программа студии "Мастерская художественного слова"
Программа студии "Мастерская художественного слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа студии "Мастерская художественного слова" | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»
Центр дополнительного образования
Дополнительная общеобразовательная программа
«Мастерская Художественного слова»
Программа рассчитана на детей 7-17 лет, базовый уровень
Срок реализации программы 2 года
Составители: Нечаева С.Н.– педагог дополнительного образования,
г.Надым
- Пояснительная записка.
Художественное слово– это искусство, воздействующее на зрителя целым комплексом художественно - эстетических средств.
Программа «Мастерская художественного слова» направлена на ознакомление и овладение учащимися сущностью театрального творчества: «языком действий», выразительностью и содержательностью этого языка; формирование здорового самовосприятия и познание школьниками своих возможностей в творчестве. Занятия направлены на развитие таких личных качеств, способностей и интересов, которые ведут к культурной социальной самореализации, к саморазвитию и самоопределению.
Сущность мастерства художественного слова понимается как создание «образа действий» на основе языкового задания. Театр необходим для детей. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовывать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями.
Актуальность.
В условиях сегодняшней социальной действительности, когда, с одной стороны усиливаются голоса в защиту национальной культуры, её интеллектуальных ценностей, а с другой стороны открыты все информационные «шлюзы» для мощного потока тривиальности и безвкусицы, как никогда важной представляется работа по эстетическому и нравственному воспитанию молодого поколения. Происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового культурного образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как театральное искусство, которое следует рассматривать не только как художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Знакомя детей с языком искусства, мы вводим их в лабораторию творчества, открываем пути художественного познания мира, воспитываем эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, содействуем творческому, интеллектуальному, физическому развитию ребёнка.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена нереализованностью врождённых способностей детей к ораторскому искусству и актёрскому мастерству, их творческого потенциала, проявляющими интерес к сценической деятельности. Через обучение выполняется работа по эстетическому и нравственному воспитанию ребёнка, решается потребность в межличностном общении.
Педагогическая целесообразность.
Одним из главных показателей становления личности является эстетическое воспитание личности ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое- формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие - приобщение к искусству и художественной деятельности. В специально организованной театрально художественной деятельности учебного объединения под влиянием окружающей среды и формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.
В каждом ребёнке от природы заложены творческие, коммуникативные и познавательные способности. Через пробы и ошибки, через развитие интереса и любви к собственной исполнительской деятельности, обогащение опытом, формирование представления о критериях, определяющих, что значит «хорошо играть» и «плохо играть» - обучающиеся приближаются к постижению основ актёрского мастерства.
Данная образовательная программа реализуется с учётом принципов:
- Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
- Принцип самореализации.
- Принцип равных возможностей.
- Принцип доверия и открытости.
- Принцип создания «ситуации успеха».
- Принцип личностно – ориентированного подхода.
- Принцип включенности детей в реальные события, мероприятия, праздники.
Новизна данной образовательной программы заключается:
- В интегрированном характере изучения курса, который включает в себя как основы художественного слова, кукольного театра, так и актёрского мастерства.
- В обобщении и структурировании сведений по блокам «Ассоциативное мышление», «Искусство звучащего слова», «Мастерство актёра», «Сценическое движение», «Сценарное мастерство», адаптированных для практической работы в рамках деятельности детского творческого объединения.
- В использовании межпредметных связей: литература, музыка, изобразительное искусство, история, технология.
Программа имеет логическую структуру построения. Образовательный процесс определён 8 блоками, в каждом из которых свои цели и задачи.
Программа учебного объединения «Театралы» состоит из 8 блоков.
- I блок – «Введение в специальность».
- II блок – «Познай себя и других».
- III блок – «Основы культуры речи».
- IV блок - «Коммуникативные способности»
- V блок – «Искусство звучащего слова» (Сценическая речь).
- VI блок – «Искусство кукольного театра».
- V II блок – «Сценическое движение».
- V III блок - «Актёрское мастерство».
Цели и задачи программы.
Цель образовательной программы: Формирование основ духовной, и эстетической культуры, нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщение к литературно-драматическому искусству и художественно-исполнительской деятельности.
Задачи:
- Заложить основу общетеоретических знаний в области народных традиций, речевого искусства;
- Формировать специальные умения и навыки театрального и кукольного искусства;
- Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей и индивидуальных склонностей;
- Способствовать творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;
- Формировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе межличностного общения;
- Включить воспитанников в процесс подготовки и проведения различного рода мероприятий;
- Создать условия для социального, культурного и профессионального самоопределения.
