Технология информационно-ценностного подхода совершенствования читательской деятельности младших школьников А.М.Кушнира
статья

Бойко Людмила Алексеевна

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности.

Анализируя традиционную методику обучения чтению и методики других авторов, А.М.Кушнир предлагает свой информационно-ценностный подход в обучении чтению, в котором он не допускает ошибок, вырабатывающих методическими системами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология

информационно-ценностного подхода

совершенствования читательской деятельности младших школьников А.М.Кушнира

                                                                                                                                                   

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии личности.

    «Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность», – сказал Н.Ф.Бунаков. По словам В.А.Сухомлинского: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

    Действительно, чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, к периодике. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющих общеучебный характер и следовательно, используемый учеником при изучении почти всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни, когда ему приходится иметь дело с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации.

             Великий И.В.Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».  Эту мысль можно продолжить «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не полюбит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, - одна из самых актуальных дидактических задач.

        Педагогическая практика показывает, что маленькие дети с большим трудом овладевают навыком чтения. Самостоятельное чтение для них – процесс, требующий напряжения сил и, порой, не приносящий никакого удовольствия. Первые трудности могут навсегда отвратить ребёнка от чтения.

       Возможно, именно поэтому среди младших, да и более старших школьников так редко встречаются читающие дети много и с удовольствием.

       Низкий уровень сформированности навыка чтения  учащихся любого класса зачастую является причиной слабой успеваемости не только по литературе, но и по другим учебным дисциплинам.

    Жизнь показывает, что если ученик научился бегло читать в период обучения грамоте (или раньше), то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и ,наоборот, если ребёнок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в способность успешно учиться.

    Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу пути повышения качества на этих уроках. Поэтому меня особенно привлекает опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области.В настоящее время существует не только вышеизложанные рекомендации по использованию технологических приемов обучению чтению.В.Н.Зайцев знакомит нас с другими приемами совершенствования навыков чтения в начальных классах, обеспечивающих высокую результативность обучения чтению, которые может использовать в своей работе каждый учитель.Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.Работа над развитием оперативной памяти ведется с помощью зрительных диктантов,тексты которых разработаны и предложены профессором Федоренко И.М.

В работе стараюсь творчески использовать различные приёмы, методические упражнения, видоизменять и комбинировать их.

    Обратимся к анализу существующей методики обучения чтению.

    Традиционная методика строится на понимании чтения, как вида речевой деятельности, что зафиксировано в программах, методичках и учебниках для начальной школы, хотя чтение является одной из основных форм познания и общения.

    Акцент традиционной методики чтения на воссоздание звукового образа слова с целой системой соответствующих упражнений создаёт устойчивый стереотип скрытой или явной артикуляции при чтении, которая ограничивает в дальнейшем его скорость. В итоге – чтение молча (про себя) лишь незначительно превышает скорость чтения вслух. Таким образом громкое чтение и чтение с проговариванием каждого слова в какой-то точке обучения из фактора развития речи превращается во вредную привычку, ограничивающую познавательные возможности человека. В дальнейшем требуется специальное обучение быстрому чтению – фактически переучивание.

    Вместе с речедвигательными функциями в чтении участвуют движение глаз. Младший школьник при слабой технике чтения часто возвращается к началу слова, пытаясь прочесть правильно или осмыслить прочитанное. В результате формируется устойчивый стереотип обратных движений глаз-регрессий – действующих всю жизнь и сокращающий полезное время чтения. Это ещё одна вредная привычка при чтении, вырабатываемая существующей методической системой.

    Д.Б.Эльконин в применении к начальному обучению определяет чтение, как процесс воссоздания звукового образа слова по графической модели. Заявленная теоретическая позиция – адаптированное к школьному обучению понимание чтения, – сузило видение проблемы и подходы к ней, поскольку здесь исключён информационно-ценностный аспект чтения, его культурно-историческая функция.

     Из приведённого выше определения Д.Б.Эльконина можно извлечь, по сути, лишь техническую сторону процесса. Согласно Д.Б.Эльконину, сознательной целью учащегося, которую ставит перед ним педагог и для достижения которой он даёт ученику соответствующие приёмы, является воссоздание звуковой формы слова по графической модели. Понимание прочитанного выступает здесь не как основная задача, а скорее, как способ контроля за правильным действием: понял – значит правильно прочёл.

