Методическая разработка сценария театрализованного представления, посвящённого роли искусства в годы Блокады Ленинграда. Авторы:Такмакова И.А., Кошелева О.Н.
Сценарий состоит из пролога, четырёх эпизодов и финала. Действие пролога происходит на горе Олимп. Музы спорят о том, зачем в войну нужны были различные виды искусства. По окончании спора музы решают перенестись в блокадный Ленинград, и своими глазами увидеть и убедится, каким образом искусство помогало людям выжить и перенести тяготы войны. Музы надевают шинели и оказываются в блокадном Ленинграде.
Первый эпизод посвящён работе Эрмитажа и эвакуации сокровищ Эрмитажа.
Второй эпизод посвящён танцевальному ансамблю под руководством А.Е.Обранта
Третий эпизод посвящён работе радио, поэтам Анне Ахматовой и Ольге Берггольц, Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.
Четвёртый эпизод посвящён работе Театра музыкальной комедии в годы Блокады Ленинграда.
В финале все участники представления смотрят салют, который был в Ленинграде 27 января 1944 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_muzy_v_leningrade_ne_molchali.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка сценария
театрализованного представления, посвящённого роли искусства в годы Блокады Ленинграда
Авторы:
педагог дополнительного образования
Такмакова Ирина Александровна
концертмейстер
Кошелева Ольга Николаевна
Санкт-Петербург 2024 г.
Сценарий театрализованного представления, посвящённого роли искусства в годы Блокады Ленинграда.
Автор-составитель Такмакова И.А.
Пояснительная записка.
Описание: Сценарий состоит из пролога, четырёх эпизодов и финала. Действие пролога происходит на горе Олимп. Музы спорят о том, зачем в войну нужны были различные виды искусства. По окончании спора музы решают перенестись в блокадный Ленинград, и своими глазами увидеть и убедится, каким образом искусство помогало людям выжить и перенести тяготы войны. Музы надевают шинели и оказываются в блокадном Ленинграде.
Первый эпизод посвящён работе Эрмитажа и эвакуации сокровищ Эрмитажа.
Второй эпизод посвящён танцевальному ансамблю под руководством А.Е.Обранта
Третий эпизод посвящён работе радио, поэтам Анне Ахматовой и Ольге Берггольц, Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.
Четвёртый эпизод посвящён работе Театра музыкальной комедии в годы Блокады Ленинграда.
В финале все участники представления смотрят салют, который был в Ленинграде 27 января 1944 года.
Актуальность:Одной из основных задач образовательного учреждения является формирование патреотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии ребёнка. Но развитие патриотизма невозможно без сохранения памяти о страшных годах ВОВ и блокады Ленинграда.
Цель: Расширить знания детей об истории блокадного Ленинграда, о героизме людей, переживших Блокаду.
А музы в Ленинграде не молчали.
Задачи: 1.Познакомить детей с защитниками города, работниками различных областей искусства в годы Блокады Ленинграда.
2.Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце Блокады.
3. Воспитать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим город, не сдавшим его врагу.
Пролог.
На заднике сцены висит большой экран. Звучит музыка «Ленинградская песня» На экране идёт проекция видов Ленинграда в наши дни и в дни блокады.
Мельпомена. О, муза музыки, скажи нам
Зачем поёт, не умолкая,
Народ земной?
И что им в пеньи?
Клио. Какая радость петь в то время,
когда рыдать им лишь под силу?
Эвтерпа. О, сёстры милые мои,
В искусстве есть такая сила,
Что в бой ведёт и счастье дарит,
От горя лютого спасает,
От смерти страха и войны.
Каллиопа. Не верю я, что песни могут
Спасти людей от ужасов войны.
В войну по- моему петь люди не могли.
Талия. Зачем в войну стихи они писали?
Кому могли в войну стихи помочь?
Терпсихора. Ну а картины - то кому в войну нужны?
Кому захочется на них полюбоваться?
