РП ОП 02 08.02.06
рабочая программа

Харькова Виктория Петровна

РП ОП 02 08.02.06

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_op_02_08.02.06.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

основной профессиональной образовательной программы-

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности

08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

КУРСК

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

         на заседании ЦК __________

Протокол №___

         от «____»__________201_ г.      

         Председатель ЦК

         _____________________ ФИО

.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_______________ О.Б. Грунева

«____»______________201__ г.                        

СОГЛАСОВАНО

__________________

Заместитель  директора по  

учебно-методической работе  Грунева О.Б.

 «___»_____________ 2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Техническая механика  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014 г. № 1003.

Разработчик:

Харькова В.П., преподаватель ОБПОУ «КМТ».

 СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Техническая механика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки)  в соответствии с ФГОС СПО по специальности  08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

  • выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
  • строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
  • определение направления реакций, связи;
  • определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;
  • типы нагрузок и виды опор балок;
  • напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
  • моменты инерции простых сечений элементов и др.

В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться соответствующие общие и профессиональные компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Участвовать в выполнении работ по изысканию городских путей сообщения.

ПК 1.2.

Участвовать в выполнении работ по проектированию городских улиц и дорог

ПК 1.3.

Участвовать в выполнении работ по проектированию рельсовых и подъездных путей

ПК 4.4.

Выполнят простые и средней сложности работы про строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и тротуаров

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 100 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 50 часов.……………


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

150

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

100

в том числе:

  практические занятия

44

  лабораторные работы

4

   контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

- решение задач, выполнение упражнений;

- оформление лабораторных  работ;

- оформление практических  работ;

- учебно-индивидуальная работа студента

19

9

3

18

1

Итоговая аттестация в форме экзамена    

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия,  лабораторные  работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Теоретическая механика

59

 Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики

Содержание учебного материала

3

Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика. Краткий обзор развития теоретической механики.

Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила как вектор. Единицы силы. Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая системы сил. Внешние и внутренние силы.

Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Степень свободы. Связи. Реакции связей и правила определения их направления.

2

Самостоятельная работа:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил

Содержание учебного материала

10

Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим способом. Определение усилий в двух шарнирно-соединенных стержнях.

4

 Проекция силы на оси координат. Аналитическое определение равнодействующей системы. Аналитические уравнения равновесия системы. Методика решения задач на равновесие плоской системы сходящихся сил с использованием аналитического уравнения равновесия.

Практические занятия: 

Практическое занятие №1. 

Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил

2

Самостоятельная работа:

- решение задач, выполнение упражнений;

- оформление практической работы;

-  систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. 

4

1

2

1

Тема 1.3. Пара сил

Содержание учебного материала

3

Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело. Момент пары сил, величина, знак. Свойства пар. Условие равновесия системы пар сил.

2

Самостоятельная работа:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил

Содержание учебного материала

17

Главный вектор и главный момент системы сил, их свойства. Классификация нагрузок

4

Контрольная работа. Определение опорных реакций консольных балок и однопролетных балок.

Практические занятия: 

Практическое занятие №2. 

Равновесия плоской  произвольной системы сил

Практическое занятие №3. 

Определение опорных реакций однопролётных балок.

Практическое занятие №4. 

Определение опорных реакций  двухопорных балок

Практическое занятие №5. 

Определение опорных реакций  консольных балок

8

Самостоятельная работа:

- решение задач, выполнение упражнений;

- оформление практической работы;

-  систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. 

5

1

2

2

Тема 1.5. Центр тяжести тела. Центр тяжести плоских фигур.

Содержание учебного материала

17

Центр параллельных сил и его свойства. Координаты центра параллельных сил. Сила тяжести. Центр тяжести тела как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоской фигуры (тонкой однородной пластины). Статический момент площади плоской фигуры относительно оси; определение, единицы измерения, способ вычисления, свойства.

2

Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии.

Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и из сечений стандартных профилей проката.

Практические занятия: 

Практическое занятие №6. 

Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и из сечений стандартных профилей проката.

Практическое занятие №7. 

 Определение координат центра тяжести составного сечения

Практическое занятие №8. 

Определение координат центра тяжести из сечений стандартных профилей проката.

6

Лабораторные работы:

Определение координат центра тяжести плоской фигуры методом подвешивания на нити

2

Самостоятельная работа:

- оформление лабораторных работ;

- оформление практических работ;

- решение задач, выполнение упражнений;

-  систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. 

