности, обусловленной как увеличением масштабов, так и расширением номенклатуры продукции. Возрастание сложности управления ведет к увеличению риска.
Каждая фирма (индивидуальная или коллективная) имеет свою внутреннюю структуру и статус, размеры и сферы деятельности, в которых она наиболее эффективна. Все формы предпринимательства имеют свои преимущества и недостатки.
2.2 Организационно-правовые формы предприятий в России
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
По формам собственности предприятия подразделяются на:
частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
государственные, под которыми понимаются как чисто государственные (в том числе муниципальные), где капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении. По рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) государственными следует считать предприятия, на которых государственные органы обладают большей частью капитала (свыше 50%), и/или те, которые ими контролируются (через работающих на предприятии государственных чиновников).
Из этих двух категорий предприятий часто выделяют смешанные, т. е. предприятия с существенной или преобладающей долей государства в капитале. Такая категория предприятий иногда занимает существенное место в экономической жизни страны, например, в России в конце 90-х гг., когда в результате приватизации государство сохранило пакет акций на многих приватизированных предприятиях (на этих предприятиях работает четверть всех занятых работников).
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров — численности занятых и объема производства (продаж).
По количеству обычно преобладают малые предприятия (в России на них приходится около половины общего числа предприятий).
В разных странах по-разному определяют малое предприятие. По Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. в нашей стране к ним относят те, где средняя численность работников не превышает в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек, в оптовой торговле — 50 человек, в научно-технической сфере, сельском хозяйстве — 60 человек, на транспорте, в строительстве и промышленности — 100 человек.
Классификация фирм по характеру деятельности (производственная и непроизводственная) предполагает их деление- на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т. д.
Классификация предприятий по признаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.
По правовому статусу (организационно-правовым формам) в России различают, прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; индивидуальных предпринимателей.
Вначале рассмотрим хозяйственные товарищества и общества, так как это наиболее распространенные типы предприятий (фирм).
Полное товарищество (ПТ). Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом1. Управление деятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник полного товарищества имеет один голос. Участники ПТ солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Полные товарищества характерны преимущественно для сельского хозяйства и сферы услуг; как правило, они представляют собой небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко контролировать
Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий.
Общество с ограниченной ответственностью (000). Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал
которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов. Уставный капитал 000 составляется из стоимости вкладов его участников. 000 не обязано публичной ответственностью.
Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.
Акционерное общество (АО). Таковым признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое АО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым.
Учредительным документом АО является его устав. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций
общества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров.
Преимуществами акционерной формы организации предприятий являются:
1) возможность мобилизации больших финансовых ресурсов;
2) возможность быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую;
3) право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения состава акционеров;
4) ограниченная ответственность акционеров;
5) разделение функций владения и управления. Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.
Производственные кооперативы (ПК). Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ном участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. ПК является коммерческой организацией. Учредительным документом ПК является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, к тому же это имущество является неделимым. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, то оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.
Индивидуальные предприниматели. Если отдельный гражданин занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица (например, организует свое фермерское хозяйство), то он признается индивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие.
2.3 Индивидуальное предпринимательство
В настоящее время наиболее распространенным (по количеству фирм) является единоличное владение. Так, в США такие фирмы составили 73% (1982 г.). В индивидуальной фирме ее хозяин отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, включая и личное.
Несмотря на это, индивидуальное предпринимательство — наиболее распространенный тип бизнеса в странах с рыночной экономикой. Например, в США к нему относится примерно 73% всех американских фирм; в то же время 72% прибыли в экономике страны производится фирмами-корпорациями (рис. 2).
Каждый гражданин в РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом он лишь должен пройти государственную регистрацию. Индивидуальное предпринимательство — самый дешевый способ организации бизнеса. Многие фермерские (крестьянские) хозяйства, небольшие магазины и учреждения в сфере услуг являются примерами такой формы предпринимательства, поскольку каждое из них принадлежит одному человеку, хотя в них может быть занято много наемных работников.
