Методическая разработка «Речевой тренинг, как основной метод развития речевого аппарата, голосовых навыков у обучающихся на отделении театрального искусства в ДШИ»
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по проведению голосо-речевого тренинга для обучающихся отделения искусство театра в школе искусств. Рассмотренные фрагменты тренинга содержат некоторые упражнения с необходимыми комментариями.
Методическая разработка может быть использованная преподавателями ДШИ, руководителями театральных коллективов, а также другими педагогами занимающимися речевой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka_rechevoy_trening.docx | 55.58 КБ |
Мультимедийная презентация к методической разработке | 2.36 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Поронайска»
«Речевой тренинг, как основной метод развития речевого аппарата, голосовых навыков у обучающихся на отделении театрального искусства в ДШИ»
Методическая разработка
Разработала преподаватель
театральных дисциплин
Е.Г.Владыкина
г.Поронайск
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………….3
Основная часть ………………………………………………………………..6
#1054;боснование необходимости голосо-речевого тренинга…………………6
#1052;етодика проведения уроков сценической речи………………………….9
#1054;сновные этапы голосо-речевого тренинга………………………………10
#1062;икл упражнений с предметами / гимнастической палкой/ в голосо- речевом тренинге……………………………………………………. …........12
#1055;рименение « вибрационного дыхания» в голосо-речевом тренинге……………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы……………………………………………21
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка раскрывает опыт работы педагога по проведению голосо-речевого тренинга для обучающихся отделения искусство театра в школе искусств. Рассмотренные фрагменты тренинга содержат некоторые упражнения с необходимыми комментариями.
Методическая разработка может быть использованная преподавателями ДШИ, руководителями театральных коллективов, а также другими педагогами занимающимися речевой деятельностью.
ВВЕДЕНИЕ
Театральная деятельность – излюбленный вид занятий, как для малышей, так и для школьников и студентов. В театральных занятиях ребенок любого возраста может наиболее полно выразить себя, свои чувства, переживания. Он учится выражать их мимикой, жестами, движением, и конечно – и это самое главное – речью. В то же время он учится понимать чувства других, отраженные в драматургических, прозаических и поэтических произведениях. Мир человеческих чувств – главный предмет театрального искусства, поэтому оно становится прекрасным и незаменимым средством развития и собственного эмоционального мира ребенка, и его способности к сопереживанию другим.
Предмет «Художественное слово» тесно связан с другими учебными предметами программы «Искусство театра». При выполнении комплексов по технике речи, в разделе «Сценическая речь» в работу включаются элементы сценического движения, мастерства актёра. При разборе произведений также применяется метод действенного анализа, являющийся профессиональным инструментом при разборе пьесы и роли.
Анализируя сценическую природу театра, необходимо обратить особое внимание на взаимодействие всех средств театральной выразительности. Сценическая речь теснейшим образом связана с пластикой, движением, ритмикой, и, в первую очередь, с мастерством актера.*Поговорим сначала о связи голоса и пластики. Пластика - сложнейшая синтетическая дисциплина. Пластика, как средство театральной выразительности, занимала очень важное место в истории театра. Без пластики – тела актера – нет театра. Начиная с древнегреческого театра и заканчивая современным театром, актер не мог обойтись без пластики, используя её, как материал для создания целостного образа. Занятия пластикой направлены, прежде всего, на достижение гармоничного взаимодействия тела, разума и эмоций каждого отдельного человека и гармоничного взаимодействия его с миром. Того же добиваемсяи мы в сценической речи. Пластического решения требует визуальный образ. Гармоничный выразительный голос человека - это звуковой образ, который воздействует не меньше, а зачастую и больше, чем образ визуальный. Следовательно, мы используем элементы пластики для точного выявления звукового образа. Особое внимание мы обращаем на совмещение речевого выявления с пластикой кистей рук. / более подробно о руках/
Основной задачей предмета «Сценическое движение» является достижение абсолютной мышечной свободы, легкости и уверенности в работе с собственным телом. Поскольку человек, как правило, совмещает движение со звучанием, то и обучение голосоведению необходимо соединить с движением, которое будет помогать рождению звука.Совершенно очевидна связь предмета «Сценическая речь» с дисциплинами «Ритмика» и «Танец», которые учат мгновенному включению, концентрации внимания, вырабатывают навыки коллективного существования.
