Сценарий воспитательного часа «В плену смерти», посвященного международному Дню бывших малолетних узников фашисткой Германии

Волонцевич Галина Александровна

Сценарий воспитательного часа «В плену смерти», посвященного международному Дню бывших малолетних узников фашисткой Германии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_v_plenu_u_smerti.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий воспитательного часа «В плену СМЕРТИ», посвященного международному Дню бывших малолетних узников фашисткой Германии

Цель - формирование у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, вовлечение  обучающихся, педагогов, родителей в активную деятельность по патриотическому воспитанию.

Задачи:

- развивать патриотические чувства и сознание обучающихся;  

- воспитывать  у обучающихся ценности гражданственности,    патриотизма, толерантности, определяющие  модель их жизненного поведения;

- совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;

- формирование  эффективной системы  патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству.

Актуальность – гражданско-патриотическое воспитание на государственном уровне выделено в качестве приоритетного направления, данное мероприятие, направлено на сохранение преемственности поколений и формирование патриотизма.

Адресат – обучающиеся в возрасте от 7 до 18 лет. Ведущие мероприятия обучающиеся-старшеклассники.

Ход мероприятия

1 слайд тема воспитательного часа. Фоном звучит спокойная мелодия. Выходят ведущие.

1: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить о самой кровопролитной в мировой истории войне. О войне, унесшей жизни родных людей в каждой советской семье. О войне, имена героев которой восстанавливают вот уже более 75 лет. Поднимите руки те, кто понял, о какой войне сегодня пойдет речь?

Великая Отечественная война длилась почти четыре года, многое о ней вы уже знаете, но есть такие события и факты, о которых долгие годы считалось лучше замалчивать, чем рассказывать. Именно так произошло с историей об узниках концлагерей нацисткой Германии.

2: Почти 78 лет отделяют нас от дня окончания Великой Отечественной войны, однако из памяти человечества не стерлись чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, о замученных, расстрелянных, задушенных в газовых камерах миллионах людей.

        План «OST» - самый изуверский план за всю историю человечества – предусматривал уничтожение и порабощение многих народов.

        Колючая проволока концентрационных лагерей смертельной паутиной опутала Европу.

Вот здесь был лагерь смерти возведен, -

Колючий нескончаемый забор.

В бараках серых – мучеников стон.

Сквозь ночь – в глаза прожектор бьет в упор,

И – виселица: «власти смысл и суть…»

О, не забудь позора тех времен!

1 видео – «музей памяти  жерт фашизма»

    1: Поистине людоедским документом нацистской Германии стал генеральный план «Ост» – план порабощения и уничтожения народов СССР, в котором предусматривалось «тотальное разрушение» и «уничтожение России как государства». 28 апреля 1941 г. был издан специальный приказ, согласно которому  солдатам и офицерам вермахта предписывалось быть безжалостными на территории СССР, расстреливать на месте без суда и следствия всех, кто окажет хотя бы малейшее сопротивление или проявит сочувствие партизанам. Всем советским гражданам было уготовано либо изгнание в Сибирь без средств к существованию, либо участь рабов немецких хозяев.

2:«Непоколебимо было и решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов, Задачу уничтожения этих городов должна была выполнить гитлеровская авиация. Так блокадный Ленинград стал своеобразным концлагерем для его жителей. Смерть была уготована всем жителям героического города.

В исполнении чтеца звучит отрывок из повести Эллы Фоняковой «Хлеб той зимы» .

1: А теперь речь пойдет о концлагерях – местах смерти взрослых и детей.

2 слайд «Концлагерь Саласпилс»

3: Саласпилс – самый жуткий из фашистских концлагерей на территории Латвии. За три года его существования здесь убили и замучили до смерти тысячи детей. В основном сюда привозили малышей из Белоруссии и северо-западных областей России – Псковской, Калининской, Ленинградской. В этом лагере держали и двух-, и трёхлетних детей, и даже грудничков. Вместо имени у каждого ребенка был номер, выбитый на жетоне. Более чем за три года существования концентрационного лагеря было выкачано в общей сложности три с половиной тысячи литров детской крови. В большинстве случаев её брали до тех пор, пока ребенок не умирал. Кровь эта была нужна офицерам СС, поправлявшим свое здоровье в госпиталях.

Момент, когда в бараке появлялся немец в белом халате и выкладывал на столе свои медицинские инструменты, был для каждого маленького пленника самым страшным. В память о погибших детях-донорах и других убитых в Саласпилсе после войны был установлен мемориал.

Кажется, что в этих местах до сих пор витают души маленьких изможденных узников, отдавших свою кровь фашистским изуверам.

Выходит девочка в белой одежде, на фоне музыки читает стихи:

Саласпилс    Е. Калиганова

Мне теперь ничего не снится —

Лишь фашистские лагеря.

Дети…

Дети…

Бледные лица…

Окровавленная земля.

Ток…

Колючки…

Собаки…

Заборы…

Это благо – мгновенная смерть.

Кровь из вены…

Качают…

Уколы…

И кому-то в печи гореть.

Умирают, да так неумело.