Эта форма предпринимательства обладает рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что индивидуальный предприниматель получает удовлетворение, работая на самого себя. Он может самостоятельно принимать решения о продолжительности рабочего дня, о количестве и составе наемных работников, о величине цен на выпускаемые и продаваемые товары или оказываемые услуги. Он сам вправе выбрать, расширять ли масштабы своей деятельности или сокращать, а главное — может индивидуально присвоить всю полученную прибыль.
Кроме того, для индивидуального предпринимательства характерна конфиденциальность деятельности, состоящая в том, что предприниматель не должен перед общественностью открывать свои текущие и перспективные планы работы или представлять подробные отчеты.
Однако небольшой масштаб отдельного индивидуального предпринимательства отражает его ограниченные финансовые возможности, поскольку гражданин, самостоятельно организующий бизнес, обычно имеет меньший капитал, чем группа людей, и чаще сталкивается с трудностями при попытке получить ссуду.
Очень часто независимость индивидуального предпринимателя становится недостатком, так как успех бизнеса в этом случае целиком зависит от личных качеств и управленческих способностей одного человека, в котором не всегда правильно могут сочетаться осторожность и предвидение результатов своей работы.
Практическая деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется в основном по тем же правилам, что и для фирм, но порядок налогообложения существенно отличается. Основным налогом, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем, является подоходный налог. Размер максимальной ставки подоходного налога фактически совпадает со ставкой налога на прибыль. С 1 января 1996 г. в РФ установлено: если совокупный годовой доход индивидуального предпринимателя превышает 48 млн. руб., то он выплачивает в бюджет 10 440 000 руб. и 35% с суммы превышения.
По тем же ставкам, что и фирмы, индивидуальные предприниматели вносят платежи в дорожные фонды: налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств.
Основными отличиями в порядке налогообложения индивидуального предпринимателя и фирмы (юридического лица) можно назвать то, что первый не является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на пользование автомобильными дорогами, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
3. Возникновение и развитие современных форм собственности и предпринимательства
Как известно, современное хозяйство каждой страны по степени его обобществления подразделяется на несколько уровней. Самым низшим из них является предприятие (бизнес-единица). Предприятие — часть всего народного хозяйства, в которую входят все те, кто обладает преимущественно частной собственностью на факторы производства и в той или иной форме участвует в создании материальных благ и услуг. В этом секторе экономики непосредственно действует подавляющая доля хозяйственных субъектов. Они задействованы в первичных процессах производства, распределения, обмена и потребления полезных продуктов.
За последние два столетия существенно изменился состав собственников вещественных условий производства, форм хозяйства и удельный вес в национальном производстве.
1. Первоначально экономика западных стран обычно состояла из самостоятельных хозяйств, которые принадлежали единоличным собственникам. Большинство из них находилось в сельской местности. Однако в этой местности произошли наибольшие изменения, в частности в США. Если в 1890 г. 80% американцев — независимых собственников — работали на себя на своих участках, то сейчас их осталось только 10%.
2. Мелкие хозяйства неоднократно меняли свою нишу — место наибольшего распространения — в экономике. Это происходило при переходе от одной стадии производства к другой. Так, на доиндустриальной стадии мелкие независимые собственники преобладали в сельской местности и ремесленном производстве, в начале индустриальной эпохи — на небольших промышленных предприятиях, а в постиндустриальном обществе — в сфере услуг.
3. В современной экономике Запада преобладающей формой единоличного присвоения стало мелкое хозяйство. Сюда, если говорить конкретнее, относятся множество сельскохозяйственных ферм, бесчисленное количество семейных лавочек «пап и мам», рестораны, мотели, аптеки, кинотеатры, химчистки, мелочные лавки. В США в середине 80-х годов (с тех пор положение серьезно не изменилось) к мелкому производству относили частный, партнерский капитал и небольшие акционерные общества, которые изготавливали продукцию на сумму менее 100 тыс. долларов в год. Здесь использовался труд 1/3 рабочей силы. С малыми предприятиями связано положение 1/5 семейств страны.
Мелкое хозяйство занимает прочные позиции в Великобритании. Здесь в начале 80-х годов было примерно 100 тыс. небольших производственных фирм и 230 тыс. предприятий розничной торговли. Один из десяти работающих имеет свою фирму. Эти мелкие предприятия обеспечивают 1/4 всех рабочих мест. На них приходится 1/5 валового национального продукта.
