Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные театралы»
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.
Театральные занятия являются частью воспитательной и образовательной работы не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_yunye_teatraly_rozhkova_e._v.docx | 101.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №123»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Директор
МАОУ СОШ № 123
школы Старикова О. В.
Протокол №___ от «___» ________ _________________________
2023 года
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Юные театралы»
Возраст обучающихся: 8 – 9 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Рожкова Е. В..
Педагог дополнительного
образования
2022 г.
Паспорт
дополнительной общеобразовательной программы
Название ДОП | Школьный театр «Маскарад» |
Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат | Принимать участие в городских и школьных конкурсах |
Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней) | 1. Учебный план дополнительного образования детей в МАОУ СОШ №123 2. Положение о дополнительном образовании детей в МАОУ СОШ № 123 |
Материально-техническая база | Учебный кабинет, театральный зал, оснащенный компьютером, проектором и экраном. |
Год разработки, редактирования | 2023год |
Структура программы | 1. Титульный лист. Комплекс основных характеристик программы 2. Паспорт программы. 3. Пояснительная записка (в том числе – цель, задачи, планируемый результат). 4. Учебно-тематический план (учебный план). 5. Содержание программы. Комплекс организационно-педагогических условий 6. Календарный учебный график. 7. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. 8. Список литературы. |
Направленность | Художественная |
Направление | Театральное |
Возраст учащихся | 8-9 лет |
Срок реализации | 1 год |
Новизна | Применение системно-деятельностного подхода при подаче материала. |
Актуальность | Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. |
Цель | развитие художественно-эстетическое личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков. |
Ожидаемые результаты | Метапредметные: - знать правила техники безопасности; - уметь применять полученные знания, умения и навыки в процессе коллективно-творческой деятельности; - знать духовно-нравственные обычаи нашей страны; - разовьет свои творческие способности. Предметные: - знать историю русского и зарубежного театра; - знать основные театральные понятия; - знать основы театрального искусства; - иметь развитые творческие способности (память, воображение, фантазию, внимание) - знать основы сценической речи; Личностные: - уметь культурно общаться; - проявлять интерес к театральному искусству; -уметь действовать в коллективе; -быть работоспособным, ответственным, выносливым; -сформировано чувство гражданственности и патриотизма -быть коммуникативно развитым. |
Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные) | Фронтальные (12 – 15 человек), групповые, при необходимости – индивидуальные. |
Режим занятий | 2 часа в неделю |
Формы подведения итогов реализации | Отчетный концерт, участие в муниципальном смотре театральных коллективов. |
Оглавление
- Нормативно-правовые документы………………………………………………5 стр.
- Комплекс основных характеристик программы…………….. ………………..6 стр.
- Пояснительная записка……………………………….. ………………...6стр.
- Цель и задачи программы……………………………. ………………...11 стр.
- Содержание общеразвивающей программы. Учебный план…………12 стр.
- Содержание учебного плана…………………………………………….13 стр.
- Планируемые результаты программы………………………………….15 стр.
- Комплекс организационно-педагогических условий………………………….16 стр.
- Календарный учебный график…………………………………………..16 стр.
- Условия реализации программы………………………………………..16 стр.
- Формы аттестации/контроля и оценочные материалы………………...19 стр.
- Список литературы………………………………………………………………20 стр.
- Приложение 1…………………………………………………………………….21 стр.
- Нормативно-правовые документы
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные театралы» основывается на нормативных правовых актах и государственных программных документах:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка.
Направленность программы: художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные театралы» (далее программа) разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и государственными программными документами:
Федеральный уровень:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Далее-СанПиН)
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка и организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196».
- Приказ Миноборонауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ».
Региональный уровень:
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области».
- Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Уровень учреждения:
- Учебный план дополнительного образования детей в МАОУ СОШ № 123
- Положение о дополнительном образовании детей в МАОУ СОШ № 123
Актуальность программы связана с необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и раскрепощенности.
Театральные занятия являются частью воспитательной и образовательной работы не только потому, что в них упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития. Участвуя в театрализованных занятиях, ребенок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Занятия искусством, в том числе и театром, являются важным средством социальной адаптации, эмоциональной разрядки и содействуют не только воспитанию, но и душевному здоровью ребенка. Творчески участвовать в театральной игре означает обнаруживать противоречия между искусством и жизнью. Художественное преодоление противоречия в процессе театральной коммуникации всегда вызывает состояние противоположное депрессии.