Когда вокруг бомбёжки, голод, смерть!
Эвтерпа. О, сёстры- музы, вы совсем не правы!
И убедиться в этом вас прошу.
Клио. О, сёстры- музы, спустимся с Олимпа
На землю, полную загадок,
Посмотрим мы на тех людей-героев,
Что шли когда-то с песнями на смерть.
Эвтерпа. Давайте мы перенесёмся
Всей нашей памятью в
Блокадный Ленинград
О подвиге людей искусства вспомним вместе.
И память пусть наполнит все сердца
Искусством, музыкой и трепетным волненьем!
Звучит музыка А. Лепина «Ленинградская песенка». Музы надевают шинели.
Мельпомена. Есть такая всем известная фраза, «Когда говорят
пушки-музы молчат».
Эвтерпа. Гремят, швыряя смерть , «большие берты»,
А музы в Ленинграде не молчат:
Работает театр оперетты,
Симфонии и оперы звучат,
Клио. И льются песни - что давно любимы
И новые, рождённые в кольце.
Они сейчас, как хлеб необходимы,
Они нужнее витамина «с»
Мельпомена. А радио разносит их в эфире,
Сквозь адские симфонии боёв,
Чтоб знали все во всём огромном мире,
Что жив наш город, борется, поёт.
Эвтерпа. В Блокадном Ленинграде музы не молчали.
Музы уходят.
Звучит музыка «Школьный вальс» .Юноши приглашают девушек.
Девушка. Вальс!
Голос диктора. Сегодня 22 июня 1941 года в четыре часа утра без
предъявления каких-либо претензий Советскому
Союзу, без объявления войны, германские войска
напали на нашу страну.
Учительница остаётся в центре.
Учительница. Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!
Выходят музы.
Эвтерпа. 8 сентября 1941 года фашисты сомкнули кольцо вокруг
города. Началась блокада.
Эпизод 1 «Блокада» из мюзикла «Норд-Ост»
Эпизод 2. « Атланты держат небо»
Звучит мелодия Городницкого А. «Атланты держат небо» На экране видео- проекция зданий Государственного Эрмитажа: Новый Эрмитаж с гранитными атлантами, Старый Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Эрмитажный театр, Зимний дворец. После проекции Зимнего дворца показано голубое небо и летящие от крыши Зимнего дворца голуби. Стоп-кадр.
-22 июня 1941 года, как обычно, в 11 часов двери Эрмитажа растворились для посетителей.
-Людские потоки растекались по музею.
- Правительственное сообщение.
Голос диктора. «…германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города…»
- В кабинете директора Эрмитажа - академика Иосифа Абгаровича Орбели собрались все его ближайшие сотрудники.
На экране проекция фотографии директора Эрмитажа - Орбели И.А. и его сотрудников.
Орбели И.А. Священная обязанность работников Эрмитажа - уберечь от случайностей войны музейные ценности, достояние народа.
- В Эрмитаже всё готово к эвакуации.
-Но распоряжения из Москвы ещё не было.
-Но мы же не можем бездействовать.
Орбели. Вот что, друзья, самые драгоценные полотна, шедевры среди эрмитажных шедевров мы перенесём из картинной галереи в нижний этаж.
Звучит музыка. На экране проекция картин Рембрандта и других художников сменяется проекцией реальных людей- жителей блокадного Ленинграда.
- Подобно тому, как в долгие часы воздушных тревог ленинградские бомбоубежища предоставляли приют жителям Ленинграда.
- Так же провели первую военную ночь, тесно прижавшись друг к другу, несколько трогательных итальянских женщин со своими младенцами на руках, изображённые на полотнах великих мастеров.
Орбели И.А. Пришло распоряжение из Москвы: срочная эвакуация!
- Сохранение музейных вещей - одна из главных, если не самая главная заповедь музейного работника.
- Рук не хватает!
-Люди не спят вот уже несколько суток!
