Методическая разработка сценария музыкально-поэтической композиции «Пушкинские «Времена года». Авторы:Ларина Т.А., Муралева М.Г.
Жизнь произведений Александра Сергеевича Пушкина в других видах искусства и массовой культуре является ярким примером того, как классическая литература может находить новые формы выражения и актуальности в разные времена. Разработка посвящена синтезу двум видам искусств в творчестве Александра Сергеевича Пушкина: художественному слову и музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_vremena_goda.docx | 32.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка сценария
музыкально-поэтической композиции
«Пушкинские «Времена года»
Авторы:
педагог дополнительного образования
Ларина Татьяна Альбертовна
концертмейстер
Муралева Мария Геннадьевна
Санкт-Петербург 2024 г.
Пояснительная записка
Цель: сохранение традиций русской культуры
Задачи:
- изменить отношение детей к русской музыкальной культуре, к русской литературе, как к важнейшему фактору семейных ценностей.
- создать условия для повышения мотивации к обучению музыки и к изучению русской классической литературы.
- побудить к активной организации содержательного музыкального досуга детей и их родителей.
- расширять формирование слушательской культуры, развивая общий и музыкальный кругозор воспитанников.
Методы:
- Наглядный (рассказ, показ фото, видео),
- Наглядно-слуховой (исполнение музыкального произведения)
- Метод положительного примера
- Метод эмоционального воздействия и стимулирования
- Метод побуждения сохранения культурных ценностей и семейных.
Ожидаемый результат:
Дети расширяют представление о русской музыкальной культуре и литературе. Расширяют кругозор. Сориентированы на позитивное отношение к культурным и семейным ценностям. Проявляют огромный интерес и увлеченность к занятиям
Особенности реализации:
- Место проведения
- Временные рамки – 45 мин
- Целевая зрительская аудитория от 10 лет
Музыкальный материал:
- И. Шварц «Дорожные жалобы» из к/ф «Станционный смотритель», главная тема произведения взята как лейтмотив (ЛМ) всей композиции.
- П. И. Чайковский отрывок из «Хора девушек» из оперы «Евгений Онегин»
- М. Яковлев «Зимний вечер»
- Г. Струве «Уж небо осенью дышало»
- А. Гречанинов «Подснежник»
- П. И. Чайковский «Весна»
- Н. А. Римский-Корсаков «Не ветер вея с высоты»
- Подобрана фортепианная музыка, изображающая вьюгу, преображение героев, отголоски Рождества.
Литературный материал: стихи А. С. Пушкина.
Реквизит: костюмы разных времен года, снежки, листья, веночки, новогодняя елка, игрушки, свечи и украшения к празднику Пасха, перо, трость, портрет А. Пушкина.
Сценарий
- Звучит Вступление – ЛМ композиции («Дорожные Жалобы»
И. Шварца)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись;
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
- Звучит музыка преображения героев
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки,
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу.
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
Долго ль мне гулять по свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть Господь судил…
- Звучит музыка Вьюги
Зима
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
- Звучит песня «Зимний вечер» М. Яковлева
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
Весна
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит
Наводит скуку и томленье
На душу мертвую давно
И все ей кажется темно?
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
(Изображается жужжание комара)
Лето
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
- Звучит «Хор девушек» из оперы «Евгений Онегин»
П. И. Чайковского
Но наше северное лето карикатураюжных зим.
Мелькнет и нет: известно это, хоть мы признаться не хотим.
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
Осень
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
- Звучит произведение «Уж небо осенью дышало» для голоса и фортепиано Г. Струве
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полон – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
Зима
В тот год осенняя погод
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе.
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно…
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
- Звучит музыка Рождества
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
Долго ль мне гулять по свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То ли дело быть на месте,
По Мясницкой разъезжать,
О деревне, о невесте
На досуге помышлять!
То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!
Ну, пошел же, погоняй!
- Звучит Вступление - ЛМ композиции
- Звучит произведение «Весна» для голоса и фортепиано
П. И. Чайковского
Весна
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевою
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
- Звучит музыка преображения героев
В безмолвии садов, весной, во мгле ночной,
Поет над розою восточный соловей.
Но роза милая не чувствует, не внемлет,
И под влюбленный гимн колеблется и дремлет.
Не так ли ты поешь, для хладной красоты?
Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты?
Она не слушает, не чувствует поэта;
Глядишь, она цветет; взываешь – нет ответа.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
- Звучит романс «Не ветер вея с высоты» Н. А. Римского-Корсакова