Основные свойства и классификация арматуры ЖБК
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назначение арматуры Арматура в железобетонных конструкциях устанавливается преимущественно для восприятия растягивающих усилий и усиления бетона сжатых зон конструкций. Необходимое количество арматуры определяют расчетом элементов конструкций на нагрузки и воздействия. Арматура, устанавливаемая по расчету, носит название – рабочей арматуры, устанавливаемая по конструктивным и технологическим соображениям, носит название монтажной арматуры. Монтажная арматура обеспечивает проектное положение рабочей арматуры в конструкции и более равномерно распределяет усилия между отдельными стержнями рабочей арматуры. Кроме того, монтажная арматура может воспринимать обычно неучитываемые расчетом усилия от усадки бетона, изменения температуры конструкции и т.п.
Рабочую и монтажную арматуру объединяют в арматурные изделия – сварные и вязанные сетки и каркасы, которые размещают в железобетонных элементах в соответствии с характером их работы под нагрузкой. По технологии изготовления стальную арматуру подразделяют на стержневую горячекатаную и проволочную холоднотянутую.
В зависимости от способа последующего упрочнения горячекатаная арматура может быть термический упрочненной – подвергнутой термической обработке – или упрочненной вытяжкой – подвергнутой вытяжке в холодном состоянии. По профилю поверхности арматура может быть периодического профиля и гладкой. Выступы в виде ребер на поверхности стержневой арматуры периодического профиля, рифы или вмятины на поверхности проволочной арматуры значительно улучшают сцепление с бетоном. По способу применения при армировании железобетонных элементов различают напрягаемую арматуру, подвергаемую предварительному натяжению, и ненапрягаемую арматуру.
Механические свойства арматурных сталей Временное сопротивление чистого железа сравнительно невелико, а удлинение при разрыве значительно. Чтобы повысить прочность стали и уменьшить относительную деформацию, в ее состав вводят углерод (0,2-0,4%) и легирующие добавки (марганец, кремний, хром и др.) в количестве 0,6-2%. Этим достигается существенное увеличение прочности стали, но снижается пластичность и свариваемость. При маркировке сталей, содержащих легирующие добавки (например, стали марок 20ХГСТ или 20ХГ2Ц), принимают условные обозначения: число в начале указывает количество углерода в сотых доля процента; буквы обозначают наличие: Г- марганца; С-кремния; Х-хрома; Т-титана; Ц – циркония, а следующие за ними цифры – процентное содержание соотвествующегоэлемента.
Мягкие горячекатаные стали (например марок Ст3,Ст5,25Г2С) имеют как правило площадку текучести и отличаются значительным удлинением при разрыве (кривая1). К твердым относятся стали холоднодеформированные (вытяжка) и термически упрочненные (нагревание до 800 С, быстрое охлаждение в масле и отпуск в свинцовой ванне при 500 С. Такие стали не имеют площадку текучести (кривая 2), относительное удлинение при разрыве малы, разрушение происходит хрупко. Упрочнение стали холодным деформированием основано на явлении наклепа - повышение предела упругости и предела текучести в результате загружения стали до напряжений, превышающих предел текучести и разгрузки, вследствие чего происходит изменение кристаллической структуры металла. Если довести напряжения в стали до то после разгрузки (кривая 3) в образце сохранится остаточная деформация.
При повторном загружении новая линия диаграммы сольется с линией разгрузки вплоть до точки К, т.е. произойдет повышение предела текучести. С течением времени, вследствие так называемого старения стали, произойдет некоторое повышение пределов упругости и предела прочности. Таким образом, холодным деформированием (например, вытяжкой) можно существенно повысить предел упругости и предел текучести стали. При нагреве арматурных сталей их прочность существенно изменяется. Особенно чувствительны к повышению температуры холоднодеформированные стали: при нагревании выше 300-400 С они теряю наклеп и при дальнейшем повышении температуры прочность их значительно снижается. Горячекатаные стали при нагревании до 300 С не только не теряют начальную прочность, но и упрочняются, однако при повышении температуры свыше 400 С прочность их также снижается.
Основные свойства арматуры Пластические свойства арматурных сталей имеют большое значение для работы железобетонных конструкций под нагрузкой. Арматурная сталь обладает достаточной пластичность, однако понижение её пластических свойств может явиться причиной хрупкого (внезапного) разрыва арматуры в конструкциях под нагрузкой, хрупкого излома напрягаемой арматуры в местах резкого перегиба или при закреплении в захватах. Пластические свойства арматурных изделий характеризуются относительным удлинением при испытании на разрыв образцов длиной, равной пяти диаметрам стержней, или 100 мм, а также оцениваются испытанием на изгиб в холодном состоянии.