И наконец, «Сценическая речь» и «Мастерство актера». Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи - психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники – действию. / Ласкавая
Уметь просто и красиво говорить -искусство, у которого есть свои законы: четкая, ясная дикция, орфоэпические нормы языка, среднее межреберное диафрагматическое дыхание, свободный, полетный, объемный голос; мысль, ум, воля, эмоции. Но все это не получается сразу, как по мановению волшебной палочки. Сначала надо изучить свои возможности; понять, что ничего не приходит само собой, все достигается только трудом.Как правило, работа над техникой –процесс трудоемкий, длительный. Здесь нужны воля, сознательное отношение к занятиям. Трудиться приходится много, и как замечено многие ребята, не очень любят голосо-речевой тренинг. Для них это и сложно и не очень понятно и не всегда интересно. Проводя занятия собучающимися, очень часто можно наблюдать не желание выполнятьголосо-речевой тренинг в полном объеме, невнимательность, малую заинтересованность. Объяснение о том, что это нужно, полезно, и так далее мотивации не прибавляет. В этом то и сложность. Если студент, обучающийся в театральном ВУЗе, замотивирован и осознает важность этого тренинга, то обучающий в ДШИ ребенок не совсем к этому готов. Возникает необходимость поиска и создания упражнений, помогающих ребятам с интересом и азартом выполнять тренинг. Основным руководством к действию становятся игровые технологии. Игра становится одним из самых действенных способов воспитания и технических навыков, и речевой воли, внутренней и внешней эмоциональной подвижности обучающегося. А введенные в упражненияпредметы /палки, мячи, скакалки/, становятся на уроках по речи частью творческого актерского поступка. Творческой работы ребенка.
Актуальность методической разработки обусловлена: новизной материала для обучающихся, который побуждает к активному использованию упражнений с применением предметов. Предметы выступают не как помощники в воспитании голоса и речи, но как равноправный элемент воздействия на партнера и на публику. С помощью этих предметов воспитывается ритмичность речи, настраивается пространственное звучание речевого голоса. Работа с палкой концентрирует внимание, собранность направленного выдоха. Координирует выдох, голос, слово с движением, развивает фантазию и воображение.
Цель разработки: описание опыта проведения занятий, с использованием предметов/палки, скакалки, мячи/ и «вибрационного» дыхания, как средств увеличения продуктивности голос-речевого тренинга.
Задачи:
- Раскрепостить физический аппарат.
- Снятьэмоциональные и психологические зажимы.
- Ознакомить учащихся с методами дыхательной гимнастики с применением предметов.
- Дать практические речевые навыки, понятие «вибрационного» дыхания.
- Добиться правильного, четкого и в то же время раскованного выполнения заданий преподавателя.
- «Заразить» обучающихся удовольствием от процесса.
В тренинге применяются социо-игровые технологии /работа группами, двигательная активность, вариативность, здоровьесберегающие / упражнения на дыхание/, игровые технологии, системный подход в обучении.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
#1054;боснование необходимости голосо-речевого тренинга.
Упражнения играют важную роль в подготовке актера как профессионального, так и самодеятельного театра. Для многих любителей тренинг стал дорогой в профессиональное творчество. Однако существуют противники тренинга, полагающиеся на природную интуицию, считающие, что люди на сцене играют, поют и танцуют для удовольствия, не занимаясь ни физическим, ни вокальным тренингом. При этом их мышцы и голосовые связки непогрешимо делают то, что надо. И в самом деле — действительно ли нужны упражнения? Не достаточно ли целиком довериться природе и действовать, полагаясь на природную интуицию? Отвечая на вопросы, связанные с естественной человеческой природой, в первую очередь следует сказать о ее блокировке современным технократическим обществом. Интуитивная природа человека также подавлена или заблокирована. Всё это естественным образом отражается на таком тонком и чувствительном инструменте человеческого организма, как голос. Даже в процессе совершенно необходимого для человека общения мы сталкиваемся с препятствиями, которые не дают голосу прозвучать естественно и органично. Большинство людей потеряли способность, а возможно, и желание вести себя непосредственно. Исключение составляют моменты, «выходящие из под контроля», такие, например, как сильная боль, страх, экстаз. Но и в этих случаях зачастую голосовые эмоции искажаются и не могут прорваться сквозь ограничения, установленные общественными нормами поведения. Таким образом, поведение современного человека - результат действия короткой цепи вторичных импульсов, которые, в основном, служат для защиты индивида, дают ему время подумать, блокируя спонтанность. И, наконец, когда вторичные импульсы развиваются, трансформируются натолько, что в состоянии вытеснить влияние первого рефлекторного импульса, - формируется привычка. Первичная, рефлекторная реакция, как уникальный ответ единственной в своем роде личности, вытесняется по мере нашего взросления. Поведение зрелого человека предусматривает баланс между контролируемым и инстинктивным действием. Однако многое в человеческом сознании и поступках контролируется укоренившимися с детства привычками, выработанными в результате влияния родителей, учителей, друзей из компании, звезд экрана и др. И если мы попытаемся выяснить истоки смеха, горя, гнева или радости (что необходимо в процессе сценической деятельности), то они окажутся либо уже оцивилизованными, либо животными - т. е. сформировавшимися вне зависимости от нас, под воздействием окружающих. Это означает, что непосредственная реакция возможна и что она —редка. Нервно-мускульное программирование