ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ

Пахомкина Елена Евгеньевна

Цель пособия:

Знакомство ребенка дошкольного возраста с дизартрией с видами интонаций (повествовательной, восклицательной , вопросительной) на уровне слов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ Учитель-логопед ГБОУ СОШ СП «Детский сад «Золотой ключик» с. Подстепки Пахомкина Елена Евгеньевна

Слайд 2

Цель пособия: Знакомство ребенка дошкольного возраста с дизартрией с видами интонаций (повествовательной, восклицательной , вопросительной) на уровне слов.

Слайд 3

Упражнение «Подбери карточку» Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о видах интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи : сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение соотносить интонацию с её словесным обозначением и карточкой-символом. Инструкция: Перед тобой карточки. На них изображены знаки-символы разной интонации. Оранжевый кружочек в шляпе – это точка, она спокойная. Красный весельчак – это восклицание: радостная, оживленная интонация. Синий изогнутый знак – вопрос: всё время о чем-то думает и спрашивает. Вариант 1 : Я буду произносить одно и то же слово (используется наглядность в виде картинки или игрушки) в разной интонации , а ты догадайся , что это за интонация, покажи карточку и назови её. Вариант 2 : Используются разные слова

Слайд 4

Упражнение «Интонационный ряд» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации; сформировать навык переключения с одной интонации на другую Инструкция: Перед тобой ряд карточек-символов интонации: точка, вопрос и восклицание. Произнеси слово в разной интонации. Перед ребенком выложен ряд из трех карточек в меняющейся последовательности для каждого слова (например, для слова «Каша»: точка-вопрос-восклицание; для слова «Вишни»: восклицание-точка-вопрос). Варианты усложнений: Ряд карточек можно увеличить до большего количества. Можно варьировать наполнение ряда карточек (например, взять для упражнения только карточки с вопросительной и восклицательной интонацией и т.д )

Слайд 5

Упражнение «Назови слова в разной интонации» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации Инструкция: Перед тобой карточки-символы интонации: точка, вопрос и восклицание. Положи возле каждой карточки-символа предметную картинку, и произнеси слово в такой интонации, как на картинке (можно использовать игрушки или мелкие предметы). Рекомендации: для решения задачи автоматизации звука, лучше использовать предметные картинки или предметы на автоматизируемый звук. Для решения задачи дифференциации звука в словах, можно предложить ребенку соотнести, например, слова со звуком Ш с восклицательной интонацией, а со свуком С с вопросительной.

Слайд 6

Упражнение « Мемори -интонации» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации; развивать внимание и память. Инструкция: Перед тобой 6 парных карточек с символами интонаций. Карточки лежат рисунками вниз. Переворачивай по 2 карточки и проговаривай заданное мной слово в той интонации, которая указана на карточке. Если интонация на карточках одинаковая, пару карточек убирай, если разная, возвращай на место и запоминай содержимое карточек. Рекомендация: Игра продолжается, пока ребенок не найдет все парные карточки. Игру можно повторить с другим словом. Лучше подбирать слова с автоматизируемыми звуками.

Слайд 7

Упражнение «Интонационные крестики-нолики» Цель: формирование у детей дошкольного возраста умения употреблять виды интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) Задачи: сформировать у детей дошкольного возраста с дизартрией умение воспроизводить слово в разной интонации; развивать внимание. Инструкция: Ты умеешь играть в крестики-нолики? Только вместо крестиков у нас будут карточки с вопросами, а вместо ноликов – восклицательные знаки (вариации могут быть различными: точка и вопрос, точка и восклицание, вопрос и восклицание). Выбери, кем будешь ты, а кем я. С каждым ходом, на игровое поле (как в игре крестики-нолики) ставь свою карточку, произнося заданное слово в выбранной интонации (например, игрок 1 проговаривает : «лошадь?», а второй: «лошадь!»). Рекомендации : Классический вариант игры крестики-нолики должен быть знаком ребенку. Желательно, чтобы слова для проговаривания в заданной интонации включали автоматизируемые звуки.

Слайд 8

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


 

Комментарии

Зиля Вахитовна Шарипова

Очень полезный материал. Спасибо.

Емельяненко Екатерина Владимировна

спасибо за интересное пособие. взяла себе на заметку.