I блок – «Введение в специальность»
Цель: адаптация детей к новому виду деятельности, к новым условиям учебного объединения и учреждения.
Задачи:
- ознакомить учащихся с историей возникновения театра; основными терминами и понятиями; многообразием выразительных средств в театре; видами литературы и их жанрами;
- рассмотреть и изучить компоненты поведения в актёрском искусстве;
- развивать навыки чтения и анализа литературных произведений; возможности преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию партнёров;
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, чувство прекрасного, интерес к театру; чувство взаимопомощи.
II блок – «Познай себя и других»
Цель: создание условий для самопознания и самоанализа с целью формирования адекватного «Я».
Задачи:
- составить представления о типологических свойствах и темпераменте человека, изучить их;
- обобщить и систематизировать знания о пяти органах чувств, оценив их важность для профессии актёра;
- овладеть методиками развития воображения, внимания и памяти;
- развивать навыки общения; эмоциональность и фантазию; способности к чувственным восприятиям и сенсорным ощущениям;
- воспитывать культуру общения.
III блок – «Основы культуры речи»
Цель: формирование основ культуры речи, овладение нормами и правилами.
Задачи:
- ознакомить с основами культуры речи, с правилами и нормами общения; со средствами эмоционально – образной выразительности, видами пауз;
- формировать способности ведения монолога, диалога, полилога;
- развивать навыки орфоэпии (произношении и словоупотреблении);
- воспитывать культуру общения в коллективе.
IV блок «Коммуникативные способности»
Цель: формирование первичных навыков социальных коммуникаций.
Задачи:
- познакомить с видами и способами коммуникативного взаимодействия в социуме;
- развивать коммуникативные и организаторские способности, логику монологической, диалогической и сценической речи;
- способствовать удовлетворению потребности учащихся в межличностном общении.
V блок – «Искусство звучащего слова» (Сценическая речь)
Цель: организация системной работы по формированию знаний, умений и навыков в области искусства звучащего слова.
Задачи:
- ознакомить с нормами и правилами произношения и употребления структурных, лексических, грамматических и акцентологических единиц речи;
- учить владеть (управлять) силой голоса, логически правильно интонировать текст;
- научить сочинять истории в предполагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
- развивать навыки фонационного дыхания, правильной дикции и частоты произношения, выразительного чтения; способности дыхательного и речевого аппарата, умения имитировать голоса, музыкальные способности и слух;
- воспитывать бережное отношение к своему голосу, любовь к песне; любовь к поэзии и уважение к творчески одарённым людям.
VI блок – «Искусство кукольного театра»
Цель: сочетание общего развития образного и ассоциативного мышления детей со специальным, связанным с реализацией кукольного и театрального образа и необходимым для этого сценическим мастерством.
Задачи:
- познакомить с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире; происхождением и видами кукол;
- научить умению определять идею произведения, сверхзадачу; анализировать пьесу – сказку, давать характеристику героям;
- научить владению темпом, ритмом, чувством пространства сцены; владеть вождением перчаточной куклы;
- формировать умения в использовании выразительных возможностей куклы; умения общаться со зрителем и партнёром через куклу;
- развивать умение имитировать движение в пластике, создавать образы сказочных героев и животных;
- развивать память, интеллектуальное и образное мышление; способности дыхательного речевого аппарата; музыкальные способности и слух;
- воспитывать духовность, понятие добра и зла; основы нравственности на примере поведения героев сказки; эстетическое восприятие окружающего мира;
- воспитывать умение общаться друг с другом, адекватно вести себя и эмоционально реагировать в соответствии с сюжетом сказки.
VII блок – «Сценическое движение»
Цель: обучить основам сценического движения посредством тренинговых игр, этюдов и упражнений.
Задачи:
- познакомить с происхождением жанра - пантомима, его особенностями
- научить владеть своим телом и мимикой; элементами пластики рук;
- учить видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявление определённой индивидуальности человека;
- учить достигать визуального баланса сцены и отражать конфликты сцены;
- развивать умения имитировать движения в пластике;
- развивать навыки сохранения скорости темпо – ритма с учётом характера сценических действий; координацию и синхронность движений; навыки хореографии.
- способствовать воспитанию творческой личности посредством включения в процесс подготовки мизансцен;
- воспитывать эстетический вкус.
