8 сентября - день грамотности
классный час (3, 4 класс)

Классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_sentyabrya_-_den_gramotnosti.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Международный день распространения грамотности-8 сентября»

Цели:

1.познакомить обучающихся с историей возникновения праздника «День грамотности»;

 2.прививать любовь к русскому языку, способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

– воспитание морально – нравственных качеств личности;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

– формирование эстетических потребностей;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Познавательные УУД:

-развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

-умение синтезировать полученную информацию для составления ответа

Регулятивные УУД:

- формирование умения целеполагания; умение планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Оборудование:

-плакаты с высказываниями писателей о русском языке;

-магнитная доска

- карточки

форма проведения классного часа: беседа

Структура классного часа:

1.Вступительная часть:

-организационный этап;

-постановка целей, задач.

2.Основная часть:

-актуализация знаний;

-применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе групповой и индивидуальной  работы.

3. Заключительная часть:

-подведение итогов;

-рефлексия.

                                       Ход классного часа:

1.Организационный этап.

 Тема классного часа сегодня «Международный день распространения грамотности-8 сентября».  В ходе классного часа  мы поговорим  об истории возникновения праздника «День знаний», о традициях в этот день в разных странах, о бережном отношении к русскому языку, проведем конкурсы на знание русского языка.

2.Основная часть

Прежде всего,  поговорим  о том, что вы  знаете об этом дне.

-Когда возник этот праздник? Как этот праздник отмечают в России? (ответы обучающихся)

Этап усвоения новых знаний. Учитель. Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности- 8 сентября. Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д. В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города. В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни. Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира». Две трети неграмотных - женщины и девочки, и при этом социологи в разных странах отмечают факт определяющего влияния грамотности матери, в частности, уровня и качества ее чтения, на читательское развитие ребенка.  2003-2012 годы были объявлены ЮНЕСКО Десятилетием грамотности. Главные задачи Десятилетия: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования. Результаты сравнительного исследования, проведенного Международной Ассоциацией Чтения (IRA) в 2000 году, оценивавшего достижения в области чтения 9-ти и 15-летних, выявили, что наивысших результатов достигли учащиеся обоих возрастов Финляндии. Россия принимала участие в исследованиях 2000, 2003 и 2009 годов, эксперты оценивали грамотность учеников в чтении, математике и естествознании. Из 265 000 пятнадцатилетних учащихся 32-х индустриально развитых стран, принимавших участие в 6 программе оценки результатов обучения (PISA) в 2000 году, Россия заняла общее 28 место, в 2003 году – 33 место из 40 стран, а в 2009 году – 43 из 65 стран. При этом, в 2008 году по результатам исследования чтения  успехи продемонстрировали учащиеся начальных школ России, заняв первое место в международных показателях. В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.

Закрепление материала. Конкурсы  на знание русского языка

  Конкурс «Вопросы на сообразительность»

Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)

Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)

Какое государство можно носить на голове?  (Панама)

Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)

Какую часть слова можно найти в земле? (корень)

В каком слове сорок гласных? (сорока)

В каком слове 7 гласных Я ? (семья)

Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)

Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак)

Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).

 Посмотрим теперь, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, мы продолжаем употреблять их и сегодня в своей речи.

 Конкурс «Продолжи пословицу».

1.Грамоте учиться – (всегда пригодится)

2.В умной беседе ума наберешься, а (в глупой – свой растеряешь).

3.Корень ученья горек, а (плод сладок).

4.Слово серебро, (молчание – золото). 

 Конкурс «Знатоков поговорок».

1.Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет)

2.О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день?   (кто рано встает, тому бог дает)

3.Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (после дождичка в четверг)

4.Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту?  (положить зубы на полку)

5.Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды?   (не плюй в колодец: пригодиться воды напиться)

 Вопросы – загадки.

1.Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Вам нужен для воды (насос)

2.Черные кривые, от рожденья все немые,

Станут в ряд – сейчас заговорят (буквы)

 Конкурс «Анаграммы».  Из данного слова, используя буквы,  которые даны,  составьте свои слова.  Слово  «Энциклопедия» 

(клоп, циклоп, циклон, цикл, полк, идол, клон, циник, цинк, кино)

Расставьте ударение в словах:

Баловать, щавeль, каталог, свекла, красивее, звонит, творог, упростuть, цемeнт.

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

В конце предлагаю вам послушать притчу.
Давным-давно жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав её в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мёртвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если царь ответит «мёртвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришёл хитрец к Соломону и задал свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Всё в твоих руках». 

Вопрос учителя: Что значит для Вас смысл высказывания Соломона «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Соломона).  

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? (ответы обучающихся)

Подведение итогов классного часа:

-Что больше всего запомнилось? 

–Чему вы научились? 

И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Все это говорит о том, что учиться никогда не поздно, что быть грамотным сегодня просто необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 сентября - День знаний в 1 классе

Разработка праздника в 1 классе "1 сентября - День знаний"...

"1 сентября - День Знаний. Наш нескучный 2 "Б""

Кл.час во 2 классе, посвящённый Дню Знаний....

«Первое сентября - День Знаний» линейка, посвященная 1 сентября

Сценарий проведения праздничной линейки, посвященной "Дню знаний", 1 сентября....

8 сентября - Международный день грамотности

День грамотности нынче повсеместноВсе люди отмечают на планете!За грамотность с пор давних, как известно,Все люди пред потомками в ответе!Я с этим днем сегодня поздравляюТебя, как водится, сердечно от...

8 сентября - Международный День грамотности.

Как  стать грамотным. Традиции дня гамотности....

"3 сентября - День окончания Второй мировой войны" сентябрь 2023 г.

Конспект разарботан для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития....

8 сентября международный день грамотности

8 сентября 1966 года , 58 лет назад на Всемирной концеренции министров образования в Тигеране родился празник "День грамотности". Датой выбрали день открытия проходившего мероприятия. Цель к...