    Данный подход в обучении грамоте и чтению правильно было бы назвать речевым, поскольку чтение здесь рассматривается исключительно как форма речи.

    Кроме указанных недостатков сюда следует отнести малое поле зрения, нерациональную траекторию движений глаза, слабую концентрацию внимания, отсутствие алгоритма обработки информации и другое. Подробно данный вопрос рассматривается О.А.Андреевым и Л.Н.Хромовым в пособии «»Техника быстрого чтения», а также другими исследователями данной проблемы.

    Анализируя традиционную методику обучения чтению и методики других авторов, А.М.Кушнир предлагает свой информационно-ценностный подход в обучении чтению, в котором он не допускает ошибок, вырабатывающих методическими системами.

Требования к модели обучения чтению по системе А.М.Кушнира

  1. Чтение понимается:

- как активный процесс, побуждающий и регулируемый целями, мотивами, установками;

-  как процесс извлечения информации из текста – как одна из форм познавательной коммуникации личности в широком контексте жизнедеятельности.

   2. Обучение чтению понимается:

      -    как формирование ценностного отношения к чтению;

      -    как обучение извлечению информации и  расширение познавательных      

        возможностей личности;

      -    как развитие психомоторных навыков.

       Первый шаг к овладению чтением – знакомство с буквами. На данном этапе автоматизируется действие идентификации звука и буквы. Этот этап продолжается не более десяти дней, весь буквенный материал предъявляется детям сразу (игры с кубиками, на которых изображены буквы; узнавание букв; конструирование слов из букв и другие приёмы). Учащиеся сопровождают чтение учителя пальчиком по строке самостоятельно.

    Следующий этап предполагает специальную подготовку зрительного анализатора. Идентификация фонетического и графического материала  выражается тем, что глаза читающего находятся в том месте, которое в это время звучит с диска магнитофона. Детям предлагается читать шёпотом вместе с диктором. У учителя в это время есть возможность работать индивидуально со слабо читающими учащимися.

    Следующий шаг – совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией.

    Культура чтения закладывается эталонным чтением диктора. Дети цепочкой читают вслух вместе с диктором по две-три минуты, подражая всем нюансам произношения. При этом желательно использовать произведения известных авторов: А.Барто, С.Михалков, с.Маршак, В.Осеева, Л.Толстой.

    На этом этапе завершается формирование мотивационной основы чтения. Учитель должен начать задавать домашние задания – прочесть то или иное произведение и рассказать о нём в классе. На уроке учитель лишь быстро спрашивает – выясняет кто, по мнению ребят, прочёл самую интересную книгу, поощряя их рассказы друг другу.

    Дальнейшая работа по совершенствованию способности читать должна быть направлена на развитие навыка эффективного извлечения информации из текста.

    Итак, обучение чтению (по методике А.М.Кушнира) состоит из следующих этапов:

  1. Следование детьми за медленным чтением взрослого(использование магнитофонной записи) с помощью указательного пальчика, затем линейки, потом глазами по строчке (по необходимости оказывать помощь отдельным учащимся). Форма контроля: совпадение темпа слежения ребёнка с темпом чтения диктора.
  2. Следование за медленным чтением диктора глазами по строчке. Контроль: покажи, где мы читаем.
  3. Следование за убыстряющимся чтением диктора с одновременным проговариванием шёпотом или в слух. Контроль: чтение текста вслух вместе с диктором.
  4. Чтение вслух и про себя вместе с диктором и самостоятельно в определённом оптимальном темпе. Контроль: чтение вслух в заданном темпе.
  5. Чтение вслух и про себя одновременно с подчёркнуто выразительным чтением диктора в оптимальном темпе. Контроль: чтение вслух незнакомого текста.

 Принципиальные моменты организации обучения:

  • чтение со звуковым ориентиром должно занимать на уроке не менее 30 минут;
  • разнообразие на уроке обеспечивается не множеством приёмов работы, а большим количеством, новизной и привлекательностью материала для чтения, поэтому все тексты читаются только один раз;
  • прочитанное обязательно обсуждается;
  • обеспечивается не техника чтения, а понимание, переживание прочитанного;
  • полностью исключается из обихода чтение по слогам (в том числе и дома);
  • родители должны быть поставлены в известность о вредности чтения по слогам и проинструктированы о том, как организовать , обеспечить домашнее чтение ребёнка в период автоматизации навыка.

