Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс
статья на тему
В научной статье «Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс» раскрываются основные задачи образования: необходимо не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, но и выработать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельный метод обучения. Одним из таких методов является создание на уроках проблемных ситуаций, использование заданий с проблемными вопросами и использование на уроках коллективных форм работы. Целью проблемного опроса является не получение оценки, а поиск истины. Проблемные вопросы заставляют студентов думать, искать правильный ответ, используя конспекты, учебные пособия, учебники и справочники, интернет-ресурсы. Актуальные проблемы профессионального образования в контексте внедрения ФГОС – повышение качества образования, качества подготовки специалистов, подготовки специалистов к креативной, а не репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_i_zadachi_pri_vvedenii_novyh_standartov_v_obrazovatelnyy_protsess.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы и задачи при введении новых стандартов в образовательный процесс.
Модернизация системы среднего профессионального образования, создание механизмов и моделей подготовки высокопрофессионального специалиста, владеющего комплексом профессиональных и общих компетенций, отвечающего требованиям современного рынка труда, обеспечение гарантий качества предоставляемых образовательных услуг с позиций профессиональной деятельности,- все эти задачи обусловлены современным динамичным развитием социально-экономической сферы, науки, производства, техники, технологии и предполагают создание новых моделей взаимодействия всех субъектов образовательной политики.
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, но и выработать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельный метод обучения. Одним из таких методов является создание на уроках проблемных ситуаций, использование заданий с проблемными вопросами и использование на уроках коллективных форм работы. Например, по дисциплине «Теплотехническое оборудование производства вяжущих материалов» для специальности 240111 «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий», при изучении вращающихся печей, принципа их действия, назначения их основного и вспомогательного оборудования, студенты должны не только рассказать о назначении или конструкции тех или иных узлов и элементов, показать их на макетах, но и ответить на ряд вопросов, требующих анализа полученных знаний: ( например, «Что произойдет, если….», «В каких случаях устанавливается то или иное оборудование?», «Как влияет на работу вращающейся печи тот или иной элемент?», «Как повысить экономичность работы того или иного оборудования?» и т.д.).
Целью проблемного опроса является не получение оценки, а поиск истины.
Проблемные вопросы заставляют студентов думать, искать правильный ответ, используя конспекты, учебные пособия, учебники и справочники, интернет-ресурсы.
Футуролог Элвин Тоффлер называл знания топливом. Но увеличивать количество топлива, пусть даже очень высокого качества, нет смысла, если это топливо не является ресурсом двигателя, в нашем случае – двигателя личностных новообразований, развивающего в каждом студенте самостоятельную, образованную, компетентную и, главное, просвещенную личность.
Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.
Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это привело к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Актуальные проблемы профессионального образования в контексте внедрения ФГОС – повышение качества образования, качества подготовки специалистов, подготовки специалистов к креативной, а не репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий. В настоящее время деятельность человека все в большей степени становится инновационной.
Инновационное развитие (модернизация) должно обеспечить создание постиндустриальной национальной экономики, основанной на производстве инновационных продуктов со значительной интеллектуальной составляющей.
Приоритетными целями, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, определены:
-формирование у выпускников ССУЗов готовности к профессиональному самоопределению;
-подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентноспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.
Но для этого необходимо:
1) переоснащение лабораторий новым, современным оборудованием, программно-техническими комплексами и системами;
2) внедрение в колледжах инновационных образовательных технологий, использование в учебном процессе информационного пространства, формирование новых подходов к обучению ( уроки с применением мультимедийных технологий);
3) изменение требований к выпускникам и к специальностям;
4) широкомасштабная профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
5) вектор модернизации направить на решение проблемы кадров, которая в масштабах всей страны является самой острой и самой нерешенной в последние два десятилетия;
6) тесное взаимодействие с работодателями, которые должны информировать власти о том, в каких специалистах возникает потребность.
Главный смысл разработки новых образовательных стандартов заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышение его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкурентоспособность учебного заведения, его готовность к решению социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, способности к достижению эффектов «социального лифта», т.е. выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями. Образовательный стандарт сегодня должен служить не средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Литература:
- Журнал «Среднее профессиональное образование №1-3 2013 г.
- «Учительская газета» 2013 г.
- Интернет – ресурсы.
Автор: преподаватель спецдисциплин Вольского технологического колледжа Далечина Г.К.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Не новое, но по новому": опыт народного учителя 70-х В.Ф. Шаталова в реалиях современного образовательного процесса"
Статья о опыте работы в системе СПО на 1 курсе. О проблемных моментах в преподавании гуманитарных дисциплин и путях их решения. Работа раскрывает взаимосвясь опыта Шаталова и современного образования....
Новые стандарты - новые возможности в системе профессионального образования.
В статье рассмотрен вопрос о положительном влиянии на процесс обучения введения Федеральных образовательных стандартов в отношении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе
quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...
Круглый стол "Использование новых технологий в образовательном процессе в СПО."
Применение тренажеров, действие которых основано на«Явлении биомеханического резонанса» на занятиях физической культурой...
Круглый стол "Использование новых технологий в образовательном процессе"
Круглый стол "Использование новых технологий в образовательном процессе"...
статья на тему " Применение новых технологий в образовательном процессе"
В данной статье рассмотрены виды новых технологий применяемые при организации образовательной деятельности. Также представлен профессиональный опыт преподавателя специальных дисциплин...
Круглый стол на тему: «Использование новых технологий в образовательном процессе».
Круглый стол на тему: «Использование новых технологий в образовательном процессе»....