Методическая разработка отрытого урока производственного обучения
методическая разработка по теме
Хоменок Валентина Анатольевна
Методическая разработка открытого урока производственного обучения "Простое оштукатуривание поверхностей стен и потолков"
План
открытого урока по производственному обучению
по профессии «Штукатур»
Все действия мастера производственного обучения направлены на овладение обучающимися глубокими знаниями, умениями и навыками, профессиональная значимость которых необходима для будущей успешной трудовой деятельности. Правильная организация и проведение урока производственного обучения предоставляет возможность активного включения каждого обучающегося в производственную деятельность, а также сотрудничество обучающихся друг с другом и мастером производственного обучения. Задания, выполняемые на уроках производственного обучения, развивают самостоятельность, трудолюбие и ответственность за выполненную работу, бережное отношение к инструментам и материалам. Наиболее эффективный урок производственного обучения тогда, когда он является продолжением урока теоретического.
Производственное обучение
Тема программы №__: «Простое оштукатуривание поверхностей стен и потолков»
Тема урока № __: Зачетное занятие по набрасывание раствора штукатурной лопаткой на
поверхности стен и потолков»
Цели урока:
* Учебная - показать свои знания и умения по выполнять набрасывание раствора
штукатурной лопаткой;
* Развивающая - развитие навыков систематизации знаний, умений
предвидеть возможные виды брака, применение теоретических знаний на
практике;
* Обучающая – формирование умений самостоятельного выполнения операций в
комплексе, планирования технологического процесса по выполнению
набрасывания штукатурного раствора штукатурной лопаткой на поверхности
стен и потолков.
* Воспитательная – формирование качеств личности: аккуратность, самостоятельность,
умение работать в звене, бережное отношение к материалам и инструменту,
ответственное отношение к правилам техники безопасности
продолжить формирование качеств личности:
- ответственность за выполнение производственных заданий;
- интерес к профессии;
- бережливое отношение к инструментам;
- взаимопомощь.
Учебно-производственные работы: Набрасывание учебного глиняного раствора на кирпичную
поверхность (закрепление приемов набрасывания раствора штукатурной
лопаткой);
Н выр 1,5 м Нвр.= 4 ч.
Материально-техническое оснащение урока:
Штукатурная лопатка, полутерок, терка, уровень, правило, емкости для
штукатурного раствор и воды, инструкционно-технологическая карта, плакаты.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент (2 минуты):
- проверка явки учащихся по журналу;
- проверка внешнего вида;
- проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Вводный инструктаж (48 минут):
- сообщение темы программы;
- сообщение темы урока;
- сообщение учебной цели урока;
- проверка знаний ранее изученного материала по тестам:
(проецирование тестов)
Вопрос №1.
- Перечислите, какие инструменты относятся к штукатурным ?
Правильный ответ:
Ковш, полутерок, терка, сокол, штукатурная лопатка
2. Простая штукатурка состоит из …?
а) одного слоя
б) трех слоев
в) двух слоев
Правильный ответ:
в) двух слоев
3. Какая тольщина простой штукатурки?
а) 18мм
б) 12мм
в) 15мм
г) 10мм
е) 20мм
Правильный ответ:
б) 12мм
4. Назовите слои простой штукатурки?
а) обрыгз, грунт, накрывка
б) обрызг, грунт, грунт, накрывка
в) обрызг, гунт
г) грунт , накрывка
е) обрызг, накрывка
Правильный ответ:
в) обрызг, грунт
5. Назовите толщину каждого слоя простой штукатурки?
а) обрызг-7мм, грунт-10мм
б) обрызг-6мм, грунт-5мм
в) обрызг-5мм, грунт-7мм
г) обрызг-3мм, грунт- 8мм
е) обрызг- 4мм, грунт-9мм
Правильный ответ:
в) обрызг-5мм, грунт-7мм
6. Назовите где используется простая штукатурка?
а) в офисах, дворцах
б) в жилых домах, школах, детских садах
в) в административных зданиях
г) в подвалах, гаражах
Правильный ответ?
г) в подвалах, гаражах
7. Каковы допуски простой штукатурки?