-Свою помощь Эрмитажу предложили Ленинградские художники.
Караваджо «Лютнист»;Ренуар «Девушка с веером»; Фрагонар «Поцелуй украдкой»; Ван Дейк «Семейный портрет»;Рембрандт «Флора»; Рембрандт «Возвращение блудного сына».)Входит Эвтерпа.
- Как в час своего рождения, как в первые дни своей многовековой жизни, полотна стояли без рам, прислонённые к стенам и простенкам, и доверчиво предоставляли себя уверенным рукам ленинградских художников.
Все уходят. На сцене остаются только спящие учёные и в центре сцены «живая картина» Рембрандта «Возвращение блудного сына» и на экране тоже проекция этой картины.
-« Возвращение блудного сына» последнее великое, быть может, самое великое, творение уже слепнущего Рембрандта.
-Оно было святыней человечества.
-Порой ради него одного приезжали в Эрмитаж паломники со всего мира.
- И никто не знал, что первым экспонатом, возвратившимся в музей после эвакуации, станет легендарная картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»
Все уходят, рамы уносят. Звучит музыка «Атланты держат небо» Остаётся один Орбели. Он медленно двигается с авансцены к экрану. А на экране перед ним раскрываются двери, он идёт через анфиладу залов Эрмитажа. На сцену выходят музы.
- Все находились на казарменном положении, работы велись круглосуточно.
Звучит музыка.
- В последний день недели унесли « Вольтера».
Все. ( шёпотом) Вольтер.
На экране проекция статуи Вольтера.
- Вольтер, опершись на подлокотники своего кресла, как бы приподнялся навстречу подошедшим к нему матросам.
-Золотые лучи закатного солнца падали на мраморное лицо фернейского мудреца.
- То ли это была причудливая игра света, то ли всего лишь игра воображения, но всем показалось, что Вольтер ожил, что только сейчас его губы сложились в эту улыбку, что теперь он улыбается не так как всегда, что он своей улыбкой говорит нам: «- Не печальтесь, я вернусь.»
Свет гаснет. Все уходят. Слышен шум поезда. На экране показан мчащийся товарный поезд.
Орбели И.А. От станции Ленинград – Октябрьская литерный эшелон отошёл на рассвете 1 июля. Бронированный вагон вместил сверхшедевры и сверхсокровища Эрмитажа.
- Уезжало 17 человек.
- А в Эрмитаже опять упаковывали.
- Вся экспозиция Эрмитажа была увезена - тысяча сто восемнадцать тяжёлых ящиков. Полмиллиона вещей.
-Но в Эрмитаже оставалось ещё свыше миллиона единиц музейного хранения.
-Отправили ещё 2 поезда с сокровищами.
-Но 8 сентября был взят Шлиссельбург.
- С этого дня Ленинград оказался блокированным с суши, а движение судов от Ладожского озера по Неве было парализовано.
- Наступил первый из 900 дней блокады Ленинграда.
- Воздушные тревоги теперь стали привычным делом.
-У нас две наблюдательные вышки. Одна над Гербовым залом Зимнего, другая на крыше нового Эрмитажа.
Орбели И.А. Голуби больше не воркуют под крышами Эрмитажа.
Все уходят. Звучит мелодия « Ленинградская песенка»
-Эрмитажные бомбоубежища населяло две тысячи человек.
-Здесь жили не только сотрудники Эрмитажа и их семьи, но и многие известные деятели искусства и науки.
- Какая длинная зима
Как время медленно крадётся!..
В ночи ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснётся.
-И поутру, когда ветра
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера
Людская очередь за хлебом.
- В нас голод убивает страх,
Но он же убивает силы…
На Пискарёвских пустырях
Всё шире братские могилы.
- И зря порою говорят:
«Не все снаряды убивают…»
Когда мишенью – Ленинград,
Я знаю – мимо не бывает.
-Окна зашторены, окна зафанерены - не узнаешь, за каким окном мерцает фитилёк коптилки.
