МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по предмету сценическая речь и ораторское мастерство «Упражнения по дикции и орфоэпии для самостоятельной работы».
"Заговори, чтобы я тебя увидел" слова принадлежат древнегреческому философу Сократу. Ораторское искусство это умение общаться легко, непринуждённо, вызывая симпатию и интерес собеседника. Учитесь работать сами. Самостоятельные занятия помогут добиться превосходных результатов. Избавьтесь от недостатков речи. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности. Стань самим собой. Эти методические рекомендации в помощь Вам.Внимание и самоконтроль - вот те качества, которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата. Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_netipovoe.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное нетиповое
образовательное учреждение
Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по предмету сценическая речь и ораторское мастерство
«Упражнения по дикции и орфоэпии для самостоятельной работы. Артикуляция гласных звуков.»
Составитель:
Абракова Л.В
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2024
«Речь - музыка. Текст роли и пьесы - мелодия, опера или симфония. Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размерной речи сила воздействия слова увеличивается. Искусство требует порядка, точности и законченности. Произношение на сцене требует большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности».
К. С. Станиславский
Цель методических рекомендаций – избавить Вас от недостатков речи.
Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой.
С этого времени Вы создатель этого мира. Наверное, каждый из Вас понимает, что сложный путь преодоления себя только начинается и что успех, аплодисменты, слава придут в результате ежедневного труда.
Забудьте слова «не могу», «не умею», «не хочу». Будьте внимательны и
всегда готовы выполнить предложенные задачи. Помните, что без проб и
ошибок, многочисленных повторов, без самостоятельных занятий Вы не
добьётесь хороших результатов в своей работе.
Учитесь работать сами. Внимание и самоконтроль – вот те качества,
которые помогут Вам в кратчайшие сроки достичь желаемого результата.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Гласные звуки образуются за счет выдыхаемого воздуха, который не
встречает на своем пути препятствий и выходит со звуком свободно и
плавно. Эти звуки придают речи объём и полётность.
В русском языке на гласных строится мелодика речи. Часто из-за неправильного произнесения или выпадения гласного звука
слово может потерять не только красоту и звучность, но и смысл. Именно
поэтому необходимо уделять большое внимание как ударному гласному
звуку, так и безударным.
Существуют так называемые «твёрдые» и «мягкие» гласные.
И – Э – А – О – У – Ы («Твердая» таблица гласных звуков)
И – Е – Я – Ё – Ю – И («Мягкая» (йотированная) таблица)
(йэ) (йа) (йо) (йу)
Давайте проверим артикуляцию гласных звуков.
Сядьте перед зеркалом и постарайтесь произнести звуки так, как
указано ниже:
И – челюсти сближены, но не смыкаются, губы приоткрыты. Кончик
языка касается нижних зубов. Следите за тем, чтобы губы сильно не
растягивались в улыбку, иначе звук становиться «плоским», что является
характерным для просторечия. Видны кончики верхних и нижних зубов.
Э – язык внизу, лежит свободно у нижних зубов, расстояние между
зубами увеличивается. Губы чуть шире, чем у звука И. Мягкое нёбо –
поднимается. Опять следите за тем, чтобы губы сильно не растягивались в
улыбку.
А – язык лежит плоско, свободно. Нижняя челюсть опущена. Рот
широко открыт.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была максимально опущена
вниз. Часто встречающаяся ошибка – сближенные челюсти, как будто вы
говорите сквозь зубы.
О – язык слегка приподнимается
и отодвигается назад. Губы
округляются и образуют кольцо.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть и лицевые мышцы были
максимально свободны.
У – губы сужены почти до трубочки, образуют узкое кольцо и
выдвинуты вперед больше, чем при звуке О.
Часто из-за неправильного произнесения или выпадения гласного звука
слово может потерять не только красоту и звучность, но и смысл. Именно
поэтому необходимо уделять большое внимание как ударному гласному
звуку, так и безударным.
Существуют так называемые «твёрдые» и «мягкие» гласные.
И – Э – А – О – У – Ы («Твердая» таблица гласных звуков)
И – Е – Я – Ё – Ю – И («Мягкая» (йотированная) таблица)
(йэ) (йа) (йо) (йу)
Давайте проверим артикуляцию гласных звуков.
Сядьте перед зеркалом и постарайтесь произнести звуки так, как
указано ниже:
И – челюсти сближены, но не смыкаются, губы приоткрыты. Кончик
языка касается нижних зубов. Следите за тем, чтобы губы сильно не
растягивались в улыбку, иначе звук становиться «плоским», что является
характерным для просторечия. Видны кончики верхних и нижних зубов.
Э – язык внизу, лежит свободно у нижних зубов, расстояние между
зубами увеличивается. Губы чуть шире, чем у звука И. Мягкое нёбо –
поднимается. Опять следите за тем, чтобы губы сильно не растягивались в
улыбку.
А – язык лежит плоско, свободно. Нижняя челюсть опущена. Рот
широко открыт.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была максимально опущена
вниз. Часто встречающаяся ошибка – сближенные челюсти, как будто вы
говорите сквозь зубы.
О – язык слегка приподнимается
и отодвигается назад. Губы
округляются и образуют кольцо.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть и лицевые мышцы были
максимально свободны.
У – губы сужены почти до трубочки, образуют узкое кольцо и
выдвинуты вперед больше, чем при звуке О.
Следите за тем, чтобы губы обязательно образовывали кольцо, для того
чтобы воздух со звуком вышел вперёд, а не остался «гудеть» за губами.
Ы - положение такое же как при звуке И, только нижняя челюсть
слегка выдвигается вперёд (как при неправильном прикусе) и возвращается в
исходное положение.
Следите за тем, чтобы нижняя челюсть не фиксировалась в выдвинутом
положении, а быстро возвращалась назад. Звук Ы представляет большие
затруднения для иностранцев, так как почти несвойственен другим языкам.
Нельзя забывать, что гласные звуки русского языка артикулируются
«по вертикали»: челюсть подвижная, раскрывается вертикально, губы
мягкие, свободные, округлой формы - а не «по горизонтали», когда челюсть
практически не раскрывается: губы «тонкие», уголки губ растягиваются как
в улыбку. Нужно научиться контролировать себя, так «горизонтальная» артикуляция упрощает речь и делает её просторечной. Ясность произношения заключается в такой артикуляции звуков, при
которой они легко и свободно улавливаются и различаются слушателями.
Это достигается сравнительно медленным темпом речи, внимательным
отношением к процессу образования звука и правильностью работы
артикуляционного аппарата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- ;tld=ru&lang=ru&name=Бруссер_104%20упражнения.pdf&text=Бруссер%20А.
- А. М. Бруссер М.П. Оссовская «104 УПРАЖНЕНИЯ ПО ДИКЦИИ И ОРФОЭПИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ». Москва, 2004 г.