а) до 5мм
б) от 2 – до 7мм
в) от 1- до 4мм
г) до 3мм
д) до 6мм
Правильный ответ:
а) до 5 мм
Напоминание ранее изученного материала
Требования к качеству различных видов штукатурки.
Точность выполнения различной штукатурки должна отвечать требованиям СНиП или ЕНиР, которыми также обусловлена и толщина штукатурки. Толщина штукатурки должна отвечать следующим данным, мм:
простая до 12, На ровных кирпичных поверхностях толщина штукатурки может быть до 10 мм,
Штукатурка должна прочно сцепляться с поверхностью, не отслаиваться, без внешних дефектов. Точность выполняемой штукатурки проверяют правилом (рейкой) длиной 2 метра.
Для этого правило прикладывают к поверхности в разных направлениях: вертикально, горизонтально, по диагонали. Если отклонения оказываются больше норм, их устраняют (срезают раствор или дополнительно накладывают).
Вертикальность и горизонтальность простой штукатурки контролируют правилом, или шнуром, т, е. натягивая шнур с отступом на толщину штукатурки. Готовые растворы процеживают. При этом крупные частицы остаются на сите и раствор дополнительно перемешивается, что улучшает его однородность.
Растворы для обрызга и грунта процеживают через сетку с ячейками 3X3 мм; растворы для накрывочных слоев в обычной штукатурке — дополнительно через сито с ячейками 1,5X1,5 мм.
Растворы для обрызга должны быть прочнее, чем для грунта, так как обрызг удерживает всю толщу штукатурки. Для накрывки применяют раствор менее прочный, чем для грунта.
Глиняные и известковые растворы должны иметь нормальную жирность. Тощие растворы, у которых в избытке заполнитель (песок), непрочные, жирные растворы, высыхая, растрескиваются, и для их приготовления расходуется много вяжущих веществ.
Жирность раствора или вяжущих определяется в лаборатории.
Штукатурные растворы должны обладать удобоукладываемостью, т. е. способностью легко укладываться тонким плотным слоем с заполнением всех неровностей. Это свойство во многом зависит от подвижности раствора, т. е. способности растекаться под действием собственной массы. Подвижность характеризуется величиной погружения стандартного. Степы подготавливают в первую очередь. Оштукатуривают сначала верх стен, затем низ.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТОЙ ШТУКАТУРКИ
n Оштукатуривание выполняют обычным способом. Сначала поверхности очищают, от наплывов раствора, выбирают шов кладки на глубину до 1см для лучшего сцепления раствора с поверхностью.
n В случае нанесения растворонасосами на деревянные поверхности толщина обрызга должна быть не более 9 мм, на каменные, бетонные и кирпичные — не более 5 мм.
Штукатурный раствор наносят на поверхность путем набрасывания или намазывания.
Простая штукатурка состоит из двух слоев — обрызга и грунта. Перед оштукатуриванием поверхность смачивают водой. На смоченную поверхность наносят слой обрызга и после его отвердения грунт. Обрызг — первый слой штукатурного намета. Толщина этого слоя при нанесении вручную — 3—5 мм.
n Для обрызга используют жидкий раствор. Густота наносимого ручным способом раствора должна соответствовать погружению стандартного конуса в пределах 8—12 см. Раствор слоя обрызга, затекая во все поры и шероховатости поверхности, крепко сцепляется с ней и удерживает последующий слой — грунт. Чем правильнее приготовлен и нанесен раствор обрызга, тем лучше он затечет во все шероховатости, тем крепче сцепится с поверхностью и тем прочнее будет держаться штукатурка.
n Набрасывание
Раствор обрызга и первого слоя грунта всегда набрасывают для того, чтобы он лучше проник во все шероховатости и тем самым прочнее сцепился с поверхностью. Второй слой, грунт, можно намазывать.
Грунт — второй слой штукатурного намета. Раствор для грунта приготовляют несколько гуще, чем для обрызга. Подвижность процеженных штукатурных растворов в момент их нанесения должна соответствовать погружению стандартного конуса: для грунта без гипса в пределах 7—9 см; с гипсом — 8—10 см.
Грунт является основным (по объему) слоем штукатурного намета. Он образует необходимую толщину штукатурки и выравнивает поверхность.
