Краткий конспект лекций по дисциплине "Маркетинг"
план-конспект урока на тему
Краткий конспект лекций по дисциплине "Маркетинг", может быть использован для общего ознакомления с изучаемой дисципиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 2. История развития маркетинга
Тема 3. Принципы, функции и цели маркетинга
Тема 4. Нужда, потребность, спрос. Задачи маркетинга
Тема 10. Маркетинговое исследование
❧ Понятие маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система
❧ Технология проведения маркетингового исследования
Тема 11. Сегментирование рынка. Позиционирование.
❧ Позиционирование товаров на рынке
Список используемой литературы
Введение
Маркетинг как философия бизнеса и вид практической деятельности формировался в течение многих десятилетий. Важнейшими факторами, повлиявшими на становление и развитие маркетинга, явились;
- усложнение рыночной ситуации, выразившееся в увеличении числа участников рынка, усилении конкуренции, становлении рынка потребителя;
- неопределенность развития рыночной ситуации, неопределенность изменений поведения основных рыночных субъектов – потребителей, изготовителей и продавцов;
- формирование норм цивилизованного поведения рыночных субъектов
Под влиянием перечисленных и некоторых других факторов современный маркетинг оформился в самостоятельную науку, учебную дисциплину, вид деятельности на предприятии, появились специалисты-маркетологи, в чьем ведении находятся специфические маркетинговые функции.
В настоящее время можно абсолютно точно утверждать, что маркетинг определяет успех деятельности любой организации, предприятия, фирмы, независимо от их форм собственности, размера и организационной структуры.
Тема 1. Понятие маркетинга
Маркетинг – это работа с рынком для осуществления обменов, цель которых удовлетворение человеческих нужд и потребностей.
Маркетинг – это философия (концепция) управления, согласно которой эффективное удовлетворение запросов потребителей ведет к успеху организации и приносит пользу всему обществу.
Маркетинг – это процесс планирования, и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Маркетинг – деятельность, способствующая получению предприятием прибыли за счет лучшего, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей потребителей.
Лозунг маркетинга: производить то, что продается, а не продавать то, что производится!
Тема 2. История развития маркетинга
Впервые понятие «маркетинг» (от англ. marketing – создание рынка, работа с рынков, рынковедение) появилось в американской экономической литературе в самом начале ХХ в.
В каждой стране маркетинг развивался по-своему. И на каждом этапе развития рыночных отношений формировалась особая его концепция. Различают пять основных концепций маркетинга, характеристика которых представлена в таблице 1.
В современных условиях концепции маркетинга получают дальнейшее развитие:
✈ в основе концепции стратегического маркетинга лежит ориентация на потребителей и конкурентов: удовлетворение нужд потребителей и одновременное достижение превосходства над конкурентами путем создания
товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены;
✈ в основе концепции социально-этического маркетинга лежит ориентация на удовлетворение потребностей не только отдельной личности, но и всего общества в целом, что связано с современными экологическими, сырьевыми, энергетическими и другими проблемами человечества;
✈ в основе концепции маркетинга отношений лежит ориентация на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями на базе широкого использования телекоммуникационных средств;
✈ в основе концепции маркетинга в информационной среде лежит ориентация на прямой контакт с потребителями и обеспечение постоянного диалога с ними;
✈ в основе концепции территориального маркетинга лежит ориентация на создание и поддержание престижа территории в целом: представлений о привлекательности сосредоточенных на ней природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов и о богатстве возможностей для их реализации и воспроизводства;
✈ в основе концепции глобального маркетинга лежит ориентация на интернационализацию рынков, на восприятие их не в качестве отдельных рыночных сегментов, а как единого целого, где потребители вовлечены в приобретение широко известных и зарекомендовавших себя товарных марок.
Таблица 1. Концепции развития маркетинга
Концепция | Время действия | Сущность концепции |
Производственная | 1900 – 1920-е гг. | Налаживание производства для увеличения объема выпуска продукции за счет повышения производительности труда и эффективности использования ресурсов. Ориентация на снижение производственных затрат. |
Товарная | 1920 – 1930-е гг. | Совершенствование товара с целью стимулирования его приобретения потребителем |
Сбытовая | 1930 – 1950-е гг. | Организация эффективной службы сбыта для увеличения объема продаж; акцент на нужды продавца |
Традиционного маркетинга | 1950 – 1960-е гг. | Ориентация на получение прибыли за счет удовлетворения потребностей рынка; акцент на нужды покупателя |
Социально-этического маркетинга | С 1960-х гг. по настоящее время | Ориентация на получение прибыли за счет удовлетворения потребностей рынка при условии сбережения ресурсов и охраны окружающей среды |
Тема 3. Принципы, функции и цели маркетинга
Принципы маркетинга обусловливают общую направленность целей предприятия в области маркетинга.
