Авиаконструктор Петляков
классный час по теме
Если вы окажитесь в Москве и время не будет вас торопить, пройдитесь по аллеям Новодевичьего кладбища. На могильных плитах вы прочтете фамилии людей, без которых нельзя представить историю нашей страны. Есть среди них и фамилии авиаконструкторов: Поликарпов, Ильюшин, Туполев. Разработанные под их руководством военные самолеты знакомы каждому, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Но вы не встретите здесь имени Владимира Михайловича Петлякова – создателя знаменитого пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Он похоронен на старом городском кладбище провинциального Сергача. Так распорядилась судьба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АПК имени Пландина | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АВИАКОНСТРУКТОР ПЕТЛЯКОВ
Устимов Сергей
студент 4 курса АПК
отделения «Авиационные приборы и комплексы»
Если вы окажитесь в Москве и время не будет вас торопить, пройдитесь по аллеям Новодевичьего кладбища. На могильных плитах вы прочтете фамилии людей, без которых нельзя представить историю нашей страны. Есть среди них и фамилии авиаконструкторов: Поликарпов, Ильюшин, Туполев. Разработанные под их руководством военные самолеты знакомы каждому, кто интересуется историей Великой Отечественной войны. Но вы не встретите здесь имени Владимира Михайловича Петлякова – создателя знаменитого пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. Он похоронен на старом городском кладбище провинциального Сергача. Так распорядилась судьба.
Свою конструкторскую деятельность В.М. Петляков начинал в КБ Туполева. Он участвовал в создании самолетов серии ТБ, АНТ-20 («Максим Горький»), АНТ-25. В августе 1938 г. последовал арест и направление в Спецтехотдел. Именно там его группа разработала самолет «индекс-100», на базе которого и был создан пикирующий бомбардировщик ПЕ-2.
«Пешка» - так прозвали советские солдаты изящную, обтекаемую машину конструктора Петлякова – прошла всю войну от первого до последнего дня. Выпущенная в количестве 11,5 тыс., она стала основным советским фронтовым бомбардировщиком и широко применялась для ударов по войскам противника на поле боя, по его ближним тылам, узлам сопротивления, командным пунктам и прочим малоразмерным и точечным целям. Однако создавать столь нужный войскам пикирующий бомбардировщик пришлось буквально на ходу.
Война застала советскую авиационную промышленность в самый разгар перестройки. С первых же дней войны стало понятно, что нашей авиации не хватает скоростного самолета, с мощным вооружением и метким бомбометанием с пикирования для эффективной поддержки пехотных подразделений. Бомбометание с пикирования в боевой обстановке впервые было опробовано немцами во время гражданской войны в Испании. И оказалось, что при пикировании под углом 60 - 65 градусов цель поражается в 2 - 2,5 раза точнее, чем при бомбардировке с горизонтального полета.
Первые образцы своей машины Петляков создал в 1940 году. Цельнометаллический двухмоторный моноплан стал первым в стране почти полностью электрифицированным самолетом: управление рулями, шасси производилось с помощью электродвигателей. Бомбовая нагрузка – 600 кг: четыре 100-кг бомбы на внутренней подвеске внутри фюзеляжа и две – в мотогондолах. Экипаж был защищен бортовыми броневыми листами и бронесидениями. К началу войны количество ПЕ-2 было ничтожно мало, и осенью 1941 г. авиаконструктор получил приказ в срочном порядке освоить серийное производство самолета.
ОКБ Петлякова разместилось в Казани, куда срочно был эвакуирован 22-й авиазавод, выпускавший ПЕ-2 в Москве. Петляков в те дни не выходил с завода. Очень часто ему приходилось консультировать летчиков, прилетавших за новыми машинами, выслушивать их претензии и предложения, лично устранять обнаруженные недостатки и дефекты. Одновременно он создает на базе ПЕ-2 истребитель дальнего действия ПЕ-3, который поступил в части, оборонявшие столицу.
10 января 1942 г. Владимиру Михайловичу передали распоряжение срочно явиться в Москву. Существует версия, что он был встревожен слухами о возможном снятии своего самолета с производства и заменой его на выпуск самолета А.С. Яковлева, от того нервничал и торопился. Директор завода не разрешил воспользоваться пассажирским «Дугласом», так как тот должен был лететь в Сталинград. Но Петлякову сообщают о двух ПЕ-2, которые должны вылететь на подмосковный аэродром Монино и он принимает решение воспользоваться случаем.
Вылет был назначен на 12 января. Машину с заводским номером № 14-11 должны были вести старший лейтенант Ф.А. Овечкин, штурман М. Гундоров и стрелок-радист В. Скребнев. Экипаж был опытным, не раз выполнявшим боевые задания. Именно с ними и решил лететь Петляков.
Утром самолет готовили к полету. Считая, что его перегоняют на гражданский аэродром в Казани, что был рядом, осмотр практически не производили. Мотор не запускали и не опробовали в работе. По правилам разрешение на вылет командир экипажа получал при наличии информационного бланка с прогнозом. Но в этот день к синоптикам за информацией о погоде никто не обращался.
На все предложения остаться и лететь завтра с заводскими перегонщиками Петляков отвечал отказом. Отказался он и от парашюта, мотивируя тем, что «на моей машине он мне не нужен».
Авиаконструктор летел со стрелком в задней кабине без летного костюма и парашюта, которым он все равно не смог бы воспользоваться на небольшой высоте, а выбраться из заваленной грузами кабины было почти невозможно.
С заводского аэродрома самолет взлетел в 13 ч. 40 мин. Примерно через полчаса полета борт № 14-11, следовавший в паре с еще одной «пешкой», находился в районе станции Камкино Казанской железной дороги. Неожиданно машина, в которой летел Петляков, стала отклоняться от маршрута влево и с большим углом снижения пошла на посадку. Вблизи деревни Мамешево Сергачского района она, охваченная пламенем, ударилась о землю, последовал взрыв. На месте катастрофы были обнаружены обгоревшие тела трех членов экипажа и еще одного человека. Это был знаменитый авиаконструктор Владимир Михайлович Петляков.
Созданная комиссия установила, что причиной катастрофы явился пожар: загорелась внутренняя поверхность правого крыла из-за подтекания бензина. После завершения расследования на заводе не последовало арестов. Ограничились административными мерами.
Вскоре грозные события 1942 года заслонили собой трагедию в небе над небольшим провинциальным городком. Последним приютом одного из значимых конструкторов отечественной авиации стало старое кладбище Сергача. У самого входа вы увидите обелиск «Павшим героям», а рядом с ним неприметную с виду могильную плиту на которой написано: «Петляков Владимир Михайлович. Авиаконструктор. Лауреат Государственной премии, погибший при испытании бомбардировщика ПЕ-3 в нашем районе в январе 1942 года. 1891 – 1942». Обстоятельства могут вмешаться в судьбу человека, но хочется верить, что они не властны над нашей памятью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "АВИАКОНСТРУКТОР ТУПОЛЕВ А.Н."
Презентация "АВИАКОНСТРУКТОР ТУПОЛЕВ А.Н."...