Блокадная коптилка - негасимый огонёк! При свете коптилки писали фронтовые листовки, художники рисовали фронтовые плакаты.
- Поставив на рояль блюдце с чадящим фитильком, композиторы сочиняли героические симфонии и боевые песни.
-В Эрмитаже коптилок долго не заводили. На складе каким-то чудом оказалось изрядное количество церковных свечей.
-Научная работа очень облегчала нам тяжёлую жизнь. Те, у кого день был занят работой, легче переносили голод. Чувство голода со временем переходило в физическое недомогание, и так же, как всякое недомогание, оно легче переносилось в работе.
Орбели И.А. Разговоры о еде были запрещены. Двести пятьдесят граммов суррогатного хлеба по рабочей карточке, сто двадцать пять - по карточке служащего не всегда могли поддержать жизнь измождённых Ленинградцев.
- Но несмотря на голод, холод, болезни в самом сердце блокады в Эрмитаже отмечали юбилей Алишера Навои.
Стихи Алишера Навои.
Чтоб эти пальцы людям помогли,
Чтоб люди, глядя, пользу извлекли,
Чтоб поняли, что шах семи держав
В познаньи сфер семижды величав,
Уходит в область, где желаний нет,
И у него крупицы в длани нет…
-Древние, вновь ожившие слова, говорящие о мире, о радости жизни, о торжестве человеческого разума над тьмой жестокости и угнетения.
-Больше нигде в Советском союзе 500 лет Навои не отмечали. Юбилей Навои в это страшное время отмечался только в Эрмитаже.
-Свистом снарядов и бомб, неумолимым грохотом взрывов отдавалась в осаждённом Ленинграде секретная директива Гитлера «стереть город с лица земли»
-Сдавать город нельзя, лучше умереть, чем сдать.
- Голод бродил по осаждённому городу, холод замораживал истощённых голодом людей.
- А в Школьном кабинете Эрмитажа измождённые люди, забывая про голод и холод, читали и слушали научные доклады о жизни и деяниях узбекского поэта, творившего в пятнадцатом столетии.
Орбели И.А. Страх, голод, смерть витали над городом, но сломить веру в победу русского народа врагу не удалось.
-Художник Никольский говорил: «Я твёрдо верю в скорое снятие осады и начал уже думать о проекте триумфальных арок для встречи героических войск, освободивших Ленинград.»
Все поднимают свечи вверх, и из них получается арка.
Свечи гаснут.
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках.
Стоят они навеки, упёрши лбы в беду
Не боги – человеки, привыкшие к труду.
И жить ещё надежде до той поры пока
Атланты держат небо на каменных руках.
Эпизод 3 Обрант
Эвтерпа. О войне жители западных районов страны узнали как
непосредственные очевидцы: утром 22 июня первые
бомбы упали на советские города.
Мельпомена. Большинство граждан услыхало тревожную весть из
радиопередач.
Талия. Начиная со второй половины того памятного воскресного
дня, радио стало жить новой ,напряжённой военной
жизнью
Эпизод 4 Я говорю с тобой из Ленинграда
Учительница. Писатели стремились к тому, чтобы их слово
участвовало в повседневной борьбе своего народа.
Однако никто не мог предположить, какая роль
выпадет на долю Ленинградского радио в суровые
дни Блокады.
Звучит музыка «Школьный вальс»
На сцену выходят4 девушки – выпускницы, а за ними парами дети7 - 10 лет. Учительница берёт одного ребёнка за руку и весь класс идёт за ней. Дети читают стихотворение каждый по четверостишью.
1-я Девушка Блокады первая зима
Была черней полярной ночи.
В домах без стёкол стыла тьма,
Дрожал коптилки огонёчек,
3-я девушка «Нам лишь бы пережить зиму»,-
Шептали люди, как молитву,
И разгоняя смерти тьму,
Вели свою святую битву.