К основным принципам маркетинга относятся:
1. ориентация на потребителя;
2. комплексность;
3. гибкость и адаптивность;
4. обеспечение стратегии производства через воздействия рынка;
5. программно-целевой подход;
6. нацеленность сбытовой деятельности предприятия на достижение конечного практического результата.
Организация маркетинга на предприятии предполагает использование функций маркетинга при взаимодействии предприятия с рынком.
Основными функциями маркетинга являются:
- Аналитическая функция:
- исследование и анализ основных показателей рынка;
- прогнозы развития рынка;
- изучение потребителей;
- изучение деятельности потребителей и т.д.
2. Товарная функция:
- организация производства новых товаров;
- определение и разработка ассортиментной структуры производства;
- оценка конкурентоспособности товара и т.д.
3. Ценообразующая функция:
- выбор метода ценообразования;
- разработка предложений по скидкам и наценкам;
- установление оптимального уровня цен в рамках товарного ассортимента.
4. Сбытовая функция:
- выбор оптимальных каналов сбыта и товародвижения;
- организация сервиса и т.д.
5. Коммуникативная функция:
- проведение рекламных кампаний;
- разработка имиджа предприятия и т.д.
6. Функция управления и контроля:
- организация планирования на предприятии;
- организация контроля и правления маркетингом.
Совокупность функций маркетинга представляет собой процесс маркетинга, обеспечивающий условий для успешной работы предприятия на рынке.
Современный маркетинг ориентируется на справедливое замечание П. Драккера: «Маркетинг – это работа компании с точки зрения клиента».
Цели маркетинга должны быть:
- достижимыми;
- понятными;
- поддающимися ранжированию;
- согласованными с общими целями и задачами предприятия;
- контролируемыми;
- ориентированными на определенные сроки их достижения;
- предусматривающими средства морального и материального стимулирования их выполнения.
Основными целями маркетинга являются:
- определение потребностей рыночных слоев рынка;
- всестороннее изучение существующего на рынке предложения;
- определение путей воздействия на потребности рынка извне;
- определение наиболее удобных и выгодных каналов предложения товаров и услуг на рынке.
Тема 4. Нужда, потребность, спрос. Задачи маркетинга
Нужда – это ощущение человеком чего-либо. Нужду нельзя создать и ею нельзя управлять. На основе нужды формируется потребность.
Потребность – это специфическая форма нужды соответствующая культурному уровню и личности индивидуума. Потребности принимают форму объектов, способных удовлетворить нужду. Потребностями можно управлять, т.е. целенаправленно воздействовать на них.
Спрос – это потребность, подкрепленная платежеспособностью. Именно спрос лежит в основе методов маркетинга, представленных в табл. 2.
Таблица 2. Характеристика методов маркетинга
Вид спроса | Характеристика спроса | Метод маркетинга | Задачи маркетинга (необходимые для оптимизации спроса) |
Отрицательный (негативный) | Возникает, если основная масса покупателей не желает приобретать товар и даже готова нести определенные убытки лишь бы избежать его | Конверсионный |
|
Отсутствующий | Незаинтересованность в продукте, безразличие к нему | Стимулирующий | Разъяснение преимуществ использования товара |
Потенциальный (скрытый) | Существующие нужды не могут быть удовлетворены имеющимися на рынке товарами | Развивающий |
|
Падающий | Снижение интереса со стороны потребителя и сокращение объемов продаж | Ремаркетинг |
|
Нерегулярный | Временное колебание спроса | Синхромаркетинг |
|
Полноценный | Предложение удовлетворяет спрос, товарообмен стабильный | Поддерживающий |
|
Чрезмерный | Спрос превышает предложения | Демаркетинг |
|
Иррациональный | Потребление товаров, наносящих вред здоровью и окружающей среде | Противодействующий |
|
Тема 5. Рынок
Рынок - сфера обмена, где действует совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей.
Целевой рынок – сегмент рынка, которому компания стремится предложить товар или услугу.
Рыночная ниша – сегмент потребителей, которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения потребностей лучше всего.
Рыночное окно – незанятый конкурентами сегмент потребителей, потребности которых не удовлетворяются в должной степени существующими товарами и услугами.
Потенциальный рынок – совокупность покупателей, имеющих хотя бы одну составляющую спроса (потребность или платежеспособность).
