РП ОП 02 08.02.06
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
основной профессиональной образовательной программы-
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения
КУРСК
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК __________ Протокол №___ от «____»__________201_ г. Председатель ЦК _____________________ ФИО . | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _______________ О.Б. Грунева «____»______________201__ г. | СОГЛАСОВАНО __________________ Заместитель директора по учебно-методической работе Грунева О.Б. «___»_____________ 2015 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Техническая механика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014 г. № 1003.
Разработчик:
Харькова В.П., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 15 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Техническая механика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
- строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
- определение направления реакций, связи;
- определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;
- типы нагрузок и виды опор балок;
- напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
- моменты инерции простых сечений элементов и др.
В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться соответствующие общие и профессиональные компетенции:
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 50 часов.……………
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
практические занятия | 44 |
лабораторные работы | 4 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. - решение задач, выполнение упражнений; - оформление лабораторных работ; - оформление практических работ; - учебно-индивидуальная работа студента | 19 9 3 18 1 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Техническая механика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
Раздел 1. Теоретическая механика | 59 | ||
Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | 3 | |
Теоретическая механика и ее разделы: статика, кинематика, динамика. Краткий обзор развития теоретической механики. Материальная точка. Абсолютно твердое тело. Сила как вектор. Единицы силы. Система сил. Эквивалентные системы сил. Равнодействующая и уравновешивающая системы сил. Внешние и внутренние силы. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Степень свободы. Связи. Реакции связей и правила определения их направления. | 2 | ||
Самостоятельная работа: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | ||
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | 10 | |
Система сходящихся сил. Силовой многоугольник. Геометрическое условие равновесия системы. Определение равнодействующей сходящихся сил графическим способом. Определение усилий в двух шарнирно-соединенных стержнях. | 4 | ||
Проекция силы на оси координат. Аналитическое определение равнодействующей системы. Аналитические уравнения равновесия системы. Методика решения задач на равновесие плоской системы сходящихся сил с использованием аналитического уравнения равновесия. | |||
Практические занятия: Практическое занятие №1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил | 2 | ||
Самостоятельная работа: - решение задач, выполнение упражнений; - оформление практической работы; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 4 1 2 1 | ||
Тема 1.3. Пара сил | Содержание учебного материала | 3 | |
Понятие пары сил. Вращающее действие пары на тело. Момент пары сил, величина, знак. Свойства пар. Условие равновесия системы пар сил. | 2 | ||
Самостоятельная работа: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | ||
Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил | Содержание учебного материала | 17 | |
Главный вектор и главный момент системы сил, их свойства. Классификация нагрузок | 4 | ||
Контрольная работа. Определение опорных реакций консольных балок и однопролетных балок. | |||
Практические занятия: Практическое занятие №2. Равновесия плоской произвольной системы сил Практическое занятие №3. Определение опорных реакций однопролётных балок. Практическое занятие №4. Определение опорных реакций двухопорных балок Практическое занятие №5. Определение опорных реакций консольных балок | 8 | ||
Самостоятельная работа: - решение задач, выполнение упражнений; - оформление практической работы; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 5 1 2 2 | ||
Тема 1.5. Центр тяжести тела. Центр тяжести плоских фигур. | Содержание учебного материала | 17 | |
Центр параллельных сил и его свойства. Координаты центра параллельных сил. Сила тяжести. Центр тяжести тела как центр параллельных сил. Координаты центра тяжести плоской фигуры (тонкой однородной пластины). Статический момент площади плоской фигуры относительно оси; определение, единицы измерения, способ вычисления, свойства. | 2 | ||
Центры тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии. Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и из сечений стандартных профилей проката. | |||
Практические занятия: Практическое занятие №6. Методика решения задач на определение положения центра тяжести сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и из сечений стандартных профилей проката. Практическое занятие №7. Определение координат центра тяжести составного сечения Практическое занятие №8. Определение координат центра тяжести из сечений стандартных профилей проката. | 6 | ||
Лабораторные работы: Определение координат центра тяжести плоской фигуры методом подвешивания на нити | 2 | ||
Самостоятельная работа: - оформление лабораторных работ; - оформление практических работ; - решение задач, выполнение упражнений; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 5 2 1 1 1 | ||