развивается в соответствии с привычками и реакцией мышц, способных в состоянии зажима препятствовать непосредственной связи между эмоцией и дыханием. Голос не может работать адекватно его реальным возможностям, если энергетический базис голоса не поддерживается дыханием. До тех пор, пока мы эмоционально защищены, наше дыхание не может быть свободным. До тех пор, пока дыхание несвободно, голос будет зависеть от напряжения (в горле и мышцах рта), компенсирующего эту слабость дыхания. Возможны следующие явления в том случае, когда напряженные мышцы подключаются для выражения сильных чувств. Напрягаясь и сжимаясь, мышцы воздействуют на голосовые складки с такой силой, что те трутся друг о друга, теряя свою эластичность, способность к регулярной вибрации. Следствие этого - скрипучий, охрипший звук и потеря голоса. Если горло напряжено, звуковой канал сужается. Это приводит к слабому, завышенному или скрипучему звучанию. В случае необходимости демонстрации «мужественного голоса», при зажатой глотке звук будет резонировать только в нижних объемах груди, потеряет полетность и не обогатится оттенками верхних резонаторов. Если мягкое небо опущено, корень языка приподнят, а мышцы напрягаются для поддержки голоса, то, скорее всего, звучание будет носовым. Носовой резонатор - самый сильный, доминирующий и лишающий голос выразительности. Если человек будет говорить через нос, мы его, безусловно, услышим, но не поймем, того, что он хотел выразить. В этом случае невозможны эмоциональные нюансы, содержание мысли искажается. Чем в большей степени органы дыхания и резонаторы подвержены зажимам, тем скорее их звукообразующая роль переходит к языку и губам. В результате этого замещения способность губ и языка к артикуляции снижается под давлением чужих «обязанностей». Вот наиболее очевидные расстройства артикуляционнорезонаторной системы, происходящие, когда голос не свободен. Все эти отклонения не исчезают сами собой, для их устранения необходим тренинг. Неправильное использование голоса приводит к невозможности выразить чувство, ограничивает активность, притупляет выразительность. Эти блокады со временем умножаются, они являются результатом приобретенных привычек, доходящих до автоматизма, не замечаемые и неизвестные, они становятся преградой между актерским голосом, - тем, какой он есть в действительности, — и другим, каким он мог бы быть в идеале. Здесь особенно опасна непрофессиональная работа с голосом в детском и подростковом возрасте, когда формируется голосовой аппарат. Чаще всего это приводит к блокаде гортани. Такие блокады не исчезают сами собой и снимаются с большим трудом. Необходимо отметить, что так называемая «голая» техника (как раз и приводящая к блокаде голоса) есть просто миф, так как в реальности правильного голоса не существует. Надо дать возможность голосу освободиться. Так как его выразительность зависит от эмоций, то бесцветные и однообразные технические упражнения не могут быть успешными. Основное положение голосового тренинга заключается в том, что речь является частью целого — выражением внутренней жизни актера, образа. Речь в данном случае должна идти не о постановке, а о воспитании голоса, которое осуществляется не благодаря самонаблюдению или жесткой воле, а является результатом определенного отношения к жизни. Таким образом, исполнитель, занимающийся сценическим творчеством, нуждается как в определенном тренинге, так и в ясном понимании того, что следует освободить свои скрытые возможности. Итак, перечислим отрицательные факторы, влияющие на голос. Их устранение и будет той задачей, которую призван решить тренинг в процессе обучения сценическому искусству.
1. ДЫХАНИЕ. • Душевное волнение вызывает импульс, передаваемый системе дыхания, ответная реакция дыхательных мышц направлена на сдерживание этого импульса, что, в свою очередь, препятствует свободному течению дыхания. • Неправильная осанка (впалая грудь, затрудняющая работу межреберных мышц при дыхании или согнутая спина, которая мешает свободной работе диафрагмы). • Контроль дыхания со стороны большой мускулатуры, который сводит на нет связь между эмоцией и дыханием.
2. ГОЛОСОВЫЕ СКЛАДКИ И ГОРТАНЬ. Если дыхание не свободно, ответственность при извлечении звука во многом ложится на тонкие мышцы гортани. Эти мышцы, непредназначенные для подобного процесса, напрягаются и расстраивают свободную игру голосовых складок.
3. ВИБРАЦИОННАЯ (резонаторная) СИСТЕМА. Напряжение в гортани блокирует прохождение звука между резонатором горла и грудным резонатором, препятствуя его звучанию. • Напряжение корня языка, мягкого неба, лица и шеи мешает свободному использованию носового и головного резонаторов, ограничивая звучание в среднем и верхнем регистрах.
4. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СИСТЕМА. • Когда дыхание не свободно и не может подкрепить звучание, язык стремится компенсировать эту недостаточность, поэтому его артикуляционные способности ухудшаются. • Распространенные психологические зажимы также зачастую мешают четкой артикуляции губ. Работая над голосом, необходимо помнить два основных правила: • неясное мышление - существенное препятствие на пути к чистоте артикуляции; • подавление эмоций –существенное препятствие на пути к свободе голоса.
2. Методика проведения уроков сценической речи.
Три главные театральные дисциплины (актёрское мастерство, сценическая речь и сценическое движение) имеют одну общую цель: научить будущего актёра действовать в образе на сцене. Но у каждой из этих дисциплин есть своё особой назначение, свой подход к решению этой задачи. Актёрское мастерство воспитывает в первую очередь внутреннюю (психическую) технику ученика. Сценическая речь и сценическое движение воспитывают в ученике, прежде всего внешнюю технику, позволяющую ему сделать видимым и слышимыми внутренние душевные движения сценического образа.
