РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 11 ОХРАНА ТРУДА
рабочая программа на тему
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 11 ОХРАНА ТРУДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Введено в действие приказом директора от «____» _____________ 20____ г. № ____________ | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ________________ Д.В. Колесник |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 11 ОХРАНА ТРУДА
2014 г.
СОГЛАСОВАНО на заседании методического совета Протокол № ______ от «____» _____________ 20____ г. | Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии химико-технологических дисциплин Протокол № ______ от «____» _____________ 20____ г. Председатель ПЦК ________________ Е.В.Гусакова |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии.
Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
Разработчики:
Михайличенко О.В. преподаватель 1 квалификационной категории
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Рабочая программа учебной дисциплины принадлежит к циклу профессиональных дисциплин ППССЗ базовой подготовки и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков, необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учётом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, технологий и социальной сферы в рамках, установленных Федеральным Государственным образовательным стандартом.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения;
использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты;
определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте;
применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях;
проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценку условий труда и травмобезопасности;
инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности;
соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
законодательство в области охраны труда; нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты;
правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии;
возможные опасные и вредные факторы и средства защиты;
действие токсичных веществ на организм человека;
категорирование производств по взрыво-пожароопасности;
меры предупреждения пожаров и взрывов; общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях;
основные причины возникновения пожаров и взрывов;
особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве;
порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты;
предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
Подготовка рефератов Создание презентаций Проработка тем и составление конспекта | 10 8 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 Охрана труда
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. | Основы трудового законодательства. | 14 | |||
Тема 1.1. Требования охраны труда. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Введение. Основные понятия. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда. Нормативные документы по охране труда и здоровья. Обязанности работника в области охраны труда. Обучение работников безопасным методам труда на производстве. | 1 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся составить конспект по теме: «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда». | 2 | ||||
Тема 1. 2. Обеспечение прав работников на охрану труда. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Право и гарантии работника, на труд отвечающие требованиям охраны труда. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. | 2 | |||
2 | Причины возникновения, расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия Пр.р. № 1 Расследование и учет несчастного случая на производстве. | 4 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся подготовить рефераты «Выдача молока и лечебно-профилактического питания, санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников». | 2 | ||||
Раздел 2. | Производственная безопасность. | 28 | |||
Тема 2. 1. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Производственный травматизм. Классификация опасных и вредных факторов и травм. Средства коллективной защиты от травм. | 2 | |||
2 | Профилактика профессиональных заболеваний. Первая помощь при несчастных случаях. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия Пр. р. № 2 Первая помощь при несчастных случаях. Пр. р. № 3 Методы анализа травматизма и профессиональных заболеваний на предприятии. | 6 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся подготовить рефераты «Принципы прогнозирования событий при техногенных чрезвычайных ситуациях». «Принципы развития и оценки последствий при стихийных бедствиях». | 4 | ||||
Тема 2. 2. Требования безопасности к производственному оборудованию и к производственным процессам. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Основные принципы обеспечения безопасности труда: совершенствование технологических процессов, модернизация оборудования, устранение и ограничение источников опасности. Меры безопасности при работе на участке мокрого помола. Средства и методы повышенной безопасности технологического процесса при измельчении материалов. | 2 | |||
2 | Правила безопасной работы на участке эмальпокрытия. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия Пр. р. № 4 Оценка состояния техники безопасности на производственном объекте. | 4 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся составить конспект по теме: «Основные принципы обеспечения безопасности труда». Создание презентации «Меры безопасности при работе с химическими веществами». | 6 | ||||
Раздел 3. | Производственная санитария и гигиена. | 20 | |||
Тема 3.1. Производственная санитария и гигиена. | Содержание учебного материала | 6 | |||
1 | Основы гигиены, профсанитарии. Гигиеническая оценка условий труда. Правила личной гигиены и производственной санитарии. Микроклимат на рабочих местах и меры его обеспечения. Освещение производственных помещений. | 2 | |||
2 | Вредные вещества и меры защиты. Предельно допустимые концентрации. | ||||
3 | Электробезопасность. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия Пр. р. № 5 Оценка состояния производственной санитарии и гигиены на рабочем месте. | 2 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся составить конспект по теме: «Мероприятия по оздоровлению условий труда», «Защита от шума и вибрации». Создание презентации «Вредные вещества и меры защиты». | 6 | ||||
Тема 3.2. Средства индивидуальной защиты. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Классификация средств индивидуальной защиты. Спецодежда. Спецобувь. Средства индивидуальной защиты рук и органов дыхания. Средства индивидуальной защиты от поражения электрическим током. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия Пр. р. № 6 Использование средств индивидуальной и групповой защиты. | 2 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат «Классификация средств индивидуальной защиты». | 2 | ||||
Раздел 4. | Пожаро - и взрывобезопасность. | 10 | |||
Тема 4.1. Пожарная безопасность технологических процессов. | Содержание учебного материала | 5 | |||
1 | Нормативные документы пожарной безопасности. Причины пожаров и взрывов. Опасные факторы пожара и взрыва. Система предотвращения пожаров и взрывов. | 2 | |||
2 | Требования пожарной безопасности при ведении технологических процессов обжига эмалевых шликеров. | ||||
3 | Пожарная безопасность и связь. Способы и средства тушения пожаров. Первичные средства пожаротушения. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия Пр. р. № 7 Использование первичных средств пожаротушения. | 2 | ||||
Контрольные работы « Производственная безопасность и производственная санитария». | 1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить рефераты «Автоматические установки пожаротушения». | 2 | ||||
Тематика курсовой работы (проекта) | |||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) | |||||
Всего: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническоме обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Охрана труда»;
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;
Технические средства обучения: Демонстрационный (мультимедийный) комплекс;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность. Учебник. М., Проспект,2009.
