Формирование уроков «Основы экономики»
план-конспект урока на тему
Открытые уроки по дисциплине "Основы экономики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_urokov.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре Лесопромышленный Техникум»
Формирование уроков
«Основы экономики»
Г.И. Пономарева
Комсомольск-на-Амуре,2015г
Деловая игра
«Интеллектуальный аукцион»
Цель игры:
- активизировать усвоение и воспроизводство экономических знаний;
- сформировать у участников навык ответственных действий в условиях финансового риска
Содержание игры:
Всем участникам выдается инструкция о правилах проведения аукциона (инструкция прилагается).
Участники аукциона имеют на руках лицевые счета с общим количеством заработанных единиц.
Ход игры:
Игра проводится в три этапа.
1 этап – открытые вопросы. Сначала объявляется стартовая цена вопроса, минимальный шаг участников, а только после этого читается вопрос.
2 этап – полузакрытый. Участникам предлагается только область знаний, стартовая цена и минимальный шаг.
3 этап – закрытый. Объявляется только стартовая цена и минимальный шаг. Представляется возможность оформления банковского кредита.
Победителями считаются участники, купившие максимальное количество вопросов.
1 этап - открытый | |||
№ | вопрос | цена вопроса | ответ |
Кто является основоположником понятия «экономика» | 50 | Аристотель | |
Как называются бумажные денежные знаки | 120 | банкноты | |
В какой стране были изобретены первые бумажные деньги | 150 | Китай | |
Что называется добровольной встречей продавца и покупателя | 100 | рынок | |
Какие деньги «старше» бумажные или металлические | 80 | металлические | |
Что останется, если из всей полученной выручки вычесть издержки | 110 | прибыль | |
Вид платежа, взимаемый государством с юридических и физических лиц | 130 | налог | |
Человек, управляющий персоналом и предприятием | 140 | менеджер | |
Показатель эффективности предприятия | 140 | рентабельность | |
Как расшифровывается аббревиатура ЕЭС | 130 | Европейский экономический союз | |
Учреждение, занимающееся доходным оборотом денежных капиталов | 100 | банк | |
2 этап – полузакрытый | |||
I. | область – «Банковское дело» | ||
1. Назовите 2 вида операций, осуществляемых банком | 160 | пассивные, активные | |
2. Как называется счет, который вы открываете лично для себя | 100 | лицевой счет | |
3.Перечислить возможные процедуры при банкротстве | 150 | реорганизация, ликвидация, мировое соглашение | |
II. | область – «Предпринимательство» | ||
1.Фактор производства, сводящий в едином производственном процессе землю, труд, капитал | 130 | предпринимательство | |
2.Ценная бумага, которая является свидетельством владения определенного лица определенным числом акций | 160 | сертификат | |
3.Конституция предприятия, основной закон его деятельности | 150 | устав | |
III. | область – «Деньги и денежная система» | ||
1. | Денежная система, при которой роль денег выполняли золото и серебро | 190 | монетарная система |
2. | Кто в Росси выпустил первые бумажные деньги | 160 | Екатерина II |
3. | Совокупность наличных и безналичных средств | 140 | денежная масса |
IV. | область «Налоговая система» | ||
1.Лицо, являющееся субъектом налога | 80 | налогоплательщик | |
2.Размер денежных отчислений на единицу налогообложения | 150 | ставка налога | |
3. Реестр, устанавливающий среднюю доходность объектов | 200 | кадастр | |
V. | область «Конкуренция» | ||
1. Назвать один из факторов конкурентной борьбы | 100 | ценовой, неценовой, внерыночный | |
2. Как называют рынок, на котором действует один продавец | 110 | монополистический | |
3. Важнейшим экономическим параметром конкурентной борьбы является | 170 | цена | |
VI. | область «Ценные бумаги» | ||
1. Место продажи «ценных бумаг» | 100 | биржа | |
2. «Ценная бумага» удостоверяющая право на владение имуществом предприятия | 110 | акция | |
3 этап – закрытый | |||
Что значит перевод с латинского слова «реклама» | 100 | «выкрикиваю» | |
Назовите 3 вида собственности | 800 | - государственная, - частная, - общественная | |
Если на бирже вас называют « медведем», это значит курс акций… | 180 | Упадет | |
Какова цель рекламы. | 300 | поднять спрос | |
Как называется оптовый сбытовой посредник | 500 | дистрибьютор | |
Что ценится людьми как средство удовлетворения их нужд? | 300 | Благо | |
Что происходит с ценой товара, если спрос на него растет. | 170 | Цена растет | |
Назовите синоним к слову « инвестиции» | 200 | вложения | |
Назовите денежные единицы Японии, Грузии | 310 | Йена, лари | |
Как называется организованный рынок? | 220 | биржа |
КВН экономистов (предпринимателей)
Цель:
1) Развивать у учащихся логическое мышление и подготовительные способности.