VIII блок - «Актёрское мастерство»
Цель: овладение сущностью исполнительского театрального творчества и познание воспитанниками своих возможностей в творчестве.
Задачи:
- ознакомить с основными элементами актёрской игры, учитывая принцип комплексного их использования;
- совершенствовать и развивать навыки актёрского мастерства; формировать умение создавать образ и правильно соотносить его с характером мероприятия;
- научить расслабляться, концентрироваться на ощущениях, используя все возможности своего тела, голоса, воображения;
- научить анализировать роль, определять «зерно» характера;
- способствовать формированию и развитию умений и навыков в искусстве импровизировать;
- воспитывать правильное отношение к работе над собой, уверенность в своих силах, умение помогать друг другу.
- Воспитывать уважение к людям искусства.
Отличительными особенностями данной дополнительной образовательной программы являются:
- модификация методик обучения актёрской грамоте («Театральный фургон», автор Корнишина С.Н.; «Актёрская грамота», авторы Ершова А.П. и Букатов В.М., «Академия КМ», автор Е.Н.Болтенко), адаптация к условиям региона путём внесения в учебный план подготовку и участие в ежегодном районном смотре-конкурсе «Театральная весна».
- устранение противоречий в наличии потребности подростков в межличностном общении, но отсутствии первичных навыков социальных коммуникаций, путём отведения часов на формирование первичных навыков социальных коммуникаций.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста (7 -17 лет) и учитывает стремления детей в межличностном общении, стремление к самореализации и желание участвовать в художественной самодеятельности.
Набор обучающихся свободный, независим от национальной и половой принадлежности, социального статуса родителей или законных представителей. Учебные группы, как правило, формируются из учащихся одной возрастной принадлежности, но не исключается и разновозрастный состав. Возможен переход детей из одной группу в другую. Количественный состав учебной группы 12-15 человек.
Сроки и этапы реализации данной программы
Программа рассчитана на два года обучения.
Общий объём часов:
- первого года обучения - 72 часа в год, недельная нагрузка – два часа (один раз в неделю по два учебных часа), с переменами в 10 минут;
- второго года обучения - 72 часа в год, недельная нагрузка – два часа (один раз в неделю по два учебных часа), с переменами в 10 минут.
Основной формой обучения является учебное занятие. Место проведения – учебный кабинет, концертный зал. Время проведения – в свободное от школьных занятий время.
Принципы реализации программ
- Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
- Принцип самореализации.
- Принцип равных возможностей.
- Принцип доверия и открытости.
- Принцип создания «ситуации успеха».
- Принцип личностно – ориентированного подхода.
- Принцип включенности детей в реальные события, мероприятия, праздники.
В основе образовательной деятельности лежит индивидуальный и личностно - ориентированный подход обучающихся, учёт возрастных, эмоциональных, творческих и коммуникативных способностей.
Ожидаемые результаты от реализации программы, виды контроля:
- повышение уровня развития творческих, коммуникативных и познавательных способностей;
- подготовка воспитанника, владеющего техникой и культурой речи, основами актёрского мастерства и сценического движения;
- умение адекватно оценивать результаты совместной деятельности;
- творческая активность за пределами образовательного учреждения;
- повышение культуры общения в коллективе, удовлетворение в потребности межличностных отношений;
- повышение уровня эстетической культуры;
- текущая перспективная сохранность контингента;
- удовлетворение учащихся и родителей жизнедеятельностью объединения; достижения учащихся в конкурсах, проводимых за пределами образовательного учреждения.
Виды контроля:
- Предварительный контроль, выявляющий подготовленность учащихся к актёрскому мастерству.
- Текущий контроль – систематическая проверка результативности обучения, диагностика качества знаний, умений, навыков.
- Итоговый контроль – участие в социально – ориентированных проектах, школьных мероприятиях, городских конкурсах, открытые занятия.
- Первый год обучения
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | - | 2 |
2 | Введение в специальность. | 2 | 8 | 10 |
3 | Познай себя и других. | 2 | 8 | 10 |
4 | Основы культуры речи. | 2 | 8 | 10 |
5 | Искусство звучащего слова (сценическая речь). | 6 | 16 | 22 |
6 | Искусство кукольного театра. | 6 | 4 | 10 |
7 | Выездные занятия. | 2 | 2 | |
8 | Диагностика. | 2 | 2 | |
9 | Работа с родителями. | 2 | 2 | |
10 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Всего часов: | 72 |
Содержание программы
- Вводное занятие.