На занятиях обучающиеся включаются в сотрудничество, активный поиск знаний, умений и навыков. Программа ориентирована на сочетание теоретических знаний с системой учебно-творческих заданий, помогающих детям применять полученные знания в собственном творчестве. Это опыт актерской работы над текстом пьесы или литературного произведения другого рода (басня, проза, лирическое стихотворение, импровизация этюда, чтение в лицах, непосредственное участие в сценках).
Отличительной особенностью программы «Юные театралы» является:
- На данную программу зачисляются дети, которые прошли обучение по программе «Маленький театр»,
-Большая часть программы отводится под импровизационную деятельность, что и позволяет как можно лучше развить способность креативно и продуктивно мыслить, повысить уровень самоорганизации для дальнейшей самостоятельной деятельности.
-Репертуар и физическая нагрузка спланированы с учетом специфики возраста, интересов и физического развития обучающихся.
Адресат программы: обучающиеся, возрастом от 8 до 9 лет. В творческое объединение принимаются дети, которые прошли обучение по программе «Маленький театр». Набор обучающихся в группы проходит через отбор, где обучающиеся должны показать свои артистические навыки и умения.
Возрастные особенности детей младшего возраста
К младшему школьному возрасту относится возраст ребенка от 6-7 до 9-11 лет. Этот период соответствует обучению в начальных классах. Физическое развитие ребенка носит спокойный и равномерный характер, а вот эмоционально-интеллектуальная сторона претерпевает серьезные изменения.
Важнейшие изменения в привычный уклад ребенка вносит поступление в школу, изменяя его положение в социуме: как в семье, так и в коллективе. Обязанность приобретать новые знания отныне – основная ведущая деятельность, требующая дисциплины, организованности и серьезного труда.
В период младшего школьного возраста память претерпевает ряд существенных изменений, она становится опосредованной и сознательно регулируемой, приобретает черты произвольности.
В первом классе мотивация к учебной деятельности особенно ярко выражена, что основано на желании получать одобрение в кругу семьи и от учителя или же на мотивах взаимоотношений внутри коллектива. С возрастом ребенка и переходом на другую образовательную ступень мотивационный уровень может постепенно снижаться, ведь общественная позиция уже завоевана, и ребенок может не видеть перед собой дальнейших целей. Чтобы этого не происходило, необходима новая значимая мотивация для учебной деятельности. Для совершенствования и закрепления достижений нужно найти для младшего школьника дополнительный вид деятельности,
Мышление постепенно развивает способность к отражению существенных признаков и свойств явлений или предметов. Ребенок младшего школьного возраста учится делать первые выводы и обобщения, находить аналогичную связь. Благодаря переработке и преобразованию полученного опыта в прошлом, соединении полученных впечатлений в новые комбинации, развивается творческое воображение ребенка. Но в основном ребенок живет настоящим временем и событиями, ведь понимание пространства и временных отрезков у него только начинает развиваться. В этот возрастной период происходит фундаментальная закладка нравственного поведения, усваиваются моральные нормы и основные поведенческие правила. Берет свое начало формирование общественной направленности ребенка.
Отношения с друзьями, учителями и внутрисемейные отношения приобретают в жизни ребенка особую важность. Эмоции в данный период жизни имеют уже более уравновешенный характер, нежели у ребенка-дошкольника. Дети начинают различать ситуационные обстановки, в которых нельзя или можно раскрывать свои чувства, учатся управлять своим настроением и скрывать его от других. Вместе с этим имеет место отзывчивость и эмоциональная впечатлительность.
Опыт жизни в коллективе имеет непосредственное влияние на формирование личностных качеств. Радости или обиды во многом связаны с неуважением или уважением друзей, доверием к ребенку со стороны коллектива.
Для младших школьников характерна дружелюбность и открытость. Им нравится групповая деятельность, совместный досуг и различные игры. Это позволяет каждому отдельному ребенку испытывать чувство уверенности (ведь на общем фоне собственные недостатки или неудачи не так заметны).
Наполняемость одной группы: 15-25 человек. В связи с необходимостью соблюдения правил по технике безопасности и охране труда.
