Конспекты

Федонина Светлана Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств»

Тема: «Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств»

Название детского объединения: «Зазеркалье».

Номер и год обучения учебной группы: группа № 3, 3 год обучения.

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Федонина Светлана Геннадьевна.

Цель занятия: Через физическое и психическое освобождение развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности в зависимости от изменения обстоятельств.

Задачи занятия:

  • закрепить понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
  • развить навыки сценического взаимодействия;
  • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему в разных ритмах.
  • формирование партнерских отношений в группе;
  • формирование и поддержка адекватной самооценки.

Ожидаемый результат: Работать в предлагаемых обстоятельствах при разных ритмах действия.

Методы обучения: Здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода, технологии коллективной творческой деятельности.

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование: ноутбук с колонками

Продолжительность занятия мин.

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? Прошу всех встать в круг, чтобы поприветствовать друг друга. А делать это мы будем так – я читаю стихотворение, а вы внимательно слушаете и действуете в заданных предлагаемых обстоятельствах. Всем понятно? (дети:ДА!)

- Здравствуй, солнце золотое! («тянемся к солнышку» – руки вверх).
- Здравствуй, небо голубое! (тянем руки вверх).
- Здравствуй, вольный ветерок! (руки в стороны).
- Здравствуй, маленький росток! (тянемся и берем в руки росток).
- Здравствуй, милый мой дружок! (воспитанники машут ручками друг другу).

- Очень хорошо! Поприветствовали друг друга.
- Ребята сегодня тема нашего занятия: «Изменение ритма действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств». И сегодня мы научимся работать в предлагаемых обстоятельствах. Познакомимся с определениями и попробуем импровизировать.
- А кто мне скажет: с чего мы обычно начинаем наши занятия?
(Дети: С артикуляционной гимнастики)
- А для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику? Дети отвечают.
- Молодцы! Итак, начнем. Выполняем каждое упражнение 4-5 раз.
Артикуляционная гимнастика.
Вот зарядка язычка:
- Влево, вправо, раз, два (Упражнение: «Уколы в правую и левую щеку»).
- Вверх, вниз, вверх, вниз (Упр.: «Потягивание уздечки»).
- Язычок, не ленись!
- Губы, просыпайтесь,
- Ротик, открывайся! (Упр.: «Рыбка»).
- Язычок, покажись и зубов не страшись! (Упр.: «Жало»).
- А зубы то, а зубы кусают даже губы.
- Кусаются, кусаются и не унимаются. (Упр.: «Почесали - покусали»).
- А губы то хохочут, то сильно обижаются (Упр.: «Трубочка - улыбочка»).
- Зубам надоело кусать – стали язык жевать (Упр.: «Пожевали язык»).
- Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (Упр.: «Поглаживание по альвеолам»).
- Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь.


2. Теоретическая часть – повторение материала

Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки в рамках темы «Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств». На прошлом занятии мы выяснили, что такое предлагаемые обстоятельства.

а) Что такое «Предлагаемые обстоятельства»? (Предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера).
б) Кто нам диктует предлагаемые обстоятельства в работе над созданием спектакля? (автор, режиссер, актер).
б) Для чего нам нужны «Предлагаемые обстоятельства»? (чтобы действия были зрелищными и интересными)
в) Какими могут быть «Предлагаемые обстоятельства»? (время и место действия).

Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, все, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!

3. Теоретическая часть – новый материал.

Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств».

Ритм – это степень внутреннего напряжения.

В ритме должно быть обязательно известное чередование (будь то звук, движение, чувство). Если же этого чередования нет, то, значит, нет и ритма. В ритме главную роль играет не движение, а акцентировка, то есть остановка или усиление. Без ясной акцентировки в ритме нет четкости, выразительности, к тому же он не способен будет усилить эмоциональную окраску образа.

4. Практическая часть.

Ребятам даются предлагаемые обстоятельства, чтобы они подействовали в этих предлагаемых обстоятельствах, создав соответствующие видения, а потом определить вызванный ими темпо - ритм.

1. Темпо - ритм зрителя, пришедшего в театр зимой.

а) пришел в театр рано, еще не было ни одного звонка

б) пришел в театр после второго звонка

в) пришел в театр после третьего звонка

2. Темпо - ритм пассажира:

а) пришел на вокзал за час до отхода поезда (билета нет), приехал на вокзал за 15 минут до отхода поезда (билета нет)

в) пришел на вокзал за 5 минут до отхода поезда (билета нет)

3. Темпо - ритм посетителя музея (прикладного искусства, изобразительных искусств и т.д.)

а) в распоряжении целый день

б) времени на осмотр 2 часа.

Дети выполняют какое-нибудь действие в разных предлагаемых обстоятельствах, со сменой темпо - ритма. На это упражнение надо дать примерное объяснение.

а) Одеваться, чтобы идти к человеку, который вам не приятен, но, идти необходимо (темпо - ритм, вызванный данными предлагаемыми обстоятельствами, будет вялый, медленный, без желаний),

б) одеваться, чтобы идти на работу или на занятия. Времени достаточно - сколько, чтобы не спеша дойти до остановки (темпо - ритм, вызванный данными предлагаемыми обстоятельствами, будет спокойный, деловой, уверенный),

в) одеваться, чтобы идти на свидание с любимым человеком (темпо - ритм вызванный данными обстоятельствами энергичный, оживленный, желанный, со вкусом, а временами замедленно-метательный).

Педагог: Отлично! Предлагаемое обстоятельство следующее! Вы должны пройти через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.

Педагог: Всех кто пройдет дверь встречаем аплодисментами! Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок» Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как ключик. Добиваюсь слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше.
Упражнение «Суета» Занимаем пространство сцены, постоянно перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю» скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с превращением, например, в «зю» или «бу», а после – с объединением в группы по 2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов;
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары;
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть;
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный;
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

5. Тренинги на взаимодействие

Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу.

«Мяч и насос» формирует навыки взаимодействия в паре, и длительного и резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.

«Простые парные задания» Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди.

6. Творческая игра «Испорти мой день».

Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Леша. Он сидит на остановке и ждёт автобуса… Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Лешу встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)

Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.

7. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам.

Карточки для постановки этюдных работ:

  • определяющие место действия: школьный класс, дискотека, автобус, берег моря…
  • определяющие исходное событие: день рождения, травма, вызов к директору, наводнение, обман…
  • определяющие предмет борьбы: любовь, деньги, дружба, торт, лидерство, микрофон…

Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.

Итог занятия.

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

– Спасибо за творческое общение! До свидания!



Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Предлагаемые обстоятельства. Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».

Название детского объединения: «Зазеркалье».

Номер и год обучения учебной группы: группа № 3, 3 год обучения.

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Федонина Светлана Геннадьевна.

Цель занятия: Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.

Задачи занятия:

  • закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
  • сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
  • развить навыки сценического взаимодействия;
  • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.
  • формирование партнерских отношений в группе;
  • формирование и поддержка адекватной самооценки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Звучит фонограмма музыкального приветствия. Ребята с педагогом в кругу. Выполняется разминка «Хорошо на свете жить!» По окончании зарядки.

Педагог: Здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? И после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества. Прошу садиться. (Садимся в творческий круг).

2. Теоретическая часть – повторение материала.

Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки в рамках какой темы? (Ответы учеников)
Педагог: Верно. Взаимодействие и общение актёров на сцене. На прошлом занятии мы выяснили, что выполняя цепь сценических задач и действуя каким-либо образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра.
Вопрос: Что возникает в результате?
Ответ: Возникает взаимодействие, борьба.
Вопрос: В чем особенности актёрского общения?
Ответы:

  • Надо воспринимать действия партнёра,
  • Ставить себя в зависимость от партнёра,
  • Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
  • Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.

Вопрос: В чём проявляется общение?
Ответ: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций, в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.
Вопрос: Что «убивает актёрское общение?»
Ответ: Притворство, искусственность и «внешность» оценок; если нарушена органика поведения, хотя бы одним из партнёров.
Вопрос: Что рождает настоящее взаимодействие?
Ответ: Подлинное внимание и органическое действие со стороны обоих.

3. Теоретическая часть – новый материал.

Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Предлагаемые обстоятельства. Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах». С взаимодействием мы разобрались, а вот предлагаемые обстоятельства, что это?
Ответ: Место и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.
Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, все, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!

4. Практическая часть – тренинг на разогрев.

Предлагаемые обстоятельства:
1. Каждый из вас – Кучер, заснувший на рабочем месте!
(Упражнение на релаксацию)
2. Каждый из вас – участник конкурса по бодибилдингу!
(Упражнение на разогрев мышц)
3. Вы певцы, готовящиеся к сольному выступлению!
(Артикуляционные упражнения: щётка, иголка, пятачок-улыбочка, качели; и упражнения на опору дыхания)

5. Практика на сцене.

Педагог: Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.

Педагог: Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами! Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок» Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как ключик. Добиваюсь слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше.
Упражнение «Суета» Занимаем пространство сцены, постоянно перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю» скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с превращением, например, в «зю» или «бу», а после – с объединением в группы по 2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов;
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары;
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть;
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный;
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

6. Тренинги на взаимодействие. Учащиеся на сцене.

Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу.
«Мяч и насос» формирует навыки взаимодействия в паре, и длительного и резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.
«Простые парные задания» Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди.

7. Творческая игра «Испорти мой день».

Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Леша. Он сидит на остановке и ждёт автобуса… Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Лешу встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)

Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.

8. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам.

Карточки для постановки этюдных работ:

  • определяющие место действия: школьный класс, дискотека, автобус, берег моря…
  • определяющие исходное событие: день рождения, травма, вызов к директору, наводнение, обман…
  • определяющие предмет борьбы: любовь, деньги, дружба, торт, лидерство, микрофон…

Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.

Итог занятия.

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

– Спасибо за творческое общение! До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Изменение ритма действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств»

Тема: «Изменение ритма действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств».
Цель: Освоение умений и навыков актерского мастерства через работу в предлагаемых обстоятельствах в связи с изменением ритма действия.

Задачи:

  • Развитие творческих способностей через актерскую работу в предлагаемых обстоятельствах.
  • Формирование партнерских отношений в группе.

Ожидаемый результат: Освоить работу в предлагаемых обстоятельствах при изменении ритма действий.

Методы обучения: Здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода (Н. К. Смирнова, И. С. Якиманская), технологии коллективной творческой деятельности (И. П. Иванов).

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер с колонками

Продолжительность занятия мин.

Ход занятия:
1) Организационный момент.
2) Тренинг (на снятие напряжения и зажимов мышц тела у воспитанников).
3) Повторение изученного материала.
4) Изучение нового материала.
5) Повторение и закрепление.
6) Рефлексия.

1) Орг. Момент:
Педагог: - Здравствуйте ребята! Я рада всех сегодня видеть.
- Ребята, прошу всех встать в круг, чтобы поприветствовать друг друга. А делать это мы будем так – я читаю стихотворение, а вы внимательно слушаете и действуете в заданных предлагаемых обстоятельствах. Всем понятно? (дети: ДА!)

- Здравствуй, солнце золотое! («тянемся к солнышку» – руки вверх).
- Здравствуй, небо голубое! (тянем руки вверх).
- Здравствуй, вольный ветерок! (руки в стороны).
- Здравствуй, маленький росток! (тянемся и берем в руки росток).
- Здравствуй, милый мой дружок! (воспитанники машут ручками друг другу).


- Очень хорошо! Поприветствовали друг друга.

- Ребята сегодня тема нашего занятия: «Изменение ритма действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств». И сегодня мы научимся работать в предлагаемых обстоятельствах. Познакомимся с определениями и попробуем импровизировать.

- А кто мне скажет: с чего мы обычно начинаем наши занятия?
(Дети: С артикуляционной гимнастики)
- А для чего мы выполняем артикуляционную гимнастику?
- Молодцы! Итак, начнем. Выполняем каждое упражнение 4-5 раз.

2) Разминка:
Артикуляционная гимнастика.
Вот зарядка язычка:
- Влево, вправо, раз, два (Упражнение: «Уколы в правую и левую щеку»).
- Вверх, вниз, вверх, вниз (Упр.: «Потягивание уздечки»).
- Язычок, не ленись!
- Губы, просыпайтесь,
- Ротик, открывайся! (Упр.: «Рыбка»).
- Язычок, покажись и зубов не страшись! (Упр.: «Жало»).
- А зубы то, а зубы кусают даже губы.
- Кусаются, кусаются и не унимаются. (Упр.: «Почесали - покусали»).
- А губы то хохочут, то сильно обижаются (Упр.: «Трубочка - улыбочка»).
- Зубам надоело кусать – стали язык жевать (Упр.: «Пожевали язык»).
- Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (Упр.: «Поглаживание по альвеолам»).
- Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь.

- Прекрасно! Все друг другу улыбнулись. А теперь давайте немного разогреем наше тело, подготовим мышцы к дальнейшему занятию.

- Начнем с массажа на раскрепощение мышц: шейные позвонки, дальше грудные-межреберные и легкие постукивания по спинке в области поясницы.

- Продолжаем. Дальше тренинг на мышечное освобождение:
1) - Итак, первое упражнение. Представьте что каждый из вас зародыш новой звезды. Все присаживаемся на корточки, ручками обнимаем свои колени, головки опущены. Ваша задача по хлопку - максимально выбросить из себя энергию – «взорваться». (Упражнение «Взрыв»).

2) - А теперь представьте, что каждый из вас маленький котенок. Покажите, какие вы котята, как котята ходят. Молодцы! По моей команде «Дождь» все котята садятся на корточки и сжимаются в комочки, при этом напрягаете все мышцы своего тела. А когда я скажу «Солнышко» вы, не выходя из образа, медленно поднимаетесь, и как котята стряхиваете «Капельки дождя», по очереди с каждой лапки, с головы, с хвостика. Задание понятно? (Дети отвечают). Начали. (Упражнение «Мокрые котята»)


3) - А теперь каждый из вас превращается в снеговика: ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Я должна видеть полное напряжение всего тела. Замечательно. Продолжаем держать напряжение!
- Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговики начали медленно таять. Сначала головки, затем кисти рук, локоточки, плечики, грудной отдел, в области поясницы, колени и полное расслабление – превратились в лужи (Упражнение «Снеговик»).

(Дети постепенно расслабляют все мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляются).

- Отлично! Размялись. Прошу всех садиться в творческий полукруг.

3)Повторение знаний:
- Ребята мы продолжаем совершенствовать наши актерские навыки. На прошлом занятии мы с вами познакомились с понятием «Этюд». Давайте вспомним, что это такое?
- Правильно! Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание.

4) Изучение нового материала.
А сегодня мы узнаем, что такое предлагаемые обстоятельства – это предложенные ситуации, которые меняют наши действия и эмоции, побудители действий персонажа.


- Ребята, представьте мы с вами взяли любую сказку и сыграли ее. Откуда мы берем предлагаемые обстоятельства? (от автора)
- Хорошо! А потом я вам даю сценарий этой же сказки, но уже немного переделанный. В этом случае, откуда мы берем предлагаемые обстоятельства? (от режиссера)
- Молодцы! Потом мы начинаем репетировать. И вы, благодаря своему воображению и фантазии, придумываете какие-то новые обстоятельства. Так? (дети:да!) Здесь откуда мы берем предлагаемые обстоятельства? (от актера).
- Замечательно, а теперь давайте хором прочитаем и закрепим это определение: Предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера.

- Очень хорошо!


Сегодня мы с вами будем учиться работать в заданных предлагаемых обстоятельствах.

(Ставлю стул в центр).
- Ребята, что это? (Дети отвечают: стул)
- А давайте представим, что это не стул, а трон, который украшен драгоценными камнями. Покажите мне, пожалуйста, как вы будете сидеть на троне? (дети показывают).
- Очень хорошо, молодцы!

- Теперь представьте: припекает солнце, дует легкий теплый ветерок, слышен шум прибоя, ведь совсем рядом находится море. Вы сидите уже не на троне, а в шезлонге, вдыхаете морской воздух.
- Умнички!


- Теперь вы сидите в цирке. Кто перед вами выступает?
- Замечательно!


- Вы в летнем кинотеатре смотрите комедию, фильм ужасов, солнце ярко светит: слепит и мешает смотреть…


- Сейчас вы сидите у шахматной доски. Очень серьезный матч. Ваш ход.


- А теперь вы сидите в кресле у парикмахера…
- Прекрасно!


- Олеся, а теперь я попрошу тебя выйти ко мне. Наш стул превращается в кресло в кабинете у стоматолога. Подходи, присаживайся.


- Очень хорошо! А сейчас ты сидишь дома, в своем удобном кресле и смотришь любимый сериал.
- Прекрасно! Присаживайся на место.


А вот, Паша, пришел на остановку. Сидишь, ждешь автобус….
- И тут проезжающая мимо машина обрызгала тебя грязью….
- И вот ты уже сидишь на берегу реки с удочкой, ловишь рыбку.
- Молодец!

- Я попрошу каждого придумать свои предлагаемые обстоятельства с действием «Сидеть». Вы должны определиться, где вы сидите и что вы сейчас делаете? А все внимательно смотрят и угадывают. Задача понятна? (дети: да)
- Начнем. Кто желает первым?
(Дети показывают).
- Замечательно! Все очень хорошо справились с заданием.

- Ребята, встаньте все в большой круг. Сейчас задание «Идти по кругу», но предлагаемые обстоятельства будут разными и ритм действия разный, где-то надо убыстрять свои действия, где-то замедлять.
1)Идем по горячему песку.
2) Идем по дороге, где везде лужи и грязь.
3) Идем по бревну, которое лежит через речку.
4) Идем по узкой горной тропинке.

- Присаживаемся все на свои места.
- Следующее задание «Бежать». – Кто желает? (выходит один ребенок).
1) Итак, представь, что ты бежишь, потому что опаздываешь в театр.
2) Бежишь от злой собаки.
3) Бежишь за уезжающим автобусом.
4) Бежишь, играя в баскетбол, подвернул (а) ногу.



- Очень хорошо! Мы каждый день входим в разные двери и по разным причинам. Вы входите в дверь школы, в дверь класса, дома, комнаты. Но во все эти двери мы входим с разным настроением, с разными задачами и отношением к этому месту.


- Ребята, как вы думаете, с каким лицом и жестом будет входить в аудиторию человек, который хочет сообщить что в здании пожар? (Дети отвечают и выполняют).

– Так, а если человек входит чтобы поздравить с днем рождения? (Дети отвечают и выполняют).
- Я предлагаю немного пофантазировать на тему: «Я вхожу в дверь чтобы….» и разыграть эту ситуацию, но событие у каждого свое.
(Ситуации: сообщить о пожаре, поздравить с повышением в должности, сообщить, что вы уволены, пригласить в гости, забрать ребенка из садика, в магазине купить подарок маме, заниматься с репетитором по английскому языку).

5) Повторение и закрепление:
- Молодцы! Прекрасно поработали! Предлагаю повторить то, чему вы сегодня научились.
а) Что такое «Предлагаемые обстоятельства»? (Предлагаемые обстоятельства – это обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссером и созданные воображением актера).
б) Кто нам диктует предлагаемые обстоятельства в работе над созданием спектакля? (автор, режиссер, актер).
б) Для чего нам нужны «Предлагаемые обстоятельства»? (чтобы действия были зрелищными и интересными)
в) Какими могут быть «Предлагаемые обстоятельства»? (время и место действия).
г) Ребята, а как вы думаете, в обычной жизни мы встречаемся с предлагаемыми обстоятельствами? (да)

д) Какое задание вам показалось наиболее сложным?

