ЧТЕНИЕ: СКУЧНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА
методическая разработка
Эта статья предназначена для преподавателей СПО, пытающихся пробудить интерес к чтению у своих студентов. В ней я обобщила свои наработки в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 23.81 КБ |
statya_2.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ: СКУЧНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА
Долгие годы работая в образовательной системе СПО, сделала для себя неутешительный вывод: современные дети в большинстве своем не читают произведения художественной литературы. А это напрямую связано свыполнением первоочередных задач обраэования. Самая главная, первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой, - всестороннее развитие и воспитание личности. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения. Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что серьёзно тормозит процесс. Однако инновационные технологии в образовании могут стать одной из главных движущих сил государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности выделяются:
− создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;
− развитие современных механизмов и технологий общего образования;
− реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;
− создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;
− формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Так что же такое «инновационная деятельность»? В современном понимании инновация - это проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент. Синонимом инновации является понятие «новшество». Инновации — часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. А в педагогике новшества не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. Относительно учебного процесса, инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения. Достижение такого обновления невозможно без педагога, способного и желающего внедрять инновации в свою ежедневную деятельность. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимают важное место в деятельности таких педагогов.
С чего начинается инновационная деятельность педагога? Первой ступенькой к инновационной деятельности является педагогическое мастерство. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний педагогов, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Поэтому мы проходим курсы и переподготовку. Овладев педагогическим мастерством, педагог готов подняться на следующую ступень – педагогическое творчество.
Цель инновационной педагогической деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение в автора инновационных методик обучения, развития и воспитания. И вот здесь начинается самое сложное.
В наше время в обществе происходит много перемен, и современному ученику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно – ориентированный подход к ним.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление обучающимся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». И каждому преподавателю, думаю, хочется добиться этого.
Предваряя разговор о собственных наработках, хочу отметить, что работаю в системе профессионального образования более двадцати лет. За это время сумела разглядеть особенности образовательного процесса. К нам очень часто приходят совершенно не мотивированные ребята, которых послали сюда учиться, по их собственному признанию, родители. Другая, малочисленная группа, - это ребята, сделавшие выбор профессии вполне осознанно. Приходится строить образовательный процесс, учитывая такие индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Работая в системе СПО долгое время, убедилась в том, что преподаваемые и любимые мной русский язык и литература не входят в число приоритетных при изучении предметов. Причин тому много, нет нужды перечислять их все. И все же несколько соображений высказать нужно.
Почему изучение литературы и русского языка для многих наших студентов стало тяжелой и нудной обязанностью? В последние годы сложилась драматическая ситуация не только с детским, но и с юношеским чтением. Это, в свою очередь, ведет ко многим проблемам, в том числе и связанным с национальной идентификацией. Дети не знают истории, традиций Российского государства, не приобщаются к сокровищнице отечественной и мировой культуры. И это прямо указывает на то, что проблемы чтения, проблемы литературного развития являются важнейшими государственными задачами.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития, т.к. учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!»
Исходя из этого посыла, задумалась над тем, как работать над повышением интереса к чтению у студентов СПО. Понимая, что, по мудрому высказыванию А.С. Макаренко, «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги», решила заинтересовывать ребят своим примером. Так начался обмен книгами с ребятами, так называемый бук-кроссинг. В учебном кабинете выделено место, где учащиеся и преподаватель могут оставить свои книги и взять чужие для чтения.
В соответствии с ФГОС СОО необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.
Так появился проект «Наши студенты о литературе». Ребята получили задание средствами современных мультимедийных технологий рассказать о понравившихся произведениях литературы. Итогом такой работы стали несколько бук-трейлеров, среди которых самые удачные о романах Маркуса Зусака «Книжный вор» и Ричарда Матесона «Куда приводят мечты». Кроме того, студенты сняли видеоролик, в котором читали отрывки из понравившихся произведений.
Для приобщения обучающихся к поэзии решила вернуться к такой, несколько подзабытой сейчас, форме работы, как «Поэтическая пятиминутка». Ребятам заранее объявляется, что в один из дней недели они могут прочитать наизусть поэтическое произведение, но при этом оговаривается соответствие стихотворения возрасту и обстановке. Тон такой работе каждый раз задает преподаватель, который сам читает любимые стихотворения, а затем – студенты.
В своей практике не забываю и о методе приучения к чтению «от обратного». Проводя конкурсы творческих работ, предлагаю студентам почитать то или иное произведение, которое будет полезно им в плане развития собственной творческой мысли.
