ДООП "Музыкальный калейдоскоп"

Останина Анна Андреевна

Программа направлена на музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_muzykalnyy_kaleydoskop.docx152.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Описание: Логотип 144г

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Новосибирска

        «Детский сад № 144 «Сказкоград»

Принято                                                                                                                         Утверждаю                                                                                                                                            

на заседании педагогического совета                                     Заведующий МБДОУ д/с № 144  МБДОУ д/с № 144                                                                             ___________А. А. Полнова      

протокол № 1, от «29» августа 2024г.                            приказ № ___ от «29» августа 2024 г.

                                                                                                 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 

«Музыкальный калейдоскоп»

Составитель: Анна Андреевна Останина,

музыкальный руководитель

Новосибирск-2024

Содержание:

1.

Пояснительная записка……………………………………………

3

1.2.

Цель и задачи программы…………………………………………

6

1.3.

Основные направления дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы………………………………..

7

3.

Предполагаемые умения и навыки……………………………….

10

4.

Материально-техническое обеспечение…………………………

12

5.

Взаимоотношение с родителями…………………………………

13

5.1.

Основные формы работы с родителями…………………………

13

5.2.

План взаимодействия с родителями……………………………...

14

6.

Планируемые качества освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы………….

15

7.

Содержание дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы……………………………….

17

8.

Календарно-тематический план для детей 5-6 лет……………...

19

9.

Календарно-тематический план для детей 6-7 лет……………...

29

10.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по музыкально-театрализованной деятельности на основе творческих заданий……………………………………

38

10.1.

Критерии оценки полученных результатов……………………...

41

10.2.

Планируемые результаты…………………………………………

43

10.3.

Характеристика уровней знаний и умений музыкально-театрализованной деятельности………………………………….

44

Список литературы………………………………………………..

46

  1. Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — театральная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей интереса к творчеству, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет музыкально-театрализованная деятельность, так как она включает в себя множество различных направлений: художественное слово, ролевая игра, пение, танец и др.

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию дошкольника. Предлагаемый импровизированный характер некоторых занятий особенно важен для формирования музыкального творчества.

Музыкально-театрализованная деятельность удивительно сочетает мир сказочного волшебства и перевоплощения, вокальные и танцевальные постановки. Все это является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Приобщение к музыкальному театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок, мюзиклов, музыкальных сказок по мотивам художественных произведений, в том числе и авторских сказок руководителя. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение музыкальной сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей.

Именно благодаря музыкально-театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу.

Можно утверждать, что музыкально-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что музыкально-театрализованная деятельность развивают творческие способности, эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Кроме того, занятия музыкально-театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, способность к импровизации. Публичные выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию, творческую активность.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка, подачу голоса. Выполнение игровых музыкальных заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные музыкальные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Использование программы «Музыкальный калейдоскоп» позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Так же ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими его людьми.

Данная программа описывает курс подготовки по музыкально-театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—7 лет (старшая и подготовительная к школе группы). Она разработана на основе программ: «Театр-творчество-дети» Сорокина Н.Ф, «Гармония» Тарасовой К.В.

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. Дополнительное образование, Статья75. Дополнительное образование детей и взрослых;
  • Приказ министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726;
  • Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 № 33660);
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)";
  • Устав ДОО.

        Новизна программы: музыкальная игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, танцора, поэта и тем самым самовыразиться.

          1.2. Цель программы: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность: музыкальные игры, драматизации, мюзиклы, музыкальные сказки.

        Задачи:

  • создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;
  • создать условия для совместной музыкально-театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей, музыкальных сказок с участием детей, родителей, сотрудников ДОО, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.);
  • ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей, теневой театр и др.);
  • совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  • приобщать детей к театральной культуре;
  • развить у детей интерес к музыкально-театрализованной деятельности.

1.3.Основные направления дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; музыкально-театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

  1. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • что такое театр, музыкальный театр, театральное искусство;
  • какие представления бывают в театре;
  • кто такие актеры;
  • какие превращения происходят на сцене;
  • как вести себя в театре.

5. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; подбор музыкального материала; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Рекомендации по работе над ролью:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • выучивание вокальных и танцевальных номеров;
  • подготовка театрального костюма.

Интеграция образовательных областей:

Базовая образовательная область – «социально-коммуникативное развитие», где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки, попевки. Развивается четкая дикция и интонация. Использование дидактических игр. Участие в спектаклях, подготовка к ним - это уже огромный труд. Знакомство с правилами поведения в театральном кружке; ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения в подвижных играх.