5

2

1

1

1

Контрольная работа

Определение опорных реакций балок и координат центра тяжести составных сечений

2

Тема 1.6. Пространственная система сил

Содержание учебного материала

3

Параллелепипед сил. Равнодействующая пространственной системы сходящихся сил. Проекция силы на три взаимно-перпендикулярные оси. Геометрические и аналитические условия равновесия пространственной системы сходящихся сил. Момент силы относительно оси; его величина, знак, свойства. Приведение пространственной произвольной системы сил к главному вектору. Аналитические уравнения равновесия пространственной системы произвольно расположенных сил (без вывода).

2

Самостоятельная работа:

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

1

Тема 1.7. Устойчивость равновесия

Содержание учебного материала

6

Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие твердого тела. Условие равновесия твердого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Условие равновесия тела, имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент устойчивости. Коэффициент устойчивости.

2

Практические занятия:

Практическое занятие №9

Определение коэффициента устойчивости тел.

2

Самостоятельная работа :

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий;

- оформление практических работ..

2

1

1

Раздел 2 Сопротивление материалов

81

Тема 2.1. Основные положения

Содержание учебного материала

3

Краткие сведения об истории развития «Сопротивления материалов». Упругие и пластические деформации. Основные допущения и гипотезы о свойствах материалов и характере деформирования. Нагрузки и их классификация. Геометрическая схематизация элементов сооружений.

Метод сечений. Внутренние силовые факторы в общем случае нагружения бруса. Основные виды деформации бруса. Напряжение: полное, нормальное, касательное, единицы измерения напряжения.

2

Самостоятельная работа :

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

1

1

Тема 2.2. Растяжение и сжатие

Содержание учебного материала

15

Продольная сила, величина, знак, эпюры продольных сил. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Эпюра нормальных напряжений по длине стержня. Продольные и поперечные деформации при растяжении (сжатии). Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль продольной упругости. Формула Гука. Определение перемещений поперечных сечений стержня. Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения пластичных и хрупких материалов, их механические характеристики.

6

Расчеты на прочность по предельным состояниям. Коэффициенты надежности по нагрузке, по материалу, по назначению и условиям работы. Нормативные и расчетные нагрузки и сопротивления.

Условия прочности по предельному состоянию. Три типа задач при расчете из условия прочности по предельному состоянию. Расчеты на прочность, подбор сечения и проверку эксплуатационной нагрузки.

Практические занятия: 

Практическое занятие №10.

Подбор сечения растянутого (сжатого) стержня из расчета на прочность(расчетно-графическая работа №4);

Практическое занятие №11.

Расчёт стержня на прочность и жесткость при растяжении (сжатии)

4

Самостоятельная работа :

-- решение задач, выполнение упражнений;

- оформление практических работ;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

5

1

2

2

Тема 2.3. Основные положения расчета на срез и смятие.

Содержание учебного материала

9

Срез и смятие: основные расчетные предпосылки и расчетные формулы, условности расчета. Расчетные сопротивления на срез и смятие. Примеры расчета сварных соединении.

2

Практические занятия:

Практическое занятие №12.

Практические расчеты на срез и смятие;

Практическое занятие №13.

Практические расчеты на срез и смятие сварного соединения

4

Самостоятельная работа :

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий;

- оформление практических работ.

3

1

2

Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений

Содержание учебного материала

12

Понятие о геометрических характеристиках плоских сечений бруса. Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный.

Зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей. Главные оси и главные центральные моменты инерции.

Момент инерции простых сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого..

4

Определение главных центральных моментов инерции сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и стандартных прокатных профилей.

Практические занятия:

Практическое занятие №14.

Определение моментов инерции относительно главных центральных осей в составных сечениях;

Практическое занятие №15.

Определение моментов инерции относительно главных центральных осей сечений составленных из прокатных профилей

4

Самостоятельная работа

-  оформление практических работ;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий;

- решение задач, выполнение упражнений.

4

2

1

1

Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса

Содержание учебного материала

23

Основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. Свойства контуров эпюр.

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для наиболее часто встречающихся и для различных видов нагружений статически определимых балок.

8

Чистый изгиб. Нормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки. Эпюра нормальных напряжений в поперечном сечении. Наибольшие нормальные напряжения при изгибе, осевой момент сопротивления; единицы измерения.

Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского для касательных напряжений в поперечных сечениях балок.

Моменты сопротивления для простых сечений. Расчеты балок на прочность: по нормальным и касательным напряжениям.