Современная культура находит свое выражениеи в таком популярном среди молодежи музыкальном жанре, как рэп. Его представители обращают внимание слушателей на проблемы социальной среды. В связи с этим очень интересной видится сейчас такая форма приобщения учащихся к литературе, к чтению, как проведение Литературного рэп-баттла. Для организации Литературного рэп-баттла заранее отбираются ребята, увлеченные этим видом современного искусства, им предлагается рассказать о каком-нибудь произведении литературы, используя поэтические формы, применяемые в рэпе. В результате ребята захотели рассказать о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Получилось занятно, но не очень наглядно и, самое главное, довольно далеко от классического произведения. Этот вид работы показал ребятам, что нет нужды осовременивать классику, необходимо научиться (и научить) воспринимать её в первозданном виде и в то же время видеть в ней актуальность и современность общечеловеческой и национальной проблематики. Ведь классика потому и классика, что всегда современна и востребована.
Помимо урочных форм работы над созданием условий, приобщающих учащихся к чтению, видятся вполне оправданными внеурочные формы. Хочется рассказать об использовании в своей педагогической деятельности парадигмы «от фильма – к книге». Каждый год в Гатчине проходит очередной кинофестиваль «Литература и кино». Стараюсь по максимуму использовать его возможности. Так, после просмотра фильма «Русские деньги» многие ребята захотели перечитать пьесу А.Н. Островского «Волки и овцы», а фильм «Гадкие лебеди» вызвал интерес к творчеству братьев Стругацких и т.д. Кроме того, встречи с известными актерами, писателями, режиссерами в рамках кинофестиваля тоже вносят свою лепту в дело приобщения ребят к чтению, творчеству. Но, к величайшему сожалению, в последние годы кинофестиваль дает все меньше возможности использовать его как популяризатора литературы в студенческой среде.
В ходе проведения предметных недель наблюдала неизменно высокий интерес обучающихся к встречам с поэтами Сиверского братства - так называется творческое объединение местных поэтов. Во время разговора с поэтессой Л. Щербаковой ребята долго и серьезно задавали вопросы, касающиеся творчества, просили почитать стихи. Сборник стихов Щербаковой я положила на полку бук-кроссинга, и многие из ребят брали почитать книгу стихов.
В системе образования вообще, и профессионального в частности, идет активное освоение информационных технологий и активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах. Новые информационные технологии — это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность учащимся по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для нас, преподавателей, — это расширение возможности применения на уроке наглядности. Новые информационные технологии ведут педагогику к эпохе единого мирового образовательного пространства и единого глобального образовательного сообщества. Возможность использовать презентации к урокам, подготавливать разного рода материал, пользоваться электронными уроками и справочным материалом очень облегчает задачу преподавателя.
В своей работе стараюсь привлекать ребят к созданию компьютерных презентаций. Так, накапливая дидактический материал к методической теме «Использование ЛСМ (логико-смыслового моделирования) на уроках русского языка, литературы и культуры речи» предлагала студентам принять участие в разработке ЛСМ и представлении их в виде компьютерных презентаций.
Все указанные формы работают на дело повышения интереса к чтению, литературе и позволяют студентам расти в нравственном и интеллектуальном плане.
«Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда,» - эти слова В.А. Сухомлинского говорят о главной цели обучения осмысленному чтению, воспитания серьёзного, вдумчивого читателя. В своей повседневной практике преподавателя-словесника в учебном заведении СПО стараюсь добиваться этого.
В заключение хочется отметить, что целью инновационной деятельности каждого педагога является качественное изменение личности выпускника: профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы. Но это станет возможным только при мастерском использовании преподавателями тех или иных инновационных методов.
Использованная литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
3.Федеральные государственные образовательные стандарты.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг.
5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года.
Предварительный просмотр:
ЧТЕНИЕ: СКУЧНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ДУХОВНОГО РОСТА
Долгие годы работая в образовательной системе СПО, сделала для себя неутешительный вывод: современные дети в большинстве своем не читают произведения художественной литературы. А это напрямую связано свыполнением первоочередных задач обраэования. Самая главная, первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой, - всестороннее развитие и воспитание личности. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения. Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что серьёзно тормозит процесс. Однако инновационные технологии в образовании могут стать одной из главных движущих сил государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ описываются условия, необходимые для обеспечения защиты конституционного права граждан РФ на образование, для экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг. ориентирована на «создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». В качестве приоритетных направлений инновационной деятельности выделяются:
− создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;
− развитие современных механизмов и технологий общего образования;
− реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;
− создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;
− формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Так что же такое «инновационная деятельность»? В современном понимании инновация - это проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент. Синонимом инновации является понятие «новшество». Инновации — часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. А в педагогике новшества не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. Относительно учебного процесса, инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения. Достижение такого обновления невозможно без педагога, способного и желающего внедрять инновации в свою ежедневную деятельность. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимают важное место в деятельности таких педагогов.