Знакомство с детьми. Беседа на тему: «Театральная деятельность школьников».
Правила поведения в У.О. Правила внутреннего распорядка. Порядок и дисциплина.
Требования безопасность труда. Инструктаж по противопожарной безопасности.
Организационные вопросы. Обсуждение планирования работы на учебный год.
Работа по карточкам – тестам (тесты на знакомство).
2. Введение в специальность.
Тема: История театра (нетрадиционный урок).
Теория: Сообщение познавательных сведений по теме «У истоков истории».
Представление жюри.
Практика: Конкурсная программа. Игровая терапия. Награждение.
Тема: Театральная энциклопедия.
Теория: Основы театральной культуры. Элементарные знания и понятия профессиональной терминологии театрального искусства. Словарь театральных терминов. Театр – экспромт.
Практика: Работа по карточкам с театральными терминами и понятиями. Просмотр иллюстраций. Запись основных понятий в рабочую тетрадь. Работа по подготовке мини – пьесы из школьной жизни в одно действие. Показ.
Тема: Многообразие выразительных средств в театре.
Теория: Виды театрального искусства. Виды литературы и их жанры. Толкование литературных терминов, сущность и их значение. Беседа на тему «Многообразие выразительных средств в театре» (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное сопровождение и шумовое оформление). Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актёра. Культура зрителя.
Практика: Чтение и анализ литературных произведений (работа в группах)
Тема: Значение поведения в актёрском искусстве.
Теория: Лекция – доклад на тему «Значение поведения в актёрском искусстве». Возможности актёра «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнёров. Компоненты поведения (интонация, мимика, жест). Выразительность действий по наблюдениям в жизни, этюдах, художественной литературе, кино и театральном искусстве, живописи. Термин «распро-ультро-натуральное действие».
Практика: Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Упражнения на «распро-ультро-натуральное действие. Превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощником).
3. Познай себя и других.
Тема: Типологические свойства и темперамент.
Теория: Краткая характеристика темперамента. Типы темперамента. Сочетание темперамента с другими свойствами личности. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы.
Практика: Диагностика. Работа по таблице «Паспорт темперамента». Игра «Мой тип темперамента» (по реакции на смятую шляпу). Обработка данных практической деятельности.
Тема: Внимание и память.
Теория: Беседа по раскрытию понятий «память», «внимание». Особенности свойств внимания и памяти. Влияние протекания данных психологических процессов.
Практика: Диагностика. Психологический настрой. Психологическая задача на внимание. Оценка зрительной памяти (долговременной и кратковременной). Упражнения на развитие внимания и памяти. Само – и – взаимооценка качеств внимания и памяти.
Тема: Воображение.
Теория: Беседа на тему «Театрализация – это в первую очередь импровизация». Древнее искусство импровизации. Особенности методик по изучению и развитию воображения. Знакомство с методиками: «Вербальная фантазия», «Невербальная фантазия».
Практика: Упражнения на развитие вербального словесного воображения. Короткие истории. Игра «Пантомима». Обработка данных.
Тема: Пять органов чувств.
Теория: Обзорно-обобщающая лекция «Пять органов чувств и переоценка их важности в актёрской профессии». Зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Использование органов чувств для работы над вопросами «Кто?» и «Что?». Возможное поведение актёра.
Практика: Различные комбинации пяти вопросов. Упражнения на развитие органов чувств через воображение. Упражнения на релаксацию. Упражнение «Трансформация предметов».
Тема: Учимся взаимодействовать.
Теория: Беседа на тему: «Взаимоотношения и взаимодействия». Конфликтная ситуация.
Практика: Игра «Комплимент» (психологический настрой). Диагностика (анкетирование).
Игра-экспромт. Игровые практикумы ( «Необитаемый остров», «Телеграмма», «Комический цирк»). Игра на взаимопонимание «Путаница». Конфликтная ситуация. Интерпретация результатов. Выводы.
- Основы культуры речи.
Тема: Орфоэпия. Нормы русского литературного произношения.
Теория: Совокупность норм и правил литературного языка, регламентирующих оформление звучащей речи. Нормы литературного произношения. История формирования различных форм произношения. Нормы и правила культуры речи. Профессиональный термин «Орфоэпия».
Практика: Работа в тетрадях. Упражнения по развитию культуры речи (индивидуальная работа и работа в группах). Сюжетная игра «В кругу семьи».
Тема: Логическая эмоционально-образная выразительность речи.