Контрольная работа Определение опорных реакций балок и координат центра тяжести составных сечений | 2 | ||
Тема 1.6. Пространственная система сил | Содержание учебного материала | 3 | |
Параллелепипед сил. Равнодействующая пространственной системы сходящихся сил. Проекция силы на три взаимно-перпендикулярные оси. Геометрические и аналитические условия равновесия пространственной системы сходящихся сил. Момент силы относительно оси; его величина, знак, свойства. Приведение пространственной произвольной системы сил к главному вектору. Аналитические уравнения равновесия пространственной системы произвольно расположенных сил (без вывода). | 2 | ||
Самостоятельная работа: - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 1 | ||
Тема 1.7. Устойчивость равновесия | Содержание учебного материала | 6 | |
Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие твердого тела. Условие равновесия твердого тела, имеющего неподвижную точку или ось вращения. Условие равновесия тела, имеющего опорную плоскость. Момент опрокидывающий и момент устойчивости. Коэффициент устойчивости. | 2 | ||
Практические занятия: Практическое занятие №9 Определение коэффициента устойчивости тел. | 2 | ||
Самостоятельная работа : - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий; - оформление практических работ.. | 2 1 1 | ||
Раздел 2 Сопротивление материалов | 81 | ||
Тема 2.1. Основные положения | Содержание учебного материала | 3 | |
Краткие сведения об истории развития «Сопротивления материалов». Упругие и пластические деформации. Основные допущения и гипотезы о свойствах материалов и характере деформирования. Нагрузки и их классификация. Геометрическая схематизация элементов сооружений. Метод сечений. Внутренние силовые факторы в общем случае нагружения бруса. Основные виды деформации бруса. Напряжение: полное, нормальное, касательное, единицы измерения напряжения. | 2 | ||
Самостоятельная работа : - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 1 | ||
Тема 2.2. Растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 15 | |
Продольная сила, величина, знак, эпюры продольных сил. Нормальные напряжения в поперечных сечениях стержня. Эпюра нормальных напряжений по длине стержня. Продольные и поперечные деформации при растяжении (сжатии). Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль продольной упругости. Формула Гука. Определение перемещений поперечных сечений стержня. Механические испытания материалов. Диаграммы растяжения пластичных и хрупких материалов, их механические характеристики. | 6 | ||
Расчеты на прочность по предельным состояниям. Коэффициенты надежности по нагрузке, по материалу, по назначению и условиям работы. Нормативные и расчетные нагрузки и сопротивления. | |||
Условия прочности по предельному состоянию. Три типа задач при расчете из условия прочности по предельному состоянию. Расчеты на прочность, подбор сечения и проверку эксплуатационной нагрузки. | |||
Практические занятия: Практическое занятие №10. Подбор сечения растянутого (сжатого) стержня из расчета на прочность(расчетно-графическая работа №4); Практическое занятие №11. Расчёт стержня на прочность и жесткость при растяжении (сжатии) | 4 | ||
Самостоятельная работа : -- решение задач, выполнение упражнений; - оформление практических работ; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 5 1 2 2 | ||
Тема 2.3. Основные положения расчета на срез и смятие. | Содержание учебного материала | 9 | |
Срез и смятие: основные расчетные предпосылки и расчетные формулы, условности расчета. Расчетные сопротивления на срез и смятие. Примеры расчета сварных соединении. | 2 | ||
Практические занятия: Практическое занятие №12. Практические расчеты на срез и смятие; Практическое занятие №13. Практические расчеты на срез и смятие сварного соединения | 4 | ||
Самостоятельная работа : - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий; - оформление практических работ. | 3 1 2 | ||
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений | Содержание учебного материала | 12 | |
Понятие о геометрических характеристиках плоских сечений бруса. Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей. Главные оси и главные центральные моменты инерции. Момент инерции простых сечений: прямоугольного, круглого, кольцевого.. | 4 | ||
Определение главных центральных моментов инерции сложных сечений, составленных из простых геометрических фигур и стандартных прокатных профилей. | |||
Практические занятия: Практическое занятие №14. Определение моментов инерции относительно главных центральных осей в составных сечениях; Практическое занятие №15. Определение моментов инерции относительно главных центральных осей сечений составленных из прокатных профилей | 4 | ||
Самостоятельная работа - оформление практических работ; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий; - решение задач, выполнение упражнений. | 4 2 1 1 | ||
Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса | Содержание учебного материала | 23 | |
Основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы в поперечном сечении бруса: поперечная сила и изгибающий момент. Свойства контуров эпюр. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для наиболее часто встречающихся и для различных видов нагружений статически определимых балок. | 8 | ||
Чистый изгиб. Нормальные напряжения в произвольной точке поперечного сечения балки. Эпюра нормальных напряжений в поперечном сечении. Наибольшие нормальные напряжения при изгибе, осевой момент сопротивления; единицы измерения. | |||
Касательные напряжения при изгибе. Формула Журавского для касательных напряжений в поперечных сечениях балок. | |||