Реальный рынок – совокупность покупателей, имеющих две составляющие спроса (потребность и платежеспособность).
Доля рынка – соотношение между объемами продаж продуктами данной компании и объемов продаж продуктов, производившихся в данной товарной категории всеми фирмами, действующими на данном рынке.
Емкость рынка – объем товара (в стоимостном выражении или в единицах), который может быть реализован на данном рынке.
Четкое, полное, своевременное изучение рынка обеспечивает:
- ясность целей предприятия;
- знание очевидных преимуществ и слабых сторон;
- выбор эффективных стратегий.
Рынок необходимо исследовать постоянно.
Тема 6. Конкуренция
Конкуренция – это соперничество между отдельными фирмами, заинтересованными в достижении одной и той же цели на каком-либо рынке.
Элементами рынка, которые влияют на состояние, характер, интенсивность и силу конкурентами на рынке, называются конкурентными силами рынка. Модель конкурентных сил представлена на рис. 1.
Рис. 1. Модель конкурентных сил М.Портера
Виды конкуренции:
- функциональная – имеет место в случае, когда одна и та же потребность может быть удовлетворена разными способами;
- видовая – вызвана тем обстоятельством, что существующие товары, удовлетворяют одну и ту же потребность, но отличаются по своим характеристикам;
- предметная – характеризуется тем, что разные фирмы выпускают одинаковые товары.
Для эффективной работы компании необходимо анализировать не только рынок, конкурентов, но и другие силы, влияющие на деятельность фирмы.
Тема 7. Маркетинговая среда
Маркетинговая среда – это совокупность активных субъектов и сил, влияющих на способности фирмы устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Элементы маркетинговой среды представлены на рис. 2.
Рис. 2. Факторы маркетинговой среды предприятия
Микросреда – это совокупность факторов тесно связанных с компанией, воздействующих на ее способность обслуживать клиентов.
Макросреда – это внешние факторы, оказывающие влияние не только на предприятие, но и на всю микросреду в целом.
Тема 8. Комплекс маркетинга
Комплекс маркетинга (marketing-mix) – совокупность маркетинговых инструментов, которые используются компанией для решения маркетинговых задач на целевом рынке.
Комплекс маркетинга состоит из следующих инструментов:
- PRODUCT – товарная политика;
- PRICE – ценовая политика;
- PLACE – сбытовая политика;
- PROMOTION – коммуникационная политика.
Модель 4 “Р” применяется в промышленном маркетинге или маркетинге материального производства. В сфере услуг, где имеют место взаимоотношения фирмы с потребителями, используется модель 5 “Р”, т.е. необходим такой элемент, как PEOPLE (персонал, оказывающий услугу).
Тема 9. Виды маркетинга
Внешний маркетинг – маркетинг, направленный на людей, не работающих в компании. Он связан с вопросами ценообразования, коммуникаций и каналами распространения.
Внутренний маркетинг – предполагает применение философии и методов традиционного маркетинга по отношению к персоналу фирмы. Он связан с мотивацией персонала на производство качественных товаров.
Двусторонний маркетинг – маркетинг сферы услуг, который предполагает, что воспринимаемое качество услуги в значительной степени зависит от покупателя и продавца. Он связан с контролем качества оказания услуги в процессе взаимодействия персонала и потребителя.
Рис. 3. Виды маркетинга
В материальном производстве необходимо использовать инструменты внутреннего и внешнего маркетинга, если же предприятие относится к сфере услуг, то необходимы инструменты всех трех видов маркетинга.
Прежде чем приступать к реализации стратегий маркетинга, необходимо проанализировать маркетинговую среду при помощи маркетингового исследования.
Тема 10. Маркетинговое исследование
❧ Понятие маркетинговой информации. Маркетинговая информационная система
Маркетинговая информация – это совокупность сообщений, знаний, сведений о состоянии маркетинговой деятельности и маркетинговой среды, окружающей предприятие.
Маркетинговая информация классифицируется по следующим признакам:
1. по соответствию целям исследования:
✈ первичная – это данные, которые были собраны специально для решения данной проблемы;
✈ вторичная – это данные, которые уже были зарегистрированы до начала работа над проблемой.
2. в зависимости от местонахождения источников информации:
✈ внутренняя – информация, находящаяся в пределах предприятия;
✈ внешняя – информация, находящаяся вне предприятия.
Для изучения ситуации на рынке необходима информация. Результатом трудоемкой работы по сбору, обработке и анализу является разработка маркетинговой информационной системы, которая на предприятии может быть представлена как:
- простая система учета данных;
- система маркетинговой отчетности.
