МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка по теме
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sampo_bzh_m_re_raketov.docx | 111.27 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
(Чебоксарский электромеханический колледж Минобразования Чувашии)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов, обучающихся по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка)
и
11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) базовая подготовка
Чебоксары 2016 г.
РЕКОМЕНДОВАНО Методическим советом БОУ Чувашской Республики СПО «ЧЭМК» Миноборазования Чувашии Протокол №____ от "___"__________2016 г. Председатель Методического совета _____________ О.Б. Кузнецова
| Разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка) и на основании Положения об организации самостоятельной работы в колледже и методических рекомендаций об организации самостоятельной работы в условиях реализации ФГОС, утвержденных Методическим советом БОУ Чувашской Республики СПО "ЧЭМК" Миноборазования Чувашии, Протокол № 1 от 24.09.2012 г. |
ОДОБРЕНО
на заседании ЦК СД М
Протокол №____ от "___" __________2016 г.
Председатель ЦК СД М ____________ Г.И. Иванова
РАССМОТРЕНО
на заседании ЦК ОПД
Протокол №____ от "___" __________2016 г.
Председатель ЦК ____________
Автор: В.А. Ракетов, преподаватель-организатор ОБЖ "___" ____________2016 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Пояснительная записка
3.Самостоятельная работа №1. Изготовить ватно-марлевую повязку (ВМП).
4.Самостоятельная работа №2.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших стратегических задач современной профессионального образования является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке обучающихся делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания. Самостоятельная работа обучающихся – это один из наиболее значимых фактов в формировании профессиональных умений и навыков, личности будущего специалиста. Продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы обучающихся, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, позволяют им осознанно и активно усваивать знания и позволяют творчески применять их в новых условиях.
В рамках выполнения самостоятельной работы обучающихся должен владеть способами предметной деятельности: уметь понимать предложенные преподавателем цели, формулировать их самому; моделировать собственную деятельность и программировать ее; уметь оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий; корректировать деятельность, иметь личностную готовность к саморегуляции (высокий уровень самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, самостоятельность, организованность, целенаправленность личности, сформированность волевых качеств).
Формы самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины или профессионального модуля, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы обучающихся определяют преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей, междисциплинарных курсов.
Результатом самостоятельной работы обучающихся колледжа является подготовка обучающимися образовательных продуктов нескольких уровней сложности:
первый уровень – составление на основе изученной информации разных видов схем, таблиц, рассказов, тезисов, конспектов, резюме, аннотаций, заданий для закрепления правил, вопросов к диалогу, докладов, рецензий на статьи и работы, сочинений, примеров аналогий (из учебных дисциплин / из жизненного опыта), планов (изучения темы, проверки гипотезы, планов выполнения самостоятельной работы и др.), программ, задач, алгоритмов решения задач, памяток, сформулированных идей и версий, схем связи изученных на занятиях понятий с изученными ранее по дисциплинам, профессиональным модулям, диаграмм, графиков, "перевода" с языка одной дисциплины, междисциплинарного курса (МДК) на язык другой дисциплины, МДК, шкалы для описания объектов и явлений, заключений о причинно-следственных связях и т.д.;
второй уровень – преобразование, интерпретация информации и ее представление в форме конспекта занятия, сценария мероприятия, киносценария, модели (игровой, объектной, математической), модели решения педагогической ситуации, способа объяснения учебной или профессиональной задачи, критериев и/или способов оценки образовательного результата, вопросов к проблемно-поисковой беседе, интервью, глоссария по теме, карты путешествия по теме, инструкции к работе на основе правил, способа аргументации, условия задачи, переформулированного закона, правила и т.д.);
третий уровень – созданные на основе творческого преобразования информации и решения учебно-профессиональных задач (проект, рисунок, видеофильм, символ темы, понятия и др., презентация, рекламные материалы и т.д.);
четвертый уровень – самостоятельно сформулированные обучающимися образовательные продукты, отражающие точку зрения на определенный вопрос, проблему (гипотеза и способ ее проверки, план действий, аксиома, закон, совет /вредный совет, определение, поговорка, пословица, поучение, взгляд на объект (события) со стороны разных людей (исторических деятелей, специалистов…), принцип построения структуры (текста, педагогического объекта, государства…), принцип функционирования объекта, цель занятия (темы) с учетом его личной значимости, сформулированные вопросы и др.).