С чего начинается инновационная деятельность педагога? Первой ступенькой к инновационной деятельности является педагогическое мастерство. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний педагогов, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Поэтому мы проходим курсы и переподготовку. Овладев педагогическим мастерством, педагог готов подняться на следующую ступень – педагогическое творчество.
Цель инновационной педагогической деятельности – развитие педагога как творческой личности, переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, превращение в автора инновационных методик обучения, развития и воспитания. И вот здесь начинается самое сложное.
В наше время в обществе происходит много перемен, и современному ученику необходимо шагать в ногу с этими переменами. Традиционный педагог (монополист в передаче необходимых знаний) уходит со сцены. На смену ему приходит педагог-исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, педагог с инновационным стилем мышления, способный к творческой и профессиональной деятельности, к самоопределению и саморазвитию. Такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаёт условия для духовного развития детей, осуществляет личностно – ориентированный подход к ним.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление обучающимся определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». И каждому преподавателю, думаю, хочется добиться этого.
Предваряя разговор о собственных наработках, хочу отметить, что работаю в системе профессионального образования более двадцати лет. За это время сумела разглядеть особенности образовательного процесса. К нам очень часто приходят совершенно не мотивированные ребята, которых послали сюда учиться, по их собственному признанию, родители. Другая, малочисленная группа, - это ребята, сделавшие выбор профессии вполне осознанно. Приходится строить образовательный процесс, учитывая такие индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Работая в системе СПО долгое время, убедилась в том, что преподаваемые и любимые мной русский язык и литература не входят в число приоритетных при изучении предметов. Причин тому много, нет нужды перечислять их все. И все же несколько соображений высказать нужно.
Почему изучение литературы и русского языка для многих наших студентов стало тяжелой и нудной обязанностью? В последние годы сложилась драматическая ситуация не только с детским, но и с юношеским чтением. Это, в свою очередь, ведет ко многим проблемам, в том числе и связанным с национальной идентификацией. Дети не знают истории, традиций Российского государства, не приобщаются к сокровищнице отечественной и мировой культуры. И это прямо указывает на то, что проблемы чтения, проблемы литературного развития являются важнейшими государственными задачами.
В.А. Сухомлинский отмечал: «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития, т.к. учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни!»
Исходя из этого посыла, задумалась над тем, как работать над повышением интереса к чтению у студентов СПО. Понимая, что, по мудрому высказыванию А.С. Макаренко, «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги», решила заинтересовывать ребят своим примером. Так начался обмен книгами с ребятами, так называемый бук-кроссинг. В учебном кабинете выделено место, где учащиеся и преподаватель могут оставить свои книги и взять чужие для чтения.
В соответствии с ФГОС СОО необходимо выстраивать систему проектного обучения, как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных, жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.
Так появился проект «Наши студенты о литературе». Ребята получили задание средствами современных мультимедийных технологий рассказать о понравившихся произведениях литературы. Итогом такой работы стали несколько бук-трейлеров, среди которых самые удачные о романах Маркуса Зусака «Книжный вор» и Ричарда Матесона «Куда приводят мечты». Кроме того, студенты сняли видеоролик, в котором читали отрывки из понравившихся произведений.
Для приобщения обучающихся к поэзии решила вернуться к такой, несколько подзабытой сейчас, форме работы, как «Поэтическая пятиминутка». Ребятам заранее объявляется, что в один из дней недели они могут прочитать наизусть поэтическое произведение, но при этом оговаривается соответствие стихотворения возрасту и обстановке. Тон такой работе каждый раз задает преподаватель, который сам читает любимые стихотворения, а затем – студенты.
В своей практике не забываю и о методе приучения к чтению «от обратного». Проводя конкурсы творческих работ, предлагаю студентам почитать то или иное произведение, которое будет полезно им в плане развития собственной творческой мысли.