                       Алексей Михайлович Кушнир категорически отказывается от старой методики, предлагает единой методологией обучения.

    У детей не бывает переутомления в связи с информационными перегрузками, усталость появляется по поводу неуспеха, скуки, обиды, страха. Подряд дважды слушать или читать одно и тоже неинтересно, скучно, бессмысленно. «Книжка за книжкой» - призывает А.М.Кушнир. Он предлагает не тратить время на «обсуждение» с помощью наводящих вопросов. Необходимо, чтобы сам ребёнок, распираемый изнутри сведениями, эмоциями, сам начал судить. Продолжением уроков чтения должны стать уроки русского языка, когда, прочитав рассказ или повесть, учащиеся напишут сочинения-фантазии, сочинения по иллюстрациям, творческие сочинения. Обучение чтению немыслимо без опоры на развитую к шести годам, у ребёнка, устную речь.

    Проверить качество усвоения информации можно за пару минут с помощью тестов.

    Для этого зачитываются 10 вопросов, на которые дети должны ответить утвердительно или отрицательно, ставя в блокнотике «+», «-».

    Пример: В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

  1. Муравей отправился в путешествие с большой ёлки? «-» (нет, с берёзы).
  2. В муравейнике все ходы-выходы закрываются с заходом солнца? «+».
  3. Упав с листочка, муравей отшиб себе спинку? «-» (нет, ножки).
  4. Червяк: спереди – ножки, сзади – ножки – это гусеница-землеройка? «+»
  5. Паук-сенокосец бежал быстро-быстро? «-» (нет, чиркал по земле).
  6. Шесть ног, все равны как у коня, бежит, как по воздуху летит – это кузнечик? «-» (нет, это жужелица).
  7. Через реку муравьишку перенёс майский жук? «-» (нет, клоп-водомер).
  8. У жука- хруща майского было 4 крыла? «+»
  9. Гусеница-листовёртка с радостью помогла муравью? «-» (нет, она отказалась ему помочь)
  10. Муравьишка успел зайти в муравейник до закрытия входа? «+»

 

         Позднее, вопросительные предложения текста заменяются повествовательными, а дети должны либо согласиться с утверждением, либо отвергнуть его, также ставя в блокнотиках «+», «-».

         Пример: Андерсен «Дюймовочка» (гл.2).

  1. Рыбки пожалели Дюймовочку, т.к. не хотели , чтобы она жила с жабами.
  2. Жабы пытались догнать лист кувшинки с Дюймовочкой. «-»(нет, они и не знали, что лист уплывает)
  3. Мотылёк помог Дюймовочке, т.к. боялся, что она утонет. «-»(нет, просто он был привязан к листу и не мог освободиться).
  4. Майский жук посадил Дюймовочку на большое дерево. «+»
  5. Майским жукам Дюймовочка очень понравилась. «-»(Нет, они назвали её не красивой).
  6. Жук отнёс Дюймовочку на лист кувшинки. «+»
  7. Дюймовочка плакала, т.к. ей было холодно. «-».(нет, ей было обидно, что её назвали не красивой).
  8. Всё лето Дюймовочка прожила в лесу одна. «+».
  9. Дюймовочке жилось в лесу тяжело, т.к. она голодала. «+».
  10. Дюймовочка со страхом ждала приближения зимы. «+».

      Очень нравится детям тест-описание. Например, перед чтением рассказа

О.Перовской «Васька» даю детям задание: запомнить внешний вид тигрёнка, обратить внимание на его характер.

   1. Утигрёнка была большая широкая голова. «+».

   2. Уши были большие и пушистые. «-»(нет, короткие).

   3. Глаза коричневые, большие, круглые. «-»(нет,зелёные)

   4. Лоб широкий. «+».

   5. Хвост длинный и висел до самой земли. «+» и т.п.

      Тесты-описания провожу обычно тогда, когда после чтения составляется характеристика героя: внешний вид, черты характера, что необходимо для подготовки к сочинению по прочитанной книге.

      Во втором классе можно проводить тестирование с помощью пословиц, когда дети должны подумать над смыслом пословицы, над поступками и характерами героя и решить, подходит ли пословица к данному герою.

      Пример: Сказка «Про злыдней»:

  1. Дело в руках огнём горит. «+».
  2. Хороший кузнец и лягушку подкуёт. «+».
  3. Ленивому, что ни день, то праздник. «-».
  4. Терпение и труд всё перетрут. «+».
  5. Труд кормит, а лень портит. «+». И т.д.