Таким образом, дисциплина «Сценическая речь» предназначена для воспитания у ученика навыков словесного действия. Но овладеть словесным действием ученик - актёр способен только тогда, когда сумеет овладеть своим речевым аппаратом, т.е. когда речь его:
- слышна и благозвучна
- внятна,
- понятна по мысли каждому из зрителей, сидящих в зале
Поэтому сценическая речь, прежде всего, учит правильному звучанию (фонационный тренинг), грамотному и внятному произношению (дикционный тренинг), грамотному построению фразы, умению не терять речевых характеристик (громкости звучания и разборчивости речи) во время различных физических действий (рече-двигательная координация).
И только тогда, когда ученик освоил в достаточной степени эту, техническую, сторону владения речью, можно приступать к освоению элементов словесного действия:
- передаче при помощи речи внутренних видений (хорошим учебным материалом для этой цели может служить описательная проза);
- передаче мысли (на материале публицистической прозы);
- овладению подтекстом (на материале авторской сказки);
- овладению образностью слова (на материале тех же сказок, а так же стихов).
И тогда, когда ученик в должной степени овладел всеми элементами словесного действия по отдельности, необходима работа, в которой должны быть использованы все элементы словесного действия одновременно. Как правило, учебным материалом для этого можно использовать событийный отрывок из прозаического произведения, или небольшой по объёму рассказ, или достаточно крупный монолог из драматургического произведения.
При этом, в отличие от уроков актёрского мастерства, преимущественно проходящих в форме групповых и малогрупповых занятий, преимущественной формой уроков сценической речи являются индивидуальные занятия. А самостоятельную работу по сценической речи гораздо эффективнее проводить не поодиночке, а в паре с кем-нибудь из соучеников.
Работа над голосом и дикцией, с которой начинается курс сценической речи, не прекращается в течение всего периода обучения, и проводится в форме тренинговыхупражнений, как на групповых занятиях, так и индивидуально. Подбор упражнений для тренинга должен исходить из принципов:
а) комплексности педагогических задач в каждом упражнении,
б) контрастности упражнений,
в) последовательности и постепенности в переходе от наиболее лёгких к более трудным упражнениям.
#1054;сновные этапы голосо-речевого тренинга.
Снятие мышечных зажимов.
Приступая к занятиям по технике речи, нужно понимать роль тела человека в речеголосовом процессе. Человек является гармонично созданным инструментом, который приобретает звучание только при сонастройке всех частей. Естественный, красивый, богатый человеческий голос невозможен в теле, части которого не скоординированы друг с другом, в теле, которое не знает свободы. Словом, гармоничное тело - это тело свободное от мышечных зажимов.
Дыхание.
Дыхание – основа основ речевого звучания. Без правильного дыхания выразительная речь невозможна, так же, как невозможна жизнь без воздуха. Таким образом, формулируется первоочередная задача голосового тренинга, которая состоит в том, чтобы вернуть естественное дыхание, а, следовательно, и естественное звучание голосу. Эта задача согласуется со здоровьесберегающими технологиями.
.Голос.
Голос - это звук, и тембр, и глубина, и «верх», и «низ», и чувство, и мысль. «Речевой голос» - это строительный материал, из которого строится сценическое действие. Формирование звука - речи персонажа - есть задача работы над ролью, сторона образования сценического человека - творческая задача в работе над образом», - писал известный актер и театральный педагог Л.Ф. Макарьев.
Основная цель, которая преследуется при обучении технике речи - это обнаружить, развить и усовершенствовать природные голосовые данные обучающихся. Разбудить их индивидуальные голоса и научить легко и свободно пользоваться этими голосами.
Артикуляция и дикция.
Следующий, принципиально важный раздел - дикция. Для того чтобы речь стала внятной и понятной, необходимо сделать каждый звук точным и «ласкающим слух». Важно помнить, что каждый звук, кроме эстетической нагрузки, отвечает за передачу содержания слова: его значения и смысла, эмоциональной наполненности. А так как действенное слово цель работы, то и дикционной проработкой (приобретением навыков произнесения звуков без искажений) заниматься нужно тщательно и упорно.
Хорошая дикция зависит от правильной артикуляции. Артикуляция - это движение всех органов, участвующих в процессе произнесения звука. К этим органам относятся: гортань, голосовые складки, челюсти, язык и губы; альвеолы, твердое и мягкое небо.
#1062;икл упражнений с предметами / гимнастической палкой/ в голосо- речевом тренинге.
Процесс воспитания речи заключает в себе разного рода подходы к освоению техники звучащего слова. Это и культура речи, и дыхание, и голосоведение, и художественное, живое слово. Все эти понятия преследуют одну цель: овладение живой, образной, выразительной, эмоциональной, доходчивой речью.
Внимание к содержательности сценической речи, передаче оттенков мыслей и чувств, к яркой эмоциональности составляет предмет особой заботы актеров, режиссеров, педагогов, т.к. со сцены должна звучать русская речь во всей чистоте, выразительности, глубине, силе.
На первом этапе работы над речью, нужно научиться снимать зажимы и напряжение. Далее освоить принципы дыхания, так как невозможно работать над дикцией, артикуляцией, орфоэпией и голосом без дыхания. Целесообразно начать работу с тренировки мышц вдоха и выдоха.
