Методическая разработка «Музыкально – звуковое оформление спектаклей»

Елена Геннадьевна Владыкина

В данной разработке представлено краткое изложение основных подходов в работе над музыкально-звуковым оформлением спектакля. Методические рекомендации помогут преподавателям, начинающим режиссерам, руководителям любительских объединений пути и методы работы в этой области.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств г. Поронайска

Методическая разработка на тему:

«Информационно-методическое сопровождение      образовательной деятельности»

Тема разработки: «Музыкально – звуковое оформление спектаклей»

Методические рекомендации для руководителей самодеятельных театральных коллективов культурно - досуговых учреждений.

Автор составитель: Елена Геннадьевна Владыкина

преподаватель театральных дисциплин.

г. Поронайск

2022

Пояснительная записка

В данной разработке представлено краткое изложение основных подходов в работе над музыкально-звуковым оформлением спектакля. Методические рекомендации помогут преподавателям, начинающим режиссерам, руководителям любительских объединений пути и методы работы в этой области.

Учебный предмет «Основы актерского мастерства» является основным в комплексе предметов предметной области «Театральное исполнительское искусство», использует и координирует все практические навыки, приобретаемые учащимися в процессе освоения уроков по художественному слову, пластическим и музыкальным предметам; включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребенка. Предмет формирует определенные актерские исполнительские знания, умения и навыки; знакомит с сущностью исполнительского театрального творчества, с выразительностью и содержательностью сценического действия; способствует  выявлению   творческого потенциала учащегося.

На 6 году обучения по программе «Искусство театра» идет работа над этюдами на сюжет сказки (или инсценировками небольшого фрагмента сказки). Работа над личностным восприятием, и трактовкой художественного образа  сказочного персонажа. Переходным этапом к работе с драматургией является инсценировка басни, так  как басня имеет все достоинства хорошей пьесы: острый конфликт, яркие характеры, серьезное содержание, диалоговое изложение. Следующий этап- этюды на сюжет небольшого рассказа, затем инсценировка  небольших  фрагментов   из   классических литературных произведений. Потом следует работа над отрывками из драматургических произведений. И как итог работа над ролью в учебном спектакле. И, конечно же, все этапы работы с драматургическим материалом не обходятся без использования музыки и шумов.

В своей творческой деятельности я наглядно убедилась, что если умело соединить театр и музыку, то можно достигнуть замечательных результатов.  Музыкальное оформление детского спектакля имеет огромное значение: в нем содержится необходимая поддержка детям-актерам, ведь они еще не имеют профессионального мастерства; через него у детей- зрителей, формируется правильное восприятие происходящих событий, для режиссеров музыкальное оформление – это мощный инструмент эстетического воспитания. Но музыкальное оформление спектакля это и всегда сложность, так как подобрать необходимый, правильный, нужный музыкальный и вокальный материал не так, то просто.Для руководителей коллективов, преподавателей зачастую являющихся и  режиссерами постановок необходимо знать технологию роботы с музыкальным оформлением. Это дело достаточно сложное дело, особенно если нет профессионального режиссерского образования, плохое представление специфических особенностей, функций театральной музыки, частей создания единого текста музыки, шумов и звуков. Музыкальное оформление драматического спектакля, одна из важнейших частей создания единого текста театрально - сценического произведения.

Актуальность данной темыочевидна, так как редкая из современных театральных постановок обходиться без музыки, шумов, звуковых эффектов, то есть без музыкально-звуковое оформление спектакля.

Целью разработки является выявление особенностей использования музыкального сопровождения и краткое изложение основных подходов в работе над музыкально-звуковым оформлением спектакля.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………1

I. Основные формы и принципы музыкального оформления спектакля…….8

1.1.Классификация театральной музыки……………………………….8

1.2.Функции сюжетной и условной музыки……………………………9

1.3.Общие функции театральной музыки и музыкальные жанры…...13

1.4. Музыкальные жанры………………………………………………..16

II.Музыкальное решение и музыкальный образ спектакля…………………19

2.1. Режиссерский замысел музыкального оформления………………19

2.2. Подбор музыкального материала………………………………….21

III.Звукотехническое оформление спектакля………………………………..26

3.1. Звуковые эффекты в музыкальном оформлении спектакля……...26

3.2. Шумовое решение спектакля. Классификация и функция театральных шумов…………………………………………………………….28

3.3.Звуковая партитура спектакля……………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованных источников………………………………………….32

ВВЕДЕНИЕ

Если по многим разделам театрального искусства имеется достаточное количество популярных руководств, книг и брошюр, то по звуковому оформлению такой литературы почти нет. И поэтому каждому режиссеру, руководителю приходится самостоятельно приобретать опыт, зачастую ценой многочисленных проб и ошибок.

Все, о чем пойдет речь дальше, касается не только профессионального театра, а прямо относится и к любительским театральным коллективам. Их огромный опыт убеждает в том, что не может быть каких-то особых «специфически самодеятельных» принципов звукового оформления, предназначенных только для любительских спектаклей.

Работа по звуковому оформлению спектакля в условиях клубной сцены, сцены ДШИ имеет свои особенности, она связана с определенными организационными и техническими трудностями. Тем не менее, практика показывает, что многим любительским драматическим коллективам по плечу решать самые сложные творческие задачи постановки, в том числе и звукового оформления.Существенную помощь в этом могут оказать  профессиональные режиссеры, музыканты.Несомненно, что современный любительский театр решающий большие художественные задачи, должен подходить к постановке спектакля с тех же позиций, что и профессиональный.

