Методическая разработка по сценическому движению Тема: Развитие пластической выразительности у детей от 10 лет с акцентом на баланс и работу в пространстве с элементали актерского тренинга.
Методическая разработка по сценическому движению предлагает комплекс упражнений и техник, направленных на развитие физических возможностей учащихся театральных куржков/ студий/ творческих коллективов. Улучшение координации движений, пластичности и выразительности тела. В материалах рассматриваются основы взаимодействия с пространством сцены, работа над осанкой, балансом и динамикой движения. Разработка включает практические рекомендации для педагогов театральных студий и школ, а также может использоваться актерами для самостоятельной работы над совершенствованием своих навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по сценическому движению
Тема: Развитие пластической выразительности у детей от 10 лет с акцентом на баланс и работу в пространстве с элементали актерского тренинга.
Автор: Крылова Арина Андреевна, преподаватель театрального отделения
МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Нефтеюганск
2025 г.
Содержание
- Введение
- Практическая часть: ход урока
- Список литературы
Введение
Театральное искусство требует от актёров не только мастерства перевоплощения, но и постоянного развития физических, эмоциональных и творческих способностей. Комплекс данных упражнений – это базовые элементы основ сценического движения. Они подходят для разных возрастов и уровня подготовки, для работы над пластической выразительности роли, для развития навыков коллективной работы на площадке, и изучения пластической выразительности и возможностей исполнителей. Направлены на совершенствование актёрской техники, улучшение взаимодействия между участниками коллектива и повышение общего уровня сценической выразительности.
На практике я убедилась, что если упражнение выполняется не только ради физического совершенствования, но и может быть применено в практике – это вызывает больший интерес учащихся в процесс исследования собственных возможностей, даже те кто не отличаются развитой пластикой, внедряются в ход урока и по окончании сами начинают осознавать свои сильные и слабые стороны, и как с ними работать.
Эти упражнения помогают актёрам развить такие важные навыки, как:
- Физическая подготовка: Укрепление тела, развитие координации движений и пластичности, что особенно важно при работе над сложными постановками и хореографическими элементами.
- Эмоциональный контроль: Управление своими эмоциями, способность передавать широкий спектр чувств через мимику, жесты и голос.
- Творческое мышление: Развитие воображения, импровизационных навыков и способности быстро находить решения в нестандартных ситуациях.
- Командная работа: Улучшение взаимопонимания внутри коллектива, синхронизация действий и создание атмосферы доверия и поддержки.
Комплекс упражнений подходит как для начинающих актёров, так и для опытных профессионалов. Для новичков он станет основой для освоения базовых техник, а для уже сформированных артистов – инструментом для углубления своих умений и поиска новых подходов к творчеству.
Регулярное выполнение этих упражнений способствует росту профессионального уровня всего коллектива, повышает качество спектаклей и помогает каждому участнику раскрыть свой потенциал на сцене.
Данная разработка подходит для работы в детских театральных студиях с детьми, так же как и в юношеских и любительских театральных коллективах в качестве разминки.
Из каждого блока можно выборочно использовать необходимые упражнения, отдавая преимущество тем или иным. Однако пренебрегать разминкой не стоит.
Цель: Формирование навыка использования тела как средства выражения эмоций, чувств и мыслей через сценическое движение, включая работу с балансом и центром тяжести.
Задачи:
1. Развить гибкость, координацию движений и мышечную силу.
2. Научить основам работы с пространством сцены.
3. Способствовать развитию воображения и творческого мышления.
4. Повысить уверенность в себе и развить навыки взаимодействия в группе.
5. Развивать чувство баланса и устойчивости.
Условия рабочего пространства и инвентарь:
- Просторное помещение с мягким покрытием пола (например, ковровое покрытие).
- Музыкальное сопровождение (инструментальная музыка без слов).
- Зеркала (по возможности).
- Гимнастические мячи, подушки или другие предметы для поддержания равновесия
Практическая часть: ход занятия
1. Разминка
Цель: подготовить тело к работе, разогреть мышцы и суставы.
Упражнения:
- Ходьба по кругу: обычная ходьба, затем переход на разные виды ходьбы (на носках, пятках, внешней стороне стопы). Добавление элементов ритмичности – шаг в такт музыке.
- Вращение суставов: начиная с головы, шеи, плеч, локтей, кистей рук, бедер, коленей, стоп. Все движения выполняются плавно, постепенно увеличивая амплитуду.
- Наклоны корпуса вперед, назад, в стороны. Растяжка мышц спины и ног.
2. Основная часть
Цель: развитие пластичности, координации и выразительности движений, работа с балансом и пространством.
