Методическое пособие "Чрезвычайные ситуации мирного времени"
план-конспект занятия

Методическое пособие для проведения урока по теме "Чрезвычайные ситуации мирного времени" по учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

Тема: «Чрезвычайные ситуации мирного времени»

 Разработал: преподаватель Пинчук Ю. В.

Рассмотрено на заседании методической комиссии

Протокол №ХХХ   от «ХХ» __________2024г.

Председатель методической комиссии __________

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………3

2. Урок по теме: «Чрезвычайные ситуации мирного времени»

2. 1. План урока "Чрезвычайные ситуации природного происхождения" ..........4

2. 2. Ход урока………………………………………………….............................5-7

Введение

   Тема «Чрезвычайные ситуации мирного времени» является одной
из основных при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»,
так как решает одну из важнейших задач – изучение чрезвычайных ситуаций мирного времени, воспитание чувства патриотизма, готовности трудиться
на благо своей страны в сложнейших условиях международной обстановки.

   Данная тема изучается обучающимися по профессии электромонтёр в объеме
  7 часов. Вторым уроком данной темы является урок №6 «Чрезвычайные ситуации природного происхождения».

   В ходе изучения темы обучающийся должен изучить вопросы, относящиеся
к ЧС природного происхождения и способы действий населения в случае
ЧС мирного времени.

   Изучение данной темы основывается на знаниях, полученных обучающимися по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

   Для открытого урока выбрана форма комбинированного урока,
так как он позволяет использовать разнообразные методы работы
с обучающимися и способствует закреплению пройденного материала
и изучению на его базе нового, а также использование в обучении системы Шаталова, позволяющей проводить обучение слабо успевающих обучающихся на более высоком уровне.

2.1. План проведения занятия по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

Тема урока: «Чрезвычайные ситуации природного происхождения»

Цели урока:

Образовательная:

1. Изучить чрезвычайные ситуации природного происхождения.

2. Изучить правила поведения при ЧС мирного времени.

Развивающая:

1. Развитие кругозора обучающихся.

2. Развитие умения применения знаний в повседневной жизни.

Воспитательная:

1. Формирование чувства патриотизма, ответственности за соблюдение российских законов.

Тип урока: комбинированный (урок закрепления изученного и ознакомления
с  новым материалом).

Вид урока:

1. Словесные: объяснение, беседа.

2. Наглядные: Изучение содержания вопросов урока по раздаточным материалам.

Межпредметные связи:

1. Основы права.

Средства обучения:

а) материально- техническое оснащение: плакаты по БЖД;

аптечка индивидуальная;

б) раздаточные материалы: «ЧС мирного времени»;

в) учебная литература:

- Ю.Г. Сапронов. Учебник «Безопасность     жизнедеятельности»;

- Э.А. Арустамов. Учебник «Безопасность жизнедеятельности».

Ход урока:

Элементы   структуры урока. Дидактические задачи

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

КМО

I. Организационная часть (3 минуты)

1. Подготовка обучающихся
к работе на уроке

(3 минуты)

- Приветствие;
- выявление отсутствующих  обучающихся;
- проверка готовности группы к уроку

Отвечают
на приветствие. Старший группы докладывает
о наличии обучающихся
и готовности
к уроку

II. Вводная часть(7 минут)

2. Целевая установка на урок   и мотивация обучающихся

(2 минут)

- Сообщение темы и порядка проведения урока:

Тема сегодняшнего урока: «ЧС мирного времени».

Рассмотрим вопросы:

1. ЧС природного происхожде -ния

2. Действия населения при ЧС.

Место урока в курсе изучения «Безопасность жизнедеятельности»: урок входит в один из  разделов по  теме «Чрезвычайные ситуации мирного времени»

-Определение важности материала урока для овладения предметом в целом.  Материал урока актуален тем, что современный человек должен быть готовым к действиям в случае ЧС природного происхождения. Он должен знать ЧС природного происхождения, способы укрытия в случае ЧС мирного времени

Слушают название темы. Записывают тему занятия, уясняют учебные задачи

Провести  запись темы
на доске.

