открытое занятие
конспект открытого занятия на тему:Конспект учебного занятия
на тему:
«Упражнения на глубину и объёмность голоса. Работа над интонационной выразительностью речи»
проведенного педагогом дополнительного образования
Куликовой Светланой Алексеевной
с обучающимися 3 года обучения
на базе г. Сертолово, ул. Молодцова, д. 1, корп. 3
в театральном коллективе «Волшебная флейта»
23 апреля 2024 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kulikova1224g_dlya_attestatsii.docx | 862.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества Всеволожского района»
Конспект учебного занятия
на тему:
«Упражнения на глубину и объёмность голоса. Работа над интонационной выразительностью речи»
проведенного педагогом дополнительного образования
Куликовой Светланой Алексеевной
с обучающимися 3 года обучения
на базе г. Сертолово, ул. Молодцова, д. 1, корп. 3
в театральном коллективе «Волшебная флейта»
23 апреля 2024 года
Всеволожск
2024
Педагог:
Куликова Светлана Алексеевна
Общие сведения:
- наименование творческого объединения: Детский театральный коллектив «Волшебная флейта»
- состав учебной группы: 10 обучающихся 8-13 лет. Третьего года обучения. Девочек – 10ч., мальчиков – 0ч.
Тема занятия: «Упражнения на глубину и объёмность голоса. Работа над интонационной выразительностью речи».
- место в учебном процессе: дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир сцены», раздел: «Основы сценической речи» 3 года обучения.
- степень сложности: занятие средней сложности
Дата проведения: 23 апреля 2024 года
Состав учебной группы: 10 обучающихся 8-13 лет третьего года обучения. Девочек – 10ч., мальчиков – 0ч.
Цель учебного занятия: закрепление полученных навыков и последующее развитие интонации, диапазона голоса, работа над дикцией и дыханием.
Задачи
Обучающие:
- отрабатывать навык правильного сценического дыхания;
- отрабатывать навык четкого произнесения фразы на основе скороговорок;
- продолжать развивать интонационную выразительность речи.
Развивающие:
- продолжать развивать диапазон голосового аппарата;
- развивать творческую свободу и сценическую активность.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать навыки коллективного творчества;
- продолжать воспитывать исполнительскую культуру.
Форма учебного занятия: практическое занятие
Фома организации работы: групповая
Образовательные технологии:
Методы обучения:
- словесные: объяснение, комментарий;
- наглядные: слуховая наглядность, двигательная наглядность;
- практические: тренаж, анализ, самостоятельное и коллективное исполнение.
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- обучение в сотрудничестве.
Материально-техническое оснащение занятия:
- аудитория 34,6 квадратных метров;
- мебель: 3 скамейки, стол;
- магнитофон, флэш - носитель с аудиозаписями.
План занятия.
Этапы занятия | Время | |
1. | Вводная часть | 2,5 мин. |
2. | Основная часть | 40 мин. |
3. | Подведение итогов | 2,5 мин. |
Ход занятия.