К сожалению, у ребят, обучающихся в ДШИ, в большинстве своем, наблюдается отсутствие физической подготовки, а это значит, что диафрагма, ягодичные, межреберные мышцы и брюшной пресс работают плохо, но зато очень развито ключичное дыхание даже у мальчиков. На самом начальном этапе, хорошо заняться организацией и укреплением дыхательной мускулатуры. Для этого используется силовой тренинг на полу, в котором задействованы все нужные дыхательные мышцы. В это время ведется такая же работа на уроках сценического движения и танца. Когда подготовительный период освоен, и дыхательные мышцы начали работать можно приступать к упражнениям, вырабатывающим фонационное дыхание. Этих тренингов огромное количество. Разных -прямых и косвенных, с преобладанием физкультуры или игры, с предметами и без них. Мне показалась интересными в работе над координацией дыхания, голоса и движения упражнения с предметами/палками, мячами, скакалками/. О работе с гимнастической палкой я хочу написать.
Палки могут быть разные: длиной 50 см, гимнастические палки длиной в 1 м; длиной до плеча каждому студенту; диаметр у всех палок -приблизительно 3 см. Они должны быть сделаны из древесины тяжелых пород, чтобы палка ощущалась в руках и не вылетала бы из них, как перышко.Несмотря на всю простоту гимнастической палки, некоторые мышцы и связки лучше всего поддаются проработке только с помощью этого спортивного снаряда. Используя палку в упражнениях, мы можем создать дополнительную нагрузку, ориентир для правильной техники выполнения движений. Кроме этого, именно гимнастическая палка один из не многих спортивных снарядов, который можно использовать при проблемах с позвоночником, плоскостопием и косолапием. Этот спортивный предмет проверен временем. И за это долгое время специалисты успели разработать особые комплексы упражнений. Гимнастическая палка - прекрасный контроль симметричности выполнения упражнений, что также важно для выравнивания осанки, работы над мышечным дисбалансом. Многие упражнения с гимнастической палкой способствуют формированию и исправлению осанки. А регулярные занятия с этим простым снарядом вообще предупреждают появление каких-либо дефектов позвоночника. Положение палки на плечах за головой позволяет успешно корректировать осанку, заставляет держать спину прямо, развивает подвижность в плечевых суставах, четко фиксирует туловище в той или иной плоскости. Гимнастическая палка, кроме своих специальных возможностей, позволяет развивать двигательные качества, ловкость, координацию и выносливость. Например, этому способствуют такие упражнения, как удержание палки на ладони, вращение ее одной рукой, с передачей из руки в руку и др. При занятиях с палкой используются иногда и упражнения из восточных оздоровительных систем.
Опыт восточных практик применяют и речевики и используют некоторые элементы в речевых тренингах. Восточная школа основана на принципе медитаций - духовного сосредоточения и непосредственно связана с умением управлять энергетическими потоками. Она рассчитана на очень протяженный во времени процесс. Актеры, как правило, являются представителями династий, и поэтому голосоведению там обучают с самого раннего детства.
Работа с палками очень разнообразна и вмещает в себя все разделы техники сценической речи. В данной работе предлагаются несколько самых простых упражнений с гимнастическими палками. Все эти упражнения первого, начального периода призваны скоординировать физически -пластическую работу с дыханием. Этот этап еще нужен для того, чтобы человек привык к палке, перестал ее боятся и начал бы руководить всеми манипуляциями с палкой. Отношение к палке должно быть, как у начальника с подчиненными, т.е. «Я»-начальник, «она» -подчиненный. Следовательно, внутренний посыл - «утверждение своей правоты», «приказ выполнить то или иное задание». Работа с палкой требует свободы в пространстве.
Упражнения с палкой требуют большой концентрации внимания, собранного, направленного выдоха, координации выдоха, голоса, слова с движениями, развивают воображение и фантазию.
Упражнение 1
Исходное положение: стоя; ноги на ширине стопы одна от другой; опущенные вниз руки держат палку перед собой; ладони на ней.
Исполнение: при наклоне головы -выдох -сброс; на счет раз- руки с палкой поднимаются над головой -вдох через нос; на счет -два, три, четыре -руки с палкой опускаются за спиной, по лопаткам, вниз -выдох, фиксированный; раз -руки вверх, над головой -вдох; два, три, четыре -руки с палкой опускаются вниз перед собой - фиксированный выдох. Повторяется 6-8 раз.
Упражнение 2
Исходное положение: то же, что и в первом упражнении.
Исполнение: наклон головы -выдох -сброс; раз -руки с палкой вверх -вдох; два, три, четыре -левая рука на уровне груди, уходит направо, а правая рука остается вверху и вместе с корпусом, который наклоняется вперед, идет вперед -выдох; раз -обе руки с палкой поднимаются вверх -вдох; два, три, четыре -правая рука с палкой к левой стороне корпуса, левая рука вместе с корпусом - вперед -выдох. Все с самого начала. Повторяется 6-8 раз.
Упражнение 3
Исходное положение то же, что и в предыдущих двух.
Исполнение: наклон головы - сброс; раз - руки с палкой идут вверх - вдох; два, три, четыре - левая рука идет направо в области груди, правая рука остается наверху и вместе с корпусом наклоняется налево - выдох; раз - руки с палкой идут вверх - вдох; два, три, четыре - правая рука идет, в области груди, налево, левая рука вместе с корпусом наклоняется направо - выдох; руки с палкой идут вверх — вдох; все с самого начала повторяется 6-8 раз.
Упражнение 4
Исходное положение то же, что и в предыдущих упражнениях.
Исполнение: наклон головы -сброс; раз -руки с палкой вверх и за спину на уровень лопаток- вдох; четыре поворота -скручивания- выдох; раз -руки вверх и опять на лопатки -вдох; четыре поворота - скручивания -выдох. Все повторяется 6-8 раз.
Упражнение 5
Исходное положение то же, что и раньше, но палка, взятая за середину, в одной руке (у правшей в правой, у левшей в левой).
Исполнение: наклон головы -сброс; раз -рука вместе с палкой поднимается на уровень груди -вдох; отпустить палку (она полетит вниз), одновременно с этим присесть -упасть на свои пятки, отпружинить от них, оказавшись в полуприсяде, схватить рукой, нахлестом сверху, палку, почти около пола -медленно подняться, сделав выдох. Повторяется 6-8 раз.
Упражнение 6
Баланс палки на пальцах (на одном или двух). Правши начинают с правой руки, левши +с левой. Кисть с палкой на пальцах находится на уровне диафрагмы, на расстоянии от глаз приблизительно 30-ти см. Глаза смотрят на верхний кончик палки, при этом подбородок подниматься не должен. Держать палку сначала фиксированным выдохом, затем звуком «у», дальше и текстами, отдавая этими текстами палке приказ «стоять». Потом то же самое проделать с левой -правой рукой.
Упражнение 7
Укачивание палки.
Исходное положение: стоя, одна нога чуть впереди другой, руки внизу с палкой, взятой в ладони, обращенные вверх.
Исполнение: наклон головы -сброс; поднять на счет раз руки с палкой на уровень груди (руки мягко вытянутые вперед) -вдох; на счет семь -покатать по рукам к груди и обратно к кистям палку, покачать ее -выдох; раз расслабить, отвалить живот -вдох; качание на семь -выдох. Повтор 6-8 раз.
Упражнение 8
Косьба.
Исходное положение: вся группа становится в круг друг за другом, палка берется в руки как коса.
Исполнение: скрутиться в круг -сброс; скрутиться (замах косой) из круга -вдох; скручивание в круг (скашивание воображаемой травы) + -вязкий выдох. Сначала просто выдох, затем можно отрабатывать звуки «Щ», «С», «3», звукосочетания, скороговорки.
Упражнение 9
Подметание листвы сухой метлой -палкой. Все то же самое, что и в косьбе, только без скручивания. Сначала просто фиксированный выдох, потом со звуками «Ш», «Ж», звукосочетаниями,скороговорками с ними же.
Упражнение 10
Исходное положение: сидя на полу, ноги, согнутые в коленях, стоят на палке, руки держат палку сверху на небольшом расстоянии от ступней.
Исполнение: сброс; поднять ноги и руки с палкой вверх -вдох; в этом положении выдох (сначала только выдох) до 10, через некоторое время звукосочетания, содержащие взрывные согласные, скороговорки со взрывными согласными.
Упражнение 11
Академическая гребля.
Исходное положение: сидя на полу, ноги вытянуты и лежат на полу, палка -на бедерной части ног, руки держат палку по бокам, рядом с телом.
Исполнение: наклон корпуса вперед, руки +с палкой -к ступням - сброс; корпус отклоняется назад, в самое неудобное положение, руки переносят палку на высоте груди к ней -вдох; руки с палкой, как бы выдавливая из легких воздух, идут близко к телу вниз и около ног к ступням -выдох и все повторяется. Звуки «ф», «л», ль», «х», звукосочетания с этими согласными, скороговорки с ними же. Но сначала только выдох.
Упражнение 12
Перебросы палки по парам, друг другу; по кругу, соседу; одну палку через круг. Сначала только выдох, простые сочетания согласные сгласными или местоимения, усложненныезвукосочетания, скороговорки, стихи. (В полете должен быть ударный гласный звук).
Упражнение 13
Баланс на палке. Это упражнение, из всех предложенных, самое трудно исполняемое. Оно требует большой концентрации внимания; зависит от того в каком состоянии находится вестибулярный аппарат; осанка, настраивает их. Для выполнения этого упражнения надо выпрямить спину, руки -в стороны - как балансир у канатоходца, на палку сначала установить одну ногу (палка - посередине стопы, стопа вдоль палки), колени немного присогнуты, затем выбрать на стене, прямо перед собой, точку, уцепиться за нее глазами и установить вторую ногу впереди или сзади первой тоже вдоль палки. Вдохом и выдохом (главное) держать себя на палке. Сначала это упражнение выполняется только с дыханием (выдох на каждом занятии удлиняется). Когда выдыхать уже умеют стабильно и легко до 10, можно делать озвученный выдох. Лучше всего взять звук «у», т.к. он самый собранный и направленный на зубы. По мере того, как осваивается это упражнение -что очень нелегко, т.к. палка круглая и сконцентрировать внимание и удерживать центр тяжести на очень неустойчивой поверхности не совсем просто -можно вводить слоги, звукосочетания, слова, чистоговорки, стихи. Внутреннее действие (словесное), направленное к палке -приказ «держи!», «помогай!», «не крутись!». Это упражнение осваивается дольше остальных, но оно необыкновенно полезное: сконцентрированное внимание, собранный, направленный, озвученный выдох и удержание себя на неустойчивой поверхности тоже немаловажно.