Речевое развитие, где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие, где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей. Дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.

Познавательное развитие, где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом входящим в музыкально-театрализованной игры и спектакли.

Физическое развитие, где используются подвижно-сюжетные игры. Используются здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, упражнения на дыхание.

        Программа «Музыкальный калейдоскоп» предполагает проведение двух занятий в неделю. Продолжительность занятия: 20 мин — старшая группа, 25 мин — подготовительная к школе группа. Общее количество учебных занятий в год — 72.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

  1. Предполагаемые умения и навыки на конец учебного года

Старшая группа:

  • готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
  • уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
  • запоминать заданные позы;
  • знать 5-8 артикуляционных упражнений;
  • уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы;
  • уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно;
  • уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • уметь строить простейший диалог;
  • уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа:

  • ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке;
  • уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера;
  • на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия;
  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
  • уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
  • уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие;
  • знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
  • уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
  • уметь составлять предложение из 3-4 заданных слов;
  • уметь подобрать рифму к заданному слову;
  • уметь сочинить небольшой рассказ от имени героя;
  • уметь составлять диалог между сказочными героями.

  1. Материально-техническое обеспечение

В группах детского сада организованы уголки для музыкально-театрализованной представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, теневой театр и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши и пр.

«Центр Театра» (музыкальный зал):

1. Настольный театр игрушек;

2. Фланелеграф;

3. Пальчиковый театр;

4. Театр Би-ба-бо;

5. Детские костюмы для спектаклей;

6. Взрослые костюмы для спектаклей;

7. Элементы костюмов для детей и взрослых;

8. Атрибуты для занятий и для спектаклей;

9.  Ширма для кукольного театра;

10. Акустическая система, музыкальный центр, видеоаппаратура;

11. Медиатека (аудио- и CD диски);

12. Микшерный пульт;

13. Микрофоны;

14. Bluetooth- колонка;

15. Декорации к спектаклям.

  1. Взаимодействие с родителями

Реализация данной программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители музыкально-театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

  1. Основные формы работы с родителями

Основными формы работы с родителями являются:

  • беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка);
  • выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка костюмов);
  • совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов («Расскажем стихотворение вместе»);
  • творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей);
  • анкетирование;
  • совместные спектакли;
  • совместные театральные праздники (по инициативе родителей);
  • дни открытых дверей, открытые занятия;
  • совместные литературные вечера.

Формы музыкально-театрализованной деятельности:

  • музыкальные спектакли с участием родителей;
  • театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада);
  • семейные конкурсы, викторины, квесты;
  • день открытых дверей для родителей;
  • мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская»;
  • консультации для родителей.

5.2. План взаимодействия с родителями

Сроки

Тема

Форма проведения

1 квартал

«Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей»

Стендовая информация

2 квартал

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

3 квартал

«Вот как я могу»

Фотовыставка

4 квартал

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

Анкетирование

Помимо всего выше перечисленного, родители привлекаются к изготовлению костюмов, декораций, атрибутов, афиш, помогают в выборе пьес для инсценировок.

  1. Планируемые качества освоения дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

        Любознательный, активный -  проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.

        Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

        Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.

        Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила – чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

        Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.

        Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.

        Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.

        Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).

  1. Содержание дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы

Содержание дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы включает пять основных блоков:

1. Театральная игра;

2. Культура техники речи;

3. Ритмопластика;

4. Основы театральной азбуки;

5. Вокальные и дыхательные упражнения.

Следует отметить, что блоки 1, 2, 3, 5 реализуются на каждом занятии, блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте).

Таким образом, в процессе создания музыкально-театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных, танцевальных и вокальных средств, они получают при этом игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер музыкально-театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Музыкальный театр в ДОО научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОО можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в музыкально-театрализованной деятельности и направлена программа «Театральный калейдоскоп».


  1. Календарно-тематический план для детей 5-6 лет

Сентябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Знакомство с театром

Слушание

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

1-2.

Просмотр  спектакля в детском саду «Первое сентября»

- Что такое театр?

- Виды театров.

- С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео- роликов.

Мультимедийный экран, иллюстрации театров

Рассказ педагога о театральных представлениях в учреждении

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

3-4.

Кто работает в театре. «Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео- ролика.

Мультимедийный экран

Посещение театра с родителями

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

5-6.

Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика.

