МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по предмету сценическая речь и ораторское мастерство «Упражнения по дикции и орфоэпии для самостоятельной работы».

Абракова Лариса Владимировна

"Заговори, чтобы я тебя увидел"  слова принадлежат древнегреческому  философу Сократу. Ораторское искусство  это умение  общаться  легко, непринуждённо, вызывая симпатию и интерес собеседника. Учитесь работать сами. Самостоятельные занятия помогут добиться превосходных результатов.  Избавьтесь от недостатков речи. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной  жизни. Ясно мыслить  и выражать мысли во всей полноте и убедительности. Стань самим собой. Эти методические рекомендации в помощь Вам.Внимание и самоконтроль - вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.  Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennoe_byudzhetnoe_netipovoe.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое

образовательное учреждение

Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по предмету сценическая речь и ораторское мастерство

«Упражнения по дикции и орфоэпии для самостоятельной работы. Артикуляция гласных звуков.»

Составитель:

Абракова Л.В

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2024

«Речь - музыка. Текст роли и пьесы - мелодия, опера или симфония. Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размерной речи сила воздействия слова увеличивается. Искусство требует порядка, точности и законченности. Произношение на сцене требует большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности».

К. С. Станиславский

Цель методических рекомендаций – избавить Вас от недостатков речи.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой.

С этого времени Вы создатель этого мира. Наверное, каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда.

Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и

всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и

ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не

добьётесь хороших результатов в своей работе.

Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества,

которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные звуки образуются за счет выдыхаемого воздуха, который не

встречает на своем пути препятствий и выходит со звуком свободно и

плавно. Эти звуки придают речи объём и полётность.

В русском языке на гласных строится мелодика речи. Часто из-за неправильного произнесения или выпадения гласного звука

слово может потерять не только красоту и звучность, но и смысл. Именно

поэтому необходимо уделять большое внимание как ударному гласному

звуку, так и безударным.

Существуют так называемые «твёрдые» и «мягкие» гласные.

И – Э – А – О – У – Ы («Твердая» таблица гласных звуков)

И – Е – Я – Ё – Ю – И («Мягкая» (йотированная) таблица)

(йэ) (йа) (йо) (йу)

Давайте проверим артикуляцию гласных звуков.

Сядьте перед зеркалом и постарайтесь произнести звуки так, как

указано ниже:

И – челюсти сближены, но не смыкаются, губы приоткрыты. Кончик

языка касается нижних зубов. Следите за тем, чтобы губы сильно не

растягивались в улыбку, иначе звук становиться «плоским», что является

характерным для просторечия. Видны кончики верхних и нижних зубов.

Э – язык внизу, лежит свободно у нижних зубов, расстояние между

зубами увеличивается. Губы чуть шире, чем у звука И. Мягкое нёбо –

поднимается. Опять следите за тем, чтобы губы сильно не растягивались в

улыбку.

А – язык лежит плоско, свободно. Нижняя челюсть опущена. Рот

широко открыт.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была максимально опущена

вниз. Часто встречающаяся ошибка – сближенные челюсти, как будто вы

говорите сквозь зубы.

О – язык слегка приподнимается

и отодвигается назад. Губы

округляются и образуют кольцо.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть и лицевые мышцы были

максимально свободны.

У – губы сужены почти до трубочки, образуют узкое кольцо и

выдвинуты вперед больше, чем при звуке О.

Часто из-за неправильного произнесения или выпадения гласного звука

слово может потерять не только красоту и звучность, но и смысл. Именно

поэтому необходимо уделять большое внимание как ударному гласному

звуку, так и безударным.

Существуют так называемые «твёрдые» и «мягкие» гласные.

И – Э – А – О – У – Ы («Твердая» таблица гласных звуков)

И – Е – Я – Ё – Ю – И («Мягкая» (йотированная) таблица)

(йэ) (йа) (йо) (йу)

Давайте проверим артикуляцию гласных звуков.

Сядьте перед зеркалом и постарайтесь произнести звуки так, как

указано ниже:

И – челюсти сближены, но не смыкаются, губы приоткрыты. Кончик

языка касается нижних зубов. Следите за тем, чтобы губы сильно не

растягивались в улыбку, иначе звук становиться «плоским», что является

характерным для просторечия. Видны кончики верхних и нижних зубов.

Э – язык внизу, лежит свободно у нижних зубов, расстояние между

зубами увеличивается. Губы чуть шире, чем у звука И. Мягкое нёбо –

поднимается. Опять следите за тем, чтобы губы сильно не растягивались в

улыбку.

А – язык лежит плоско, свободно. Нижняя челюсть опущена. Рот

широко открыт.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была максимально опущена

вниз. Часто встречающаяся ошибка – сближенные челюсти, как будто вы

говорите сквозь зубы.

О – язык слегка приподнимается

и отодвигается назад. Губы

округляются и образуют кольцо.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть и лицевые мышцы были

максимально свободны.

У – губы сужены почти до трубочки, образуют узкое кольцо и

выдвинуты вперед больше, чем при звуке О.

Следите за тем, чтобы губы обязательно образовывали кольцо, для того

чтобы воздух со звуком вышел вперёд, а не остался «гудеть» за губами.

Ы - положение такое же как при звуке И, только нижняя челюсть

слегка выдвигается вперёд (как при неправильном прикусе) и возвращается в

исходное положение.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не фиксировалась в выдвинутом

положении, а быстро возвращалась назад. Звук Ы представляет большие

затруднения для иностранцев, так как почти несвойственен другим языкам.

Нельзя забывать, что гласные звуки русского языка артикулируются

«по вертикали»: челюсть подвижная, раскрывается вертикально, губы

мягкие, свободные, округлой формы - а не «по горизонтали», когда челюсть

практически не раскрывается: губы «тонкие», уголки губ растягиваются как

в улыбку. Нужно научиться контролировать себя, так «горизонтальная» артикуляция упрощает речь и делает её просторечной. Ясность произношения заключается в такой артикуляции звуков, при

которой они легко и свободно улавливаются и различаются слушателями.

Это достигается сравнительно медленным темпом речи, внимательным

отношением к процессу образования звука и правильностью работы

артикуляционного аппарата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ;tld=ru&lang=ru&name=Бруссер_104%20упражнения.pdf&text=Бруссер%20А.
  2. А. М. Бруссер М.П. Оссовская «104 УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИКЦИИ И ОРФОЭПИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ». Москва, 2004 г.