- Понятно.
- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали! Научились применять предлагаемые обстоятельства на практике и импровизировали. И я считаю, что все замечательно справились с заданиями.

6) Рефлексия:
- И в подведении итогов нашего занятия мне хочется узнать ваше мнение. На столе лежат маски и фломастеры. Я предлагаю каждому взять и нарисовать на маске ту эмоцию, которая выражает ваше отношение к прошедшему занятию. Если нравится – рисуем улыбающиеся рожицы, а если не понравилось – грустные.
(Дети рисуют на масках рожицы и показывают их всем).
- Ребята, спасибо вам большое за творческое общение!
- На этом наше занятие заканчивается. До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме: "Основа сценического искусства - действие. Роль темпо - ритма в сценическом действии».

Название детского объединения: «Зазеркалье».

Номер и год обучения учебной группы: группа № 2, 3 год обучения.

Возраст учащихся: 9-10 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Федонина Светлана Геннадьевна.

Раздел программы: Действие – основа сценического искусства.

Тема учебного занятия: Развитие чувства ритма у актёра. Темпо – ритм действия.

Цель занятия: Познакомить учащихся с условным характером классификации действия и совместно с детьми найти ответ на вопрос: чем отличается действие от движения. Роль темпо - ритма в свершении действия.

Задачи:

Обучающие задачи:

Обобщить и систематизировать представление понятия “действие”. Развитие ощущения чувства ритма.

Уточнить основные понятия: Темпо - ритм, мимика, жест, интонация через упражнения и игры, выявить знания детьми терминов, относящихся к театральному искусству.

Знакомство с новой театральной игрой “Встреча», « Десять секунд».

Развивать познавательно-поисковый интерес, кругозор учащихся.

Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Средства обучения:

Визуальные: рисунки, реквизит, костюмы, раздаточный материал.

Ноутбук.

Методика и приемы обучения: проблемное обучение, творческое.

Методы обучения:

При изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;

При закреплении изученного материала: беседа, упражнение, игры.

Приемы: обобщение и систематизация знаний через игры, работа над отрывком из сказки.

Создание интереса к предлагаемой проблеме поиска ответа через комплекс упражнений, разыскивание ответов в окружающем пространстве.

Выявление знаний терминов театра детьми.

Прогнозируемые результаты:

Дети аргументировано доказывают отличие между действием и движением, понимают роль темпо - ритма в спектакле и искусстве актёра, показывают знания по терминологии театра, умение работать в коллективе.

Ход занятия

1. Организационный момент: проводится с целью включить воспитанников в познавательную деятельность и настроить на восприятие материала:

учащиеся входят в театральный зал и становятся в круг;

приветствие;

позитивный визуальный контакт с каждым воспитанником;

выяснение отсутствующих на занятии.

Тренинг на концентрацию внимания: упражнение « Импульс»,

« Хлопки», « Повтори движение».

Упражнения на разогрев мышц: « Карандаш»

Упражнения на расслабление и зажим мышц: « Куклы – марионетки»

2. Основная часть.

Объявление темы занятия: Основа сценического мастерства - действие. Роль темпо - ритма в сценическом действии.

Педагог: На предыдущих занятиях мы говорили с вами о том, что человек всегда действует. В действии объединяются в одно непрерывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа. Давайте сегодня продолжим эту тему. Итак, что же такое действие? Чем оно отличается от движения?

Вот и сегодня мы начнем с вами занятие с простого движения: передачи хлопков по кругу. Ребята, а вы заметили, что я начала занятие со слова действие, а предложила выполнить движение. Значит, есть какая-то разница между этими понятиями. Хотите узнать, чем движение отличается от действия? Давайте вместе справимся с этой не трудной задачей. Будем помогать друг другу, договорились?

( Ответы детей).

Действие это процесс достижения цели.

Давайте встанем за стульями. А теперь сядем. Совершено простое движение. Итак, все, что мы до этого выполняли, называется движение. Встаньте еще раз за стульями. Давайте представим себе, что это не стул. А трон, пенек, кресло, пригорок, обрыв и т.д. Каждый себе представил некую возвышенность, на которую он или она зачем-то сядет. Представим – это трон и мы садимся на него, чтобы подписать важный указ. Дети выполняют.

Спасибо.

Это пенек и мы сильно устали. Дети выполняют.

Это космический корабль и мы садимся, в кресло, чтобы узнать, как оно функционирует. Дети выполняют.

Для чего мы сели на пенек? (Чтобы отдохнуть.) Что у нас появилась? Правильно - цель или конечный результат. Движение-это только перемещение в пространстве, видоизменение положения. А действие – это деятельность, направленная на достижение какой-либо цели. Каждое животное может выполнять движения, но оно не может действовать.

1. Я – хочу – цель.

Актёр не может выйти на сцену, не ответив себе на вопрос: « зачем»?

Спасти человечество – это цель?

( ответы)

Вывод: Цель должна быть конкретной, активной, направленной на кого – то.

#1044;ействие определяется глаголом: Я – хочу выяснить правду, Я хочу отговорить своего друга от неверного шага, я – хочу уговорить подругу пойти в кино….

Зачем? А как мы можем достигать цель? Через задачи, через элементы, через сценические задачи,

Итак, возникает цепочка: цель – я хочу, действие - глагол, Зачем…т.е. оправдываю своё действие предлагаемыми обстоятельствами.

И что я должен сделать чтобы добиться цели, как я её буду добиваться: приёмы – приспособления.

Три шага к достижению цели.

1 первый шаг – отвечает на вопрос - что я делаю? Элемент действия: что я делаю – отрываю дверь – ваши варианты? (Прыгаю, вхожу в комнату.) Дети отвечают.

2 шаг отвечает на вопрос – для чего я это делаю? Элемент хотения: для чего я это делаю? – чтобы спастись, чтобы встретить друга – ваши варианты? Дети отвечают.

3 шаг – как я это делаю? Элемент приспособления: через что? – это уже ваше творчество, ваш талант. Через эмоции. Через словесные действия, через внутренние или внешние действия. Через ваши приспособления.

А ещё при выполнении действия очень важно в каком темпо – ритме выполняется это действие. И продолжая тему сценического действия, мы поговорим сегодня о значении темпо – ритма, о практических приёмах овладения ими, о роли темпо – ритма в формировании активного действия.