Режим занятий:
занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу с 15 мин. перерывом (1 академический час = 45 минут), в соответствии с Сан ПиН нормами. Общее количество часов в неделю – 2 часа.
Объём общеразвивающей программы составляет 68 часа
Срок освоения общеразвивающей программы. Программа рассчитана на 1 год (9месяцев) обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Форма реализации образовательной программы – традиционная модель реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течении одного года обучения в одной образовательной организации.
Формы обучения:
Очная, групповая, индивидуально-групповая. Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.
Формы подведения результатов: опрос, мастер-класс, творческий отчет, конкурс, практическое занятие, спектакль, открытое занятие, самостоятельная постановка этюдов.
2.2 Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: развитие художественно-эстетическое личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.
Задачи:
Обучающие:
-знакомство с историей русского и зарубежного театра
- обучить основам театрального искусства;
-обучить практическому применению специальных знаний, сформированных умений и навыков в процессе коллективно-творческой деятельности;
-обучить культуре общения;
-обучить духовно-нравственным обычаям.
Развивающие:
-формировать элементарную сценическую, исполнительскую культуру у детей - членов театрального кружка;
-развивать творческие способности, возможности памяти, речи, воображения, логического и творческого мышления каждого ребёнка;
-формировать у детей интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии;
-развивать способности действовать в коллективе для достижения общей цели, не теряя собственной индивидуальности.
Воспитательные:
-воспитать работоспособность, решительность, бережливость, ответственность, выносливость, сопереживание;
-воспитать уважение к культурному наследию своего народа;
-воспитать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
-воспитать стремление к гармоничному развитию личности и совершенствование духовно-нравственных качеств.
2.3 Содержание общеразвивающей программы.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование Темы-предмета | Количество часов всего | Теория | Практика | Формы аттестации/ контроля |
1. | Вводно-организационное занятие | 1 | 1 | Опрос | |
2. | Актерское мастерство | 38 | 13 | 25 | Открытое занятие |
2.1. Внимание и память | 8 | 2 | 6 | мониторинг | |
| 8 | 2 | 6 | Практическое занятие | |
| 4 | 2 | 2 | Практическое занятие | |
| 4 | 2 | 2 | Самостоятельная работа | |
| 4 | 2 | 2 | Самостоятельная работа | |
| 4 | 1 | 3 | Практическое занятие | |
| 4 | 2 | 2 | Самостоятельная работа | |
3. | Сценическая речь | 16 | 4 | 12 | мониторинг |
4. | История театра | 4 | 2 | 2 | тестирование |
5. | Постановка спектакля | 10 | 2 | 8 | Творческий отчет |
6. | Итоговое и контрольное занятие | 1 | 1 | Открытое занятие | |
Итого | 68 | 22 | 46 |
2.4. Содержание учебного плана программы
Тема 1.Вводно-организационное занятие.
Теория: Формирование коллектива. Организационное собрание. Вопросы противопожарной безопасности, технике безопасности, правилам дорожного движения. Знакомство с программой обучения на учебный год. Знакомство с природой театра. Театральные жанры. Знакомство с театральными профессиями. Правила поведения на сцене, за кулисами и в общественных местах. Анкетирование и тестирование обучающихся.
Практика: Игры-знакомства «Бинго», «Назови имя», «Мигалки».
Тема 2 Актерское мастерство
2.1. Внимание и память.
Теория: Понятия внимание и память. Их значение в актерском мастерстве. Три круга внимания. Виды внимания и памяти.
Практика: Упражнение на способность удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. Видеть, слышать, воспринимать, ориентироваться и координироваться в сценическом пространстве с помощью тематических игр. Умение управлять своим вниманием. Игровые упражнения, игры для развития слуховой и зрительной памяти. Игровые упражнения на память физических действий. Умение смотреть и видеть, слушать и слышать. Приёмы релаксации, концентрации внимания. Тренинги и упражнения с приемами релаксации и концентрации внимания. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Игры и упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай» «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко» и др. Игры и упражнения, тренирующие произвольное внимание: «Пишущая машинка», «Били-били-боб», «Кошки-мышки», «Зомби», «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету», «Расслабление и зажим», «Тряпичная кукла» и др. Внимание, направленное на коллективность исполнения заданий. Упражнения и игры: «Замри», «Дружные звери», «Колечко», «Праздник», «Пожелание».