У фашизма — стальные тиски.

Взбухла памятью синяя вена.

Болью сжало виски.

Защищая планету от смерти —

Не давайте поблажку чуме!

Прошлый век.

Саласпилс.

Гибнут дети.

В предпоследней?

Последней войне?

3: Через концлагеря прошли 18 миллионов человек, 11 млн. из них погибло. Из каждых 4-х жизней, унесенных войной, одна – детская. След их непрожитых жизней растаял в истории, от многих не осталось даже фотографии… Ни имен, ни памяти, ни следа…

3 слайд  

Девочка в белом:

Слышите? Гудят колокола

В Бухенвальде, в Лидице, в Хатыни,

День и ночь кричат живущим ныне,

Что беда с планеты не ушла,

Что фашизм кровавый и жестокость

45-й не унес с земли,

К нам взывают люди, что до срока

В печи крематориев ушли

И поля Европы удобряли

Пеплом наших братьев по судьбе,

Памятником им колосья стали,

Траурно склоненные к земле.

Из небытия, из тьмы зовущий

К нам их взгляд сегодня обращен

И, как завещание живущим,

Этот вечный колокольный звон.

Но пока дышать и жить мы будем

С нами будет их святой завет.

Наш призыв ко всем достойным людям:

Нет фашизму,

нет фашизму,

нет! (Авторы этих стихов – дети-узники, прошедшие через фашистские концлагеря)

2 видео «Бухенвальдский набат»

2:  Память невозможно стереть. Воспоминания страшных лет до сих пор заставляют сжиматься сердца, волнуют души тех, кому удалось остаться в живых.

Выходит девочка, одета в черную одежду, читает рассказ узницы  «Мы с Кокой» (текст в конце сценария прилагается)

3: Живущие ныне не должны забывать имена тех, кто прошел застенки концлагерей, находился в оккупации.

3 показ отрывка из видео «Дети войны»

4 слайд  

1: 11 апреля — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, отмечаемый ежегодно по инициативе ООН. Для 1128 жителей Смоленской области это не просто памятная дата – это страшная страница биографии, врезавшаяся глубоко в душу память о детстве — неправильном, невозможном, но все же случившемся…Память о тех, кто навсегда остался ребенком…

Под реквием Моцарта выходит чтец в белом

Сон    В. Пахомов

Дымятся трубы. Крематорий.

Освенцим. Я уже развеян.

Лечу над Родиной, которой

Я и такой, сожженный, верен.

Граница!

Родина. Смоленщина.

Ветряк. Речушка. Перевоз.

Седая сгорбленная женщина,

Полуослепшая от слез.

Ее морщины — словно шрамы.

Глаза с извечною мольбой.

Кричу, кричу ей: «Здравствуй, мама!

Я снова дома, я с тобой.

Вновь буду жить под отчей крышей

И никуда не пропадать...»

А мать меня совсем не слышит,

Меня не замечает мать.

Стоит, качается былинкой,

Концы платка прижав к плечу.

А я над нею пепелинкой

Летаю и кричу, кричу...

 5  слайд  

2: Л. Голодяевская «Дети войны»

 Земля, омытая слезами детскими –

 Детьми советскими и несоветскими,

 Какая разница, где были под немцами –

 В Дахау, Лидице или Освенциме?

 Их кровь алеет на плацах маками,

 Кругом цветы, где дети плакали,

 Дети войны, и боль отчаянная.

 О, сколько надо им минут молчания!  

В память о погибших объявляется минута молчания. Всем встать!

Звучит стук  метронома

3: Нельзя забывать войну, чтобы она не повторилась. Дети должны видеть солнце и небо не через колючую проволоку концлагерей и радоваться светлой, полной света и любви жизни. Миллионы замученных и уничтоженных детских душ взывают к нам: «Помните через века, через года помните о тех, кто уже не придет никогда».  И  мы обещаем, что сделаем все для того, чтобы фашизм никогда не посмел поднять голову в нашей стране.

Чтецы выстраиваются перед зрителем

6  слайд  

1: Великая Отечественная война один из самых драматичных периодов истории нашего государства. На полях сражений, в фашистских застенках погибли более 20 миллионов советских граждан. В концлагерях, созданных на территории Германии и оккупированных ею стран, в нечеловеческих условиях содержались миллионы людей всех национальностей и вероисповеданий.

2:Фашистские изверги, невзирая на возраст, и детей подвергали неимоверным испытаниям. Они проводили над малолетними узниками медицинские опыты, брали к у них кровь для раненных немецких солдат и офицеров, заставляли выполнять работу, тяжелую даже для взрослых…

7  слайд  

3: Мы – дети ХХ1 века, рожденные под мирным небом, не знающие ужасов войны, свято чтим память погибших в фашистских лагерях смерти, благодарим оставшихся в живых за большую работу по воспитанию патриотизма, гражданственности, любви к Родине среди молодежи и заявляем:

2:  Мы против тех, кто проводил над детьми бесчеловечные медицинские эксперименты, выкачивал из них кровь для раненых немецких офицеров и солдат;

Мы против тех, кто сжигал детей в печах крематориев, глумился над детскими страданиями, заставлял забывать свое имя, заменив его на лагерный номер;

1: Мы против тех, кто морил детей голодом, вынуждая страдать от холода и болезней, лишал их элементарной медицинской помощи;

Мы против всякого проявления жестокости и несправедливости в отношении мирных жителей;

3: Мы будем вести борьбу за то, чтобы на земле никогда не было лагерей смерти, и к людям не применялось оружие уничтожения и порабощения;

Мы говорим «НЕТ!» фашизму, экстремизму, сепаратизму, терроризму и всему, что несет страдания человечеству.

