Наш селькуп
план-конспект занятия
«ВЫ НА КАРТУ ПОСМОТРИТЕ И ЯМАЛ НА НЕЙ НАЙДИТЕ, ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ НАШ ДОМ МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ» И.Истомин
Цель : расширить представления ребят о нашем крае, научить, с уважением относиться к природе края, познакомить с писателями Ямала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_selkup.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотечное мероприятие «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ.»
/для учащихся 5-7 кл/
Смирнова Валентина Николаевна, библиотекарь Толькинской школы- интернат Красноселькупский район
Цель : расширить представления ребят о нашем крае, научить, с уважением относиться к природе края, познакомить с писателями Ямала.
Цитата «ВЫ НА КАРТУ ПОСМОТРИТЕ И ЯМАЛ НА НЕЙ НАЙДИТЕ, ПОТОМУ ЧТО ЗДЕСЬ НАШ ДОМ МЫ НА СЕВЕРЕ ЖИВЕМ» И.Истомин
Выставка книг «Мой край- Ямал»
Ход урока:
1.Ямал ( перевод с ненецкого) – Край Земли. Половина площади ЯНАО расположена севернее Полярного круга. Северная граница омывается Карским морем. А площадь округа такая большая, что если взять вместе Германию, Австрию, Бельгию, Данию, Швейцарию и Ирландию, то все эти государства поместятся на территории ЯНАО.
На территории ЯНАО имеется три географические зоны: тундра, лесотундра и тайга. Все три зоны характеризуются суровым климатом, сильной заболоченностью, вечной мерзлотой.
ЯНАО образован в 1930 году 10 декабря. В настоящее время в состав округа входит 7 административных районов: Шурышкарский, Красноселькупский, Приуральский, Ямальский, Тазовский, Пуровский,Надымский.
В ЯНАО добывается 90 % российского газа и более 10 % нефти, что обеспечивает выход Ямала на международный уровень в хозяйственных и др. связях. (Приложение-презентация «Богатство Ямала», презентация подготовлена учениками под руководством Гельмутдиновой Р.Г.)
2. Издавна население округа составляют люди разных национальностей. Коренными являются: ненцы, ханты, манси, селькупы и коми-зыряне.
Если взять список народов России, то селькупы явно займут одно из последних мест, их уже меньше двух тысяч. А в начале века их было куда больше. Вымерли? Да, нет. Просто многие утратили родной язык, позабыли устои и обычаи предков. Они обрусели.
Исторически судьба поселила селькупов в одно из самых глухих мест - междуречье Оби и Енисея. Так случилось, что маленький народ административно оказался поделенным на три неравные части – в пределах Томской и Тюменской обл., Красноярского края. В Томской обл. на селькупов не обращали внимания, были представлены сами себе, они почли за благо перенять образ жизни русских. Еще после революции мужчины и женщины считали себя селькупами, а сегодня редко найдешь человека, который бы помнил язык предков. В таком же положении оказалась и небольшая группа красноярских селькупов. И только в Тюменской области с этим народом обращались подобающим почтением. В ЯНАО существует НАЦИОНАЛЬНЫЙ КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ район.
( Дети читают стих-ие «Страна Селькупия»)
Указом Верховного Совета РФ 6 августа 1944 года территория Красноселькупского района была выделена из состава Туруханского района Красноярского края. А 10 августа 1944 года территория Красноселькупского района стала частью ЯНАО, с центром в селе Красноселькуп. Местными жителями нашего района являются селькупы. Селькупы - это лесные таежные люди. Трудно назвать жизнь таежных охотников, рыбаков и оленеводов преуспевающей. Однако национальное самосознание не разрушено.
3.Селькупы – народ сказителей. ( Читаем селькупскую сказку или дети готовят пересказ « Медведь – костяная лапа») К медведю у селькупов особое отношение. Он очень редко был промысловым животным. Селькупы боготворили медведя. Считалось, что медведь раньше был человеком и понимает человеческий язык. Мальчик и мужчина для медведя является старшим братом, женщина – старшей сестрой. Он без причины не трогает человека. Медведя если и убивали, то крайнем случае: если медведь представлял угрозу для жизни человека., защищаясь при нападении, когда медведь повадится ходить вокруг человеческого жилья- разоряя лабаз с припасами продуктов, вещами, рвал , портил рыболовные снасти, вытаскивал рыбу. Перед тем как убить медведя, человек сначала пытается вступить в контакт, он просит медведя оставить его в покое, стыдит его. Если все уговоры не помогают, человек-хозяин обращается к старшим взрослым мужчинам за советом «Что делать? На совете хозяин с достоинством спокойно рассказывает с какого времени данный медведь его беспокоит, что сделал чтоб отвадить «дедушку». Если совет решит, что сделано достаточно, но ничего не помогло, приходят к выводу – медведь не просто тут появился. Это не просто медведь, а в обличии медведя пришла душа предка или родственника в гости…(Обряды при убиении медведя)Селькупы верили, что медведь имеет божественную силу. Он почитается как дух – покровитель, помощник шамана.
По фольклору можно судить о воображении народа. Сказки, мифы, легенды этого народа отражают поэтический взгляд на мир, представления о добре и зле.
Древние селькупы, стараясь понять происхождение Земли, создавали различные мифологические образы.
И конечно самое основное в устном народном творчестве – преклонение перед природой. В фольклоре северных народов множество мифов, сказок, легенд о животных, присутствует элемент одушевления явлений природы. Природа и человек на равных. Отсюда у нас складывается мнение о характере этого народа, о его своеобразии.
Ведь когда – то у селькупов был свой отличительный знак, своего рода селькупский герб – лук и стрела – символ единства мировосприятия, быта, культуры, фольклор был связующим звеном. Помнить об этом надо сегодня, возрождая духовные традиции народа. К этому призывают и писатели Ямала, которые пишут стихи, прозу, рассказы об истории своего народа, об обычаях и традициях, также они пишут и о природе северного края, о его богатствах.
(Дети читают стих-ие Л.Савичевой «Наш селькуп – изумительный край»)
5.Дети готовят доклады о жизни и творчестве писателей Ямала.(Приложение- презентация «Мой край- Ямал»)