2) Налаживать дружеские отношения между сверстниками, способствовать сплочению коллектива.
Ход игры:
- Визитка
В этом конкурсе ребятам необходимо представить себя и свою команду весело и интересно, не забывая при этом, что проводится КВН экономистов. Команды должны хорошо представить и обосновать название своей команды.
- Разминка
Разминка предполагает пробу сил команд и проверку друг друга на прочность. Командам предоставляется возможность задать друг другу по 3(5) вопросов, получить ответ и дать свой вариант ответа.
Например:
- Почему брокеры все показывают руками?
- потому что зубами держаться за место
- Что нужно сделать предпринимателю, чтоб пришла идея?
- положить в холодильник, чтоб не испортилась.
- «Мозговой штурм»
Вопросы для проверки задают зрители из зала. Вопросы должны быть и на проверку знаний, и находчивость, и на сообразительность участников. Жюри оценивает не только правильность ответа, но также форму ответа, и юмор.
Например: Ты руководитель крупной фирмы….
- В этом конкурсе командам предлагается написать рекламное объявление и представить его в виде рекламного ролика.
- Солнцезащитные очки
- Сотовый телефон «Onsait»
- Пуговицы трех дырочные
- Конкурс капитанов
Капитану необходимо перечислить максимально возможное количество четных и веселых способов зарабатывания денег в школе, дома, в летнем лагере.
- Домашнее задание.
Домашнее задание выдается командам заранее и на него отводится в процессе проведения КВН 10-15 мин
Ребятам необходимо показать, как развивался бизнес в различные исторические эпохи.
а) Др. Греция б) Первобытный мир в) бизнес через 100 лет.
(Все конкурсы оцениваются жюри по 5-ти бальной системе и определяется победитель КВН)
Урок марафон
Тема: Менеджер – Предприниматель
Цель: Дать сравнительную характеристику, «экономически» обосновать понятия «менеджер» и «предприниматель»
Ход игры:
До урока готовятся карточки. Класс делится на 2 группы «бизнесмены» и «менеджеры». Жюри садятся за столы, стоящие сплошным рядом в начале и конце класса (могут быть приглашены учителя, не занятые в образовательном процессе). Исходная позиция учеников – по 3 человека у первых парт каждого ряда.
До начала урока на каждом столе ряда разложены карточки с вопросами. На первых столах карточки с вопросами, на вторых кроссворд, на третьих – шарады и т.д. На столах у жюри так же лежат карточки, соответствующим номерам учеников, но уже с ответами.
Команды встали к первым столам на 1 этап, каждый напротив (например, из них находится на карточке №7). Цель команд - как можно быстрее пройти 6 этапов и набрать большее количество баллов. Команды дают ответ, если ответ прозвучал не полностью, жюри предлагает правильный ответ и только после этого ставит оценку.
Когда команды заканчивают эстафету, жюри собирает метки с оценками и подчитывает количество баллов.
Варианты карточек.
- Назовите права (обязанности) предпринимателя
- Предприниматель – это руководитель, занимающийся …….. деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий…….. и возможность принимать решения.