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
- для овладения способами поиска, обработки, интерпретации текстовой и электронной информации (учебник, первоисточник, дополнительная литература, электронные материалы на носителях, в Интернет): составление плана; графическое изображение структуры текста средствами схем, таблиц, диаграмм и т.д.; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной технологии и Интернета и др.;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;
- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу: решение вариативных задач и упражнений; выполнение конспектов, схем, таблиц; решение ситуационных педагогических (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и дипломных работ; опытно-экспериментальная работа; упражнения спортивно-оздоровительного характера; рефлексивный анализ профессиональных умений, в т.ч. с использованием аудио- и видеотехники и др.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям: 15.02.08 Технология машиностроения (базовая подготовка) и 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по отраслям) базовая подготовка.
Цель методических указаний: оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Настоящие методические указания содержат задания, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование следующих компетенций:
Специальность 15.02.08 Технология машиностроения | Специальность 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники |
по профессии 16045 Оператор станков с программным управлением | по профессии 14618 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов |
1 | 2 |
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей. | ПК 1.1 Использовать технологии, техническое оснащение и оборудование для сборки, монтажа и демонтажа устройств, блоков и приборов различных видов радиоэлектронной техники. |
ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования. | ПК 1.2 Эксплуатировать приборы различных видов радиоэлектронной техники для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ. |
ПК 1.3 Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции. | ПК 1.3 Применять контрольно-измерительные приборы для проведения сборочных, монтажных и демонтажных работ различных видов радиоэлектронной техники. |
ПК 1.4 Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. | |
ПК 1.5 Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей. | |
ПК 2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения. | ПК 2.1 Настраивать и регулировать параметры устройств, блоков и приборов радиоэлектронной техники. |
ПК 2.2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения. | ПК 2.2 Анализировать электрические схемы изделий радиоэлектронной техники. |
ПК 2.3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения. | ПК 2.3 Анализировать причины брака и проводить мероприятия по их устранению. |
ПК 2.4 Выбирать измерительные приборы и оборудование для проведения испытаний узлов и блоков радиоэлектронных изделий и измерять их параметры и характеристики. | |
ПК 2.5 Использовать методики проведения испытаний различных видов радиоэлектронной техники. | |
ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей. | ПК 3.1 Проводить обслуживание аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники. |
ПК 3.2 Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. | ПК 3.2 Использовать алгоритмы диагностирования аналоговых и цифровых устройств и блоков радиоэлектронной техники. |
ПК 3.3 Производить ремонт радиоэлектронного оборудования. |
В результате выполнения самостоятельных работ по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны:
знать |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; |
основы военной службы и обороны государства; |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; |
способы защиты населения от оружия массового поражения; |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; |
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; |
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; |
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
уметь |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; |
применять первичные средства пожаротушения; |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; |
оказывать первую помощь пострадавшим; |
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
- уровень освоения учебного материала;
- уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения материала;
- оформление материала в соответствии с требованиями стандарта предприятия;
- уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.
По каждому виду самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, основной теоретический материал, алгоритм выполнения типовых задач, порядок выполнения работы, формы контроля, требования к выполнению и оформлению заданий. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.
Перечень видов самостоятельной работы представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень видов самостоятельной работы
Номер и наименование темы | Наименование (содержание) самостоятельной работы | Кол-во час | Коды формируемых компетенций | Форма контроля | Сроки (№ недели) |
Тема 1.2. Организация гражданской обороны. | 1.Изготовить ватно-марлевую повязку. 2. Изучить нормативные документы. Выполнить задание по учебнику. | 6 | сравнение с эталоном сообщение | ||
Тема 1.7. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке. | 3.Подготовка презентации на тему: «Действия при угрозе совершения и совершённом теракте» и защита. | 10 | сообщение (презентация или реферат) | ||
Тема 2.2. Уставы Вооружённых Сил России. | 4.Подготовить сообщение на вопросы по учебнику. Изучить текст Военной присяги, знать наизусть. | 10 | сообщение сравнение с эталоном | ||
Тема 2.3. Строевая подготовка. | 5.Тренировка в движении строевым шагом. | 2 | демонстрация движений строевым шагом | ||
Тема 2.5. Медико-санитарная подготовка. | 6.Выполнить задание по учебнику. | 6 | сообщение |
Самостоятельная работа №1
Наименование: Изготовить ватно-марлевую повязку (ВМП).