Мальчик. И вот - весна! Ожили мы.
Как хорошо, что мы не знали,
Что нас в блокаде ожидали
Ещё, почти что две зимы…
Учительница. Радио искало свою интонацию в разговоре со слушателем.
-В ноябре радиокомитет
перешёл на казарменное положение.
- Здесь как в бреду, всё было смещено:
Здесь умирали, стряпали, и ели,
А те, кто мог ещё вставать с постелей,
Пораньше утром, растемнив окно,
В кружок усевшись, перьями скрипели.
Отсюда передачи шли за город-
Стихи и сводки, и о хлебе весть.
Здесь жили дикторы и репортёры,
Поэт, артистки…всех не перечесть…
На экране высвечивается портрет Ольги Берггольц.
Дети с учительницей переходят к другому радио.
Учительница. В августе Ольга Берггольц сама начала читать свои стихи,
ставшие началом той поэзии, которая высоко подняла всё её
творчество.
Голос Ольги Берггольц. Я говорю с тобой под гул снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Возлюбленная Русская страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В моё лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежище уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны подадут.
Нет, лучше смерть, чем рабство
Ленинграда,
Нет, ленинградцы город не сдадут!
1 – я Девушка. Сквозь «этот чёрный говорящий круг» Ольга Берггольц входила в дома Ленинградцев, говоря каждому из них в отдельности.
О. Берггольц. Сколько силы нам, соседка, надо.
Сколько ненависти и любви.
Столько что минутами в смятенье
Ты сама себя не узнаёшь: «Вынесешь ли?
Хватит ли терпенья?
-Вынесешь! Дотерпишь! Доживёшь!
2- я Девушка .Тысячи и тысячи людей оторванные от мира в своих холодных тёмных квартирах, без телефона, без газет, почти без писем(они
доходили не все сразу) ждали этого разговора, как единственной
последней поддержки.
4 – я Девушка. Она была такой же, как и все.
О.Берггольц. «Не геройствовала, а жила»
- Она читала свои стихи у микрофона, опираясь на
специальные подставки, чтобы не упасть от голодной
слабости.
-.Энергия веры, звеневшая в стихе, легко и естественно, Передавалась её слушателям.
О. Берггольц. Говорит Ленинград. У микрофона Ольга Берггольц.
…………………………………..
Клянусь тебе, мы страшно будем биться,
Мы город наш, как знамя отстоим.
И даже смерть отступит, устрашится
И рухнет наземь остовом своим.
Звучит музыка. Фрагмент Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.
О.Берггольц. «Слушай нас родная страна. Говорит
Ленинград». У нас в гостях Ленинградский композитор Дмитрий Шостакович.
К репродукторам подходят дети с учительницей и другие ленинградцы. Раздаётся голос Шостаковича.
Шостакович. «Будем же защищать нашу музыку…
« Я говорю с вами из Ленинграда в то время, как у самых ворот его идут жестокие бои с врагом, рвущимся в город. Я говорю с фронта». «Заверяю Вас от имени всех Ленинградцев, что мы непобедимы».
Учительница. От этого выступления начинается долгий путь через зиму
1941-1942 года к августу, когда в Большом зале Ленинградской
филармонии исполнялась Седьмая (Ленинградская ) симфония
Д.Д. Шостаковича. За дирижёрским пультом стоял Карл Элиасберг.
1-я Девушка. …И когда в знак начала
Дирижёрская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром, величаво
Другая симфония началась,-
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал…
И в зале – шквал, и по фронту шквал…
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела Площадь искусств.
3 – я Девушка. Эти выступления были подготовлены с помощью работников ленинградского радио, которые помогли воссоздать оркестр ленинградского радиокомитета.
2-я девушка. Им холод кровавит застывшие губы,
Смычки выбивает из рук скрипачей,
Но флейты поют,
Надрываются трубы,
И арфа вступает,
Как горный ручей.