Теория: Средства логической эмоционально-образной выразительности (интонация, логическая мелодия, интонирование знаков препинания, паузы). Виды пауз (логические, психологические, ритмические).
Практика: Упражнения на придумывание ситуаций к фразе или слову. Упражнения со
скороговорками («медленное чтение» по листу). Зрительное ознакомление с графическим
«расплыванием» звукозаписи. Чтение текстов со сложным расположением пауз, где выделяются наиболее типичные ошибки.
5. Искусство звучащего слова. Сценическая речь.
Тема: Правильное фонационное дыхание.
Теория: Профессиональный термин «фонационное дыхание». Принципы правильного дыхания. Чувство самосохранения.
Практика: Упражнения по развитие навыков правильного дыхания. Игры на три типа выдоха: долгий, средний, короткий. Самостоятельная работа над созданием упражнений по развитию навыков дыхания и применения их на практике.
Тема: Звук и сила голоса. Диапазон голоса.
Теория: Звук и сила голоса детского голоса. Диапазон голоса. Тихое поведение группы и более громкий голос отдельного участника. Принципы правильной постановки голоса при говорении и пении. Решение проблемы слышимости разными способами. Принципы тренировки голоса.
Практика: Упражнения по развитию навыков речевого голоса («Колокол», «Самолёт», «Этажи» и др.). Самостоятельная работа над звуками и силой голоса. Конкурс «караоке». Работам над созданием истории с предложенными обстоятельствами и с заданной музыкой.
Тема: Дикция и частота произношения.
Теория: Особенности речевой манеры как средства создания характера персонажа. Виды речи. Художественная речь ( прозаичная и стихотворная). Ритмическая организация прозаической речи. Чёткость дикции и частота произношения.
Практика: Освоение артикулярной гимнастики: язык, губы, нижняя челюсть. Упражнения с междометиями типа «Птичий двор» ( кормить птиц, призывая к себе: «Цып-цып», «Тёга – тёга» и т.д.). Упражнения со стихотворениями на чёткое произношение гласных и глухих согласных. Разучивание скороговорок. От простых к сложным с определённой интонацией, разным темпом произношения (Автор Е.Леонарди).
Тема: Смысловые и ритмообразующие элементы стихотворного текста.
Теория: Рассказы учащихся по теме «Истории жизни русских поэтов». Ритм в стихотворной речи ( чередования ударных и безударных слогов внутри стопы и стоп внутри строки). Рифма – созвучие конечных слогов в строке. Мужская и женская рифмы. Точные и неточные, простые и составные рифмы.
Практика: Индивидуальные упражнения по выразительному чтению. Групповые упражнения по выразительному чтению. Работа над стихотворениями. Конкурс стихотворений собственного сочинения.
6. Искусство кукольного театра.
Тема: Происхождение кукол.
Теория: История театра кукол. Происхождение куклы – вера первобытного человека в существование духов. Праздники в Египте. Роли богов отведены куклам. Театр пенджет. Театр кукол в Древней Греции. Италия – самая кукольная страна в Европе. Куклы Италии. Российский театр кукол – Петрушка. Середина 17 века. Красная площадь, скоморохи, кукольник – Петрушечник. .
Практика: Упражнения на снятие мышечного напряжения.
Тема: Виды кукол.
Теория: Беседа на тему «Что может быть куклой?». Вифлеемский ящик – наследство поколениям (рассказ и показ иллюстраций). Кукла, танцующая на доске – планшетная кукла. «Буратини» - перчаточная кукла. История Пунчинеллы, Панча, Петрушки. От фигурки Девы Марии к кукле – марионетки. Куклы Востока – Индокитай – тростевая кукла. Япония, Индия – театр теней.
Практика: Упражнения на снятие мышечного напряжения. Актуализация внимания (теневые фигуры, придумываются самими учащимися).
7. Итоговое занятие.
Тема: Традиционное мероприятие «Праздник, который придумали мы»
Практика: Приглашение учащихся других У.О. Творческий отчёт. Награждение за проявленные творческие способности и активное участие в жизни объединения. Чаепитие.
10. Диагностика.
Тема: Диагностика результатов театральной деятельности.
Практика: Диагностика развития творческой активности (в том числе и за пределами У.О.), артистических и музыкальных способностей. Диагностика развития техники вождения кукол. Фиксация достижений и усвоение учащимися программы.
11. Работа с родителями.
Тема: День открытых дверей.