В Российской Федерации в 1995 г. к малым предприятиям отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100 человек, в других отраслях производственной сферы — до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественного питания — до 15 человек.
На 1 января 1993 г. в нашей стране насчитывалось 580 тыс. малых предприятий, на 1 января 1996 г. — 877 тысяч. Из общего числа малых предприятий на последнюю дату на долю государственной и муниципальной собственности приходилось 4%, а на негосударственную — 96%.
4. Вся совокупность хозяйств раскололась на две несоразмерные части. Это особенно заметно в США. Здесь одна корпорация продает продукции в среднем в 50 раз больше, чем единоличная фирма (без сельскохозяйственных ферм). 800 ведущих фирм в производстве, транспорте, коммунальных услугах, финансах и торговле используют на работе примерно столько же людей, сколько весь малый бизнес, насчитывающий свыше 15 млн. хозяйств.
5. Малые предприятия проявляют сравнительно высокую способность к выживанию. Многие из них не выдерживают конкуренцию и закрываются. Тем не менее часто их «рождаемость» превышает «смертность». По данным 1987 г., в Великобритании чистый прирост составил около 500 новых фирм в неделю.
Важнейшими- причинами устойчивости микроэкономических хозяйств являются:
а) их гибкость — быстрое приспособление к изменениям запросов
потребителей;
б) необходимость обслуживать небольшие объемы рыночных сделок.
Примерами могут служить продажа одежды, обуви с учетом нестандартных
потребностей покупателей; ремонтные работы (их проводят фирмы по ремонту
часов, обуви, автомобилей); оказание личных услуг (семейный врач, семейный
адвокат, местный парикмахер); магазины крайне дорогих товаров для людей с
очень высокими доходами (роскошные яхты, высококачественные спортивные
автомобили и т.п.);
в) узкоспециализированное производство стандартных комплектующих
изделий для крупных сборочных заводов; сбыт продукции крупных компаний
(телевизоров, холодильников, стиральных машин);
г) использование современной микропроцессорной техники, которая дает
большой экономический эффект и на малых предприятиях;
д) помощь государства мелкому бизнесу с точки зрения финансовых средств,
льготного налогообложения, научного консультирования.
Выводы
Основу законодательного регулирования права собственности и ее защиты в Российской Федерации составляет Конституция 1993 г. Ст. 8 Конституции РФ закрепляет принципиально важное положение о том, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Это положение в более развернутом виде присутствует и в уже упоминавшемся Законе о собственности 1990 г, в соответствии с которым "установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных организаций (объединений) не допускается".
Из приведенных положений вытекает, что равенство всех форм собственности не только декларируется, но и обеспечивается прямым запретом государству устанавливать какие-либо ограничения или предоставлять какие бы то ни было преимущества тем или иным видам собственности. Бесспорная защита собственности, зафиксированная государственными актами и проводимая в жизнь через юридические каналы, является непременным условием рыночного обмена. Когда собственность может быть быстро и гарантированно передана от одного лица другому, ресурсы быстро переливаются туда, где они используются наиболее эффективно. Другая важная цель — это повышение эффективности производства. Простая смена собственника не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятии нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер. В долгосрочном плане приватизация может способствовать росту эффективности, тогда как на сегодняшний день может оказаться, что затраты нового собственника на приобретение предприятия будут им быстро восполняться, и вместо накопления капитала произойдет его вымывание, сокращение производственных ресурсов предприятия с целью покрытия понесенных затрат. Постприватизационное развитие предприятий взаимосвязано с развитием экономики в целом и требует создания благоприятного экономического климата в России. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и степени государственного воздействия. Последствия необдуманной государственной экономической политики сказываются на них сильнее. Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более новых предприятия. К сожалению, в России резкий переход к акционированию крупных предприятий без их предварительного разделения не позволил увязать задачи приватизации и демонополизации. В настоящее время более 600 предприятий производят от 35 до 100 % российского выпуска отдельных видов продукции. Так, ПО «Коломенский завод» выпускает 100 % магистральных тепловозов : ПО турбостроения «Ленинградский металлургический завод» — 85 % паровых турбин; Рязанский комбайновый завод — 100 % картофелеуборочных комбайнов; Тихорецкий мясокомбинат — 100 % мясных консервов для детей.