В самом начале остановимся, хотя бы коротко, на некоторых общих вопросах организации звукового оформления и, в частности, коснемся вопроса терминологии.

В практике театров бытуют выражения «музыкальное оформление», «звуковое решение», «шумовое сопровождение» и т. д. и т. п. Под общим понятием «звуковое оформление» имеют в виду и музыкальное, и шумовое, и звукотехническое оформление.

К музыкальному оформлению относится включение в спектакль музыки всех жанров и форм.

К шумовому оформлению — включение в сценическое действие различных театральных шумов, а также таких звуков, как пение птиц, крики животных, колокольныйзвон т.п.

К звукотехническому оформлению относится использование в спектакле фонограмм с записью монолога, диалога, речевых сообщений и т. п., а также микрофонной техники. Сюда же относится создание по ходу действия различных звуковых эффектов.

Музыкальное, шумовое и звукотехническое оформление, то есть общее звуковое оформление спектакля обычно намечается заранее. Общий замысел, план такого оформления называют звуковым решением спектакля.Практически реализуются эти планы в процессе подготовки музыки, шумов, речевой фонограммы, микрофонной техники и включения их в сценическое действие во время репетиций, а затем — в спектакле.

Конкретное воплощение музыкального, шумового и звукотехнического оформления при проведении каждого спектакля называют звуковым сопровождением.

Термины «звуковое оформление», «звуковое сопровождение» можно принять лишь с оговорками, дело в том, что они не очень точно выражают смысл существования музыки и шумов в драматургии спектакля. Хороший режиссер не оформляет спектакль музыкой и шумом как чем-то второстепенным и не просто организует звуковое его сопровождение, он ищет то единственно необходимое органичное соединение сценического действия с музыкой, шумом и звуком, которое вытекает из смысла постановки и помогает раскрытию сверхзадачи спектакля, характеров действующих лиц и т. д.

Это касается и понятия «звуковые эффекты». Создание по ходу сценического действия с помощью тех или иных средств иллюзии эха, реверберации, пролета самолета, прохода поезда и т. д. и т. п. осуществляется не просто ради эффекта как такового, а для достижения художественной правды спектакля. Звуковое оформление — сугубо творческая задача, и естественно, что в первую очередь сам режиссер намечает включение музыки, шумов и звуковых эффектов в спектакль, согласуясь со своим замыслом постановки. Как и в профессиональном театре, роль режиссера в любительском коллективе очень многогранна. Перед ним возникают свои трудности: нередко ему приходится единолично решать и осуществлять музыкальное и шумовое оформление. Не обладая порой для этого необходимыми знаниями и опытом, режиссер ограничивается в спектакле минимумом музыки и шумов, а то и вообще исключает их из действия. Конечно, в любительских и народных драматических коллективах приглашение профессионального композитора — задача трудно разрешимая, но в этом и нет особой необходимости. Музыкальное оформление спектакля может быть осуществлено на высоком художественном уровне и с использованием подобранной музыки. Тем не менее, помощника «по музыкальной части» желательно найти среди профессиональных музыкантов.

Приступая к музыкальному оформлению, режиссер, руководитель,  музыкант должны понимать и чувствоватьне только, что и как должно звучать, но и какими средствами можно достигнуть требуемого звучания.Выразительные возможности музыки неисчерпаемы.

  1. Основные формы и принципы музыкального оформления спектакля

1.1.Классификация театральной музыки

Каждая пьеса имеет свои специфические, жанровые черты, требующие различного музыкального разрешения. Некоторые пьесы и спектакли вообще не требуют музыки. И даже в одной и той же пьесе, поставленной в различных театрах, музыка приобретает своеобразные особенности, присущие только данной постановке. Поэтому музыка драматических спектаклей с большим трудом поддается систематизации и классификации.

По способу использования- музыки в драматическом спектакле ее можно подразделить на несколько типовых видов:

а)        увертюра;

б)        музыкальные антракты (вступление к действию или картине);

в)        музыкальный финал акта или спектакля;

г)        музыкальные номера по ходу сценического действия.

Рассмотрим основные задачи каждого из указанных видов музыки.

Увертюра — в переводе с французского «открытие». Увертюра звучит в начале спектакля при закрытом занавесе и является первым звеном в контакте зрителя со сценой.Музыкальные темы, впервые прозвучавшие в увертюре, могут получить продолжение и развитие в дальнейшей музыке спектакля.

К музыкальному антракту прибегают, когда необходимо время для «перестановки декораций или смены картин, для заполнения пауз между картинами.Музыка антракта является связующим звеном между двумя действиями: она начинается тем настроением, которым кончилось предыдущее действие, и кончается настроением, с которого новое действие должно начаться.

Музыка в конце спектакля как бы ставит точку, а при наличии увертюры создает симметричное обрамление всего спектакля.

Наиболее многогранна роль музыки, включаемой непосредственно по ходу сценического действия, в том числе и так называемые вставные номера.

1.2. Функции Сюжетной и условной музыки

По способу участия музыки в действии ее можно разделить на две основные категории: сюжетную и условную.

