Импровизация

Евгения Олеговна Медведева

Импровизация и воображение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл improvizatsiya.docx13.6 КБ

Предварительный просмотр:

Импровизация как средство развития артистизма

Одним средством развития артистизма является импровизация

Импровизация (неожиданный, внезапный поворот событий) – сочинение стихов, музыки и т.д. в момент исполнения. Преобладает в фольклоре. Распространена в европейском музыкальном исполнительстве – основа джаза. При всем разнообразии определений чаще всего употребляются слова – мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки.Импровизацию в

хореографии можно назвать еще и «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией».

Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. К.С.Станиславский считал, что если действия актера в роли подлинны и если они совершенно искренни и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе импровизацию.

На занятиях  хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.

При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под  непосредственным ее воздействием.  Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем,  чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.

Воображение как необходимый элемент импровизации

Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами. Воображение проявляется, прежде всего, там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию.

Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не только воображение детей, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.

Возникает вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существенных техник обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.

Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Полная спонтанность так же невозможна, как вечный двигатель. Ибо все, и в том числе дети, обладают определенным опытом, навыком, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.

У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлекались ощущением «сиюминутности» процесса творчества.