Все вместе: Мы протии этого! А вы? Тогда подпишите резолюцию!

Раздают листки и ручки для подписи детьми, затем вновь выстраиваются

1: Тема Великой Отечественной войны не исчерпана. Нынешнее поколение россиян –  наследники Великой Победы над фашизмом, и своей жизнью, своей деятельностью мы должны продолжать славные традиции победителей. Мирного неба нам всем над головой! На этом наша встреча закончена. До свидания! (фото на память о мероприятии)

Используемая литература:

  1. Адамович А. М. «Хатынская повесть». Ленинград : «Художественная литература», 2016.
  2. Свиридов Г. И. Ринг за колючей проволокой. Москва: «Вече», 2006
  3. Фролова Д.С. Война за колючей проволокой. «МКУК Межпоселенческая библиотека Черемховского района», 2021.
  4. https://www.liveinternet.ru/users/lusiya78/post355360639 

Из воспоминаний малолетней узницы  Галины Александровны Григорьевой

Мы с сестрой Кокой после долгого пути в грубо сколоченных вагонах оказались в австрийском концлагере. Каждое утро нас строили на линейку. Кормили один раз в день супом, который представлял из себя воду с крошечными кусочками брюквы, и ужасным напитком, который называли кофе, и еще давали кусочек хлеба. Взрослых женщин угоняли на работы. За тремя рядами колючей проволоки была буйная зелень — трава, деревья, а на территории концлагеря ни травинки, потому что все, что вырастало, тут же съедалось. Деревья стояли сухие потому, что даже кора с них была съедена. И я, подходя к колючей проволоке, с тоской смотрела на тот «счастливый» мир. Однажды, когда я так стояла, с той стороны забора подошла женщина. Она долго с жалостью смотрела на меня, а потом вынула из сумки булочку и перекинула через загородку. Я схватила эту белую булочку и побежала в барак к Коке. Она разделила ее по маленьким кусочкам всем детям. 

Антисанитария в лагере была ужасная. Еще постоянно стоял тошнотворный запах паленого человеческого мяса и костей, исходящий от крематория, в котором постоянно сжигались трупы, да и не только трупы. Это был запах мыловаренного завода.  Однажды нас в очередной раз вывели, и перед строем проходили две девушки-близняшки, они выбирали для себя работников. Я бросала на них умоляющие взгляды, и наверное, их тронула эта безмолвная мольба, и они нас взяли. Их семья содержала гостиницу в Зальцбурге. Когда мать этих девушек увидела, кого они привезли, то очень рассердилась. Прислуга, из местных, которая была в гостинице, страшно нас невзлюбила. Когда кока уходила на работу, а она должна была мыть несколько огромных коридоров и комнаты, я оставалась одна, но и тут меня ожидали издевательства. Хозяйский сын натравливал на меня огромную овчарку, держа ее, беснующуюся, на поводке в нескольких сантиметрах от меня и наслаждаясь моим ужасом.

Потом мы снова оказались в концлагере. Коку и несколько других женщин забирали на опыты. Я не знаю, что именно с ней делали, но на ее теле появлялись грубо зашитые багровые шрамы. У меня брали из вены кровь и тоже ставили какие-то опыты. Клали на стол, надевали маску, я начинала мучительно задыхаться, потом привыкала к этому удушью и засыпала. Что со мной делали — не знаю.

В нашем бараке жила очень старенькая, худая-прехудая женщина, звали ее Нина Александровна, она была учительницей. На работы ее по старости и немощи не гоняли, и она пыталась учить нас, детей. Сажала за стол, бумаги не было, и мы писали на тоненьких полосках — полях газет, которые удавалось раздобыть, одним-единственным огрызком карандаша, передаваемым друг другу. А на первом моем букваре — страшно вспомнить — был нарисован добрый дядя Адольф Гитлер среди скаутов. Никаких других книг в лагере не было. Наконец наступил май, а вместе с ним пришла весть о победе! Нас освобождали американцы. Американский военный врач осматривал нас. Когда обнаружились рубцы на теле коки, этот врач что-то возмущенно закричал и ударил по лицу местного лагерного врача, повторяя множество раз ДЕТИ по - английски. Затем нас посадили в открытые машины, и почти 200 км совершенно счастливые ехали до советской зоны оккупации, где я увидела у пограничного столба нашего солдата. Он меня первую снял с машины. Со слезами радости все бросились его обнимать… Потом мы ехали в поезде через Европу очень долго  ДОМОЙ.