метапредметное образование "диалог культур"
презентация к уроку по окружающему миру по теме
Использование интегративной технологии "Диалог культур"позволяет рассширить образовательные ресурсы в начальной школе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метапредметное образование "диалог культур" | 27.73 КБ |
pogruzhenie_v_dialog_kultur.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Диалог культур
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения определили приоритетные направления начального образования. Одно из них- метапредметный подход.Но что интересно, алгоритм работы с метапредметами не прописан. Многие учителя и не знают о «метапредметности». А как проводить этот процесс, где взять ресурсы?Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Новый стандарт заставил нас, рядовых учителей, задуматься над этой проблемой.
Начальное образование МБОУ «СОШ №1» на протяжении нескольких лет выстраивается на основе УМК «Гармония», который позволяет выстроить единую траекторию не только на учебных занятиях, но и присоединить образовательный потенциал внеурочной деятельности. Тесная связь с Национальным парком «Шушенский бор» способствует формированию образовательного пространства, по которому можно выстроить интеграцию многих тем, связанных с изучением природы. Сейчас всё чаще рассматривается «погружение». «Погружение» выстраиваем черезинтегративную технологию «Диалог культур». Почему? Наша современная жизнь заставляет «окультурить» содержание предметов. Такое содержание пробуждает в ребенке чувства, эмоции, гордость за своюкультуру, страну.
Схема «погружения» в метапредмет предполагает:
- формирование команды преподавателей для «диалога культур»;
- выбор темы и подбор содержания, позволяющий проверить знания одного предмета на другом учебном материале (интеграция предметов);
- определение стартовых и итоговых моментов «погружения» -экскурсии,экологические тропы, выставки, создание буклетов, презентаций, фильмов, мастер- классов;
- проведение метапредметногозанятия сиспользованием технологии «диалога культур»;
- выездные образовательные путешествия, которые организованы с целью приобретения опыта изучения предмета, в связи с другими областями, опыта исследовательской деятельности;
- домашнее задание по интересам
Предмет | Модуль | Форма организации учебного занятия | Итоговый продукт «погружения» |
Окружающий мир | «Человек и природа» | Выездная образовательная экскурсия в лесничество Национального парка «Шушенский бор» | Создание «природного» буклета с помощью родителей на основе полученных знаний, презентации |
Изобразительное искусство | Художник и мир природы | Изображение дерева-великана (образ дуба) | |
Технология | Новые приемы работы и средства выразительностив изделиях | Композиция из засушенных растений, природного материала |
Это - один из вариантов метапредметности, который позволил создать новые занятия с объединенным обновленным содержанием нескольких предметных областей. Такое «метапредметное погружение» помогает реализовать личностно-деятельный подход в обучении и воспитании детей. Рефлексия ученическая и родительская показывает объем пройденного и усвоенного младшими школьниками материала выше, чем при обычном «погружении» в отдельный предмет, активность к самостоятельности изучения материала, высокий эмоциональный подъем. На таких занятиях используется индивидуально - дифференцированная форма организации: учащиеся сами могут выбирать деятельность и общение. Переход от одного вида деятельности к другому способствует развитию и возможностям ребенка.Так, ребятам было дано задание- отмечать все необычное и интересное, что они увидели по пути к шалашу. Для многих это были норки животных, скворечники, дерево желаний, а кто – то заметил вывороченное дерево, похожее на Кикимору. А после экскурсии они попробовали нарисовать все, что увидели. Продукт домашнего задания - выставка рисунков в Национальном парке. Следующее занятие в парке по теме «Лиственные и хвойные деревья» перешло в мастер-класс, итоговым продуктом «погружения» которого явилась рамочка для фото из сухих листьев.В просушенные под прессом рамки школьники вставили фотографии своих мам.Получился замечательный подарок ко «Дню матери». А в районном конкурсе «Юннат-2015» Салмин Никита стал победителем в номинации «Аппликация из природного материала», используя опыт предыдущей технологии.Такжесотрудники национального парка «Шушенский бор» провели мастер - класс, посвящённый предстоящему Новому году. Участники научились превращать обычные сосновые шишки в праздничные сувениры и елочные игрушки.Для работы ребятам, кроме сосновых шишек,понадобились краски, пластилин, бусы, стразы и блестки. Всего за один урок у школьников получились замечательные и оригинальные сувениры. Каждый унес с собой не только праздничное новогоднее украшение, но и кучу положительных эмоций. Теперь с уверенностью можно сказать, что метапредметные результаты не могут сформироваться при отдельном вкраплении в обучаемый процесс. Требуется системадеятельности команды педагогов.Метапредметность позволяет понять, раскрыть межпредметные связи, способствует более глубокому пониманию и изучению тем.Способы деятельности на уроке являются универсальными, то естьприменимыми к различным предметным областям.Приобретенные метапредметные умения позволят нашим учащимся правильно самореализоваться, свободно и комфортно жить в нашем информационном обществе.
Савушкина Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Шушенская СОШ №1»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний В качестве основной формы работы по формированию метапредметных результатов является межпредметная интеграция. Сейчас всё чаще рассматривается «погружение». Под «погружением» подразумевается длительное (от нескольких часов до нескольких дней) специально организованное несколькими близкими предметами
« Погружение в «Диалог культур » Схема организации «погружения» может выглядеть следующим образом: Выбор темы, представляющей несомненный интерес для учащихся и учителей отдельного класса, параллели классов или для всей школы. Определение ключевых, центральных моментов «погружения» – праздников, фестивалей, турниров, которые станут итоговыми. Конкретизация деятельности классных руководителей, которые должны будут выстроить систему классных часов в соответствии с темой «погружения», особенностями своего класса, конкретными воспитательными задачами. Направленность деятельности школьных творческих объединений – клубов, кружков, секций, способных внести свою лепту в подготовку итоговых праздников. Тематика занятий школьных объединений также должна быть скорректирована с учетом «погружения». Ориентация на привлечение к работе преподавателей всех школьных дисциплин. Конкретизация внешкольной деятельности, где на первый план выходит знакомство с такими выставками, спектаклями, фильмами, которые согласуются с содержанием «погружения». Ориентация деятельности школьной библиотеки на подбор литературы по определенной тематике. Создание координационного совета. Формирование творческих групп учащихся, объединяющих по интересам школьников, увлеченных какой–либо одной идеей, проблемой.
