Методическая разработка сценария музыкально-поэтической композиции «Пушкинские «Времена года». Авторы:Ларина Т.А., Муралева М.Г.

Ларина Татьяна Альбертовна

Жизнь произведений Александра Сергеевича Пушкина в других видах искусства и массовой культуре является ярким примером того, как классическая литература может находить новые формы выражения и актуальности в разные времена. Разработка посвящена синтезу двум видам искусств в творчестве Александра Сергеевича Пушкина: художественному слову и музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_vremena_goda.docx32.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка сценария

музыкально-поэтической композиции

«Пушкинские «Времена года»

                                                                                                                       Авторы:

                                                                                       

                                                                                                   

                                                         педагог дополнительного образования

                                                                                  Ларина Татьяна Альбертовна

                                                                                                           

                                                                                                       концертмейстер

                                                                                Муралева Мария Геннадьевна

Санкт-Петербург 2024 г.

Пояснительная записка

Цель: сохранение традиций русской культуры

Задачи: 

  • изменить отношение детей к русской музыкальной культуре, к русской литературе, как к важнейшему фактору семейных ценностей.
  • создать условия для повышения мотивации к обучению музыки и к изучению русской классической литературы.
  • побудить к активной организации содержательного музыкального досуга детей и их родителей.
  • расширять формирование слушательской культуры, развивая общий и музыкальный кругозор воспитанников.

Методы: 

  • Наглядный (рассказ, показ фото, видео),
  • Наглядно-слуховой (исполнение музыкального произведения)
  • Метод положительного примера
  • Метод эмоционального воздействия и стимулирования
  • Метод побуждения сохранения культурных ценностей и семейных.

Ожидаемый результат:

Дети расширяют представление о русской музыкальной культуре и литературе. Расширяют кругозор. Сориентированы на позитивное отношение к культурным и семейным ценностям. Проявляют огромный интерес и увлеченность к занятиям

Особенности реализации:

  • Место проведения
  • Временные рамки – 45 мин
  • Целевая зрительская аудитория от 10 лет

Музыкальный материал:  

  1. И. Шварц «Дорожные жалобы» из к/ф «Станционный смотритель», главная тема произведения взята как лейтмотив (ЛМ) всей композиции.
  2. П. И. Чайковский отрывок из «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин»         
  3. М. Яковлев «Зимний вечер»
  4.  Г. Струве «Уж небо осенью дышало»
  5. А. Гречанинов «Подснежник»
  6. П. И. Чайковский «Весна»
  7. Н. А. Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты»
  8. Подобрана фортепианная музыка, изображающая вьюгу, преображение героев, отголоски Рождества.

Литературный материал: стихи А. С. Пушкина.

Реквизит: костюмы разных времен года, снежки, листья, веночки, новогодняя елка, игрушки, свечи и украшения к празднику Пасха, перо, трость, портрет А. Пушкина.

                                                        Сценарий

  • Звучит Вступление – ЛМ композиции («Дорожные Жалобы»

И. Шварца)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

  • Звучит музыка преображения героев

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки,

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу.

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

Долго ль мне гулять по свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Не в наследственной берлоге,

Не средь отческих могил,

На большой мне, знать, дороге

Умереть Господь судил…

  • Звучит музыка Вьюги

Зима

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы.

  • Звучит песня «Зимний вечер» М. Яковлева

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед;

На красных лапках гусь тяжелый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; веселый

Мелькает, вьется первый снег,

Звездами падая на брег.

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

Весна

Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! Пора любви!

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови!

С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны

На лоне сельской тишины!

Или мне чуждо наслажденье,

И все, что радует, живит,

Все, что ликует и блестит

Наводит скуку и томленье

На душу мертвую давно

И все ей кажется темно?

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

(Изображается жужжание комара)

Лето

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя –

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

  • Звучит «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»

П. И. Чайковского

Но наше северное лето карикатураюжных зим.

Мелькнет и нет: известно это, хоть мы признаться не хотим.

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

Осень

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной.        

  • Звучит произведение «Уж небо осенью дышало» для голоса и фортепиано Г. Струве

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полон – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

Зима

В тот год осенняя погод

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно, и смешно,

А мать грозит ему в окно…

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

  • Звучит музыка Рождества

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

Долго ль мне гулять по свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То ли дело быть на месте,

По Мясницкой разъезжать,

О деревне, о невесте

На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,

Ночью сон, поутру чай;

То ли дело, братцы, дома!

Ну, пошел же, погоняй!

  • Звучит Вступление - ЛМ композиции

  • Звучит произведение «Весна» для голоса и фортепиано

 П. И. Чайковского

Весна

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевою

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

  • Звучит музыка преображения героев

В безмолвии садов, весной, во мгле ночной,

Поет над розою восточный соловей.

Но роза милая не чувствует, не внемлет,

И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.

Не так ли ты поешь, для хладной красоты?

Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?

Она не слушает, не чувствует поэта;

 Глядишь, она цветет; взываешь – нет ответа.

 В чужбине свято наблюдаю

 Родной обычай старины:

 На волю птичку выпускаю

 При светлом празднике весны.

 Я стал доступен утешенью;

 За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

  • Звучит романс «Не ветер вея с высоты» Н. А. Римского-Корсакова