- Бадагуев Б.Т. Документация по охране труда в организации. М., Альфа-пресс, 2010.
- Общие вопросы охраны труда. Сост.Е.Г.Панов, Ю.М.Григорьев. Дубна, Феникс+,2009.
- Попов Ю.П. Охрана труда. Учебное пособие. М.,КНОРУС, 2009.
- Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2007.
- Сост. В.П.Филатов. Мы изучаем охрану труда. Учебное пособие. -
Архангельск. Изд-во Поморского гос. ун-та, 2002.
- Щуко Л.П. Справочник по охране труда в Российской Федерации. СПб, Питер, 2010.
- Конституция РФ принятая в 1993 г..
- Трудовой Кодекс РФ (ТК) РФ , принятый в в 2003 г.
- Федеральный закон (ФЗ -181) РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», принятый в 1999 г.с поправками 2002 и 2005 г
- Федеральный закон « О безопасности опасных производственных объектов» 1997 г. (с поправками 2000,2003,2004,2005 2006 г.).
Дополнительные источники:
- Фомин А. Д. Руководство по охране труда. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 232 с.
- Российская энциклопедия по охране труда. В 2 т. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 784 с.
- Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.
- Петров С. В., Бубнов В. Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практ. пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 96 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольной работы, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций и рефератов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Уметь вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения. Знать законодательство в области охраны труда. | Правильное обоснование и заполнение документации установленного образца по охране труда. Обоснование законов в области охраны труда. |
Уметь использовать экобиозащитную и противопожарную технику, средства коллективной и индивидуальной защиты. Знать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты. Знать порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты. | Соответствие выбранной экобиозащитной и противопожарной техники, а также средств коллективной и индивидуальной защиты. Обосновывать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, личной и производственной санитарии и противопожарной защиты. Обосновывать порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты. |
Уметь определять и проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности. Уметь оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте. Знать особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве. | Правильно определять и анализировать опасные и вредные факторы в сфере профессиональной деятельности, оценивать состояние техники безопасности на производственном объекте. Обосновывать особенности обеспечения безопасных условий труда на производстве. |
Уметь применять безопасные приемы труда на территории организации и в производственных помещениях. Знать общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях. | Обосновать выбор применяемых приемов труда на территории организации и в производственных помещениях. Анализировать общие требования безопасности на территории организации и производственных помещениях. |
Уметь проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т. ч. оценку условий труда и травмобезопасности. Уметь инструктировать подчиненных работников (персонал) по вопросам техники безопасности. Знать нормативные документы по охране труда и здоровья, основы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности. | Оценка условий труда и травмобезопасности, учитывая нормативные документы по охране труда и здоровья. Анализ проведения инструктажа по вопросам техники безопасности. Обосновывать нормативы профгигиены, профсанитарии и пожаробезопасности. |
Уметь соблюдать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Знать правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии. | Анализировать правила безопасности труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. Обосновывать правовые и организационные основы охраны труда в организации, систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду, профилактические мероприятия по технике безопасности и производственной санитарии. |
Знать действие токсичных веществ на организм человека. Знать предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты. | Правильно определять действие токсичных веществ на организм человека учитывая предельно допустимые концентрации вредных веществ и индивидуальные средства защиты. |
Знать категорирование производств по взрыво- пожароопасности. Знать меры предупреждения пожаров и взрывов. Знать основные причины возникновения пожаров и взрывов. | Правильно оценивать производства по взрыво- пожароопасности. Принятие правильных мер предупреждения пожаров и взрывов. Оценка основных причин возникновения пожаров и взрывов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Освобождение человека от действия электрического тока» учебная дисциплина «Охрана труда»
Методическая разработка урока теоретического обучения по разделу «Основы электробезопасности» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии 13046.01 «Обогат...
Программа учебной дисциплины Охрана труда
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессииОКПР 19756 Электрогазосварщик.Организация - разработчик: СП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Охрана труда специальность 190631 « Техническое обслуживание и ремонт атомобильного транспорта».
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по подготовке специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Тех...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОХРАНА ТРУДА и ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ для специальности 13450 маляр среднего профессионального образования
Учебная дисциплина Охрана труда и окружающей среды - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединены тематика безопасного взаимодействия человека с производственной средой, во...
Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Охрана труда»
Аннотация на рабочие программы учебной дисциплины «Охрана труда» для специальностей: 230113 - Компьютерные системы и комплексы, 140448 - Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электр...
Учебно методический комплекс по учебной дисциплине "Охрана труда"
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (междисциплинарного курса) в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и сост...
Учебное пособие по учебной дисциплине "Охрана труда" 2022 г.
В учебном пособии, размещены контрольные вопросы по изучаемым темам учебной дисциплины...