ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ
Цель пособия:
Знакомство ребенка дошкольного возраста с дизартрией с видами интонаций (повествовательной, восклицательной , вопросительной) на уровне слов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель пособия: Знакомство ребенка дошкольного возраста с дизартрией с видами интонаций (повествовательной, восклицательной , вопросительной) на уровне слов.
Упражнение «Подбери карточку» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о видах интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи : сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение соотносить интонацию с её словесным обозначением и карточкой-символом. Инструкция: Перед тобой карточки. На них изображены знаки-символы разной интонации. Оранжевый кружочек в шляпе – это точка, она спокойная. Красный весельчак – это восклицание: радостная, оживленная интонация. Синий изогнутый знак – вопрос: всё время о чем-то думает и спрашивает. Вариант 1 : Я буду произносить одно и то же слово (используется наглядность в виде картинки или игрушки) в разной интонации , а ты догадайся , что это за интонация, покажи карточку и назови её. Вариант 2 : Используются разные слова
Упражнение «Интонационный ряд» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации; сформировать навык переключения с одной интонации на другую Инструкция: Перед тобой ряд карточек-символов интонации: точка, вопрос и восклицание. Произнеси слово в разной интонации. Перед ребенком выложен ряд из трех карточек в меняющейся последовательности для каждого слова (например, для слова «Каша»: точка-вопрос-восклицание; для слова «Вишни»: восклицание-точка-вопрос). Варианты усложнений: Ряд карточек можно увеличить до большего количества. Можно варьировать наполнение ряда карточек (например, взять для упражнения только карточки с вопросительной и восклицательной интонацией и т.д )
Упражнение «Назови слова в разной интонации» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации Инструкция: Перед тобой карточки-символы интонации: точка, вопрос и восклицание. Положи возле каждой карточки-символа предметную картинку, и произнеси слово в такой интонации, как на картинке (можно использовать игрушки или мелкие предметы). Рекомендации: для решения задачи автоматизации звука, лучше использовать предметные картинки или предметы на автоматизируемый звук. Для решения задачи дифференциации звука в словах, можно предложить ребенку соотнести, например, слова со звуком Ш с восклицательной интонацией, а со свуком С с вопросительной.
Упражнение « Мемори -интонации» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации; развивать внимание и память. Инструкция: Перед тобой 6 парных карточек с символами интонаций. Карточки лежат рисунками вниз. Переворачивай по 2 карточки и проговаривай заданное мной слово в той интонации, которая указана на карточке. Если интонация на карточках одинаковая, пару карточек убирай, если разная, возвращай на место и запоминай содержимое карточек. Рекомендация: Игра продолжается, пока ребенок не найдет все парные карточки. Игру можно повторить с другим словом. Лучше подбирать слова с автоматизируемыми звуками.
Упражнение «Интонационные крестики-нолики» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации; развивать внимание. Инструкция: Ты умеешь играть в крестики-нолики? Только вместо крестиков у нас будут карточки с вопросами, а вместо ноликов – восклицательные знаки (вариации могут быть различными: точка и вопрос, точка и восклицание, вопрос и восклицание). Выбери, кем будешь ты, а кем я. С каждым ходом, на игровое поле (как в игре крестики-нолики) ставь свою карточку, произнося заданное слово в выбранной интонации (например, игрок 1 проговаривает : «лошадь?», а второй: «лошадь!»). Рекомендации : Классический вариант игры крестики-нолики должен быть знаком ребенку. Желательно, чтобы слова для проговаривания в заданной интонации включали автоматизируемые звуки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
- Мне нравится (4)
Комментарии
Очень полезный материал.
Очень полезный материал. Спасибо.
ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Рада, что вам понравилось!
спасибо за интересное пособие
спасибо за интересное пособие. взяла себе на заметку.
ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Рада, что материал оказался полезным!