Вот очень простые (как может показаться) упражнения (единственное сложное упражнение на палке), которые, как мне кажется, организуют и осанку, и внимание, и дыхание и голосоведение, и дикцию. Надо только обращать внимание ребят на то, что палка длинная (она, как будто, упирается в мягкое небо и поднимает его), а когда она крутится перед глазами, то еще влияет и на позицию голосовую; чтобы вдох выполнялся носом, интонация была бы утвердительной и направленной к палке (как к партнеру). Длину выдоха можно регулировать, начиная с относительно короткого постепенно увеличивать. Эти упражнения можно делать всей группой, т.к. палка находится около человека постоянно и в обеих руках, что тоже немаловажно, почти во всех упражнениях. Они не сложные, но приносят много пользы в организации процесса дыхания, голосоведения и речи. Существуют и другие упражнения с палкой, которые осваиваются гораздо медленнее, т.к. они более сложные. Поэтому в конце каждого урока технически осваиваются элементы работы с палкой как с тростью. Здесь есть целый набор полезных для речи элементов: перекатывание палки через кисть, повороты ее пальцами, повороты кистями рук, подбрасывание палки вверх, перебрасывание из одной руки в другую, подхватывание, летящей вниз, палки, скольжение по шее, плечу и руке, скольжение, поднятой вертикально вверх, палки по ладони, обнимающей ее, вниз, обороты вокруг корпуса, плеча, бедер, шеи.
Через некоторое время приобретается необходимый навык и уже можно брать в работу как парные упражнения на основе пословиц, поговорок, скороговорок (предварительно составленные парами в сюжетные рассказы), так и групповые упражнения на основе стихов. Чем старше становятся учащиеся, тем, эта работа должна становиться сложнее. И сложность эта должна двигаться в сторону яркости, выразительности, художественности, где палка должна стать неотъемлемым художественным компонентом, а техника дыхания, голосоведения, произнесения превратится в компонент необходимый, но незаметный.
Хотелось бы еще раз сказать о том, что надо следить за тем, чтобы вдох осуществлялся носом, за задержкой дыхания после выдоха, за озвучиванием палки, как партнера, за утвердительной интонацией произносимого, хватанием согласными за все движения палки, за организацией и координацией темпа, исполняемого упражнения, и его ритмической основой, за снятием напряжения с речевых органов, за освобождением рук, шеи, плеч; осанка должна становиться все более свободной и органичной. Слово постепенно должно становиться крупным, действенным, емким.
Любой предмет, взятый в работу на уроках сценической речи, в данном случае гимнастическая палка, становится своеобразным провокатором для постепенного вырабатывания навыков профессионального владения всем арсеналом технических средств сценической речи.
#1055;рименение « вибрационного дыхания» в голосо-речевом тренинге.
В голосо- речевых тренингах встречаются звуковые образы: шум ветра, гудение самолета, восклицания, междометия. Предлагается еще одна звуковая игра: вибрирование губами. Губы смыкаются не плотно и воздух сквозь них выдувается так, чтобы задать им частые колебательные движения. Подобное мы встречаем когда мальчишки изображают работу мотора автомобиля. Иногда такое звучание усиливается голосом. Такую звуковую игру будем называть «вибрированием», а тренинг «вибрационным». В детских играх царствуют звуки, и все эти забавные звучания отражают и выражают детские эмоции. «Вибрирование губами» рождает в тренинге хорошее самочувствие и приподнятое настроение. Напоминая детские игры, оно создает предпосылки для контактного тренинга, для работы в паре, для постепенного перехода от звукового общения к речевому взаимодействию в диалогах импровизированных и основанных на авторских текстах.
Упражнения с применением палок и «вибрационного дыхания»
Упражнение 1.
Обучающиеся работают с палками индивидуально. Все стоят в круге в основной стойке, держать двумя руками пере собой внизу палку.. На раз вдох и подъем палки на уровень груди, на два длинный «вибрационный выдох» и опускание палки. Выдох должен совпасть с опусканием.
Упражнение 2.
Обучающиеся работают с палками индивидуально. Все стоят в круге в основной стойке, держать двумя руками/одной/ пере собой внизу палку.. На раз вдох и подъем палки на уровень груди, на два короткий «вибрационный выдох» и бросание вниз палки. Присесть , поймать палку и медленно подняться. Окончание выдоха совпадает с поимкой палки.