Цель работы: научиться изготовлять и использовать подручные СИЗОД
Коды формируемых компетенций: ОК 1 - 9, ПК 1.1 - 3.2
Исходные требования
Вата, марля (100х50 см.), ножницы, игла, нитки.
Самостоятельная работа № 2,3,4,6
Наименование: Подготовка устного сообщения
Цель: углубить и закрепить знание теоретического курса
Коды формируемых компетенций:
Исходные требования
Выбор темы сообщения определяется обучающимся самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем устных сообщений» и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется. Обучающиеся вправе самостоятельно выбрать любую тему выступления, выходящую за рамки Перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес для слушателей, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения.
Перечень тем устных выступлений (докладов):
1.
Методические рекомендации по подготовке сообщения
Регламент устного публичного выступления – не более 10 минут.
Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.
Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям, которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности, т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности, т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.
Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией).
Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата (например, «Технология изготовления…», «Модель развития…», «Система управления…», «Методика выявления…» и пр.). Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.
Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10 - 15% общего времени), основной части (60 -70%) и заключения (20 - 25%).
Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
- фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
- суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
- мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Самая частая ошибка в начале речи – либо извиняться, либо заявлять о своей неопытности. Результатом вступления должны быть заинтересованность слушателей, внимание и расположенность к презентатору и будущей теме.
К аргументации в пользу стержневой идеи проекта можно привлекать фото-, видео- фрагменты, аудиозаписи, фактологический материал. Цифровые данные для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как обилие цифр скорее утомляет слушателей, нежели вызывает интерес.
План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.
В научном выступлении принято такое употребление форм слов: чаще используются глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм 3-го лица глагола, форм несовершенного вида, используются неопределенно-личные предложения. Перед тем как использовать в своей презентации корпоративный и специализированный жаргон или термины, вы должны быть уверены, что аудитория поймет, о чем вы говорите.
Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.
Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).
В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения («закон края»), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, «чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего» (А.Ф. Кони).
В ключевых высказываниях следует использовать фразы, программирующие заинтересованность. Вот некоторые обороты, способствующие повышению интереса:
- «Это Вам позволит…»
- «Благодаря этому вы получите…»
- «Это позволит избежать…»
- «Это повышает Ваши…»
- «Это дает Вам дополнительно…»
- «Это делает вас…»
- «За счет этого вы можете…»
После подготовки текста / плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
- Вызывает ли мое выступление интерес?
- Достаточно ли я знаю по данному вопросу, и имеется ли у меня достаточно данных?
- Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
- Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
При подготовке к выступлению необходимо выбрать способ выступления: устное изложение с опорой на конспект (опорой могут также служить заранее подготовленные слайды) или чтение подготовленного текста. Отметим, однако, что чтение заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.
Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика у слушателей, какой бы интересной и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление может затронуть аудиторию, если оратор говорит об актуальной проблеме, если аудитория чувствует компетентность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.
Кроме того, установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую более тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.
Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания в письменной. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).
Особое место в презентации проекта занимает обращение к аудитории. Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные приемы. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.
Во время выступления важно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.
После выступления нужно быть готовым к ответам на возникшие у аудитории вопросы.
Критерии оценки за устное выступление:
оценку «отлично» получают работы, в которых делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме;
оценка «хорошо» ставится тогда, когда в работе, выполненной на достаточном теоретическом уровне, полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени самостоятельности;
оценку «удовлетворительно» имеют работы, в которых правильно освещены основные вопросы темы, но не проявилось умение логически стройного их изложения, самостоятельного анализа источников, содержатся отдельные ошибочные положения;
оценку «неудовлетворительно» обучающихся получает в случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы.