В качестве сюжетной музыки обычно используют так называемые бытовые музыкальные формы — песни, романсы, частушки, танцевальные пьесы, марши и так далее. Но могут использоваться и оригинальные или классические произведения сложных «академических» музыкальных форм, такие, как симфонии, оратории, арии.

Сюжетная музыка может звучать непосредственно в исполнении действующих лиц, по радио, с грампластинки, магнитофона, доноситься с предполагаемых поблизости концертной площадки, ресторана и т. д.

Обычно сюжетную музыку в пьесу вводит сам автор, указывая в своих ремарках те места, где она должна звучать. В этом случае от режиссера, постановщика зависит только точная распланировка в спектакле всех музыкальных моментов и определение способа воспроизведения — то ли с фонограммы, то ли в «живом» исполнении.

Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может выполнять разнообразные назначения.

Самое распространенное назначение сюжетной музыки в спектакле — характеристика действующих лиц.

Наиболее наглядно роль музыки в характеристике персонажа пьесы выявляется тогда, когда музыкальная пьеса или отрывок из нее (чаще всего песня) исполняется самим героем. Через музыку герой может выражать не только настроение, но и свои внутренние качества: склонности, черты характера, темперамент, уровень культурного развития, национальную, социальную, моральную сущность и т. д.

Сюжетная музыка весьма значительную роль играет в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка является принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный колорит той или иной эпохи.

Сюжетная музыка в качестве национальной характеристики персонажей,применяется в драматическом спектакле очень широко. Для этого преимущественно используют песню.

Сюжетная музыка может достаточно четко указывать на время действия, воссоздавая историческую эпоху, в которой развертываются события, охарактеризовать различные группы людей, различные социальные слои, передать самый дух изображаемого времени.

Создает определенное настроение песня, спетая в кругу друзей за праздничным столом или у костра, в купе поезда или у деревенской околицы. Музыка и особенно песня может подчеркнуть атмосферу сердечности, душевной близости, дружеского расположения.

В театре, где игровая площадка сравнительно невелика, сюжетная музыка способна расширить поле сценического действия, рассказать о действии, происходящем за сценой, звучит она за кулисами. Для этих целей служит преимущественно музыка, являющаяся внешней приметой быта или события.

Сюжетная музыка, звучащая за сценой, так жекак и музыка, звучащая непосредственно на сцене, может создать определенную атмосферу сценического действия.

Иногда сюжетную музыку, звучащую за сценой, используют как активное средство для передачи подтекста, второго плана (шарманщик, уличные музыканты, певцы и прочее). Музыка в этом случае как бы связывает главное действие с побочным.

Вдругом случае музыка, возникнув как отображение действия за сценой, используется для перехода этого действия на сцену и тем самым служит толчком для по следующего развертывания сюжетных линий.

Таким образом, сюжетная музыка может:

  • характеризовать действующих лиц,
  • указывать на место и время действия,
  • создавать атмосферу, настроение сценического действия,
  • рассказать о действии, невидимом для зрителя.        

Перечисленные функции не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Однако имеется достаточно много пьес, в которых нет авторских указаний на введение музыки. Такую музыку называют условной.

Ввести условную музыку в спектакль значительно труднее, чем сюжетную. Ее «условность» может войти в противоречие с реальностью, показываемой на сцене жизни. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки.

И именно обращение к условной музыке в спектакле дает возможность широко использовать тематический музыкальный материал.

Наиболее часто условная музыка применяется для создания «атмосферы действия», его эмоционального фона.Часто условная музыка звучит в лирических сценах разнообразного характера. Прощание сына с матерью перед отъездом в дальнюю экспедицию, встреча влюбленных после разлуки, беседа старых боевых друзей, вспоминающих молодость, и т. д. Во всех этих эпизодах музыка помогает создать нужное настроение.

Иногда бывает и так, что истинное настроение всего действия не выражается ни словом, ни поступками действующих лиц, но, тем не менее, это настроение очень точно может быть передано условной музыкой.

Условная музыка в состоянии передать не только атмосферу локального события или конкретной обстановки, но и ощущение больших исторических свершений.

 Еще одна функция условной музыки — способность подчеркивать, усиливать фантастические моменты в сценическом действии. Обычно такие моменты встречаются в детских сказочных спектаклях.

Условная музыка в отличии от сюжетной, звучит не на месте действия, а вне его. Ее источник физически не находится на месте действия и не подразумевается где то рядом. Музыку в данном случае слышит только зритель, действующие лица о ней «не подозревают». Но такая музыка также теснейшим образом связана с действием и  является его активным элементом. Подобное музыкальное сопровождение помогает зрителю более глубоко воспринять мысли и образы спектакля, создает насыщенную атмосферу действия.

Таким образом, условная музыка может:

  • создавать атмосферу действия,
  • эмоционально усиливать монолог и диалог,
  • характеризовать действующих лиц,
  • подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,
  • обострять конфликт,
  • рассказывать о действии за сценой,
  • подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

Указанные функции наиболее характерны, и, естественно, этот список не исчерпывает всех возможных случаев использования условной музыки в спектакле.

1.3. Общие функции театральной музыки

Можно наметить некоторые общие функции, которые присущи как сюжетной, так и условной музыке, то есть театральной музыке вообще.