Для того, что бы вы смогли сделать определённые выводы для себя, давайте выполним несколько упражнений.

Итак, упражнение “Хлопки”. Стараемся передавать хлопок ритмично без задержек и без опережения.

Упражнение “Передай хлопок”. Выполняют.

Упражнение «Встреча». «Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, и каждый занят своими мыслями. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми. Это первая часть упражнения. Вы, наверное, заметили, что ваше движение в пространстве в данном упражнении зависит от ритма, который я вам задаю.

Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка – остановка на зрительный контакт – и вновь движение к следующей встрече. Приостановились – взгляд – движение.

Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встречи: радость, удивление, приветствие, безразличие и др. Выполняют.

Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута. Выполняют.

Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет педагог. «Локоть!» - значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару. «Плечо!» - значит, стоим плечом к плечу». Выполняют.

Ритм – ритм. Группа становится в круг. Педагог объясняет правила: «Я делаю два хлопка и выдерживаю между ними паузу. Вам придется заданный мною ритм сохранить и повторить по кругу. Если, ударив в ладоши, я поворачиваюсь влево, то игрок слева от меня продолжает задание. Если я поворачиваюсь вправо, значит, полученный от меня ритм вы будете передавать по кругу в правую сторону. Причем только я делаю два хлопка. Каждый следующий за мной игрок должен выдержать необходимую для заданного ритма паузу и добавить свой единственный хлопок, следующий игрок после необходимой паузы – свой хлопок и так далее, пока круг не замкнется. Если вы не ускорили и не замедлили ритм, то цепочка окажется точным продолжением заданного мной образца. И получится, что не целая группа людей хлопает в ладоши, а один человек отбивает четкий ритм. Выполняют.

Ритм по кругу. Группа - в полукруге. Педагог отстукивает в ладони какой-либо ритм. Учащиеся внимательно слушают и по команде ведущего его повторяют (все вместе или по отдельности). Когда ритм освоен, учащиеся получают команду: «Давайте отстучим этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий учащийся выжидает короткую паузу и начинает сначала; и так до команды педагога «Стоп». Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма; отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д.
Завершив работу с ритмом, переходим к отработке понятия «темп». В обыденной речи слово «темп» мы заменяем словом «скорость» и говорим о скорости сверхзвукового самолета или скорости черепахи.

Ну а теперь я хочу задать вам вопрос: «Темп и ритм действия. Давайте же определимся что это такое?

Ответы детей.

Темпо – ритм…понятие включает в себя два слова. Чем темп отличается от ритма?

( Ответы детей).

Темп – это скорость выполняемого действия.

Ритм-это соотношение движений и остановок в пространстве и времени, или ритм -протекающие во времени действия, звуки, чувства разнообразных продолжительностей с перерывами между ними, или правильная смена движений, звуков, чувства различной интенсивности - это все и есть ритм. В ритме должно быть обязательно известное чередование (будь то звук, движение, чувство). Если же этого чередования нет, то, значит, нет и ритма. В ритме главную роль играет не движение, а акцентировка, то есть остановка или усиление. Без ясной акцентировки в ритме нет четкости, выразительности, к тому же он не способен будет усилить эмоциональную окраску образа.

Ритм поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний, эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Сравним, например, бег спортсмена на соревновании с бегом человека, спасающегося от преследования грабителей. В первом случае действие будет характеризоваться внутренней собранностью, бодростью, строгой размеренностью движений. Во втором – паническим состоянием, судорожностью, порывистостью движений, резким чередованием моментов подъема и упадка энергии.
Темп и ритм понятия взаимосвязанные, поэтому Станиславский нередко сливает их воедино, употребляя термин темпо - ритм. Во многих случаях они находятся в прямой зависимости друг от друга: активный ритм ускоряет процесс осуществления действия и, наоборот, пониженный ритм влечет его замедление. Но это не всегда так. Возможно и прямое противоречие между ними. На шахматном турнире, например, игра протекает в чрезвычайно медленном темпе при огромной сосредоточенности игроков и весьма активном ритме. Любительская же игра от нечего делать может проходить в быстром темпе, при умеренном внутреннем ритме. Можно быстро вязать чулок и вести при этом самый спокойный разговор.
Десять номеров темпо - ритма

В практике мастерства актера определены десять номеров темпо-ритма. Это условно, но в них дана характеристика степени нервной возбуждаемости.

Самый обычный, нормальный, это номер пять (когда вы спокойно совершаете действие, ни веселы, ни скучны).

Номер один – э то ритм проявления высшей апатии, бездейственности (однако надо помнить, что бездействие передается действием, движением, без которого не может быть ритма). Это ритм усталого, больного, убитого горем до отупения.

Номер десять – это ритм наивысшего возбуждения, который бывает полным действием, при панике. Здесь речь идет о крайней мере напряжений и испытаний. Радости, скорби, мучения как бы перерастают бытовые представления о чувствах, переполняя меру обычного, повседневного. Остальные номера располагаются соответственно между 1-5, 5-10. Вот, например, на ритм один «Человек на поляне лежит и отдыхает». Пример на ритм десять «Пожар на пароходе» у пассажиров парохода темпо-ритмы повышенные и внешний и внутренний. Как вы поняли темпо-ритм с 1 по 10 с нарастанием. Это можно наблюдать в спектаклях, в кинофильмах и театрализованных представлениях. После этих примеров можно приступить к упражнениям.

Упражнения:

1) Ритм номер пять. Актёр действует: она пришла домой. Спешить некуда. Весь вечер будет дома. Далее, она переоделась в халат. Надела домашние тапочки. Помыла руки, села за стол на диван и стала читать (Это нормальное действие). Выполняют.

2) Можно выполнять упражнение на постепенное нарастание ритмов от шестого до девятого. Человек идет на автобус быстрым шагом, смотрит на часы, понимает, что опаздывает, начинает бежать. Выполняют.

3) Резкий переход ритма с пятого на восьмой. Актёр сидит в комнате и читает книгу (пятый ритм), телефонный звонок, что родители ждут его в аэропорту и не знают, как к нему добраться. Он торопится (восьмой ритм). В этом упражнении можно вызвать несколько групп (2,3,6 человек) и дать им задания.

Первой группе из 3 человек, одному дается ритм два, другому пятый, а третьему седьмой.

Какие предлагаемые обстоятельства можно предложить, учитывая эти ритмы?

Например: Я болею – ритм два, я врач – ритм пятый, я мать больного – ритм седьмой.

Они, подумав конкретно и подробно свои предлагаемые обстоятельства, и начинают действовать.

