РП ОП 02 08.02.01
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
основной профессиональной образовательной программы-
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
КУРСК
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК __________ Протокол №___ от «____»__________201_ г. Председатель ЦК _____________________ ФИО . | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-методической работе _______________ О.Б. Грунева «____»______________201__ г. | СОГЛАСОВАНО __________________ Заместитель директора по учебно-методической работе Грунева О.Б. «___»_____________ 2015 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 02. Техническая механика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 августа 2014 г. № 1003.
Разработчик:
Харькова В.П., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Техническая механика
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технология строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный учебный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений;
- определять аналитическими и графическими способами усилия и опорные реакции балок, ферм, рам;
- определять усилия в стержнях ферм;
- строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты;
- определение направления реакций, связи;
- определение момента силы относительно точки и оси, его свойства;
- типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам;
- напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой;
- моменты инерции простых сечений элементов и др.
В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться соответствующие общие и профессиональные компетенции:
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 192 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 128 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 64 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 192 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 128 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 12 |
практические занятия | 28 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 64 |
в том числе: | |
Оформление и подготовка к защите практических работ | 14 |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 50 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02Техническая механика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | |||||
Раздел 1. Теоретическая механика | 34 | ||||||
Тема 1.1. Основные понятия и аксиомы статики | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Материальная точка, абсолютно твердое тело. Аксиомы статики. Связи и реакции связей. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил. | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Силовой многоугольник. Геометрическое условия равновесия системы. Проекция силы на оси координат. Аналитическое уравнение равновесия системы. | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №1. Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
3 | Решение задач, выполнение упражнений | 1 | |||||
Тема 1.3. Пара сил | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Понятие пары сил. Свойства пар. Момент силы относительно точки и оси, его свойства. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Главный вектор и главный момент системы сил, их свойства. Классификация нагрузок: сосредоточенная сила, момент, распределенная нагрузка. Теорема Вариньона. Уравнение равновесия плоской произвольной системы сил. Виды опор. | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №2. Определение опорных реакций однопролётных балок. | ||||||
Контрольная работа. Тематика: Определение опорных реакций однопролетных балок. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
3 | Решение задач, выполнение упражнений | 1 | |||||
Тема 1.5. Центр тяжести тела | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Центр тяжести простых геометрических фигур и фигур, имеющих ось симметрии. Статический момент площади плоской фигуры | ||||||
Лабораторная работа №1 | 2 | ||||||
1 | Определение положения центра тяжести сложных геометрических фигур, составленных из простых геометрических фигур. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Оформление лабораторной работы | 1 | |||||
Тема 1.6. Устойчивость равновесия | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Устойчивое, неустойчивое равновесие твердого тела. Коэффициент устойчивости | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 1.7. Основы кинематики и динамики | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Основные понятия кинематики. Покой и движение. Траектория, путь, время, скорость и ускорение. Способы задания движения. Динамика. Основные понятия и аксиомы динамики. Движение материальной точки. Метод кинетостатики. Принцип Даламбера. Работа и мощность. Работа при разных движениях. Мощность. КПД. Использование метода кинетостатики при решении задач | ||||||
Практические занятия | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №3. Определение параметров движения точки по заданной траектории для равномерного и равнопеременного движения. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
Самостоятельная работа по разделу I | 12 | ||||||
Раздел 2. Сопротивление материалов | 50 | ||||||
Тема 2.1 Основные положения | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Нагрузки и их классификация. Основные задачи, гипотезы и допущения сопротивления материалов. Метод сечений. Напряжение. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 2.2. Осевое растяжение и сжатие | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Продольная сила и нормальное напряжение. Гипотеза Бернулли и принцип Сен-Венана. Коэффициент Пуассона. Закон Гука. | ||||||
2 | Диаграммы растяжения и сжатия пластичных и хрупких материалов. Понятие о наклепе. Расчет на прочность. | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №4. Построение эпюр продольных сил, нормальных напряжений и перемещений при осевом растяжении (сжатии) | ||||||
