Бондаренко Людмила Александровна

сайт воспитателя дошкольного учреждения

Профессия: воспитатель

Профессиональные интересы: Использование элементов Технологии УДЕ по формированию элементарных математических представлений

Увлечения: Математические развивающие игры для детей дошкольного возраста

Страна: Россия

Регион: Республика Калмыкия

Населенный пункт: Элиста

Место работы: МКДОУ "Детский сад № 24"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/l-a-bondarenko

О себе

Дата рождения – 30.08.1958г.

Место работы – МКДОУ «Детский сад№24» г. Элисты РК

Должность – воспитатель

Общий трудовой стаж – 40 лет

Педагогический стаж – 35 лет.

Стаж работы в данном учреждении – 30лет.

Квалификационная категория – первая квалификационная категория по должности «воспитатель».

Срок окончания 01.11.2015года.

 

 

Методическая тема – «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с применением элементов технологии УДЕ».

 

Награды

-      «Почетный работник общего образования Российской Федерации» 2008г.

-      Благодарность от главы Элистинского городского муниципального образования, мэра г.Элисты 2004г.

-       «Почётная грамота» президиума республиканского комитета профсоюзов 2010г.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

книга П.М Эрдниева и М. Очуровой « Математика для малышей».

Основная задача пособия – создать у ребёнка прочную основу для дальнейшего обучения математике в школе, а также сформировать мотивацию к обучению. Ребёнок научится:

Свободно и осознанно считать в пределах 10;

Называть числа в прямом и обратном порядке;

Узнавать и самостоятельно писать цифры от 0 до 9;

Составлять и решать задачи на сложение и вычитание;

Понимать и правильно использовать в речи слова: вчера, сегодня, завтра;

Последовательно называть дни недели и месяцы года.

Моё портфолио

 « Формирование элементарных математических

Представлений дошкольников с применением элементов технологии УДЕ».

(выступление на августовской конференции)

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель МКДОУ №24:Бондаренко Л.А.

 

 

2015г.

 

 

«Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача педагога - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пишу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу - имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого важного для каждого человека !периода - школьного детства.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает умение ориентироваться во всём , что их окружает, правильно оценивать различные ситуации с которыми они сталкиваются в жизни, а также подготовить к успешному обучению в школе.

Поэтому мною был проведен поиск наиболее эффективных программ, которые отвечали бы решению поставленной задачи. Наиболее оптимальной для качественного решения этих задач является технология УДЕ (Укрупнение дидактических единиц), автором которой является академик РАО доктор педагогических наук Пюрвя Мучкаевич Эрдниев.

 

 

 

 

 

 

 

Целью данной методики является развитие творческой личности и совершенствование математического образования.

«Чем раньше начато обучение по УДЕ, тем быстрее возрастает эффект активного мышления» Б.П.Эрдниев.

Суть разработки в том, что технологии УДЕ решают преемственность звеньев обучения: детский сад, школа, вуз. А главное достоинство методической системы УДЕ заключается в овладении детьми активными приёмами мышления, начиная уже с детского сада. Это положительно сказывается на всём последующем умственном развитии учащихся.'

Физиологами сделано открытие: если в левом полушарии человеческого мозга осуществляется в основном речь, счёт, то в правом полушарии осмысливается информация, заключённая в графических образах, линиях, картинках, схемах. Говоря по- другому, лучшие результаты обучения достигаются только тогда, когда совершается « разговор двух полушарий мозга».

В 1991 году вышла книга П.М Эрдниева и М. Очуровой « Математика для малышей».

Основная задача пособия – создать у ребёнка прочную основу для дальнейшего обучения математике в школе, а также сформировать мотивацию к обучению. Ребёнок научится:

Свободно и осознанно считать в пределах 10;

Называть числа в прямом и обратном порядке;

Узнавать и самостоятельно писать цифры от 0 до 9;

Составлять и решать задачи на сложение и вычитание;

Понимать и правильно использовать в речи слова: вчера, сегодня, завтра;

Последовательно называть дни недели и месяцы года.

 

 

 

Познакомившись с этой книгой, я стала применять элементы технологии УДЕ на занятиях по ФЭМП, так как убедилась, что, например матричное оформление материала даёт большие возможности для одновременного рассматривания широкого круга вопросов. С помощью матрицы изображений удобно вести классификацию предметов, учитывая две и даже больше характеристик, решая одновременно несколько задач.

В книге рядом с русским текстом даётся перевод упражнения на калмыцкий язык. Такой подход к овладению языком имеет то положительное значение, что помимо освоения новых слов и понятий ребёнок как бы попутно подсознательно осваивает и экономные приёмы мышления. Логика одного языка помогает познать логику другого языка.

При работе с матрицей сначала берётся матрица на два столбца - левый, правый и два ряда - верхний, нижний. По одному рисунку, возможно, предлагать самые разнообразные логические задания на определение положения предмета, и качества предмета (смотреть на экран), вопросы:

1.   Сколько брёвен в левом столбце? В правом?

2.   Сколько брёвен в левом и правом столбцах вместе?

3.   Сколько брёвен в верхнем ряду? В нижнем ряду?

4.   Сколько брёвен в верхнем и нижнем рядах вместе?

5.   Сколько толстых брёвен?