Упражнение 3. «Вращения»
Обучающиеся работают с палками индивидуально. Все стоят в круге в основной стойке. На вдох подъем палки на уровень груди, на выдох вращение палки, как «пропеллер». Окончание выдоха, окончание вращения.
Упражнение 4. «Баланс»
Обучающиеся работают с палками индивидуально. Все стоят в круге в основной стойке. Палку устанавливает на пальцах руки, удержим равновесие на «вибрационном выдохе».
Упражнение 5. «Буксир» «Я и пространство»
Все стоят в круге. Находят на противоположной стороне точку, и отправляет туда «вибрационный выдох», помогает нам в этом рука. Центр ладошки, некий буксир, который выводит выдох в пространство. Импульс для выдоха внутри, на 4 пальца ниже пупка. Выдох отправляем, встречаем «выдох» от точки куда отправлен «выдох».
Упражнение 6. «Я и партнер»
Все стоят в круге. Находят партнера, и отправляют ему «вибрационный выдох». Импульс для выдоха внутри, на 4 пальца ниже пупка. Выдох отправляем, встречаем «выдох» от точки куда отправлен «выдох».
Главный принцип: мой вдох, это выдох партнера. Это пригодится в дальнейшей работе, на этом строится партнерство.
Отправлять партнеру можно, отдельные слова и фразы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За последние годы много сделано в сфере изучения механизмов речи, слуха, в теории голосообразования. Современная педагогика нашла новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, слухом. В основу приемов легли работы врачей — ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это позволило найти наиболее верный и доступный путь к освоению правильного, полного дыхания, к умению самостоятельно работать над совершенствованием своего речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, которые мешают работе над голосом.
Доказано что люди ритмично занимающиеся голосо- речевым тренингом, практически перестают болеть острыми респираторными вирусными инфекциями и отмечают улучшение общего самочувствия. Кроме того, тренинг предусматривает воспитание целого ряда личностных качеств (внимание, дисциплина, ответственность, партнерство) без которых полноценная деятельность личности в обществе затруднительна и, которые, в конце концов, определяют умение гармонично существовать в коллективе. Происходят изменения в качестве знаний обучающихся, в овладении практическими умениями, изменения в развитии интереса к предмету. Поэтому очень важно подобрать необходимый учебный материал так, чтобы пробудить в детях желание заниматься тренингом и творческий интерес к волшебному миру театра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
#1041;руссер А. М.. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -112 с.
2. Васильев Ю.А. Сценическая речь: голос действующий: Учебное пособие для вузов. – 2-е издание.- М.: академический проект, 2015. – 466 с.
3. Васильев Ю.А. Сценическая речь. Ритмы и вариации: Учебное пособие. СПб., 2009 г.
#1042;оробьев О.Ю. Применение гимнастической палки на занятиях ОФП студентов основной и специальной медицинской группы. Учебно-методическое пособиек практическим занятиям.- М, 2019
#1050;азакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод. пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - 50 с.
#1051;аскавая Е. Голосоречевой тренинг. М, 2006 г.
#1051;аскавая Е. Дыхание –голос –дикция. Практикум. Москва 2012 г.
#1051;инклэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993 г.
#1057;ценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС». 2002. — 511 с.
#1057;ухоненков Е.В.. «Методика преподавания театральных дисциплин». Методическое пособие. Санкт-Петербург - 2011 год
#1058;еория и практика сценической речи.Коллективная монография / Отв. ред. В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ, 2005. -135 с.
#1063;арели Э.М. как развить дыхание, дикцию, голос. 2-е изд., испр. И доп. – Екатеринбург. Издательство Дома учителя, 300 с.,: ил.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи
1.Обоснование необходимости голосо-речевого тренинга.
Сценическая речь.
Основные этапы голосо-речевого тренинга.
Упражнения с палкой требуют.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Бруссер А. М.. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. - М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, -112 с. 2. Васильев Ю.А. Сценическая речь: голос действующий: Учебное пособие для вузов. – 2-е издание.- М.: академический проект, 2015. – 466 с. 3. Васильев Ю.А. Сценическая речь. Ритмы и вариации: Учебное пособие. СПб., 2009 г. 4.Воробьев О.Ю. Применение гимнастической палки на занятиях ОФП студентов основной и специальной медицинской группы. Учебно-методическое пособиек практическим занятиям.- М, 2019 5.Казакова Л. С. Голосо-речевой тренинг и работа над литературным текстом: учеб.-метод . пособие / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - 50 с. 6.Ласкавая Е. Голосоречевой тренинг. М, 2006 г. 7.Ласкавая Е. Дыхание –голос –дикция. Практикум. Москва 2012 г. 8.Линклэйтер К. Освобождение голоса. М., 1993 г. 9.Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС». 2002. — 511 с. 10.Сухоненков Е.В.. «Методика преподавания театральных дисциплин». Методическое пособие. Санкт-Петербург - 2011 год 11.Теория и практика сценической речи.Коллективная монография / Отв. ред. В.Н. Галендеев - СПб.: СПбГАТИ , 2005. -135 с. 12.Чарели Э.М. как развить дыхание, дикцию, голос. 2-е изд., испр . И доп. – Екатеринбург. Издательство Дома учителя, 2000.- 300 с.,: ил.