Лабораторная работа №2 | 2 | ||||||
1 | Испытание металлов на растяжение | ||||||
Лабораторная работа №3 | 2 | ||||||
2 | Исследование свойств стали, чугуна, дерева при сжатии | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 2 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
3 | Оформление лабораторной работы | 2 | |||||
Тема 2.3. Практические расчеты на сжатие | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Расчёт на прочность болтовых, заклепочных и сварных соединений при срезе и смятии. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
Тема 2.4. Геометрические характеристики плоских сечений | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Моменты инерции: осевой, полярный, центробежный. Зависимость между осевыми моментами инерции относительно параллельных осей. | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №5. Определение моментов инерции сложных фигур, составленных из простых геометрических фигур и профилей стандартного проката. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
Тема 2.5. Поперечный изгиб прямого бруса | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Основные понятия и определения. Внутренние силовые факторы при поперечном изгибе. Дифференциальные зависимости между q, Q, M. | ||||||
2 | Расчет балок на прочность при прямом изгибе. Формула Журавского. Расчет балок на жесткость. Формула Мора для определения перемещения. Правило Верещагина. | ||||||
3 | Построение эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М в консольных балках. Рациональная форма поперечного сечения. | ||||||
Практические занятия | 4 | ||||||
1 | Практическое занятие №6.Построение эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М в однопролетных балках на двух опорах. | ||||||
2 | Практическое занятие №7.Определение линейных и угловых перемещений статически определимых балок при прямом изгибе | ||||||
Контрольная работа | 2 | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 4 | |||||
2 | Оформление практической работы | 3 | |||||
Тема 2.6. Сложное сопротивление | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Основные понятия и определения. Понятие о гипотезах прочности. | ||||||
2 | Косой изгиб. Расчёты на прочность при косом изгибе и внецентренном сжатии. | ||||||
3 | Построение эпюр нормальных напряжений при косом изгибе и внецентренном сжатии | ||||||
Лабораторная работа №4 | 2 | ||||||
1 | определение нормальных напряжений в поперечном сечении внецентренно растянутого бруса. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 3 | |||||
2 | Оформление лабораторной работы | 1 | |||||
Тема 2.7. Сдвиг и кручение брусьев круглого сечения. | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Чистый сдвиг. Закон Гука при сдвиге. Кручение прямого бруса круглого сечения. | ||||||
Лабораторная работа №5 | 2 | ||||||
1 | испытание валов на кручение с определением модуля упругости при сдвиге | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
2 | Оформление лабораторной работы | 1 | |||||
Тема 2.8. Устойчивость центрально-сжатых стержней | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Устойчивые и неустойчивые формы равновесия. Критическое напряжение. Пределы применимости формул Эйлера и Тетмайера-Ясинского | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №8. Определение критической силы для сжатия бруса большой гибкости. | ||||||
Лабораторная работа №6 | 2 | ||||||
1 | Исследование продольно-поперечного изгиба стержня в пределах упругой деформации, опытное определение прогибов сжато-изогнутого стержня | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
3 | Оформление лабораторной работы | 1 | |||||
Тема 2.9. Понятие о действии динамических и повторно-переменных нагрузок | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Основные понятия. Понятие об усталости. Прочность при переменных напряжениях | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
Самостоятельная работа по разделу 2 | 26 | ||||||
Раздел 3. Статика сооружений | 44 | ||||||
Тема 3.1. Основные положения | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Основные гипотезы. Классификация сооружений и расчетных схем. | ||||||
2 | Исследования геометрической неизменяемости плоских стержневых систем. Степень свободы. Понятие о статически определимых и неопределимых системах. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 2 | |||||
Тема 3.2. Многопролетные статические определенные шарнирные балки | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Общие сведения. Типы шарнирных балок. Схемы взаимодействия элементов (этажные схемы) | ||||||
Практическое занятие | |||||||
1 | Практическое занятие №9. Построение этажных схем и эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М в шарнирных балках | 2 | |||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 1 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
Тема 3.3. Статически определимые плоские рамы | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Общие сведения. Анализ статической определимости. Методика определения внутренних силовых факторов | 4 | |||||
2 | Построение эпюр продольных сил N, поперечных сил Q и изгибающих моментов М в статически определимых рамах | ||||||
Практическое занятие | |||||||
1 | Практическое занятие №10. Построение эпюр Nx, Qx, Mx для статически определимых рам. | 2 | |||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 2 | |||||
2 | Оформление практической работы | 2 | |||||
Тема 3.4. Трехшарнирные арки | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Общие сведения об арках. Внутренние силовые факторы. | ||||||
2 | Понятие о расчете арки с затяжкой. Выбор рационального очертания оси арки | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №11. Определение внутренних усилий в произвольном сечении арки | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 2 | |||||