Современная культура находит свое выражениеи в таком популярном среди молодежи музыкальном жанре, как рэп. Его представители обращают внимание слушателей на проблемы социальной среды. В связи с этим очень интересной видится сейчас такая форма приобщения учащихся к литературе, к чтению, как проведение Литературного рэп-баттла. Для организации Литературного рэп-баттла заранее отбираются ребята, увлеченные этим видом современного искусства, им предлагается рассказать о каком-нибудь произведении литературы, используя поэтические формы, применяемые в рэпе. В результате ребята захотели рассказать о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Получилось занятно, но не очень наглядно и, самое главное, довольно далеко от классического произведения. Этот вид работы показал ребятам, что нет нужды осовременивать классику, необходимо научиться (и научить) воспринимать её в первозданном виде и в то же время видеть в ней актуальность и современность общечеловеческой и национальной проблематики. Ведь классика потому и классика, что всегда современна и востребована.
Помимо урочных форм работы над созданием условий, приобщающих учащихся к чтению, видятся вполне оправданными внеурочные формы. Хочется рассказать об использовании в своей педагогической деятельности парадигмы «от фильма – к книге». Каждый год в Гатчине проходит очередной кинофестиваль «Литература и кино». Стараюсь по максимуму использовать его возможности. Так, после просмотра фильма «Русские деньги» многие ребята захотели перечитать пьесу А.Н. Островского «Волки и овцы», а фильм «Гадкие лебеди» вызвал интерес к творчеству братьев Стругацких и т.д. Кроме того, встречи с известными актерами, писателями, режиссерами в рамках кинофестиваля тоже вносят свою лепту в дело приобщения ребят к чтению, творчеству. Но, к величайшему сожалению, в последние годы кинофестиваль дает все меньше возможности использовать его как популяризатора литературы в студенческой среде.
В ходе проведения предметных недель наблюдала неизменно высокий интерес обучающихся к встречам с поэтами Сиверского братства - так называется творческое объединение местных поэтов. Во время разговора с поэтессой Л. Щербаковой ребята долго и серьезно задавали вопросы, касающиеся творчества, просили почитать стихи. Сборник стихов Щербаковой я положила на полку бук-кроссинга, и многие из ребят брали почитать книгу стихов.
В системе образования вообще, и профессионального в частности, идет активное освоение информационных технологий и активные попытки применить их в учебном и образовательном процессах. Новые информационные технологии — это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность учащимся по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для нас, преподавателей, — это расширение возможности применения на уроке наглядности. Новые информационные технологии ведут педагогику к эпохе единого мирового образовательного пространства и единого глобального образовательного сообщества. Возможность использовать презентации к урокам, подготавливать разного рода материал, пользоваться электронными уроками и справочным материалом очень облегчает задачу преподавателя.
В своей работе стараюсь привлекать ребят к созданию компьютерных презентаций. Так, накапливая дидактический материал к методической теме «Использование ЛСМ (логико-смыслового моделирования) на уроках русского языка, литературы и культуры речи» предлагала студентам принять участие в разработке ЛСМ и представлении их в виде компьютерных презентаций.
Все указанные формы работают на дело повышения интереса к чтению, литературе и позволяют студентам расти в нравственном и интеллектуальном плане.
«Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда,» - эти слова В.А. Сухомлинского говорят о главной цели обучения осмысленному чтению, воспитания серьёзного, вдумчивого читателя. В своей повседневной практике преподавателя-словесника в учебном заведении СПО стараюсь добиваться этого.
В заключение хочется отметить, что целью инновационной деятельности каждого педагога является качественное изменение личности выпускника: профессиональная подготовка, повышение его культурного уровня, умение правильно вести себя в обществе, уметь видеть ситуацию, решать самостоятельно проблемы. Но это станет возможным только при мастерском использовании преподавателями тех или иных инновационных методов.
Использованная литература:
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утверждённая Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
3.Федеральные государственные образовательные стандарты.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 гг.
5. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
В этой статье я поделилась своим опытом организации совместной работы семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к литературе, к книге....
Педагогическое исследование: «Духовно – нравственное и физическое воспитание человека - это возможность познать себя и помочь Отечеству»
Уважаемый читатель, эта работа рекомендована всем, тем, кто хочет жить полноценной жизнью, радоваться жизни, а это значит думать о завтрашнем дне. Потому, что победив лень сегодня, станешь...
Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ
Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...
Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов
Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов...
Региональная практика организации и проведения профессиональных конкурсов и мероприятий в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста
Региональная практика организации и проведения профессиональных конкурсов и мероприятий в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального и карьерного роста...
Программа Межрегиональной научно-практической конференции «Крещенские чтения» на тему «Культурное и духовное наследие человечества». г. Елецк. 19 января 2024 г.
программа. Максюткин Павел Новый год и традиции. Руководитель канд. истор. н. Завьялова Светлана Владимировна...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературного чтения-формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащихся»
Одним из преимуществ использования новых технологий в процессе обучения является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и...