Маркетинговая информационная система (МИС) – это система, включающая совокупность процедур и методов для регулярного сбора, анализа, интерпретации данных с разных источников.
Структура МИС представлена на рис. 4.
Рис. 4. Маркетинговая информационная система по Ф. Котлеру
МИС позволяет:
✈ снизить финансовый риск, предупредить кризисы в деятельности предприятия и выявить благоприятные возможности;
✈ получить конкурентные преимущества;
✈ оценить эффективность деятельности;
✈ подкрепить интуицию менеджеров в процессе принятия решений.
❧ Технология проведения маркетингового исследования
Маркетинговое исследование – это процесс сбора, обработки и анализа данных с целью уменьшения неопределенности в процессе принятия управленческих решений.
Направления маркетинговых исследований:
- макросреда;
- внешняя микросреда предприятия;
- исследование комплекса маркетинга предприятия;
- исследование рынка.
Маркетинговые исследования классифицируются по следующим признакам:
- по виду используемых источников информации:
✈ полевые (первичное);
✈ кабинетные (вторичное).
- по характеру получаемых результатов:
✈ количественные;
✈ кабинетные.
Маркетинговое исследование состоит из следующих этапов:
- определение проблемы;
- планирование маркетингового исследования;
- анализ вторичной информации;
- сбор первичной информации;
- анализ данных;
- интерпретация данных;
- разработка рекомендаций;
- составление отчета.
Маркетинговое исследование может быть проведено как сотрудниками специализированной компании, так и персоналом собственного отдела маркетинга предприятия. Характеристика способов организации маркетингового исследования представлена в табл. 4.
Таблица 4. Способы организации маркетингового исследования
Критерии оценки | Собственный исследовательский отдел | Специализированная исследовательская фирма |
Стоимость исследования | Дешевле | Дороже |
Опыт проведения исследования | Опыт ограничен, специалисты, как правило, широкого профиля | Имеет богатый опыт исследований, специалисты высокой квалификации |
Знание особенностей продукта | Обширные специальные знание, которые не всегда могут быть переданы консультанту | Ограничено общими представлениями |
Объективность | Отношение может быть предвзятым в собственной фирме, исследования зависят от руководства | Высокая объективность |
Техническое обеспечение | Имеется наиболее универсальное оборудование | Наличие специализированного оборудования для проведения более тщательного исследования |
Конфиденциальность | Выше | Высокая вероятность утечки информации |
Оптимальным является комбинированный подход, т.к. это позволяет минимизировать влияние недостатков данных способов.
Для сбора маркетинговой информации используют следующие методы:
- кабинетные методы – это методы сбора вторичной информации, содержащейся в источниках, подготовленных для других целей. К ним относятся: традиционный анализ документов, информативно-целевой и контент-анализ.
- полевые методы - это методы сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемые путем опроса, эксперимента, наблюдения в момент ее возникновения.
Тема 11. Сегментирование рынка. Позиционирование.
❧ Сегментирование рынка
Для правильного выбора стратегии предприятию необходимо провести сегментацию рынка и определить, какими особенностями характеризуется каждый сегмент.
Сегментирование рынка – это деление рынка на сегменты.
Объектами сегментации могут быть потребители, товары, компании.
Сегментирование – это процесс деления потребителей рынка на отдельные группы, каждая из которых предъявляет свой специфических спрос.
Целью сегментации потребителей является выделение сегментов для максимального удовлетворения потребностей в различных товарах.
Достоинства сегментации:
✈ позволяет в максимальной удовлетворить потребности потребителей в различных товарах и услугах;
✈ позволяет предприятию грамотно формировать комплекс маркетинга, направленный на потребителей;
✈ обеспечивает повышение конкурентоспособности как продукта, так и предприятия;
✈ обеспечивает обнаруживать рыночные окна и тем самым уйти от прямого конкурентного давления;
✈ дает возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных сегментах.
Недостатком сегментирования являются высокие затраты, связанные с дополнительными исследованиями рынка, с составлением маркетинговых программ, применением различных способов распределения.
Для оценки сегмента используют следующие критерии:
- количественные параметры сегмента;
- доступность сегмента для компании;
- возможность дальнейшего роста;
- прибыльность;
- конкуренция;
- опыт работы на данном сегменте.
Наиболее выгодный сегмент должен обладать:
✦ высоким уровнем текущего сбыта;
✦ высокими темпами роста;
✦ высокой нормой прибыли;
✦ слабой конкуренцией.
