Диагностика удовлетворенности досуговой деятельности

Борисовец Людмила Валентиновна

Диагностика удовлетворенности потребителей образовательных услуг досуговой  деятельности  занимает особое место в работе педагога-организатора. Она необходима для выявления интересов участников мероприятия и для дальнейшей работы, связанной с корректировкой досуговых мероприятий и повышением профессионального уровня педагога-организатора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx150.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Вязьма Смоленской области

Диагностика удовлетворенности

досуговой  деятельности

Педагог-организатор

Борисовец Л.В.


Введение

Диагностика удовлетворенности потребителей образовательных услуг досуговой  деятельности  занимает особое место в работе педагога-организатора. Она необходима для выявления интересов участников мероприятия и для дальнейшей работы, связанной с корректировкой досуговых мероприятий и повышением профессионального уровня педагога-организатора.

Диагностика включает в себя три составляющие: познавательную, развивающую и рекреационную, ее можно проводить по каждому из этих направлений.

 Диагностика  направлена на определение:

• эмоционального состояния участников программы — было ли им интересно, что понравилось больше всего и т.д. Как правило, для этого используются графические методы (например, тест Пипа Уилсона «дерево с человечками», цветографика и т.д.), тесты, беседа или интервью;

 • информативной и познавательной составляющей для учащихся. В этом случае диагностика направлена на выявление остаточных знаний после проведения игровой досуговой программы;

 • профессионализма педагога-организатора (уровня владения такими профессиональными навыками, как технология проектирования игровой досуговой программы, проведение мероприятия на высоком уровне, умение быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, находить подход ко всем участникам мероприятия и т.д.).

Если в досуговой программеучаствуют,педагог дополнительного образования то основным видом мониторинга выступает наблюдение — классический вид диагностики, который используется как дополнительный метод. Для этого  разработанлист диагностики с вопросами для педагогов.

 В итоге мы получим взгляд со стороны: насколько участники были заинтересованы, какой игровой прием был наиболее ярким, соответствует ли игровая программа возрасту участников и так далее.Педагогу-организатору, который является ведущим или автором программы. В этом случае необходимо воспользоваться самодиагностикой.

Самодиагностика

Самодиагностика — это процедура изучения самого себя с использованием различных методик. Этими методиками могут быть:

• самонаблюдение;

 • рефлексия как склонность анализировать свое эмоциональное состояние, свои переживания;

• сбор мнений и отзывов;

• изучение продуктов деятельности.

Именно самодиагностика создает основу для выявления затруднений в работе, помогает найти наилучшие пути их преодоления. Кроме того, самодиагностика позволяет определить сильные стороны педагога-организатора и развить их в дальнейшем. По мнению Владимира Павловича Беспалько, педагога, академика, доктора педагогических наук, самодиагностика включает в себя 3 этапа

• самонаблюдение,

• самооценка,

• самокоррекция.

Тем не менее, важно учитывать, что для проведения самодиагностики необходимо обладать критическим мышлением, чтобы объективно оценить проведенное мероприятие. К одним из главных недостатков данного метода можно отнести высокий уровень субъективности. Говоря о профессиональной деятельности педагога-организатора, следует отметить, что самодиагностика должна осуществляться на протяжении всего периода работы, после каждого проведенного мероприятия, то есть носить системный характер, который направлен на осознание и коррекцию своего труда.

В качестве самодиагностики я использую  методику Эдварда де Боно«Шесть шляп мышления».

«Шесть шляп мышления».

Данная методика может использоваться не только как метод самодиагностики отдельного педагога-организатора, но и целого отдела (коллектива), организовавшего мероприятие. Позволяет структурировать дискуссию, проводимую по итогам мероприятия, используя при этом шесть цветных шляп. Такая форма позволяет преодолеть беспорядочность и стихийность мыслей, а значит, оптимизировать процесс обсуждения и прийти к максимально логичному умозаключению в процессе коллективной дискуссии.

Для проведения необходимо заранее распечатать изображения шести цветных шляп и делать на них записи по ходу обсуждения.

Синяя шляпа — философское мышление.

Используется для определения стратегии поведения, помогает сфокусироваться на задаче и сконцентрироваться на предмете обсуждения. Например: для начала необходимо обсудить ход мероприятия, степень участия каждого в подготовке к нему, оценить работу человека в команде и т.д.

Белая шляпа — аналитическое мышление.

Помогает определить известные факты, этап, на котором собираются детали. Например: сколько человек посетило мероприятие в этом году, сколько в прошлом, какие изменения в работе могут привнести положительную динамику в проведении мероприятий и т.д.