Второй группе из 2 человек дано задание постепенно снижение ритмов, от ритма седьмого к ритму второму. Их действия: две подруги сидят в артистической костюмерной самодеятельного театра и заканчивают шить костюм для одной из них к сегодняшнему спектаклю. До начала представления осталось полтора часа (ритм седьмой). Но вот кончили, примерили, все в порядке. Надо погладить его. Одна девушка гладит, а другая готовит свой костюм, вещи, нужные для данного представления. Потом помогает одеваться своей подруге (ритм шесть). Обе одеты 30 минут, грим легкий, простой, можно не торопиться (ритм пятый).

Третьей группе 6 человек можно предложить менять ритм, постепенно наращивая его с пятого до девятого.

Предлагаемые обстоятельства таковы: Дети отдыхают на берегу речки. Они сидят и отдыхают на лужайке. Вдруг в стороне села, показался густой черный дым, потом вспыхнуло как зарево, и небо стало красным. Оказалось - пожар в селе.

Упражнения на работу в разных темпо – ритмах.

Ребятам даются предлагаемые обстоятельства, чтобы они подействовали в этих предлагаемых обстоятельствах, создав соответствующие видения, а потом определить вызванный ими темпо - ритм.

1. Темпо - ритм зрителя, пришедшего в театр зимой.

а) пришел в театр рано, еще не было ни одного звонка

б) пришел в театр после второго звонка

в) пришел в театр после третьего звонка

2. Темпо - ритм пассажира:

а) пришел на вокзал за час до отхода поезда (билета нет), приехал на вокзал за 15 минут до отхода поезда (билета нет)

в) пришел на вокзал за 5 минут до отхода поезда (билета нет)

3. Темпо - ритм посетителя музея (прикладного искусства, изобразительных искусств и т.д.)

а) в распоряжении целый день

б) времени на осмотр 2 часа.

Дети выполняют какое-нибудь действие в разных предлагаемых обстоятельствах, со сменой темпо - ритма. На это упражнение надо дать примерное объяснение.

а) одеваться, чтобы идти к человеку, который вам не приятен, но, идти необходимо (темпо - ритм, вызванный данными предлагаемыми обстоятельствами, будет вялый, медленный, без желаний),

б) одеваться, чтобы идти на работу или на занятия. Времени достаточно - сколько, чтобы не спеша дойти до остановки (темпо - ритм, вызванный данными предлагаемыми обстоятельствами, будет спокойный, деловой, уверенный),

в) одеваться, чтобы идти на свидание с любимым человеком (темпо - ритм вызванный данными обстоятельствами энергичный, оживленный, желанный, со вкусом, а временами замедленно-метательный).

Упражнения:

1. Выбрать определенное действие:

а) слушать

б) считать

в) искать

г) расставлять мебель

д) отмахиваться и т.д.

Проделать эти упражнения в разных темпо – ритмах, придумывая такие предлагаемые обстоятельства, которые бы меняли темпо - ритм.

Ребята, вы поняли, что темпо – ритм нужен нам не один, сам по себе и для себя, а в связи с предлагаемыми обстоятельствами, создающими настроение.

Спектакль выстраивается в определённом ритмическом рисунке. Давайте попробуем выстроить несколько сцен сказки « Теремок».

Определим. Начало – высшие точки напряжения – кульминацию и паузы. Выполняют.

Спасибо. А теперь давайте подведём итоги нашего занятия.

Заключение.

Мне бы хотелось, чтоб вы ответили, в чем же отличие между движением и действием. (Ответы детей). Действие и ритм действия как они связаны между собой. Вспомним с вами, чем мы занимались на занятии. (Ответы детей). Что помогло понять нам это отличие. (Ответы детей). Спасибо вам за наше сотрудничество.

Выводы:

1)Действие, что это такое? Составные части сценического действия.

Темпо – ритм – определение.

2) Всякой жизненной ситуации соответствует свой темпо – ритм.

Жизненный темпо - ритм человека постоянно меняется в зависимости от изменений обстоятельств, от их влияния на человека.

3) Чем сложнее предлагаемые обстоятельства пьесы (представления, фильма), роли, тем многограннее и сложнее темпо - ритм.

4) Правильно взятый темпо - ритм помогает актеру вызвать верное чувство, поддерживает его, способствует наиболее полному выражению его чувств и эмоций.
8) Темпо - ритм нельзя вспомнить и ощутить, не призвав на помощь воображение, не создав видений, соответствующих предлагаемым обстоятельствам.

Такую сложную тему, конечно же, нельзя освоить на одном занятии. Поэтому сегодня мы с вами только наметили тот объём работы, который нам предстоит освоить. Будем считать, что мы с вами сделали первый шаг. В каком темпо – ритме? ( Ответы детей). Спасибо за занятие.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе театрального творчества «Внутреннее - внешнее» несоответствие внутреннего мира внешнему образу и наоборот.

Тема: «Внутреннее - внешнее» несоответствие внутреннего мира внешнему образу и наоборот.

Цель: Познакомить с внутренними и внешними действиями образа. Рассмотреть несоответствие внешнего мира и внутреннего образа.

Задачи:

  • Познакомиться с основными теоретическими понятиями по теме;
  • Сформировать способности к импровизации;
  • Сформировать навыки КТД.

Оборудование: проектор, ноутбук.

Организационный момент.

Педагог здоровается. Проверяет присутствующих.

Основная часть.

  1. Ребята, давайте вспомним, какая тема у нас была на прошлом занятии. (Сценки.) Правильно. А сегодня мы с вами поговорим о внутреннем мире и внешнем образе актера. Для начала проведем позу релаксации, для расслабления и включения воображения.

Педагог предлагает закрыть глаза, расслабиться, представить что они лежат на берегу моря (фонограмма шума моря), и вдруг поднялась большая волна и смыла всех в море. Что произошло дальше, вы должны пофантазировать. Дается минута, и после дети рассказывают, что с ними произошло.

Педагог хвалит детей за интересное путешествие.

Педагог: Теперь по традиции проведем артикуляционную гимнастику, для разогрева нашего речевого аппарата.

Вот зарядка язычка:

Влево, вправо, раз, два.

Вверх, вниз, вверх, вниз,

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь,

Ротик, открывайся!

Язычок, покажись

И зубов не страшись!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы.

Кусаются, кусаются и не унимаются.

А губы то хохочут, то снова обижаются,

То весело хохочут, то снова обижаются.

Зубам надоело кусать – стали язык жевать.

Язычок – не лист капустный,

Он совсем не вкусный.