Мультимедийный экран

Разыгрывание сценок со сверстниками с активным участием воспитателя группы.

Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

7-8.

Инсценировка  театра

Чтение стихов перед зрителями

Атрибуты сцены, микрофон.

Взаимодействие со сверстниками

Вызвать эмоциональный отклик, научить двигаться на сцене, не бояться своего голоса и зрителей.


Октябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Варежковый и пальчиковый театры. Просмотр спектакля в детском саду.

Игровая деятельность, выполнение упражнений на мимику, силу голоса. Просмотр спектакля.

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

9-10.

Знакомство с варежковым театром

Самостоятельная игровая деятельность

Варежковый театр

Игры со сверстниками и педагогом

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

11-12. Мимика

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Куклы, костюмы героев сказки «Теремок», скороговорки, загадки

Предварительное чтение сказки «Теремок»

В группе

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность

13-14.

Сила голоса

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»;

скороговорки;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

Скороговорки, бубен

Воспитатель группы

Развиваем силу голоса;

работа над активизацией мышц губ.

15-16.

Знакомство с  пальчиковым театром

Игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку».

Просмотр спектакля в детском саду

Игры, загадки, атрибуты пальчикого театра

Музыкальный руководитель,  дети подготовительной к школе группы

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей.


Ноябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Плоскостной и конусный театры.

Инсценировка сказок. Артикуляционная гимнастика.

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

17-18.

Знакомство с плоскостным шагающим театром

Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка».

Плоскостной театр, атрибуты сказок «Рукавичка»  и «Заюшкина избушка»

Предварительное чтение сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» родителями.

Привлечение к показу сказок воспитателей других групп

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

19-20.

Пантомима

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»;

 упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»

Игры, шапочка гриба, бумажные лепестки цветка

Музыкальный руководитель

Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развиваем сценическую раскрепощенность.

21-22.

Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Игры, скороговорки.

Музыкальный руководитель

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

23-24.

Знакомство с конусным настольным театром

Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

Атрибуты сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

Предварительное чтение сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» родителями

Воспитатель группы

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде.

25-26.

Мимика и жесты

Артикуляционная гимнастика;

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Игры, атрибуты сказки «Волк и семеро козлят»

Предварительное чтение сказки «Волк и семеро козлят» воспитателем группы

Развиваем воображение;

учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.


Декабрь

Тема

Деятельность дошкольников

Теневой театр и куклы би-ба-бо.

Инсценировка сказок. Пальчиковые игры.

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

27-28. Знакомство с теневым театром

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди».

Атрибуты сказок, ширма

Предварительное чтение сказки «Гуси-лебеди» воспитателем группы

Привлечение к показу сказок детей старшей группы.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью

29-30.

 Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Совместная деятельность детей и родителей.

Грамоты и призы

Родители, администрация детского сада, как жюри конкурса.

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;

31-32. Знакомство с куклами

би-ба-бо.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Инсценировка сказки «Волк и лиса»

Куклы би-ба-бо к сказке «Волк и лиса»

Предварительное чтение сказки воспитателем группы

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

33-34.

Слух и чувство ритма.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;
игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

Игры, накидка на стул

Воспитатель группы

Развитие слуха и чувства ритма у детей


Январь

Тема

Деятельность дошкольников

Штоковый театр

Игры-импровизации

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

35-36.

Театральные игры

Артикуляционная гимнастика;

«Что изменилось?»

«Поймай хлопок»

«Я положил в мешок..»

«Тень»

«Внимательные звери»

«Веселые обезъянки»

«Угадай что я делаю»

Атрибуты к играм

Воспитатель группы

Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.

37-38.

Знакомство с куклами- говорунчиками

Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

Куклы, атрибуты ПДД

Воспитатель группы

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД

39-40.

Знакомство со штоковым театром

Сочиняем сказку сами.

Штоковый театр

Воспитатель группы

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

41-42.

Сценическая пластика

Артикуляционная гимнастика;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

этюд «Гадкий утенок»

Игры

Предварительное чтение сказки «Гадкий утенок» в группе

Развиваем умение передавать через движения тела характер животных


Февраль

Тема

Деятельность дошкольников

Театр деревянных игрушек. Магнитный театр. Театр-оригами.

Изготовление кукол для театра. Управление эмоциями.

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

43-44.

Расслабление мышц

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры

Скороговорки, атрибуты к играм

Воспитатель группы

Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

45-46.

Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр.

Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.

Деревянные фигурки, резиновые игрушки, магнитный театр, атрибуты к сказкам

Воспитатель группы

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

47-48.