       Давая ответы, дети учатся оценивать поступки героев, разбираться в мотивах их поведения, проявлять эмоциональную отзывчивость к героям.

      Расширить словарный запас учащихся, научить их понимать лексическое значение слов помогает словарное тестирование или проверка усвоения лексических значений.

 1. Человек, занимающийся разведением животных и выращиванием урожая.

 2. Место без рек и озёр, покрытое песками.

 3. Прибор для определения направления ветра.

 4 .Маленький магазинчик.

 5. Письмо.

 6. Дочка сестры.

1. Пустыня.

2. Флюгер.

3. Фермер.

4. Послание.

5. Лавка.

6. Племянница

     Детям зачитывается предложение или словосочетание, объясняющее трудное слово, а дети в блокноте проставляют номер слова, которое соответствует объяснению.

     Потом перешли к чтению более «толстых» книг. Скорость начитки на магнитофон от 100 до 150 слов в минуту. Начинаем подготовку к обучению быстрого чтения, без артикуляционного, без использования речевого аппарата, «про себя» или «молча».

     Использованный прём «губы» предлагается читать без звукового ориентира, убирая на магнитофоне звук. Чтение «молча» на первом этапе должно быть обстоятельным, не очень быстрым, т.к. погоня за скоростью, чтение текста «молча» с несвойственной данному ребёнку скоростью без звукового ориентира приводит к искажению слов, повторам, другим ошибкам и непониманию текста. Но за счёт ослабления эффективности слухового и речедвигательного канала темп зрительного восприятия возрастает в 2 раза, формируется навык параллельного мышления.

     Когда дети научились чтению «молча» без установки «быстро», используется такой приём: ученики читают со звуковым ориентиром, затем звук убирается и предлагается детям продолжать читать «молча» с таким же темпом, с каким звучал текст на магнитофоне. Затем звук включается и выясняется, кто читал за данным темпом, кто отстал, а кто прочитал быстрее.

     На следующем этапе используется такой приём. Звучит запись текста с темпом, допустим, 130 слов в минуту, дети «молча» читают со звуковым ориентиром. Звучит сигнал: «Молния!». Это значит, что они должны приготовиться к более быстрому темпу чтения. Звучит запись текста в максимально ускоренном режиме. Дети должны успевать читать «молча» за диктором. Затем, минуты через 2, даётся установка «Читать про себя без ориентира до конца главы!». Дети читают молча в очень быстром темпе, к которому были подготовлены предыдущим сигналом «Молния!». Прочитавшие указанный отрывок молча встают. Таким образом, через определённый промежуток времени стоят все дети, прочитавшие текст. Те, кто прочитал раньше других, выполняют по желанию любое из предлагаемых учителем заданий:

  1. Начать читать другой текст (книги стоят на  выставке).
  2. Выполняют рисунки к тексту,
  3. Придумывают проблемные вопросы товарищам.
  4. Вспоминают пословицы, подходящие к тексту.

     Информационно- ценностный подход в обучении младших школьников со звуковым ориентиром обладает преимуществами по сравнению с традиционными методами:

  • Ребёнок овладевает навыками чтения и письма на высокохудожественных текстах произведений Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, Маяковского и других. Широко используется устное народное творчество.
  • Чтение со звуковым ориентиром даёт возможность совершенствовать и развивать выразительное чтение, повышать воспитательную эффективность обучения, его эмоциональный уровень, формировать эстетический вкус и языковое чутьё.
  • Трудностей звукослияний дети не знают, т. к. любое читаемое слово для них заранее слито, т.е. было живое слово.
  • Следует обратить внимание и на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперёд сильным ученикам, а сильные не создают у слабых ситуации неуспех – все слишком заняты: интересный сюжет, магнитофон постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении, быть успешными при оценке понимания, внимательности. У учителя есть время дойти до каждого.

     Поскольку громкое выразительное чтение играет определённую роль в жизни взрослого человека, нельзя отказываться от дальнейшего развития этой формы чтения. Поэтому теперь должны одновременно  использовать два варианта урока – обучение выразительному, эмоциональному и обучение быстрому чтению. Их оптимальное соотношение – один урок художественного и  4-5 уроков быстрого чтения.

