Рабочая программа ОП 07"Охрана труда" специальности 20.02.10 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
рабочая программа
Рабочая программа ОП 07 "Охрана труда " специальности 20.02.10 РИПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proramma_po_ohrane_truda_20.02.10_ratsionalnoe_ispolzovanie.docx | 50.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 07Охрана труда
основной профессиональной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
20.02.10Рациональное использование
природохозяйственных комплексов
г. Курск
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ЦК РИПК Протокол №___ «___»_____________ 201 г. __________ Председатель ЦК Новичкова Е.В. СОГЛАСОВАНО ______________________________________ Должность, организация ______________________________________ ______________________________________ ФИО ______________________________________ «______»________________ 201 г. | СОГЛАСОВАНО __________________ Заместитель директора по учебно-методической работе Грунева О.Б. «___»_____________ 201 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 20.02.10Рациональное использование природохозяйственныхкомплексов,утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 351;
Разработчики:
Разработчик:
______________ Большиченко Е.А., преподаватель ОБПОУ «КМТ».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.013 Охрана труда
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является основной частью профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 20.02.10Рациональное использование природохозяйственных комплексов, входящей в состав укрупненной группы специальностей 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство.
Рабочая программа учебной дисциплиныможет быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего общего образования
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в профессиональный учебный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования;
- пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда;
- принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций;
- применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
знать:
- механизм токсического действия вредных веществ, энергетического воздействия и комбинированного действия вредных факторов;
- методы управления безопасностью труда и нормирования воздействия различных вредных и опасных факторов;
- законодательные и нормативно-технические акты, регулирующие производственную безопасность;
- принципы и методы проведения экспертизы производственной безопасности, приборы и системы контроля состояния среды обитания
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
1.5. В результате освоения учебной дисциплины должны формироваться соответствующие общие и профессиональные компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Проводить мониторинг окружающей природной среды. |
ПК 1.2. | Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды. |
ПК 1.3. | Организовывать деятельность по очистке и реабилитации загрязненных территорий. |
ПК 1.4. | Проводить мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных территорий. |
ПК 2.1. | Осуществлять мониторинг и контроль входных и выходных потоков для технологических процессов в организациях. |
ПК 2.2. | Контролировать и обеспечивать эффективность использования малоотходных технологий в организациях. |
ПК 3.1. | Обеспечивать работоспособность очистных установок и сооружений. |
ПК 3.2. | Управлять процессами очистки и обработки сбросов и выбросов. |
ПК 3.3. | Реализовывать технологические процессы по переработке, утилизации и захоронению твердых и жидких отходов. |
ПК 3.4. | Проводить мероприятия по очистке и реабилитации полигонов. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 17 |
в том числе: | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 15 |
- оформление отчетов по практическим занятиям | 2 |
Итоговая аттестация – по текущей успеваемости |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Общие вопросы охраны труда | 12 | |
Тема 1.1. Основы законодательства по охране труда. | Содержание учебного материала | 3 |
Краткий обзор развития охраны труда. Правовая основа охраны труда. Термины и определения основных понятий безопасности труда. Режим рабочего времени. Рабочее время . Время отдыха. Охрана труда несовершеннолетних. Охрана труда женщин. Льготы по охране труда. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 1.2. Организация и управление охраны труда в строительстве | Содержание учебного материала | 3 |
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных и здоровых условий труда. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда. Ответственность за нарушение правил охраны труда. Надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Организация службы охраны труда. Медосмотры. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 1.3. Обучение и профессиональная подготовка по охране труда | Содержание учебного материала | 6 |
Обучение. Стажировка. Порядок обучения, присвоения квалификационных групп и проверки знаний по электробезопасности. Порядок обучения по пожарной безопасности. Инструктажи по охране труда. | 2 | |
Практическое занятие № 1 Составление инструкции по охране труда | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; -оформление отчетов по практическим занятиям | 2 1 1 | |
Раздел 2. Понятие о производственном травматизме и профессиональной вредности | 6 | |
Тема 2.1. Анализ условий труда, причин травматизма и профессиональных заболеваний и мероприятия по их предупреждению. | Содержание учебного материала | 3 |
Психофизические требования к условиям труда. Роль эргономики в обеспечении охраны труда. Методы изучения причин производственного травматизма и профессионального заболевания. Производственная травма. Профессиональная вредность и меры защиты от нее. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 2.2. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. | Содержание учебного материала | 3 |
Расследование несчастных случаев на производстве. Определение тяжести несчастных случаев на производстве. Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем или профессиональным заболеванием. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 3. Производственная санитария | 12 | |
Тема 3.1. Производственные вредности и средства защиты от них. | Содержание учебного материала | 3 |