Театральная музыка, в широком смысле музыка в любых театральных спектаклях, то есть как в постановках театра музыкального, так и драматического. Обычно под театральной музыкой понимают только музыку в спектаклях драматического театра (в трагедии, драме, комедии). В драматическом театре музыка способствует созданию определённой эмоциональной атмосферы спектакля; наряду с прочими средствами воссоздаёт исторический, национальный и локальный колорит, углубляет характеристики персонажей, подчёркивает переломные моменты развития действия, драматические кульминации. Велика её роль в лирических сценах, в обрисовке сказочных, фантастических образов. Часто она выполняет и важную драматургическую роль.

Одна из общих функций музыки в спектакле — иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие, напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п

Однако следует заметить, что степень художественной выразительности музыки в этом случае во многом зависит от места включения и от самой музыки, в конечном счете, от художественного вкуса, творческого чутья режиссера, композитора, звукорежиссера, организующих музыкальное оформление спектакля.

Не совпадая прямо с характером действия, музыка может раскрыть его скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысливания и обобщения, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем.

Роль обобщения — еще одна общая роль музыки в спектакле.Придавая частному, единичному явлению общее значение, музыка способна осуществить идейно-эмоциональное обобщение не только отдельной сцены, но часто и всего спектакля. Особенно ярко это проявляется в финальных сценах, в которых звучание оркестра или песни как бы «подытоживает», эмоционально обобщает события, основную идею произведения.В роли обобщения обычно выступает условная музыка, так как она более яркая в звучании.

Контрастный принцип художественного оформления, в том числе и музыкального, получил в драматическом театре самое широкое распространение.

Применение музыки по принципу контраста заключается в раскрытии внутренней линии подтекста, линии психологического содержания сцены. Использование контрастирующей музыки — наиболее острый и сильный прием включения ее в действие, музыка в этом качестве способна показать самую суть вещей.Для контрапункта обычно используется условная музыка, но иногда и сюжетная может выступать в этой функции.

Прямая и контрастная зависимость — это, так сказать, крайне противоположные пределы. Музыка может быть и не иллюстративной и не явно контрастной. Такое ее соотношение с действием, которое можно назвать ассоциативным, нередко оказывается наиболее плодотворным. Не совпадая прямо с характером действия, музыка может раскрыть его скрытые стороны, и в этом случае она требует от зрителя ассоциативного домысливания и обобщения, а значит, усиливает его внимание и соучастие в происходящем.

Обладая гораздо большими обобщающими возможностями, чем сценическое действие и даже словесная речь, музыка способна ярче и полнее выявить, и донести главную мысль сценического действия, и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Придавая частному, единичному явлению обобщающее значение, музыка помогает идейно-эмоциональному восприятию не только отдельной сцены, но иногда и всего спектакля. Чаще всего — это финальные сцены, в которых звучание оркестра или песни как бы «подытоживает» основную идею произведения.

Музыке принадлежит важная роль как темпо-ритмическому фактору сценического действия. Особенно ярко это проявляется при сопровождении сцен, имеющих четко выраженный ритм сценического движения: походы, марши, танцевальные номера. В другом случае музыка выявляет не столько ритмическое свойство движения, сколько усиливает динамическую напряженность сцены. Можно сказать, что в подавляющем случае вся музыка так или иначе связана с темпом и ритмом или данного действия, или всего спектакля в целом.

Музыка может ритмически организовывать и придавать эмоциональную окраску не только действиям персонажей на сцене, но и движению неодушевленных предметов: автомашин, поездов и пр., а также и животных, сочетаясь с звучанием соответствующих шумов или же «изображая» их с помощью выразительных средств самой музыки.

Широко распространен в драматическом театре простой и эффективный прием, когда одна и та же музыкальная тема, мотив проходит через весь спектакль, изменяясь в зависимости от сценической ситуации. Эту тему, мотив обычно называют — лейттема, лейтмотив.

Лейтмотив — (ведущий мотив) в широком смысле — повторяющийся по ходу действия музыкальный образ, который связан с определенным персонажем, идеей, явлением, сюжетной линией и т.д.

В спектакле может быть не один лейтмотив, а несколько, хотя их общее количество обычно стараются ограничить, чтобы неоднократное звучание и преобразование их не мешали, а помогали выделить главные линии действия. В этих преобразованиях лейтмотивы нередко получают определенное драматургическое развитие, сплетаются, вырастают в качественно новые образы.

И наконец, следует сказать, что любая музыка, включенная в спектакль, несомненно, выражает авторское отношение (драматурга, режиссера, композитора) к отдельному персонажу, группе персонажей, к сценическому действию, с которым эта музыка связана.

В зависимости от авторского отношения музыка может определенным образом повлиять не только на зрительское восприятие данного сценического действия или отдельного героя, но нередко и на идейный вывод всего спектакля.

Конечно, рассмотренные функции далеко не исчерпывают всего многообразия приемов использования сюжетной и условной музыки в современном драматическом спектакле. К этому следует еще добавить, что как частные, так и общие функции музыки в спектакле могут наслаиваться, изменяться, сочетаться, переходить из одной в другую, и в каждом конкретном случае это происходит по законам драматургического развития данного спектакля.

1.4. Музыкальные жанры

В музыкальном оформлении спектакля может быть использована музыка различных жанров: от симфонических произведений до уличных песенок современных гитарных бардов. Словом, нет таких музыкальных форм и жанров, которые бы не звучали в драматическом спектакле.