6.   Сколько тонких? Сколько всего брёвен?

7.   Где находятся длинные брёвна - слева или справа? Сколько их? Сколько всего длинных и коротких брёвен вместе?

8.    Где находятся толстые брёвна - вверху или внизу? Сколько их? Сколько тонких и толстых брёвен вместе?

9.    Где находится короткое тонкое бревно?

10.     Где находится короткое толстое бревно?

 

 

 

Также можно брать животных - диких и домашних;

животных - степи и леса;

животных и птиц,

птиц — зимующих и перелётных,

птиц — диких и домашних,

игрушки, одежда геометрические фигуры и т.д.

темы желательно брать те, что изучаются в познавательном цикле и на занятиях по калмыцкому языку.

Затем матрица усложняется, берётся нижний и верхний ряд, но три столбца: правый, средний, левый. Закрепляется счёт до шести. Следующий этап - матрица на девять клеток. Три ряда: верхний, средний, нижний. Три столбца: левый, средний, правый ( показать наглядно). Также берётся матрица, где идет сравнение количества предметов нарисованных в четырёх клетках, например, по три в верхнем ряду и по четыре в нижнем. Сравнение идёт по рядам и по столбцам.

1. Сколько вишен? Сколько морковок? Чего из них больше? Их поровну.

2. Сколько помидор? Сколько огурцов? Их поровну.

З. Чего больше: вишен или помидор? На сколько больше?

4.Чего больше: морковок или огурцов? На сколько больше?

Работая с матрицами, мы постоянно закрепляем названия рядов и столбцов, а также название животных, птиц, игрушек, овощей, фруктов на калмыцком языке.

Технология УДЕ предполагает также одновременное изучение взаимно обратных действий - сложение и вычитание. Это означает, что если вместе с детьми мы нашли, что « два да один будет три», то следует тут же уяснить, что «три без одного будет два». Психологами установлено, что в подобных парных заданиях самое ценное — это умение одну мысль превратить в другую (сложение превратить в вычитание и наоборот).

Учёные видят в таких переходах зачатки самого ценного в развитии детей - начал диалектического мышления.

Широко используются перемежающиеся противопоставления о технологии УДЕ. Например: плюс – минус, больше – меньше, над – под, слева – справа, вверху - внизу и т.д. Технология противопоставлений вооружает ребёнка эффективным средством ориентировки в мире информации. Как сказал И.П. Павлов: « Противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление».

При знакомстве с числом, составом числа материал подобран разнообразный. Например знакомясь с числом 3, дети узнают сколько углов у треугольника, запоминают три слова: вчера, сегодня, завтра. Также вспоминают сколько цветов у светофора, называют их. В какой сказке мы встречаемся с числом три?(«Три медведя»).Чего там было три? Берётся прямой, обратный, последовательный счёт. Всё это сопровождается картинками, подбором нужных вопросов на двуязычии. Это способствует лучшему усвоению и пониманию детьми данного материала, усвоению родного языка.

На своих занятиях я использую различные логические упражнения, данные в книге. В этих упражнениях прослеживается своеобразное опережение в обогащении словаря и логических операций, работая с такими упражнениями важно добиваться ответов на вопросы противоположного смысла. Например: что ближе к дому дерево или машина? Какая машина дальше от дома: грузовая или легковая? Какая ближе? Что ближе к дереву: машина или дом? Где проходит дорога? Что находится между домом и деревом?

Что тяжелее: арбуз или яблоко? Что легче: арбуз или яблоко? Кто едет быстрее: велосипедист или мотоциклист?

На какой ветке больше ягод: па верхней или нижней? Палевой или правой? де меньше ягод? Где много ягод? Где мало ягод?

В устных упражнениях у дошкольников развивается не только мышление, о и логически правильная речь. Например, таких как: « К сорочке пришито пуговицы: первая, вторая, третья. Сколько пуговиц между третьей и первой пуговицами?» « В семье было 2 отца, 2 сына, 1 дед. Сколько мужчин в семье? Четверо или трое? Почему?» и др.

Уделяется специальное внимание правильному пользованию словными суждениями вида: « Если..., то...». Если дед старше внука, то, внук моложе деда и, наоборот. Предложения с союзами « если — то...» являются наиболее распространёнными в последующем изучении математики, поэтому тренировка в этих перехода от одной формы мысли другой является полезной пропедевтикой для последующего освоения математики

По итогам диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста получены высокие результаты в освоении математических знаний и умений, что свидетельствует о правильности выбора и внедрения элементов технологии УДЕ в образовательный процесс в МКДОУ.

Изучение математики решает « невидимую» проблему развития логического мышления, т.е. умения правильно говорить, доказывать, убеждать, выражать одну и ту же мысль несколькими способами.

Закончить свое выступление мне хочется обращением к педагогам :ловами Д.И. Писарева «Будьте страстны в вашей работе и в ваших исканиях».

Литература:

1.      П.М. Эрдниев, М. Очурова « Математика для малышей» Элиста, 1991г.,

2.      П.М.Эрдниев « Укрупненные дидактические единицы на уроках математики». Москва, 1992г.

3.      Авторская методическая разработка Бондаренко Л.А .«Развитие логического мышления с применением технологии УДЕ на занятиях ФЭМП»

 

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы