Дыхание как осознанная "удочка" для внимания на сцене

В статье описывается психофизическая связь дыхания и внимания, соответсвующие приемы управления сценическим вниманием через дыхательные практики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхание как осознанная “удочка” для внимания на сцене

Все творчество артиста основано на воображении. Воображение же ищет форму, в которую нужно точно уложить намерение. И этот образ не терпит приблизительности, ему нужно родиться материально. Внимание есть условие профессионального труда артиста[1].

Этимологически внимание восходит к “напряжению души”, “взятие в душу впечатления”, к “устремлению на объект мысли и воли”. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. Для сцены характерно первое: артист направляет свое внимание на определенный, заранее известный объект путем волевых усилий. Внимание словно бесплотный призрак, который невидим и неслышим; его можно заставить прийти, но трудно удержать. Поэтому проблема воспитания внимания – это профессиональная проблема номер один.[2] Стоит отметить, что психологическая наука не рассматривает внимание как отдельный процесс, от разрешения вопроса существования внимания зависит дальнейшее развитие психологического знания[3]. Ученый А. Ф. Лазурский отмечает о внимании: “…центр тяжести лежит…в процессах, происходящих в мозговой коре и имеющих тесную связь с физиологическим механизмом волевого усилия”[4].

Профессор РГИСИ Е. И. Чёрная в своих исследованиях[5] пишет о прямой связи активного внимания и изменения в дыхании, ссылаясь на ученых: Т. Рибо[6], А. Ф. Лазурский[7], Л. М. Термен, С. Кравков[8], а также имея в педагогическом багаже опыт Антонена Арто, К. Станиславского, Вс. Мейерхольда, Ежи Гротовского; приходит к выводу: механизм внимания регулируется, поддерживается, поощряется или нарушается дыханием, а именно – активизация концентрации внимания происходит на высоте вдоха (кислород, проникая в кровь, питает мозги, и внимание включается, как вспыхивает свет включенного фонаря)[9]; приводит ряд дыхательных упражнений и приёмов, помогающих тренировать концентрацию внимания. Некоторые нижеприведенные техники заимствованы или разработаны на основе практик йогической медитации, которая основана на определенной дыхательной технике.

В детской театральной студии данные упражнения могут служить самостоятельным тренингом дыхания, внимания, а также, и что является частью моего педагогического опыта, быть “сборкой” хаотичного детского внимания в начале любого тренинга и репетиции.

“Тёплый” выдох”

“Тёплый” выдох” – природное выдыхательное движение, предназначенное для выведения из легких наружу самых глубоких и согретых слоев воздуха[10]. После такого выдоха вдох будет так же естественен и необходим. Итак, согрейте замерзшие пальцы своим выдохом: рот открывается, челюсть опускается, следуют пульсирующие “теплые” выдохи. Можно заметить, что последние сопровождаются движениями мускулатуры живота вовнутрь. После некоторого “согревания” необходимо делать “теплый” выдох с зависанием на вдохе на 3-4 сек. Это небольшое зависание на вдохе и будет сосредоточением внимания на высоте вдоха. Таким образом, тренируется бесконечная цепочка: выдох – вдох – внимание – выдох… Что будет основой для следующих упражнений при тренировке внимания. Тренировка этой цепочки заставляет организм учащегося слушать себя и постепенно тренирует концентрацию внимания.

“Зевок”

Природный зевок хорошо вентилирует легкие. Не открывая рта, опустить нижнюю челюсть, начать зевок с закрытым ртом, потянув воздух носом. Ощущается прохладное струение, внутри головы слышен шум текущего воздуха. Снова сделать зависание: подержать вдох 3-4 сек. и активно выдохнуть. На вдохе всё внимание на себе.

“Полное дыхание”

Данное упражнение особенно эффективно для внутренней “сборки” в начале тренинга.

Стоя. Ноги на ширине плеч. Распустить живот – впустить воздух в живот. Воздух как будто доходит до костей таза и раздвигает их. Заполнив воздух “нижний этаж”, продолжаем впускать воздух: заполняется грудная клетка, диафрагма. И затем “верхний этаж”: расправляются плечи, лопатки – до чувства переполнения воздухом. Резко выдыхаем через рот звуком “ф”. Активный выдох как бы загнет тело внутрь, а подбородок опустит на грудь, расслабит.

Е. И. Чёрная приводит содержательные упражнения по актерскому мастерству, где способом организации внимания становится задержка дыхания на вдохе на несколько секунд. Этот момент есть момент актерской оценки, когда внимание наиболее концентрировано. Таким способом организации внимания может стать не только дыхание, но и другой физический элемент, сопряженный с терпением. “Любое насильственно организованное терпение заставляет удерживать внимание… Это проявление органических реакций организма на обстоятельства и вынужденная произвольная концентрация внимания для преодоления трудностей”[11].

“Пятно на стене”

Выдох. Вдох через низ живота. Смотрим на белую стенку, потом начинает казаться, что на ней есть пятнышко, оно становится явственней, разрастается – выдох. Снова белая стенка.