2 | Оформление практической работы | 2 | |||||
Тема 3.5. Статически определимые плоские фермы | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Классификация ферм. Условие геометрической неизменяемости и аналитической определенности ферм. | ||||||
2 | Аналитическое определение усилий в стержнях фермы. | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №12. Определение усилий в стержнях статически определимой фермы графическим методом (диаграмма Максвелла-Кремоны) | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 2 | |||||
2 | Оформление практической работы | 2 | |||||
Тема 3.6. Основы расчета статически неопределимых систем методом сил | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Определение перемещений в статически определимых плоских системах. Формула Мора. Правило Верещагина.изгибающих моментов. | ||||||
2 | Основы расчета статически неопределимых систем методом сил. Степень стати ческой неопределимости. Канонические уравнения метода сил. | ||||||
3 | Расчёт статически неопределимых систем с использованием таблиц справочников. | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №13. Расчёт статически неопределимых систем методом сил | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 3 | |||||
2 | Оформление практической работы | 2 | |||||
Тема 3.7. Неразрезные балки | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Общие сведения о многопролётных неразрезных балках. Уравнение трёх моментов. Определение изгибающего момента М и поперечной силы Q в произвольном сечении. Определение опорных реакций | ||||||
2 | Расчёт неразрезных балок с равными пролётами при равномерно распределённой нагрузке по таблицам | ||||||
Практическое занятие | 2 | ||||||
1 | Практическое занятие №14. Построение эпюр поперечных сил Q и изгибающих моментов М для неразрезных балок | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 2 | |||||
2 | Оформление практической работы | 1 | |||||
Тема 3.8. Подпорные стены | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Общие сведения. Аналитическое определение активного давления (распора) и пассивного давления (отпора) сыпучего тела на подпорную стену. | ||||||
2 | Определение распора и отпора подпорной стены. | ||||||
Самостоятельная работа | |||||||
1 | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий. | 2 | |||||
Самостоятельная работа по разделу 3 | 26 | ||||||
Всего | 192 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета технической механики и лаборатории технической механики.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по технической механике;
- объемные модели по статике сооружений, сопротивлению материалов и теоретической механике.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением.
- мультимедиапректор;
- интерактивная доска
Оборудование лаборатории по «Технической механике».
- рабочее место преподавателя;
- программное обеспечение для проведения виртуальных лабораторных работ;
- компьютер
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Вереина Л.И. Основы технической механики (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2018,-224с.- (Профессиональное образование).
- Вереина Л.И. Техническая механика (Текст): учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» / Л.И. Вереина.-М.: Академия, 2017,-352с.- (Профессиональное образование).
- Олофинская В.П. Техническая механика: курс лекций с вариантами практических и тестовых заданий, - 3-е изд. испр.- М.: ФОРУМ, 2010-349с. – (профессиональное образование);
- Техническая механика (Электронный ресурс)+ Приложение к комплекту электронных плакатов: комплект электронных плакатов/ Минобрнауки РФ; НПИ «Учебная техника и технологии ЮУрГУ». Челябинск, 2014.;
- Эрдеди А.А., Эрдеди Н.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов: учебное пособие – 12-е изд. стереотип.- М.: Академия, 2011.- 320.- (среднее профессиональное образование)
- В.И. Сетков Сборник задач по технической механике. – М.: Издательский центр « Академия», 2013 – 240с.
Дополнительные источники:
- В.П. Олофинская. Техническая механика. Сборник тестовых заданий.-М: Форум – ИНФРА- М, 2002.
- А.И. Аркуша . Техническая механика. Теоретическая механика и сопротивление материалов. – М.: Высшая школа, 2002.
- А.И. Аркуша . Руководство к решению задач по теоретической механике. – М.: Высшая школа, 2002.
Интернет-ресурсы
Основы технической механики, http://www.ostemex.ru/index.php?do=feedback
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Уметь: | |
выполнять расчеты на прочность, жесткость, устойчивость элементов сооружений | Проверка выполнения практической работы №4, задания в тестовой форме. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
определять аналитическими и графическими способами усилия опорные реакции балок, ферм, рам | Проверка выполнения практической работы №2. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
определять усилия в стержнях ферм | Проверка выполнения практической работы №1, №7. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
строить эпюры нормальных напряжений, изгибающих моментов и др. | Проверка выполнения практической работы №3, №5. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
Знать: | |
законы механики деформируемого твердого тела, виды деформаций, основные расчеты | Проверка знаний в тестовой форме |
определение направлений реакций связей | Контрольная работа |
определение момента силы относительно точки, его свойства | Контрольная работа |
типы нагрузок и виды опор балок, ферм, рам | Проверка выполнения практической работы №6. Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
напряжения и деформации, возникающие в строительных элементах при работе под нагрузкой | Оценка выполнения лабораторной работы №2, №3 Оценка ответа при фронтальном и индивидуальном опросе. |
моменты инерций простых сечений элементов | Контрольная работа. Оценка выполнения лабораторной работы №1 |
Экзамен |