4-я девушка. И пальцы на лёд западающих клавиш
Бросает не чувствуя рук пианист…
Над вихрем бушующих вьюг и пожарищ
Их звуки победно и скорбно неслись.
Берггольц. Дорогие Ленинградцы, у нас в гостях Анна Андреевна Ахматова.
Музыка затихает. На экране портрет А.А.Ахматовой. Раздаётся голос А.А.Ахматовой
Ахматова Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя ,русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
Вишневский В. Анна Андреевна Ахматова выступила по радио.
Инбер В. Она сказала своим слушателям о своём Ленинграде,
сказала так, как не мог сказать о нём никто другой.
Берггольц О. Как и все ленинградцы, Ахматова верила в стойкость защитников города.
Вишневский В. «Город, взрастивший таких женщин, не может быть
побеждён…»
Все уходят. Остаётся одна Берггольц.
Музыка обрывается не доиграв.
1 – я Девушка. Радио блокадной зимы было необходимо каждому
ленинградцу. Это стало особенно ясно в январе, когда
случались дни, что оно молчало.
2 – я Девушка. 7 января.5 часов утра. Электричества нет.
3 – я Девушка . Воды нет. Радио безголосо. Во всей квартире мороз…
4 – я Девушка . 7 часов утра 30 минут. Чуть слышно заговорило радио.
1 – я Девушка . 15 января…Радио нигде не работает. Никаких новостей
не знаем.
Учительница. « А репродуктор молчит, как будто шар земной
захолодел настолько, что и эфир весь вымерз, вкруг него»
Берггольц О. Когда радио замолчало, то в радиокомитет стали приходить люди.
4-я девушка. Что нам нужно сделать, чтобы снова включили радио?
Учительница. Без него невыносимо.
2 – я Девушка .Ночь на 20 января… Впервые за много дней заговорило
радио. Правда, не громко, чуть слышным шёпотом.
3 – я Девушка .В доме радио понимали. Самое страшное - молчать.
4 – я Девушка . И поэтому, даже в январе, пусть с большими
перебоями, негромко и не везде, радио говорило.
1 – я Девушка. Оно не умерло. Обессиленное - шептало слова надежды.
-В последний час…Красная армия рассекла петлю. Путь свободен. Блокада прорвана.
На экране проекция салюта в день снятия блокады Ленинграда.На сцену выходят музы.
Эвтерпа.« Кто видел сияние всех этих человеческих глаз, тот уже
никогда не забудет этого.
Талия.Такое можно пережить только раз в жизни».
Учительница. На радио вышли передачи: «Праздник Ленинграда»,
«Салют над Невой» Весь город праздновал освобождение
- Поэзия Ленинграда свободно - и наперекор врагу, -переступала
через блокадное кольцо, разговаривая со страной и
народом.
-После прорыва вражеской блокады передачи на радио стали более разнообразны, появились радио спектакли. Стало звучать больше музыки.
Мельпомена. 3650 литературных радиопередач было передано по ленинградскому радио за 1418 дней войны.
Музы. В Ленинграде во время блокады работал один
театр- театр музыкальной комедии.
Эпизод 5 «А музы не молчали»
Музы. Будут в Ленинграде ещё салюты, но это 27 января 1944 года
Все. Никогда не забудут Ленинградцы.
Финал.
Учительница. Всё дальше уходит блокада
В историю, бронзу, гранит.
Всё глуше её канонада
В сердцах ветеранов гремит.
Берггольц. Всё меньше блокадников с нами,
Всё больше в родимой земле.
Уходит живая память
Легендою ставших лет.
Уходит, как в бой с парада,
Светя, как маяк из тьмы…
Всё дальше от нас блокада,
Всё больше в блокаде мы.
Мы тоже уйдём в легенды,
В блокадные дни свои,
Оставив потомкам гены
Той стойкости и любви.
Об этом помнили, как мы.
Песня о Ладоге