Если толщина штукатурки большая, то грунт наносят в несколько слоев. Толщина каждого из них не должна превышать 7 мм при известковых и известково-гипсовых растворах и 5 мм при цементных растворах. Грунт очень хорошо выравнивают.
n Набрасывание раствора лопаткой из ящика.
Многие штукатуры набрасывают на стены раствор лопаткой непосредственно из ящика. При этом применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера. Техника набрасывания раствора та же, что и при набрасывании лопаткой с сокола. При оштукатуривании раствор грунта чаще намазывают с сокола. Разравнивают раствор соколом или полутерком. Для большей точности раствор грунта дополнительно срезают правилом длиной 2м.
Работу ведут в такой последовательности.
Подготовив поверхности стен предварительно устраивают лузги. Для этого по углам стен, стен и потолка намазывают растворные марки на толщину будущей штукатурки. К маркам приставляют правило и набрасывают раствор в пространство между ним и стеной или потолком. Устроив маяк с одной стороны стены у самою угла, приступают к устройству второго маяка у этого же угла. Таким образом, два маяка образуют точный лузг. Это проделывают по всем углам стен, а также стен и потолка.
Оштукатуривание выполняют в такой последовательности. На одной стороне потолка наносят полосу раствора шириной 1 м, называемую отмазкой. Обрызг и грунт отмазки разравнивают правилом. Такую же отмазку делают на противоположной стороне потолка. В дальнейшем эти отмазки будут играть роль маяков. На оставшуюся часть потолка между отмазками наносят обрызг, на него грунт, который разравнивают длинным полутерком или правилом. Эти инструменты концами движутся по отмазкам, срезая раствор на уровне этих отмазок. В такой же последовательности оштукатуривают и стены.
n НАБРАСЫВАНИЕ РАСТВОРА
В процессе оштукатуривания раствор приходится наносить в разных положениях: слева направо и справа налево. Это зависит от места, куда наносят раствор. Самое удобное положение— нанесение раствора слева направо.
Оштукатуривая стены, раствор набрасывают на уровне головы или несколько выше, на уровне пояса и у пола или подмостей. Оштукатуривая потолки, раствор приходится набрасывать с разных положений: через голову, через плечо, над собой, от себя.
При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляют вперед от штукатура. Когда броски производят над собой, то раствор ложится почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо. Если раствор наносят через голову или через плечо, то броски раствора ложатся за спиной штукатура.
При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, чтобы не бросать раствор в сторону работающего рядом штукатура и не брызгать его раствором.
Организация рабочего места
Работа организуется следующим образом. Если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1 м от степы. Ящик для раствора лучше применять передвижной на колесах. Его ставят вблизи от места работы у стен и под местом нанесения раствора на потолках.
n Набрасывание раствора
n Штукатур забирает из него лопаткой порцию раствора и набрасывает на стену. Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом со стеной. Это позволяет сократить лишние движения, а отлетающий от стены раствор падает в ящик. Во время работы ящик периодически передвигают к месту набрасывания раствора.
n РАСТВОРЫ
При выполнении работ температура воздуха в помещении должна быть не ниже 5°С. Воду и раствор при этом подогревают до 10—30°С. Начало схватывания раствора происходит через 10— 30 мин в зависимости от температуры воздуха и раствора. Поверхности, оштукатуренные таким раствором, рекомендуется поливать водой в течение трех суток.
Нетеплопроводные штукатурки выполняют из легкого быстровысыхающего раствора, состоящего из 1 мас. ч. цемента, 1 ч. известкового теста, 2 ч. песка и 5 ч. асбозурита. Для приготовления раствора цемент, песок и асбозурит перемешивают и получают сухую смесь, которую затворяют известковым молоком.
n Для оштукатуривания наружных стен
Для оштукатуривания наружных стен применяют следующие составы растворов (в объемных частях): 1:2:4 (известь : глина : песок), для внутренних стен—1:1:4 (известь : глина : песок).