- Закончите схему «Каналы распределения»
- О ком идет речь? Перечисление характерных черт предпринимателя, менеджера.
5.
И | Т | У | А | С | И | К |
Е | И | С | Б | Ш | Ч | О |
Ц | У | Т | О | В | А | Р |
Е | Р | А | С | М | Я | У |
Н | О | В | О | Ю | Д | П |
А | А | К | В | А | Р | Н |
6. Кроссворд
Интеллектуальный тренинг
«Экономическая грамотность».
Интеллектуальный тренинг «Экономическая грамотность» проводится с целью развития учащихся представления об экономических процессах и взаимосвязях наблюдающихся в этих процессах.
Тренинг носит групповой характер, поэтому первоначально класс делится на команды по несколько человек в каждой. Между командами происходит соревнование, в ходе которого каждая из них стремиться показать более высокий уровень знания экономических процессов и экономической грамотности на основе умения строить высказывания экономического содержания, например, слово «предприниматель». Каждая из этих соревнующихся команд должна составить как можно больше фраз с экономическим смыслом, начинающихся со слова «предприниматель». Фразы должны различаться по своему смыслу и содержанию, не повторять друг друга. Первая фраза должна представлять краткое определения ключевого слова, а остальные - характеризовать его применение в сочетании с другими словами в виде единого предложения обладающего определенным экономическим смыслом. Например, основываясь на ключевом слове «предприниматель», можно построить другие фразы:
Предприниматель |
|
После объяснения содержание тренинга и объявления ключевого слова, командам дается по 10-14 минут для составлений предложений, начинающихся данным словом и обладающих разным экономическим содержанием. После окончания срока каждая команда обязана передать свой листок с записями соседей команде, которая проверяет правильность его заполнения, отсутствие дублирующих, одна другую фраз или наличие фраз, лишенных четкого экономического смысла. Взаимная проверка завершается докладом каждой команды о том, сколько фраз они признают в списке другой, проверяемой команды, сколько не признают и почему.
Доклады команды обсуждаются всеми участниками тренинга и учителем, на основе чего принимается решение, сколько предложений засчитать каждой команде.
Победителем объявляется команда, грамотно составившая наибольшее число фраз.
Урок – экспедиция
Повторительно - обобщающий урок
Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся, полученных при изучении тем банковское дело; предпринимательская деятельность управления.
Ход игры:
Урок начинается с объяснения: «Сегодня мы отправляется в экспедицию по стране «Экономия». Для этого необходимо образовать 3 отряда, в состав которых должны входить менеджеры, банкиры, предприниматели. Ваша задача - благополучно завершить экспедицию, используя свои знания и умения, показав дружбу, сплоченность, взаимовыручку».
При оформлении отрядов выбирают командиров, которые и представляют свои команды, (наличие бейджиков с названием команды). Затем участники экспедиции отвечают на вопросы с целью проверки своих знаний. За правильный ответ - 5 баллов.
Вопросы:
Менеджеры – предпринимателям:
1. Какими правами обладает предприниматель?
2. Перечислите хозяйственные субъекты, созданные для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Предприниматели – банкирам:
1. Перечислите учреждения, входящие в состав банковской системы ?
2. Какие функции выполняют финансы?
Банкиры – менеджерам:
1. Перечислите функции управления менеджмента.
2. Чем менеджер отличается от предпринимателя.
После проведения итогов раздаются командирам отрядов маршрутные листы с обозначенным путем, который отряд должен пройти. В процессе работы учащиеся постепенно заполняют маршрутные листы. По ним при ответе составляют единый рассказ. Командир команды отчитывается о маршруте перед «Экономическим обществом». После рассказа выставляют отметки командам. Экономисты подсчитывают результаты. За первое место вручается медаль «Знаток страны Экономия».
Примеры маршрутных листов:
1. Предприниматели
Схема «Ресурсное обеспечение бизнес – операции фирм».