При сегментации потребителей могут быть использованы разные признаки (см. рис. 5).
Рис 5. Признаки сегментации потребителей
Предприятие может обслуживать один сегмент, несколько или не выделять сегменты и обслуживать рынок массово. Различат следующие стратегии охвата рынка:
- стратегия концентрированного маркетинга;
- стратегия дифференцированного маркетинга;
- стратегия массового маркетинга.
Характеристика стратегий представлена в табл. 5.
Таблица 5. Стратегии охвата рынка
Стратегия | Характеристика | Достоинства | Недостатки |
Концентрирован-ный маркетинг | Выделить сегменты и обслуживать один из них | Компания достигает в обслуживаемых ею сегментах более сильной рыночной позиции | Существует высокий риск сокращения сегмента |
Дифференциро-ванный маркетинг | Выделить сегменты и обслуживать несколько из них | Компания добивается увеличения общего объема продаж и усиления своей позиции на каждом рыночном сегменте; Более сильная позиция компании сразу в нескольких сегментах закрепляет в сознании потребителя стойкую ассоциацию между названием компании и товаром определенного вида | Большие затраты на производство, сбыт, маркетинг и т.д. |
Массовый маркетинг | Не выделять сегменты и обслуживать рынок целиком | Низкие затраты на производство, маркетинговые исследования и т.д. | Сильная конкуренция; Потребители ощущают неудовлетворенность |
❧ Позиционирование товаров на рынке
Наряду с сегментацией обязательным элементом изучения рынка являются позиционирование и дифференциация товаров.
Позиционирование – определение с позиций потребителя места товара на рынке в ряду других, аналогичных ему товаров.
Позиционирование выполняется после выбора фирмой сегмента рынка, когда она стремится занять в нем определенное место. Если сегмент является прочным, то в нем уже существует конкуренция и конкуренты внутри сегмента заняли свои «позиции». Определение позиций всех имеющихся конкурентов – первое, что должна определить фирма, решающая вопрос о собственном позиционировании.
Далеко не все отличительные черты продукта является важными или значимыми. Компания должна выбрать свою позицию (отличительные черты) исходя из следующих критериев:
- ценность отличия для большинства покупателей;
- уникальность отличия;
- сложность воспроизведения данного отличия конкурентами;
- способность покупателя оплатить данный атрибут продукта;
- рентабельность использования данного отличия для компании.
Для правильного выбора позиции необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- осуществить выбор параметров, по которым будет оцениваться продукт;
- определить позиционирование конкурентов;
- выбрать собственную позицию и идентифицировать необходимые и самые убедительные элементы в ее обосновании;
- оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции;
- убедиться в том, что торговая марка обладает достаточным потенциальном, чтобы занять нужную позицию в сознании покупателя;
- убедиться в согласованности выбранного позиционирования с другими маркетинговыми факторами.
Заключение
Приняв одно из решений о позиционировании, предприятие обязательно должно решить вопрос о дифференциации своего предложения за счет качественных особенностей товара и его цены. Необходимо разработать соответствующий комплекс маркетинга, включающий в себя:
- PRODUCT – товарная политика;
- PRICE – ценовая политика;
- PLACE – сбытовая политика;
- PROMOTION – коммуникационная политика.
Список используемой литературы
- Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н.
Маркетинг. – СПб.: Питер, 2007.
- Маркетинг: общий курс: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Изд-во Омега-Л, 2006.
- Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник / Александр Федорович Барышев. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Костромина Е.В. Управление экономикой авиакомпании / Е.В. Костромина; НОУ «Высш.Коммер.Шк. «Авиабизнес». – М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2007.
- Киселева М.А. Учебное пособие по маркетингу (конспект лекций). ФГО СПО «ИНЖЭКОН», 2007.
- Костромина Е.В. Авиатранспортный маркетинг / Е.В. Костромина; НОУ «Высш.Коммер.Шк. «Авиабизнес». – М.: НОУ ВКШ «Авиабизнес», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий конспект лекций по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочного отделения
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 1. Создание и юридическое оформление предприятия Предприятие представляет собой обособленный технико-экономический и социальный ко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-798991-1466494514.jpg)
Рациональная организация процессов товародвижения. Краткий конспект лекций
Рациональная организация процессов товародвижения. Краткий конспект лекций...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-279855-1376292517.jpg)
Краткий конспект лекций "Логические основы построения ПК"
Для студентов 1 курса по дисциплине Информатика...
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ (ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ) ПО ПРЕДМЕТУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ (ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ) ПО ПРЕДМЕТУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»...