n Разравнивание раствора полутерками
n Полутерок приставляют к поверхности с нанесенным раствором, поднимают верхнее ребро и с нажимом ведут по стене снизу вверх, по потолку на себя. Там, где раствора много, он срезается и собирается на полотне полутерка. Там, где его недостает, снятый излишний раствор намазывается. Местами приходится наносить раствор дополнительно. Чтобы точнее выправить раствор, иногда поступают так. Сначала полутерок ведут на стенах в вертикальном направлении, затем в горизонтальном, а на потолках вначале вдоль потолка, затем поперек. Ровность получаемой штукатурки зависит от того, с каким усилием производится нажим на полутерок или другой инструмент. Там, где сильнее нажим, тоньше слой раствора, и наоборот. Проверка качества
Часто после разравнивания полутерками ровность штукатурки проверяют правилом, которым одновременно дополнительно выравнивают поверхность. Правило прикладывают к штукатурке во всех направлениях и неровности тут же исправляют. В тех местах, где оказываются выемки, наносят раствор и ровняют его.
n Предупреждения
n Нарушение технических правил и норм при производстве штукатурных работ и приготовлении растворов приводит к появлению в штукатурке различного рода дефектов: дутиков, трещин, отлупов.
n ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕФЕКТОВ
Дутик — это небольшой бугорок, появляющийся на поверхности штукатурки; легко осыпается, оставляя в центре белое или желтоватое пятнышко.
Дутики образуются оттого, что раствор был приготовлен на невыдержанной извести, в которой не погасились мелкие частицы. Попав в штукатурку, они начинают через некоторое время гаситься и увеличиваются в объеме. Гашение может продолжаться довольно долго, иногда годами. Чтобы не было дутиков, свежегашенное или маловыдержанное известковое тесто, применяемое для приготовления раствора, надо процедить через сито с отверстиями 0,6 мм или 0,5X0,5 мм.
Трещины крупные и мелкие появляются на поверхности штукатурки оттого, что применяют либо жирные (с большим содержанием вяжущих веществ), либо плохо перемешанные растворы, в которых скапливается местами много вяжущих материалов или заполнителей. Трещины могут появляться и в результате применения отмоложенных известково-гипсовых растворов либо от быстрого высыхания нанесенной штукатурки под воздействием сильных сквозняков или высокой температуры. Трещины образуются также от нанесения за один прием толстого слоя медленно схватывающегося раствора или потому, что раствор наносят, хотя и тонкими слоями, но на еще не схватившийся предшествующий слой раствора.
n Рекомендации
n Чтобы избежать появления трещин, необходимо строго дозировать вяжущие вещества и заполнители при приготовлении раствора и тщательно его перемешивать.
В свежеприготовленный раствор можно добавлять не более 10% отмоложенного раствора. Чтобы избежать появления трещин, необходимо строго дозировать вяжущие вещества и заполнители при приготовлении раствора и тщательно его перемешивать.
В свежеприготовленный раствор можно добавлять не более 10% отмоложенного раствора.
n Самоконтроль
- Необходимо проверить при помощи уровня вертикальность поверхности
- Горизонтальность поверхности при помощи правила
- Диагональность поверхности при помощи правила
Показатели оценок работ учащихся:
1. Организация рабочего места
2. Соблюдение техники безопасности и трудовой дисциплины
3. Соблюдение технологического процесса
4. Качество 5. Самоконтроль
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ
Научная организация работ и рабочих мест дает возможность повысить производительность труда. Отработка отдельных приемов выполнения тех или других операций до минимума снижает утомляемость, одновременно повышая производительность и улучшая качество работ.
Для этого необходимо применять высокопроизводительные инструменты и рациональные приемы выполнения различных операций. Большую роль играет качество инструмента и умение обращаться с ним, правильная хватка инструмента и стойка рабочего при выполнении операции.
Организация штукатурных работ зависит от многих факторов: от вида штукатурки, оштукатуриваемых поверхностей, применяемого раствора, вида отделки, фронта работ, удельного веса отдельных операций, состава бригады и звеньев, а также квалификации рабочих.
Большую роль играет комплектация звеньев. Звеньевым должен быть квалифицированный штукатур, умеющий правильно организовать рабочие места и работу в целом, расставлять членов звена на выполнение таких операций, которые они больше всего знают, умеют выполнять быстро и качественно. Звеньевой должен не только руководить звеном, но и работать сам, оказывая помощь малоквалифицированным членам звена, если требуется, то показывать отдельные приемы выполнения. Количественный состав звена или бригады зависит от сложности выполняемых работ.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При оштукатуривании необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и принимать все меры к снижению травматизма.