Этапы занятия | Методы обучения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
#1042;водная часть – 2,5 минуты | Словесный | Педагог входит в класс: «Здравствуйте, ребята!» «Садитесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжим работу над интонационной выразительностью речи. Будем заниматься упражнениями, которые вам хорошо знакомы. Но прежде, чем мы начнем занятие, ответьте, на вопрос: «Для чего нужно учиться четко и выразительно разговаривать?» «Насколько это важно тем, кто выступает на сцене?» «Как обычно, мы должны подготовить свое тело к работе, настроиться. Сделаем небольшую разминку.» | Учащиеся встают и отвечают: «Здравствуйте!» Дети отвечают. Дети отвечают. Все игры и упражнения учащиеся делают по хлопку или команде педагога. |
#1054;сновная часть – 40 минут | Практический Наглядный Словесный Практический Словесный Практический Словесный Практический | Педагог проводит разминку «Свойства предметов»: Упражнение «Пружинки». Упражнение «Желе» «А теперь мы с вами поработаем над дыханием.» Педагог проводит игры на развитие дыхания: Игра «Воздушные шарики». Игра «Лыжные гонки». (Игра повторяется несколько раз) «Молодцы! Теперь я предлагаю всем встать в круг. Мы с вами поработаем над артикуляцией. Будем отбивать невидимый мяч от пола, с произнесением звукосочетания «тпру». Кто готов показать упражнение?» «Давайте вспомним, как нужно кидать мяч партнёру?» Педагог проводит артикуляционную гимнастику: Игра «Тпру». (игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят упражнение). «Кто из вас хочет напомнить остальным правила игры «Краски»?» Педагог проводит игры на развитие диапазона голоса и интонационную выразительность: Игра «Краски». Игра «Ой-ёй-ёй, ай-яй-яй». «Молодцы! Вспомните, пожалуйста, какие мы с вами знаем скороговорки?» «Давайте выберем одну из них, с которой будем работать.» Педагогом проводится игра со скороговоркой на четкое произнесение фразы и посыл голоса: Игра «От топота копыт пыль по полю летит». | Дети располагаются по классу в хаотическом порядке. По хлопку педагога, двигаются, имитируя «пружины». По хлопку педагога, двигаются по классу, имитируя «желе» под музыкальное сопровождение. Дети садятся на корточки, располагаясь по классу в хаотическом порядке. По хлопку педагога, они начинают постепенно «надуваться», с частым произнесением звука «ш». После «превращения», «шарики» медленно «сдуваются», протяжно произнося звук «с». Дети делятся на две команды, встают напротив друг друга. По хлопку педагога первая команда, имитируя «ходьбу на лыжах», произносит звук «ш», вторая - звук «с». Один из детей показывает. Дети объясняют правила уважительного отношения друг к другу при перекидывании мяча. Один из детей, стоящих в круге «берёт» невидимый мяч. С произнесением звукосочетания «тпру», имитирует отбивание мяча от пола, затем кидает его следующему участнику игры, произнося слово с сильной подачей звука - «хоп!». Один из учащихся объясняет правила. Учащиеся, стоя в круге, открывают «невидимую банку краски», обмакивают в нее «кисть», которой является кисть руки обучающегося. Красят предполагаемый забор, с произнесением от нижнего голосового регистра к верхнему, любого гласного звука («а», «о», «у» и т.д.), звук должен следовать за рукой. Затем, участники игры исполняют это задание по одному, «рисуя», предполагаемой кистью, любой рисунок в воздухе, следуя тому же интонационному выражению. Первый участник игры произносит фразу: «ой-ёй-ёй», с движением рук снизу вверх, затем «передает» фразу следующему участнику, который произносит – «ай- яй- яй», с движением рук сверху вниз. Дети «передают» фразы друг другу по кругу. Дети произносят различные скороговорки. Выбирается одна из скороговорок для игры. Дети хором произносят скороговорку, стоя в круге. После чего, игра продолжается с «невидимым мячом». Один обучающийся перекидывает его, стоящему напротив участнику игры, с вопросительным произнесением скороговорки. Поймавший «мяч» - отвечает ему этой же скороговоркой, перекидывает «мяч» следующему участнику игры. Игра длится до тех пор, пока скороговорку не произнесет каждый участник. Затем желающие, по два человека, выбегают в центр круга и проговаривают скороговорку друг другу, с теми же интонационными оттенками. На следующем этапе дети произносят скороговорку, в образе скоморохов, самостоятельно выбирая интонационное произношение, с посылом к «зрителю», выбегая поочередно в центр круга. |
#1055;одведение итогов – 2,5минуты | Словесный | «Мы с вами хорошо потрудились. И я попрошу вас ответить на следующие вопросы: - Над чем мы сегодня работали? - Что вам особенно понравилось? - Все ли у вас получалось? - Над чем можно было бы еще поработать? -Как полученные навыки могут пригодиться вам в жизни?» В качестве домашнего задания педагог предлагает детям выучить новые скороговорки. «Какая лучшая награда для артиста?» «Давайте мы подарим их друг другу!» Педагог аплодирует ученикам. «Вы сегодня были большие молодцы! До свидания!» | Дети отвечают. «Аплодисменты!» Учащиеся аплодируют. |
Задание учащимся по рефлексии их деятельности.
При выборе задания для учащихся по рефлексии их деятельности учитывалось следующее: цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Целью этого этапа явился анализ учащимися результатов собственной деятельности успешной работы на занятии, корректировка и самооценка как результатов собственной деятельности, так и анализ работы всей группы. Из этого складывается рост мотивации учащихся, активность каждого, рост уровня осознания содержания пройденного материала, способность к развитию речи, осмысление того, что прошли, поняли, усвоили. Таким образом учащиеся учатся определять степень достижения цели, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом), благодаря чему следует рост активности каждого учащегося.
В конце занятия педагог задает вопросы, побуждающие к рефлексии на занятии.
Рефлексия учебной деятельности
Цель этапа | Приемы | УУД | Описание |
Самооценка учащимися результатов учебной деятельности, осознание метода применения нового способа действия. Для реализации цели: - организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества) | «Опрос - итог» | Познавательные: Личностные: Регулятивные: Познавательные: | - Над чем мы сегодня работали? - Что вам особенно понравилось? - Все ли у вас получалось? - Над чем можно было бы еще поработать? - Как полученные навыки могут пригодиться вам в жизни? Домашнее задание: выучить новые скороговорки. |
Подведение итогов занятия. На занятии были отработаны навыки правильного дыхания. Продолжилась работа над развитием диапазона, дикции и интонационной выразительности речи. Закреплялись навыки сценической речи учащихся через творческие задания.
Список использованной литературы (компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы)
- Театр, где играют дети: Учеб. – метод. Пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. А.Б.Никитиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 288 с.: ил.
- Васильев Ю.А. – Сценическая речь: ощущение – движение – звучание. Вариации для тренинга: Учебное пособие. – СПб.: СПГАТИ, 2005. – 342 с.: ил.
- Ирина Феофанова - Актерский тренинг для детей. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 352 с.
- Кипнис, Н. – Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. Михаил Кипнис. – М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009. – 249 с.: ил. – (Золотой фонд актерского мастерства).
5. Интернет-ресурсы: ; ; открытыйурок.рф
Самоанализ учебного занятия
«Работа над интонационной выразительностью речи»
1. Общие сведения:
Учебное занятие было представлено педагогом дополнительного образования МОБУ ДОД Всеволожского района Куликовой Светланой Алексеевной 23апреля 2024 года на базе г. Сертолово, ул. Молодцова, д.1, корп.3.
Для проведения учебного занятия по теме: «Упражнения на глубину и объёмность голоса. Работа над интонационной выразительностью речи» был использован раздел дополнительной общеразвивающей программы по театральной деятельности «Волшебный мир сцены!» – «Основы сценической речи».
На занятии присутствовали учащиеся третьего года обучения. Состав группы: 10 человек. Возраст детей: 8-13 лет. Способности и навыки учащихся по итогам исходной диагностики ближе к среднему уровню.
∙ Ожидаемые результаты. На занятии планировалось закрепить навыки правильного дыхания; продолжить работу над развитием диапазона, дикции и интонационной выразительности речи; закрепить навыки сценической речи в творческих заданиях.
2. Тема учебного занятия: «Упражнения на глубину и объёмность голоса. Работа над интонационной выразительностью речи»
∙ Место в учебном курсе. Интонационная выразительность речи –важнейшее коммуникативное качество, обеспечивающее на риторическом уровне достижение влиятельности высказывания, его действенности. В основе учебного занятия – раздел дополнительной общеразвивающей программы «Волшебный мир сцены!» – «Основы сценической речи» для 3-го года обучения.
∙ степень сложности занятия – выше среднего в целом и для данной группы в частности.
3. Цель учебного занятия: закрепление полученных речевых навыков и продолжение работы над их развитием.
Обучающие:
- отрабатывать навык правильного сценического дыхания;
- отрабатывать навык четкого произнесения фразы на основе скороговорок;
Развивающие:
- продолжать развивать интонационную выразительность речи;
- развивать творческую свободу и сценическую активность.
- продолжать развивать диапазон голосового аппарата.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать навыки коллективного творчества;
- продолжать воспитывать исполнительскую культуру.
Обобщенные задачи
- отработать навыки сценической речи;
- развивать сценическую активность;
- воспитывать навыки коллективного творчества и исполнительской культуры.
4. Содержание учебного занятия:
Содержание занятия соответствовало его целям и задачам, было направлено на:
- развитие творческих способностей у детей: фантазии, воображению (в играх «с предполагаемым мячом»),
- формирование умения владеть своим телом (упражнения «желе», «пружинки»),
- постановку правильного дыхания (игры: «воздушные шарики», «лыжные гонки»),
- формирование начальных навыков сценической речи, импровизации, актерского мастерства.
Выбранные упражнения и игры, а также ход занятия способствовали повышению качества знаний учащихся, развитию устойчивого интереса к обучению и познавательного интереса к театральной деятельности.
5. Тип учебного занятия: практическое.
- Занятие было направлено на закрепление и совершенствование знаний и умений.
- На занятии использовались элементы импровизации в рамках самостоятельной работы учащихся (выразительное интонационное произнесение скороговорок в образе скоморохов).
- По форме это было учебное занятие, так как оно непосредственно связано с предыдущими занятиями программы для 3-го года обучения из раздела «Основы сценической речи».
6. Структура учебного занятия:
- В плане занятия были отражены: тема занятия, план изложения, задания для самостоятельной работы, закрепление знаний и умений.
- Соблюдены традиционные основные этапы занятия: вводная часть, проверка и закрепление материала, который изучили в рамках 3-го раздела программы «Волшебный мир сцены!», повтор и приобретение новых навыков сценической речи (основная часть), подведение итогов и задание на дом.
- последовательность этапов была соблюдена и отвечала целям занятия.
7. Методы обучения:
Методы обучения на занятии соответствовали целям и задачам учебного занятия (упражнения, тренинг, творческие задания, обсуждение). Методы были разнообразны, интересны и понятны детям и в полной мере обеспечивали развитие их познавательной активности. Педагогом использовались следующие приёмы для решения поставленных задач: наглядные (слуховая наглядность, двигательная наглядность), словесные (объяснение, комментарий, ответы детей), практические (тренаж, анализ, самостоятельное и коллективное исполнение). Все используемые приёмы соответствовали возрасту учеников данной группы. Результативность используемых методов подтвердилась в качественном выполнении учащимися заданий.
8. Система работы педагога:
Подача материала, организация работы детей была на доступном для них уровне, в приемлемом темпе, немного ускоренном. Объяснение заданий было чётким и поэтапным. Установка была на осмысление и практическое применение знаний. Были созданы условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка, на основе знания его способностей, потребностей, склонностей. Созданы условия для самостоятельной деятельности, для самовыражения, саморазвития детей. Поведение педагога на занятии было эмоционально, характер общения: субъект– субъективный. Коммуникативные способности, актёрское мастерство, ораторское искусство педагога способствовали созданию благоприятного микроклимата на занятии. Оно проходило в атмосфере доброжелательности, заинтересованности, стремлении научить детей радоваться общению с педагогом, с другими детьми. Отмечались самые малые успехи в индивидуальной работе каждого ученика и ставились новые задачи в групповой работе детей с одинаковым уровнем умений.
9. Система работы учащихся:
Дети были активны, собраны, быстро и умело включались в учебный процесс, с интересом отвечали на вопросы педагога, свободно высказывали собственные суждения, что свидетельствует о дружелюбной атмосфере на занятии и доверительном отношении учащихся к педагогу. Упражнения и творческие задания были выполнены всеми, но на разном уровне. Ни один ребёнок не отказался выполнить самостоятельно задание, это говорит о творческой смелости и активности учащихся, о вере их в собственные силы, стремление к самостоятельной деятельности и способности творчески применять знания и умения. На занятии учащиеся группы показали уровень усвоения знаний, умений – в основном средний.