«ДИАЛОГ КУЛЬТУР» « Крестьянские игры» у шалаша Морозным октябрьским утром сотрудники национального парка « Шушенский бор » в очередной раз встретились с ребятами из 2 А класса Шушенской СОШ №1 и классным руководителем Натальей Александровной Савушкиной. Собрались все у первой школы, чтобы отправиться на небольшую экскурсию. До кордона дети ехали на автобусе национального парка, а родители следовали за ними на личных автомобилях, но дальше пришлось идти пешком. Все дружно шли до « Крестьянского шалаша » , совершая остановки, чтобы прослушать информацию, подготовленную экскурсоводом Ольгой Александровной Кутугиной . Школьники узнали, что на территории парка есть необычное дерево, к которому посетители привязывают ленточки и загадывают желания. А сосны, которые почему-то огорожены, оказались мемориальными деревьями – свидетелями событий вековой давности. И, конечно, даже не все родители догадывались, что озеру Перово уже около 10 тыс. лет. Оно является реликтом ледникового периода. Добравшись до конечной остановки - « Крестьянского шалаша » , ребята узнали, что такие постройки более 100 лет назад использовали жители села Шушенское, чтобы отдохнуть после работы на своих земельных наделах.
«ДИАЛОГ КУЛЬТУР» Ну и, конечно же, не обошлось без игр,ребята подготовились и выучили обрядовую песню « А мы просо сеяли, сеяли » , девочки нарядились в сарафаны и повязали платки, на Руси эта песня была частью обряда. Все дружно играли в давно забытые « Воробьи и вороны » и « Серый волк » . На вопрос, что вам больше всего понравилось, ребята ответили: « Я первый раз увидела шалаш, в него можно зайти и, наверное, даже поспать. Очень красивое дерево желаний, я загадала никогда не расставаться с подружкой » . Екатерина Ушакова, 8 лет « Большое старое дерево, никогда такого не видела, еще очень понравилось играть » . Полина Овчинникова , 8 лет Ребятам было дано задание отмечать все необычное и интересное, что они увидели по пути к шалашу, для многих это были норки животных, скворечники, дерево желаний, а кто – то заметил вывороченное дерево, похожее на Кикимору. А после экскурсии, они попробовали нарисовать все, что увидели. Представляем вашему вниманию некоторые из них.
В начальных классах интегрированные уроки являются важной частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. Кузнецов Илья
Полина Овчинникова
«ДИАЛОГ КУЛЬТУР» Новый год – это время праздничных чудес,сказочных превращений и трогательных подарков. А особый смысл подарки приобретают тогда, когда сделаны своими руками. 18 декабря в Шушенской СОШ №1 для учеников2 «А» класса сотрудники национального парка « Шушенский бор» провели мастер–класс, посвящённый предстоящему Новому году. Участники научились обычные сосновые шишки превращать в праздничные сувениры и елочные игрушки. Для работы ребятам, кроме сосновых шишек,понадобились краски, пластилин, бусы, стразы и блестки. Всего за один урок у школьников получились замечательные и оригинальные сувениры. Каждый унес с собой не только праздничное новогоднее украшение, но и кучу положительных эмоций. Сотрудники отдела экологического просвещения национального парка « Шушенский бор» провели мастер-класс для ребят из 2 А класса Шушенской школы №1. Школьники научились делать фоторамки из сухих листьев. Особенность технологии изготовления рамок в том, что листья сначала вымачиваются в кипятке, чтобы стать более эластичными. И только после высыхания приклеиваются к картонной заготовке. Несмотря на юный возраст, ребята справились с заданием. В просушенные под прессом рамки, школьники вставили фотографии своих мам .Получился замечательный подарок к «Дню матери». Также от национального парка дети получили газету « Шушенский бор». .
" межпредметный урок - интегрированный урок - МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК" Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов).
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни
Сформированность метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач «ДИАЛОГ КУЛЬТУР»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметное содержание и метапредметный подход
Презентация на тему "Метапредметное содержание и метапредметный подход"...
«Формирование метапредметных (личностных) результатов младших школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения ФГОС»
Данная разработка представляет собой опыт формирования личностных результатов младших школьников на уроке "Физическая культура". В ней представлены интересные методики, формы работы на учебных занятия...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Конкурс для педагогов III Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель",V Московская метапредметная олимпиада "Московский учитель".
Представлен скриншот моего участия в заочных турах III, V Московской метапредметной олимпиаде "Московский учитель" 2016 год,2018 год....
Достижение метапредметных результатов посредством дидактического материала на уроках физической культуры.
Мастер-класс по физической культуре...
Реализация метапредметного подхода на уроках физической культуры.
Предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования универсальных способностей. Эти способности (компетенции) выражаются в мет...
Метапредметные связи в предметных областях физической культуры и математики.
Метапредметные связи являются одним из факторов воспитания положительного отношения к здоровому образу жизни. Способствуют развитию мышления учащихся, позволяют им применять полученные знания в реальн...