Уважаемые коллеги! Поделитесь! Как часто используете кластеры на своих уроках.Продуктивно ли это!?
Опубликовано 17.01.2015 - 17:28 - Гизитдинова Рашида Галиулловна
Кластеры — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична.
1. Посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель – «планета и ее спутники»).
3. По мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
•Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
•Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
•Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить довольно большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты:
•Укрупнение или детализирование смысловых блоков (по необходимости).
•Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Разбивка на кластеры используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klaster.docx | 30.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление кластера на уроках литературы
В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:
- целеполагание;
- анализ содержания произведения;
- определение центрального понятия, ключевого образа произведения;
- определение структурно-логических внутритекстовых связей;
- подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.
».
Кластер раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».
Кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» - это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.