РЯ Конспект Многознач
статья по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель: научится определять лексическое значение слов
Задачи: Смогут находить многозначные слова в тексте; распознавать однозначные и многозначные слова.
Тема: «Многозначные слова»
Здравствуйте, ребята. Меня зовут …, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, давайте прочитаем стихотворение на экране.
Течет, переливается
Серебряный ручей.
В нем небо отражается,
Свет солнечных лучей.
Скажите пожалуйста, какое прилагательное обозначает ценность этого ручейка? Красоту его струй? (серебряный)
Как вы думаете, почему ручеек назвали серебряным? Из-за сходства с каким металлом? (серебром) Почему? (переливается, блестит на солнце)
Молодцы, а давайте теперь поиграем в игру «Угадай слово».
Б | У | У | Р | У | У | У | А | У | У |
У | С | У | У | Л | У | У | У | Е | У |
У | У | У | У | У | У | Т | У | У | У |
Вычеркните все буквы «У» на карточке.
Какое слово получилось? (браслет)
[на экране картинка «серебряный браслет»] Кто-нибудь видел у ваших родственников, друзей есть серебряный браслет? Или может у кого-то из вас есть? (да) Из чего он сделан? (из серебра) Мы уже слово серебро с вами сегодня слышали, о чем мы говорили, что у нас было серебряным? (ручей)
[на экране серебряный ручей – серебряный браслет] Какое же слово повторяется каждый раз? (слово серебряный) Значит сколько мы можем видеть значений у этого слова? (2) Получается, что у нас всего одно слово, но значений у него много. Такие слова называются многозначными.
[многозначные слова] У многозначных слов есть одно прямое значение и одно переносное. Давайте с вами подумаем: [2 картинки – сер. ручей и сер. браслет.] Как вы думаете, какое из значений слова «серебряный» мы должны подставить под стрелочку прямое значение? То есть из чего сделан браслет? (серебряный браслет) А вот серебряный ручей, он состоит из серебра? (нет) Почему же тогда его называют серебряным? (Он просто внешне напоминает своим цветом серебряный цвет.) Поэтому здесь слово серебряный употребляется в переносном значении.
Как вы думаете, какая же тема нашего урока? (Многозначные слова, переносное и прямое значение слов) Итак, какова же сегодня наша цель урока? Посмотрите на экран. Воспользуйтесь словами для справок. (познакомиться с прямым и переносным значением слов.
Работа в паре: Мы с вами знаем, что много слов в русском языке. Мы с вами будем составлять свои словарные статьи, словарные статьи – это страницы, посвященные конкретным словам. Я дала вам в конвертах слова, к которым следует подобрать прямое и переносное значение. Там есть хитрость, есть лишнее значение. Вы догадаетесь, я в вас верю. На слайде указано, как мы будем делать. С левой стороны мы с вами расположим слова, а с правой стороны значение. Даю вам три минуты, засекаю время, а вы в паре начинайте думать, какое слово и какое значение. (в конверте 2 слова и 4 значения; и одно лишнее слово к этим значениям) Потом, когда у вас будет свободное время, мы приклеим.
А теперь давайте с вами посмотрим, какие новые слова вы узнали, какие новые значения.
Лицо: кислое, радостное. Руки: золотые, молодые. Сердце: каменное, чувствительное. Мальчик: шёлковый, весёлый. Зима: седая, холодная. Голос: сладкий, громкий.
Ребята, кто узнал сегодня новые значения слов, пожалуйста встаньте. Кто уже все значения слов знал, поднимите руку вверх.
Работа с учебником: Мы с вами выдвинули гипотезу, ее пытались рассмотреть, давайте ее просмотрим в учебнике, …
Индивидуальная работа задание на карточке по вариантам: Ребята, я приготовила для вас интересное задание на карточках. У кого-то из вас лежат карточки в форме овала, а у кого-то в форме прямоугольника. Тем, у кого карточка прямоугольная, нужно обвести в прямоугольничек все переносные значения, подходящие слову «Руки». А тем, у кого карточка овальной формы, нужно обвести в овал все прямые значения, подходящие к слову « Море ». Приступайте.
Теперь проверим, у кого была прямоугольная карточка. Какие слова обвели? (Золотые, бархатные)
А у кого была овальная карточка? Какие слова обвели? (
Встаньте те, кто выполнил всё правильно. Молодцы! Встаньте те, у кого были ошибки. Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь друзья, потому что знания всегда придут к тому, кто хочет много знать!
Завершаю текстом.
А сейчас, пожалуйста, давайте посмотрим на наше стихотворение на экране. Нам нужно вставить пропущенные слова. Они находятся внизу экрана.
Золотая осень,
Золотой закат,
Золотые листья
Золотом горят.
Солнце золотое
Дарит тёплый свет,
Сердцу золотому
Даст на все ответ.
Например, у слова «золотой» следующие значения:
1) сделанный из золота (золотые украшения); 2) цвета золота, желтый (золотые волосы, золотая нива); 3) очень хороший, ценный (золотой работник); 4) счастливый, радостный (золотая пора юности); 5) дорогой, любимый (золотая моя девочка).
Какое слово мы с вами повторяли? (золотые) Какое это слово? (многозначное) А вот здесь значения какие?
А монетки ли лежат на тропинке? (нет, листочки) А почему золотые листочки? (потому что желтые)
Итог: Мы сейчас с вами поиграем в «Незаконченное предложение». Вам нужно закончить фразы, которые записаны на осенних листочках. Ребята, кто считает, что он сегодня узнал что-то новое, пожалуйста, подойдите ко мне. На память об этом маленьком фрагменте урока, я вам даю листочек, чтобы вы не забыли, что такое прямое и переносное значение слова.
На всяк::::::
Задание для стола № 1
Маленький колокольчик звенел в руках у девочки весело и звонко.
На поляне расцвели голубые колокольчики.
- Сделаем вывод: колокольчик – это предмет, издающий звон, и цветок в форме колокольчика.
Задание для стола №2
Садовое кольцо в Москве – это ряд бульваров.
Отец подарил маме на день рождения золотое кольцо.
-Сделаем вывод: во всех случаях слово кольцо называет что-то имеющее форму окружности.
Задание для стола №3
Раздался гром, сверкнула молния, полил дождь.
Костя быстро расстегнул молнию на куртке.
-Сделаем вывод: молния – это то, что быстро мелькает в небе и застежка, которая так же быстро застегивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...