2. Менеджеры
Схема «Стадии управления фирмой»
(ОТК, сборка) (сбыт, реклама, спрос) (бухгалтерия, снабжение, приёмка)
3. Банкиры
Схема «Посредники финансовой системы»
(Депозитарные учреждения, маклерские фирмы, кредитные маклеры, страховые корпорации, пенсионный фонд)
Экономическая викторина или серии экономических игр.
Эта игровая серия может использоваться на уроках обобщения, а на этапе повторения знаний. От учащихся требуется лишь краткие ответы по определению программных экономических названий, а также отдельных объектов и явлений.
1. «Кто такой? Что такое?»
Например: 1.Первым ученым в области экономике принято считать… (Аристотель)
2. Пирамида «человеческих потребностей» была разработана… (А. Маслоу)
3. Он первый дал технологическое деление капитала на «основной» и «оборотый» (А Смит)
4. Охраняемое законом право человека, фирмы и государства владеть, распоряжаться (собственность) .
2. Знаешь ли ты…?
Например: Агрегаты М
Пословицы и поговорки, загадки
Купили люди акции:
Актер, монтер, студент
Теперь они надеются,
Что будет…. (дивиденд)
Бухгалтер делает отчет
Учел приход, баланс,
Ахтив, пассив, долги, доход
И получил…. (аванс)
Когда умеешь рисовать,
Решенье быстро принимать,
Из дела прибыль извлекать,
А не стоять как наблюдатель,
Тебя зовут …. (предприниматель).
Экономические пословицы, поговорки, приметы.
Доллар не воробей – вылетит - не поймаешь.
Не хочешь голоду – полюбишь экономику смолоду
Без труда спонсора не заманишь
На доллар надейся, а сам не плошай
Конкурент не волк – в лес не убежит
Бизнес лечит, а рэкет - калечит
Без дела жить – без прибыли быть
Хоть прибыли хороши, а паши, да паши
Под матрас проценты не потекут
Без экономики и на базар не сходишь
Кто не рискует, тот прибыли не получает
Маленькая сделка лучше большого безделья
Береженый рубль – банк бережет
Не имей сто рублей, не имей сто друзей, а имей дружищу, который даст тысячу
Скажи мне – кто твой банк и я скажу - кто ты
Вкладывай деньги в дело, пока инфляция не съела
3. «Разрывные предложения»
а)
(Спрос – это зависимость цены от количества спрашиваемого товара).
б)
4. Найди ошибку.
Учащимся необходимо прочитать экономический тест. Определить, о ком или о чем идет речь? Найти неправильное описание ( слово, слово сочетание) экономического понятия и подчеркнуть (или назвать).
Например:
ЧНП – частный не зависимый предприниматель; ВНП – валовый национальный продукт;
ВВП – валовый внеконкурентный продукт.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН УРОКА по дисциплине «Основы экономики». Тема: «Заработная плата работников»
Цели:Понять сущность заработной платы, а также рассмотреть факторы, определяющие уровень заработной платы и формы оплаты труда.Побудить студентов к познавательной, научной, творческой деятельности....
Методическая разработка по проведению итогового тестирования по дисциплине ОП.07. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга »для специальности 260807«Технология продукции общественного питания» -раздел "Основы экономики".
Данный тестовый материал предназначен для контроля уровня знаний по разделу «Основы экономики» общепрофессиональной дисциплины ОП.07.«Основы экономики, ...
План открытого урока по дисциплине: Основы экономики на тему "Производительность труда. Показатели уровня производительности"
Развёрнутый план урока-практикума по Основам экономикина тему "Производительность труда. Показатели уровня производительности"...
Конспект урока по экономике "Основы предпринимательства"
Урок по экономике в системе НПО по теме "Основы предпринимательства". Раскрываются понятие и функции предпринимательства....
План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»
Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:· Повтори...
Презентация по основам бухгалтерского учёта, Открытый интегрированный урок английский-экономика на тему" Деньги" и Презентация к открытому интегрированному уроку (английский-экономика) на тему" Деньги"
Предложенный материал поможет вам в изучении экономических дисциплин...
Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".
Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....