     Мы познакомились с основными соображениями, лежащими в основе информационно-ценностного подхода при обучении чтению. Здесь не обсуждались практические приёмы. На наших уроках учитель свободен, детям интересно, есть все условия для импровизации. Хочется дать несколько деловых советов:

  1. Не следует страховаться традиционными упражнениями  или методами работы. Мы категорически отказываемся от старой методики. Не смешивайте противоположные понятия.
  2. Знайте, каждый движется своим ходом, но каждый стремится к успеху. Поощряйте малейший успех, создавайте видимость успеха там, где его нет. Радостный ребёнок бежит, грустный – плетётся, сердитый – думает о другом.
  3. Не объясняйте ребёнку, как надо понимать художественное произведение прежде, чем он его прочтёт. Не обременяйте его собственным опытом изучения Пушкина по Белинскому.

     Хочется сказать несколько слов об эффективности предлагаемой системе обучения:

  • Техника чтения вслух к концу первого класса обучения в среднем не ниже уровня второго класса по темпу, выразительности и осмысленности.
  • Чтение про себя не хуже уровня третьего класса.
  • Объём чтения в пределах учебного времени возрастает в 6-8 раз.
  • Читательская активность в среднем выше, чем в контрольных классах в 3-4 раза (по данным школьных библиотек).
  • Урок чтения – самый любимый урок почти для всех детей.

      Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

  1. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения.

   Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать своё дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.

   1. Вдох носом – выдох через рот.

       Вдох – задержка дыхания – выдох.

       Вдох – выдох по порциям.

   2. «Гудок приближается и удаляется»:

       Вдох – на выдохе произносим: М-М-М-М-М; Н-Н-Н-Н-Н.

       «Рычание собаки»:

       Вдох – на выдохе: Р-Р-Р-Р-Р.

       «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: С-С-С-С-С.

       «Свеча»: ровный и медленный выдох, затем глубоко вдохнуть,      остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.

       «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими  толчками три раза выдохнуть: Фу! Фу! Фу!

  1. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка».

1. Читаем быстро, смотрим внимательно:

    О И Э        А О Е Я             Е А Ё И О

    Я О Ю       А Ю О Е           Э Ё Ю Я У

        Ы  Я Ю      У Ё Ю У            Ю У А О Ю

     2. Читаем гласные с ударением на одном из них:

         Е А О Е У Ы И Э,  Е А О Е У Ы И Э,  Е А О Е У Ы И Э  и  т.п.

        Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

        ДА-ДА-ДА,  ДА-ДА-ДА,  ДА-ДА-ДА.

           III. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд.

     1. Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляд от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

 

а)

  Б                            А

                 

               М

                                                                   

б)          

          НИ 1    НА

       МА   2      ША

     ЗИ      3         НА

   СИ       4            МА

   IV. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения.

       У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

    1Читаем медленно, в умеренном темпе, убыстряя темп:

    ЖЗИ          ТНО          КТРИ

    ДРУ          ЗБИ           СТРУ

    2. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

     Например: Вороб_ сидел на ветк_ и чирикал_

    3. Скороговорки.

    Лена искала булавку.

    Булавка упала под лавку.

    Под лавку залезть было лень,

    Искала булавку весь день.

     а) Прочитай скороговорки орфографически.

     б) Прочитай скороговорки орфоэпически.

     в) Работа с табличками: дети читают скороговорки в соответствии с заданием. (тихо, громко, шёпотом, немое кино)

немое кино

(произносится беззвучно)

    

   V. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

     1. Найди лишнюю букву:

                     О, И, Б, Я, У.

     Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычёркиваем только букву И. Завтра – другую ит.д.

    2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

   СЛОН           МЕДВЕДЬ          ТИГР

   ЛЕВ              БАБОЧКА           КОШКА

    3. «Фотоглаз».

      За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос: «Есть ли среди этих слов…?»

     ОРЕХ   РУЧЕЙ   РАЗОГНАЛСЯ

     ТРОПИЧЕСКИЕ   ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

     VI. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

     1. «Игра в прятки»

     Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

     2. Чтение со счётом слов.

     Памятка:

       плотно сожми губы и зубы;

  • читай только глазами;
  • читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
  • ответь на вопрос к тексту (даётся перед чтением).

3. Чтение под звуковой ориентир.

     На магнитофон начитывается текст с определённой скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучить текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребёнка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает.

     Если в классе нет магнитофона, можно использовать игровое упражнение «Догони».