Театр кукол-оригами.

Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес».

Грамоты, призы

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том, как это делалось) Совместная деятельность детей и родителей

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Ощутить себя «творцами» кукол

49-50.

Чувства, эмоции

Артикуляционная гимнастика;

Упражнения на тренировку памяти;

Игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало»

Атрибуты к играм

Воспитатель группы

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими


Март

Тема

Деятельность дошкольников

Театр масок

Придумывание сценок и сказок самостоятельно

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

51-52.

Знакомство с театром масок

Инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк и Семеро козлят»

«Курочка Ряба»

Предварительное чтение сказок «Мужик и Медведь»,
«Волк и Семеро козлят»

«Курочка Ряба» родителями

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности

53-54.

Демонстрация театра на фланели.

Сочиняем сказку сами.

Фланелеграф, фигурки животных

Воспитатель группы

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

55-56.

Инсценировка шуток-малюток

Артикуляционная гимнастика;

Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Игры

Воспитатель группы

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

57-58.

Культура и техника речи

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Повязка, кукла, свечка, мяч

Воспитатель группы

Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас


Апрель

Тема

Деятельность дошкольников

Репетиция сказки «Красная шапочка»

Разучивание сценария

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

59-60

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Костюмы для инсценировки сказки, декорации, сценарий сказки

Предварительное чтение сказки воспитателем группы

Музыкальный руководитель, родители.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей

Май

Тема

Деятельность дошкольников

Показ сказки

Театрализованное представление.

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

61.

Театрализованное представление

Показ спектакля родителям.

Костюмы для инсценировки сказки, декорации

Музыкальный руководитель, родители.

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

Мониторинг


  1. Календарно-тематический план для детей 6 – 7 лет

Сентябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Кукольный театр

Игры, ряженье, просмотр кукольного театра

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

1-2.

Кукольный театр

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

атрибуты кукольного театра

Артисты кукольного театра

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен, как работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

3-4.

«Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я »

Беседа с детьми. Ряженье в костюмы.  Имитационные этюды.

Костюмы для детей

Музыкальный руководитель

Знакомство с русскими народными костюмами

5-6.

«Пойми меня»

Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения.

Загадки, игры

Музыкальный руководитель

Игры и упражнения на создание игровой мотивации.

7-8.

«Игры с бабушкой Забавушкой »

Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».

Игры

Музыкальный руководитель

Развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.


Октябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка В. Сутеева «Яблоко».

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

9-10.

Вот так яблоко!

Беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения.

Книга с иллюстрациями к сказке В. Сутеева «Яблоко».

Чтение музыкальным руководителем произведения

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

11-12.

Импровизация сказки «Яблоко».

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью музыкального руководителя выбор ролей по сказке

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

13-14.

Репетиция сказки «Яблоко»

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Музыкальный руководитель

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

15-16.

Драматизация сказки «Яблоко»

Показ спектакля детям младших групп

Декорации, костюмы

Воспитатели и дети младших групп

Развивать внимание, память, образное мышление детей.


Ноябрь

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка «Дудочка и кувшинчик».

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

17-18.

В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем!

Беседа по содержанию

Книга с иллюстрациями к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Чтение сказки   В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

19-20.

Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик»

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

21-22.

Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Воспитатель

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

23-24.

Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик».

Показ спектакля детям младших групп

Декорации, костюмы

Воспитатели и дети младших групп

развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.


Декабрь

Тема

Деятельность дошкольников

«Волшебный посох Деда Мороза»

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

25-26.

«Волшебный посох Деда Мороза»

Беседа по содержанию

Книга с иллюстрациями к сказке «Волшебный посох Деда Мороза»

Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза»

развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза».

27-28.

Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке. Декорации, костюмы, роли

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

29-30.

Играем новогодний спектакль

Показ спектакля родителям

Декорации, костюмы

Воспитатель и родители

развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками


Январь

Тема

Деятельность дошкольников

Мимика, жесты, скороговорки, стихи

Игры, этюды, стихотворения

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

31-32.

Игровой урок.

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации;

скороговорки игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

Атрибуты к играм

Воспитатель

развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

33-34.

Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять

Артикуляционная гимнастика

«Считай до пяти»

«Больной зуб»

«Укачиваем куклу»

«Игра со свечой»

«Самолет»

«Мяч эмоций»

Карточки с рифмами для стихотворений

Воспитатель

развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.