Красная шляпа — эмоциональное мышление.

 Участники мероприятия озвучивают свою эмоциональную оценку мероприятия. Так же тут возможно обсуждение эстетического оформления мероприятия.

Черная шляпа — критическое суждение.

Участниками выявляются проблемы и трудности, с которым они столкнулись во время подготовки к мероприятию и его проведения, учитывается работа всего коллектива в целом (световое сопровождение, звуковое сопровождение, участие других коллективов в мероприятии).

Желтая шляпа — оптимистическое мышление.

Противоположна черной шляпе. Она необходима, чтобы отметить положительные стороны, позитивные ожидания на будущее, поиск поддержки со стороны коллег.

Зеленая шляпа — творческое мышление.

Поиск необычных идей для преодоления трудностей, наметки идей для будущих мероприятий, способы улучшить проводимые мероприятия в следующий раз. По окончании обсуждения на каждой шляпе записан итог. Например, на черной шляпе будет записано, с какими проблемами пришлось столкнуться во время проведения мероприятия, на что стоит обратить свое внимание, чтобы избежать повторения ошибок.

Данная методика имеет ряд преимуществ:

• увлекает участников и делает умственную деятельность наглядной и интересной;

• придает значимость и уделяет внимание всем аспектам: фактам, эмоциям, критике, генерации свежих идей;

• привлекает к обсуждению всех участников, так как обсуждение строится по кругу. При использовании метода шести шляп необходим модератор, который руководит процессом и следит за тем, чтобы дискуссия не выходила за рамки метода.

Майндмэппинг.

Еще одним способом самодиагностики может выступать интеллекткарта или метод майнд-мэппинга (mind-mapping) предложенный британским психологом, лектором и консультантом по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзеном.

 Так же встречаются такие варианты перевода понятия «майндмэппинг», как «ментальные карты», «мыслительные карты», «карты ума». В данном случае запись информации происходит в виде схемы или изображения с многочисленными ответвлениями от центра. Метод позволяет эффективно структурировать и обрабатывать информацию, а также мыслить, используя творческий потенциал. Интеллект-карта применяется в обучении, запоминании, презентации, мозговом штурме, принятии решений. Мы используем эту технологию в качестве метода самодиагностики. Тони Бьюзен рекомендует составлять карту, следуя нижеприведенным принципам:

 • Всегда использовать центральный образ.

 • Как можно чаще использовать графические образы.

• Для центрального образа использовать три цвета и более.

• Чаще придавать изображению объем, а также использовать выпуклые буквы.

• Варьировать размеры букв, толщину линий и масштаб графики.

 • Расстояние между элементами интеллект-карты должно быть удобным для нанесения пометок.

• Использовать стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.  Карты могут быть созданы вручную, однако, в настоящее время существует много онлайн-платформ, с помощью которых можно генерировать интеллект-карты.

Ниже приведен пример составления интеллект-карты.

Игровая

программа

Когда карта закончена, мы получаем наглядную картинку, из которой понятны сильные и слабые стороны, причинно-следственные связи и возможные пути решения сложных ситуаций. Анализ игровой программы может проводиться не только по представленным критериям. Чем больше критериев, тем глубже анализ. С помощью ментальной карты может быть проведен анализ, для которого необходимо сравнить карты, созданные для одного и того же мероприятия, но проведенного несколько раз.

Стратегия «Идеал».

 Стратегия «Идеал» разработана Дж.Брэнсфордом, интерпретирована С.И. Заир-Беком.

Представляет из себя систему решения проблем, которые могут относиться к анализу педагогических, психологических, социальных и иных ситуаций, поэтому, на наш взгляд, это делает стратегию подходящей для самодиагностики деятельности педагога-организатора. Стратегия «раскладывается» на следующие этапы:

И

Идентифицируйте проблему

Определение проблемы в общем виде. Сформулируйте проблему в виде вопроса, начинающегося с вопроса «Как?» В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». То есть вопрос «Как привлечь детей?» не является корректным, так как не говорит о том, сколько детей необходимо привлечь, за какой срок, для чего.

Д

Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!

Проблема сформулирована, теперь необходимо записать все пришедшие в голову варианты ее решения.

Е

Есть ли какие-то сильные решения

Теперь необходимо отметить в списке те способы, которые могут быть осуществимы. Если вы не видите удачных вариантов, сделайте перерыв и вновь вернитесь к пункту «Д».

А

А теперь — сделаем выбор!

Выбор оптимальных вариантов. В каждом выбранном оптимальном варианте необходимо рассмотреть слабые и сильные стороны и принять окончательное решение.

Л

Логические выводы.

Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы, варианты осуществления на практике вашего идеального решения.

Массовые мероприятия.

 К специфике массовых мероприятий относят большое число зрителей и участников, что делает процесс диагностики более трудоемким, так как привлечь к беседе или опросу каждого участника мероприятия, или использовать вид графической диагностики не представляется возможным. Наиболее подходящий способ, сделать выборку — выбрать часть аудитории из общего числа участников. Необходимость использования выборки обусловлена обширным объектом исследования. Если речь идет о мероприятии, которое проводится с учащимися учреждения, можно через несколько дней после праздника посетить коллективы, в которых занимаются ребята, и обсудить с ними прошедшее мероприятие. В этом случае эмоции будут не столь яркими, тем не менее, этот вид диагностики возможен. Также можно провести диагностику непосредственно после мероприятия, но опрашивая небольшое количество участников. Если диагностика массового мероприятия проводится с помощью родителей, для которых разработаны анкеты, то необходимо раздать их родителям до начала мероприятия и собрать их сразу после.

 Для этого педагогу-организатору понадобится помощь  (педагогов или методисты). Для диагностики массовых мероприятий мы используем «Незаконченные предложения» Сакса – Леви и анкеты, разработанные непосредственно для мероприятия (далее можно ознакомиться с анкетой, которая используется в нашем учреждении).

Тест Сакса – Леви «Незаконченные предложения» Оценка массового мероприятия может быть организована через беседу со старшими зрителями и педагогами, присутствующими на мероприятии с использованием методики «Незаконченные предложения». (Джозеф Сакс и Сидней Леви).

 Выборочно раздать педагогам и зрителям лист с распечатанными предложениями:

Тест Сакса – Леви «Незаконченные предложения»

1. Если бы был ребенком, я бы....

2. Познакомившись с этим мероприятием, я выделил(ла) такие положительные моменты, как …

3. Актуальность этого мероприятия для меня заключается в ….

4. Для меня в этом мероприятии были заложены ценности...

5. Я бы посоветовал (ла) автору, ведущему и организатору добавить в это мероприятие...

Таким образом,  можно не только получить информацию о мероприятии, его доступности для понимания, но и совет. Тем не менее, необходимо учитывать, что методики, содержащие в себе открытые вопросы, максимально субъективны.

Диагностические материалы.

Анкета.

Уважаемые участники, просим вас ответить на наши вопросы. Ваше мнение очень важно для нас, так как помогает увидеть не только положительные стороны этого мероприятия, но и его недостатки, которые можно будет избежать в будущем. Пожалуйста, подчеркните выбранный вариант или впишите свой ответ в отведенное место.

 1.Как вы считаете, тема данного мероприятия была:

-  интересна

- не интересна

 2. Какую бы оценку вы дали данному мероприятию:

 1

 2

3

 4

 5

 6

 7

 8

 9

 10

 3. Какой из моментов данного мероприятия Вам был наиболее интересным:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 4. Что больше всего понравилось на мероприятии:

-  подготовка

- участие

-другое___________________________________________________________________

6. Вы  узнали  что-то новое:

-  да

- нет

7. В каких бы мероприятия вы хотели поучаствовать у нас в учреждении?________________________________________________________________________Благодарим за участие!

Игровые досуговые программы (далее ИДП) обладают большим воспитывающим и развивающим потенциалом, являются значимым компонентом современного образовательного пространства. ИДП в основном ставят задачи в следующих направлениях развития ребенка:

 • формирование нравственной позиции,

 • развитие интересов детей,

 • формирование мотивов к познавательной деятельности,

• развитие творческих способностей,

• формирование системы знаний, умений, навыков,

• развитие эмоционально-волевой сферы.

 ИДП интегрирует в себе развлекательную составляющую и педагогическое влияние. Таким образом, воспитательный процесс скрыт, завуалирован, поэтому ребенок чувствует себя свободным. Главным требованием к ИДП выступает ее эффективность. Для оценки таких программ были выделены следующие критерии:

• актуальность — значимость для современных детей;

 • гуманитарность — направленность программы на раскрытие и реализацию гуманистических идей;

 • полнота программы — наличие всех необходимых структурных элементов программы;

• целостность — единство и взаимосвязь всех структурных элементов;

 • новизна – наличие нестандартных идей;

• эстетичность — гармоничность использованных художественных средств;

• игровая эффективность — степень включенности детей в игровую деятельность;

 • педагогическая эффективность — степень достижения поставленных педагогических задач.

 • удовлетворенность участников.

Таким образом, диагностика эффективности ИДП является неотъемлемой частью работы педагога-организатора и может проводиться через участников, педагогов.