В крупном плане все музыкальные жанры можно разделить на две большие группы: вокальную и инструментальную. Как вокальные, так и инструментальные жанры обладают своими определенными выразительными возможностями, которые могут существенно помочь режиссеру при постановке спектакля.Наиболее широко и часто в драматическом спектакле используются вокальные жанры, а из инструментальных — танцевальная музыка.

К вокальным жанрам относятся: песня, романс, баллада, частушка и куплеты.В отдельных случаях в музыкальном оформлении спектакля могут быть использованы фрагменты из вокально-инструментальных жанров, таких, как кантата и оратория.

Инструментальных жанров довольно много, это и одночастные пьесы и произведения сонатно-симфонического цикла, программно-симфонической и танцевальной музыки.Одночастные произведения.Небольшие произведения, как правило, содержащие всего один основной образ, одно настроение или же два ярко контрастирующих образа (ноктюрн, прелюдия, рапсодия, инструментальная пьеса и др.), с помощью которых на сцене можно передать необходимое настроение, подчеркнуть образ персонажа.Произведения сонатно-симфонического цикла.Это соната, симфония, концерт.В отличие от малых форм инструментальной музыки произведения сонатного цикла заключают в себе не один-два музыкальных образа, а целую систему.Программно-симфонические жанры.Увертюра, симфоническая поэма, фантазия, сюита, концерт, симфония — вот основные произведения, относящиеся к программной музыке. Отличительными чертами такой музыки являются последовательность сюжетного развития и способность вызывать зрительные ассоциации.

Танец в драматическом театре имеет свои, только ему присущие особенности.Не являясь основной формой сценического воплощения, танец всецело подчинен режиссерской трактовке идеи и образа спектакля.

Отличительная черта каждого танцевального произведения— характерный ритм, повторяемость типичной ритмической фигуры. Определенность ритмики танцевальной музыки позволяет точно указать на характер действия за сценой.О маршах. Этот жанр близок танцевальной музыке организацией звуков, ритмическими фигурами. Содержание и назначение маршей различно: торжественные, свадебные, строевые, походные, похоронные, сказочные и т. д.Как и всякая танцевальная музыка, марши помогают организовать ритм отдельной сцены, внося определенную окраску в действие,эмоционально воздействуя не только на зрителя, но и на самого исполнителя.

II.Музыкальное решение и музыкальный образ спектакля

2.1. Режиссерский замысел музыкального оформления

В работе по музыкальному оформлению спектакля можно наметить следующие основные этапы:

  • режиссерский замысел музыкального оформления,
  • сочинение оригинальной музыки или подбор готовых музыкальных номеров,
  • репетиционная работа по введению музыки в спектакль,
  • руководство музыкой на спектакле.

Замысел постановки спектакля складывается у режиссера в результате тщательной и глубокой работы над пьесой. Каждый режиссер по-своему видит одну и ту же пьесу, по-своему трактует ее сверхзадачу. Здесь имеют значение особенности художественного мышления режиссера, его культура, темперамент, вкус — короче, его творческая индивидуальность. Режиссер нередко развивает авторский материал, усиливает те или иные сюжетные линии, выделяет акценты и т. д. И существенную роль в этом играет музыка.

Музыкальное решение режиссер начинает осмысливать только после того, как разработаны основные вопросы драматургии пьесы. Естественно, что свой замысел музыкального оформления он строит в основном на включении в спектакль условной музыки, так как сюжетная уже предопределена авторскими ремарками. Вместе с тем он может предусмотреть в своем решении изменения и сюжетной музыки.

Музыкальный образ спектакля складывается в воображении постановщика не сразу. Творческая мысль режиссера нередко идет сложным путем, и в процессе работы над спектаклем, при встрече с композитором, художником, звукорежиссером, исполнителями его музыкальный замысел может измениться. Нередко вопрос ввода отдельных музыкальных номеров в тот или иной эпизод сценического действия решается только в процессе репетиций и не всегда заранее может быть предусмотрен.

Бывает и так, что режиссер, не обладая необходимыми музыкальными данными, принимает решение по музыкальному оформлению только после встречи с композитором или профессиональным музыкантом. Таким образом, основнойзамысел музыкального оформления спектакля рождается у режиссера в период его работы над пьесой и фиксируется в постановочном плане.

Если режиссер решил, что в спектакле необходима услышанная музыка, то перед ним встает ряд вопросов, в частности: приглашать ли композитора для написания оригинальной музыки или подобрать необходимые музыкальные номера из известных произведений. Он может предусмотреть и комбинированный вариант, например, танцевальную музыку подобрать, а остальную поручить написать композитору, или композитору поручить написать к спектаклю только песню, а остальную музыку подобрать. Но нередко режиссер решает использовать в спектакле известную песню, а композитору поручается разработать ее в нужных направлениях как главную тему и т. д. Другой вопрос, который необходимо решить режиссеру в этот период: как будет осуществляться музыкальное сопровождение спектакля: будет ли использован для этого театральный оркестр или все пойдет в записи с магнитной фонограммы. Но и в этом случае в зависимости от характера сценического действия режиссер может предусмотреть различные варианты музыкального сопровождения спектакля.

На основании своего замысла режиссер составляет план музыкального оформления, который является составной частью общего постановочного плана спектакля. В этом плане указываются места в пьесе, где предполагается ввести условную музыку с указанием музыкальных тем, помогающих раскрыть характер персонажа или несущих ту или иную смысловую нагрузку; принцип реализации музыкального замысла (обращение к композитору или подбор необходимых музыкальных номеров); принцип музыкального сопровождения (силами театрального оркестра или же в записи, с магнитной фонограммы). Естественно, что каждый режиссер составляет план музыкального оформления, исходя из конкретного замысла постановки и руководствуясь своими принципами работы над спектаклем, и поэтому круг вопросов и широта их разработки могут быть иными.