“Дротики” и “Стрельба из лука”

В руке воображаемый дротик. Замах плечом, рукой, кистью на вдохе через диафрагму; прицеливание на задержке дыхания (“прицел и не дышим”); взрывной выдох вместе с резким выстреливающим движением руки по направлению к выбранной цели.
Сначала можно опробовать упражнение с настоящими дротиками, игрой в дартс.  
По аналогии можно стрелять из воображаемого лука, а также вдевать воображаемую нитку в иголку.

“Где мой ключ?”

Я стою у двери моей квартиры. Рука машинально лезет в карман, но ключа там не находит. Внимание - я раскрываю ребра и замираю на вдохе (все делаю сознательно): я думаю, заглядываю в память, ищу руками ключ в другом кармане, но не нахожу ключа. Выдох и отдых. Снова вдох и замирание: вспоминаю свой день и прихожу к мысли, что кинула в спешке ключ в сумку. Выдох и радостно тянусь к сумке. Вдох и замирание: шарю руками в сумке, и нахожу ключ. Выдох и отдых.
Задача такого упражнения – выработать рефлекс включения внимания и сознательного терпения в переключениях внимания.
По аналогии можно сделать этюды: “Жду автобус на остановке”, “Забытый кошелек на крыльце” и т.д., где вдох и замирание есть фиксация оценки ситуации.

На следующем этапе такое упражнение можно вплести в самостоятельные этюды учащихся на оправдание физических движений, где пауза есть оценка, которая выполняется на задержке дыхания.

Профессор Е. И Черная на основе своих теоретических исследований и артистической практики приходит к выводу: “Задержка дыхания на вдохе – это естественный природный резерв для удержания внимания, для повышения ритма внимания, инструмент для укрупнения объекта внимания, “линза”. Воля, проявляемая организмом человека в момент задержки внимания, активизирует энергию и направляет ее на объект внимания. Скорость и активность внутренней речи увеличивается в момент задержки дыхания на вдохе.”[12]

Тренинг внимания в речи

Проблема заударных согласных звуков и конечных звуков существует даже на профессиональной драматической сцене. “Слово, в котором не до конца реализуется стоящий за ударением звук – это потерявшая энергию и не поразившая цель стрела (поэтому далее приведенные упражнения могут следовать после упражнений: “Дротики”, “Стрельба из лука”). Закон “взрыва” – это одно из условий ритмичной и ненапряженной работы фонационного дыхания, важнейшего из “механизмов речи”[13].

Упражнения с мячом на внимание в речи

Взять слова с конечным взрывным согласным, например: народ (т), хлеб (п), снег (к), вот, и мячиком отбивать конечный звук, то есть момент удара мяча об пол должен совпадать с конечным звуком. Потом соединить звук и жест, например, указание руки и кисти на дверь.
Вообще игра с мячом выводит на поверхность и делает явной и требующей преодоление проблему координации внимания, движения и речи.

Упражнение с текстом чистоговорки и с движением

Произнести несколько раз чистоговорку “На дворе трава, на траве дрова; трава на дворе, дрова на траве”. Дальше расширить площадь:

На дворе трава,
на траве дров
а,
дрова вдо
ль двора,
дрова вглу
бь двора,
дрова вши
рь двора,
дрова ввер
х двора,
дрова вокру
г двора,
дрова под дворо
м,
дрова над дворо
м,
не вместит двор дро
в,
надо дрова выдвори
ть на дровяной двор.

Стоя посреди двора, рассказываем и показываем, где дрова находятся, и вспоминаем из упражнения с мячом: рука должна заканчивать показ (там – попадание в точку) точно с заударным звуком последнего слова.

Действительно, когда читаешь так, грамотно, стихотворение, с четким заударным звуком, то вскрывается смысл стиха. И речь артиста выразительна и содержательна.

Еще одно интересное замечание Е. И. Чёрной: внимание заразительно, оно притягивает к себе другие внимания[14]. И снова, действительно: из зрительного зала следишь за артистом, который погружён в свои мысли, в своё действие; и наоборот, работающий на публику артист под час раздражает.


[1] Чёрная Е. И. Гимнастика внимания на сцене. СПб, 2024. С. 7.

[2] Там же. С. 14.

[3] Общая психология. В 7-ми т. Т. 4. М. В. Фаликман. Внимание. М., 2006. С. 9-10.

[4] Лазурский А. Ф. Наклонности, относящиеся к вниманию. // Психология внимания. Хрестоматия по вниманию. М., 2001. С. 94.

[5] Чёрная Е. И. Гимнастика внимания на сцене. СПб, 2024.

[6] Рибо Т. Психология внимания. // Хрестоматия по вниманию. М., 2001.

[7] Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995. // Психология внимания. Хрестоматия по вниманию. М., 2001.  

[8] Кравков С. В. Очерк психологии. Внимание. М., 1924. // Психология внимания. Хрестоматия по вниманию. М., 2001.  

[9] Чёрная Е. И. Гимнастика внимания на сцене. СПб, 2024. С. 21, 30, 32. 

[10] Чёрная Е. И. Гимнастика внимания на сцене. СПб, 2024. С. 37.

[11] Там же. С. 60. 

[12] Чёрная Е. И. Гимнастика внимания на сцене. СПб, 2024. С. 94.

[13] Там же. С. 113.

[14] Чёрная Е. И. Гимнастика внимания на сцене. СПб, 2024. С. 7.