Диагностика через участников

 К особенностям игровой программы можно отнести примерно одинаковое число участников, а это значит, что проведение диагностики не займет много времени и задействует всех участников. Диагностика может быть направлена на участников, на педагога, чьи группы были участниками.

Диагностика эмоционального состояния участников после проведения мероприятия.

Для определения эмоционального состояния участников после игровой досуговой программы можно использовать тест Мюнстерберга.

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания.

Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (HugoMunsterberg, 1863–1916). Несмотря на то, что эта методика была разработана для профотбора на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости, мы считаем полезным использовать ее для диагностики эмоционального состояния участников.

Инструкция.

Среди текста, состоящего из случайного набора букв, имеется несколько слов.

Задача – как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.

Время выполнения задания — 2 минуты.

В текст, состоящий из случайного набора букв, включены названия различных эмоциональных состояний, как позитивных, так и негативных.

 Всего 25 слов.

Ребятам предлагается не только найти слова, но и выписать те, которые соответствуют их настроению после посещения досугового мероприятия.

Хорошим считается результат 20 и более слов.

 Пример:

бинтересвтргщоцрадостьзгучскукахэьгчягрустьуекжеланиеуйтитрочягшгцквесельегурстабюеазартентсджэбьамбезразличиетрсицыфцуйгзхблагодарностьсолджщзхюэлгщьбабодростьшогхеюжпждргщхэнздвдохновениейцукенгшщзхъвафыапролдбвосторгавфырплослдвозмущениеячсмитьбюжюезлостьвуфцпэждлорпкнародшлджьхэшщдрайвкуыфйшзамешательствоэждорлафывюефбьподавленностьйфячыцувскапрэнтузиазмзхжэьеюдшщглоджэпрспокойствиедтлжэзбьтрдщшжнпркывусталостьшлдкцуйфувлеченностьйфоячвтлджэхьфтасенсобранностьгщдщнруцтргшщтлрудивлениезщдэркэнтаопрукгвсмтрудовольствиебплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

В тексте зашифрованы следующие слова

Позитивные эмоции

Негативные эмоции

Интерес

 Радость

 веселье

азарт

 благодарность

 бодрость

 вдохновение

 восторг

драйв

 энтузиазм

 увлеченность

собранность

 удивление

удовольствие

Грусть

 желание уйти

 безразличие

 возмущение

 злость

 замешательство

 подавленность

 спокойствие

 усталость

Общее эмоциональное состояние участников программы определяется соотношением выбранных положительных и негативных эмоций. Выбор такой позиции, как «усталость», на наш взгляд, не снижает положительной оценки, так как программы проводятся во второй половине дня, после уроков в школе.

Для диагностики удовлетворенности потребителей образовательных услуг а именно детей и их родителей я использую  тест Пипа Уилсона «Дерево с человечками»

Автор этого теста — известный британский психолог Пип Уилсон (PipWilson). Он был создан для школьников с целью проверить, как они освоились в школе за первые три года. Однако позже выяснилось, что он актуален и для взрослых. Тест помогает человеку определить его настоящее и желаемое эмоциональное состояние и даже в какой-то степени осознать свое положение в обществе.

hello_html_5b44c5a2.jpg

Инструкция дается в следующей форме:

«Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе. Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков.

В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.



Расшифровка результатов теста:

Если вы выбрали позицию № 1, 3, 6 или 7, то это характеризует вас как целеустремленного человека, который не боится никаких препятствий и преград.

Если ваш выбор пал на один из следующих номеров: 2, 11, 12, 18 или 19, то вы общительный человек, который всегда окажет любую поддержку друзьям.

Выбор человечка под номером 4 определяет вас как человека с устойчивой жизненной позицией и желающего добиться всевозможных успехов без преодоления трудностей.

Номер 5 — вы часто бываете утомлены, слабы, у вас небольшой запас жизненных сил.

Выбор пал на человечка под номером 9 — вы веселый человек, любящий развлечения.

Номер 13 или 21 — вы замкнуты, часто подвержены внутренним тревогам и избегаете частого общения с людьми.

Номер 8 — вы любите уходить в себя, размышлять о чем-то своем и погружаться в собственный мир.

Если вы выбрали номера 10 или 15 — у вас нормальная адаптация к жизни, вы находитесь в комфортном состоянии.

Номер 14 — вы падаете в эмоциональную пропасть, скорее всего, подвержены внутреннему кризису.

Позицию номер 20 обычно выбирают люди с завышенной самооценкой. Вы прирожденный лидер и хотите, чтобы люди прислушивались именно к вам и ни к кому другому.