- Развитие воображения и фантазии.
Теория: Понятия воображение и фантазия. Их значение в актерском мастерстве. Виды воображения и фантазии. Пространственное видение. Чувство композиции. Атмосфера пространства. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Непрерывная «кинолента» внутреннего видения. Фантазия как рождение новых идей и образов. Прогнозирование возможного события. Моделирование сюжета.
Практика: упражнения: «Оркестр», «Атмосфера картины», «Ожившая картина», «Броуновское движение», «Фигуры в пространстве» и др. Упражнения и этюды на развитие фантазии и воображения. В мире фантастических открытий. Обыгрывание простых предметов - стула, стола, ручки, линейки, ленты и других, как необычных вещей из будущего - летающий стул, стол со скатертью самобранкой, лента - путеводитель, сама пишущая («самопишущая») рассказы ручка, линейка - фонарь и т.п. Практическое занятие. Парные и коллективные этюды «Молча вдвоём», «Событие» и т. д.
- Предлагаемые обстоятельства
Теория: Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Предлагаемые обстоятельства в жизни, в произведении, в роли.
Практика: сочиняем сказку вместе (по фразе, по одному слову). Упражнения: а) «воображаемый телевизор» Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит. С помощью воображаемого пульта переключать передачи. б) стол в аудитории - это: королевский трон, аквариум с экзотическими рыбками, костер, куст цветущих роз. в) передать друг другу книгу так, как будто это: кирпич, кусок торта, бомба, фарфоровая статуэтка и т. д. д) «Скульптор и Глина» Дети распределяются парами. Договариваются между собой, кто из них «Скульптор», а кто — «Глина». Скульпторы лепят из глины: животных, спортсменов, игрушки, сказочных персонажей. Затем меняются ролями.
- Этюды на взаимодействие.
Теория: Понятие этюд. Театральный этюд. Принципы взаимодействия на сцене. Взаимодействие с партнером, с предметом.
Практика. Разыгрывание игровых миниатюр по циклу С.Маршака «Детки в клетке». По русским народным сказкам, сказкам народов мира и т.п. По стихотворениям Б. Заходера, А. Барто, А. Милна и др. Режиссёры и исполнители - сами ребята.
- Этюдные зарисовки
Теория: Понятие «Событие». Схема построения этюда. Значение оценки факта. Значение подробностей в искусстве. Значение первоначального навыка и анализ собственного этюда.
Практика: этюды на оценку факта. Выполнение этюдов с одним словом, с тремя словами, «дверь» (3 варианта), «телефон» (3 варианта), «книга» (3 варианта). Наблюдения за поведением зрителей во время спектаклей и антрактов в театральном зале, фойе и буфете. Этюды на сценическое взаимодействие.
- Перемена отношения к предмету.
Теория: Понятие память физических действий (ПФД). Методы развития ПФД. Виды эмоциональной памяти.
Практика: Действия с воображаемыми предметами (память физического действия). Упражнения с воображаемым предметом. Постепенный переход от массовых (коллективных) игр, упражнений, этюдов к индивидуальным.
-Выполнение упражнений от простого к сложному (пришиваем пуговицу, играем в снежки, собираем ягоды, цветы, грибы и т.п., ловим бабочку, пушинку, комара, соседскую кошку и т.п.). Упражнение: группа зрителей — группа исполнителей.
- Перемена отношения к партнеру
Теория: Понятие сценическое отношение к партнеру. Взаимодействие партнеров друг на друга, их взаимосвязь и взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах. Чувство партнерства, умение убеждать. Сострадание и соучастие.
Практика: Этюды: без слов, органическое молчание, с одним или несколькими словами, со словами на заданную тему (убедить, оправдать, зоопарк и др.). Этюды-пристройки.
Тема 3. Сценическая речь.
Теория: Знакомство с возможностями речевого аппарата.
Практика: Упражнения, развивающие речевой аппарат, дикция и артикуляция, речевые игры на развитие, речевые такты и логические паузы орфоэпия, техника речи, приемы работы над текстом, культура речевого общения, умение владеть грамотной речью в основных жизненных ситуациях.
Тема 4. История театра.