3. Актуализация опорных знаний.

Подготовка к основному этапу урока (5 минут)

1. Повторение материала, ранее изученного на предыдущем занятии.

Вопросы для повторения:

1) Понятие «Чрезвычайная ситуация»

2)  "Общая классификация ЧС".

Повторение методом устного опроса, индивидуально. Помощь обучающимся, при затруднениях, исправление неточностей в ответах, дополнение неполных ответов

Отвечают на вопросы, уточняют свои ответы при помощи преподавателя

Конспекты, учебники.

III. Основная часть(32  минут)

4. Изучение нового материала (27 минут)

2. Изучение материала по учебным вопросам проводить с использованием материального обеспечения и раздаточного материала.

1). ЧС природного происхождения:

-пожары;

-землетрясение;

-оползни;

-наводнения;

-цунами;

-эпидемии.

2). Действия населения.

-при пожаре;

-наводнении;

-землетрясении;

-сходе лавин;

-выбросе АХОВ.

Использование защитных свойств местности и местных предметов.

Слушают преподавателя, фиксируют указанный материал в тетрадях

Слушают преподавателя, фиксируют указанный материал в тетрадях

Раздаточный материал, содержащий «ЧС природного происхождения»

Показ учебного видео

5. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения

(5 минут)

 3. Закрепление изученного материала.

        Метод закрепления –опрос по методике Шаталова.

Отвечают на поставленные вопросы

Раздаточный материал.

IV. Заключительная часть(3 минуты)

6. Подведение итогов урока

(3 минуты)

Вывод о достижении целей и выполнении задач урока, выделение положительных и отрицательных моментов урока, обучающихся показавших высокую активность.

Постановка задачи на выполнение домашнего задания. Ответы на возникшие вопросы

Слушают преподавателя, уясняют домашнее задание

Раздаточный материал для самостоятель- ной работы

Список литературы

Основная литература

Федеральные законы

  1. «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ.
  2. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
  3. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ.
  4. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
  5. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. №151-ФЗ.
  6. «Об обороне» от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ.
  7. «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ.
  8. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997г. №117-ФЗ.

Постановления правительства

  1. «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» от 24 июля 1995 г. №738.
  2. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 5 ноября 1995 г. № 1113.
  3. «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 3 августа 1996 г. № 924.

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования/Ю.Г. Сапронов. -5-е изд., стер. -М.: Издательский центр « Академия»,  2017.-336 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Э.А. Арустамов Москва. Издательский центр «Академия» 2010.

3. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие/ Гринин А.С., Новиков В.Н.- М.: Фаир - Пресс, 2002. - 336 с.

4. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 336 с.

Приложения:

Приложение 1. ЧС природного происхождения.

Преподаватель: _____________Ю.В. Пинчук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»

В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания  студентов ГБПОУ  КК «БАК» с использованием...

Открытое занятие по направлению «Патриотическое воспитание». «Память о войне – залог мирного будущего»

Звучат фанфары. На экране заставка с темой занятия.За кадром ведущий читает стихотворение: Еще тогда нас не было на свете,Когда с Победой вы домой пришли.Солдаты Мая, слава вам навекиОт всей земл...

"Чрезвычайные ситуации военного времени"

Характеристика ядерного оружия и действия населения при ядерном взрыве....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №1 по дисциплине БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема: Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях. Отработка эвакуационных мероприятий при чрезвычайных ситуациях.

Цель занятия - достижение общих компетенций:ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК...

Методическая разработка "События смутного времени"

Методическая разработка включает в себя материал викторины (вопросы викторины), лекционный материал предшествующий викторине и и наглядный материал....

Методическая разработка "События смутного времени"

Методическая разработка включает в себя материал викторины (вопросы викторины), лекционный материал предшествующий викторине и и наглядный материал....

«Мы рождены, чтоб жить под мирным небом»

Познакомить со значением слов Мир, война, познакомить с символом мира;причины возникновения войн, пути разрешения конфликтов;воспитывать патриотизм, ответственное отношение к сохранению мира на Земле...