Для успеха будущего спектакля, в интересах творческой дружной работы постановщик перед началом работы подробно знакомит всех участников музыкального и шумового оформления со своим замыслом. Он рассказывает театральным музыкантам, звукорежиссеру, звукооператору, шумовику, почему хочет ввести музыку в спектакль, какое значение она имеет для раскрытия идеи пьесы, и привлекает их к обсуждению своих замыслов.

Будущие исполнители, почувствовав себя полноправными участниками спектакля, а не только «закулисными оформителями», с увлечением будут прислушиваться к замечаниям режиссера и творчески решать поставленные перед ними задачи.

2.2.Подбор музыкального материала

В драматическом театре музыкальное оформление часто строится на музыке, написанной по другому поводу, подчас композитором другой эпохи, другой страны, на музыке, специально подобранной для данного спектакля.

Конечно, это всегда в какой-то степени компромисс. Но этот прием оформления имеет определенные достоинства: это более широкий выбор авторов, возможность предварительной пробы и анализа отобранного музыкального материала. Кроме того, процесс оформления при подборе не только упрощается, но и экономически более выгоден, так как театры не всегда имеют средства для привлечения профессионального композитора к работе над оригинальной музыкой к спектаклю,

Если автор указывает лишь место, где должна звучать музыка, не указывая конкретно музыкальное произведение, то режиссер подбирает то или иное музыкальное произведение, согласуясь с образом персонажа, сюжетом пьесы, временем и местом действия и другими факторами.

В отдельных случаях режиссер может вопреки указаниям автора заменить точно обозначенную сюжетную музыку другой, более соответствующей данному исполнителю или сценическому эпизоду. Иногда вместо понятия подбор употребляют компиляция. Необходимо уточнить, что подбор и компиляция, строго говоря, не одно и то же. Под подборомподразумевают именно выбор тех или иных произведений одного или нескольких авторов для музыкального оформления спектакля.Компиляцияв музыкальном оформлении — работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в спектакль. При компиляции вполне допустима связь отобранных фрагментов из произведений одного композитора с музыкой других композиторов. Это не такое простое дело, даже когда по стилю музыкальные номера схожи между собой. Таким образом, задача творческого работника, проводящего подбор и компиляцию, заключается в том, чтобы организовать и упорядочить музыку в соответствии с драматургическим развитием пьесы.

Найти в пьесе логически оправданные и эмоционально необходимые моменты для ввода условной музыки не такое простое дело. Нужно хорошо разбираться в особенностях драматургии, почувствовать будущую сценическую жизнь отдельных героев и пьесы в целом, точно понимать сквозное действие и сверхзадачу всего спектакля и главных действующих лиц.

В каждом конкретном случае надо точно знать, что музыка должна выражать, на что она должна работать в той или иной сцене, в том или ином месте спектакля.

Наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя музыка производит лишь при ее экономном введении и именно в тех местах, где она дополняет действие и помогает восприятию зрителя. Но вместе с тем нередко ограничение в музыке идет не от творческой мысли, а от отсутствия ее. Возможно, что надо продумать отдельные номера сюжетной музыки, не предвиденные автором, но раскрывающие какие-то стороны сценической жизни героя, например звучащая песенка за околицей села или в городском саду, проходящая фоном при важном разговоре действующих лиц. Может быть, надо поручить главному герою исполнить какое-либо музыкальное произведение в момент раздумья и т. д. Но все это, ни в коем случае не должно «придумываться» только ради того, чтобы поподробнее изобразить быт. Все эти музыкальные детали (так же, как, впрочем, и любая деталь постановки — в декорационном оформлении, в костюме и пр.) не должны изменять главному — той мысли, ради которой написана пьеса и ставится спектакль. К сожалению, злоупотребление «бытовой» музыкой, как от автора, так и от режиссера, в современной пьесе часто приводит к штампу. Так, например, во многих спектаклях трудовая колхозная жизнь выглядела излишне легкой: чуть что, хлеборобы берутся за гармонь, поют, пляшут. Изображение жизни невольно становится поверхностным, легкомысленным.

Выбрать необходимые музыкальные произведения для включения в сценическое действие не так просто, как кажется на первый взгляд. Приступая к подбору, нужно знать не только характер необходимого музыкального произведения, но и достаточно ясно представлять себе, в каком именно исполнении оно должно прозвучать на сцене: в исполнении симфонического, эстрадного, камерного или, например, оркестра народных инструментов. При подборе вокальных произведений, будь то песня, романс, частушка, важно правильно выбрать не только жанр, но и определить — подходит ли музыкальный аккомпанемент для данного сценического действия.

Нередко музыкальное оформление, блестяще задуманное и тщательно разработанное в постановочном плане, в спектакле не производит должного впечатления. Подобранные музыкальные произведения могут быть и не плохими сами по себе, но характер оркестра, ритм и темп исполнения этих произведений не соответствуют жанру пьесы, стилю всей постановки, образам действующих лиц, с которыми подобранная музыка непосредственно связана. В этом случае можно сказать, что музыка «не ложится» в данное действие или, хуже того, вступает с ним в противоречие.