Теория: Повышение педагогической культуры родителей. Индивидуальные беседы и консультации. Родительское собрание по итогам учебного года.
12. Воспитательная работа.
Тема: Досуг на каникулах.
Практика: Проведение традиционных мероприятий из цикла «Досуг на каникулах». Работа по созданию дружеских отношений в коллективе.
13. Выездные занятия.
Тема: Экскурсия.
Практика: Экскурсия с привлечением родителей. Посещение кукольного театра Дом Творчества г. Надым.
- Второй год обучения
Учебно-тематический план
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
теория | практика | 2 год | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Введение в специальность. | 2 | 2 | |
3 | Сценическое движение. | 4 | 8 | 12 |
4 | Коммуникативные способности. | 2 | 8 | 10 |
5 | Актёрское мастерство. | 6 | 20 | 26 |
6 | Жанры актёрского искусства. | 4 | 6 | 10 |
7 | Выездные занятия. | 2 | 2 | |
8 | Диагностика. | 2 | 2 | |
9 | Воспитательная работа. | 2 | 2 | |
10 | Работа с родителями. | 2 | 2 | |
11 | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Всего часов: | 72 |
Cодержание программы.
- Вводное занятие.
Теория: Знакомство с содержанием учебного курса, его целями и задачами. Правила по
ведения. Правила поведения в У.О. Правила внутреннего распорядка. Порядок и дисцип-
лина. Требования безопасности труда. Обсуждение представленного плана и организации
работы на второй год обучения. Рассматривание предложений и внесение изменений в
содержание курса.
Практика: Работа по карточкам-тестам.
2. Введение в специальность.
Тема: Театральная энциклопедия.
Теория: Толковый словарь «театроведа». Понятие «этюд», «авансцена», «антракт»,
«аплодисменты», «афиша», «бутафория», «грим», «декорация», «занавес», «кулисы»,
«мизансцена», «режиссёр», «реквизит», «репертуар», «репетиция». Просмотр иллюстра-
ций.
Практика: Запись новых основных понятий в рабочую тетрадь. Работа по карточкам с тер-
минами и понятиями.
Тема: Мастера театра. Создание сценического образа.
Теория: 1. Опыт многообразного использования предметов, деталей костюмов в театрли-
зованном представлении. Опыт жизненных наблюдений. От образа к рисунку. Макияж,
причёска, костюм. Декорации и предметы для импровизации.
Практика: Фиксация найденного образа. Игры-превращения. Разыгрывание этюдов.
3. Сценическое движение
Тема: Основы сценического движения.
Теория: Роль режиссёра в постановке сценических движений. Основы сценического дви-
жения. Практические советы по управлению зрительским вниманием. Композиция и груп-
пировка актёров на сцене. Визуальные линии. Вещи, которые не стоит делать на сцене.
Значение времени (хронометраж, темп и ритм)
Практика: 1. Тренинговые игры и упражнения по совершенствованию навыков сцениче-
ского движения. Интермедия.
Тема: Координация и синхронность движения.
Теория: Координация, согласование действий без партнёра и с партнёром.
Практика: Практические занятия по хореографии. Практические занятия по развитию пла
стики. Упражнения на развитие координации и синхронности движений (Кох И.Э.).
Тема: Понятие темпо - ритма сценического движения.
Теория: Темпо – ритм и характер сценического движения. Виды танцев и их элементы.
Практика: Практические занятия по хореографии. Практические занятия по развитию пла
стики движений. Танцы – миниатюры. Танцевальные импровизации (кадриль, полка,
вальс, цыганочка и т.п.). Просмотр танцевальных композиций. Подведение итогов прати
ческих занятий по хореографии.
Тема: Стилевое поведение.
Теория: Стилевое поведение различных эпох времени, их особенности. Культура общения.
Практика: Практические опыты по определению эпохи времени. Зарисовать варианты одежды каждой эпохи. Подготовка к мероприятию.
Тема: Мизансцена тела.
Теория: Мизансцена тела.
Практика: Постановка сценической сверхзадачи посредством решения мизансцен. Спосо-
бы решения сверхзадачи посредством мизансцен. Упражнения на тренировку тела. Ре
петиция. Показ выступлений. Анализ и обсуждение выступлений.
4. Актёрское мастерство.
Тема: Десять основных элементов игры на сцене.