Растирание кожи рук может произойти от неправильно изготовленных ручек инструмента. Ручки должны быть без острых углов, кромок. Ручки всех инструментов должны быть прочно закреплены. Это предохраняет руки от натирания, мозолей и других травм.
При намазывании раствора на поверхности стен или потолков с металлического сокола при упоре бывают частые срывы конца лопатки со скользкой металлической поверхности сокола, лопатка может поранить руку, держащую сокол. Чтобы этого не происходило, упирать инструмент следует не полотном, а ручкой лопатки или рукой. Работать желательно в рукавицах.
Категорически запрещается брать руками раствор — известковый, известково-гипсовый и цементный. Во избежание травм все материалы рекомендуется насыпать лопаткой или совком.
Необходимо остерегаться попадания известкового раствора или извести в глаза.
Задание на день с указанием нормы времени и нормы выработки на выполнение работы:
· сообщение обучающимся показателей оценок работы и критериев оценивания;
· распределение обучающихся по рабочим местам;
· подведение итогов вводного инструктажа.
3.Текущий инструктаж (самостоятельная работа обучающихся и целевые обходы мастера
производственного обучения с целью проверки): ( 9.30- 13.30)
Целевые обходы мастером рабочих мест обучающихся:
· первый обход с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и трудовой дисциплины;
· второй обход с целью проверки - правильности выполнения технологического процесса и правильности выполнения трудовых приёмов;
· третий обход- проверка правильности ведения самоконтроля;
· четвёртый обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ обучающихся.
·
4. Заключительный инструктаж: ( 13.40-14.10)
· итоги дня, достижение целей урока
· оценка качества каждого учащегося по показателям
· лучшие сегодняшнего урока (отметить тех, кто из ребят добился отличного качества работы)
· ошибки в работе, слабые работы
· домашнее задание
· подготовка материально-технической базы к следующему уроку
Проведение урока производственного обучения позволяет решить познавательную, воспитательную и развивающую задачи. Значительно повышает активность обучающихся, вызывает интерес к профессии.
Осуществляется тесная межпредметная связь (спецтехнология, производственное обучение). Есть возможность оценить каждого обучающегося. Самостоятельная работа на уроках производственного обучения формирует навыки умелого применения полученных знаний и умений на производстве.
Мастер производственного обучения __________________В.А.Хоменок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока производственного обучения «Выполнение декоративной штукатурки»
Данная разработка урока производственного обучения направлена на изучение области применения и технологии выполнения декоративной штукатурки содействует воспитанию интереса к своей профессии, ак...
Методическая разработка к уроку производственного обучения "Сверление отверстий на сверлильных станках"
В работе даны рекомендации по проведению урока производственного обучения с помошью кроссвордов, презентаций и метода опережающих заданий. Подробно описаны приемы: управления с...
Методические разработки к уроку производственного обучения по профессии " Маляр строительный"
Форма урока традиционная- эта форма дает обучающимся возможность применять свои знания и умения на практике. Урок по данной теме проводится в группе маляров с коррекционными детьми. Урок д...
Методическая разработка ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ по профессии «Штукатур» Тема: «Приготовление растворов»
Тема: №7 «Освоение приемов штукатурных работ»Тема урока: «Приготовление растворов»Цели урока:Образовательная цель: создать условия для получения обучающимися знаний и умений приготавливать...
Методическая разработка открытого урока производственного обучения
Методическая разработка урока производственного обучения на тему «Заполнение справочников в программе 1С: Бухгалтерия» разработага мною с целью передачи опыта проведения нестандартной форм...
Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Оштукатуривание оконных и дверных откосов".
Основное направление инновационной работы мастера производственного обучения - разработка и апробация Федеральных государственных стандартов. Организация и проведение уроков с внедрением инновационных...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «ШТУКАТУР» ПО ТЕМЕ: «ШТУКАТУРНЫЕ СЛОИ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ»
Методическая разработка направлена на профессионально-педагогическое совершенствование мастера производственного обучения, занимающегося подготовкой студентов штукатуров и повышением квали...