     Дети читают отрывок текста хором вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянуться» за ним, пытаясь «догнать».

    VII. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

    1. Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

                                          О

     Ж-К                              У             Д-М

     М-Ш-Н-                       А             КН-Г-

     ШК-ЛЬН-К                  И            ХВ-СТ-К

     Р-Н-Ц                           Ы            Л-ДК-

                                           Е                                            

     2. ИЗ каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся букв получилось слово:

  ПОЛК   КРАСКА    СКЛОН    ЭКРАН    БЕДА    ТЕПЛО

  (КОЛ)   (КАСКА)    (СЛОН)    (КРАН)    (ЕДА)    (ПОЛЕ)

     3. В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

    РОЗА     Г              ПАР        К

    ВОЛ      К              УТКА        Ш
   ОСЫ      К             СТОЛ      Б

         VIII. Упражнения, развивающие логическое мышление.

     Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

  1. Выполни математическое действие и прочитай слово:

 ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ?      (ДИВАН)

ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + О – ИЛ + ЛЁТ = ?   (ВЕРТОЛЁТ)

  1. Переставь буквы:

     В лесу на сосне сидит теляд. Хвостом упирается в остлов ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

     (В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

    3. «Поиск».

     Сможешь ли найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом события? Объясни, как это было.

     Собака погналась за курицей.

     Школьники не смогли поехать на экскурсию.

    4. учимся выражать мысли другими словами. Упражнение направлено на то, чтобы научить ребёнка оперировать словами.

     Нынешняя зима будет очень холодной.

     Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должны использоваться в новых предложениях. 

    5. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

             ОЗЕРО            МЕДВЕДЬ            КАРАНДАШ

     Например:

     Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловил рыбу.

    Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

           Опыт работы с младшими школьниками показывает, что даже слабо читающие дети с большим удовольствием разгадывают кроссворды, сканворды, загадки. Желание решить кроссворд или найти ответ на загадку является серьёзным стимулом к чтению.

                                      Итогом работы учителей по совершенствованию обучения чтению является формирование у младших школьников основ читательской самостоятельности.

    Главное здесь – это личная заинтересованность. Не будь у детей её, не нужны им, окажутся, самые лучшие книги, пропадут все добрые намерения и усилия учителя, обучающего детей чтению. Не заинтересованный ученик читает кое-как и исключительно по требованию извне. Если ребёнка не научить самостоятельно обращаться в мир книг, он не будет читать. Если он не будет читать, у него не разовьётся творческая активность, воображение, культура речи, способность вести внутренний диалог с писателем, умение воспринимать каждый созданный образ, сюжетную ситуацию, не сможет обогатиться нравственными ценностями, заключёнными в художественной литературе.

    Прежде чем дать детям первое задание, касающееся самостоятельной деятельности с книгой, надо:

  • представить им книгу, как объект, т.е. предмет особого рода, чтобы дети увидели в нём:

а) инструмент для общения;

б) собеседника;

  • показать, как надо действовать с этим объектом, чтобы он «заговорил»;
  • сразу же ввести детей в широкий круг доступных книг, чтобы приучить применять полученные знания на деле, чтобы формировать привычку осмысленно «рыться в книгах», а главное – чтобы в процессе поисков дети находили другие книги, каждая из которых могла бы заинтересовать их, пробудить личные интересы.

В этом состоит цель воспитывающего обучения.

      Учитель должен научить думать детей над книгой, свободно разговаривать с ней. Для этого надо много читать: только из книг могут вытекать осознанные потребности обращения с книгой. Другими словами, любовь к самостоятельному выбору и чтению книг – это следствие знания книг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельной читательской деятельности младших школьников

Главная  задача учителя начальных классов – научить ребёнка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить обучающихся к миру книг и тем самым способствовать развитию с...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Что понимается под речевой деятельностью?Понятие о тексте.Умения, обеспечивающие речевую деятельность: создание и восприятие высказываний. Типы речи и работа над ними в начальных классах.Фо...

Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления

Выступление на РМО по теме "Формирование читательской деятельности младших школьников через технологию критического мышления" ( + фрагмент урока)...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Применение технологии продуктивного чтения для формирования правильной читательской деятельности младших школьников

Одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы.Решением этой проб...

Технология продуктивного чтения как средство формирования правильной читательской деятельности младших школьников.

Актуальность   выбранной  нами  темы   связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В Р...