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь.

Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!

Педагог: Молодцы! Мы с вами размяли наш речевой аппарат, теперь вспомним упражнения «Яблочко» игра с воображаемым предметом и выполним его. Выходите и выбираете скорее свое дерево.

Ах, яблочко румяное, сейчас тебя достану я

Весишь вот только высоко, достать тебя не так легко.

Раз, не допрыгнул. Два, опять. Нет, должен я тебя сорвать.

Три. Ага, в руке моей. Попробуем. Умм, нет вкусней. (тьфу, нет кислей).

Педагог: Молодцы! А теперь сели на свои места и внимательно слушаем новую тему. Я повторяю, что мы сегодня поговорим о внутреннем мире и внешнем образе актера.

Теория.

Физическое (внешнее), психологическое (внутреннее) действия.

Материалом актерского искусства, является действие, оно составляет актерскую игру, в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое (телесное, внешнее) поведение актера-образа.

Физическое действие имеет психическую сторону, и всякое психическое действие имеет физическую сторону.

Физическими действиями мы называем такие действия, которые имеют целью внести то или иное изменение в окружающую человека материальную среду, в тот или иной предмет и для осуществления которых требуется затрата преимущественно физической (мускульной) энергии.

Исходя из этого определения, к данному виду действий следует отнести все разновидности физической работы (пилить, строгать, рубить, копать, косить и т.п.).

Действия, носящие спортивно-тренировочный характер (грести, плавать, отбивать мяч, делать гимнастические упражнения).

Целый ряд бытовых действий (одеваться, умываться, причесываться, ставить самовар, накрывать на стол, убирать комнату и т.п.);

Множество действий, совершаемых человеком по отношению к другому человеку. На сцене - по отношению к своему партнеру (отталкивать, обнимать, привлекать, усаживать, укладывать, выпроваживать, ласкать, догонять, бороться, прятаться, выслеживать и т.п.).

Психическими действиями мы называем такие, которые имеют целью воздействие на психику (чувства, сознание, волю) человека. Объектом воздействия в этом случае может быть не только сознание другого человека, но и собственное сознание действующего.

Психические действия - это наиболее важная для актера категория сценических действий.

Просить, объяснять, убеждать, упрекать, шутить, смеяться, плакать, злиться, скрывать, отказывать, требовать, обдумывать, предупреждать, удерживать себя от чего-либо (подавлять в себе какое-нибудь желание), хвалить, бранить, ласкать, болеть, следить. Все это как раз и есть не что иное, как самые обыкновенные психические действия. Именно из такого рода действий и складывается то, что мы называем актерской игрой или актерским искусством.

Рассмотрим различные варианты возможных взаимоотношений между теми процессами, которые мы назвали физическими и психическими действиями.

Например, для того чтобы утешить человека переживающего горе ( то есть выполнить психическое действие), нужно может быть войти в комнату, закрыть за собой дверь, взять стул, сесть, положить руку на плечо партнера (чтобы приласкать), поймать его взгляд и заглянуть ему в глаза (чтобы понять, в каком он душевном состоянии) и т.п. Словом, совершить целый ряд физических действий. Эти действия в подобных случаях носят подчиненный характер: для того чтобы их верно и правдиво выполнить, актер должен подчинить их выполнение своей психической задаче.

Можно действовать от внутреннего (психического) к внешнему (физическому) и наоборот.

Пример: Я разозлилась и не стала мыть посуду (разбираем). А наоборот. Я мыла посуду, разозлилась, что много посуды и не стала мыть посуду, ушла и легла спать.

В зависимости от средств, при помощи которых осуществляются психические действия, они могут быть: а) мимическими и б) словесными. Иногда, для того чтобы укорить человека в чем-нибудь, достаточно бывает посмотреть на него с укоризной и покачать головой - это и есть мимическое действие. Мимически можно что-то приказать, о чем-то попросить, на что-то намекнуть и т. п.

Однако высшей формой этого общения являются не мимические действия, а словесные. Слово - выразитель мысли. Слово как средство воздействия на человека, как возбудитель человеческих чувств и поступков имеет величайшую силу и исключительную власть.

Физические действия становятся, таким образом, катушкой, на которую наматывается все остальное: внутренние действия, мысли, чувства, вымыслы воображения. Следовательно, значение физического действия заключается, в конечном счете, в том, что оно заставляет нас фантазировать, оправдывать, наполнять это физическое действие психологическим содержанием.

Практика.

Педагог: Думаю, вы поняли, что такое внешний и внутренний образ. Сейчас возьмем какое-нибудь самое простое физическое действие, например: войти в кабинет и закрыть за собой дверь. Это физическое (внешнее) действие, а психологическое (внутреннее) состояние я скажу каждому и вы должны войти в кабинет в том состоянии, которое должны сыграть. Некоторым будет дано другое задание.

  • Забежать, задыхаясь и поздороваться;
  • Зайти, грустным, сказать, что сломался велосипед;
  • Зайти и упасть в обморок;
  • Зайти и попросить прощения, что опоздали;
  • Зайти смеясь;
  • Забежать, держа дверь, объяснить, что больше ни кто не войдет;
  • Зайти, хлопнуть двери, сказать обижено: «Пошли вы все» и сесть на свое место;
  • Открыть двери, красться как мышка, к своему стулу сказав в пол голоса: «Простите, я не помешаю»;
  • Подметать пол и ругать за грязь;
  • Подметать пол, обидеться, швырнуть веник и уйти на место;
  • Сонно подметать пол, зевая;
  • Подметать пол, пританцовывая с веником;
  • Плача подметать пол;
  • Торопясь подметать пол;
  • Подметаете пол, вас стошнило;
  • Пометаете пол, смотрите на себя в зеркало и восхищаетесь собой.

Педагог: Молодцы! А сейчас внимание на экран. Смотрим на картинку и говорим свое мнение, что изображено внутреннее (психическое) или внешнее (физическое) состояние человека.

Слайдовая проверка.

Итоговая часть.

Педагог: Какая была сегодня у нас тема? Вы поняли, какой бывает внутренний мир, а какой внешний образ? Дети отвечают.

Педагог: Если вы все поняли, вам сегодняшнее занятие понравилось, вы подходите к этому столу, берете такую (улыбающуюся) мордашку и клеите на любое кресло. Если вы не все поняли, и вам не очень понравилось занятие, то берете вот такую мордашку (простую) и клеите на любое место. Ну а если вы ни чего не поняли, и вам не понравилось занятие, берете грустную мордашку и клеите. Можете подойти к столу и приклеить мордашки. Дети клеят мордашки.

