ДООП "Музыкальный калейдоскоп"
Программа направлена на музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_muzykalnyy_kaleydoskop.docx | 152.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 144 «Сказкоград»
Принято Утверждаю
на заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ д/с № 144 МБДОУ д/с № 144 ___________А. А. Полнова
протокол № 1, от «29» августа 2024г. приказ № ___ от «29» августа 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Музыкальный калейдоскоп»
Составитель: Анна Андреевна Останина,
музыкальный руководитель
Новосибирск-2024
Содержание:
1. | Пояснительная записка…………………………………………… | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы………………………………………… | 6 |
1.3. | Основные направления дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы……………………………….. | 7 |
3. | Предполагаемые умения и навыки………………………………. | 10 |
4. | Материально-техническое обеспечение………………………… | 12 |
5. | Взаимоотношение с родителями………………………………… | 13 |
5.1. | Основные формы работы с родителями………………………… | 13 |
5.2. | План взаимодействия с родителями……………………………... | 14 |
6. | Планируемые качества освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы…………. | 15 |
7. | Содержание дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы………………………………. | 17 |
8. | Календарно-тематический план для детей 5-6 лет……………... | 19 |
9. | Календарно-тематический план для детей 6-7 лет……………... | 29 |
10. | Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по музыкально-театрализованной деятельности на основе творческих заданий…………………………………… | 38 |
10.1. | Критерии оценки полученных результатов……………………... | 41 |
10.2. | Планируемые результаты………………………………………… | 43 |
10.3. | Характеристика уровней знаний и умений музыкально-театрализованной деятельности…………………………………. | 44 |
Список литературы……………………………………………….. | 46 |
- Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — театральная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей интереса к творчеству, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет музыкально-театрализованная деятельность, так как она включает в себя множество различных направлений: художественное слово, ролевая игра, пение, танец и др.
В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию дошкольника. Предлагаемый импровизированный характер некоторых занятий особенно важен для формирования музыкального творчества.
Музыкально-театрализованная деятельность удивительно сочетает мир сказочного волшебства и перевоплощения, вокальные и танцевальные постановки. Все это является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к музыкальному театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок, мюзиклов, музыкальных сказок по мотивам художественных произведений, в том числе и авторских сказок руководителя. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение музыкальной сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.
Именно благодаря музыкально-театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу.
Можно утверждать, что музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что музыкально-театрализованная деятельность развивают творческие способности, эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Кроме того, занятия музыкально-театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, способность к импровизации. Публичные выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию, творческую активность.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка, подачу голоса. Выполнение игровых музыкальных заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные музыкальные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
Использование программы «Музыкальный калейдоскоп» позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Так же ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими его людьми.
Данная программа описывает курс подготовки по музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Она разработана на основе программ: «Театр-творчество-дети» Сорокина Н.Ф, «Гармония» Тарасовой К.В.
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. Дополнительное образование, Статья75. Дополнительное образование детей и взрослых;
- Приказ министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
- Устав ДОО.
Новизна программы: музыкальная игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, танцора, поэта и тем самым самовыразиться.
1.2. Цель программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность: музыкальные игры, драматизации, мюзиклы, музыкальные сказки.
Задачи:
- создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;
- создать условия для совместной музыкально-театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей, музыкальных сказок с участием детей, родителей, сотрудников ДОО, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.);
- ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей, теневой театр и др.);
- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- приобщать детей к театральной культуре;
- развить у детей интерес к музыкально-театрализованной деятельности.
1.3.Основные направления дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; музыкально-театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
- Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- что такое театр, музыкальный театр, театральное искусство;
- какие представления бывают в театре;
- кто такие актеры;
- какие превращения происходят на сцене;
- как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; подбор музыкального материала; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Рекомендации по работе над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- выучивание вокальных и танцевальных номеров;
- подготовка театрального костюма.
Интеграция образовательных областей:
Базовая образовательная область – «социально-коммуникативное развитие», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, попевки. Развивается четкая дикция и интонация. Использование дидактических игр. Участие в спектаклях, подготовка к ним - это уже огромный труд. Знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.
Речевое развитие, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности.
Художественно-эстетическое развитие, где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. Дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.
Познавательное развитие, где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в музыкально-театрализованной игры и спектакли.
Физическое развитие, где используются подвижно-сюжетные игры. Используются здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание.