Самостоятельная работа №3
Наименование: Выполнение презентации или реферата
Цель реферата: 1) углубить и закрепить знание теоретического курса;
2) привить обучающимся навыки самостоятельного исследования вопросов в сфере безопасности жизнедеятельности;
3) обретение студентом навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой, обобщение информации из используемых источников и последующего письменного оформления текста.
Коды формируемых компетенций:
Исходные требования
Выбор темы реферата определяется обучающимися самостоятельно в соответствии с «Перечнем тем рефератов» (Приложение) и утверждается преподавателем учебной дисциплины. Перечень тем рефератов периодически обновляется и дополняется. Студенты вправе самостоятельно выбрать любую тему реферата, выходящую за рамки Перечня, которая, на их взгляд, представляет интерес для исследования, при условии ее предварительного согласования с преподавателем и последующего утверждения.
Перечень тем рефератов:
1. Современные глобальные проблемы человечества.
2. Охрана окружающей среды в России. Современные проблемы и пути их решения.
3. Оценка экологической ситуации Чувашской Республики. Предложите пути сохранения и восстановления окружающей среды на примере Чувашской Республики.
План выполнения проекта
1. Выберите тему проекта из предложенных или сформулируйте её сами. Обсудите тему с преподавателем.
2. Решите, будете ли вы работать самостоятельно или в группе с однокурсниками.
3. Решите, в какой форме будет представлен проект: на электронном носителе (с использованием программ Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Internet Explorer и др.), в виде постера, модели, в форме проведения конференции, командных соревнований.
4. Обсудите тему с преподавателем или преподавателями разных дисциплин, которые могли бы оказать содействие (консультации и помощь) в выполнении проекта (или взрослыми — родителями).
5. Продумайте этапы и сроки выполнения проекта.
6. Если проект выполняется группой учащихся, то распределите обязанности.
7. Обдумайте, какой материал и информация будут нужны для выполнения проекта.
Структура реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице 1
Таблица 1 Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата | Количество страниц |
Титульный лист | 1 |
Содержание (с указанием страниц) | 1 |
Введение | 2 |
Основная часть | 15-20 |
Заключение | 1-2 |
Список использованных источников | 1-2 |
Приложения | Без ограничений |
Методические рекомендации по выполнению реферата
В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники. Любые цитаты, статистика и другие данные должны быть снабжены сноской с указанием номера и страницы источника, название которого находится в библиографии.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел обучающийся в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется обучающимся самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Требования к оформлению реферата
1. При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
- на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
- размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
- междустрочный интервал - одинарный
- поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого - 1 см, верхнего – 2 см, нижнего-2 см.
- отформатировано по ширине листа
- на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
- в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
- нумерация страниц текста -
2. Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
1) законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
2) специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
3) статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
3. Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
4. По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
5. Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами. Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами. На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Форма контроля: защита реферата
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя обучающийся обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки. После утверждения темы реферата преподавателем обучающиеся приступают к работе над рефератом, подготовка которого должна быть завершена до начала зачетной недели с учетом возможной доработки замечаний преподавателя.
До выхода на защиту на титульном листе реферата должно стоять резюме преподавателя «К защите допущен», его подпись и дата.
Рефераты, темы которых не менее, чем за одну неделю до защиты не утверждены преподавателем, к защите не допускаются. В этом случае преподаватель может выдать тему реферата по своему усмотрению.
Защита реферата заключается в кратком изложении проделанной работы и ответах на вопросы преподавателя по указанной теме.
Реферат оценивается по системе:
оценка «отлично» выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами;
оценка «хорошо» выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении;
оценка «удовлетворительно» выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы;
оценка «неудовлетворительно» выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
ОИ - Основные источники учебной литературы:
- Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – ФОРУМ, 2013 г.– 464 с.
- Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник - АКАДЕМИЯ, 2012г. - 320 с.
- Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: уч.пособие - АКАДЕМИЯ, 2013г. - 144 с.
ДИ - Дополнительные источники:
- Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учебник — АКАДЕМИЯ, 2001г. - 240 с.
- Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник - АКАДЕМИЯ, 2009г. - 176 с.
- www.mchs.gov.ru – cайт МЧС РФ.
- www.mvd.ru – сайт МВД РФ
- www.mil.ru – сайт Минобороны РФ
- www.fsb.ru – сайт ФСБ РФ
Наименование: Подготовка презентации
Цель: углубить и закрепить знание теоретического курса
Коды формируемых компетенций:
Исходные требования
Перечень наименований презентаций:
1.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- объем текста на слайде – не больше 7 строк;
- маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
- отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
- значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
- выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
- использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации).
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MS Excel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MS Office. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MS Word или табличного процессора MS Excel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
- удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
- к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.
Критерии оценки презентации представлены в таблице 1
Таблица 1 - Критерии оценки презентации
Критерии оценки | Содержание оценки |
1. Содержательный критерий | правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет |
2. Логический критерий | стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность |
3. Речевой критерий | использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр. |
4. Психологический критерий | взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания |
5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации | соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации |
Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется, если …;
оценка «хорошо» выставляется, если …;
оценка «удовлетворительно» выставляется, если …;
оценка « неудовлетворительно» выставляется, если …
Учебно-методическое и информационное обеспечение
ОИ - Основные источники учебной литературы:
- Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – ФОРУМ, 2013 г.– 464 с.;
- Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник - АКАДЕМИЯ, 2012г. - 320 с.;
- Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: уч.пособие - АКАДЕМИЯ, 2013г. - 144 с.
ДИ - Дополнительные источники:
- Смирнов А.Т. Основы военной службы: Учебник — АКАДЕМИЯ, 2001г. - 240 с.;
- Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник - АКАДЕМИЯ, 2009г. - 176 с.;
- www.mchs.gov.ru – cайт МЧС РФ;
- www.mvd.ru – сайт МВД РФ;
- www.mil.ru – сайт Минобороны РФ;
- www.fsb.ru – сайт ФСБ РФ.
Самостоятельная работа №5
Ситуационная задача. Через пять месяцев службы рядовой П. был назначен командиром расчёта. По штату этой должности соответствует воинское звание «сержант». Через какой срок командование имеет право присвоить ему это воинское звание?
Вопросы
Назовите составы военнослужащих, существующие в современной Российской армии.
Назовите войсковые и корабельные воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин
Вооружённых Сил Российской Федерации, младших и старших офицеров.
Когда и каким документом был введён ныне действующий тест военной присяги?
Перескажите смысл текста ныне действующей военной присяги. Сделайте вывод.
Назовите виды и отдельные рода войск, которые входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Охарактеризуйте каждый из них.
Перечислите войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Охарактеризуйте их.
Назначение и боевые свойства автомата Калашникова
Отработать порядок выполнения норматива №1 «Одевание противогаза»
Оценка-время | Последовательность выполнения норматива | Ошибки снижающие оценку на один балл |
Отлично – 7 с Хорошо – 9с Удовлетворительно – 10с | По – команде: «Газы» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине "Экономика организации"
Данное пособие содержит методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Экономика организации» и предназначена для студентов по профессии 230103.04 Наладчик аппаратн...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/
заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (методические указания к курсовой и к контрольной работе)
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы закрепить и проверить знания, полученные студентами в процессе изучения учебного материала, а также выявить умение применять на практике методы анализа конкре...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по ПМ. 02 Производство рекламной продукции МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по МДК 02.01 Выполнение рекламных проектов в материале разработаны для студентов 2-4 курсов по специальности 42.02.01 Реклама и пре...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПМ.05 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФССИЯМ РАБОЧИХ «МАНИКЮРША». «ПЕДИКЮРША» МДК 05.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАНИКЮРА»
методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплинеПМ.05 «Выполнение работ по профссиям рабочих «Маникюрша». «Педикюрша»МдК 05.01 «Технологи...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса
Методические рекомендации для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...