- «Балансировка»
Все упражнения на балансировку можно индивидуально корректировать по вашей необходимости, включать в них творческие задачи, подключать фантазию, так как выполнять такие упражнения гораздо интереснее и эффективнее, если они могут быть применены на практике в работе над спектаклем/этюдах и пр.
Задача: развивать устойчивость и умение сохранять равновесие при выполнении сложных движений.
- Стояние на одной ноге: участники должны стоять на одной ноге, удерживая другую ногу согнутой перед собой. Постепенно усложнять упражнение, добавляя повороты головы, круговые движения руками. Можно переносить вес тела с одной ноги на другую меняя ноги, при этом стараясь удержать на голове книгу.
- Переход с ноги на ногу: стоя на двух ногах, перенос веса тела с одной ноги на другую, меняя положение ног, вводя в упражнение волевые задачи. Например : перенос веса при широкой расстановке ног, с задачей хвататься за воздух / тянуться за предметом / повороты вокруг своей оси не теряя баланса, плавно перенося вес тела.
- Балансировка на канате: встать на канат, имитируя проходку канатоходца пройти ровно по канату не оступившись, попытаться удержать равновесие, выполняя различные движения руками.
- «Пространственные ориентиры»
Задача: научить участников ориентироваться в пространстве сцены, взаимодействуя с окружающими предметами и другими участниками.
- Движение по заданным траекториям: ведущий задает траекторию движения (круг, зигзаг, спираль), которую нужно пройти, не сбиваясь с пути.
- Вариация первого упражнения (сложнее): построить лабиринт/путь из стульев/лавок/кубов – желательно чтобы он был извилистей. Для начала каждому нужно пройти путь с открытыми глазами, а потом с закрытыми. Это упражнение хорошо развивает обостренное чувство пространства.
- Работа с предметами: участники перемещаются по сцене хаотично обходя расставленные предметы (мячи, подушки, стулья), стараясь не задеть их, в заданном темпо-ритме, скорость движения можно задавать хлопками, все время меняя ее. Но для начала необходимо установить в каком диапазоне скоростей работать (с 1 по 5 / с 1-10).
- Игра «Тень»: все участники становятся в линию друг за другом и повторяют движения ведущего, который ведет группу по различным траекториям. Участникам нужно успевать повторять движения словно тень. Так же тени могут двигаться в замедленном режиме, повторяя движение за ведущим с задержкой.
3. «Эмоции и пространство»
Задача: выразить различные эмоции через пластику тела, учитывая взаимодействие с окружающим пространством.
- Радость: легкие, энергичные движения, использование всего пространства сцены. Включить работу с предметом и траекторией движения.
Например: пластически выразить радость двигаясь по траектории от стула до стола, перепрыгнув мячик и т.д. по всем эмоциям создавая новые условия существования на площадке.
- Гнев: резкие, агрессивные жесты, передвижение по ограниченному участку сцены.
- Печаль: замедленные, тягучие движения, сосредоточенность на одном участке сцены.
- Удивление: широко раскрытые глаза, поднятые брови, открытие рук, перемещение по сцене с остановками и поворотами.
4. «Пластический этюд»
Задача: создать импровизированный танец под музыку, используя элементы предыдущих упражнений.
В приведенных нижу упражнениях вы ограничены только своей фантазией.
- Участники слушают музыку и двигаются так, как им подсказывает интуиция.
- Ведущий может давать подсказки, предлагая передать определенные образы или состояния (ветер, дождь, огонь и т.д.), используя весь объем сцены.
3. Заключительная часть
Цель: расслабление после интенсивной нагрузки, рефлексия.
- Упражнение на растяжку всех групп мышц.
- Упражнение: «Релаксация»
Лежа на полу на спине поочередно напрягать и расслаблять разные группы мышц, мысленно найти и сфокусировать внимание на тех частях тела, которые мы редко ощущаем: мизинец левой ноги, мочка правого уха, кончик носа, подушечки пальцев и т.д.
- Рефлексия. Обсуждение ощущений и впечатлений от занятий.
Список литературы
Станиславский К.С. «Работа актера над собой». М.: Искусство, 1989.
Чехов М.А. «О технике актера». СПб.: Азбука-классика, 2008.
Васильева Е.Д. «Основы актерского мастерства». М.: Просвещение, 2010.
Захава Б.Е. «Мастерство актера и режиссера». М.: Советская Россия, 1978.
Панфилова Н.В., Хализев А.Н. «Театральное искусство и обучение искусству театра». М.: Владос, 1997.
Шестаков В.П. «История телесных практик в культуре». М.: Ладомир, 2005.