Теория: История русского театра. История зарубежного театра. Виды театров. Театральные профессии. Выдающиеся актеры и театральные деятели. Современный театр.
Практика: Просмотр презентаций. Фильмов о театре. Тестирование.
Тема 5. Постановка спектакля
Теория: Знакомство с пьесой. Разбор текста по ролям, событиям. Правила работы с постановочным материалом.
Практика: Репетиции. Генеральный прогон. Премьера спектакля.
Тема 6. Итоговое и контрольное занятие
Теория: подведение итогов.
Практика: Открытое занятие.
2.5. Планируемые результаты
Для определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения.
Комплексную оценку составляет совокупность результатов, характеристика способностей, приобретенных обучающимися. Личностные, метапредметные и предметные результаты необходимы для индивидуальной и педагогической помощи и поддержки обучающихся.
Метапредметные:
- знать правила техники безопасности;
- уметь применять полученные знания, умения и навыки в процессе коллективно-творческой деятельности;
- знать духовно-нравственные обычаи нашей страны;
- разовьет свои творческие способности.
Предметные:
- знать историю русского и зарубежного театра;
- знать основные театральные понятия;
- знать основы театрального искусства;
- иметь развитые творческие способности (память, воображение, фантазию, внимание)
- знать основы сценической речи;
Личностные:
- уметь культурно общаться;
- проявлять интерес к театральному искусству;
-уметь действовать в коллективе;
-быть работоспособным, ответственным, выносливым;
-сформировано чувство гражданственности и патриотизма
-быть коммуникативно развитым.
3. Комплекс организационно – педагогических условий.
3.1. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№ | Основные характеристики образовательного процесса | |
1. | Количество учебных недель | 34 |
2. | Количество учебных дней | 68 |
3. | Количество часов в неделю | 2 |
4. | Количество часов | 68 |
5. | Недель в 1 полугодии | 16 |
6. | Недель во 2 полугодии | 18 |
7. | Начало занятий | 2 сентября |
8. | Каникулы | С 29.10.2022 по 06. 11. 2022 С 28. 12.2022 по 08. 01. 2023 С 18. 03. 2023 по 26. 03. 2023 С 26. 057 2023 по 31. 08. 2023 |
9. | Выходные дни | нет |
10. | Окончание учебного года | 26 мая 2023г. |
3.2. Условия реализации программы.
Материально – технологическое обеспечение:
Для полноценных занятий и проведения мероприятий студии необходимы:
- Зал – театральный или актовый, оборудованный сценической площадкой, зрительскими местами, а также оснащенный специальным театральным освещением и звуковоспроизводящим оборудованием – для проведения спектаклей, репетиций, общекружковых мероприятий и занятий.
- Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, используемой как по прямому назначению, в качестве рабочих поверхностей, так и в качестве выгородок.
- Гримёрная – помещение для переодевания и подготовки к занятиям.
- Декорационно-костюмерная – помещение для хранения костюмов, реквизита и другого имущества.
- Ноутбук - 1 шт.
- Музыкальная фонотека:
- аудио и видеокассеты;
- диски с записью сказок и постановок, диски с музыкой (классической и детской)
- костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
- элементы костюмов для создания образов;
- сценический грим
- видеокамера для анализа выступлений
Кадровое обеспечение
Реализация программы осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, обладающим профессиональными знаниями в сфере театрального искусства.
Методическое обеспечение
I. «Методическое сопровождение программы»
- Методические материалы:
- пособия (см. Список литературы),
- справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
- дидактический материал (сценарный отдел).
- Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.
- Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
- План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.
II. «Диагностические материалы»
- Формы аттестации/контроля:
- собеседование, беседа;
- игровые задания для определение уроувня практических умений и теоретических знаний;
- отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
- презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
III. «Дидактические материалы»:
- тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
- материалы диагностических и обучающих игр;
- видеопрезентации, электронные презентации.
3.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе осуществляется согласно календарного учебного графика.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: собеседование с обучающимися и родителями.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки – собеседование, анкетирование, опрос, мониторинг, наблюдение, творческий отчёт.
Итоговый контроль может принимать формы спектакля, открытого занятия.
Формы аттестации: открытое занятие, устные опросы, творческий отчет детского объединения, выставочная деятельность.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по программе. Основной показатель освоения программы – выполнение программных требований по уровню подготовленности обучающихся.
