проектно-исследовательская деятельность
проект
исследовательская деятельность на уроках ОБЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.pptx | 839.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектно-исследовательская деятельность на уроках ОБЖ Общеизвестно, что обучающиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности обучающихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности студентов.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ “Об образовании”, законодательно утвердившем цели образования как “ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации”. Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации студентов к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование студентов к познанию мира, себя в этом мире.
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается авторами проекта в ходе решения поставленной проблемы. Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения студентами учебного материала в процессе выполнения проектов. Обучающиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате студенты учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
Типы учебных проектов по ОБЖ Выделим возможные типы учебных проектов По доминирующей деятельности : информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области : монопредметные , межпредметные и надпредметные . По продолжительности : от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более. По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные.
Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. П ри планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться обучающиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники обучающимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты — от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в группе или выступления перед аудиторией.
Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все обучающиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности, информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.
Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются конкурсной внеурочной работой. Специфика предметного содержания ОБЖ позволяет организовать исследовательские проекты на местности.
Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку лекарственных растений для кабинета ОБЖ). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект «Временные жилища» может носить исследовательский характер, а может — практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме, буклет, памятку, макет.
К практико-ориентированным проектам по ОБЖ можно отнести: • проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры); • проекты освоения территорий; • проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.; • проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды.
Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Основные требования к использованию метода проекта: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого преподаватель должен: владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу обучающихся; уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения; направлять обучающихся на поиск решения поставленной проблемы; уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов. При использовании проектной технологии каждый студент: учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (преподавателя и студента) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи. Требования к исследованию: Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит: Этапы и конкретные сроки их реализации; Четкие задачи; Конкретные результаты; Планы и графики выполнения исследования
Модель работы над исследовательским проектом Этапы работы над проектом Содержание деятельности Мотивационный (целеполагание) Выбор проекта совместно с учителем и обучающимися ; формирование рабочих групп, определение целей и задач по группам. Планирование деятельности Определение хода работы над проектом, составление плана действий. Исследовательский Выдвижение предположений (гипотез). Сбор информации из разных источников, её анализ и сопоставление с гипотезой. Выбор и систематизация необходимых материалов для проведения экспериментальной части. Подготовка и проведение эксперимента. Сопоставление результатов эксперимента с гипотезой. Представление результатов деятельности Реализация и защита проекта, составление презентаций, устных докладов, выполнение макетов, схем, таблиц, защита проекта в форме вечера, конференции, открытого урока и т.д. Рефлексивно - оценочный Анализ и оценка результатов.
Ход исследования можно представить в виде цепочки: Обоснование темы; Постановка целей и задач Определение объекта и предмета исследования Разработка гипотезы исследования Непосредственно исследования Результаты Оценка полученных результатов и выводы.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к обучающимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой. Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были: -простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст обучающихся; -разнообразными по содержанию; -интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности; -разными по форме проведения, привлекательными для обучающихся; -исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности студентов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно – исследовательская деятельность как средство организации подготовки к сдаче ЕГЭ
Одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит, и возможность каждого выпускника ...
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения
В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии
Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалис...
Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"
Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...
Проектно-исследовательская деятельность при изучении физики в медицинском колледже.
метод проектов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.
Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учиты...
Организация проектно – исследовательской деятельности на уроке
Презентация "Организация проектно – исследовательской деятельности на уроке"ХиХимия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетв...