Детская журналистика
Чтобы дети в будущем умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Одной из эффективных технологий, которые помогут нам решить эти задачи, является «Детская журналистика».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_tehnologiya.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогическая технология «Детская журналистика» как средство познавательного и речевого развития дошкольников»
Диалог, познание, общение, творчество, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого и познавательного развития дошкольника.
Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.
Диалог со сверстником одна из увлекательнейших областей педагогики сотрудничества, ведь именно в процессе диалога дети получают опыт общения, взаимодействия со сверстниками, ребята учатся излагать свои мысли, рассуждать, высказывать предложения.
Проблема развития речевой и познавательной компетентности воспитанников остается одной из актуальных проблем теории и практики всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Творческий педагог всегда задаётся вопросами
- Как эффективно использовать различные виды детской деятельности для развития навыков взаимодействия детей друг с другом, взрослыми и социумом?
-Как поддерживать изначально заложенную в ребенке потребность в общении, познании мира?
- Какова роль общения и познания в развитии личности ребенка?
Ответы на эти вопросы, творческий педагог найдет в совершенствовании содержания образовательной работы с воспитанниками, а именно: включая комплекс эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий – выступает «Детская Журналистика».
Во-первых, обращение к "Детской журналистике" наполняет новым содержанием привычную среду развития ребенка, приобщает дошкольников к миру Медиа, становится эффективным фактором развития речи и познавательных интересов.
Во-вторых, такая деятельность способствует тому, что дети становятся более организованными, учатся взаимодействовать друг с другом, усваивают первоначальные навыки обучения грамоте. Например, метод интервьюирования, усиливает речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению детьми самостоятельных высказываний и рассуждений.
При этом детскую журналистику можно использовать в любой образовательной области, основываясь на интегрированном подходе.
Приоритетные задачи данной технологии:
• развитие связной диалогической речи;
• развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
• расширение и активизация словарного запаса;
• закрепление навыков ведения диалога;
• способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.
• развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
• формировать начальные представления о профессиональных журналистских качествах и навыках.
Основополагающим направлением данной технологии является - помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения.
Итогом работы должно явиться воспитание положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации. Через взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, математикой, игровой деятельностью детей, сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей всесторонне развивать личность ребёнка.
Для успешной реализации детской журналистики необходимы следующие условия:
• развивающая предметно – пространственная среда;
• профессиональная компетентность педагога;
• совместная деятельность детей, родителей, педагога по намеченной теме.
Технологию организации детской журналистики предложили кандидат педагогических наук С.М. Жарков, доктор педагогических наук А.Н. Орлов, кандидат педагогических наук А.Ю. Дейкина.
Технология содержит два основных блока: познавательный и деятельностный. Целью познавательного блока является расширение представлений детей о средствах массовой информации, роли газет и журналов в жизни людей; формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой; совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи.
Примерная организация работы по реализации детской журналистики в познавательном блоке:
• сбор информации о профессии журналист: просмотр презентаций, видеороликов, фильмов, открыток, фотографий о журналистике;
• изготовление «Ромашки вопросов»;
• составление алгоритма подготовки интервью;
• знакомство с разными журналами и газетами;
• чтение произведений поэтов и писателей, опубликованных в детских журналах, конкурс чтецов с целью выявления лучшего диктора;
• создание выставок в соответствии с тематикой репортажа;
• изготовление атрибутов для режиссёрской и сюжетно-ролевой игр.
«Деятельностный блок» - на данном этапе основной целью в работе с детьми является раскрытие их творческих способностей, умение работать в команде над созданием печатного издания (газеты, журнала), видеожурнала (выпуска новостей). Каждый ребенок найдет себе занятие по интересам, ведь все должно быть по-настоящему: блокнот, диктофон, микрофон, образцы детской периодической печати, костюм репортера.
Интервью. В работе по обучению приему «Интервьюирование» целесообразно использовать метод «Мнемотехника» что в переводе означает «искусство запоминания». Прием, заметно облегчает овладение детьми, связной речью, кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает диалог четким, связным и последовательным, обеспечивая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки к школе.
Репорта́ж — сообщение с места событий. Один из жанров журналистики, для которого характерно освещение событий, очевидцем или участником которых является репортёр.
Создание газеты. Существует определённый алгоритм создания газеты: дети самостоятельно предлагают названия газеты, а затем выбирают наиболее подходящее с их точки зрения.
При выборе рубрик лучше использовать модели. Эти модели можно придумать вместе с детьми после рассматривания журналов. Например, это рубрики: интервью, литературная страничка, полезные советы, наши достижения, от улыбки всем светлей, игралочка, с места событий.
Для нас эта технология не является новой. Данную педагогическую технологию наш сад применял в прошлом учебном году, реализуя муниципальный проект Предшкола НФ во время тематических недель "Речевая культура: говорим и общаемся правильно". Все перечисленные выше этапы мы прошли в рамках работы в этом проекте.
1. Дети познакомились с интеллект-картой, отражающей все направления этой профессии.
2. Провели репортаж по теме «Осенняя кладовая животных и птиц» о выставке, организованной в детском саду.
3. Создали стенгазету «Новогодняя гирлянда» по результатам проведённой новогодней викторины.
4. Проведена пресс-конференция Деда Мороза и Снегурочки. Дети заранее подготовили вопросы, на которые гости с удовольствием отвечали.
5. Дошкольники взяли интервью у папы одной из воспитанниц, начальника зимовочного состава экспедиции в Антарктиде.
6. Ребята рассмотрели и подробно ознакомились с раритетной газетой («Комсомольская правда» от 13апреля 1961г.). Дети испытали гордость за свою страну, гражданин которой первым поднялся в космос. Они навсегда запомнят его имя – Ю.А. Гагарин.
7. Итоговым мероприятием явилось журналистское расследование о памятниках нашего города, посвящённых Великой Отечественной войне. Созданный видеоролик стал победителем муниципального проекта "По следам боевой славы города Наро-Фоминска".
Таким образом, организация такой работы очень увлекательна не только для детей, но и взрослых: родителей, педагогов. Данная технология прививает детям умение учиться, способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, наблюдательность, любознательность, организованность, профессиональное самоопределение.
Технология «Детская журналистика» позволяет не только расширить знания детей, но и развивать диалогическую и монологическую речь (умение составлять развёрнутые предложения, обогащать лексический запас, модулировать темп и ритм речи).
Обращение к "Детской журналистике" наполнит новым содержанием привычную среду развития ребенка, приобщит дошкольников к миру Медиа, будет эффективным фактором развития их познавательных интересов и личности в целом.