Педагог: На этом наше занятие окончено.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия
«Театральный этюд и его разновидности»


Тема: Что такое театральный этюд и его разновидности

Название детского объединения: «Зазеркалье».

Номер и год обучения учебной группы: группа № 3, 3 год обучения.

Возраст учащихся: 10-11 лет.

Ф.И.О. полностью: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Федонина Светлана Геннадьевна.


Цель: познакомить воспитанников с видами театральных этюдов.

Задачи:

  • дать основные теоретические знания по теме «Театральный этюд»;
  • познакомить с новыми видами театральных этюдов;
  • развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;
  • сформировать способности к импровизации;
  • развивать умения взаимодействовать с партнёром;
  • сформировать навыки КТД;
  • анализировать и выстраивать в сценических условиях последовательность и логику поступков.


Ожидаемый результат: развивать индивидуальные способности воспитанников к перевоплощению через работу над этюдами для дальнейшего использования в работе над ролью.

Методы обучения: Здоровьесберегающие технологии, технологии коллективной творческой деятельности.

Форма организации занятия: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: ноутбук с колонками

Продолжительность занятия мин.

Ход занятия

I. Приветствие. Организационный момент
Цель: настроить воспитанников на продуктивную работу по теме, выяснить эмоциональное состояние воспитанников до начала занятия

1) Упражнение-игра «Здравствуйте».
Педагог здоровается с воспитанниками, проявляя какое-либо состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, доброжелательность…
Воспитанники приветствуют педагога согласно, тому настроению, с которым пришли на занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.
Вопрос педагога: Что такое эмоции?
Ожидаемые ответы воспитанников: проявление чувства, переживания.

II. Часть. Разминка
1) Артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовить речевой, дыхательный аппарат и другие выразительные инструменты тела воспитанников для дальнейшей работы
Статистические упражнения
Упражнение «Лопаточка». Высунуть широкий язык, расслабить и положить на него нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать язык в таком положении 10 сек., выполнять 6-8 раз
Упражнение «Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Динамические упражнения
Упражнение «Вкусное варенье».
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Выполнять упражнение 6-8 раз.
Упражнение «Качели».
Высунуть узкий язык. Потянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять упражнение 6-8 раз.

Упражнение для речевого аппарата «Звукоряд»
Описание упражнения:
Произнесите поочередно гласные звуки, стараясь максимально удлинить каждый звук на одном выдохе: и- э- а- о- у –ы –и. Старайтесь чтобы звуки произносились на одном дыхании, постепенно усложняя упражнение количеством произнесенных звуков на одном дыхании.
Дикционное упражнение, упражнение на силу голоса на основе скороговорки: «Бык тупогуб».
Описание упражнения:
Скороговорку следует сначала произносить медленно, артикулируя каждый звук, а потом постепенно переходить к скороговорке.
Бык тупогуб
Тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.

2) Разминка для всего тела (упражнения для снятия психических и физических зажимов):
Упражнение «Замороженный»
.
Описание упражнения:

Участники застыли в спонтанной позе якобы миллионы лет тому назад. Участники должны попробовать выбраться из замороженного состояния, используя свою энергию. Но для начала нужно представить себя вмерзшим в глыбу.

III. Теоретическая часть.

Цель: мотивирование воспитанников к изучению нового материала.
Итак, мы с вами готовы, чтобы воспринимать новую информацию.
Тема нашего занятия «Что такое театральный этюд и его разновидности». Это очень непростая, но удивительно интересная тема.
Что же такое театральный этюд?

Этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.
Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.
Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Мы не задумываемся над тем, как я, например, поднимаю упавший карандаш или кладу на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.
Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? В этюдах мы используем мимику, жесты, образную речь, пластику тела. Театральные этюды имеют свои правила и композицию.

Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом действия и условиями);
2. События;
3. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда);
4. Развязки (исход, разрешение ситуации).

Существует много видов этюдов:

  • этюды на артистическое воображение;
  • этюды на логичность и последовательность действий и чувств;
  • на взаимодействие со сценическими объектами;
  • этюды на определенное событие;
  • этюды на перевоплощение.

Педагог: Сегодня мы познакомимся с этюдами на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий,
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеется тоже.
Ожидаемые ответы воспитанников: зеркало.
И мы тоже назовем наш этюд «Зеркало»

IV. Практическая часть «Работа над этюдами»

  1. Этюд «Зеркало» (парный этюд)

Цель: развить навыки взаимодействия и взаимозависимости партнеров.
И так, наш этюд называется «Зеркало». Ребята, сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наносит косметику» и другое. Покажите, какое у «Человека» настроение, а «Зеркало» должно точно отразить все действия «Человека»: жесты, мимику.

Чтобы этюд получился содержательным «Человеку» необходима конкретная цель его действий, например,

  • человек приводит свой внешний вид в порядок перед посещением кинотеатра,
  • готовиться к деловой встрече.


Необходимые условия для исполнения: «Человек» живет в кругу своих вымышленных обстоятельств и верит в них. «Зеркало» не должно механически повторять все движения человека, надо попытаться угадать его цели (хотя бы приблизительно), надо жить его мыслями (предполагаемые вами).

  1. Этюд «Разные отношения»

Цель: развить навыки последовательности действий, взаимодействия партнеров исходя из предлагаемых обстоятельств.
Педагог:
Наш следующий этюд будет на определенное событие, и этот этюд мы будет работать в группе по 4 человека, которые по-разному будут относиться друг к другу, как и в жизни. Ребята, а почему мы в жизни относимся по-разному друг к другу?
Ожидаемые ответы.
Условие для этюда: необходимо продемонстрировать личное отношение к каждому по-разному учитывая предлагаемые обстоятельства. Представим себе, что вчера, один из вас забыл в этом классе очень важную вещь и непременно желает ее найти. Он должен подойти:

  • К человеку, который очень занят важным и неотложным делом;
  • К человеку, у которого случилось большое горе;
  • К недругу, с которым не общался долгое время


Вопросы для обсуждения:

  1. Что у вас получилось в работе над этюдами, а что нет?
  2. Вы угадали цель партнера? Если нет, почему и в чем причина?
  3. В чем в данном виде деятельности заключается взаимодействие друг с другом?


V. Заключительная часть.
Итак, мы познакомились на занятии с двумя новыми видами театральных этюдов. Какими?
Ожидаемые ответы
Вам понравилось разыгрывать этюды? Что оказалось самым трудным? Что не вызвало трудности?


Рефлексия.


Игра – упражнение на проявление эмоций «До свидания».
Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.
Воспитанники прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.