Практические занятия:

Практическое занятие №16.

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для статически определимых балок.

Практическое занятие №17.

Расчет балок на прочность по нормальным напряжениям;

Практическое занятие №18.

Определение прогибов и угловых перемещений балок при изгибе.

6

Самостоятельная работа

-- решение задач, выполнение упражнений;

- оформление практических работ;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

7

4

2

1

Контрольная работа

Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов в балках и определение моментов инерции относительно главных центральных осей

2

Тема 2.6. Общие понятия о деформации сдвига и кручения.

Содержание учебного материала

9

Чистый сдвиг. Деформация сдвига. Закон Гука для сдвига. Модуль сдвига. Расчетная формула при сдвиге.

Кручение прямого бруса круглого сечения. Крутящий моменты. Эпюра крутящих моментов. Напряжения в поперечном сечении бруса при кручении. Условия прочности и жесткости при кручении. Три типа задач при расчете на прочность и жесткость при кручении.

2

Практические занятия:

Практическое занятие №19.

Расчет на прочность при кручении

Практическое занятие №20.

Расчет на жесткость при кручении

4

Самостоятельная работа:

- оформление практических работ;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

3

2

1

Содержание учебного материала

10

Тема 2.7. Устойчивость центрально-сжатых стержней

Устойчивые и неустойчивые формы равновесия центрально-сжатых стержней. Продольный изгиб. Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня.

Расчет центрально-сжатых стержней на устойчивость по предельному состоянию с использованием коэффициента продольного изгиба. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость.

2

Практические занятия:

Практическое занятие №21.

Расчет центрально-сжатых стержней на устойчивость;

Практическое занятие №22.

Определение допускаемой нагрузки для центрально-сжатой стойки.

4

Самостоятельная работа :

- оформление практических работ;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

4

2

2

Раздел 3.Детали машин

10

Тема 3.1 Механические передачи

Содержание учебного материала

10

Основные виды механических передач, их назначение и классификация

4

Силовые и кинематические соотношения в механических передачах

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №2

Определение параметров зубчатых передач способом замера

2

Самостоятельная работа:

- учебно-индивидуальная работа студента;

- оформление лабораторных работ;

- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

4

1

1

2

Всего:

150

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к  материально-техническому обеспечению 

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  технической механики и лаборатории технической механики.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по технической механике;
  • объемные модели по статике сооружений, сопротивлению материалов и теоретической механике.

Технические средства обучения:

  • компьютер с программным обеспечением.
  • мультимедиапректор;
  • интерактивная доска

Оборудование лаборатории по «Технической механике».

  • рабочее место преподавателя;
  • программное обеспечение для проведения виртуальных лабораторных работ;
  • компьютер

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Вереина Л.И. Основы технической механики (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2018,-224с.- (Профессиональное образование).
  2. Вереина Л.И. Техническая  механика (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2017,-352с.- (Профессиональное образование).
  3.  Олофинская В.П. Техническая механика: курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий, - 3-е изд. испр.- М.: ФОРУМ, 2010-349с. – (профессиональное образование);
  4. Техническая механика (Электронный ресурс)+ Приложение к комплекту электронных плакатов: комплект электронных плакатов/ Минобрнауки РФ; НПИ «Учебная техника и технологии ЮУрГУ». Челябинск, 2014.;
  5.  Эрдеди А.А.,  Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов: учебное пособие – 12-е изд. стереотип.- М.: Академия, 2011.- 320.- (среднее профессиональное образование)
  6. В.И. Сетков Сборник задач по технической механике. – М.:   Издательский центр « Академия», 2013 – 240с.

Дополнительные источники:

  1. В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий.-М: Форум – ИНФРА- М, 2002.
  2. А.И. Аркуша . Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2002.
  3.   А.И. Аркуша . Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2002.

 Интернет-ресурсы

 Основы технической механики, http://www.ostemex.ru/index.php?do=feedback

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и контрольных работ.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений

Проверка выполнения практической работы №10-11, задания в тестовой форме. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.

 Проверка выполнения практической работы №6. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

Знать:

законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты

Проверка знаний в тестовой форме

определение направлений реакций связей

Контрольная работа

определение момента силы относительно точки, его свойства

Контрольная работа

типы нагрузок и виды опор балок

Проверка выполнения практической работы №2. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой

Оценка выполнения лабораторной работы №2, №3 Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе.

моменты инерций простых сечений элементов

Контрольная работа. Оценка выполнения практической работы №14-15.

Экзамен