Возможно, что в период репетиций в выгородке особенно на сцене подобранную ранее музыку придется не раз заменять другой подобной по форме и жанру, но в другом исполнении или вообще пересмотреть ранее принятое решение по использованию музыки в данном эпизоде.

Существуют общие положения, определяющие подбор музыки в том или ином случае.

Большое значение при выборе музыки имеют жанровые признаки пьесы. Комедия, драма, трагедия, детская сказка, водевиль, мюзикл требуют различной по форме и жанру музыки. Так, неуместно оформлять бытовую драму несоизмеримыми с ней по своему художественному масштабу и жизненному содержанию симфониями Бетховена, Скрябина или Шостаковича. Для подобной музыки нужны глубокие мысли, большие идеи.

Оказывает влияние на выбор музыкальных произведений и стиль автора, его писательская манера. Драматурги непохожи и, следовательно, каждый требует своего музыкального языка.Непродуманный выбор музыки может вступить в противоречие с писательской манерой автора. Подбор музыки к спектаклю часто связан с необходимостью подчеркнуть и выразить в действии романтику, героику, чувство радости, юмор, печаль и т. д. В этом случае невозможно обойтись без богатого наследия классической и современной музыки. При подборе всегда желательно, чтобы условная музыка принадлежала одному автору. Это тем более справедливо, если используется классическая музыка. Причем лучше брать не слишком известные сочинения.

С особой осторожностью следует подходить к программным музыкальным произведениям, которые уже связаны в сознании зрителя с конкретной тематикой или литературными образами. Нельзя забывать, как уже - говорилось, о самостоятельности такой музыки, в результате чего возможен отрыв музыкального образа от сценического.

Подбор танцевальной музыки ведется обычно по предварительной договоренности с постановщиком танца.Как правило, эмоциональная сторона танца является определяющей при введении его в драматический спектакль. Достаточно часто в современных постановках используют западную танцевальную музыку. Современные танцевальные ритмы очень динамичны, но вряд ли с помощью их можно выразить глубокие чувства, искреннее настроение. В связи с чем, характер музыки может не совпадать с характерами действующих лиц или с образным строем всей постановки.

Мы рассмотрели лишь самые основные факторы, определяющие в той или иной степени подбор музыки при оформлении представления. Но, естественно, нельзя эти факторы рассматривать изолированно один от другого и вне драматургического материала.

Хороший подбор музыкальных произведений в совокупности с профессионально проведеннойкомпиляцией имеет известную художественную ценность, и такая работа над музыкальным оформлением спектакля, несомненно, относится к творчеству.

III. Звукотехническое оформление спектакля

3.1. Звуковые эффекты в музыкальном оформлении спектакля

Все многообразие звуковых эффектов, встречающихся в практике оформления драматической постановки, можно свести к следующим основным видам: эффект панорамирования звука; эффект имитирования; эффект унисонного звучания; эффект реверберации; эффект звуковой перспективы.

Эффект панорамирования звука заключается в том, что тем или иным способом создается иллюзия перемещения источника звука по сцене или зрительному залу во время сценического действия. Техника получения такого эффекта сравнительно проста — группы выбранных громкоговорителей коммутируются на микшерное устройство таким образом, чтобы при последовательном введении каждого регулятора сигнал с определенным уровнем поступал на те или иные громкоговорители. Наиболее часто панорамирование проводится как один из технологических приемов музыкального сопровождения спектакля. Так, например, если перед началом спектакля в зрительном зале звучит музыкальное вступление, то с открытием занавеса музыку плавно переводят в глубину сцены, тем самым давая возможность зрителю услышать первые реплики актеров. Или если картина или акт заканчивается музыкой, звучащей с арьера сцены, то с закрытием занавеса ее переводят в зрительный зал. Однако наиболее часто панорамирование звука проводится как один из художественных приемов оформления. В этом случае этот эффект помогает создать на сцене необходимую атмосферу действия, максимально приближающуюся к реальной действительности. Этот эффект может быть использован в спектакле и без всякой связи с его сюжетом, особенно в сценах, где обычных выразительных средств актерской игры оказывается недостаточно. Интересным примером этому может служить спектакль «На балу удачи» (Московский драматический театр на М. Бронной), рассказывающий о жизненном пути известной французской певицы Эдит Пиаф. В одной из сцен этого спектакля надо было как-то передать сильное душевное потрясение героини, получившей сообщение о гибели близкого человека. После долгих поисков сцена была решена как своеобразная звуковая галлюцинация, возникающая в сознании героини. Эдит в прострации стоит на просцениуме, отдельные музыкальные фразы, обрывки популярных мотивов и куплетов из ее песен, перекрываемые мощным звучанием органа, волнами накатываются на нее из глубины сцены и уходят в сторону зрительного зала. Затем какофония звуков возвращается, и в тот момент, когда эта беспорядочная музыка проносится над героиней, она звучит с максимальной силой, заставляя Эдит съеживаться от возникающих видений. Так с помощью звукового эффекта оказалось возможным воплотить на сцене замысел режиссера.

Во многих постановках актеру по ходу сценического действия приходится играть на том или ином музыкальном инструменте или петь. Однако далеко не каждый актер может достаточно профессионально осуществить задачу. И тогда прибегают к эффекту имитирования. Актер на сцене делает вид, что играет на инструменте или поет, а на самом деле используют фонограмму с записью «игры» или пения исполнителя.