Контрольно-измерительные материалы предусматривают не только осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворенности качеством дополнительных образовательных услуг.
Система поощрений:
- благодарственные письма кружковцам и их родителям;
- дипломы за актерское мастерство;
- творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.
4.Список литературы
Для педагога:
- Алянский Ю «Азбука театра», Ленинград «Детская литература», 1986
- Берлянд И.Е. игра как феномен сознания. – Кемерово, 1992.
- Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
- Гиппиус С.В. «Актёрский тренинг. Гимнастика чувств» Санкт-Петербург, 2006.
- Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту: о социгровой педагогике. – Красноярск, 1999.
- Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
- Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 – М.: Школьная пресса, 2000.
- Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развить художественное восприятие у школьников. – М., 1998.
- МарковП. А. «О Театре. Из истории русского и советского театра.» М. Искусство. 1974. C. 230.
- Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. – М., 1976.
- Никитина А., Тюханова Е. Любите ли вы театр? Учебное пособие по интегративному предмету «Театр». – М., 1997.
Для учащихся:
- Паушкин М. Средневековый театр. – М., 1914.
- Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001
- Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1999
- Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка» http ://zelina14.ucoz.ru/index/0-10
- Театральная энциклопедия. В 5 т. – М., 1961-1967.
17.Энциклопедический словарь юного зрителя. – М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ
Отношение к старшим:
- Вежливость в общении;
- Послушание в выполнении заданий;
- Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
- Доброжелательное отношение к старшим.
Отношение к сверстникам:
- Активное участие в совместной деятельности и играх;
- Чувство эмпатии.
Отношение к самому себе:
- Умение аргументировать свою позицию;
- Самокритичность; уверенность в себе;
- Лидерские качества.
Поведение в семье:
- Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
- Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
- Выполняет ли поручения старших;
- Проявляет ли заботу о членах семьи;
- Правильно ли реагирует на замечания;
- Вежливость в общении со всеми членами семьи.
Вводный контроль
1. Тест:
| Вопрос Из чего складывается театральное | Варианты ответов а) музыка,изоб.искусство |
2.Практические задания:
1.Продолжи фразу: «Если бы у меня была волшебная палочка....».
2.Покажи домашнее животное.
3. Прочитай любое детское стихотворение.
Промежуточный контроль
1.Тест:
No | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Подчеркни дисциплины, необходимые для подготовки актера | а) сценическая речь в) история России д) актерское мастерство е) история театра |
2. | Как называли первых актеров на Руси? | а) шуты в) скоморохи |
3. | Что развивает речь? | а) упражнения со скакалкой в) скороговорки |
Практические задания:
1.Показ этюда на память физических действий (дифференцированный подход).
2.Проведение любой игры с группой.
3.Чтение стихотворения перед группой.
1 Блок. Тест:
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1 | Что такое вертеп? | А) ящик-кукольный театр Б) вертящийся механизм В) игрушка-вертушка |
2 | Что называют одеждой сцены? (Зачеркни ненужное) | а) задник б) штора в) кулисы г) занавес д) падуги |
3 | Что такое актерский этюд? | а) небольшой фрагмент прожитой жизни б) зарисовка на бумаге в) изображение чего-либо |
1. Продолжи фразу: этикет – это правила……
2. Дорисуй глаза, брови, нос и рот
Злость Радость Удивление
Оценивание по 5-бальной системе:
5 баллов - все правильно, отлично;
4 балла -одна ошибка;
3 балла- 2-3 ошибки;
2 балла- 4 ошибки, слабо;
1 балл- 5 ошибок , слабо;
0 баллов - не выполнено;
Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце каждого учебного года в виде показа спектакля для родителей и гостей с участием всех обучающихся.
Критерии оценки выступления и результативности
При оценке выступления используются следующие основные критерии: артистизм и убедительность; эмоциональность и образность; понимание сюжетной линии; понимание задачи и взаимодействие персонажей; сложность исполняемой роли.
Критериями оценки результативности обучения являются:
уровень развития речи,
уровень развития памяти,
уровень эмоционального развития,
глубина эстетического восприятия,
степень пластичности движения, уровень двигательной импровизации, а также.
Приобретённые обучающимися знания, умения и навыки
оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень усвоения.