Создание финансово-промышленных групп в форме холдинговых компаний, акционерных обществ, перекрестного владения акциями должно решить важнейшую задачу экономической реформы: не только распределить бывшее государственное имущество между мелкими собственниками, но и стимулировать крупных стратегических собственников. Однако привлечение инвестиций, осуществляемых стратегическими собственниками, не может стать оправданием появления новых монопольных структур. Холдинги и акционерные общества имеют тысячи мелких акционеров (как это происходит с АО «Газпром»). Вместе с тем они остаются монополистами, фактически руководимыми административным аппаратом. Проблему демонополизации удастся решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Контроль над монополиями является неотъемлемой частью политики демонополизации.
Предпринимательство представляет собой специфический сектор экономики, функционирующий в соответствии с рядом присущих именно ему закономерностями. Структурные элементы этого сектора—разнообразные предприятия в истинном смысле слова — действуют по строгому принципу: либо хозяйственный успех, либо банкротство, экономическая смерть. Этот принцип, реализуемый лишь в условиях конкуренции, неизбежно диктует стремление усилить деловую активность, увеличить хозяйственный оборот. Предприниматель в условиях нынешней рыночной экономики — это, прежде всего, новатор, осуществляющий такую сложную комбинацию факторов производства, результатом которой становится товар и услуга, не имеющие себе аналогов. Результаты предпринимательства выступают в виде коммерческого эффекта, воплощенного в деньгах (прибыли). В ближайшем будущем особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка мелкого и среднего предпринимательства. Поддержка национальных товаропроизводителей и разумный протекционизм во внешнеэкономической политике должны сочетаться с формированием внутренней конкурентной среды и регулированием монополий.
Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переводе к эффективной рыночной экономике: они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Критериями малого бизнеса являются небольшое количество работников, виды и объем предоставляемых услуг, территориальная ограниченность и обозримость предприятия. Малые предприятия вступают в отношения конкуренции друг с другом, способны насытить рынок товарами лучшего качества по более низким ценам. Среди новых предпринимательских структур — резко увеличившееся количество акционерных обществ, созданных в процессе реорганизации государственных и муниципальных предприятий, инвестиционные фонды и компании. Развитие малого и крупного предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды, сужению сферы влияния теневой экономики, развитию внешнеэкономических связей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект лекции на тему "Хозяйственный учет, его виды и задачи" по предмету "Бухгалтерский учет"
Конспект лекции на тему "Хозяйственный учет, его виды и задачи" по предмету "Бухгалтерский учет"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ - С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕНЕДЖМЕНТ НА ТЕМУ: «Сущность и необходимость контроля, виды контроля»
В методической разработке рассмотрены сущность и виды контроля с применением информационно-коммуникационных технологий. Приведены варианты индивидуальных заданий, авторская презентация. Методическая р...
Презентация к лекции 8.2 Номенклатура учреждений здравоохранения. Виды медицинской помощи
Презентация к лекции 8.2 Номенклатура учреждений здравоохранения. Виды медицинской помощи...
Лекция «Риск в предпринимательстве» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических / парикмахерских услуг»
Лекция «Риск в предпринимательстве» для дисциплины «Предпринимательская деятельность в сфере эстетических / парикмахерских услуг»...
Лекция 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи управления.
Лекция 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи управления....
Лекция - презентация "Культура предпринимательства. Корпоративная этика."
Лекция - презентация "Культура предпринимательства. Корпоративная этика." Данная лекция подходит для дисциплин: Предпринимательская деятельность, Экономика, Менедмент...
лекция по теме 2 "Цели, функции, виды и уровни общения"
Лекция по теме 2 "Цели, функции, виды и уровни общения" учебной дисциплины "Психология общения". В лекции рассматриваются вопросы: 1. Цели и основные подходы к классификации функци...