8 сентября - день грамотности
классный час (3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час: «Международный день распространения грамотности-8 сентября»
Цели:
1.познакомить обучающихся с историей возникновения праздника «День грамотности»;
2.прививать любовь к русскому языку, способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
– воспитание морально – нравственных качеств личности;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
– формирование эстетических потребностей;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Познавательные УУД:
-развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
-умение синтезировать полученную информацию для составления ответа
Регулятивные УУД:
- формирование умения целеполагания; умение планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Оборудование:
-плакаты с высказываниями писателей о русском языке;
-магнитная доска
- карточки
форма проведения классного часа: беседа
Структура классного часа:
1.Вступительная часть:
-организационный этап;
-постановка целей, задач.
2.Основная часть:
-актуализация знаний;
-применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе групповой и индивидуальной работы.
3. Заключительная часть:
-подведение итогов;
-рефлексия.
Ход классного часа:
1.Организационный этап.
Тема классного часа сегодня «Международный день распространения грамотности-8 сентября». В ходе классного часа мы поговорим об истории возникновения праздника «День знаний», о традициях в этот день в разных странах, о бережном отношении к русскому языку, проведем конкурсы на знание русского языка.
2.Основная часть
Прежде всего, поговорим о том, что вы знаете об этом дне.
-Когда возник этот праздник? Как этот праздник отмечают в России? (ответы обучающихся)
Этап усвоения новых знаний. Учитель. Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности- 8 сентября. Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д. В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города. В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни. Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира». Две трети неграмотных - женщины и девочки, и при этом социологи в разных странах отмечают факт определяющего влияния грамотности матери, в частности, уровня и качества ее чтения, на читательское развитие ребенка. 2003-2012 годы были объявлены ЮНЕСКО Десятилетием грамотности. Главные задачи Десятилетия: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования. Результаты сравнительного исследования, проведенного Международной Ассоциацией Чтения (IRA) в 2000 году, оценивавшего достижения в области чтения 9-ти и 15-летних, выявили, что наивысших результатов достигли учащиеся обоих возрастов Финляндии. Россия принимала участие в исследованиях 2000, 2003 и 2009 годов, эксперты оценивали грамотность учеников в чтении, математике и естествознании. Из 265 000 пятнадцатилетних учащихся 32-х индустриально развитых стран, принимавших участие в 6 программе оценки результатов обучения (PISA) в 2000 году, Россия заняла общее 28 место, в 2003 году – 33 место из 40 стран, а в 2009 году – 43 из 65 стран. При этом, в 2008 году по результатам исследования чтения успехи продемонстрировали учащиеся начальных школ России, заняв первое место в международных показателях. В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Закрепление материала. Конкурсы на знание русского языка
Конкурс «Вопросы на сообразительность»
Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)
Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
В каком слове сорок гласных? (сорока)
В каком слове 7 гласных Я ? (семья)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак)
Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Посмотрим теперь, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, мы продолжаем употреблять их и сегодня в своей речи.
Конкурс «Продолжи пословицу».
1.Грамоте учиться – (всегда пригодится)
2.В умной беседе ума наберешься, а (в глупой – свой растеряешь).
3.Корень ученья горек, а (плод сладок).
4.Слово серебро, (молчание – золото).
Конкурс «Знатоков поговорок».
1.Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет)
2.О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (кто рано встает, тому бог дает)
3.Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (после дождичка в четверг)
4.Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (положить зубы на полку)
5.Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (не плюй в колодец: пригодиться воды напиться)
Вопросы – загадки.
1.Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Вам нужен для воды (насос)
2.Черные кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят (буквы)
Конкурс «Анаграммы». Из данного слова, используя буквы, которые даны, составьте свои слова. Слово «Энциклопедия»
(клоп, циклоп, циклон, цикл, полк, идол, клон, циник, цинк, кино)
Расставьте ударение в словах:
Баловать, щавeль, каталог, свекла, красивее, звонит, творог, упростuть, цемeнт.
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
В конце предлагаю вам послушать притчу.
Давным-давно жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав её в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мёртвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если царь ответит «мёртвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришёл хитрец к Соломону и задал свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Всё в твоих руках».
Вопрос учителя: Что значит для Вас смысл высказывания Соломона «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Соломона).
Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? (ответы обучающихся)
Подведение итогов классного часа:
-Что больше всего запомнилось?
–Чему вы научились?
И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Все это говорит о том, что учиться никогда не поздно, что быть грамотным сегодня просто необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 сентября - День знаний в 1 классе
Разработка праздника в 1 классе "1 сентября - День знаний"...
"1 сентября - День Знаний. Наш нескучный 2 "Б""
Кл.час во 2 классе, посвящённый Дню Знаний....
«Первое сентября - День Знаний» линейка, посвященная 1 сентября
Сценарий проведения праздничной линейки, посвященной "Дню знаний", 1 сентября....
8 сентября - Международный день грамотности
День грамотности нынче повсеместноВсе люди отмечают на планете!За грамотность с пор давних, как известно,Все люди пред потомками в ответе!Я с этим днем сегодня поздравляюТебя, как водится, сердечно от...
8 сентября - Международный День грамотности.
Как стать грамотным. Традиции дня гамотности....
"3 сентября - День окончания Второй мировой войны" сентябрь 2023 г.
Конспект разарботан для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития....
8 сентября международный день грамотности
8 сентября 1966 года , 58 лет назад на Всемирной концеренции министров образования в Тигеране родился празник "День грамотности". Датой выбрали день открытия проходившего мероприятия. Цель к...