- Отношение детей к занятию – заинтересованное. Хотя все учащиеся группы имеют некоторый природный талант, т.е. интерес поддерживается самостоятельно, но периодически стимулируется педагогом.
- Отношение к педагогу – как к знающему, увлечённому своим делом.
- Педагог сумел правильно настроить учащихся на работу, стимулировать личностные качества детей: веру в свои силы, избавление от страха перед неудачей, способность детей принимать участие в общем деле. Внешний облик педагога был опрятный, аккуратный, располагал детей к общению и работе на занятии.
На занятии прослеживалось оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между педагогом и учащимися.
Атмосфера занятия была благоприятной. Дети вели себя активно в диалогах с педагогом, были внимательны в исполнении упражнений, проявили способность сосредотачиваться на конкретном предмете. Умело применяли полученные знания и навыки в играх и творческих заданиях. С легкостью и желанием реагировали на приемы активизации. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, веселье.
10. Общие результаты учебного занятия:
- запланированный объем выполнен;
- цель занятия реализована;
- общая оценка результатов эффективности занятия: положительная.
Считаю, что содержание занятия «Работа над интонационной выразительностью речи» полностью соответствует возрастным особенностям обучающихся, а также поставленной цели, где актуальность творческой работы заключалась в том, чтобы посредством коллективного творчества, закрепить полученные речевые навыки и способствовать их дальнейшему развитию.
Учащиеся данной группы особенно увлечены театральным творчеством, всегда активны на занятиях. Имеют сценический опыт. У них достаточно сформированы навыки коллективного общения, дисциплины, культуры поведения, речи. Дети дружелюбны и открыты, с ними легко и интересно работать. Именно поэтому на занятии они проявляли активность и интерес к творческим заданиям, с желанием выполняли тренинги и упражнения. Дети могли рассказать правила игр или показать остальным, как выполнить то или иное упражнение.
Занятие было насыщенным по количеству заданий, последовательность которых была выстроена по методу «от простого – к сложному». Первая часть занятия – это активный подготовительный этап, с играми и упражнениями на развитие дыхания, интонации и диапазона. Вторая часть занятия состояла из творческих заданий, в которых особенно прорабатывались навыки сценической речи, на основе одной скороговорки, что позволило, детям успешно справиться с заданием – на взаимодействие с партнером и «зрителем», которого представляли сами обучающиеся.
Тем детям, которые пропускали занятия из- за болезни, сложнее было выполнять задания на развитие диапазона (переход от низкого звукового регистра к высокому). Более качественному выполнению заданий этим детям мешало небольшое волнение. Но, тем не менее, они активно реагировали на задания и отвечали на вопросы педагога. Обучающимся особенно понравилось выполнение творческих заданий в образе скоморохов, работа в парах и с предполагаемым «зрителем», игра «Краски», разминка с музыкальным сопровождением.
На мой взгляд, поставленные на занятии задачи были выполнены, что показала работа, на основе творческих заданий, проведенная во второй части занятия. Его можно считать продуктивным, так как занятие подготовлено и проведено в соответствии с программой группы и с объемом программного содержания. Занятие соответствовало уровню развития детей данной группы, все этапы занятия отвечали их возрастным особенностям в полной мере.
11. Рекомендации по улучшению качества учебного занятия:
Использовать в творческих заданиях театральный реквизит, элементы сценического костюма (например: скоморошьи колпаки, которые участники заданий могли бы передавать друг другу).
В заключение можно сказать, что самоанализ педагогом своего занятия – это рефлексия собственной деятельности. Совокупность разных методик анализа может дать занятию более полную картину. Это должно мобилизовать педагога и рождать в нем стремление к повышению уровня своего профессионализма.