Теория: Десять основных элементов актёрской игры ( пять основных вопросов и пять ор
ганов чувств). Принцип комплексного использования. Принцип «пяти вопросов». Пять
сенсорных раздражителей (видеть, слышать, обонять, пробовать, осязать). Физические и
эмоциональные возможности тела. Восприятие окружающего мира через пять основных
вопросов.
Практика: Упражнения на релаксацию. Упражнения на сенсорное восприятие.
Тема: Артистическая смелость.
Теория: Что такое артистическая смелость?
Практика: Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Работа с тестами.
Упражнения на развитие артистической смелости: «Игрушки», «Птичий двор», и т.д.
Тема: Актёрское внимание.
Теория: Работа актёра над собой. Профессиональный термин «Актёрское внимание». Ас-
пекты актёрского внимания.
Практика: Практические опыты. Упражнения на развитие актёрского внимания.
Тема: Искусство импровизации.
Теория: Древнее искусство импровизации. История её появления. Важность импровиза-
ции. Ключ к творчеству. Прилагательные и глаголы. Расслабление, концентрация на ощу-
щениях. Использование возможностей своего тела, голоса, воображения.
Практика: Игры на расслабление. Упражнения на развитие чувственного восприятия и
воображения. Упражнение «Трансформация предметов». Упражнения на пять вопросов и
различные их комбинации.
5. Коммуникативные способности.
Тема: Особенности общения и характер мероприятия. Правила общения.
Теория: Азбука общения. Особенности общения в зависимости от характера мероприятия.
Практика: Тренинги и упражнения коммуникативной направленности( по СмелковойА.З.).
Игры «Зеркало», «Угадай, кто я?», «Зарисовки».
Тема: Виды и способы общения. Монолог. Диалог. Полилог.
Теория: Виды общения. Монолог. Диалог. Полилог. Монологическая, диалогическая и сценическая речь. Виды и способы коммуникативного взаимодействия. Правила и нормы общения.
Практика: Тест «КОС» (коммуникативные и организаторские способности), автор Н.Е.
Щуркова. Практические занятия по ведению монолога, диалога, полилога (индивидуаль
ная работа, работа в парах, работа в группах).
6. Жанры актёрского искусства.
Тема: Жанры эстрадных номеров.
Теория: Понятие об эстраде как о форме театрального искусства. Жанры эстрадных номе-
ров. Ассоциативное мышление.
Практика: Просмотр иллюстраций. Просмотр видеороликов. Фронтальный опрос ( опре-
деление каждым учащимися жанров, показанных на видеоролике).
Тема: Подготовка показательных выступлений.
Теория: Ситуация свободного выбора цели и действия. Создание выразительного образа
на сцене.
Практика: Прослушивание или просмотр музыкального номера. Работа над эстрадными
номерами (в параллели). Работа над костюмами (привлечение родителей).
Тема: Генеральная репетиция. Показательные выступления.
Практика: «Песня года» - показательные выступления. Анализ и обсуждение. Выбор луч
ших номеров к праздничному концерту для родителей.
Тема: Разговорный жанр. Жанры клоунады и пародий.
Теория: Жанры клоунады и пародий. Просмотр видеороликов программы «Аншлаг».
Особенности бессловесного элемента.
Практика: Конкурс юмористических частушек. Конкурс «Позитивные стороны острых уг
лов», разыгрывание мизансцен.
Тема: Подготовка показательных выступлений.
Теория: Ситуация свободного выбора цели и действия. Раскованное поведение на сцене.
Практика: Работа над созданием самостоятельного номера ( разговорный жанр, жанр
клоунады или пародии – по выбору учащихся). Пробы. Репетиция в параллели с изго-
товлением сценических костюмов и необходимого реквизита. Выбор музыкального со-
провождения выступлений.
7. Актёрское мастерство.
Тема: Театральная игра.
Теория: Роль игры в развитии навыков актёрского мастерства.
Практика: Упражнения по технике речи. Упражнения на движение. Театральные игры
- «Сам себе режиссер»,
- «Японская мышка»,
- «Цирковое представление» и др.
8. Итоговое занятие.
Тема: Отчёт о проделанной работе.
Подведение итогов учебного процесса ( достижение целей и задач, поставленных внача-
ле учебного года). Диагностика ЗУН. Диагностика результативности. Просмотр фотогра-
фий и видеосъемки. Выявление недочётов в работе и способы их устранения. Подготовка
к отчётному праздничному концерту для родителей.
9. Диагностика
Диагностика развития музыкальных и артистических способностей обучающихся.