Февраль

Тема

Деятельность дошкольников

Пьеса «Снегурочка».

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

35-36.

«Снегурочка».

Беседа по содержанию

Книга с иллюстрациями к сказке «Снегурочка»

Чтение пьесы

«Снегурочка»

Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского.

37-38.

Весна идет! Весна поет!

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

Тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

39-40.

Репетиция весенней сказки «Снегурочка».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Воспитатель

Формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

41-42.

Играем спектакль «Снегурочка»

Показ спектакля детям младших групп

Декорации, костюмы

Воспитатели и дети младших групп

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.


Март

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»;

Игры, этюды, репетиция ролей

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

43-44.

Шел солдат к себе домой

Беседа по содержанию.

Книга с иллюстрациями к сказке

Чтение сказки Г. – Х. Андерсена «Огниво»;

развивать речь детей; познакомить с текстом сказки

45-46.

Чтение пьесы «Огниво».

Беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Мультимедийный экран, просмотр мультфильма по сказке.

С помощью воспитателя выбор ролей по сказке

Развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Огниво» по мотивам сказки Г. – Х. Андерсена.

47-48.

Слушайся, ты, нас солдат, если хочешь быть богат!

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;

Репетиция ролей по эпизодам

Воспитатель

 Формировать четкую, грамотную речь.

49-50.

Я здесь на сундуке сижу.

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;

Репетиция ролей по эпизодам

Воспитатель

Формировать четкую, грамотную речь.


Апрель

Тема

Деятельность дошкольников

Сказка Г. – Х. Андерсена «Огниво»;

Игры, этюды, драматизация сказки

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

51-52.

«До чего же, мы, несчастные царевны».

Этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций;

Репетиция ролей по эпизодам

Воспитатель

Развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

53-54.

Репетиция сказки «Огниво».

Разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Декорации, костюмы, роли

Воспитатель

Развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

55-56.

Играем спектакль «Огниво».

Показ спектакля родителям

Декорации, костюмы

Воспитатель и родители

Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Май

Тема

Деятельность дошкольников

Мероприятие

Содержание

Материалы

Взаимодействие

Результат

57-58.

Игровая программа «Это вы можете!»

Показ детьми самых любимых эпизодов и ранее сыгранных ролей

Костюмы, декорации

Воспитатель, педагоги из других групп, дети младшего возраста

Закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей

Мониторинг

10.Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по музыкально-театрализованной деятельности на основе творческих заданий

Творческое задание № 1

        Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр

Задачи:

  • понимать основную идею сказки, сопереживать героям;
  • уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
  • уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке;
  • подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей;
  • уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения

        1. Музыкальный руководитель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

        2. Музыкальный руководитель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

3. Музыкальный руководитель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

5. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

        Создание музыкального спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку

Задачи:

  • понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать;
  • давать характеристики главных и второстепенных героев;
  • уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала;
  • подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю;
  • уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь;
  • проявлять активность в деятельности;
  • материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения

1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

5. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

        Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку

Задачи:

  • побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки;
  • уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец;
  • уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки;
  • проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения

1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

      • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

      • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

берется за основу.

3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

4. Показ спектакля гостям.

                10.1. Критерии оценки полученных результатов

Акцент в организации музыкально-театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации музыкально-театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности, в процессе создания спектакля.

  1. Основы театральной культуры.

        Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура.

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

4. Навыки кукловождения.

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень–1балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

5. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как Рабочая программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

10.2. Планируемые результаты.

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области музыкально-театрализованной искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников кружка в самом различном качестве.

10.3. Характеристика уровней знаний и умений музыкально-театрализованной деятельности.

Высокий уровень (18-21 баллов).

        Проявляет устойчивый интерес к музыкально-театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной музыкально-творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

        Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Не эмоционален, проявляет интерес к театрально-музыкальному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Список литературы:

  1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. - Ярославль: Академия развития, 2005.
  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М.: ТЦ «СФЕРА», 2003.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. - СПб, 2002
  3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып.1: «От игры до спектакля:» - СПб., 2002.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  5. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
  6. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  7. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
  8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  9. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  11. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
  12. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  13. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  14. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

Сорокина Н.Ф., Миланович  Л.Г.    

16.    Чистякова М.И. Психогимнастика.

  1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  2. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.Мозаика-синтез 2007г.
  3. Юдина С.Ю. Мои любимые праздники. - СПб.: «Детство-Пресс», 2002.