Данный эффект заключается в том, что при музыкальном сопровождении одновременно со звучанием театрального оркестра воспроизводится фонограмма этого же музыкального произведения. Как бы качественно ни была записана фонограмма, как бы искусно она ни вводилась в сценическое действие, все же налет некой механичности в ее звучании всегда ощущается. С другой стороны, малочисленный состав театрального оркестра, размещенный в оркестровой яме или даже за кулисами, не в состоянии создать необходимое эмоциональное звучание музыкального произведения. Таким образом, «живой» оркестр вносит в исполнение эффект, присутствия, непосредственность, подчеркивает нюансы звучания, которые часто пропадают в записи, а фонограмма может звучать со всех точек зрительного зала и сцены с мощью, недоступной небольшому оркестру. Прием унисонного звучания используется не часто, но он прочно вошел в арсенал выразительных средств музыкального оформления постановок. Для того чтобы оркестр во время исполнения не смог случайно разойтись в звучании с фонограммой, рядом с ним размещают мониторную звуковую линию.

В современных постановках широко используется микрофонная техника. В зависимости от стиля постановки и художественного замысла микрофоны на сцене устанавливают совершенно открыто или, наоборот, тщательно маскируют. Усиление вокальных выступлений актеров, оркестра, хора, отдельного музыкального инструмента — задача не только техническая, но и художественная.

3.2. Шумовое решение спектакля. Классификация и функция театральных шумов.

Шумовоеоформление постановки достигается путем введения в нее шумовых эффектов. Шумовой эффект - искусственное воспроизведение шумов, естественных и неестественных. Их следует отличать, хотя это и не всегда легко, от слова, музыки, звукоподражания и от шумов, порождаемых сценической площадкой.Шумовой эффект может производится на сцене, когда он мотивирован фабулой, или за ее пределами с помощью разного рода технических средств.

Драматургические функции шумов:

1. Эффект воспроизведения реальности. Имитация звуков (телефонный звонок, шум ветра за окном, работающее радио и т.д.) включается в процесс драматического действия.

2. Создание среды или атмосферы. Звуковое оформление вызывает в сознании реципиента ассоциации, характеризующие данную среду.

3. Звуковой фон. Создание образа конкретного места, той или иной глубины пространства, определенной атмосферы.

4. Звуковой контрапункт. Создание эффекта параллельного сценическому действию.

Режиссер обязан уделять максимальное внимание звуку. Он должен сломать в себе потребительское отношение к понятиям шумы, музыка, речь. Любое действие - есть музыка, шум, гул времени, слышимое пространство. Как различно звучит тишина пустыни и тишина камеры смертников, как различно гудит ветер у подножия египетских пирамид и на поле брани. Иногда пространство воет и плачет. Время, история это - гул толп и плач детей, топот тысячи ног.

3.3. Звуковая партитура спектакля

Свой замысел музыкального и шумового оформления постановщик начинает практически воплощать в репетиционный период работы над спектаклем. На заключительном этапе репетиционной работы, когда  все музыкальные  и шумовые номера определены, то есть, установлены реплики на включение и выключение, звуковые планы и уровень звучания для каждого звукового фрагмента, звукорежиссер составляет окончательный вариант звуковой партитуры. Партитура является документом, следуя которому проводят звуковое сопровождение проекта. Она сверяется с режиссерским экземпляром сценария и утверждается.

В заключение напомним, что обязательным условием плодотворной работы над музыкой к спектаклю является регулярное прослушивание как классического музыкального наследия, так и всех новых произведений крупных и малых форм.

В процессе этой работы рекомендуется вести список прослушанных произведений, критически осмысливая каждое из них и делая специальные отметки о характерных их особенностях и возможных случаях использования этих произведений при музыкальном оформлении постановок. Записи о прослушанных музыкальных произведениях удобно вести по рубрикам, как, например, драматические, лирика, природа, героическая эпопея, юмор, вальсы, цыганские романсы и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Владение теорией и техникой музыкального оформления спектакля является необходимой составной частью профессиональной подготовки режиссера.

 Преподаватель, руководитель любительского коллектива, не имея профессионального образования режиссера и даже в отсутствии композитора или музыканта, как правило, все же понимает, что организация музыкального пространства спектакля подчиняется неким законам. Какого бы принципа не придерживался руководитель,  режиссер любительского коллектива в работе над музыкальным решением спектакля, он, прежде всего, сталкивается с задачей музыкального подбора, то есть составления музыкальной партитуры спектакля. От руководителя коллектива, преподавателя, режиссера требуется осознанный подход к процессу озвучивания спектакля

То есть, другими словами, создавая звуковую партитуру спектакля мы не просто иллюстрируем события спектакля. В определенном смысле мы создаем мир, вселенную, в которой наши герои будут жить, и умирать, любить и ненавидеть, радоваться и страдать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010. 163 с
  2. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
  3. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 1994. - 32с.
  4. Козюренко Ю.И. Основы звукорежиссуры в театре: Учеб. пособие для театр. учеб. заведений. - М.: Искусство, 1975. - 248 с.
  5. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. - М.: Советская Россия, 1981.
  6. Марголин Л.М. Музыка в театрализованном представлении. — М.: Советская Россия, 1981.
  7. Карп Вячеслав Ильич. Основы режиссуры.