Моменты сопротивления для простых сечений. Расчеты балок на прочность: по нормальным и касательным напряжениям. | |||
Практические занятия: Практическое занятие №16. Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов для статически определимых балок. Практическое занятие №17. Расчет балок на прочность по нормальным напряжениям; Практическое занятие №18. Определение прогибов и угловых перемещений балок при изгибе. | 6 | ||
Самостоятельная работа -- решение задач, выполнение упражнений; - оформление практических работ; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 7 4 2 1 | ||
Контрольная работа Построение эпюр поперечных сил и изгибающих моментов в балках и определение моментов инерции относительно главных центральных осей | 2 | ||
Тема 2.6. Общие понятия о деформации сдвига и кручения. | Содержание учебного материала | 9 | |
Чистый сдвиг. Деформация сдвига. Закон Гука для сдвига. Модуль сдвига. Расчетная формула при сдвиге. Кручение прямого бруса круглого сечения. Крутящий моменты. Эпюра крутящих моментов. Напряжения в поперечном сечении бруса при кручении. Условия прочности и жесткости при кручении. Три типа задач при расчете на прочность и жесткость при кручении. | 2 | ||
Практические занятия: Практическое занятие №19. Расчет на прочность при кручении Практическое занятие №20. Расчет на жесткость при кручении | 4 | ||
Самостоятельная работа: - оформление практических работ; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 3 2 1 | ||
Содержание учебного материала | 10 | ||
Тема 2.7. Устойчивость центрально-сжатых стержней | Устойчивые и неустойчивые формы равновесия центрально-сжатых стержней. Продольный изгиб. Критическая сила. Критическое напряжение. Гибкость стержня. Расчет центрально-сжатых стержней на устойчивость по предельному состоянию с использованием коэффициента продольного изгиба. Условие устойчивости. Три типа задач при расчете на устойчивость. | 2 | |
Практические занятия: Практическое занятие №21. Расчет центрально-сжатых стержней на устойчивость; Практическое занятие №22. Определение допускаемой нагрузки для центрально-сжатой стойки. | 4 | ||
Самостоятельная работа : - оформление практических работ; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 4 2 2 | ||
Раздел 3.Детали машин | 10 | ||
Тема 3.1 Механические передачи | Содержание учебного материала | 10 | |
Основные виды механических передач, их назначение и классификация | 4 | ||
Силовые и кинематические соотношения в механических передачах | |||
Лабораторные работы: Лабораторная работа №2 Определение параметров зубчатых передач способом замера | 2 | ||
Самостоятельная работа: - учебно-индивидуальная работа студента; - оформление лабораторных работ; - систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 4 1 1 2 | ||
Всего: | 150 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики и лаборатории технической механики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по технической механике;
- объемные модели по статике сооружений, сопротивлению материалов и теоретической механике.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением.
- мультимедиапректор;
- интерактивная доска
Оборудование лаборатории по «Технической механике».
- рабочее место преподавателя;
- программное обеспечение для проведения виртуальных лабораторных работ;
- компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Вереина Л.И. Основы технической механики (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2018,-224с.- (Профессиональное образование).
- Вереина Л.И. Техническая механика (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2017,-352с.- (Профессиональное образование).
- Олофинская В.П. Техническая механика: курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий, - 3-е изд. испр.- М.: ФОРУМ, 2010-349с. – (профессиональное образование);
- Техническая механика (Электронный ресурс)+ Приложение к комплекту электронных плакатов: комплект электронных плакатов/ Минобрнауки РФ; НПИ «Учебная техника и технологии ЮУрГУ». Челябинск, 2014.;
- Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов: учебное пособие – 12-е изд. стереотип.- М.: Академия, 2011.- 320.- (среднее профессиональное образование)
- В.И. Сетков Сборник задач по технической механике. – М.: Издательский центр « Академия», 2013 – 240с.
Дополнительные источники:
- В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий.-М: Форум – ИНФРА- М, 2002.
- А.И. Аркуша . Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2002.
- А.И. Аркуша . Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2002.
Интернет-ресурсы
Основы технической механики, http://www.ostemex.ru/index.php?do=feedback
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, выполнения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и контрольных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений | Проверка выполнения практической работы №10-11, задания в тестовой форме. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др. | Проверка выполнения практической работы №6. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
Знать: | |
законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты | Проверка знаний в тестовой форме |
определение направлений реакций связей | Контрольная работа |
определение момента силы относительно точки, его свойства | Контрольная работа |
типы нагрузок и виды опор балок | Проверка выполнения практической работы №2. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой | Оценка выполнения лабораторной работы №2, №3 Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
моменты инерций простых сечений элементов | Контрольная работа. Оценка выполнения практической работы №14-15. |
Экзамен |