Методическая разработка по сценическому движению Тема: Развитие пластической выразительности у детей от 10 лет с акцентом на баланс и работу в пространстве с элементали актерского тренинга.

Крылова Арина Андреевна

Методическая разработка по сценическому движению предлагает комплекс упражнений и техник, направленных на развитие физических возможностей учащихся театральных куржков/ студий/ творческих коллективов. Улучшение координации движений, пластичности и выразительности тела. В материалах рассматриваются основы взаимодействия с пространством сцены, работа над осанкой, балансом и динамикой движения. Разработка включает практические рекомендации для педагогов театральных студий и школ, а также может использоваться актерами для самостоятельной работы над совершенствованием своих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_stsenicheskomu_dvizheniyu.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по сценическому движению

Тема: Развитие пластической выразительности у детей от 10 лет с акцентом на баланс и работу в пространстве с элементали актерского тренинга.

Автор: Крылова Арина Андреевна, преподаватель театрального отделения

МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нефтеюганск

2025 г.

Содержание

  • Введение
  • Практическая часть: ход урока
  • Список литературы

Введение

Театральное искусство требует от актёров не только мастерства перевоплощения, но и постоянного развития физических, эмоциональных и творческих способностей. Комплекс данных упражнений – это базовые элементы основ сценического движения. Они подходят для разных возрастов и уровня подготовки, для работы над пластической выразительности роли, для развития навыков коллективной работы на площадке, и изучения пластической выразительности и возможностей исполнителей. Направлены на совершенствование актёрской техники, улучшение взаимодействия между участниками коллектива и повышение общего уровня сценической выразительности.

На практике я убедилась, что если упражнение выполняется не только ради физического совершенствования, но и может быть применено в практике – это вызывает больший интерес учащихся в процесс исследования собственных возможностей, даже те кто не отличаются развитой пластикой, внедряются в ход урока и по окончании сами начинают осознавать свои сильные и слабые стороны, и как с ними работать.

Эти упражнения помогают актёрам развить такие важные навыки, как:

  • Физическая подготовка: Укрепление тела, развитие координации движений и пластичности, что особенно важно при работе над сложными постановками и хореографическими элементами.

  • Эмоциональный контроль: Управление своими эмоциями, способность передавать широкий спектр чувств через мимику, жесты и голос.

  • Творческое мышление: Развитие воображения, импровизационных навыков и способности быстро находить решения в нестандартных ситуациях.

  • Командная работа: Улучшение взаимопонимания внутри коллектива, синхронизация действий и создание атмосферы доверия и поддержки.

Комплекс упражнений подходит как для начинающих актёров, так и для опытных профессионалов. Для новичков он станет основой для освоения базовых техник, а для уже сформированных артистов – инструментом для углубления своих умений и поиска новых подходов к творчеству.

Регулярное выполнение этих упражнений способствует росту профессионального уровня всего коллектива, повышает качество спектаклей и помогает каждому участнику раскрыть свой потенциал на сцене.

Данная разработка подходит для работы в детских театральных студиях с детьми, так же как и в юношеских и любительских театральных коллективах в качестве разминки.

Из каждого блока можно выборочно использовать необходимые упражнения, отдавая преимущество тем или иным. Однако пренебрегать разминкой не стоит.

Цель: Формирование навыка использования тела как средства выражения эмоций, чувств и мыслей через сценическое движение, включая работу с балансом и центром тяжести.

Задачи:

1. Развить гибкость, координацию движений и мышечную силу.

2. Научить основам работы с пространством сцены.

3. Способствовать развитию воображения и творческого мышления.

4. Повысить уверенность в себе и развить навыки взаимодействия в группе.

5. Развивать чувство баланса и устойчивости.

Условия рабочего пространства и инвентарь:

- Просторное помещение с мягким покрытием пола (например, ковровое покрытие).

- Музыкальное сопровождение (инструментальная музыка без слов).

- Зеркала (по возможности).

- Гимнастические мячи, подушки или другие предметы для поддержания равновесия

Практическая часть: ход занятия

1. Разминка

Цель: подготовить тело к работе, разогреть мышцы и суставы.

Упражнения:

  1. Ходьба по кругу: обычная ходьба, затем переход на разные виды ходьбы (на носках, пятках, внешней стороне стопы). Добавление элементов ритмичности – шаг в такт музыке.
  2. Вращение суставов: начиная с головы, шеи, плеч, локтей, кистей рук, бедер, коленей, стоп. Все движения выполняются плавно, постепенно увеличивая амплитуду.
  3. Наклоны корпуса вперед, назад, в стороны. Растяжка мышц спины и ног.