Свариваемость арматурных сталей характеризуется надежным соединением, отсутствием трещин и других пороков металла в швах и прилегающих зонах. Хорошо свариваются горячекатаные малоуглеродистые и низкоуглеродистые арматурные стали. Нельзя сваривать арматурные стали упрочненные термической обработкой или вытяжкой, так как при сварке утрачивается эффект упрочнения – происходит отпуск и потеря закалки термически упрочненных сталей, отжиг и потеря наклепа проволоки, упрочненной вытяжкой. Усталостное разрушение арматурных сталей наблюдается при действии многократно повторяющейся нагрузки, оно носит хрупкий характер. Предел выносливости арматурной стали в железобетонных конструкциях зависит от числа повторений нагрузки, качества сцепления и наличия трещин в бетоне растянутой зоны. Термически упрочненные арматурные стали имеют пониженный предел выносливости.
Реологические свойства арматурных сталей характеризуются ползучестью и релаксацией. Ползучесть арматурной стали нарастает с повышением напряжений и повышением температуры. Релаксация или уменьшение напряжений, наблюдается в арматурных стержнях при неизменной длине-отсутствии деформаций. Релаксация зависит от механических свойств и химического состава арматурной стали, технологии производства и условий применения. Значительной релаксацией обладают упрочненные вытяжкой проволока, термически упрочненная арматура. Релаксация арматурной стали оказывает большое влияние на работу предварительно-напряженных конструкций, так как приводит к частичной потере искусственно созданного предварительного напряжения.
В качестве арматуры железобетонных конструкций наибольшее применение нашла стержневая горячекатаная сталь периодического профиля. Форма периодического профиля улучшает сцепление арматуры с бетоном, что уменьшает ширину раскрытия трещин в бетоне при растяжении и позволяет избежать ряда конструктивных мер по анкеровке арматуры. Стержневая арматура подразделяется на классы: горячекатаная классов А240, А300, А400, А600,А800, А1000; термически и термомеханически упрочненная классов Ат500,Ат800,Ат1000; -упрочненая вытяжкой класса А- III в. В обозначениях классов стержневой арматуры с повышенной стойкостью к коррозионному растрескиванию под напряжением добавляется буква «К» , а свариваемой буква «С». Если арматура свариваемая имеет повышенную стойкость, добавляются буквы «СК».
Сталь класса А240 изготавливается круглой (гладкой) диаметром 6-40 мм, применять ее для рабочей арматуры не рекомендуется. Сталь класса А300 диаметром 10-40 мм изготавливается из углеродистой, а диаметром 40-80 мм из низкоуглеродистой стали. Стержни имеют периодический профиль, образующий часто расположенными выступами, идущими по трехзаходной винтовой линии с двумя продольными ребрами Номер стержня соответствует расчетному диаметру равновеликого по площади круглого стержня. Сталь класса А400 имеет периодический профиль с выступами, образующими елочку, диаметром 6-40 мм. Сталь класса А600 имеет периодический профиль диаметр 10-22 мм. Арматура класса А800 имеет диаметр 10-32 мм, и А1000 диаметр 10-22мм профиль периодический.
Для армирования железобетонных конструкций широко применяют обыкновенную арматурную проволоку класса В500 (рифленую) диаметром 3-5 мм, получаемую холодным волочением низкоуглеродистой стали через систему калиброванных отверстий (фильеров). Способ холодного волочения изготавливают также высокопрочную проволоку классов Вр1200-Вр1400 профиль гладкий и периодический диаметр 3-8 мм. Армирование предварительно напряженных конструкций твердой высокопрочной проволокой весьма эффективно, однако из-за малой площади сечения проволок число их в конструкции значительно увеличивается, что усложняет арматурные работы, захват и натяжение арматуры. Для уменьшения трудоемкости арматурных работ применяют заранее свитые механизированным способом канаты, пучки параллельно расположенных проволок и стальные тросы. Нераскручивающиеся стальные канаты класса К изготавливают преимущественно 7- и19-проволочными (К-7 и К-19).
Арматуру железобетонных конструкций выбирают с учетом ее назначения, класса и вида бетона, условий изготовления арматурных изделий и среды эксплуатации (опасность коррозии). В качестве основной рабочей арматуры обычных железобетонных конструкций преимущественно следует применять сталь классов А400. В предварительно напряженных конструкциях в качестве напрягаемой арматуры применяют преимущественно высокопрочную проволоку Вр1200-1400, А600,А800,А1000 и термически упрочненную.