Работа по карточкам с заданиями. Контроль ЗУН. Фиксация достижений. Изучение удовлетворённости обучающихся.
10. Работа с родителями.
Родительское собрание по теме: «Развитие артистических и музыкальных способностей
школьников через театральную деятельность». Индивидуальные беседы и консультации.
Сотрудничество родителей с У.О.
Коллективно – творческое дело «Праздник, который придумали мы». Показательные
выступления учащихся по номинациям:
- жанр клоунады;
- разговорный жанр;
- пародия;
- эстрадные номера.
Чаепитие. Награждение грамотами родителей за активное участие в жизни У.О. Награждение
учащихся дипломами, грамотами и праздничными сувенирами.
11. Воспитательная работа.
Работа по созданию дружеских отношений в коллективе.
Проведение традиционных мероприятий из цикла «Досуг на каникулах».
Работа по созданию дружеских отношений в коллективе.
Проведение традиционных мероприятий из цикла «Досуг на каникулах».
12. Выездные занятия.
Посещение театрального клуба Дом Творчества г. Надым.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение:
- инструкции по Т.Б;
- иллюстрации, рисунки;
- фотографии актёров, сценических персонажей;
- набор аудиокассет и CD дисков с произведениями и записями фонограмм;
- бутафория;
- декорации;
- сценические костюмы;
- куклы;
- грим;
- литература для учащихся.
Техническое оснащение программы
В настоящее время в кабинете установлена учебная мебель:
- шкафы для музыкальной и методической литературы;
- столы - 3 шт;
- стулья -15 шт.
Для работы письменный стол и стул для педагога
- магнитофон – 1 шт.
- ПК.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21 декабря 2012года.
- Письмо ДОгМ № 01-50/02 – 2166/14 от 06.10.2014 г.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Приказ департамента образования Надымского района от 17.12.2015 № 1178 «Об использовании в практической работе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности, проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях Надымского района»
- Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма».
Методическое обеспечение дополнительной программы предполагает:
- систематическую работу с литературой научно-методического характера в области педагогики;
- поиск эффективных методов и образовательных технологий;
- систематизацию накопленных и авторских методических материалов;
- повышение квалификации в рамках КПК и самообразования.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает
- разработки педагога для проведения занятий: раздаточный материал, иллюстрации, рисунки;
- разработки информационного характера: беседы, игры по темам программы;
- мониторинг состояния и результатов деятельности: тесты, анкеты;
- творческие отчеты по программе: фотоархив, видеозапись;
Список литературы:
- Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в школе: игры, упражнения, сценарии.- М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Аванесов Р.П. Орфографический словарь русского языка. М.,1999 г.
- Ватапова Д.Х.. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах./ М., 1999 г.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в школе. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./Под редакцией Т.С.Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Козляникова И.П. Произношение и дикция./ М., 1991 г.
- Петерсон Л., О Коннор Д. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
- Саригева Е.Ф. Сценическая речь. М., 2001 г.
- Щёткин А.В. Театральная деятельность детских творческих коллективов./под редакцией О.Ф. Горбуновой.-М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Литература для обучающихся
- Буяльский Б.А. Исскуство выразительного чтения./ М.1995
- Сценарии и репертуар. Культурно-издательский центр «Фест». Подписка 2007-2008год, 2008-2009 год.
- Смелкова З.А.Азбука общения/ Челябинск,1997
- Поляк Л.Я. Театьр сказок: Сценарии в стихах по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
- Интернет – сайт www. tc-sfera . ru.
Словарь основных понятий и терминов
Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актёр – деятельный, действующий ( акт-действие) участник игры.
Амфитеатр – места для зрителей, расположенные за портером.
Антракт- промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей.
Афиша – объявление о представлении.
Балет – вид театрального искусства, где содержание передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером и амфитеатром.
Бенуар – ложи под обеими сторонами портера на уровне сцены.
Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение).
Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу(посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актёру для данной роли.
Декорация – украшение, художественное оформление действия на театральной сцене.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма – сочинение для сцены.
Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман – боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент.
Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а телодвижениями, выражением лица, отражающие эмоциональное состояние.
Монолог – речь одного лица, мысли вслух.
Опера – музыкально – драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта – весёлый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.
Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик – накладные волосы.
Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены.
Режиссёр – управляющий актёрами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит – вещи, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.
Ремарка – пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.
Репетиция – повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика – фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
Театр - место для зрелищ.
Штанкет – металлическая трубка на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе – помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.