2. Основная часть

Цель: развитие пластичности, координации и выразительности движений, работа с балансом и пространством.

  1. «Балансировка»

Все упражнения на балансировку можно индивидуально корректировать по вашей необходимости, включать в них творческие задачи, подключать фантазию, так как выполнять такие упражнения гораздо интереснее и эффективнее, если они могут быть применены на практике в работе над спектаклем/этюдах и пр.

Задача: развивать устойчивость и умение сохранять равновесие при выполнении сложных движений.

  1. Стояние на одной ноге: участники должны стоять на одной ноге, удерживая другую ногу согнутой перед собой. Постепенно усложнять упражнение, добавляя повороты головы, круговые движения руками. Можно переносить вес тела с одной ноги на другую меняя ноги, при этом стараясь удержать на голове книгу.
  2. Переход с ноги на ногу: стоя на двух ногах, перенос веса тела с одной ноги на другую, меняя положение ног, вводя в упражнение волевые задачи. Например : перенос веса при широкой расстановке ног, с задачей хвататься за воздух / тянуться за предметом / повороты вокруг своей оси не теряя баланса, плавно перенося вес тела.
  3. Балансировка на канате: встать на канат, имитируя проходку канатоходца пройти ровно по канату не оступившись, попытаться удержать равновесие, выполняя различные движения руками.

  1. «Пространственные ориентиры»

Задача: научить участников ориентироваться в пространстве сцены, взаимодействуя с окружающими предметами и другими участниками.

  1. Движение по заданным траекториям: ведущий задает траекторию движения (круг, зигзаг, спираль), которую нужно пройти, не сбиваясь с пути.
  2. Вариация первого упражнения (сложнее): построить лабиринт/путь из стульев/лавок/кубов – желательно чтобы он был извилистей. Для начала каждому нужно пройти путь с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Это упражнение хорошо развивает обостренное чувство пространства.
  3. Работа с предметами: участники перемещаются по сцене хаотично обходя расставленные предметы (мячи, подушки, стулья), стараясь не задеть их, в заданном темпо-ритме, скорость движения можно задавать хлопками, все время меняя ее. Но для начала необходимо установить в каком диапазоне скоростей работать (с 1 по 5 / с 1-10).
  4. Игра «Тень»: все участники становятся в линию друг за другом и повторяют движения ведущего, который ведет группу по различным траекториям. Участникам нужно успевать повторять движения словно тень. Так же тени могут двигаться в замедленном режиме, повторяя движение за ведущим с задержкой.

3. «Эмоции и пространство»

Задача: выразить различные эмоции через пластику тела, учитывая взаимодействие с окружающим пространством.

  1. Радость: легкие, энергичные движения, использование всего пространства сцены. Включить работу с предметом и траекторией движения.

Например: пластически выразить радость двигаясь по траектории от стула до стола, перепрыгнув мячик и т.д. по всем эмоциям создавая новые условия существования на площадке.

  1. Гнев: резкие, агрессивные жесты, передвижение по ограниченному участку сцены.
  2. Печаль: замедленные, тягучие движения, сосредоточенность на одном участке сцены.
  3. Удивление: широко раскрытые глаза, поднятые брови, открытие рук, перемещение по сцене с остановками и поворотами.

4. «Пластический этюд»

Задача: создать импровизированный танец под музыку, используя элементы предыдущих упражнений.

В приведенных нижу упражнениях вы ограничены только своей фантазией.

  1. Участники слушают музыку и двигаются так, как им подсказывает интуиция.
  2. Ведущий может давать подсказки, предлагая передать определенные образы или состояния (ветер, дождь, огонь и т.д.), используя весь объем сцены.

3. Заключительная часть

Цель: расслабление после интенсивной нагрузки, рефлексия.

  1. Упражнение на растяжку всех групп мышц.
  2. Упражнение: «Релаксация»

Лежа на полу на спине поочередно напрягать и расслаблять разные группы мышц, мысленно найти и сфокусировать внимание на тех частях тела, которые мы редко ощущаем: мизинец левой ноги, мочка правого уха, кончик носа, подушечки пальцев и т.д.

  1. Рефлексия. Обсуждение ощущений и впечатлений от занятий.

Список литературы

Станиславский К.С. «Работа актера над собой». М.: Искусство, 1989.

Чехов М.А. «О технике актера». СПб.: Азбука-классика, 2008.

Васильева Е.Д. «Основы актерского мастерства». М.: Просвещение, 2010.

Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». М.: Советская Россия, 1978.

Панфилова Н.В., Хализев А.Н. «Театральное искусство и обучение искусству театра». М.: Владос, 1997.

Шестаков В.П. «История телесных практик в культуре». М.: Ладомир, 2005.