Метеорологические условия производственной среды. Пыль и защита от ее воздействия. Вредные вещества и защита от отравлений. Производственный шум и вибрация и защита от их воздействия. Производственное освещение. Радиационная опасность. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 3.2. Средства коллективной и индивидуальной защиты. | Содержание учебного материала | 6 |
Место средств коллективной защиты в системе защиты работающих и их классификация. Классификация средств индивидуальной защиты. Особенность выбора средств и порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты. Общие требования к средствам индивидуальной защиты. Порядок выдачи СИЗ. | 2 | |
Практическое занятие № 2Подбор средств индивидуальной защиты для определенного вида работ | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; -оформление отчетов по практическим занятиям | 2 1 1 | |
Тема 3.3. Санитарно-бытовое обеспечение работающих на строительной площадке | Содержание учебного материала | 3 |
Требования к устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений и их размещение. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 4. Безопасность работ на строительной площадке | 12 | |
Тема 4.1. Безопасная организация рабочей площадки | Содержание учебного материала | 6 |
Требования безопасности, предусматриваемые в техническойдокументации по организации производства работ . Безопасная организация рабочей площадки. Безопасная эксплуатация сосудов, работающих под давлением. Требования безопасности к баллонам для сжиженных и растворенных газов. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Тема 4.2. Безопасная организация основных видов работ | Содержание учебного материала | 6 |
Безопасная организация погрузочно-разгрузочных и складских работ. Безопасная организация работ с вредными газообразными и дурнопахнущими веществами. Безопасная организация работ при применении химреагентов. Требования безопасности при транспортировке и утилизации опасных отходов. | 4 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 5. Основы электробезопасности | 3 | |
Тема 5.1. Электробезопасность на строительной площадке | Содержание учебного материала | 3 |
Воздействие электрического тока на человека. Основные меры защиты человека от поражения электрическим током. Подключение и эксплуатация электрооборудования. Электрозащитные средства в установках напряжением до 1000 в. Производство работ в охранных зонах вблизи электропередач. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 6. Основы пожарной безопасности | 3 | |
Тема 6.1.Пожарная безопасность объекта | Содержание учебного материала | 3 |
Основные понятия. Классификация объектов по взрывопожаробезопасности. Противопожарная защита объекта. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Раздел 7. Оказание первой помощи при несчастных случаях | 3 | |
Тема 7.1.Оказание первой доврачебной помощи | Содержание учебного материала | 3 |
Порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.Содержание аптечки первой помощи. Способы оказания первой помощи пострадавшему. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося: -систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам учебных пособий; | 1 1 | |
Всего: | 51 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий «Средства индивидуальной защиты», «Оказание первой медицинской помощи».
Технические средства обучения:
- широкоформатный телевизор с HDMIкабелем;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Куликов О.Н. Охрана труда в строительстве: учебник для нач. проф. образования – М: Издательский центр «Академия», 2014г.–352 с.
- Сухачев А.А. Охрана труда в строительстве: учебник для среднего профессионального образования - М: «Кнорус», 2013 – 272 с.
- СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Дата актуализации 05.05.2015 г.
- СО 153-34.21.122-2003г. Инструкция по устройству зданий, сооружений и к промышленным коммуникациям. Дата актуализации 05.05.2015 г.
- Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002г. №73 «Об утвержденииформ документов необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения обособенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. (с изменениями и дополнениями) Редакция от 14.11.2014г.
Дополнительные источники:
1. www.consultant. ru
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
анализировать и оценивать опасные и вредные факторы производственного процесса и оборудования; | Оценка устного или письменного опроса по теме.Тестирование. |
пользоваться правовой и нормативно-технической документацией по вопросам безопасности труда; | Оценка выполнения и защиты практической работы |
принимать необходимые меры по предотвращению аварийных ситуаций; | Оценка устного или письменного опроса по теме.Тестирование. |
применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников; | Оценка выполнения и защиты практической работы. |
Знать: | |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
| Оценка устного фронтального и индивидуального опроса. |
Итоговая аттестация – по текущей успеваемости |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню охраны труда «Охрана труда – наша жизнь, наше здоровье»
Внеклассное мероприятие для обучающихся образовательных учреждений. Проводится ежегодно в апреле, посвящается дню охраны труда....
Учебно методический комплекс по учебной дисциплине "Охрана труда"
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (междисциплинарного курса) в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и сост...
Задания в тестовой форме по теме:"Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии»)"
Задания в тестовой форме по теме: Охрана труда, безопасность жизнедеятельности, безопасность окружающей среды (охрана окружающей среды, «зеленые технологии») созданы для проведе...
Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"
Лекция по предмету "Охрана труда" на тему "Организация управления охраной труда на предприятии"...
Презентация по предмету "Охрана труда" тема "ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА" для работников ОАО "РЖД"
Рассмотрены вопросы основных направлений государственной политики в области охраны труда...
РП ОП.09 Охрана труд КТП ОП 09 Охрана труд КТП Метрология, стандартизация и сертификация
по дисциплине:ОП.09 Охрана труда ...
Лекция по «Охране труда» Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях
Лекция по «Охране труда»Тема: Основные положения законодательства об охране труда на предприятии. Специфика охраны труда на автотранспортных предприятиях...