Арматурные изделия Сварные сетки изготавливают по стандарту из обыкновенной арматурной проволоки диаметром 3-5 мм и арматуры класса А400 диаметром 6-9 мм, они бывают плоские и рулонные. В рулонных сетках наибольший диаметр продольных стержней 7мм. Рабочей арматурой могут служить продольные или поперечные стержни сетки; стержни, расположенные перпендикулярно к рабочим, являются распределительными. В качестве рабочей арматуры можно использовать обоих направлений сетки.
Сварные каркасы образуют из продольных рабочих и монтажных стержней и приваренных к ним поперечных стержней. Продольные стержни в плоскости каркаса могут быть расположены в один ряд и в два ряда, а по отношению к поперечным стержням могут быть одностороннего и двухстороннего расположения. Односторонним расположением продольных стержней обеспечивают лучшее сцепление стержней с бетоном.
Арматурный канат - наиболее эффективная напрягаемая арматура; он состоит из группы проволок, свитых так чтобы было исключено их раскручивание. Вокруг центральной прямолинейной проволоки по спирали в одном или в нескольких концентрических слоях располагают проволоки одного диаметра. В процессе изготовления каната проволоки деформируются и плотно прилегают друг к другу. Периодический профиль арматурных канатов обеспечивает их надежное сцепление с бетоном, а практически большая длина позволяет применять их в длинномерных конструкциях без стыков.
При изготовлении арматурных изделий к ним приваривают закладные детали различной формы и размеров, служащих для соединения сборных элементов между собой и крепления конструкций различного оборудования и деталей. Конструкция закладных деталей должна прежде всего отвечать своему назначению, быть максимально простой, технологичной неметаллоемкой. Они должны быть достаточно прочными и жесткими при передачи на них расчетных усилий. Для изготовления закладных деталей применяют листовые и фасонные прокатные профили с приваренными к ним анкерными арматурными стержнями или штампованные детали. Анкерные стержни обеспечивают связь анкерных пластин с бетоном и передачу на них усилий разных знаков и напряжений, а стальные упоры в виде стальных коротышей или пластин – передачу сдвигающих усилий.
Показатели качества арматуры Для армирования железобетонных конструкций следует применять отвечающую требованиям соответствующих государственных стандартов или утвержденных в установленном порядке технических условий арматуру следующих видов: - горячекатаную гладкую и периодического профиля с постоянной и переменной высотой выступов (соответственно кольцевой и серповидный профиль) диаметром 6 - 40 мм; - термомеханически упрочненную периодического профиля с постоянной и переменной высотой выступов (соответственно кольцевой и серповидный профиль) диаметром 6 - 40 мм; - холоднодеформированную периодического профиля диаметром 3 - 12 мм.
Основным показателем качества арматуры, устанавливаемым при проектировании, является класс арматуры по прочности на растяжение, обозначаемый: А - для горячекатаной и термомеханически упрочненной арматуры; В - для холоднодеформированной арматуры. Классы арматуры по прочности на растяжение А и В отвечают гарантированному значению предела текучести (с округлением) с обеспеченностью не менее 0,95, определяемому по соответствующим стандартам. Кроме того, в необходимых случаях к арматуре предъявляют требования по дополнительным показателям качества: свариваемость, пластичность, хладостойкость и др .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТ «Основные свойства низкоуглеродистых сталей»
ТЕСТ«Основные свойства низкоуглеродистых сталей»МДК 02.01. Оборудование, техника и технология электросварки ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов...
Методическая разработка урока на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»
Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строит...
Презентация к занятию на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»
Презентация к уроку по учебной дисциплине «Инженерная графика» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство на тему: «Цвет. Основные свойства цв...
Лабораторная работа №11 «Определение основных свойств глины и глиняного сырья
Цель работы: Изучить методику определения основных свойств глины и глиняного сырья...
План-конспект учебного занятия «Основные свойства логарифмов»
Тема 1.2. Корни, степени и логарифмыЗанятие 16. Основные свойства логарифмов Цель занятия: формировать умения и навыки решения задач, применяя основные свойства логарифмов.Задачи занятия:Об...
Природа и основные свойства цвета. Цветовой круг
Природа и основные свойства цвета. Цветовой круг...
Основные свойства и состав газообразного топлива
В данной работе приведен пример решения задач на определение теплоты сгорания газообразного топлива...