Выбор пал на человечка № 16? Вы ощущаете себя уставшим от необходимости поддерживать кого-то, но, возможно, вы увидели на этой картинке, что номер 17 вас обнимает — в таком случае вы склонны расценивать себя как человека, окруженного вниманием.

Также, можно провести диагностику «Две ладошки». На основе рефлексивного метода Л.С. Кожуховской и И.В. Позняк.

http://zabavnik.club/wp-content/uploads/hand_cartoon_4_05064314.jpg

Участникам игровой досуговой программы предлагается отметить разные моменты мероприятия:

на одной ладошке – положительные,

 на другой – отрицательные.

 Диагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе, в этом случае, одна группа пишет положительные моменты, другая — отрицательные. Данный вид диагностики позволяет выявить общие тенденции и характерные особенности игровой программы, понять, на что следует обратить внимание.

Для определения эмоционального состояния участников после мероприятия можно использовать следующее «Объявление». Оно должно выглядеть, как обычное настенное объявление с надрезанными краями.

Дорогие ребята!

Вы посетили игровую программу «_____________________».

Организаторам важно знать ваше мнение о данной программе. Мы просим вас выбрать и оторвать одну из предложенных полосок с обозначением эмоции, которая соответствует на данный момент вашему настроению, либо выбрать пустую графу и вписать свой вариант.

Таким образом среди участников программы проводится своеобразное голосование. Чем больше выбрано положительных эмоций, тем больше наша уверенность в том, что программа ребятам понравилась.

 • Выбор таких позиций, как «заинтересованность», «азарт», «веселье», «удовольствие», «уверенность в себе» и «оптимизм» говорит о том, что на игровой программе удалось создать благоприятную атмосферу как для эмоциональной разрядки, так и для познавательной деятельности.

• Выбор таких позиций, как «безразличие», «раздражение», «сопротивление» говорит о том, что участники зажаты, атмосфера не располагает к отдыху и веселью, подача материала не интересна или, возможно, не соответствует интересам участников программы.

Диагностика через педагога.

Анкета

Дата проведения мероприятия

Дорогие друзья! Сегодня вы с детьми стали участниками программы «__________________________________________»

Организаторам важно знать ваше мнение о качестве и педагогической значимости данной программы. Просим вас искренне ответить на несколько вопросов.

  1. Насколько актуальна тема мероприятия? Учитывались ли потребности, проблемы, интересы сегодняшних детей (отметьте соответствующую цифру)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Определите степень вовлечённости, заинтересованности ребёнка

 на 50% на 70% на 100%

3. Какие чувства, состояния, эмоции испытывали дети в процессе игровой программы? _______________________________________________________________________________

4. Участие детей в программе позволило вам:

 • увидеть активность детей,

• наблюдать игровое (командное) взаимодействие,

 • раскрыть новые качества детей,

 • пересмотреть своё отношение к содержательному досугу,

• понять увиденные игровые формы, приёмы для дальнейшего использования в своей педагогической деятельности

• ваш вариант_______________________________________________________

5.Ваши пожелания организаторам и авторам программы_________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Благодарим за участие!

ИТОГ

Диагностика досуговых мероприятий — очень важный и трудоемкий процесс, требующий больших усилий от организаторов. Тем не менее нельзя ставить под сомнение необходимость этой работы, так как именно сбор и анализ полученных данных может поднять досуговые мероприятия на новый уровень, приблизить их к интересам и потребностям участников, позволит проводить мероприятия в соответствии с новыми тенденциями, а значит, и сделать досуг школьников более содержательным и интересным. На основе предложенных методик вы можете создать подходящие к вашим мероприятиям, изменив и дополнив их. Получив результат диагностики, необходимо провести аналитическую работу, скорректировать и адаптировать сценарий игровой программы. Мы надеемся, что представленные методики будут полезны и интересны!


Список источников:

1.Карелова И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебнометодическое пособие. - Спб.: ГОУ ЦО «Спб ГДТЮ», 2011. - 77 с.

2. http://fit4brain.com

3. https://www.edwddebono.com/ideas

4. https://www.edwddebono.com/ideas

5. Ариарский М.А. Методика «погружения» в специальность: науч.-метод. Пособие в помощь, осваивающим специальность «социально-культурная деятельность»/ М.А. Ариарский, И.А. Ивлиева, Л.В. Полагутина. - Спб.: СпбГУКИ, 2007 . - 337 с.

6.http://www.mind-map.ru/intellekt-karty/kak-risovat/ot-toni-byuzena/

7. https://ru.wikipedia.org 8. http://testoteka.narod.ru/pozn/1/26.htm