Программа «Музыкальный калейдоскоп» предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность занятия: 20 мин — старшая группа, 25 мин — подготовительная к школе группа. Общее количество учебных занятий в год — 72.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
- Предполагаемые умения и навыки на конец учебного года
Старшая группа:
- готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
- уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- запоминать заданные позы;
- знать 5-8 артикуляционных упражнений;
- уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
- уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- уметь строить простейший диалог;
- уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа:
- ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
- уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
- на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах;
- уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие;
- знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
- уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов;
- уметь подобрать рифму к заданному слову;
- уметь сочинить небольшой рассказ от имени героя;
- уметь составлять диалог между сказочными героями.
- Материально-техническое обеспечение
В группах детского сада организованы уголки для музыкально-театрализованной представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:
- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, теневой театр и др.;
- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши и пр.
«Центр Театра» (музыкальный зал):
1. Настольный театр игрушек;
2. Фланелеграф;
3. Пальчиковый театр;
4. Театр Би-ба-бо;
5. Детские костюмы для спектаклей;
6. Взрослые костюмы для спектаклей;
7. Элементы костюмов для детей и взрослых;
8. Атрибуты для занятий и для спектаклей;
9. Ширма для кукольного театра;
10. Акустическая система, музыкальный центр, видеоаппаратура;
11. Медиатека (аудио- и CD диски);
12. Микшерный пульт;
13. Микрофоны;
14. Bluetooth- колонка;
15. Декорации к спектаклям.
- Взаимодействие с родителями
Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.
Самые главные ценители музыкально-театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.
- Основные формы работы с родителями
Основными формы работы с родителями являются:
- беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка);
- выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка костюмов);
- совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов («Расскажем стихотворение вместе»);
- творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей);
- анкетирование;
- совместные спектакли;
- совместные театральные праздники (по инициативе родителей);
- дни открытых дверей, открытые занятия;
- совместные литературные вечера.
Формы музыкально-театрализованной деятельности:
- музыкальные спектакли с участием родителей;
- театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада);
- семейные конкурсы, викторины, квесты;
- день открытых дверей для родителей;
- мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская»;
- консультации для родителей.
5.2. План взаимодействия с родителями
Сроки | Тема | Форма проведения |
1 квартал | «Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей» | Стендовая информация |
2 квартал | «Мои любимые герои» | Выставка рисунков |
3 квартал | «Вот как я могу» | Фотовыставка |
4 квартал | «Знаете ли вы своего ребёнка?» | Анкетирование |
Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.
- Планируемые качества освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
- Содержание дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы
Содержание дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы включает пять основных блоков:
1. Театральная игра;
2. Культура техники речи;
3. Ритмопластика;
4. Основы театральной азбуки;
5. Вокальные и дыхательные упражнения.
Следует отметить, что блоки 1, 2, 3, 5 реализуются на каждом занятии, блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте).
Таким образом, в процессе создания музыкально-театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных, танцевальных и вокальных средств, они получают при этом игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер музыкально-театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Музыкальный театр в ДОО научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОО можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в музыкально-театрализованной деятельности и направлена программа «Театральный калейдоскоп».
- Календарно-тематический план для детей 5-6 лет
Сентябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Знакомство с театром | Слушание | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
1-2. Просмотр спектакля в детском саду «Первое сентября» | - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. | Мультимедийный экран, иллюстрации театров | Рассказ педагога о театральных представлениях в учреждении | Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса | |
3-4. Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. | Мультимедийный экран | Посещение театра с родителями | Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. | |
5-6. Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | Мультимедийный экран | Разыгрывание сценок со сверстниками с активным участием воспитателя группы. | Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | |
7-8. Инсценировка театра | Чтение стихов перед зрителями | Атрибуты сцены, микрофон. | Взаимодействие со сверстниками | Вызвать эмоциональный отклик, научить двигаться на сцене, не бояться своего голоса и зрителей. |
Октябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Варежковый и пальчиковый театры. Просмотр спектакля в детском саду. | Игровая деятельность, выполнение упражнений на мимику, силу голоса. Просмотр спектакля. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
9-10. Знакомство с варежковым театром | Самостоятельная игровая деятельность | Варежковый театр | Игры со сверстниками и педагогом | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности | |
11-12. Мимика | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Куклы, костюмы героев сказки «Теремок», скороговорки, загадки | Предварительное чтение сказки «Теремок» В группе | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность | |
13-14. Сила голоса | Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» | Скороговорки, бубен | Воспитатель группы | Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. | |
15-16. Знакомство с пальчиковым театром | Игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». Просмотр спектакля в детском саду | Игры, загадки, атрибуты пальчикого театра | Музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. |
Ноябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Плоскостной и конусный театры. | Инсценировка сказок. Артикуляционная гимнастика. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
17-18. Знакомство с плоскостным шагающим театром | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | Плоскостной театр, атрибуты сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» | Предварительное чтение сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» родителями. Привлечение к показу сказок воспитателей других групп | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | |
19-20. Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | Игры, шапочка гриба, бумажные лепестки цветка | Музыкальный руководитель | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощенность. | |
21-22. Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | Игры, скороговорки. | Музыкальный руководитель | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ | |
23-24. Знакомство с конусным настольным театром | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Атрибуты сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Предварительное чтение сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» родителями Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде. | |
25-26. Мимика и жесты | Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Игры, атрибуты сказки «Волк и семеро козлят» | Предварительное чтение сказки «Волк и семеро козлят» воспитателем группы | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. |
Декабрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Теневой театр и куклы би-ба-бо. | Инсценировка сказок. Пальчиковые игры. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
27-28. Знакомство с теневым театром | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». | Атрибуты сказок, ширма | Предварительное чтение сказки «Гуси-лебеди» воспитателем группы Привлечение к показу сказок детей старшей группы. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью | |
29-30. Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Совместная деятельность детей и родителей. | Грамоты и призы | Родители, администрация детского сада, как жюри конкурса. | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; | |
31-32. Знакомство с куклами би-ба-бо. | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса» | Куклы би-ба-бо к сказке «Волк и лиса» | Предварительное чтение сказки воспитателем группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | |
33-34. Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игра «Чудесные превращения» | Игры, накидка на стул | Воспитатель группы | Развитие слуха и чувства ритма у детей |
Январь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Штоковый театр | Игры-импровизации | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
35-36. Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Атрибуты к играм | Воспитатель группы | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | |
37-38. Знакомство с куклами- говорунчиками | Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» | Куклы, атрибуты ПДД | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД | |
39-40. Знакомство со штоковым театром | Сочиняем сказку сами. | Штоковый театр | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | |
41-42. Сценическая пластика | Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» | Игры | Предварительное чтение сказки «Гадкий утенок» в группе | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных |
Февраль | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами. | Изготовление кукол для театра. Управление эмоциями. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
43-44. Расслабление мышц | Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Скороговорки, атрибуты к играм | Воспитатель группы | Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. | |
45-46. Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. | Деревянные фигурки, резиновые игрушки, магнитный театр, атрибуты к сказкам | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | |
47-48. Театр кукол-оригами. | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». | Грамоты, призы | Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том, как это делалось) Совместная деятельность детей и родителей Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. | Ощутить себя «творцами» кукол | |
49-50. Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Атрибуты к играм | Воспитатель группы | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими |
Март | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Театр масок | Придумывание сценок и сказок самостоятельно | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
51-52. Знакомство с театром масок | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» | Предварительное чтение сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» родителями | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности | ||
53-54. Демонстрация театра на фланели. | Сочиняем сказку сами. | Фланелеграф, фигурки животных | Воспитатель группы | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | |
55-56. Инсценировка шуток-малюток | Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры | Игры | Воспитатель группы | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением | |
57-58. Культура и техника речи | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Повязка, кукла, свечка, мяч | Воспитатель группы | Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас |
Апрель | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Репетиция сказки «Красная шапочка» | Разучивание сценария | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
59-60 Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации, сценарий сказки | Предварительное чтение сказки воспитателем группы Музыкальный руководитель, родители. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей |
Май | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Показ сказки | Театрализованное представление. | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
61. Театрализованное представление | Показ спектакля родителям. | Костюмы для инсценировки сказки, декорации | Музыкальный руководитель, родители. | Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. | |
Мониторинг |
- Календарно-тематический план для детей 6 – 7 лет
Сентябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Кукольный театр | Игры, ряженье, просмотр кукольного театра | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
1-2. Кукольный театр | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | атрибуты кукольного театра | Артисты кукольного театра | Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен, как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. | |
3-4. «Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я » | Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. | Костюмы для детей | Музыкальный руководитель | Знакомство с русскими народными костюмами | |
5-6. «Пойми меня» | Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. | Загадки, игры | Музыкальный руководитель | Игры и упражнения на создание игровой мотивации. | |
7-8. «Игры с бабушкой Забавушкой » | Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя». | Игры | Музыкальный руководитель | Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность. |
Октябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка В. Сутеева «Яблоко». | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
9-10. Вот так яблоко! | Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения. | Книга с иллюстрациями к сказке В. Сутеева «Яблоко». | Чтение музыкальным руководителем произведения | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
11-12. Импровизация сказки «Яблоко». | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью музыкального руководителя выбор ролей по сказке | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
13-14. Репетиция сказки «Яблоко» | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Музыкальный руководитель | Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |
15-16. Драматизация сказки «Яблоко» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | Развивать внимание, память, образное мышление детей. |
Ноябрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка «Дудочка и кувшинчик». | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
17-18. В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем! | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Дудочка и кувшинчик» | Чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
19-20. Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик» | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
21-22. Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |
23-24. Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик». | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
Декабрь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
«Волшебный посох Деда Мороза» | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
25-26. «Волшебный посох Деда Мороза» | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Волшебный посох Деда Мороза» | Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза» | развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | |
27-28. Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. Декорации, костюмы, роли | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |
29-30. Играем новогодний спектакль | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | Воспитатель и родители | развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками |
Январь | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Мимика, жесты, скороговорки, стихи | Игры, этюды, стихотворения | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
31-32. Игровой урок. | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; | Атрибуты к играм | Воспитатель | развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики. | |
33-34. Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Карточки с рифмами для стихотворений | Воспитатель | развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам. |
Февраль | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Пьеса «Снегурочка». | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
35-36. «Снегурочка». | Беседа по содержанию | Книга с иллюстрациями к сказке «Снегурочка» | Чтение пьесы «Снегурочка» | Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского. | |
37-38. Весна идет! Весна поет! | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства. | |
39-40. Репетиция весенней сказки «Снегурочка». | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |
41-42. Играем спектакль «Снегурочка» | Показ спектакля детям младших групп | Декорации, костюмы | Воспитатели и дети младших групп | Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
Март | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»; | Игры, этюды, репетиция ролей | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
43-44. Шел солдат к себе домой | Беседа по содержанию. | Книга с иллюстрациями к сказке | Чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Огниво»; | развивать речь детей; познакомить с текстом сказки | |
45-46. Чтение пьесы «Огниво». | Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций. | Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. | С помощью воспитателя выбор ролей по сказке | Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Огниво» по мотивам сказки Г. – Х. Андерсена. | |
47-48. Слушайся, ты, нас солдат, если хочешь быть богат! | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь. | |
49-50. Я здесь на сундуке сижу. | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Формировать четкую, грамотную речь. |
Апрель | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»; | Игры, этюды, драматизация сказки | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
51-52. «До чего же, мы, несчастные царевны». | Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; | Репетиция ролей по эпизодам | Воспитатель | Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано. | |
53-54. Репетиция сказки «Огниво». | Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Декорации, костюмы, роли | Воспитатель | Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов. | |
55-56. Играем спектакль «Огниво». | Показ спектакля родителям | Декорации, костюмы | Воспитатель и родители | Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. |
Май | |||||
Тема | Деятельность дошкольников | ||||
Мероприятие | Содержание | Материалы | Взаимодействие | Результат | |
57-58. Игровая программа «Это вы можете!» | Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей | Костюмы, декорации | Воспитатель, педагоги из других групп, дети младшего возраста | Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей | |
Мониторинг |
10.Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по музыкально-театрализованной деятельности на основе творческих заданий
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр
Задачи:
- понимать основную идею сказки, сопереживать героям;
- уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
- уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке;
- подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей;
- уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения
1. Музыкальный руководитель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Музыкальный руководитель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Музыкальный руководитель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание музыкального спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку
Задачи:
- понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать;
- давать характеристики главных и второстепенных героев;
- уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала;
- подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю;
- уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
- проявлять активность в деятельности;
- материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.
Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
5. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку
Задачи:
- побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки;
- уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец;
- уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки;
- проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.
Ход проведения
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).
Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия
берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
4. Показ спектакля гостям.
10.1. Критерии оценки полученных результатов
Акцент в организации музыкально-театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации музыкально-театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности, в процессе создания спектакля.
- Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.
Низкий уровень–1балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.
Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.
10.2. Планируемые результаты.
1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области музыкально-театрализованной искусства.
2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.
10.3. Характеристика уровней знаний и умений музыкально-театрализованной деятельности.
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.
Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной музыкально-творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.
Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.
Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.
Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.
С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.
Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Не эмоционален, проявляет интерес к театрально-музыкальному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.
Знает правила поведения в театре.
Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя.
Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.
Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.
Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.
Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.
Список литературы:
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
- Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
- Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г.
16. Чистякова М.И. Психогимнастика.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
- Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
- Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.